Инфраструктура российского рынка ценных бумаг (краткий ликбез). Органы регулирования российского рынка ценных бумаг

Органы регулирования рынка - это совокупность организаций, учреждений, осуществляющих функции регулирования на основе обязательных (законодательных, нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования.
К органам, осуществляющим регулирование российского рынка ценных бумаг, относятся:
- государственные органы исполнительной власти;
- саморегулируемые организации;
- общественные организации.
К государственным органам исполнительной власти относят прежде всего высшие исполнительные органы власти, имеющие отношение к регулированию не только рынка ценных бумаг, а в целом общественной, политической, экономической и других сфер жизни общества. Это определяющие органы высшей исполнительной власти: президент, правительство, министерства и ведомства. К этой же категории (государственные исполнительные органы власти) относится Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - государственная организация, функции которой в прошлом осуществляла Федеральная комиссия по ценным бумагам, ныне ее полномочия переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Такого рода организация призвана проводить государственную политику в области рынка ценных бумаг, контролировать профессиональных участников, устанавливать требования и стандарты эмиссии ценных бумаг. Полномочия ФСФР не распространяются на эмиссию долговых государственных и муниципальных бумаг, поэтому следующим по значимости органом регулирования на рынке ценных бумаг смело можно считать Министерство финансов РФ. Стоит отметить, что функции Министерства финансов в этой области весьма специфичны, поскольку в его лице совмещены роли регулятора и эмитента одновременно. Важнейшим регулятором на рынке ценных бумаг является Центральный банк РФ, в задачи которого входит лицензирование и регулирование деятельности кредитных учреждений, являющихся в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями, сообразуясь с федеральными законами. Поскольку именно Центральный банк РФ устанавливает ставку рефинансирования и при этом является кредитной организацией последней инстанции, то, по сути, он же косвенно определяет доходность государственных и муниципальных ценных бумаг.
Как нами уже было отмечено, регулирование может происходить не только на основе законодательных и нормативных актов, но и посредством этических норм и основанных на них добровольно принятых правил. Такого рода регулирование происходит на уровне саморегулируемых добровольных объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг. Наиболее крупными и известными из них на рынке ценных бумаг являются:
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
- Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (ПАРТАД).
- Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).
Общественные организации - участники отношений на рынке ценных бумаг в России, по большому счету, попросту отсутствуют. Возникают подобного рода организации лишь эпизодически и, как правило, вследствие кризисных явлений, например, возникшее в связи с крушением финансовой пирамиды «МММ» «Общество защиты вкладчиков», трансформировавшееся впоследствии в так называемый «Союз заемщиков и вкладчиков России». Однако эта и подобные ей организации не оказывают сколько-нибудь серьезного влияния.
Органы регулирования рынка ценных бумаг кратко : на протяжении многих столетий рынок развивался стихийно. Однако со временем стало ясно, что дальнейшее его развитие без регулирующей роли государства становится невозможным. Регулирование - это форма управления, состоящая в установлении пределов и правил. Регулирование рынка вообще может происходить административными и экономическими методами, но такая классификация условна. Как правило, обе формы дополняют друг друга. Рынок ценных бумаг в связи с многочисленностью участников и масштабностью интересов, затрагиваемых его изменениями, является как в мировой, так и отечественной практике одним из самых регламентированных. Регулирование на рынке ценных бумаг России происходит в двух взаимосвязанных аспектах: законодательно - через производство законодательных и нормативных актов, а также посредством регулирующих органов, призванных осуществлять контроль за их (законодательных актов) исполнением. Выделяют три основные группы регулирующих органов: государственные органы исполнительной власти, саморегулируемые организации, общественные организации.

В прошлом хабратопике мы обсудили базовую схему устройства фондового рынка нашей страны. Однако, помимо, собственно биржевых площадок, брокеров и торговцев есть и другие игроки, которые оказывают на рынок значительное влияние. Сегодня мы рассмотрим архитектуру отечественного рынка более подробно.

Регулирующий орган

Одним из главных игроков фондового рынка любой страны является регулирующий орган – государство не пускает дела на самотек. Функции регуляторов как правило включают в себя:
  • Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.
  • Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.
  • Выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрация этих выпусков.
  • Контроль за соблюдением эмитентами – акционерными обществами прав акционеров.
  • Выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.

Немного терминологии

Эмитент – организация, которая выпустила (т.е. эмитировала) ценные бумаги (акции) для развития и финансирования своей работы.
Эмиссия – последовательные действия эмитента к выпуску и размещению на бирже своих ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги размещаются серийно равными объемами и имеют равные сроки по осуществлению прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени их приобретения.


Главное свойство регулятора заключается в том, что он представляет на рынке только интересы государства, которые могут не совпадать с интересами участников рынка, да и, в целом, общества.

В США органом, регулирующим фондовый рынок является Комиссия по ценным бумагам и биржам (The Securities and Exchange Commission, SEC), а в России, до недавнего времени таким органом была Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), но 1 сентября 2013 года она была упразднена, а ее функции передали в ведение Центрального банка.

Государственный регулятор контролирует и лицензирует работу всех участников фондового рынка, и, в случае каких-либо нарушений прав инвесторов или акционеров, законов о рынке ценных бумаг или постановлений теперь уже ЦБ РФ, реакция последнего может быть очень жесткой: от штрафов до отзыва лицензии.

Саморегулируемые организации

Для более эффективной деятельности государственных регуляторов рынка Федеральный закон о рынке ценных бумаг РФ предусматривает создание специальных некоммерческих специализированных объединений участников рынка. Обычно они называются саморегулируемые организации (СРО), и регулятор перекладывает на них часть собственных функций по надзору за своими членами, в обмен на возможность участия в законотворческой деятельности. Участие в СРО не является обязательным для профессиональных участников рынка, но приветствуется регулятором.

Вот несколько примеров таких организаций в России:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка).
  • ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-агентов и Депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация).
  • НЛУ (национальная лига управляющих).
В США самая известная общественная организация на фондовом рынке – это Национальная ассоциация брокеров-дилеров (National Association of Securities Dealer, NASD).

Скоро, когда будут приняты нормы пруденциального надзора , членство профучастников в таких организациях рискует стать обязательным, а сами СРО возьмут на себя часть функций регулятора по контролю за своими членами.

Регистратор

У каждого акционерного общества должен быть реестр акционеров, где они все учтены. В случае, если у акционерного общества менее 50 акционеров, то такая компания согласно закону об акционерных обществах, может сама вести свой реестр. Если же акционеров больше, то ведение реестра необходимо передать независимому юридическому лицу, которое и будет называться регистратором (или реестродержателем). Так будет до 1 октября 2014 года. Потом реестр акционеров придется отдать настоящему регистратору.

Учет акционеров необходим для начисления дивидендов, проведения общих собраний и реализации других корпоративных прав владельцев ценных бумаг. За ведение реестра компания платит регистратору – собственно, именно плата от различных клиентов за ведение и внесение новых записей в реестр и является его основным доходом.

Депозитарий

Еще один участник рынка, без которого оборот ценных бумаг был бы просто невозможен, - это депозитарий. Эта организация предназначена по большей части не для компаний-акционерных обществ, а для их акционеров. Депозитарий ведет учет прав последних на принадлежащие им ценные бумаги. Учитывает он и переход права собственности на бумаги клиентов (их называют депонентами ), когда они их покупают и продают.

Чтобы хранить свои бумаги в депозитарии, клиент должен открыть в нем специальный счет депо, на котором и будут учитываться его ценные бумаги. На основании документов о купле-продаже бумаг, которые депозитарии получают от брокеров (которые иногда совмещают брокерскую и депозитерную деятельность), клиринговых палат бирж и других депозитариев, проводятся проводки (списания и зачисления) по счетам депо клиентов. Плата за эти операции и составляет заработок депозитария. Таким образом, депозитарий является главным гарантом прав собственности инвестора на принадлежащие ему ценные бумаги.

Депозитарии и Регистраторы связаны между собой сложной сетью междепозитарных договоров и отношений, позволяющих потенциальному депоненту открыть счет фактически в любом депозитарии и реализовать свои права. Здесь депозитарии в отношении ценных бумаг выполнят функции аналогичные функциям банков, относительно денег. И как в банковской сфере есть свой Центральный Банк, в котором у всех банков открыты корреспондентские счета, позволяющие обмениваться платежами друг с другом, так и на депозитарном поле в нашей стране недавно появился Центральный Депозитарий.

Клиринговые организации и клиринговые центры

Существуют в составе биржевых групп, как например ЗАО «АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) входит в состав группы компаний Московской Биржи. Основная обязанность Клирингового центра – рассчитать на основании реестра сделок совершенных на бирже и дать верную информацию о необходимых списаниях и зачислениях денег и ценных бумаг Расчетным Палатам и расчетным депозитариям. Для Расчетных палат и расчетных депозитариев клиринговый отчет является безусловным документом на основании которого осуществляется движение денежных средств по торгово-клиринговым счетам и ценных бумаг по счетам-депо.

Расчетные палаты

Эти организации существуют при торговых площадках (биржах), и их деятельность также осуществляется по соответствующими лицензиями.

В функции расчетной палаты входит:

  • Учет денежных средств участников торгов.
  • Осуществление поставки денег по каждой сделке продавцам бумаг.
  • Списание денежных средств со счетов покупателей.
  • Осуществление внешних и внутренних денежных переводов.
Перед началом торгов участники перечисляют деньги с расчетных счетов на специальные торговые счета, после чего средства блокируются для торговли и на них можно только покупать ценные бумаги. Вообще говоря, расчетная палата не имеет возможности производить изменение денежного счета участников после каждой совершенной сделки. Это было бы слишком накладно ввиду того, что таких сделок проходят десятки миллионов. Поэтому все расчеты и изменение состояния счетов (учитывая и комиссию биржи) осуществляются по завершении клиринга.

По завершению торгов проводится клиринговый сеанс в результате которого клиринговый центр формирует отчеты, на основании которых расчетная палата и проводит движения денежных средств. После осуществления всех этих действий средства выводятся обратно на расчетные счета и участник может ими распоряжаться по собственному усмотрению.

Расчетный депозитарий

Как расчетная палата занимается учетом денежных средств, расчетный депозитарий занимается учетом ценных бумаг участников торгов, осуществляет их поставку на счета тех, кто совершил покупку, и списывает со счетов продавцов. Расчетный депозитарий также руководствуется в своих действиях клиринговыми отчетами. Аналогично денежным средствам, ценные бумаги перед началом торгов блокируются, и точно также списываются или зачисляются после проведения клиринга.

В принципе функции Расчетного депозитария и Расчетной палаты (или Расчетной палаты и Клиринговой организации, или Клиринговой организации и расчетного депозитария) могут быть совмещены в одном юридическом лице. Так, например, в группе компаний Московской Биржи функции расчетного депозитария и расчетной палаты совмещены в НКО «Национальный Расчетный Депозитарий» (ЗАО «НРД»).

Конечно, на рынке существует еще довольно много игроков, но об этом мы поговорим уже в следующих постах.

Законодательство

В заключение мы дадим названия законов, которыми регулируется работа всего этого сложного механизма.
  1. Федеральный закон № 39 «О рынке ценных бумаг», который регулирует деятельность профессиональных участников: брокеров, дилеров, депозитариев, и др.
  2. ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», из названия понятно о чем он написан,
  3. ФЗ № 7 «О клиринге и клиринговой деятельности», который регулирует клиринговую деятельность,
  4. ФЗ № 325 «Об организованных торгах», который регулирует деятельность бирж,
  5. ФЗ № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»,
  6. ФЗ № 414 «О центральном депозитарии», который определяет место и роль центрального депозитария в картине фондового рынка страны
И плюс масса подзаконных актов к этим законам, которые в случае правильного их применения обеспечивают полную защиту инвесторов, честность и справедливость рынка и ценообразования на нем.

На сегодня все. Спасибо за внимание, будем рады ответить на появившиеся вопросы в комментариях.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников

(эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых

организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также

общественное регулирование , то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с

использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей :

1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг

2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий,

мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц

3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов

4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка

5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения

кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Регулятивная инфраструктура 34– это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

· Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации)

· Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие,

лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее)

· Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг)

· Этика фондового рынка

· Традиции и обычаи.


34Впервые определение регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг дано в книге Миркина Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок». М., Перспектива, 1994 г. с. 441.


В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют

собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на

рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы»).

