Деятельность многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям заключается. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - мига, его цели и задачи. условия страхования инвестиций в мига

Деятельность многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям заключается. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - мига, его цели и задачи. условия страхования инвестиций в мига

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) - структура, в задачу которой входит оказание помощи в привлечении инвестиций из-за рубежа в развивающиеся государства. Суть работы Multilateral Investment Guarantee Agency (сокращенное - MIGA) - предоставление гарантий (оказание услуг страхования) инвесторам из-за рубежа от политических (некоммерческих) рисков, а именно военных действий, экспроприации, потерь при переводе валюты, беспорядков в гражданском обществе и так далее.

В ряде случаев МАГИ оказывает техническую поддержку государствам в распространении сообщений (информации) в отношении инвестиционных возможностей. С момента начала своей деятельности агентство предоставило более девятисот гарантий на общую сумму превышающую 17 миллиардов долларов. При этом почти в сотне развивающихся стран было размещено около 50 миллиардов долларов.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям: история, цели, участники

Известная в мире структура Multilateral Investment Guarantee Agency появилась на свет еще весной 1988 года, но реально выполнять свои функции МАГИ начало только через два года (с 1990-го). MIGA - самостоятельная ветвь (отдельный член) Всемирного банка. Российская Федерация вступила в многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям почти сразу после развала Советского Союза (в 1992 году).

Штаб-квартира организации (место базирования) в столице США - Вашингтоне. Высшим органом является президент. Первое лицо МАГИ - исполнительный вице-президент. На сегодняшний день MIGA может похвастаться международным статусом специального учреждения ООН.

Главная цель Multilateral Investment Guarantee Agency - оказание помощи развивающимся странам в привлечении инвестиций с целью дальнейшего развития. Структура играет роль стимулятора потоков средств между государствами-членами. Своей деятельностью МАГИ дополняет работу таких структур как , МБРР и ряда других международных финансовых организаций.


Уже к 2003 году в качестве участников МАГИ выступало более 160 стран мира, в число которых входили все бывшие страны СССР. При подаче заявки одно из главных требований - принятие в МБРР (Международный банк реконструкции и развития).

Основа стабильной работы структуры - уставной . На сегодня он составляет более двух миллиардов долларов США или около 200 миллионов акций. Каждая ценная бумага эквивалентна 10 тысячам СПЗ. При условии, что фиксированный курс 1 СПЗ = 1.082 американских долларов. Существует еще и такое понятие, как подписной капитал. Его размер - около двух миллиардов долларов, из которых выплачено более трехсот миллионов долларов США,

В свое время деятельность Multilateral Investment Guarantee Agency была осложнена нехваткой денежных средств, что существенно тормозило финансовый поток между странами-членами. По этой причине еще в 1997 году было принято решение поднять планку уставного капитала еще на миллиард долларов (на тот момент уровень уставного капитала составлял 1.1 миллиарда). Процесс притока уставного капитала планировалось закончить к 28 марта 2003 года, но многие страны не смогли справиться со своими обязательствами. Это, в свою очередь, привело к необходимости объявления новой подписки.

Что касается РФ, то подписка страны в капитале Многостороннего Агентства на 30 июня 2003 года - более 5,5 тысяч акций на сумму около шестидесяти миллионнов долларов США. В руках у России почти 3% (5705) от общего числа голосов, что позволяет делать существенный вклад в принятие общих решений.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям: организационная структура, виды рисков

MIGA имеет простую организационную структуру. К высшему органу власти в организации относится Совет управляющих. При этом у каждой страны-участницы есть свой представитель в данном совете (как правило, это человек из министерства, министр).

Исполняющие функции берет на себя другой орган власти - . В его задачи входит принятие решений в отношении дальнейшей политики. Именно Совет Директоров решает, как будет развиваться MIGA и дает «добро» на предоставление кредитов. В составе исполнительного звена находится 24 члена. При этом шесть из них должны быть назначены от государств, имеющих на руках максимальный объем акций. Все остальные члены набираются по особому алгоритму.


Главное лицо - Президент МАГИ и МБРР, который председательствует в Совете Директоров МАГИ.

MIGA ставит своей задачей оказание помощи странам-участницам. Эта задача реализуется посредством предоставления гарантий иностранным инвесторам. Период предоставляемых гарантий может достигать 15-20 лет. К основным видам рисков, которые покрывает МАГИ, относится :

1. Перевод валюты. Структура защищает от вероятных рисков, связанных с блокированием валютных переводов, направляемых за территорию инвестирующей страны (к примеру, по решению правительства). По сути, структура гарантирует защиту от убытков в том случае, когда инвесторы не способны выполнить конвертацию местной валюты (процентов, капитала, дохода, долга, и прочих поступлений) в другую (иностранную) валюту для ее перевода в принимающее государство.

Такая страховка является надежной защитой от действия (бездействия) руководящих органов государства в законодательной сфере по отношению к валютному контролю, а также ухудшения общих условий, упрощающих процедуру перевода и конвертируемости местной валюты. При этом валюты не компенсируется. В случае блокировки поступления средств, МАГИ осуществляет выплату компенсации, которая предусмотрена гарантиями.

2. Экспроприация - защита от действий руководства страны, которое принимает инвестиции. Сюда могут быть отнесены такие риски, как прекращение (ограничение) права собственности, контроль и прочие риски в отношении гарантированных вложений. Предоставление такой гарантии - возможность защититься не только от национализации имущества или его конфискации, но и покрыть так называемую «ползучую» экспроприацию, предотвратив тем самым возникновение ее фактического аналога.

Частичная экспроприация покрывается не полностью. К примеру, это возможно в случае конфискации материальных активов. Если правительство страны работает добросовестно и не принимает дискриминационных мер в отношении поступающих инвестиций, то в гарантии нет необходимости.

В ситуации, когда происходит полная экспроприация, MIGA берет на себя выплату чистой балансовой цены акционерного капитала. Если же реализован сценарий экспроприации денежных средств, то выплачивается застрахованная доля капитала. Что касается кредитного обеспечения и самих займов, то Многостороннее агентство страхует непокрытую часть суммы и несвоевременно оплаченные проценты.

3. Нарушение договора. Задача такой гарантии - надежно защитить инвестора от убытков в случае, когда принимающая сторона (точнее, правительство страны, в которую поступают средства) нарушает или аннулирует условия сделки. В таком случае иностранный имеет право прибегнуть к активации процесса разрешения споров и обратиться в арбитражную судебную инстанцию с целью компенсации убытков. Если в определенные законодательством сроки инвестирующая сторона не получила компенсаций или же механизм арбитражного урегулирования по причине определенных действий принимающей стороны не работает, то МАГИ обеспечивает своевременную выплату компенсации.

4. Война и гражданское неповиновение (терроризм, акты саботажа и так далее). Главная цель MIGA в этом случае - защитить от потенциальных убытков, которые нанесены материальным активам, а также обеспечить компенсацию в случае исчезновения (уничтожения) инвестиционного капитала при возникновении военных действий, гражданских волнений, террористических актов, восстаний внутри страны, революций, саботажа, государственного переворота и прочих событий.


При возникновении негативной ситуации МАГИ осуществляет выплату части инвестора в форме балансовой стоимости активов. Таким способом покрываются , которые имели место на ремонт разрушенных (поврежденных) активов. Кроме этого, многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям берет на себя функцию выплаты компенсации в случае гражданских беспорядков или войны, которая привела к остановке проектных операций, имеющих ключевое значение для развития государства и его жизнеспособности. В свою очередь, MIGA берет на себя осуществление платежа по балансовой стоимости всех застрахованных вложений в виде акционерного капитала.

Структура Multilateral Investment Guarantee Agency предоставляет гарантии в форме самых разных вложений. В ряде случаев это могут быть вложения, имеющие самую различную форму - натуральную, денежную, интеллектуальной собственности и так далее. Кроме этого, МАГИ может обеспечивать инвестиционные соглашения, касающиеся лицензирования, управленческой деятельности, раздела прибыли, договоров франчайзинга и так далее.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Международное инвестиционное право - это совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения по поводу инвестиций.

Особенности международного инвестиционного права следующие.

Во-первых, в рамках международного инвестиционного права понимается рассматривается режим и защита иностранной частной собственности. Что касается иностранной государственной собственности, она защищается в международном праве институтами государственного, дипломатического иммунитета, хотя методологически можно было бы правовой режим иностранной государственной собственности с полным основанием рассматривать и в рамках международного имущественного права

В-вторых, в международном инвестиционном праве речь идет не вообще об иностранной собственности, но конкретно об иностранных инвестициях. Поэтому возникает вопрос об определении этого понятия. В двусторонних международных соглашениях о поощрении и защите инвестиций - инвестиции обычно понимаются широко - как по сути любые имущественные блага - вещи, права и интересы любого рода. Имущественными благами могут быть, во-первых, материальные ценности, т.е. любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги. Во-вторых, - это нематериальные блага, прежде всего - интеллектуальная собственность.

Многосторонняя международная Сеульская конвенция 1985 г. об образовании Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА) более ограничительно трактует инвестиции.

В МИГА "автоматично" покрываются гарантиями только прямые инвестиции, включая финансовые инвестиции в виде участия в капитале инвестируемого предприятия.

Под прямыми инвестициями обычно понимаются инвестиции, которые дают возможность инвестору оказывать реальное воздействие на управление инвестируемым предприятием на основе долговременных связей. Прямые инвестиции могут быть реальными, т.е. в материально-вещественном виде, финансовыми - в виде денег, акций и других ценных бумаг в капитале предприятия. Финансовые инвестиции, не рассчитанные на связь с управлением предприятием, но лишь представляющие собой вложение средств в расчете на прибыли для сохранения капитала (портфельные инвестиции), в том числе краткосрочные капиталовложения спекулятивного характера, не рассматриваются как прямые инвестиции.

В любом случае в смысле Сеульской конвенции инвестиции, во-первых, должны быть в виде вклада (денежного в натуре, в том числе и в виде нематериальных ценностей, но не в виде услуг); во-вторых, вклад не должен быть краткосрочным; в-третьих и в главных, инвестиция должна носить предпринимательский характер. То есть предполагать определенный предпринимательский риск. Должно быть не просто вложение капитала, но связь с возможными прибылями и убытками от такого вложения.

Но Сеульская конвенция определяет инвестиции лишь применительно к гарантированию их. Общепризнанного международно-правового определения понятия инвестиций - не существует, и дать такое строго правовое определение сегодня вряд ли возможно, поскольку в конечном итоге каждое государство, в отсутствие единого универсального международно-правового акта, вольно законодательно определять как понятие инвестиции вообще, так и понятие иностранной инвестиции в частности.

Стоит заметить в этой связи, что несостоятельным является проводимое иногда различие между инвестицией и капиталовложением. Слова эти по сути синонимы. Семантически "инвестиция" - это просто "вклад" денег (капитала), т.е. приобретение любой собственности. Однако в узкоэкономическом, предпринимательском значении - это капиталовложение именно в предпринимательских целях.

Имущественные отношения, связанные с использованием военных, радиолокационных и т.п. баз и сооружений, эксплуатируемых одним государством на территории другого государства, регулируются в межправительственных соглашениях о статусе соответствующих баз и условиях их использования, часто на основах экстерриториальности. Однако обычно неизбежная связь баз с инфраструктурой государства, где они находятся, вызывает необходимость урегулирования проблем транзита, водо- и энергоснабжения на возмездной основе. Капиталовложения, которые осуществляются при этом, в понятие международных экономических инвестиций не укладываются.

В-третьих, вложение (приобретение) собственности предпринимательского назначения - операция торговая. Инвестиционное право рассматривается в настоящем курсе, однако, не в рамках торгового права, но как часть имущественного права, поскольку смысл инвестиционного права в обеспечении не столько самого (торгового) перехода права собственности, сколько режима и защиты собственности. Связанные с международным торговым правом аспекты режима инвестиций регулируются в рамках ВТО в особом Соглашении о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС), которое в интересах единства изложения всех инвестиционных проблем в одном месте рассматривается ниже также в рамках настоящей главы (§ 729-731) о международном имущественном праве.

В третьих, в инвестиционных отношениях так иначе обязательно задействованы два субъекта международного права: государство-экспортер инвестиционного капитала и государство-импортер. Есть и третий субъект (но не международного, а национального права) - частный экспортер капитала, иначе - инвестор. Как правило, в том числе в практике международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, под инвестором понимается физическое юридическое лицо одного государства в другом государстве-участнике соглашения. Определяющим при этом является для физического лица - его гражданство, а для юридического лица - место его регистрации. В "техническом" смысле можно считать, что иностранная инвестиция - это инвестиция, инвестором в которой выступает иностранное лицо. Практически иностранные инвесторы - обычно крупные предприятия, очень часто ТНК. Именно интересы этих предприятий в сочетании с интересом государства-экспортера инвестиционного капитала, выражающего коллективный интерес частных инвесторов, а также общий государственный, экономический интерес, и являются двигательным мотором двустороннего и многостороннего международного инвестиционного сотрудничества и его правового урегулирования.

Система мип

Систему инвестиционного права как отрасли права составляют правовые институты, различающиеся между собой по объему и характеру воздействия на инвестиционные отношения. институты инвестиционного права характеризуются тем, что образующие их нормы одновременно с этим составляют предмет регулирования других (основных) отраслей права. МИП делится на общую и особенную части

общая часть инвестиционного права состоит из институтов и норм, определяющих основные начала осуществления инвестиционной деятельности, основные принципы и методы регулирования инвестиционных отношений. В частности, система общей части инвестиционного права включает следующие правовые институты, раскрывающие ее сущность как комплексной (вторичной) отрасли права: инвестиции (понятие и виды); правовой режим инвестиций; гарантии инвестиций; инвестиционные риски; инвестиционные правоотношения (субъекты, объекты и содержание); инвестиционная деятельность (понятие, признаки и виды); государственное регулирование инвестиционной деятельности; ответственность за нарушение инвестиционного законодательства. Наряду с этим в общей части инвестиционного права находят свое выражение предмет и метод правового регулирования инвестиционного права, принципы инвестиционного права, функции и источники инвестиционного права, соотношение инвестиционного права со смежными отраслями права, система инвестиционного законодательства и другие важные для всей отрасли права вопросы.

Институты особенной части , иначе называемые специальными правовыми институтами, призваны регулировать отдельные аспекты или виды отношений. Поэтому особенную часть инвестиционного права составляют такие правовые институты, как: правовое регулирование инвестиций в сфере недропользования; правовое регулирование инвестиций на рынке ценных бумаг; правовое регулирование инвестиций в банковской сфере; правовое регулирование иностранных инвестиций; международно-правовое регулирование иностранных инвестиций; инвестиционный договор (понятие и особенности); заключение, изменение и расторжение инвестиционного договора; инвестиционный проект (разработка и реализация); инвестиционные договоры и их система (инвестиционные договоры в сфере недропользования (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и сервисные контракты); внешнеэкономический инвестиционный договор; договор государственного займа; договор банковского займа; договор лизинга; инвестиционные сделки на рынке ценных бумаг; защита прав инвесторов и разрешение инвестиционных споров. Наряду с этим в систему инвестиционного права входят: институт правового регулирования бюджетных инвестиций; институты бюджетных инвестиционных проектов и бюджетных инвестиционных программ; институт бюджетного кредитования; институт государственного заимствования и долга, а также институты правового регулирования инвестиций в некоммерческой сфере (образования, науки и т.п.).

По мнению ряда авторов, особенную часть международного инвестиционного права можно подразделить на институты: 1) международно-правовое регулирование государственных инвестиций; 2) международно-правовое регулирование частных прямых инвестиций; 3) международно-правовое регулирование частных портфельных инвестиций.. Предлагается также включить в качестве институтов международного инвестиционного права: межотраслевой институт международно-правового регулирования движения ссудного капитала (который другой своей частью входит в международное финансовое право); институты «международное налоговое право», «международное антимонопольное (конкурентное) право» (общие институты международного инвестиционного и международного административного права); а также комплексные межотраслевые институты - «право иностранной и совместной частной собственности» и «право государственной и совместной государственной (общечеловеческой) собственности». На наш взгляд, данное предложение также нуждается в корректировке: во-первых, институт «международное налоговое право» является институтом международного финансового права, а не международного административного права; во-вторых, институты «международно-правовое регулирование движения ссудного капитала», «право иностранной и совместной частной собственности» и «право государственной и совместной государственной (общечеловеческой) собственности» - это действительно межотраслевые институты, но в состав международного инвестиционного права они входят частично, образуя при этом такие институты международного инвестиционного права, как «международно-правовое регулирование инвестиций в ссудной форме», «иностранные частные инвестиции» и «международные (иностранные) государственные инвестиции».

5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)

§ 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.

Правовой статус Агентства не однозначен. В соответствии с Сеульской Конвенцией членами МИГА являются государства, но правовой статус Агентства в Конвенции прямо определяется как юридическое лицо (ст. 1), занимающееся коммерческой деятельностью (ст. 1, 2, 27 и др.). Поскольку не уточняется национальный статус юридического лица (в каком конкретно государстве), следует считать, что статус этот Агентство может иметь во всех государствах-членах. Формальный статус юридического лица в Конвенции конкретизирован формой акционерного общества, параметры которого определены в Конвенции (ст. 5-10). Показательно, что в названии Агентства употреблено слово "многостороннее", а не "международное".

Однако, хотя международно-правовой статус Агентства никак не заявляется в Конвенции, все же имплицитно этот статус просматривается:

В наделении Агентства правом осуществления сотрудничества с ООН и другими межправительственными организациями, имеющими специализацию в родственных областях. Включая, в частности, Всемирный банк и МФК (ст. 35);

В предоставлении Агентству привилегий и иммунитетов, обычно свойственных межправительственным организациям (ст. 43-50);

В образовании особой по сути международно-правовой процедуры урегулирования возможных споров между Агентством и государствами-членами (ст. 57 и Приложение II к Конвенции).

В этой связи Агентство квалифицируется в качестве межправительственной организации (Н.Ю.Ерпылева, Х.А.Шреплер).

§ 725. Высший орган МИГА пленарного состава - Совет управляющих с полной всесторонней компетенций. Директорат, назначаемый Советом управляющих, занимается текущей деятельностью Агентства. Президент МИГА назначается Директоратом по представлению МБРР и под общим руководством Директората ведает текущими делами.

Все государства-члены входят либо в группу I, в которой состоят развитые страны, вносящие вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), либо в группу II в составе развивающихся стран, на которые приходится 40% подписного капитала (в эту же группу включены были Россия и другие страны "переходного этапа" экономического развития).

МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

§ 726. Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:

Гарантии ("ординарные" "автоматические") по страхованию, увязанному с подписным капиталом. Эти гарантии ограничиваются потолком в 150% от общего объема подписного капитала страны и предоставляются МИГА только инвесторам из стран группы I по инвестициям в странах группы II;

Гарантии, не увязанные с подписным капиталом. Такие гарантии фактически и юридически предоставляются не МИГА, которое выступает лишь в качестве посредника при образовании спонсорской группой стран особого доверительного фонда поддержки, из которого и предоставляется гарантия. Агентство не несет по ней никакой финансовой ответственности. Такие гарантии не ограничиваются каким-нибудь потолком. Они могут предоставляться инвесторам из группы I по инвестициям в странах группы II (когда, к примеру превышен потолок для выдачи гарантий по первому виду, т.е. в зависимости от общей суммы подписного капитала, когда гарантии выходят за рамки иных критериев для первого вида). Гарантии второго вида могут также даваться инвесторам из группы I для инвестиций в странах этой же группы инвесторам стран групп II для инвестиций в странах этой же группы.

Писарькова А.А. гр. С1502мб


Цель: выявить, что представляет собой Многостороннее Агентство Гарантирования Инвестиций, для этого нужно решить следующие задачи.

дать определение МАГИ;

изучить историю образования и этапы формирования МАГИ;

определить сферы деятельности МАГИ;

дать характеристику МАГИ на современном этапе.

многостороннее агентство гарантирование инвестиция

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций


МАГИ - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МИГА - Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство, также МАИГ - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. Основанное в 1988 году, МАГИ имеет более ограниченную сферу деятельности и мандат в сравнении с МФК. МАГИ представляет собой страховую компанию, финансируемую из общественных фондов. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по состоянию на 1 сентября 2008 года) в МАГИ представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долларов США. К Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне. МАГИ распределяет политические риски по следующим категориям:

Военные конфликты и гражданские волнения, в том числе акты саботажа и терроризма, способные оказать влияние на частные операции.

Расторжение контракта в случае, если правительство страны не придерживается или изменяет "правила игры", нанося материальный ущерб проекту.

Неконвертируемость валюты в случае отказа правительства разрешить кредиторам, инвесторам и спонсорам проекта переводить местную валюту согласно курсу обмена.

Экспроприация в случае, если правительство является причиной потери спонсором проекта собственности или контроля над капиталом и имуществом.

Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет.

Подобно МФК, МАГИ привлекательно для частных инвесторов своими связями в правительстве благодаря членству в Группе Всемирного Банка. МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса: услуги предоставляются по рыночным ценам. Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта.

МАГИ действует только с получения разрешения от правительства страны; так некоторые страны отказываются признать существование политического риска в стране и, следовательно, подписать Конвенцию МАГИ. Агентство требует встречных гарантий от стран, подписавших Конвенцию. В случае гражданских волнений в государстве, МАГИ обязано выплатить определенную сумму пострадавшей компании, а государство, в свою очередь, обязано выплатить страховую компенсацию МАГИ. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

Как и МФК, МАГИ обеспечивает набор инвестиционных и консалтинговых услуг, за предоставление которых взимается оплата на рыночной основе.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

МАГИ является сравнительно небольшой организацией, включающей приблизительно 100 или менее служащих в Вашингтоне. Агентство активно привлекает персонал МФК и внешних консультантов при выполнении операций, особенно в случае экспертовэкологической и социальной сферы. Юридически МАГИ, МФК и Всемирный Банк являются различными структурами, МАГИ имеет собственный Совет Директоров, хотя и состоящий из членов Совета Всемирного Банка. Президент МАГИ, Роберт Зеллик, выполняет функции президента Группы Всемирного Банка. С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Выводы: Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - международная организация, главной задачей которой является поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста, предоставление страхования (гарантий) иностранным частным инвесторам от некоммерческих (т. е. политических) рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, военными действиями и гражданскими беспорядками. Оно также оказывает техническую помощь странам в распространении информации об инвестиционных возможностях. Председателем Совета Директоров МАГИ является Президент Всемирного Банка. МАГИ создана в 1988г.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 г. 42 странами - членами МБРР с целью оказания помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций. Свою практическую деятельность МАГИ начала в 1990 г.

Целью этой организации является предоставление инвесторам гарантий на инвестиции, технической помощи с целью стимулирования притока инвестиций в развивающиеся страны, консультаций правительствам по улучшению инвестиционного климата, необходимого для привлечения иностранных капиталов. МАГИ предоставляет инвесторам гарантии на случай некоммерческого риска, связанного, например, с трудом трансграничного перечисления валюты, экспроприацией или войной.

Членом МАГИ может стать любой член МБРР. На 1 января 2011 г. эта организация насчитывала 175 государств-членов.

МАГИ имеет собственный операционный и юридический штат и является финансово независимой от МБРР.

Капитал МАГИ полностью состоит из членских взносов и она может застраховать почти 90 % инвестированных средств на предельную сумму до 50 млн долл. США на один проект.

К основным направлениям деятельности МАГИ относятся:

1) предоставление гарантий, имеющих целью защиту от потерь, обусловленных такими обстоятельствами, как неконвертируемость местной валюты, экспроприация собственности в стране пребывания, война, нарушение контракта со стороны контрагента страны пребывания, а также гарантий на инвестиции в странах-членах на случай некоммерческих рисков, что фактически означает страхование политических рисков;

2) осуществление операций по совместному страхованию и перестрахованию;

3) предоставление гарантий международным консорциумам;

4) содействие развивающимся странам в разработке проектов и подготовке заявок на предоставление гарантий;

5) содействие развивающимся странам в привлечении прямых иностранных капиталовложений; распространение информации о новых инвестиционных проектах; оказание технической помощи в разработке маркетинговых программ (для этого была создана Служба инвестиционного маркетинга)1.

Важнейшее направление деятельности МАГИ - страхование коммерческих инвестиционных рисков. Она гарантирует только инвестиции, которые поступают из страны-члена, которые, однако, могут быть предназначены для любой страны мира, кроме страны происхождения инвестиции. Гарантирует МАГИ только новые инвестиции в конкретные проекты, включая расширение уже имеющихся инвестиций, а также инвестиции, связанные с приватизацией и финансовой реорганизацией. Согласно требованиям МАГИ к инвестициям, которые могут быть застрахованы, относятся взносы в активы (акционерный капитал), займы, предоставленные или гарантированные акционерами (сроком более чем на три года), а также другие формы прямого инвестирования. В отдельных случаях гарантии могут предоставляться и тогда, когда инвестиция имеет форму технической помощи, франчайзинга или лицензионного соглашения.

Спецификой гарантий МАГИ является то, что они предоставляются преимущественно инвесторам частного сектора, но в отдельных случаях и государственным предприятиям, если их деятельность имеет коммерческий характер.

Для каждой отдельной страны установлен лимит на объем гарантий МАГИ - 225 млн долл. США. Стандартный полис МАГИ предопределяет предоставление страховых гарантий инвестициям на 15-рич-ный период, который, однако, в исключительных случаях может быть продлен до 20 лет. Для каждой категории страхового риска МАГИ может гарантировать до 90 % инвестированных средств. Как уже было отмечено, общий объем гарантий может достигать 270 % суммы инвестиций за счет покрытия прибылей от вложений.

Во время выполнения программы гарантий МАГИ сотрудничает с национальными страховыми компаниями для осуществления совместного страхования и перестрахования инвестиций. При этом она применяет так называемый пакетный подход, когда гарантии предоставляются совместно с несколькими государственными или частными страховыми компаниями. Как правило, гарантия МАГИ составляет 25-30 % общего гарантийного пакета.

Право на гарантии МАГИ имеют инвестиции в любые отрасли экономики, кроме оборонной и табачной промышленности, производства алкогольных напитков, инвестиций спекулятивного характера и казино.

МАГИ осуществляет страхование от таких рисков, как ограничения на перевод иностранной валюты, экспроприации, нарушение договора, военные действия и гражданские беспорядки.

Ограничения на перевод валюты. Цель гарантии перевода иностранной валюты, предоставляемой МАГИ, аналогичная цель суверенных валютных гарантий, которые могут быть предоставлены правительством принимающей страны. Такая гарантия обеспечивает защиту от убытков, возникающих вследствие неспособности инвесторов конвертировать местную валюту (капитал, проценты, сумма долга, прибыль, роялти и другие поступления) в иностранную для перевода за пределы принимающей страны. Такое страховое покрытие защищает от чрезмерных задержек в приобретении иностранной валюты, вызванных действиями или бездействием правительства принимающей страны, неблагоприятными изменениями в законодательстве или правилах в отношении валютного контроля, ухудшением условий, регулирующих конвертируемость и перевод местной валюты. Девальвация валюты не покрывается. После получения заблокированной местной валюты от инвестора МАГИ выплачивает компенсацию в валюте, которая предусмотрена его гарантийной соглашением.

Экспроприация, Эта гарантия защищает от потерь застрахованных инвестиций в результате действий правительства принимающей страны, которые могут ослабить или ликвидировать право собственности на застрахованные инвестиции, контроль таких инвестиций или другие имущественные права в отношении них. Кроме прямой национализации и конфискации, покрывается также "ползучая" экспроприация, то есть ряд действий, которые с течением времени приводят к фактической экспроприации. Покрытие частичной экспроприации предоставляется на ограниченной основе

(например, о конфискации денежных средств или материальных активов). Добросовестные, недискриминационные меры, которые предпринимает правительство принимающей страны для выполнения законных полномочий по регулированию, не включаются в такую гарантию. В случае полной экспроприации инвестиций в форме акционерного капитала МАГИ выплачивает чистую балансовую стоимость застрахованных инвестиций, а в случае экспроприации средств - застрахованное часть заблокированных средств. Относительно кредитов и кредитных гарантий МАГИ осуществляет страхование непогашенной части суммы долга и любых аккумулированных и невыплаченных процентов. Компенсация выплачивается по переуступки МАГИ интереса инвестора в экспроприированных инвестициях (например, акций или интереса в кредитном соглашении).

Нарушение договора. Такая гарантия защищает от убытков, возникающих в связи с нарушением или аннулированием правительством принимающей страны договора с инвестором. В случае нарушения или аннулирования договора инвестор должен быть в состоянии прибегнуть к механизму урегулирования споров (например арбитража) согласно основного договора и получить компенсацию убытков. Если после окончания конкретно указанного срока инвестор не получил платежа или если механизм урегулирования споров не функционирует в результате действий, предпринятых правительством принимающей страны, МАГИ выплачивает компенсацию.

Военные действия и гражданские беспорядки. Эта гарантия защищает от убытков, причиненных материальным активам, а также уничтожения или исчезновения последних в результате политически мотивированных военных действий или гражданских волнений в принимающей стране, в том числе революции, восстания, государственного переворота, саботажа и терроризма. Относительно инвестиций в форме акционерного капитала МАГИ выплачивает долю инвестора в балансовой стоимости активов покрывает расходы на их замену и расходы на ремонт поврежденных активов в зависимости от того, какая из этих сумм меньше. В отношении кредитов и кредитных гарантий МАГИ выплачивает застрахованную часть суммы долга и процентов, не выплаченных непосредственно в результате повреждения активов проекта, вызванного военными действиями и гражданскими беспорядками. Возмещение военных действий и гражданских беспорядков также распространяется на события, которые в течение однолетнего периода приводят к перерыву в проектных операциях, имеющих важное значение для общей финансовой жизнеспособности проекта. Такого рода перерыв в операциях происходит тогда, когда инвестиции считаются полностью утраченными. В этот период МАГИ выплачивает балансовую стоимость всех застрахованных инвестиций в форме акционерного капитала.

С момента начала МАГИ превратилась в важный катализатор потока прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ выдало более 600 гарантий на сумму более 20 млрд долл. США в почти 100 таких стран. На 1 июля 2010 г. объем действительных гарантий МАГИ составил 6,6 млрд долл. США(табл. 11.19).

Таблица 11.19. Секторальный распределение портфеля МАГИ

МАГИ также предоставляет техническую помощь и консультационные услуги странам с переходной экономикой и развивающимся странам, в отношении привлечения иностранных инвестиций, улучшения инвестиционного климата.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 г. на основе Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (Вашингтонская конвенция 1965 г.) с целью содействия увеличению международных инвестиций путем создания условий для обеспечения примирения и урегулирования спорных вопросов между правительствами и иностранными инвесторами. Кроме этого, МЦІУС проводит исследовательскую работу, осуществляет выпуск изданий по вопросам правового регулирования иностранных инвестиций, а также предоставляют консультації1.

Членом центра может стать любой член МБРР. На 1 января 2011 г. эта организация насчитывала 144 государства-члены.

Участие МЦУИС в решении возможных спорных вопросов предусматривается условиями многих инвестиционных контрактов, а также много - и двусторонних соглашений. Общее количество зарегистрированных арбитражных разбирательств на сегодня насчитывает 331, из них в 2010 г. - 26.

Помимо МАР и МБРР, о которых мы только что услышали, в группу Всемирного Банка входят три ассоциированных учреждения: МФК (Международная финансовая корпорация), МЦУИС (Международный центр урегулирования инвестиционных споров), МАГИ (Международное агентство гарантий инвестиций).

  1. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (маги)

Создано в 1988г.

Миссия - продвижение иностранных прямых инвестиций в развивающиеся страны для поддержания экономического роста, уменьшения бедности и улучшение жизни людей

180 стран-членов

МАГИ гарантирует следующие виды инвестиций:

    взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;

    ссуды, предоставленные акционерами;

    некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.

Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

МИГА – это страховщик, не кредитор.

Оказание помощи осуществляется через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К таким рискам могут относиться нарушения условий контракта, ограничения перемещения средств, конфискация, военные действия, гражданские беспорядки и др.

МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 25 лет. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, - 50 млн. долл. США.

Кроме этого МАГИ проводит консультации с развивающимися странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций.

  1. Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1956 г.

Ее цель - стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах.

Т.е. МФК финансирует проекты частного сектора.

Осуществляет свою деятельность посредством

    Предоставления займов

    Инвестирования в форме долевого участия в капитале

    Структурированного финансирования

    Продуктов по управлению рисками

    Консультационных услуг

Учитывая, что Банк незначительно кредитует промышленность, одним из основных направлений деятельности МФК является кредитование промышленных объектов.

В отличие от МБРР МФК не требует государственных гарантий по предоставляемым средствам. И поскольку кредитные риски организация берет на себя, она кредитует проекты не более чем на 25% стоимости и при условии высокой рентабельности этих проектов.

Источники средств МФК:

      Взносы стран-членов

      Эмиссия облигаций на международном финансовом рынке

      Доходы от осуществления

      своих операций

Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет.

Отсрочка платежей возможна в течение первых 3-5 лет.

  1. Мцуис (международный центр урегулирования инвестиционных споров)

Создан в 1966 г.

Цель : устранить препятствия для свободного потока международного частного инвестирования

Сейчас МЦУИС - ведущий международный арбитражный институт, направленный на разрешение государственно-инвестиционных споров, являющихся следствием некоммерческих рисков и отсутствия международных методов для решения инвестиционных споров.

Сам центр в рассмотрении споров не участвует

Также центр проводит исследования и публикует данные по законодательству в области иностранных инвестиций.

МЦУИС работает, руководствуясь Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров. Конвенция рассматривает два основных пути решения споров:

    примирение сторон

    арбитражное производство

В соответствии с этим, конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража.

Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным.

Размер платы утверждается Генеральным секретарем.

В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров