Государственные и муниципальные финансы в российской федерации. Финансы. Факторы влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы в российской федерации. Финансы. Факторы влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов

Иаи-дзюцу - искусство первого удара, очень показательный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, самурай из положения сидя (релаксация), переходил к взрывной атаке(концентрация). Легенда гласит, что изобрёл иаи-дзюцу Ходзё Дзинсукэ основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю.

Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не прибегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В иаи-дзюцу весь расчёт строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, чётко, с максимальной скорость без напряжения.

"Рази прежде, чем поразят тебя".

Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения прикладными разделами, так как:
практически не подразумевает активных защитных действий
атака носит скорее скоростной, чем силовой характер
явно выражены фазы:
неявного сближения
(возможно) шокирующего удара
добивания

Такой взгляд на поединок имеет чисто японские корни, только в Японии так развит рационализм, а чистота движения доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского подхода к боевым искусствам.
Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок
Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири - психологическая борьба взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.
На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два - три удара, а подставлять "Якиба" (закалённая -режущая часть меча, полоска~5мм.) дедовского меча под удар врага, было исключительным шагом.
Только в Японии, воин-Самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство) если не имел возможности выполнить свой долг. Подобная бескопромисность и должна быть основой стратегии специальных подразделений.

Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд безусловно достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности как в Японии. Было бы разумно, после адаптации к местным условиям, использовать богатый тактический и технический опыт древних воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой не требующей доказательств.

It is vital what is zanaflex that you respond to the customer survey with regards to your behaviour and any kind of mental explanation that may be held accountable for ones over weight symptom in purchase for your acupressure give assistance with weight reduction to become productive.
They believe lasix for dogs side effects it is going to get them to go without food to be able to passing away or maybe injury these people in a few different technique.
This can be tough to do for a lot of catapres generic name people.
Essential viagra cialis levitra quale scegliere anyone to quick rapidly weight reduction: preparing prior to starting developing a property.
There is absolutely no costco pharmacy prices in canada regular as well as healthful approach to affect the the male growth hormone amount.
And also lipitor lawsuit attorneys the girl with prohibited to perform almost any function.
Of course such "medicating" is a quite buy nizoral shampoo online in india poor replacement for real medicines for depression as well as is not a sensible option to therapy.
I woke conveniently and it would take permanently drinking alcohol while taking clomid to get back to rest.
Is usually best place to buy finpecia uk getting rid of frizzy hair the challenge.
With no aldactone uses unveiling these types of designs.
Make an effort to viagra real ponder your self with frequent time intervals.
Post-pregnancy advantages - it is excellent for using after pregnancy buy symmetrel for dogs since the fat redistribution system changes abdominal surplus.
Veggies and fruits what is amoxil used to treat additionally notably consist of little to no fat.

  1. Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

    Воин в доспехах ёрои и с тэссэном в руках​


    В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

    Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку (457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун – 960-1279гг.) также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами, также веер имел продолговатую ручку, которая поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

    Сайхай​


    Когда и кем был изобретён веер мы, конечно же, за давностью веков так и не узнаем. Японские учёные, конечно же, проводили исследования – особенно в период господства буси – но к их работам следует относиться с изрядной долей недоверия. И при этом других исследований просто нет, что вполне логично, учитывая длительный период самоизоляции.

    Описанные выше церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Ещё большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов. Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шёлка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сёгунов во время правления Токугава. Ума-сируси изготовлялись из девяти слоёв бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шёлком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мёртвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикреплённых к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

    Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

    * жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
    * складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

    Гунсэн в сложенном состоянии​


    Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

    Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

    Гумбай​


    Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

    С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

    Тэссэн​


    Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

    В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

    Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

    В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.

  2. Кэндзюцу: искусство фехтования на мечах


    В Японии культ – именно культ – меча процветал как ни в одной другой стране мира: мечам присваивали имена, наделяли их мистическими свойствами, их холили и лелеяли, обожествляли, а владельцы ценили, наверное, больше собственной жизни (особенно с учётом традиций и требований бусидо).

    Меч – катана – оказывал существенное влияние на умы представителей всех сословий в древней и особенно в средневековой Японии, но для буси меч был буквально чем-то мистическим и символизировал начало его жизни воина, отмечал дальнейшие продвижения по службе и в большинстве случаев обрывал жизнь, будь это свой меч или чужой.

    В жизни каждого ребёнка мужского пола, рождённого (или усыновлённого) в семье буси, были два особенных поворотных момента в жизни. Первым моментом была церемония «первого меча», во время которой малыш получал свой первый меч – мамори-катана, выглядевший сущей игрушкой, что, в общем-то, не лишено определённой логики – такой меч носили мальчики до пяти лет.

    Следующим переломным моментом была церемония покрытия главы – гэмпуку – мальчика признавали взрослым и теперь он занимал своё полноправное место среди взрослых мужчин. К моменту проведения этой церемонии мальчик получал свои первые настоящие доспехи и мечи, а в течение церемонии ему впервые в жизни делали взрослую причёску. После проведения обряда гэмпуку молодой самурай должен был продолжать совершенствоваться во владении клановым оружием, а также специализироваться на задачах, установленных для его ранга в иерархии клана.

    Воины всех рангов в обязательном порядке обучались фехтованию на мечах, но у более высокопоставленных буси была возможность нанимать для обучения себя и своих потомков более искусных учителей – этим обуславливается тот факт, что простой самурай, побывавший далеко не в одной битве, зачастую не мог ничего противопоставить хорошо обученному буси более высокого ранга.