В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики. На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется

посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств

государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и так далее.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции :

· Идеологическая , то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации

· Законодательная , то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг

· Административная , то есть прямое административное регулирование участников рынка

· Стимулирующая , то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора

экономики

· Надзорная и контрольная , то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг

· Арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого государство выступает в качестве участника рынка ценных бумаг, а именно:

· Государство является крупнейшим заемщиком - эмитентом облигаций федеральных,

субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований)


· Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий

· Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального Банка РФ, являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг и крупнейшим дилером на этом сегменте рынка. Кроме этого, в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по

продаже акций приватизированных предприятий, государство выступает в качестве посредника на рынке акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Именно ФКЦБ:

· Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг

· Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг

· Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основная задача ФКЦБ России состоит в создании равных и взаимовыгодных условий функционирования рынка ценных бумаг, реализации единой государственной политики по развитию рынка ценных бумаг, защите прав инвесторов. Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;

· утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;

· утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;

· обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

· осуществление контроля за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· защита прав инвесторов, в том числе в судебном порядке.

Правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг утверждаются ФКЦБ России в постановлениях. Эти постановления являются нормативными актами и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

ФКЦБ России состоит из шести членов: председателя, его первого заместителя, трех заместителей и секретаря ФКЦБ России. Количественный состав членов ФКЦБ России может

быть изменен указом Президента Российской Федерации. Председатель ФКЦБ России руководит

ее деятельностью и по должности является федеральным министром.

Органом государственного управления в сфере рынка ценных бумаг является также

Министерство финансов Российской Федерации. К его компетенции относится ряд вопросов,

связанных с установлением правил бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, проведением государственной политики в области эмиссии государственных ценных бумаг, Министерство финансов участвует также в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг.


Важным условием развития рынка ценных бумаг является обеспечение свободной

конкуренции и ограничение монополистической деятельности в этой сфере. Особая роль в этом

отводится Министерству РФ по антимонопольной политике. К его задаче, в частности относится содействие развитию конкуренции на рынке ценных бумаг, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства лицами, оказывающими услуги на рынке ценных бумаг.

Центральный Банк Российской Федерации, хотя и не является государственным органом

власти, вправе на основании закона осуществлять регулирование деятельности на рынке ценных бумаг кредитных организаций. Центральный Банк Российской Федерации регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, контролирует соблюдение ими требований

законодательства о ценных бумагах.

Система федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, возглавляется Правительством Российской Федерации. К его функциям относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Значительная роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг принадлежит Президенту Российской Федерации, который

как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы и распоряжения, в том числе регулирующие рынок ценных бумаг.

Основными органами, осуществляющими профессиональное регулирование рынка ценных бумаг являются саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации – это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности, приобретающие статус саморегулируемой организации на основании разрешения ФКЦБ, которые устанавливают обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

– это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства , других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

  1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг
  2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества , преступлений со стороны отдельных лиц
  3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов
  4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка
  5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Регулятивная инфраструктура – это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации)
  • Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие, лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее)
  • Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг)
  • Этика фондового рынка
  • Традиции и обычаи .

В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы »).

В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики . На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета , политики в области управления государственной собственностью и так далее.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:

  • Идеологическая, то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации
  • Законодательная, то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг
  • Административная, то есть прямое административное регулирование участников рынка
  • Стимулирующая, то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики
  • Надзорная и контрольная, то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг
  • Арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого государство выступает в качестве участника рынка ценных бумаг, а именно:

  • Государство является крупнейшим заемщиком - эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований)
  • Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий
  • Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального Банка РФ , являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг и крупнейшим дилером на этом сегменте рынка. Кроме этого, в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продаже акций приватизированных предприятий, государство выступает в качестве посредника на рынке акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) . Именно ФКЦБ:

  • Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг
  • Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основная задача ФКЦБ России состоит в создании равных и взаимовыгодных условий функционирования рынка ценных бумаг, реализации единой государственной политики по развитию рынка ценных бумаг, защите прав инвесторов. Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;
  • утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;
  • утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;
  • обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • осуществление контроля за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • защита прав инвесторов, в том числе в судебном порядке.

Правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг утверждаются ФКЦБ России в постановлениях. Эти постановления являются нормативными актами и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

ФКЦБ России состоит из шести членов: председателя, его первого заместителя, трех заместителей и секретаря ФКЦБ России. Количественный состав членов ФКЦБ России может быть изменен указом Президента Российской Федерации . Председатель ФКЦБ России руководит ее деятельностью и по должности является федеральным министром.

Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг , содержащими гражданско-правовые нормы , являются Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Так, статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Гарантии иметь имущество в собственности (включая ценные бумаги), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами закреплены статьей 35 Конституции. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав , основные правила совершения сделок с ними, порядок удостоверения, осуществления и защиты прав , закрепленных ценными бумагами.

Среди федеральных законов особое значение имеет закон «О рынке ценных бумаг», который устанавливает правовое положение субъектов рынка ценных бумаг, порядок осуществления профессиональных видов деятельности. Кроме этого закон большое внимание уделяет регулированию эмиссии ценных бумаг, процедуре раскрытия информации, гражданско-правовой ответственности, возникающей на рынке ценных бумаг. Порядок реализации конституционной гарантии на судебную защиту прав закреплен в нормах гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Гражданское право не является единственной отраслью права, определяющей нормы поведения на рынке ценных бумаг. Отдельные общественные отношения, складывающиеся в этой сфере, урегулированы административным правом . К ним, в частности, относятся компетенция и порядок принятия решений государственными органами , методы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Важным для установления и сохранения правопорядка на рынке ценных бумаг являются меры административной ответственности в виде штрафов , предусмотренные Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Не менее важное значение для правового регулирования рынка ценных бумаг имеет финансовое право в части налогообложения операций с ценными бумагами. Налоговые платежи составляют основу доходной части государственного бюджета . Одним из источников образования и уплаты налогов является деятельность на рынке ценных бумаг. Примером регулирования отношений на рынке ценных бумаг финансовым правом может служить Закон Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами», в соответствии с которым юридические лица-эмитенты ценных бумаг являются плательщиками налога в размере 0,8 процента от номинальной суммы эмиссии ценных бумаг.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг осуществляется также и уголовным правом . В частности, уголовно наказуемыми деяниями в соответствии со статьей 185 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются злоупотребления при выпуске (эмиссии)ценных бумаг. Нормы уголовного законодательства призваны защитить наиболее важные для государственных интересов общественные отношения и привлечь к уголовной ответственности лиц, допускающих нарушения закона.

Особую роль в правовом регулировании рынка ценных бумаг играют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. Согласно пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К актам международного права в сфере рынка ценных бумаг относится, в частности, Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях .

Таким образом, совокупность нормативных актов , регулирующие рынок ценных бумаг, образуют систему законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. В основе данной системы лежит Конституция и международные договоры Российской Федерации. Дальнейшая система в зависимости от юридической силы нормативного акта представлена федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации и замыкается нормативными актами министерств и ведомств. К числу последних относятся постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, приказы Министерства финансов и Центрального Банка Российской Федерации . Особое место занимают акты высших судебных органов (Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), которые хотя и не являются в России, однако должны учитываться нижестоящими судами при разрешении конкретных споров.

Особенности правового регулирования ценных бумаг. На ранней стадии экономического развития общества объектом гражданских прав чаще всего выступали предметы материального мира: вещи , природные объекты, иное имущество, представляющее какую-либо потребительскую ценность. По мере развития и усложнения экономических отношений появилась потребность вовлечь в гражданский оборот также совокупность таких имущественных прав как право на управление юридическим лицом , получение дохода или иной выгоды. Сформировался институт ценных бумаг.

Современное понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав предусмотрено статьей 142 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Таким образом, ценная бумага – это, прежде всего, особый способ удостоверения определенной совокупности имущественных прав. Обособление и закрепление таких прав в виде специального документа - ценной бумаги позволяет сделать их объектом купли-продажи, совершения иных сделок, осуществления прав по ценной бумаге.

Традиционно ценная бумага рассматривается как единство двух элементов: права на бумагу и права из бумаги. Первый элемент опосредует отношения по поводу фактического владения ценной бумаги. Право из бумаги представляет собой совокупность удостоверенных ею имущественных прав. Двуединую природу ценной бумаги можно продемонстрировать на примере акции. Право собственности акционера на акцию означает его право на ценную бумагу. Право из бумаги выражается в правомочии акционера принимать участие в управлении акционерным обществом, получать дивиденды, осуществлять иные права, предусмотренные законодательством или уставом акционерного общества . Право на бумагу и право из бумаги неразрывно связаны между собой. Владельцу ценной бумаги принадлежат права, удостоверенные ею (права из бумаги). Эти права переходят к новому лицу в полном объеме в случае передачи ему права на ценную бумагу. Так, отчуждая акцию ее бывший владелец передает новому все права акционера в совокупности без исключений или ограничений.

