Федеральные законы о бухгалтерском учете

Федеральные законы о бухгалтерском учете

Правовой акт устанавливает единые требования к формированию отчетности. Они обязательны для выполнения всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, если это указано в положениях. Рассмотрим некоторые статьи акта (кратко).

Обзор 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Целью документа выступает создание юридического механизма, регламентирующего деятельность по формированию отчетности. о бухгалтерском учете (402-ФЗ) распространяет свое действие на следующих :

  1. Некоммерческие и коммерческие объединения.
  2. Госорганы, структуры местной власти, органы управления внебюджетных государственных и территориальных фондов.
  3. Индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов, адвокатов и прочих аналогичных субъектов.
  4. Представительства/филиалы и прочие структурные подразделения предприятий, созданных по законодательным нормам иностранных государств, находящихся на территории РФ, а также международные организации и их отделения, работающие в пределах России, если другое не устанавливается соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

402-ФЗ применяется при управлении бюджетными активами и обязательствами РФ, регионов и МО, осуществлении операций, изменяющих их. Его положения действуют также при составлении отчетности по расходно-доходным статьям. Статьи акта используются при осуществлении деятельности по формированию документации доверительным управляющим по переданным ему материальным ценностям, а также при ведении, одним из участников простого товарищества, отчетности по материальным ценностям и связанным с ними объектам. Требования закона применяются при бухгалтерском учете в ходе исполнения соглашения о разделе произведенной продукции, если другое не предусматривается в ФЗ № 225.

Исключения

Правовой акт о бухгалтерском учете (402-ФЗ) не применяется при обобщении информации, требуемой для составления отчетности для:

  1. Внутреннего использования на предприятии.
  2. Предоставления кредитной организации, согласно ее требованиям.
  3. Иных целей, если его применение не предусматривается отдельными юридическими документами.

Объекты

Устанавливает перечень категорий, в отношении которых составляется первичная документация. К таким объектам относят:

  1. Факты хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Обязательства.
  3. Активы.
  4. Источники финансирования работы предприятия.
  5. Расходы.
  6. Доходы.
  7. Прочие объекты, если это устанавливается стандартами.

Обязанность формирования документации

402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (последняя редакция) содержит ряд предписаний для экономических субъектов. В частности устанавливается обязанность вести отчетность, если иное не предусматривается другими правовыми актами. От необходимости вести бухучет могут быть освобождены:

  1. Индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие частную практику. Они могут не формировать документацию, если, согласно НК, учитывают расходы и доходы либо только поступления, а также иные объекты обложения в порядке, предусмотренном в нем.
  2. Представительства/филиалы организаций, созданных в порядке, установленном правовыми актами зарубежного государства, находящиеся на территории РФ. Указанные субъекты могут не формировать документацию, если, в соответствии с НК, они учитывают расходы и доходы, а также иные объекты обложения по правилам, установленным в Кодексе.

Нюансы

Правовой акт о бухгалтерском учете (402-ФЗ) предписывает непрерывное обобщение информации в с даты госрегистрации предприятия до момента завершения его деятельности в связи с ликвидацией/реорганизацией. Организации, которые стали участниками программ по осуществлению разработок, исследований и коммерциализации результатов, могут использовать упрощенные методы ведения отчетности, предусмотренные для субъектов малого бизнеса. Указанное положение действует в случае получения соответствующего статуса, согласно ФЗ № 244.

Организационные моменты

"О бухгалтерском учете" предусматривает ряд прав и обязанностей для руководителей предприятий и ИП. В частности ведение отчетности и хранение документации организуется директором организации. Если ИП либо субъект, осуществляющий частную практику, ведут учет, согласно положениям ФЗ № 402, они несут обязанности, аналогичные тем, которые установлены для руководителей предприятий. Директор организации, за исключением кредитной, возлагает соответствующие обязанности на специалиста, состоящего в штате. Он также может заключить договор со сторонней компанией, оказывающей бухгалтерские услуги. Руководителю кредитной организации предписывается возложение соответствующих обязанностей только на специалиста, состоящего в штате. Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно вести учет.

Требования к специалистам

Закон 402-ФЗ предписывает, что в ОАО, кроме кредитных организаций, страховых компаниях, НПФ, инвестиционных акционерных фондах, а также на иных предприятиях, чьи ценные бумаги были допущены к обращению на фондовых биржах, в органах управления во внебюджетных территориальных и государственных фондах, гл. бухгалтеру либо специалисту, выполняющему его функции, надлежит иметь:

  1. Высшее профобразование.
  2. Стаж работ по специальности. Она должна быть связана с ведением учета, отчетности или аудиторской деятельностью. Стаж должен составлять не меньше трех из последних пяти лет, а если высшее профобразование отсутствует - не менее 5 из последних 7 лет (календарных).

Специалист не должен иметь непогашенной/неснятой судимости за экономические преступления. Дополнительные требования к должностному лицу, исполняющему могут предусматриваться иными законами. Если предприятие заключает договор со сторонним специалистом, он должен соответствовать указанным выше требованиям. Если для осуществления учета привлекается другое юрлицо, в штате должен быть хотя бы один сотрудник, отвечающий установленным выше характеристикам. Главному бухгалтеру в финансово-кредитной организации необходимо соответствовать требованиям, определяемым ЦБ.

Разногласия

В некоторых случаях могут возникнуть спорные моменты. В частности могут иметь место разногласия относительно ведения отчетности между директором предприятия и должностным лицом, ведущим учет. В таких ситуациях данные, присутствующие в не принимаются/принимаются специалистом к регистрации и накоплению в соответствующих регистрах по письменному распоряжению начальника. Руководитель единолично отвечает за созданную в результате этих действий информацию. Аналогичным образом решается вопрос по поводу отражения объекта учета. В этом случае также выносится распоряжение руководителя, в соответствии с которым, специалист показывает/не показывает спорный актив. Ответственность за достоверность финансового результата и движения финансовых средств несет директор.

Порядок ведения бухучета наиболее подробно в российском праве отражает закон № 402 . Его структура и содержание определяют главные принципы осуществления данного процесса на обоснованных юридически основаниях.

Что представляет собой закон о бухучете?

Бухгалтерский закон Госдума приняла недавно – в ноябре 2011-го (22.11). Он получил юридическую силу 1.01.2013. Через три года в тексте документа появились нововведения. Последняя правка состоялась в декабре 2017-го. При разработке законопроекта его создатели преследовали цель по созданию унифицированных правил по учету бухгалтерии.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ действует для:

  • Организаций, относящихся к торговле;
  • Учреждений некоммерческого типа;
  • Руководящих органов, подведомственных государственной власти;
  • Банка России;
  • Компаний, находящихся в индивидуальной собственности (частные юристы, предоставляющие нотариальные услуги лица и пр.);
  • Ячеек интернациональных организаций, расположенных в пределах РФ.

Какие сферы охватывает закон о бухгалтерии?

  1. Оформление отчетности предприятия по финансовым операциям;
  2. Бухучет по системе доверительного управления;
  3. Отчеты по бухгалтерии для приведения в жизнь договора о разделе имущества.

ФЗ номер 402 не используют для оформления внутренних отчетов предприятия и отчетов для организаций по кредитованию.

Полезно также прочесть о последних изменениях в ФЗ № 129. Подробнее

Ряд объектов бухучета указывается в ст. 5. В него входят:

  • Затраты и доходы компании;
  • Источники по дотации;
  • Ресурсы компании;
  • Взятые на себя в финансовом плане обязательства и пр.

Важнейшие положения закона № 402

Очерчен список обязанностей, возникающих при стандартном ведении бухгалтерского учета, который проводится, начиная с регистрации предприятия и до прекращения его деятельности. Закон перечисляет субъектов, которые могут быть освобождены от бухучета, а именно:

  • ИП, которые своевременно предоставляют декларацию по доходам/расходам;
  • Дочерние организации иностранных предприятий, чья деятельность ведется в рамках законов другого государства.

Также статья шестая определяет, что бухучет может вестись в упрощенной форме для:

  1. Представителей малого бизнеса;
  2. Предприятий, не являющихся коммерческими;
  3. Учреждений, ведущих исследовательскую деятельность.

Приводится указание списка документации, необходимой для учета по бухгалтерии, а также даются обязательные для указания пункты:

  • Название (представляется в полном виде);
  • Дата, когда составлялся учетный акт;
  • Имя составителя;
  • Описание деятельности в хозяйственном плане;
  • Данные лиц, вовлеченных в сделку;
  • Письменные инициалы участников правовых отношений.

Если документ оформлен в электронном виде, необходима также электронная подпись. При этом если первичную документацию представило стороннее лицо, по закону бухгалтер не является ответственным за нее.

Ст. 11

Утверждает проведение обязательной инвентаризации для активов компании, в ходе которой устанавливается соответствие объектов, имеющихся в наличии, с указанным в отчетах количеством. Определение времени для осуществления инвентаризационной процедуры является правом экономического субъекта.

Ст. 12

Согласно данной части ФЗ о бухгалтерии, измерение в денежном эквиваленте (в рублях) является обязательным фактором для учета.

Ст. 15

Приведены временные рамки для отчетного периода в границах календарного года – от первого дня года (01.01) до 31 декабря. Датой отчет считается регистрация в госорганах.

Прочтите также: ФЗ о частной детективной деятельности в новой редакции. подробности

Последние поправки, внесенные в 402 ФЗ

После вступления в силу закон о бухгалтерии был дважды подвергнут редактуре. Дата появления последней версии – 31.12.2017.

Изменения в ФЗ 402

Часть третья ст. 18

Свидетельствует о внедрении копий финансовой отчетности и заключений от аудиторов в реестр информации государства. Приводится довод о том, что заинтересованные лица имеют право доступа в данный ресурс, если только содержащиеся в нем сведения не являются частью государственной тайны.

Скачать закон о бухгалтерском учете в последней редакции

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ вы можете получить в новой версии . Изучение его ключевых тезисов поможет предупредить возникновение спорных ситуаций относительно активов предприятия, инвентаризации и прочих моментов.

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

В ноябре 2011 года был утвержден План по развитию бухучета и отчетности предприятий в Российской Федерации. Его целью было добиться большей доступности информации в сфере бухгалтерского учета, повышения качества отчетности и приведения ее к международным стандартам. Важнейшим шагом в реализации этого плана стало принятие Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в действие 1 января 2013 года.

Обратите внимание с 18 июля 2017 года отредактирован Федеральный закон 402 — новая редакция 2017 .

Новый правовой акт пришел на смену действовавшему ранее Закону № 129-ФЗ. В целом документ вводит подробные уточнения к правилам ведения бухучета и бухгалтерской отчетности, даются разъяснения многим понятиям, а некоторые положения старой редакции полностью изменены. Так, была расширена сфера применения Закона о бухучете. Теперь учет должны вести и предприниматели, адвокаты частной практики и нотариусы (кроме тех, кто платит налоги по упрощенной схеме). Органам государственного и местного самоуправления, различным фондам и филиалам международных организаций также вменяется обязанность вести бухгалтерский учет. Другое нововведение связано с определением объектов бухучета. Теперь ими называются, еще и , а также доходы и расходы предприятия.

Федеральный Закон «о бухгалтерском учете» состоит из четырех основных разделов. Рассмотрим вкратце каждый, а также выделим основные изменения по сравнению со старой редакцией.

Структура Закона о бухгалтерском учете

Здесь определяется, что основной целью Закона является установление единых требований к ведению бухучета. Дается определение бухгалтерского учета как системы формирования информации об экономических объектах с учетом предъявляемых требований и создание финансовой отчетности на основе этой информации. В статье 2 описывается сфера действия этого Федерального закона. Как уже упоминалось, она была расширена, и теперь все, к кому применяется Федеральный закон о бухучете, называются не «организациями», а «экономическими субъектами».

2. Общие требования к бухучету.

В этой главе подробно описываются порядок и . Отмечается обязанность руководителя предприятия правильно организовать эту работу. Важным нововведением является запрет руководителю предприятия лично вести бухгалтерский учет. Это положение не распространяется на субъекты малого и среднего бизнеса. Во всех остальных предприятиях должна присутствовать штатная единица главного бухгалтера или иметься договор на оказание соответствующих услуг. При этом перечислены минимальные требования к претендующему на эту должность.

В статье 8 подчеркивается, что каждый экономический субъект сам может выбирать учетную политику, о разработке учетной политики подробнее читайте .

Статья 9 регламентирует оформление первичных документов . Вместо применявшихся ранее унифицированных форм вводятся первичные формы, утверждаемые руководителем предприятия. При этом приводится обязательный перечень пунктов. Также в этой статье говорится о возможности создания документов в цифровом виде, заверяемых электронной цифровой подписью.

В статье 10 идет речь о ведении регистров бухучета. Здесь также расширены полномочия руководителя в части утверждения форм документов. Кроме того, эти документы теперь не составляют коммерческую тайну.

Статьи 13‒18 регламентируют создание финансовой отчетности, как источника достоверных данных о положении субъекта, результате его работы, движении финансовых активов за отчетный период. Здесь появилось требование сдавать один экземпляр финансовой отчетности в органы статистики в срок не более трех месяцев от окончания периода. Отчетным документам также запрещено придавать статус коммерческой тайны. В 402-м федеральном законе о бухучете, в отличие от предшествующего, не регламентируются методы предоставления бухгалтерской отчетности пользователям.

3. Регулирование учета.

В этой главе говорится о регламентирующих документах в области бухучета, органах, уполномоченных осуществлять регулирование и их функциях. Законом № 402-ФЗ вводится ряд принципиально новых положений в этой части.

Вводится требование соответствия бухгалтерской отчетности федеральным и отраслевым стандартам, а также соответствия принятым международным требованиям. Такие стандарты устанавливают классификацию объектов бухучета, содержание и форму предоставляемой информации и другие положения. Стандарты будут разрабатываться Минфином, Центробанком, а также субъектами негосударственного регулирования: союзами предпринимателей, аудиторов и иными заинтересованными организациями.

В 26–28 статьях говорится о порядке создания стандартов бухгалтерского учета. При этом указывается на большое значение опубликования проектов таких документов в печатных изданиях и интернете с целью их публичного обсуждения.

4. Заключение.

В заключительной главе говорится о порядке хранения бухгалтерских документов и особенностях применения Закона. Хранение документов бухгалтерской отчетности должно происходить в соответствии с правилами архивного дела. При этом срок хранения не может быть меньше пяти лет.

Подводя итоги, можно сказать, что Федеральный Закон № 402-ФЗ, делая бухгалтерский учет более открытым и демократичным, требует соблюдения единых стандартов в этой работе.

Федеральный закон 402-ФЗ о бухгалтерском учете в последней редакции: структура, общие положения, единые требования и правила, объекты.

Структура 402-ФЗ

Регулирование ведения бухучета в РФ осуществляется на федеральном уровне рядом правовых документов.

Основным из них является федеральный закон (402-ФЗ) «О бухгалтерском учете», имеющий свое действие от 6.12.2011 года.

Своей целью закон ставит образование юридического механизма, регулирующего всю деятельность, связанную с формированием бухгалтерской отчетности. Правовой акт уточняет:

  • правила осуществления бухучета в РФ;
  • процедуру формирования ;
  • основополагающие понятия – бухучетность, уполномоченные органы Федерации, стандарты (в том числе международные) бухучета, план-счет, отчетный период и другие;
  • порядок хранения документации.

В 402-ФЗ содержится четыре основных раздела:

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
  2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХУЧЕТУ. В данном разделе дается детальное разъяснение порядка и правил ведения бухучета.
  3. РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА. Подробно разъясняется, какими документами регулируется ведение бухучета в РФ, говорится об уполномоченных органах, их регулирующих и контролирующих функциях. Дается подробное пояснение к федеральным стандартам бухучета в РФ.
  4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. В ней разъясняются особенности применения закона, а также устанавливается порядок хранения бухгалтерской документации.

в последней редакции

Основные положения

Согласно положениям 402-ФЗ «бухгалтерский учет» в условиях рыночной экономики — это инструмент документирования и систематизирования информации об объектах бухучета, составления бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон 402-ФЗ:

  • определяет объекты бухучета;
  • очерчивает круг экономических субъектов РФ, которые обязаны осуществлять бухучет;
  • определяет субъекты, являющиеся в этом правиле исключением;
  • устанавливает единые правила и порядок бухучета;
  • указывает на необходимые требования к первичным документам;
  • освещает вопросы, связанные с правилами инвентаризации, предоставлении отчетности, порядке и сроках хранения документации.

Цели, предмет, сфера действия

402-ФЗ конкретно обозначает свои цели, предмет и сферы действия. Это:

  • установление единых для всех экономических субъектов РФ (кроме оговоренных в законе исключений) требований и правил к бухучету;
  • создание юридического механизма регулирования бухучетом и осуществление контроля по соблюдению закона;
  • существенное расширение сферы действия закона, распространяющегося уже и на не коммерческие организации, бюджетные, учреждения автономные и другие.

Объекты

Под объектами бухгалтерского учета понимаются виды различного имущества.

По своему составу и способу использования, объекты бухучета разделяются на три основные группы:


На сегодняшний день список объектов бухгалтерского учета значительно увеличился по сравнению с 2013-м годом, однако, среди новых объектов нет принципиально отличающихся от тех, которые отражались в нем ранее.

Организация ведения

402-ФЗ запрещает руководителю отдельного экономического субъекта РФ заниматься осуществлением бухучета. Для выполнения этих обязанностей привлекается главный бухгалтер.

Наряду с ним учетом может заниматься другое должностное лицо (предприятие, специализирующееся на бухгалтерском обслуживании, сопровождении).

При этом лицо, осуществляющее бухгалтерский учет, должно полностью соответствовать всем требованиям, прописанным в федеральном законе №402:

  • образование высшее (профессиональное);
  • стаж работы бухгалтером или должен быть не менее трех лет (за последние пять календарных лет).

Препятствием для выполнения бухгалтерской деятельности станет:

  • непогашенная судимость;
  • не снятая судимость за финансовые и экономические преступления.

В законе подробно отмечаются действия лица, осуществляющего бухучет, на случай возникновения конфликтных ситуаций с руководством организации (в вопросах ведения бухучета):

  1. В случае возникновения спорных вопросов требуется письменное разрешение руководителя (или иных лиц, имеющих право подписи) на совершение бухгалтером тех или иных действий.
  2. Законом предусматривается степень ответственности руководителя за нарушения в организации, осуществлении бухучета, а также при хранении документации.

Первичные документы — статья 9

Первичные документы – это те, на основании которых заполняется главная бухгалтерская книга, а также, которые вносятся в общие регистры. Они свидетельствуют обо всех финансовых событиях, происходящих у экономического субъекта РФ.

К составлению таких документов предъявляются высокие требования, ошибки в них не допустимы. Они заполняются по строго установленным формам (бланки).

Помимо этого к первичным документам относятся кассовые документы:

  • приходные (расходные) ордера (КО);
  • кассовая книга;
  • отдельный журнал регистрации приходных (расходных) КО.

Исключением из первичных документов (по правилам бухучета на 2019 г.) является счет-фактура . К бухгалтерской отчетности он не применяется. Этот документ предназначен и составляется для . Классификация первичных документов отражена в следующей таблице:

Изменения 2019

Некоторые изменения в бухучете 2019 года:

  1. Пять новых стандартов (запасы, основные средства, документы (документооборот), активы (нематериальные), отчетность. Пока предполагается их использование (после вступления в силу) по собственному усмотрению, однако, начиная с 2019 года, планируется их обязательное использование.
  2. Из бухучета изымается лимит основных средств.
  3. Корректировка план-счетов.
  4. Система учета на малых предприятиях упрощается. Это касается основных средств, материалов и др. Разрешается их учитывать по стоимости, установленной поставщиком.
  5. Изменение в сроках начисления амортизации основных средств – один раз в год.

Видео-урок «Первичная документация» в бухгалтерском учете