Декрет о тунеядстве. Возвращение «Декрета о тунеядцах»: каким будет налог для безработных в Белоруссии

Декрет о тунеядстве. Возвращение «Декрета о тунеядцах»: каким будет налог для безработных в Белоруссии

Как будет выглядеть «обновленный» декрет №3.

«Кто не работает, тот не ест» - такой был девиз советского государства, пишет vkurier.by .

Нынешний декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», принятый в апреле 2015 года , коснулся практически каждой белорусской семьи.

Напомним, согласно этому документу, белорусское государство пыталось взыскать 20 базовых величин (360 рублей) с людей, которые официально нигде не трудоустроены. В общей сложности извещения с требованием оплатить налог на тунеядство («сбор на финансирование государственных расходов») получили почти полмиллиона человек.

В конце зимы - начало весны 2017 года в Беларуси прошла серия массовых уличных акций против «декрета о тунеядцах».

3 августа, заслушивая доклад о демографической ситуации и содействии занятости населения, Лукашенко снова заявил, что обновленный закон должен быть подготовлен к 1 октября. При этом, по мнению Александра Лукашенко, главную тяжесть выполнения «декрета о тунеядцах» должны принять на себя чиновники местных исполкомов (ранее эта функция была возложена на налоговые инспекции).

Позднее министр по налогам и сборам Сергей Наливайко подчеркнул, что в новой редакции декрета основной упор делается на содействие в трудоустройстве тем, кто хочет найти работу, и на возвращение в социум людей, ведущих асоциальный образ жизни. Однако министр труда и социальной защиты Ирина Костевич нарисовала совсем другую картину. По ее словам, правительство предлагает реализовать принцип «Не работаешь - платишь за услуги». Иными словами, предполагается, что «тунеядцы» будут стопроцентно оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги.

5 изменений, которые предлагают внести в «антитунеядский декрет»

1. Детский сад

Помимо того, что родители платят за питание, нужно будет оплачивать образовательные и коммунальные услуги, предоставляемые учреждением дошкольного образования.

2. Школа

Родители не платят за обучение детей в школе, хотя учебники приходится покупать. Но если предложение Минтруда будет принято, «тунеядцам» за услуги среднеобразовательного учреждения образования придется платить.

3. Профессионально-техническое и высшее образование

Дети, чьи родители будут признаны «тунеядцам», не смогут получать бюджетное образование по специальности.

4. Здравоохранение

Если человек не работает, то лишается бесплатных медуслуг. Безусловно, экстренную медпомощь окажут каждому, например, вырежут аппендицит, но рак дорогостоящими лекарствами лечить за счет государства не будут.

5. Жилье

Счета за коммунальные услуги «тунеядцы» будут оплачивать по полному тарифу.

Кроме того, обновленная версия декрета №3 получила новое название - «О содействии занятости». А также точно известно, что будут усилены меры «по выявлению граждан, не задействованных в экономике, но имеющих доходы».

Весной в Белоруссии прошла серия массовых уличных протестов против Декрета №3, получившего название «Декрет о тунеядцах». Согласно этому документу, белорусское государство пыталось взыскать достаточно крупные по местным меркам суммы денег с людей, которые официально нигде не трудоустроены. В общей сложности извещения с требованием оплатить налог на тунеядство («Сбор на финансирование государственных расходов» — таково его официальное название) получили почти полмиллиона человек.

Предполагалось, что так бюджет будет пополнен за счёт тех, кто работает «в тени», не платя налоги. Но в реальности Декрет №3 ударил по простым людям, которые долгое время не могли найти работу. Особенно в белорусской провинции, где множество небольших нерентабельных предприятий либо закрыты, либо работают лишь на бумаге: сотрудников не увольняют, но заняты они 1—2 дня в неделю, и зарплаты у них соответствующие. Именно поэтому весной волна протестов охватила не только Минск и областные центры, но и многие прежде тихие провинциальные города.

После первой волны протестов, в марте, Александр Лукашенко остановил действие декрета и отправил его на доработку — до осени. Летом некоторым гражданам налоговые органы даже стали возвращать ранее взысканный налог на тунеядство.

Но тогда же, весной, белорусский президент в жёсткой форме обязал госслужащих к 1 мая трудоустроить всех безработных. Чиновники, разумеется, отчитались о выполнении приказа, хотя в реальности очереди в отделах по трудоустройству никуда не делись.

Так появились две параллельные реальности. В одной — предприятия по-прежнему увольняют больше сотрудников, чем принимают, и многие люди остаются без работы (особенно в провинции). В другой — все, кто хотел найти работу, нашли её, а не работают лишь сознательные тунеядцы, которых государство обязано заставить трудиться.

  • Reuters

Безработные: проблема подсчёта

С 1 сентября в Минске комитет по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома закрывает два отделения по трудоустройству — «Заводское» и «Фрунзенское». После их ликвидации в белорусской столице останется три центра занятости, которые переименуют в отделы обслуживания граждан. В дальнейшем планируется упразднить ещё два отделения, оставив единственный общегородской центр занятости.

На вопрос, куда теперь обращаться безработным минчанам за помощью в трудоустройстве, местные чиновники отвечают, что безработных в Минске (как и в Белоруссии в целом) практически не осталось.

И в самом деле, по официальной статистике на 1 августа 2017 года зарегистрированная безработица в белорусской столице держалась на уровне 0,4% от экономически активного населения. То есть нетрудоустроенными были 31,2 тыс. человек. В целом же уровень зарегистрированной безработицы в Белоруссии к 10 августа составил 0,7% от экономически активного населения, а на одну вакансию приходится 0,6 безработного (год назад — 1,2).

Проблема, однако, в том, что официальное статистическое ведомство Белстат в качестве безработных учитывает только тех людей, кто встал на учёт в службе занятости и получил официальный статус безработного. Но таких людей очень мало, так как пособие по безработице в Белоруссии менее $10, время пребывания в этом статусе ограничено, а кроме того, все нетрудоустроенные граждане регулярно привлекаются к неоплачиваемым общественным работам и сильно ограничены в правах.

В результате, хоть за вакансиями в центрах трудоустройства — очереди (порой на ставку грузчика претендуют по 60 человек), официальных безработных очень мало.

Весной нынешнего года в Белоруссии пробовали подсчитывать уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ). Тогда оказалось, что по результатам изучения уровня занятости в домашних хозяйствах среднегодовая безработица в стране составляет 5,8% среди населения в возрасте от 15 до 75 лет, 5,3% — среди людей в трудоспособном возрасте. Данные исследования по методике МОТ были обнародованы Национальным статистическим комитетом впервые.

«Следует отметить, что безработица по МОТ и официально зарегистрированная безработица — это разные показатели по своей сути и по своему наполнению», — заявила председатель Национального статистического комитета Инна Медведева в эфире телеканала «Беларусь 1». По её словам, в данные МОТ могут быть включены люди, которые ищут работу по интернету, объявлениям или через своих знакомых, то есть не обращаясь на биржу труда.

Однако уже через несколько месяцев белорусские чиновники приняли решение не использовать методику МОТ, а ориентироваться только на официальные цифры Белстата. Причина очевидна: если считать безработицу по стандартам МОТ, не получится заявить об исполнении президентского предписания «трудоустроить всех».

  • Reuters

О том, что обновлённый Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» должен быть подготовлен к 1 октября, Александр Лукашенко заявил 3 августа, заслушивая доклад о демографической ситуации и содействии занятости населения.

«Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции Декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ, — заявил белорусский лидер. — Общество должно знать, что никакой отмены Декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где? Поэтому Декрет №3 — это 300 тысяч тех, кто должен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо».

При этом, по мнению Александра Лукашенко, главную тяжесть выполнения «Декрета о тунеядцах» должны принять на себя чиновники местных исполкомов (ранее эта функция была возложена на налоговые инспекции, что практически парализовало их работу). «Ещё раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета. Я надеюсь, что кроме правительства этим вопросом серьёзно займутся депутаты. Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя», — сказал белорусский президент.

  • Александр Лукашенко
  • РИА Новости

Позднее министр по налогам и сборам Сергей Наливайко рассказал журналистам, что в новой редакции декрета основной упор делается на содействие в трудоустройстве тем, кто хочет найти работу, и на возвращение в социум людей, ведущих асоциальный образ жизни. Однако министр труда и социальной защиты Ирина Костевич нарисовала совсем другую картину. По её словам, правительство предлагает реализовать принцип «Не работаешь — платишь за услуги».

«Это услуги, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении», — цитирует министра государственное информагентство БЕЛТА.

Иными словами, предполагается, что «тунеядцы» будут стопроцентно оплачивать субсидируемые за счёт госбюджета услуги. Например, сейчас в Белоруссии в детском саду родители платят только за питание, а образовательные и коммунальные услуги оплачивает государство. Также родители не платят за обучение детей в школе, хотя учебники приходится покупать. Но если предложение Минтруда будет принято, «тунеядцам» за эти услуги придётся платить.

Аналогичная практика предлагается и в сфере здравоохранения — если человек не работает, то лишается медуслуг. Безусловно, экстренную медпомощь окажут каждому, например вырежут аппендицит, но рак дорогостоящими лекарствами лечить за счёт государства не будут.

Но тут возникает вопрос: как быть с Конституцией? Ведь, согласно основному закону, гражданам Белоруссии гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, а также бесплатное лечение в государственных больницах и поликлиниках.

Понятно, что в любом обществе есть асоциальные люди, которые ни при каких условиях не будут работать. И государство будет вынуждено оказывать им медицинские услуги и обеспечить образование их детям. В отношении таких граждан Лукашенко настроен крайне решительно.

  • Reuters

«Мы вычленим людей по персоналиям: кто может, но не хочет, кто хочет, но не может и тех, которым надо лопату в зубы — и пошёл работать. Пусть на меня не обижаются», — заявил Александр Лукашенко 11 августа в Бресте. «Людей надо приучить к труду. Нельзя создавать так называемый класс безработных. Если мы их не станем вовлекать в общественно-полезный труд, как раньше говорили, значит, мы будем создавать этот класс, и он будет увеличиваться. Нам этого допустить нельзя, — сказал Лукашенко. — Конечно, будет какой-то малый процент людей, которые ни на что не способны. Специфическими методами будем заставлять. Но есть люди, которые могут, но отлынивают. Этих людей надо ставить в такие условия, чтобы они всё-таки шли работать».

Обещание «горячей осени»

После того как весной нынешнего года Александр Лукашенко остановил действие «Декрета о тунеядцах», протестная активность в Белоруссии постепенно сошла на нет. Некоторые лидеры оппозиции пообещали возобновить волну протестов осенью. Впрочем, в их рядах нет единства по этому вопросу.

«Я не думаю, что осенью можно ожидать каких-то социальных выступлений. Если кто и выйдет на улицы, то только обычные оппозиционные активисты. А рядовые граждане активность проявят, думаю, только в феврале 2018-го. Потому что с января вводится стопроцентная оплата услуг ЖКХ, то есть расходы на жильё резко вырастут, а зарплаты — нет», — оценила ситуацию в беседе с RT лидер гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач.

  • Reuters

Впрочем, Лукашенко и сам понимает, что чиновники далеки от решения проблем на рынке труда, несмотря на все президентские распоряжения. «Ещё в прошлом году мы договаривались, что на каждое сокращённое рабочее место должно быть создано новое высокопроизводительное. Но у нас по-прежнему предприятия продолжают больше увольнять, чем принимать на работу. В чём дело? — поинтересовался президент у министров экономического блока 22 августа. — Ещё неопределеннее ситуация с закрывающимися предприятиями. Куда уходят люди? На бумаге новые рабочие места вроде бы и создаются, а на деле сплошное очковтирательство. Как меня информируют, число занятых в экономике сокращается».

Сегодня зарплаты в Белоруссии постепенно увеличиваются, однако реальные располагаемые доходы населения снижаются — кроме зарплат, они включают пенсии, стипендии, доходы от бизнеса и т.д. Цены тем не менее растут. С 1 сентября в очередной раз подорожают услуги ЖКХ. Поэтому эта осень может оказаться для властей непростой.

«Сейчас белорусские чиновники стараются минимизировать риски, связанные с возвращением этой осенью «Декрета о тунеядцах». Тем более что оппозиция уже пообещала возобновление массовых протестов, которыми отметилась нынешняя весна, — отмечает белорусский политолог Виктор Демидов. — Поэтому сейчас формальное количество безработных стремятся свести к минимуму, чтобы под действие обновлённого декрета попало как можно меньше людей и они не пошли протестовать. А то, что в стране сохраняется большая скрытая безработица, так это параллельная реальность, к существованию которой белорусские граждане уже давно, к сожалению, привыкли».

Кто войдет в комиссии?

Новым декретом предусмотрено, что в регионах будут созданы комиссии по трудоустройству населения. Предполагается, что они будут создаваться при местных органах власти. В их состав должны будут входить депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, есть возможность участвовать в них и у представителей общественных объединений. Власти надеются, что в таком составе комиссии смогут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию.

Основной их целью станет решение проблем занятости населения. Их работа будет организована с учетом специфики рынка труда в каждом регионе. Там, где ситуация с трудоустройством сложнее, людям будут предлагать помощь в открытии своего дела. В общем, предлагать все возможные варианты по трудоустройству или организации самозанятости.

Выйти из тени

Она из задач декрета - привлечь на "светлую сторону", тех, кто работает неофициально, занят в теневом бизнесе, не платит налогов, по словам разработчиков, для них создают ситуацию, когда легальное трудоустройство будет выгодно в любом случае.

Костевич: декрет №3 - это "выход из тени" для тех, кто хочет работать

"В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве", - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирине Костевич БЕЛТА положения нового декрета.

Напомним, декретом предусмотрено, что трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма начнет действовать с 1 января 2019 года.

"Что касается непосредственно самих услуг, то их перечень и порядок расчета будет определен правительством до 1 апреля текущего года. Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и, при желании, поменять его", - отметила Костевич.

Услуги, которые еще не определили

С 1 января 2019 года белорусы, которых так и не смогли трудоустроить комиссии или те, кто не захотел этого сделать по своим соображениям, будут возмещать затраты на некоторые потребленные услуги по экономически обоснованным тарифам. Точного перечня этих услуг еще не существует. Но педположи каких именно сфер это коснется, уже можно. Один из участников рабочей группы, которая занималась выработкой изменений в декрет № 3, директор Института экономики НАН Валерий Бельский рассказал TUT.by, что в Беларуси не так и много сфер, которые могут быть задействованы в механизме полной оплаты потребленных услуг.

"Медицинское обслуживание у нас по Конституции бесплатное. Всем по потребности предоставляет медицинскую помощь - как занятым в экономике, так и незанятым. В сфере ЖКХ есть возможность ввести полную оплату услуг для неработающих граждан. Но в ближайшей перспективе останется только два вида услуг, которые будут субсидироваться государством и за потребление которых неработающие граждане могут платить по 100-процентному тарифу - отопление и обеспечение топливом. Стоимость этих услуг в значительной степени субсидируется государством", - отметил Бельский.

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества", прозванный в народе декретом "о тунеядцах", был принят в апреле 2015 года. Свое действие начал с 1 января 2016-го. В соответствии с ним граждане, которые не участвуют в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, должны были оплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Введение декрета вызвало волну протестных акций в начале 2017 года. После этого власти заморозили декрет и объявили о разработке новой концепции документа. В ходе вчерашнего совещания президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что новый документ должен быть более сбалансированным.



«И пусть сегодня декрет № 3 юридически не отменён, формально его действие приостановлено - Министерство по налогам и сборам не взыскивает сбор за 2016 год и не применяет никаких санкций к полумиллиону неплательщиков. Более того, начался возврат некоторым категориям граждан уплаченного сбора за 2015 год», - написала на своей странице в Фейсбук депутат Палаты представителей Анна Канопацкая.

Она также опубликовала стенограмму обсуждения депутатами в мае 2015 года нашумевшего декрета по тунеядству. «Палата представителей прошлого созыва обсуждала тунеядский декрет. Здесь не было единогласного "одобрямс"», - пояснила Анна Канопацкая.

Декрет по тунеядству на рассмотрение в палате представителей 6 мая 2015 года «в соответствии со статьей 101 Конституции" представила тогдашний министр труда Марианна Щеткина. По ее словам, при разработке декрета был "проанализирован исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, его нормы практически встроены в законодательство республики с учетом льгот, преференций, особенностей налогообложения», а «положения декрета основные на конституционной обязанности граждан Беларуси принимать участие в финансировании государственных расходов посредство уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».

Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов, рассказала, что при подготовке декрета "обрабатывались и разрабатывались различные подходы".

- Один из подходов был такой, что если люди не работают, не платят налоги, то пускай, допустим, они полностью платят за детский сад, пусть они полную стоимость возмещают по здравоохранению и так далее. Но это очень дорого и очень сложно, - отметила тогдашний министр труда.

По ее словам, в 2013 году в стране было почти 60 тысяч человек, которые "не имеют желания работать и не видят смысла работать".

- Но мы все прекрасно понимаем, что все мы живем на определенные доходы. И кто бы как бы ни относился к деньгам, но без денег в магазин ты не пойдешь. Поэтому соответственно встает вопрос: откуда у людей доходы? - задалась вопросом Марианна Щеткина. - Речь идет не о том, чтобы взять и наполнить бюджет деньгами. Вовсе нет. Речь идет о том, чтобы человек легально работал и участвовал в финансировании государственных расходов и, соответственно, имел те же самые права, то есть мы все обладаем абсолютно одинаковыми правами.

У министра поинтересовались, удастся ли заставить работать тех, кто не хочет работать.

- Если люди сегодня платить не могут, не хотят, это же тоже будет исключительная мера. Штраф тоже на них не действует. И это не платят, тогда, пожалуйста, на 15 суток по решению суда на арест. Но ты не будешь сидеть и смотреть в окно, а ты будешь привлечен к общественно-полезным работам. Пожалуйста, подметай асфальт, убирай листья. Местные органы власти определят, что нужно сделать для того, чтобы это обществу было полезно, - отметила министр.

При обсуждении декрета депутат Ольга Политико обратила внимание на рост безработицы, сокращение вакансий (такая ситуация на рынке труда была в 2015 и 2016 годах, в прошлом году она начала выравниваться), на рост числа тех, кто трудится на неполной занятости. Кроме того, депутат отметила, что в Беларуси небольшое пособие по безработице.

«Мы, конечно, понимаем, что пособие по безработице не должно быть настолько большим, чтобы у человека не было никаких стимулов трудоустраиваться. Но в тоже время он не должен умереть с голоду. Особенно сейчас, когда все труднее найти работу», - сказала депутат и уточнила, не планируется ли повысить пособие по безработице или усилить оказание социальной адресной помощи. Министр ответила, что «никто с голоду не умрет» и что необходимости в повышении выплат официально нетрудоустроенным нет, многие подпадают под действие адресной социальной помощи.

Депутат Николай Колтунов отметил, что для «людей, которые не хотят сегодня работать, 20 базовых величин заплатить никакого труда не составит и в дальнейшем». «Не лучше ли сделать для них те же расценки, как в частных клиниках, поликлиниках, больницах, и пускай они ходят, лечатся, водят детей в садики и все остальное, чтобы снять это напряжение в обществе», - сказал депутат. Он также обратил внимание на тех, кто накопил денег, открыл счет в банке и живет на проценты, «но его тоже могут причислить к тунеядцам».

- Если сегодня, наверное, у человека лежат миллионы (до деноминации - Прим. ред.) в кассе и он на них живет, я думаю, что 3600 для него несложно заплатить, потому что он же тоже ходит и пользуется всеми благами. То есть у этого же человека тоже должна быть какая-то социальная обязанность, - сказала министр. Марианна Щеткина привела пример с владельцами квартир, которые сдают их в аренду: если уплачивают налог на сумму больше 20 базовых величин, то им не нужно платить налог на тунеядство. «Живите так, как вы хотите - демократическое общество», - отметила министр.

При этом Марианна Щеткина заявила, что «декрет временный».

- Временный почему? Потому что как только заработает интегрированная информационная система, которая будет введена в нашей стране (работы уже начаты), тогда, когда будут социальные электронные карты, где информация о каждом человеке будет на социальной карте, тогда будем платить все по-разному, в зависимости от того, какой вклад мы вносим, - рассказала экс-глава ведомства. - Поэтому просто эта работа начата чуть пораньше. Но я думаю, что она только пользу даст, мы, по крайней мере, будем знать, что, чего и как предпринимать и какие меры.

Тогдашний заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам палаты представителей Лариса Богданкевич отметила, что «занятое население считает, что декрет своевременный и будет способствовать восстановлению ценности труда и трудящегося человека, а также восстановлению конституционной справедливости о равенстве перед законом».

«Был один депутат (не буду называть его фамилию), так он конкретно внес предложение: для тех, кто обманывает, не платит налоги, но живет или вообще не хочет работать, создать резервации. Но эта мысль, конечно... Депутаты посмеялись, но не поддержали, безусловно», - отметил тогдашний заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Виктор Гуминский.

Напомним, ранее Анна Канопацкая обратилась в Министерство по налогам и сборам с просьбой рассказать о расходах, связанных с обслуживанием декрета № 3. Налоговая потраченную сумму назвать не смогла, потому что не учитывает администрирование декрета как отдельную строку расходов.