Однако не любой документ является ценной бумагой. Для признания документа ценной бумагой он должен соответствовать целому ряду признаков. Одним из них является признак литерности, под которым понимается возможность требовать владельцем ценной бумаги осуществления только тех прав, которые прямо указаны в ценной бумаге. Так владелец векселя может требовать от векселедателя исключительно уплаты ему сумм, указанных в векселе.

Вторым признаком ценой бумаги принято выделять ее свойство презентации. Сущность этого признака заключается в том, что владелец ценной бумаги для исполнения прав по ней должен предъявить подлинник ценной бумаги обязанному лицу. В приводившемся примере с векселем его владелец для получения денежных сумм обязан представить оригинал векселя векселедателю. Предъявление иных документов, хотя и подтверждающих наличие договорных отношений между лицами, является недостаточным для осуществления прав по ценной бумаге.

Следующий обязательный признак - публичная достоверность ценной бумаги. Владелец ценной бумаги, который в законном порядке приобрел ее, вправе требовать от обязанного лица исполнения прав, удостоверенных ценной бумагой. При этом такое право требования не зависит от правомерности приобретения ценной бумаги ее предыдущими владельцами. Иными словами владельцу ценной бумаги не может быть отказано в осуществлении его прав по причине того, что кто-то из его предшественников незаконно завладел ценной бумагой и передал право на нее последующим владельцам.

Более глубокое понимание природы ценных бумаг может дать их деление на виды. В основе классификации ценных бумаг принято выделять несколько признаков. Вот главные из них.

По форме ценные бумаги делятся на документарные и бездокументарные. Документарные ценные бумаги существуют в форме привычного нам письменного документа. Именно в таком виде ценные бумаги впервые возникли в праве. Развитие современных технологий позволило отказаться от ценных бумаг в виде документов. Бездокументарные ценные бумаги не имеют реального вещественного носителя. Информация о ценных бумагах и их владельцах фиксируется в специальных реестрах, которые могут быть обычными (в виде записей в журналах) или компьютеризированными. Бездокументарные ценные бумаги имеют ряд преимуществ, поскольку нет необходимости изготовлять сертификаты ценных бумаг, такие ценные бумаги сложнее похитить, невозможно потерять или утратить иным образом.

С точки зрения способа легитимации (обозначения) управомоченного лица ценные бумаги могут быть предъявительскими, именными и ордерными. По предъявительской ценной бумаге права могут быть осуществлены лицом, который является в данный момент ее держателем. Иначе говоря, управомоченным лицом является тот, кто фактически владеет ценной бумагой и предъявляет ее к исполнению прав. Для передачи прав по предъявительской ценной бумаге достаточно ее простого вручения новому владельцу. Предъявительскими ценными бумагами могут быть векселя, облигации, чеки . Упрощенный порядок удостоверения и передачи прав по предъявительской ценной бумаге делает их доступными и привлекательными для граждан и организаций.

В отличии от предъявительской права по именной ценной бумаге принадлежат прямо указанному в ней лицу. Для осуществления прав по именной ценной бумаге обязанное лицо должно удостоверится, что имя человека (наименование юридического лица) точно совпадает с тем, которое указано в ценной бумаге. Для передачи прав по такой ценной бумаге недостаточно ее простой передачи другому лицу. Необходимо выдать новый сертификат (бланк) ценной бумаги с указанием имени нового владельца. Нередко имя владельца именной ценной бумаги фиксируется в специальных реестрах или в учетных записях депозитария. Порядок перехода прав на ценную бумагу в этом случае зависит от формы ценной бумаги. Для документарной именной ценной бумаги необходимо выдача нового сертификата и внесение изменений в реестре или в записях депозитария. Для бездокументарной именной ценной бумаги достаточно только внести имя нового владельца в данные реестра или депозитария. Именными ценными бумагами могут быть акции, облигации и некоторые другие виды ценных бумаг.

Основное отличие ордерных ценных бумаг от остальных видов заключается в том, что права по такой ценной бумаге принадлежат обозначенному в ней лицу, которое вправе назначить своим распоряжением иное управомоченное лицо. Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на бланке этой самой ценной бумаге особой передаточной надписи. Как правило такая надпись делается на обороте бланка ценной бумаги и называется индоссамент (от лат. in dosso – на спине). Наиболее распространенным примером ордерной ценной бумаги является вексель. Права по векселю прежний владелец передает, указывая на обороте его бланка имя нового приобретателя.

Следующее основание деления ценных бумаг на виды – это содержание удостоверенных ими прав. Принято различать оборотные, товарораспорядительные и инвестиционные ценные бумаги. Оборотные ценные бумаги, например, векселя и чеки, выражают право требования уплаты денежной суммы и обслуживают потребности товарного и денежного оборота в экономике . Товарораспорядительные ценные бумаги закрепляют право их владельца на определенные вещи (складское свидетельство, коносамент). Инвестиционные ценные бумаги (в России они получили название эмиссионных ценных бумаг) предназначены для инвестирования в них денежных средств с целью получения дохода в виде дивидендов, процентов, прироста курсовой стоимости. Такими бумагами являются акции, облигации, государственные ценные бумаги, инвестиционные паи.

С точки зрения субъекта, который является обязанным лицом по ценной бумаге, принято выделять государственные и муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги компаний (юридических лиц) и граждан. Так, государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций, акционерные общества могут выпускать акции, облигации векселя, граждане могут выписывать векселя, чеки, закладные.

Еще одним из видов деления ценных бумаг является деление в зависимости от процедуры их выпуска в обращение на эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Индивидуальные ценные бумаги, которые опосредуют отношения между конкретными лицами, принято относить к неэмиссионным. Такими ценными бумагами являются, например, векселя, чеки, депозитные или сберегательные сертификаты. Ценные бумаги, которые выпускаются в обращение в массовом количестве, являются эмиссионными. Эмиссионными ценными бумагами, в частности, являются акции и облигации.

Субъекты рынка ценных бумаг

Субъекты рынка ценных бумаг – это лица, участвующие в отношениях, которые возникают по поводу сделок и иных операций с ценными бумагами . Ими могут быть физические лица (граждане) или юридические лица . Каждый субъект рынка ценных бумаг преследует свою цель или выполняет определенную роль.

Нормы морали получают свое выражение в общественном мнении, религиозных постулатах, произведениях искусства и т.п. Моральные нормы формируются в процессе утверждения развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости и т.д.

Внутренним гарантом морали является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом .

Право представляет собой институт принуждения поведения человека власти правил; это совокупность прав, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Существует фундаментальное деление права на публичное, отстаивающее общий интерес, и частное, отстаивающее частный интерес.

В современная международная практике используются профессиональные этические нормы, обеспечивающие особые права для обманутых инвесторов. Под действия профессиональных участников, ведущих к защищаемым правам инвесторов, относятся следующие действия брокера:

  • материальные упущения;
  • неполная информация, предоставляемая клиенту;
  • введение в заблуждение;
  • отказ в раскрытии информации, необходимой клиенту для принятия решения;
  • торговля на невыгодных для клиента условиях;
  • инсайдерская торговля;
  • манипулирование ценами;
  • чрезмерная торговля
  • неподобающая торговля;
  • другие действия, приносящие клиенту убыток.

Под чрезмерной торговлей понимается торговля с излишней частотой проведения сделок с целью получения максимального комиссионного вознаграждения.

Термин неподобающая торговля используется в правилах американской саморегулируемой организации NASD. В соответствии с этими правилами рекомендации брокера должны соответствовать законодательству, финансовому положению клиента, уровню его искушенности, инвестиционным целям и допуску риска. Брокер не должен рекомендовать клиенту операции, противоречащие законодательству, и обязан отказаться от них, даже если инициатива их проведения первоначально принадлежала клиенту.

7. Основными этическими принципами на российском рынке ценных бумаг являются добросовестность; законность; приоритет интересов клиентов; профессионализм; независимость; информационная открытость.

8. Основными нарушениями профессиональной этики являются манипулирование ценами, использование инсайдерской информации, предоставление вводящей в заблуждение или неполной информации, отказ в раскрытии общедоступной информации, чрезмерная торговля, небрежность при выполнении обязательств и т.д.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая