Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………..……4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВА………………………………………………………… .7
ВВЕДЕНИЕ
Налоги
являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента
возникновения государства. Развитие
и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно- технического
прогресса.
Прежде
чем вести дальнейший разговор о
налогах и налоговой системе
необходимо определиться с соответствующими
терминами:
Налоги
- обязательные платежи, уплачиваемые
налогоплательщиками в бюджет соответствующего
уровня и государственные внебюджетные
фонды на основании федеральных законов
о налогах и актах законодательных органов
субъектов Российской Федерации, а также
по решению органов местного самоуправления
в соответствии с их компетентностью.
Налоговая
система - совокупность предусмотренных
налогов и обязательных платежей,
взимаемых в государстве, а также
принципов, форм и методов установления,
изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоги
известны давным-давно, еще на заре
человеческой цивилизации. Их появление
связано с самыми первыми общественными
потребностями.
Адам
Смит сформулировал четыре основополагающих,
ставших классическими, принципа налогообложения,
желательных в любой системе экономики:
1)
Подданные государства должны
участвовать в содержании правительства
соответственно доходу, каким они
пользуются под покровительством
и защитой государства.
2)
Налог, который обязывается уплачивать
каждое отдельное лицо должен
быть точно определен (срок уплаты, способ
платежа, сумма платежа).
3)
Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время,
когда плательщику удобнее всего
оплатить его.
4)
Каждый налог должен быть так
задуман и разработан, чтобы он
брал и удерживал из кармана народа
как можно меньше сверх того, что он приносит
казне государства.
Переходя
к проблеме налогов в Российской
Федерации, необходимо отметить, что
все 4 принципа находят у нас слабое
отражение. Перестройка экономики
привела к резкому спаду производства,
росту инфляции, появлению большого числа
безработных, существенному сокращению
государственного сектора. Предстоит
преодолевать эти негативные явления.
В настоящее время практически всеми признается,
что эффективная реформа налоговой политики
и системы налоговых органов в стране
- ключевой фактор успеха в деле перевода
экономики на рыночные рельсы.
Проблема
налогов - одна из наиболее сложных
в практике осуществления проводимой
в нашей стране экономической
реформы. Пожалуй, нет сегодня другого
аспекта реформы, который подвергался
бы такой же серьезной критике и был бы
предметом таких же жарких дискуссий и
объектом анализа и противоречивых идей
по реформированию. С другой стороны, налоговая
система
- это важнейший элемент рыночных отношений
и от нее во многом зависит успех экономических
преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся
предложениям о серьезной ломке созданной
к настоящему времени налоговой системы
необходимо подходить весьма осторожно,
просчитывая не только сиюминутную отдачу
от этих преобразований, но и их влияние
на все стороны экономики и финансов.
Естественно,
что идеальную налоговую систему
можно создать только на серьезной
теоретической основе, учитывающей
специфику экономических отношений
в обществе, созданный научный
и производственный потенциал.
Налоговая
система должна органически влиять
на укрепление рыночных начал в хозяйстве,
способствовать развитию предпринимательства
и в то же время препятствовать
падению уровня жизни низкооплачиваемых
слоев населения.
Цель курсовой работы
– разобрать пути совершенствования
налогов в целях повышения их роли в экономической
системе общества.
В
курсовой работе будут рассматриваться
следующие задачи:
-
раскрыть и обозначить основные понятия
и сущность налогов;
-
рассмотрение основных элементов налога
и раскрыть их содержание;
-
изучить сущность и роль налогов в экономической
системе общества:
-
выявить проблемы, существующие на данном
этапе налогообложения и определить направления
их устранения.
Актуальность
темы исследования обусловлена тем,
что на сегодня наша экономика и налоговая
сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии
формирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
2.1 Налоги как основной источник
бюджетов различных уровней
Полномочия
органов власти различных уровней
в области налогообложения определяются
Налоговым кодексом РФ. Налоговая
система РФ имеет трехуровневый
характер. В соответствии с НК РФ налоги
в России подразделяются на федеральные,
региональные и местные.
Федеральные
налоги и сборы устанавливаются
НК РФ и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации.
Приведем основные из таких налогов:
-
налог на добавленную стоимость;
-
акцизы;
-
налог на доходы физических
лиц;
-
налог на прибыль организаций;
-
налог на добычу полезных ископаемых;
-
водный налог;
-
сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование
объектами водных биологических
ресурсов;
-
государственная пошлина.
Таблица1
Структура доходов федерального
бюджета
2009год | 2010год | 2011год | ||||
млрд. руб. |
% к ВВП | млрд. руб. |
% к ВВП | млрд. руб. |
% к ВВП | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего доходов | 6561,3 | 17,1 | 6636,2 | 15,7 | 7346,9 | 15,7 |
В том числе: | ||||||
Нефтегазовые доходы | 2545,8 | 6,6 | 2955,0 | 7,0 | 3245,2 | 6,9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
НДПИ
(без
ненефтегазовых
доходов)
|
882,8 | 2,3 | 982,9 | 2,3 | 1088,0 | 2,3 |
Таможенные пошлины | 1663,0 | 4,3 | 1972,1 | 4,7 | 2157,2 | 4,6 |
Ненефтегазовые доходы | 4015,5 | 10,4 | 3681,2 | 8,7 | 4101,7 | 8,8 |
НДС | 1943,7 | 5,1 | 2148,4 | 5,0 | 2430,4 | 5,2 |
172,8 | 0,4 | 191,5 | 0,5 | 192,4 | 0,4 | |
Акцизы | 105,8 | 0,3 | 145,1 | 0,3 | 182,7 | 0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 11,1 | 0,0 | 10,7 | 0,0 | 11,2 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 506,6 | 1,3 | 546,3 | 1,3 | 620,7 | 1,3 |
Статья доходов | Объем поступлений в 2011 году, млн. рублей | Объем поступлений в 2010 году, млн. рублей | Темпы роста объема-2011 к объему-2010, % |
Доходы бюджета субъекта федерации всего | 81 507 | 66 110 | 123 |
Собственные налоговые и неналоговые доходы | 62 228 | 52 733 | 118 |
Налог на прибыль организаций | 19 500 | 16 200 | 120 |
Налог на доходы физических лиц | 16 905 | 15 785 | 107 |
Акцизы | 11 542 | 9 780 | 118 |
Налоги на имущество | 8 460 | 7 750 | 109 |
Безвозмездные поступления из Федерального бюджета | 19 279 | 13 377 | 144 |
2.2 Налоги
как регулирующий фактор экономики
Среди
экономических рычагов, при помощи
которых государство воздействует
на рыночную экономику, важное место
отводится налогам. В условиях рыночной
экономики любое государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка.
От
того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего
народного хозяйства.
Объективная
необходимость государственного регулирования
экономики общепризнанна и осуществляется
во всех странах. Одним из инструментов
регулирования являются налоги. Совокупность
взимаемых в государстве налогов,
сборов, пошлин и других платежей, а
также форм и методов их построения образует
налоговую систему.
Сегодня налоговая система призвана реально
влиять на укрепление рыночных начал в
хозяйстве и способствовать развитию
предпринимательства.
Налоги
- важная экономическая категория, исторически
связанная с существованием и функционированием
государства.
Результативность
налоговой политики в значительной
мере зависит от того, какие принципы
государство закладывает в ее
основу. Различают следующие основные
принципы построения налоговой системы:
-
соотношение прямых и косвенных налогов;
-
применение прогрессивных ставок
налогообложения и степень их
прогрессии или преобладание
пропорциональных ставок;
-
дискретность или непрерывность налогообложения;
-
широта применения налоговых
льгот, их характер и цели;
-
использование системы вычетов,
скидок и изъятий и их целевая направленность;
-
степень единообразия налогообложения
для различного рода доходов
и налогоплательщиков;
-
методы формирования налоговой базы.
Используя
указанные принципы, государство в
условиях стабильно развивающейся экономики
стимулирует расширение объемов производства
товаров, работ и услуг, инвестиционную
активность, качественные показатели
развития экономики. Благодаря применению
тех или иных принципов осуществляется
структурная и социальная направленность
налогообложения. В период кризисной ситуации
налоговая политика через использование
указанных принципов способствует решению
задач, направленных на выход экономики
из кризисного состояния.
Методы
осуществления налоговой политики
зависят от тех целей, которых стремится
достичь государство, проводя указанную
политику. В современной мировой практике
наиболее широкое распространение получили
такие методы, как изменение налоговой
нагрузки на налогоплательщика, замена
одних способов или форм налогообложения
другими, изменение сферы распространения
тех или иных налогов или же всей системы
налогообложения, введение или отмена
налоговых льгот и преференций, введение
дифференцированной системы налоговых
ставок.
Цели
налоговой политики не являются чем-то
застывшим и неподвижным. Они формируются
под воздействием целого ряда факторов,
важнейшими из которых являются экономическая
и социальная ситуация в стране, расстановка
социально-политических сил в обществе.
В современных условиях государства с
развитой рыночной экономикой осуществляют
налоговую политику для достижения следующих
важнейших целей:
-
участие государства в регулировании
экономики, направленном на стимулирование
или ограничение хозяйственной
деятельности, а также в общественном
воспроизводстве;
-
обеспечение потребностей всех
уровней власти в финансовых
ресурсах, достаточных для проведения
экономической и социальной политики,
а также для выполнения соответствующими
органами власти и управления
возложенных на них функций;
-
обеспечение государственной политики
регулирования доходов. Участие государства
в регулировании экономики при проведении
налоговой политики осуществляется с
помощью таких налоговых инструментов,
как налоговая ставка, налоговая льгота,
налоговая база и некоторые другие. Государство
использует при этом как прямые, так и
косвенные методы использования налоговых
инструментов.
и т.д.................
Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.
Распределение ВВП предусматривает две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, организации платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения.
Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:
Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами (« .соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Субъекты налогообложения, или плательщики налога, - юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики - юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен. Банки открывают хозяйствующим субъектам счета только при предъявлении документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах.
Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Законодательством установлен исчерпывающий перечень объектов налогообложения: прибыль (доходы); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции (работ, услуг); имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законодательством. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций
се налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления]. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие.
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого доход
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая функция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых - относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см.).
Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка - доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка - тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство
Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Существует несколько мнений о влиянии налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоретических до популистских. Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике. Что же являет собой налог? Согласно учебникам налоги – это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся, используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и выполнения принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк. Как видно в современном мире налог перерос определение учебника и представляет собой определенный индикатор социально-экономических отношений в стране. Как упоминалось выше, налоги делятся на разные группы, которые стоит рассматривать по отдельности. Прямые налоги. Сюда входят подоходный налог, налог на недвижимость, налог на землю и т.д. Получаемые средства используются на целевые программы правительства в области социальных вопросов и медицины, образования и военной безопасности. Здесь стоит вопрос о том, как строить государственную политику в области прямого налогообложения, то есть какие цели, кроме получения финансовых средств, государство пытается достичь. Некоторые страны имеют прогрессивный подоходный налог, который не является популярным, особенно среди людей с достатком выше среднего. В тоже время государство дает право людям уменьшать сумму налога путем ввода налоговых вычетов. Например, затраты на лизинг автомобиля или оплата учебы могут значительно снижать облагаемую сумму. В США действует огромный спектр легальных способов снизить налоговые платежи. Такая политика приводит к тому, что стимулируется потребление в определенных областях экономики, что в свою очередь приводит к улучшению экономического климата в стране. Подоходный налог с юридического лица также может являться влияющим на экономическую жизнь страны. Понижение ставок и налоговые каникулы приводят к развитию тех или иных областей. Косвенные налоги. Сюда входят такие налоги как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т.д. Здесь ситуация не так проста как с прямыми налогами. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное производство, увеличивая цены на импортируемые товары. Такое положение вещей верно, однако очень часто забывается вторая сторона – потребитель. Результатом введения новых пошлин со стороны государства является падение потребления в стране, когда покупатели вынуждены покупать меньше более дорогих товаров. Различные научные исследования показали, что доходы от введения пошлин в несколько раз ниже расходов покупателей данного товара. К тому же стоит отметить, что введение пошлин оказывает определенное инфляционное давление. Такая ситуация верна практически для всех косвенных налогов. Например, ввод дополнительного акциза на бензин приводит к инфляционным процессам и подорожанию почти всех групп товаров, так как многие перевозки осуществляются автомобильным транспортом. Международная Торговая Организация активно борется за свободную торговлю между странами и не поощряет ввод каких либо новых косвенных налогов. Естественным может показаться вопрос о том, как все же стимулировать собственных производителей. Эта тема выходит за рамки данного эссе, но программы кредитования в целях повышения эффективности и производительности местного производства с использованием государственных и частных средств могут иметь более действенный результат. Идеально государство должно отказаться от любых косвенных налогов. Путем увеличения базы налогоплательщиков и стимуляцией экономического роста государство будет способно покрывать расходы собственного бюджета, собирая только подоходный налог
Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».
Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[
Столь значимую группу экономических отношений наука уже не могла оставить без внимания. Ее необходимо было выделить в отдельную категорию с целью изучения закономерностей ее «поведения» с другими базисными и надстроечными категориями.
Подлинно революционными стали в свое время фундаментальные принципы, выдвинутые А. Смитом:
«Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т. е. соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это принцип равенства налогообложения.
«Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это принцип определенности.
«Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это принцип удобства.
«Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это принцип дешевизны.
А. Смит говорил о том, о чем до него говорить было не принято: о законности, об обязательствах государства перед налогоплательщиками, о равенстве и, самое главное, - о норме налоговых изъятий. На основании этого уже можно определить экономическое содержание или самые сущностные характеристики налога вне зависимости от конкретных его форм, страны и времени применения.
Итак, объективным экономическим содержанием налога как экономической (финансовой) категории является необходимость со стороны государства принудительного изъятия части созданной добавленной стоимости на финансирование государственных функций. Объективными требованиями к налогу являются также суммарная норма и соответствующие условия изъятия в целях поддержания последующего воспроизводства. Любая экономическая категория («деньги», «прибыль», «стоимость») - это отражение результата очень длительных и сложных общественных отношений. Например, для современного человека нет ничего странного в том, что деньги (бумага) могут обмениваться на бесконечно длинный ряд жизненно необходимых и роскошных товаров и услуг, а ведь это итог многих тысячелетий общественного развития. Такое положение естественно только при товарном изобилии. В случаях товарного голода денежные знаки теряют свою значимость и люди, как и их далекие предки, возвращаются к товарообмену. Поэтому всестороннее знакомство с экономической категорией может состояться исключительно через систему основных понятий, определений, характеристик.
Для налога это следующие положения:
налоговая форма перераспределения доходов в пользу казны имеет смысл в моделях с рыночными структурами, поэтому само понятие «налог» уже означает смену собственника или превращение частной собственности в государственную;
налоговое изъятие всегда принудительно и не предполагает индивидуальной эквивалентности и возвратности;
налогообложение не тождественно целевому финансированию, а представляет собой одностороннее движение стоимости в денежной форме, направленное в централизованные фонды финансовой системы.
Свойства экономической категории определяет также ее внутренний потенциал, т. е. присущие ее природе возможности действия. Он может раскрыться, т. е. быть извлеченным на поверхность общественной жизни через те или иные формы, а может и нет (например, человек, наделенный прекрасными вокальными данными, может стать оперным певцом и даже получить мировое признание, но только при наличии определенных условий). Для налога как составной части системы государственных финансов такими условиями являются уровень развития экономического базиса и поведение государственной власти как субъекта организации всего процесса налогообложения. Часто верховная власть, обеспеченная возможностями силового принуждения, легко впадает в иллюзию налоговой вседозволенности. Результаты этого известны благодаря многочисленным примерам, историческим и современным. Противовесом государственному субъективизму может служить научно-теоретический и математический фундамент всех налоговых действий, что и будет негласной формой признания налога как экономической категории, а не только как фискальной формы директивного платежа.
В практике организации налоговой деятельности государства необходимо учитывать как различия между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу казны», так и их единство.
Антиподом объективного налога является такая форма государственного финансового перераспределения, как платеж. Он имеет ряд внешних налоговых характеристик (принудительность, сроки, заданную величину), но «не обеспечен» обязательством налоговой нормы, налоговых элементов и налоговой возвратности в масштабах национального воспроизводства. Его можно рассматривать только как форму экономических директив центральной власти (например, «отчисления от прибыли» в экономике СССР).
Элементы налогообложения - установленные в законодательном порядке государственными органами принципы организации и действия налоговой системы, охватывающие следующие ее части: субъекты налога (налогоплательщики), объекты налога (облагаемый доход, имущество), единица обложения (единица измерения объекта налога), налоговая ставка (норма налогообложения), налоговый оклад (сумма налога с одного объекта), налоговые льготы.
НАЛОГОВАЯ СТАВКА - величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу денежного дохода земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут устанавливаться и в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки в абсолютной сумме, не зависящие от величины дохода (реальные налоги), пропорциональные ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение), прогрессивные ставки, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение), и регрессивные налоговые ставки, понижающиеся по мере увеличения дохода.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам. Однако, поскольку получение налоговых льгот сулит существенную дополнительную прибыль, их предоставление иногда фальсифицируется и используется в корыстных целях.
НАЛОГИ РЕАЛЬНЫЕ - 1) прямые налоги, которыми облагаются отдельные конкретные виды имущественных ценностей (земля, дом, ценные бумаги); 2) реально собираемые налоги.
Спрос как экономическая категория
Безработица как экономическая категория
Капитал как экономическая категория
Охарактеризуйте налог как важнейшую экономическую категорию.
1. Выделите основные сущностные признаки налога.
2. Осветите фискальную и регулирующую функции налогов.
3. Раскройте содержание принципов налогообложения.
4. По каким признакам можно классифицировать налоги?
5. Каким образом классифицируются налоги исходя из государственного устройства?
6. В чем состоят отличия прямых налогов от косвенных?
7. Назовите элементы налогообложения.
8. Каким образом классифицируются налоги по объекту обложения?
9. Чем отличаются фактическая ставка налога от экономической?
10. Рассмотрите виды налоговых ставок.
11. Назовите основные методы налогообложения.
12. Охарактеризуйте налоговую систему в СССР в 20-е годы XX в.
13. Каковы направления налоговой реформы 30-х годов XX в.?
14. Какие изменения произошли в налогах с 30-х по 90-е годы?
15. Какие налоги несут в большей или меньшей степени фискальную нагрузку, а какие - регулирующую?
16. Какие налоги имеют регрессивный характер?
17. Какие элементы налогообложения могут устанавливать региональные власти?
18. Какие операции относятся к реализации товаров (работ, услуг)?
19. Что относят к специальным налоговым режимам?
1 Введение
1.2 Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
1.2 Классификация и виды налогов.
1.3 Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.
2 Бюджетный федерализм.
2.1 Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.
2.1.1. Налогообложение предприятий.
2.1.2. Налогообложение физических лиц.
3 Системы налогообложения развитых стран.
Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития.
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплатильщиков и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще… Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории.
I . Налоги как экономическая категория.
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".
История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."
Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.
Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.