    Формы и типы мечей


    То оружие самураев, которое сохранилось до нашего времени и которое изготовлялось в феодальной Японии, произошло от куда более древних бронзовых (впоследствии железных) мечей, которые выковывались как на континенте, так и в самой Японии. Самые древние клинки, которые находили в курганах, датируемых 700 г. н.э., были прямыми (в отличие от более поздних образцов, которые, как мы знаем, обладают слегка изогнутым лезвием), с односторонней заточкой и отливались как единое целое от рукояти до острия.

    Находили мечи и другого типа – с двусторонней заточкой, изукрашенных орнаментами – эти мечи появились в Японии практически одновременно с буддизмом и скорее всего являются потомками мечей, использовавшихся в древних буддистских ритуалах.

    Япония на протяжении своего развития – особенно в древние времена – чрезвычайно многое позаимствовала, приняла и переработала из китайских источников. Не обошлось без китайского влияния и в случае с наиболее уважаемым в Японии оружием. Факт заимствования без труда устанавливается, благодаря характерной форме меча, а также его названию. По мнению некоторых учёных-японистов, «чен» и «тао» - древнекитайские «обоюдоострый меч» и «односторонний меч, нож», соответственно – на территории Японии превратились посредством перевода в «кэн» и «то», а «то» впоследствии стало словом «катана».

    Форма же меча на протяжении части периода Хэйан подверглась ряду изменений, в ходе которых обоюдоострый и прямой меч постепенно менялся и в итоге приобрёл ту форму, которая известна нам сегодня. Об этих изменениях кратко сообщает легенда, в которой некий Амакуни, живший во времена императора Момму (697-708) выковал катану, разделив кэн пополам.

    Самым древним типом катаны был длинный и тяжёлый меч, называемый дзин-тати, и его обычно носил один из слуг буси. От дзин-тати произошёл ещё один вид меча – тати, чья длина варьировалась от 60 до 76 см и который носили подвешенным к поясу остриём внутрь. Позднее от такого стиля ношения отказались и тати стали носить за поясом и остриём наружу.

    По сути «катана» и «тати» отличались только способом ношения: меч назывался «катана» и носился за поясом или же меч назывался «тати» и при этом подвешивался к поясу в ножнах.

    Как мы знаем из литературных произведений, исторических фильмов и других источников, буси обычно носил сразу два меча: катану и вакидзаси – длинный и короткий мечи. Этот тандем оружия назывался дайсё и был как символом положения буси в обществе, так и способом защиты этого положения.

    Длинный меч имел в длину от 60 см и выше (самые длинные варианты назывались «нодати» или «дай-катана»-) и использовался для ближнего боя и нанесения серий самых разнообразных колюще-рубящих ударов. Длина короткого меча варьировалась от 40 до 50 см и им буси пользовались как дополнительным оружием – к примеру, для совершения сэппуку или же для «контрольного» обезглавливания противника в бою.

    И тот, и другой меч носились на поясе, у левого бока при помощи специальных шнуров (сагэ-о), которые продевались сквозь петли на ножнах и привязывались к поясу особым образом. При дальних путешествиях оба меча могли перевозиться в специальном коробе (катана-дзуцу), который представлял из себя футляр из лакированного дерева, с петлями и замком и обычно украшался гербом владельца. В обычной же жизни вакидзаси редко покидал пояс своего хозяина, а вот катану то и дело приходилось оставлять в «надёжном месте» или же у слуг – этого требовал обычай и соображения безопасности, например, при посещении самураем дворца правителя.

    С течением времени у катаны возникло вариаций: танто и хамадаси - кинжалы с большой и маленькой гардой, аикути - кинжал без гарды, тиса-катана - меч, длина которого занимала промежуточное положение между длинами катаны и вакидзаси. Также появились и совсем малые виды оружия – булавки-когаи, которыми «помечали» труп поверженного врага, дабы никто другой не смог «присвоить» его себе, ножи-кодзука, которые носились в ножнах вакидзаси.


    Сотворение легенды: ковка мечей


    Часть славы катаны и её важность связаны с тем положением, которое буси занимали на протяжении довольно длительного исторического периода. Катана являлась символом самых тайных верований японцев, она объединяла в себе прошлое, настоящее и будущее, а также была символом как духовной, так и политико-военной власти и несла на себе отпечаток личности владельца. Такое трепетное отношение к оружию не могло не проявиться и в одном из наиболее важных процессов, связанных с катаной, - речь, разумеется, идёт о ковке оружия. Процесс создания нового меча приравнивался к священнодействию, а мастера-кузнецы зачастую были представителями весьма благородных фамилий и вели весьма благочестивую жизнь. Перед началом ковки нового меча кузня буквально превращалась в подобие храма – кузнец надевал церемониальное платье, через саму кузню натягивалась священная верёвка симэнава, к которой прицеплялись гохэй, должные отгонять злых духов и притягивать добрых. Существуют предания, в которых легендарным кузнецам помогали сами боги. Слагали легенды и о мечах, выкованных такими мастерами и таким образом.

    Искусство кузнецов оценивалось весьма высоко – сам император (речь идёт об императоре Готоба (1184-1196)) не гнушался обучаться кузнечному делу и именно он оказал существенную поддержку этому искусству, вызвав в своё время в столицу 12 провинциальных кузнецов, которые должны были по месяцу отработать на императорской кузне. Разумеется, эти мастера были отобраны в качестве «первых среди равных».

    XII и XIII вв. в истории Японии отмечены появлением величайших кузнецов мечей – Масамунэ, Ёсимицу, Ёсисиро, Канэхира, Сукэхира, Такахира и многих других, чьи имена выгравированы на лучших мечах того времени. Каждый кузнец вырабатывал свои собственные секреты проверки сырья, смешения различных видов стали и ковки самих мечей и передавал их исключительно по наследству – вне зависимости от того, был ли наследник родным сыном или усыновлённым ребёнком. Таким образом стали знаменитыми многие семьи потомственных кузнецов, которые следили за качеством своих клинков и довели их до полного совершенства.

    Также японцы считали, что личные качества самого мастера также влияют на клинки – например, есть легенда о мастере-кузнеце Сэндзо Мурамаса. Он был превосходным кузнецом, учился у одного из самых величайших мастеров ковки мечей – Масамунэ, но при этом отличался крайней неуравновешенностью, что, как считали суеверные японцы, передавалось клинкам, вышедшим из-под его руки. Они, казалось, буквально жаждут крови и подталкивают своих владельцев к убийству, а то и к самоубийству.

    Учитывая крайнюю секретность кузнечного дела, сейчас известны только отрывочные данные о методах смешения металлов для средневековых клинков или, скажем, о подборе сырья. Для ковки меча использовалась сталь с очень низким содержанием углерода – 0,07%, также использовалась сталь, в которой содержание углерода достигало 0,8%. Существовало несколько способов создания меча, например, к железному пруту (будущей рукояти меча) приваривались стальные полосы необходимой длины, которые затем расплющивались и складывались пополам, после чего снова расплющивались и снова складывались. Попеременно будущий меч опускали то в воду, то в масло нужной температуры и в результате таких многократных складываний-расплющиваний и получалось готовое оружие. В описанном случае для изготовления меча использовалась чистая сталь, но более распространённым способом был метод «трёх пластин» (сай-май), в котором стальная пластина помещалась между двумя железными.

    В процессе изготовления меча был ещё один весьма важный этап – отпуск клинка, в результате которого на лезвии появлялась якиба - матовая полоска, идущая вдоль края лезвия и часто имеющая весьма прихотливые извивы. Для получения такой полоски основную часть клинка покрывали защитным слоем глины, а острую кромку обрабатывали огнём и тёплой водой. Отпуск клинка не зря выделялся в отдельный этап – нередко на клинке наряду с клеймом мастера-кузнеца стояло клеймо того, кто отпускал клинок, а в некоторых случаях ставилась печать исключительно отпускавшего.

    После ковки и отпуска клинок чистили специальным ножом, обрабатывали напильником и только после этого приступали к процессу заточки, который мог длиться до 50 дней. Заточка осуществлялась на специальном точильном камне – тоиси. После заточки лезвие шлифовали на масляном камне и очень тщательно протирали, и только после всех этих процедур мастер ставил свою подпись на хвостовике, наносил гравировку на лезвие или же прорезал специальные желобки. Заключительным этапом создания катаны была полировка, которая производилась, как правило, зимой, т.к. считалось, что клинки, отполированные летом, больше подвержены ржавчине.

    Оценка проделанной работы: официальные эксперты по оружию - мэкики


    Как видно из написанного выше, создание клинка было воистину сложным делом, поэтому наряду с умением изготовлять оружие ценилось умение его «читать» и определять, где, когда и кем был произведён тот или иной клинок. Таковое умение требовало не только весьма специализированных знаний, но и способностей, равно как и опыта. Императорскому двору требовались как кузнецы, так и мастера-оценщики, поэтому была создана легитимная категория официальных эскпертов - мэкики, чьей обязанностью было определение качества оружия, его происхождения, а также ценового диапазона, в котором могла располагаться цена на клинок.

    Начиная с XII века мэкики подписывали специальный сертификат, в котором указывались имя и место проживания мастера, изготовившего клинок, длина самого клинка, его особые приметы и общее описание, а также мнение экспертов о стоимости такого клинка. Такой сертификат иногда подписывало несколько экспертов, а на оборотной стороне ставились печати.

    Процедура оценки клинка, равно как и процедура его изготовления была щедро снабжена разного рода ритуалами и предписаниями. Например, при осмотре клинок никогда не вынимался из ножен полностью, а для прикосновения к различным металлическим частями мэкики использовали куски чистой ткани. Клинок наклонялся то туда, то сюда – под различными углами к свету – таким образом можно было увидеть некоторые скрытые и любопытные детали, оставленные мастерами.

    Катана, как мы уже выяснили, это не только объект восхищения и символ власти, но и, собственно, оружие, а в руках умелого буси – грозное оружие. Самураи довели своё умение фехтовать до высоких степеней мастерства, а само фехтование катаной стало одним из направлений искусства – настолько точно выверялись различные приёмы защиты и нападения, настолько изящными были пируэты, выписываемые фехтующими.

    Школы кэндзюцу


    Существовало несколько школ кэндзюцу и некоторые из них выводили своё происхождение из самой тьмы веков, в частности, школы Нэн Рю, Синто рю, Аису Кугё Рю, а также другие школы способны отследить своё происхождение до XIV-XV вв. Мастера меча, стоящие в основании каждой из школ кэндзюцу, старались сохранить в секрете все приёмы и методы фехтования, но так или иначе, а большая часть приёмов всех школ находилась под взаимным влиянием и взаимопроникала друг в друга. К примеру, Камидзуми Исэ-но Хидэцуна создал свой собственный стиль боя на мечах, который сочетал элементы стилей школ Кагэ Рю и Синто Рю.

    Мастера меча, овладевшие одним стилем фехтования, могли начать изучать следующий стиль, для чего перемещались по стране, сражаясь с буквально любым мастером меча, встреченным на пути. От исходов таких поединков зачастую зависело очень многое, т.к. мастер меча, имеющий свою школу и получающий значительный доход от какого-нибудь богатого покровителя в случае проигрыша мог потерять материальную поддержку и счесть себя недостойным учить далее своих последователей. Именно по этой причине зачастую «прикормленные» тем или иным кланом умелые фехтовальщики не вступали в поединки с бродячими «искателями приключений». Но порой таки происходили весьма громкие поединки между особенно известными мастерами меча. Одной из таких дуэлей можно назвать поединок между Миямото Мусаси и Сасакэ Кодзиро, подготовка к которой происходила на протяжении целого года, а сама дуэль происходила на пустынном острове вдали от императорского двора и сёгуна – дуэли к этому моменту уже были запрещены. Однако, множество высокопоставленных особ если не съезжались к месту дуэли, то хотя бы делали ставки на её исход и включались в жаркие обсуждения достоинств и недостатков противников – совсем как римские патриции, которые обсуждают своих любимчиков-гладиаторов.

    Состязания в фехтовальном зале первоначально проводились на боевом оружии, что не могло не приводить к большому количеству самых разнообразных травм и увечий. Для уменьшения этих ненужных по сути повреждений постепенно было введено тренировочное оружие, в частности, буси, обучающиеся искусству фехтования на мечах, стали пользоваться деревянным подобием настоящей катаны – боккэном. Опытный мастер меча мог воспользоваться боккэном наравне с настоящим оружием – что часто и происходило, между прочим, – точно также учителя фехтования могли соотносить свои движения с движениями учеников, поэтому травм их боккэн практически не наносил, чего нельзя сказать об учениках и их оружии. По этой причине для тренировок в додзё было введено специальное защитное вооружение, в которое входили:

    * подбиты шлем (мэн) с железной решёткой для защиты лица;
    * защитный нагрудник (до) из расщеплённого бамбука;
    * толстый фартук;
    * рукавицы с большими раструбами (котэ).

    В настоящее время все перечисленные элементы защиты скомбинированы в прочный защитный комплект, который используется в современном кэндо.

    Основателями базовой системы фехтования для индивидуальных поединков считаются Тёсай и Дзион, которые в 1350 г. впервые систематизировали древние приёмы обращения с мечом. Эта система была одной из наиболее строгих и точных в Японии и использовала кодекс бусидо для регулирования всех этапов поединка: подготовка к бою, занятие исходного положения, сближение дуэлянтов, основные приёмы и методы атаки и защиты и т.п. Помимо этого в реальных поединках (а не в тренировочных) каждый дуэлянт должен был назвать себя и обозначить причины, по которым вступает в бой. Это правило соблюдалось даже в самой гуще группового сражения – по возможности, конечно.

    Все технические приёмы кэндзюцу можно разделить на две большие группы: гири и цуки – рубящие и колющие удары. Приёмы гири могли использоваться в атаке и контратаке, а приёмы цуки использовались исключительно в обороне. Несмотря на попытки жёсткой регламентации ударов – какие были позволительны для «уважающих» себя самураев, а какие считались «бесчестными» – существовало огромное множество «секретных» приёмов в каждой из школ, против которых изобретались в свою очередь «секретные» приёмы противодействия. Каждый фехтовальщик знал некое количество «низких» приёмов и выпадов, с помощью которых можно было дотянуться хоть до одной наиболее уязвимой точки противника, и этими приёмами буси не гнушались пользоваться, несмотря на все «высокоморальные» принципы. Мало того, не гнушались, знание этих приёмов и умение ими пользоваться, в принципе, считалось нормой.

    Помимо владения катаной буси изучал и приёмы обращения с вакидзаси, тиса-катаной или же нодати, которые, в принципе, были сходны с теми приёмами, что изучались при изучении работы с катаной, но с поправкой на длину того или иного меча. Особенного технического совершенства умение пользоваться мечом достигало при одновременном пользовании сразу двумя клинками. В этом случае тандем образовывали катана с вакидзаси, катана с тиса-катаной или же два стандартных меча разом, в последней технике особенно был искусен легендарный и уже упоминаемый выше Миямото Мусаси, основатель школы боя двумя мечами Нито Рю. Ещё одной «изюминкой» очень искусного фехтовальщика было умение биться сразу с несколькими противниками, используя для этого два меча. В этом случае основное внимание уделялось перемещениям круговыми движениями со скользящими переворотами и вращениями.

    Помимо всех описанных клинков, буси должен был в совершенстве владеть и «малыми формами» вооружения – кинжалами, ножами, стилетами и др. – которые он носил с собой в ножнах вакидзаси.

    Вокруг катаны создался культ поклонения и почитания, право носить этот меч имели только представители военного сословия, но представители других сословий могли пользоваться более короткими вариантами мечей, которые были доступны для всех и каждого, кто мог себе это позволить.

    В современной Японии из всех древних стилей обращения с мечами сохранилось лишь несколько разновидностей, но и то – в сильно изменённой форме. Одной из таких форм является кэндо, которое, к сожалению, от практики достижения внутренней целостности и гармонии всё больше скатывается к соревновательному виду спорта, где на первый план выходит результат, не сам процесс.

  3. Искусство посоха как одно из направлений будзюцу


    Искусству использования посоха в качестве оружия обучался практически любой буси.

    Искусство владения посохом и использования его для защиты и нападения является столь же древним (если не древнее), как и, к примеру, искусство владения луком. Посох как оружие может варьироваться по размерам и форме от обычной дубинки до хорошо известного на средневековых дорогах (не только японских, кстати) посоха странников – в рост человека, с отполированным ладонями древком и более тонкого, чем та же дубинка.

    Археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся древние каменные дубинки (сэки-бо), которыми древние жители островов пользовались ещё до появления японской государственности. Впоследствии появились железные дубинки (тэцу-бо), которые неоднократно воспевались (наряду с их обладателями, разумеется) в эпосах и сказаниях.

    Под искусством посоха понимается искусство использования деревянного посоха или палки в качестве боевого инструмента. Это искусство, как уже говорилось, является весьма древним и также благородным – к примеру, стражники императорского дворца были вооружены именно деревянными дубинками (кирикобу).

    Собственно, в использовании посохов и дубинок в качестве оружия нет ничего удивительного, ведь дерево является одним из наиболее простых в обработке материалом, а кроме этого оно легко и практически повсеместно доступно, так что почувствовать себя чуточку увереннее, обладая внушительным куском древесины, мог буквально любой желающий, а умение этим «куском» пользоваться делало обладателя дубинки/посоха довольно грозным противником.

    Также немаловажным достоинством дерева была безопасность – использовать деревянное оружие на тех же тренировках представлялось куда более разумным и безопасным занятием, нежели доверять новичкам и неумехам настоящие мечи, копья или другие виды оружия. В связи с этим посох в качестве оружия для тренировки особенно прочно поселился в додзё школ, обучавших умению обращаться с копьями или теми же мечами.

    Впоследствии, посох вышел за пределы додзё и стал использоваться многими буси в реальных боевых ситуациях, причём, в силу своей «безопасности» посох мог использоваться для защиты представителями тех социальных слоёв, которым было запрещено иметь «настоящее оружие» (простолюдины, к примеру) или же они не могли проливать кровь ближних своих (здесь, разумеется, речь идёт о монахах и священниках).

    Среди обученных буси наблюдалась следующая закономерная тенденция: хорошо тренированный фехтовальщик, не говоря уже о мастерах меча, мог, к примеру, использовать палку точно как свой собственный меч. Перед использованием палке, конечно, придавалась хотя бы отдалённая форма меча. То же самое касается и копейщиков, которые могли использовать деревянный шест в точно такой же эффективностью, как и обычное копьё.

    В связи с этим выделяют несколько специализаций искусства владения посохом/деревянной палкой. В основе первой специализации лежит умение пользоваться алебардой или копьём и она называется рокусаку-бо или хассаку-бо соответственно. Вторая специализация основывается на искусстве использования меча, как длинного (дзо, бо), так и обычного (хам-бо).

    Третья специализация – искусство использования деревянного меча, носящего название боккэн. Этот меч изготовлялся из обычной палки, путём придания ей соответствующей формы, причём в итоге получался предмет, обладающий собственной ценностью – художественной и эстетической. Искусство использования боккэна подчас нечасто упоминается в качестве самостоятельной ветви в силу его сильной связи с кэндзюцу. Такой деревянный меч вполне мог использоваться – в первую очередь для защиты – ушедшим от мира буси, который пожелал стать монахом или просто миролюбивым человеком.

  4. Искусство киай


    Среди всех невооружённых боевых искусств искусство киай занимает уникальное положение: в этом искусстве поединок без оружия достигает своей кульминации и противник буквально с ног валится от целенаправленного выплеска энергии другого воина.

    «Киай» включает в себя две части, первая это «ки» – «ум, воля», а вторая – «ай», являющаяся сокращённой формой глагола «авасу» – «объединять». Таким образом можно сделать вывод, что искусство киай – это искусство концентрации разума с определённой целью. В случае боевых искусств целью является поражение противника.

    Как можно предположить, имея под собой такую сложнообъяснимую и обширную концепцию как «ки», искусство киай будет отличаться такой же расплывчатостью в плане теории. До нас дошли истории о воинах, которые владели искусством искажения действительности подчас лучше, нежели мечом или другим видом оружия. Личности, умеющие использовать вырабатываемую энергию в своих целях, часто использовали это умение для того, чтобы либо предотвратить схватку, либо победить в ней. Например, известен случай, когда один человек долго поджидал свою жертву в засаде, а когда настало время нападать, то он просто не смог сдвинуться с места – настолько сильным психологически оказался встречный взгляд «ничего не подозревающей жертвы».

    Передавать энергию можно не только взглядом, но и голосом – именно голос как оружие лежит в основе искусства киай. Буси высших рангов должны были в обязательном порядке владеть этим видом боевого искусства, но со временем воинское умение отдельных буси стало столь высоко, что техника киай выделилась в отдельную ветвь будзюцу.

    Происхождение искусства киай как правило связывается с образом человека, столкнувшегося со смертельной опасностью. А крик является одной из первых реакций на опасные явления и может быть просто непроизвольным. И даже такой непроизвольный крик иногда в состоянии заставить опасного врага оставить свои намерения и убраться подобру-поздорову – хотя бы потому, что на помощь жертве в случае подачи звукового сигнала вполне могла подоспеть помощь. Такая естественная защита вполне могла дать начало искусству киай.

    Если обратить внимание на древние армии, то боевой клич способствовал, с одной стороны, поднятию боевого духа воинства, а с другой – устрашал врага, который мог обладать меньшим вокальным потенциалом. О таком эффекте знали и древние римляне, встречавшие врагов боевым кличем и какофонией музыкальных инструментов, и монгольские и мусульманские орды, чьи походы и завоевания вошли в историю.

    На Востоке ценность крика как оружия никогда не была недооценённой: в Тибете и в особенности в Японии техника воздействия криком на противника была доведена до уровня искусства и использовалась самостоятельно как единственное оружие вне зависимости, одиночный был поединок или «стенка» шла на «стенку».

    Собственно, крик обученного особым образом воина не шёл ни в какое сравнение с пусть и пугающим, но расплывчатым и неразборчивым криком толпы. Крик, который японский воин старался у себя выработать, был чем-то большим, нежели просто контролируемым вдохом и концентрированным выдохом. В крике такого воина сходились воедино физические и психические факторы, составляющие самую суть человека, и вся присутствующая в теле энергия выходила через тональность, вибрацию и высоту голоса. Собственно, от громкости голоса подчас ничего не зависело – качество звука являлось основной отличительной чертой искусства киай и это качество вырабатывалось путём полной концентрации личности на поставленной цели. Чтобы убить атакующего или хотя бы остановить его атаку с помощью крика требовались годы тренировок.

    Те боевые кличи, придыхания и прочие звуки, издаваемые в настоящее время последователями боевых искусств, не имеют никакого отношения к искусству киай и по силе воздействия не стоят даже рядом с голосовым воздействием воинов древности. С другой стороны, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, а существуют ли сейчас вообще школы, где искусство киай изучают и практикуют.

  5. Искусство владения дзиттэ: захватить и обезвредить


    Наравне с привычным для западного человека мечом (пусть и своеобразной формы) японцы использовали в бою такой нестандартный вид вооружения как дзиттэ (дзиттэй, дзутта).

    Дзиттэ обычно состоял из железного или стального прута, длинной рукоятки и характерного крюка прямоугольной формы, который отходил от прута в точке его соединения с рукоятью.

    Существовало множество вариаций этого оружия: от самых простых до весьма утончённых. Очень часто дзиттэ снабжали гардой (цуба) и ножнами, также существовали экземпляры, к которым приделывали клинок.

    Касательно способа ношения дзиттэ существует несколько мнений. Часть историков предполагает, что дзиттэ носили на запястье, прикрепляя шнуром, который в свою очередь крепился к кольцу на рукояти оружия, а другая часть авторов, специализирующихся на боевых искусствах, считает, что дзиттэ носили подвешенным к ремню или в ножнах. Однако все они сходятся во мнении, что дзиттэ был оружием для обороны и применялся японскими полицейскими в период феодальной раздробленности.

    Касательно возникновения дзиттэ нет единого мнения и историки точно не знают, где и когда в точности зародился этот тип оружия. Некоторые авторы связывают происхождение дзиттэ с островами Рюкю, где он был известен как сай. Жители этих островов нередко подвергались нещадной эксплуатации со стороны японцев и после того, как у них конфисковали оружие, разработали этот вид оборонительного вооружения, которое замечательно подходило для противодействия основному оружию нападавших, т.е. мечу. Сай оказался весьма эффективным изобретением и японцы не преминули привезти образцы этого оружия к себе на родину. В Европе подобный вид вооружения также был в ходу, но использовался совместно с клинком: некоторые из них имели весьма хитрые гарды, чьей функцией был захват вражеского клинка.

    В Японии после прибытия сая зародился и развился сложный боевой метод, получивший название дзиттэдзюцу. Приёмы, разработанные в ходе совершенствования этого метода, позволяли весьма ловко отражать атаки меча, а также наносить эффективные удары по любым незащищённым точкам на теле противника. После того, как меч противника был захвачен или отражен, у владельца дзиттэ появлялась возможность нанести укол в глаза, горло или живот, т.е. по наиболее уязвимым точкам. Также для атаки вполне могла использоваться рукоять дзиттэ, которой наносили сокрушительные обратные удары, а при случае дзиттэ мог использоваться и для метания по относительно далёкой цели.

    Воину, пожелавшему совершенствоваться в дзиттэдзюцу, сначала нужно было выучить «тай-сабаки» – искусство перемещений, мастера которого могли с поразительной скоростью менять своё местоположение, передвигаясь скользящими или круговыми движениями, разрывая или, наоборот, сокращая таким образом дистанцию с противником.

    Арсенал приёмов мастеров меча был, как кажется, практически неисчерпаемым, а значит, для того, чтобы достойно противостоять им, приёмы дзиттэдзюцу должны были быть столь же разнообразными. Знание этих приёмов сильно помогало средневековым полицейским, которые очень часто получали приказы задержать некое высокопоставленное лицо без нанесения физического ущерба задержанному.

    Официально только полицейские в Японии имели право носить дзиттэ и подчас они носили его как символ своего статуса, но и другие категории японского населения умудрялись создавать для себя подобия дзиттэ, приделывая острый крюк к железным спицам веера или же к черенку курительной трубки. Воинам же пришлось в очередной раз признать эффективность дзиттэ, а что им оставалось делать, если любой умелец в обращении с дзиттэ мог оставить воина без его драгоценного меча?

    Вконтакте

    Начав заниматься Ниппон кэмпо, часто возникает вопрос: что можно делать в промежутке между тренировками, что бы развивать свои способности самостоятельно? Понимание общей методики физической подготовки японского рукопашного боя может помочь составить индивидуальную программу тренировок в домашних условиях и хорошо дополнить основные занятия кэмпо в додзё. Такие самостоятельные занятия, составленные с учетом специфики рукопашного боя, позволят развить гибкость, силу, скоростные характеристики и выносливость. Гибкость увеличивает диапазон движения тела, физическая сила повышает мощностные характеристики техники бойца-рукопашника. Во время дополнительных нагрузок человек учится правильно и экономно расходовать энергию своего тела, а значит – повышается выносливость.

    Рукопашный бой: тренировка в домашних условиях . Под словом домашние тренировки в первую очередь нужно понимать дополнительные занятия рукопашным боем, которые можно проводить где угодно: дома в квартире, на даче, на улице во дворе или в спортзале офиса, где вы работаете. Проводить в любое время: утром, вечером, среди дня – главное, чтобы существовала определенная периодичность этих домашние тренировок. Например, плюс одно или два занятия в неделю к основным тренировкам кэмпо. Совсем необязательно заниматься рукопашным боем в домашних условиях в одиночку – вы можете кооперироваться cо своими друзьями, которые также занимаются кэмпо, так как некоторые виды упражнений желательно выполнять в паре.

    Однако надо помнить, что неправильные тренировки, неправильные нагрузки, неправильная очередность и приоритеты упражнений в лучшем случае не дадут никакого эффекта, в худшем способны даже навредить. И, наоборот, дополнительные домашние тренировки, проводимые с использованием правильных методов подготовки японского рукопашного боя, способны качественно поднять ваш общий уровень и быстро выделить вас из ряда бойцов, которые начали заниматься с вами одновременно, но посещают только основные тренировки в зале.


    Работа с макиварой

    Гармония физического разития

    Набор определенных движений, тренирующих тело человека, в японском языке носит название ундо (Undo) . На нашем языке это понятие можно перевести как физическое упражнение, комплекс движений . Необходимо отличать упражнения ундо , которые повторяются многократно от комплекса упражнений ката , которые направлены на шлифовку и тренировку техники бойца и представляют собой цепочку различных движений. Упражнения ундо – шлифовка и многократная отработка любого движения в боевом искусстве.

    Получить выдающиеся результаты в технике кэмпо возможно только при достижении определенного физического уровня человека. Причем в японских боевых искусствах, в том числе и в Ниппон кэмпо, под физическим уровнем подразумевается не просто физическая сила, гибкость, скорость и выносливость самих по себе, но гармоничное сочетание всех этих качеств с техникой перемещений, движения тела человека – фактически гармоничное физическое развитие тела человека. Раздел упражнений по развитию этой физической гармонии называется shintai undo (shintai – тело, яп) и включает в себя такие понятия как упражнения для развития движений ног и рук (shishi undo) и перемещений туловища (tai sabaki).

    Виды упражнений физической подготовки в японском рукопашном бою

    Собственно сам комплекс упражнений по развитию движений подразделяются следующим образом:

    • Jumbi undo – Разогревающие и подготовительные упражнения;
    • Kokyu undo – Дыхательные упражнения;
    • Junan undo – Упражнения на эластичность;
    • Hojo undo – Специальные упражнения;
    • Kigu undo – Упражнения со специальным оборудованием;
    • Seiri undo – Заключительные упражнения

    Разминочные упражнения Jumbi Undo / Дзюмби Ундо

    Цель разминочных упражнений дзюмби ундо включить и настроить тело и дух на тренировку, привести организм в рабочее состояние. Это необходимый раздел для правильного и безопасного выполнения всей последующей тренировки.


    Упражнение круговые движения коленей

    Разминка может происходить сверху – вниз, начиная от разминки головы и заканчивая суставами ног, или, наоборот снизу – верх . Обычно выполняют 10-12 упражнений.

    Как выполнять упражнения Ундо японского рукопашного боя. Принцип выполнения упражнений ундо таков. Все действия выполняются под счет вслух «ич, ни, сан, ши, го, року, шичи, хачи» (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) – обычно до цифры восемь. Далее переходят к следующему упражнению. Если ученик занимается один, он выполняет счет вслух самостоятельно. Если занимается группа, ведущий старший ученик группы (лидер) начинает: «ichi-ni» («раз-два»), группа подхватывает: «san-shi» («три-четыре»), лидер продолжает: «go-roku» («пять-шесть»), группа - «shichi - hachi»(«семь-восемь»). Такой ритм настраивает группу на рабочий лад. Счет предпочтителен для любых видов ундо за исключением дыхательных упражнений кокю-ундо.

    Упражнения из раздела jumbi undo , выполняются таким образом, чтобы сохранить и укрепить духовное состояние, достигнутое во время предшествующей занятиям медитации mokuso. Это медитативное состояние помогает вкладывать всю свою силу, душу, умение концентрироваться в тончайшие движения, управляемые дыханием, и, осознавая каждое из этих движений, постигать чрезвычайно сложную подоплеку классической техники.

    Смысл разминки в боевых искусствах. Каждый человек, занимающийся боевыми искусствами, перед началом занятий обязан размяться. Поэтому разминочные упражнения составлены таким образом, что принимать участие в них может любой человек, независимо от степени его физической готовности. Разминка предваряет каждую тренировку, даже если ученик занимается отдельно от всех, в одиночку, он все равно обязан начинать занятия с разминки. Хорошая разминка помогает улучшить технику, укрепить здоровье и развить свои физические возможности. В течении всей своей жизни любой мастер, да и просто человек, занимающийся боевыми искусствами, выполняет упражнения дзюмби ундо. Эти занятия укрепляют тело человека и дисциплинируют его дух.

    Пример разминки Дзюмби- Ундо (снизу-вверх):
    1 Ashisaki ageru undo Поворот стопы
    2 Kakato ageru undo Поднятие пятки
    3 Ashikubi mawasu undo Круговое вращение голени в колене
    4 Hiza mawasu undo Круговое вращение коленей
    5 Ashi mae yoko ni nobasu undo Поднятие и выведение ноги в сторону
    6 Ashi maeue uchinanameue ni ageru undo Прямой удар ногой и заведение ноги вовнутрь
    7 Tai no kusshin undo Копающие движения талией
    8 Koshi no nenten undo Скручивание тела в пояснице
    9 Ude nobasu undo Толкающие руки
    10 Kubi no nenten undo Вращение головой
    11 Shinkokyu Глубокое дыхание

    Дыхательные упражнения Kokyu Undo /Кокю Ундо

    Цель упражнений Кокю ундо – провести работу с дыханием, нормализовать и настроить на предстоящую физическую нагрузку кровеносную и дыхательную систему. Провести насыщение мышц кислородом. Данные упражнения сочетают в себе три основных компонента: физические упражнения, дыхание и психотренинг. В Ниппон Кэмпо используют три вида дыхательных упражнений:

    • Сочетание диафрагменного и легочного дыхания;
    • Малый круговорот дыхания в брюшной полости;
    • Большой круговорот дыхания по всему телу.

    Короткий цикл дыхательных упражнений кокю ундо проводится в конце каждого из других циклов ундо.

    Упражнения на гибкость и эластичность Junan Undo / Дзюнан Ундо

    В большинстве тренировочных циклов кэмпо, направленных на выполнение различных упражнений, входят упражнения, влияющие на гибкость и эластичность. Также упражнения на гибкость и растяжку включают в конце тренировки.

    Существует три наиболее распространенных методики растяжки.

    Первая статическая растяжка, когда вы медленно увеличиваете диапазон движения, а затем задерживаетесь в конечном положении на 8-10 секунд.

    Второй является растяжка с чередованием сокращения и вытяжения мышц . После растяжки в течении 8-10 секунд напрягите мышцы на короткое время, а затем повторите такую же растяжку. Большинство статических растяжек можно выполнять самостоятельно, а многие упражнения с чередованием напряжения и расслабления наилучшим образом выполняется с партнером.

    Третий метод – «маховая» или «динамическая» растяжка. Когда вы стоите и держитесь руками за опору и выполняете «маховые» движения конечностями.

    Специальные упражнения Hojo Undo /Ходзё Ундо

    Раздел специальных упражнений, улучшающий выполнение того или иного технического действия. Фактически – это стандартные движения из техники кэмпо, которые повторяются раз за разом под счет. Если обучающийся будо понимает принципы, лежащие в основе упражнений, он может значительно улучшить свою технику и повысить свои физические возможности.

    Пример упражнений Ходзё ундо
    1 Shomen geri(Mae geri) Удар ногой вперед
    2 Sokoto geri Удар ногой вбок
    3 Seiken tsuki Удар кулаком вперед
    4 (Mawashi tsuki) Furi tsuki Удар кулаком по дуге
    5 (Hiraken uke) Hiraken tsuki Блок и удар плоским кулаком
    6 Shuto uchi, Uraken uchi, Shoken tsuki Удары: рука-меч, обратный кулак, «глаз феникса»
    7 Hiji tsuki Удары локтем в 4 стороны
    8 Tenshin zensoku geri Поворот, удар передней ногой
    9 Tenshin kosoku geri Поворот, удар задней ногой
    10 Tenshen shoken tsuki Поворот, удар кулаком «глаз феникса»
    11 Koj no shippo uchi-yoko uchi «Хвост карпа» – горизонтальные движения
    12 Shinkokyu Глубокое дыхание
    Плиометрические упражнения. К плиометрическим упражнениям относятся прыжки, подскоки, перепрыгивания через препятствия, прыжки со скакалкой, маховые прыжки и прыжки с поворотами. Они предназначены для улучшения мышечной реактивности. Как известно, мышцы срабатывают быстрее и мощнее, если они были предварительно нагружены. Это называют эффектом пружины. Плиометрические упражнения используют эффект пружины, развивая его позволяя более быстро и мощно менять направления атаки и защиты. Обратите внимание, что в данных упражнениях качество значительно важнее количества. . Чтобы улучшить и повысить физическую силу, выносливость, скорость и координацию движения, часто используют различные вспомогательные средства и предметы. Упражнения с этими снарядами часто выполняются и в виде ката. Традиционные снаряды для физической подготовки – это предметы, которые сотню лет назад можно было легко сделать из предметов быта: различные виды макивары (скатанная солома), кувшинов силы – нигири гамэ, каменных молотов – чи иши.

    Однако, мы живем в современном мире, где редко на какой кухне присутствует хоть один кувшин, а солому городской житель может увидеть только в кино, и отвергание современных снарядов в физической подготовке бойца – недопустимо . Поэтому приветствуется посещение тренажерных залов и использование профессионального оборудования олимпийских видов спорта, модифицированных под боевые искусства.

    Успокаивающие упражнения Seiri Undo/ Сэйри Ундо

    Заключительные упражнения. Цель – нормализовать дыхание, снять нагрузку, завершить занятие. Часто в завершении тренировки выполняют различные одиночные ката, в трактовке похожие на выполнение упражнений в Tai Chi Chuan.

    Приобрести навыки самозащиты – это одно, а довести до логического завершения их применения в реальной ситуации – совсем другое. Улучшив свое владение кэмпо за счет тренировки гибкости, силы, выносливости и ударной техники, вы не только отточите свое умение, превратите тело в превосходную боевую машину, но и обретете прекрасную физическую форму, а также получите годы полноценной и здоровой жизни в дополнение к тем, на которые вы рассчитывали.

    Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии , чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, в целом могут быть разделены на корю и гендай будо , исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи . Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

    Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей , таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного (японское фехтование).

    Корю

    Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году . Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

    Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

    Жесткие и мягкие методы применения силы

    Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах . Одна из них – жесткий метод (гохо) , другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо) . Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

    Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная. Все равно что электрошокер купить и делать четкие выпады без страха и упрека.

    Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

    Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

    Рейтинг систем образования в японских боевых искусствах

    Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах , хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

    Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю Кано Дзигоро , присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.



  6. Добавить свою цену в базу

    Комментарий

    Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

    Классификация

    Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

    1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
    2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
    3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

    Рассмотрим самые известные из них.

    • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
    • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
    • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
    • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
    • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
    • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
    • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
    • Израильская крав-мага.
    • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
    • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

    Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

    Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

    Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

    Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

    Айкидо

    Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

    По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

    Американский кик-боксинг

    Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

    Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

    Английский бокс и французский бокс

    Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

    Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

    Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

    Греко-римская борьба

    Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

    Дзюдо

    Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

    Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

    Джиу-джитсу

    Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

    Капоэйра

    (Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

    Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

    Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

    1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
    2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
    3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

    Каратэ

    Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

    Кэндо

    Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

    В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

    Кобудо

    Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

    В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

    1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
    2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

    Самбо

    Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

    Сумо

    Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

    В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

    Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

    Таиландский бокс

    Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

    Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

    Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

    Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

    Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

    Ушу

    Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

    Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

    Какое беоевое искусство выбирать?

    Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

    Эктоморф

    Тай чи чуан (тай цзи цюань)

    Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

    Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

    Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

    Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

    Мезоморф

    Айкидо

    Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

    Кэндо

    Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

    Муай-тай (тайский бокс)

    Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

    Эндоморф

    Дзюдо

    Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

    Каратэ

    Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

    Сёриндзи-кэмпо

    Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

    Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

    Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.