Дефицит на осаго и запись по талонам. для чего страховые компании челябинска создают искусственные очереди. Осаго — почему нам не продают полисы

Дефицит на осаго и запись по талонам. для чего страховые компании челябинска создают искусственные очереди. Осаго — почему нам не продают полисы

Битва за ОСАГО. Почему снова очереди?

1163 просмотра

Бланков полисов снова не хватает, у автомобилистов паника: как ездить без страховки?

За полисом - в другой город

«В 4.30 утра в очереди за полисом я была третьей, - говорит нижегородка Наталья Юрьева. - Время работы страховой компании сократили. Техосмотр, оформленный у другого страховщика, здесь уже не действует - плати ещё. Насчитали услуг на 5500 руб. (раньше они тоже были - на 1500 руб.). Сил нет!»

Дефицит новых бланков полисов охватил всю Нижегородскую область. Некоторые в поисках не один десяток километров намотали.

«В Заволжье часть офисов страховщиков закрыли. Нашёл работающий - там новых бланков не будет до сентября, - говорит Иван Константинович Сорокин, пенсионер. - Поехал в Городец - там требуют ещё и жизнь застраховать. Зачем тратить ещё 4 тыс. руб., если мне 82 года?»

«А у нас в Пильне говорят: «Страхуйте дом, тогда и ОСАГО оформим». Почему, как в советские времена, что-то навязывают в назгрузку?!» - возмущён Иван Степанович Сунин.

Но кто-то согласен и в очереди постоять, и заплатить за «лишний» полис - лишь бы не нарваться на штраф за отсутствие полиса ОСАГО.

Где страховщики?

Проблемы с ОСАГО в регионе возникают с завидной регулярностью. А ведь полис подорожал - этого добивались страховщики. По данным ЦБ РФ, в I квартале 2016 г. сборы по ОСАГО в Нижегородской области выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2015-го - за счёт роста базового тарифа. В то же время выплаты выросли более чем на 56%.

«Ряд страховщиков ОСАГО сократил или полностью свернул присутствие в Нижегородской области, считая этот вид страхования высокоубыточным, - рассказали «АиФ-НН» в нижегородском филиале крупной страховой компании. - Два года назад в регионе было примерно 43 страховщика ОСАГО, в этом году - 34, а активно работающих - вообще 15. А автомобилей меньше не стало».

ОСАГО с убытком

«В 2015 году с российского рынка ушли более 70 страховых компаний, - говорит Иван Цыплаков, директор нижегородского центра страхования, президент Всероссийского союза операторов техосмотра. - Это связано и с отзывом лицензий на страхование автогражданской ответственности, и с тем фактом, что компании отказываются от продажи полисов ОСАГО как убыточного вида страхования. Даже лидеры стараются снижать долю на рынке. Некоторые пытаются под всякими предлогами не выдавать полисы, предлагают потребителям: «Пишите заявление - рассмотрим в течение 30 дней».

Даже после того как в апреле 2015 года полис подорожал, ситуация не изменилась - одновременно вырос размер ущерба. Выплаты до 400 тыс. руб. - за каждый автомобиль, попавший в конкретное ДТП (раньше выплачивали 120 тыс. руб. за одно авто и 160 тыс. руб. - на всех участников аварии). До 500 тыс. руб. выросли компенсации ущерба здоровью. То есть нагрузка на страховые компании увеличилась.

На рынке стало больше автоюристов, которые пытаются зарабатывать на дорожных происшествиях. Кстати, в кризис выросло и число мошенников, в том числе рядовых граждан, которые хотят обманным путём получить выплаты по ОСАГО.

Всё меньше отделений страховых компаний работают в районах Нижегородской области. Страховщики обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: открыли офис в Нижнем Новгороде и формально обеспечили доступность услуг. Если страхование убыточно, компании приложат все силы, чтобы полисами не торговать.

С июля 2016 года стали продавать полисы нового образца. Документы старого формата имеют право выдавать только до октября 2016 года, позже - уже не должны. От старых полисов компании постарались быстрее избавиться, а бланки нового образца страховщики продавать не спешат.

Мои прогнозы - до конца года ситуация будет только ухудшаться. С 1 января 2017 года планируют ввести электронное оформление полиса ОСАГО, но как эта система будет работать, пока неизвестно.

Продажа вместе с полисом ОСАГО дополнительных страховок - для страховщиков способ выжить. Так компании пытаются возмещать убытки по автогражданке. Получить полис без допуслуг можно, если написать в страховую письменное заявление. Его обязаны рассмотреть в течение месяца и продать полис. Но даже чтобы написать заявление, стоят огромные очереди».

Компетентно

Наталья Кучеренко, руководитель управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:

По Гражданскому кодексу РФ страховая компания, получив лицензию на ОСАГО, должна реализовать полис каждому, кто к ней обратится. Необоснованный отказ страховщика или навязывание допуслуг, по КоАП РФ, влечёт штраф: на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если с вами отказались заключить договор из-за отсутствия бланков или навязывают допуслуги, обращайтесь в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ (603008, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26). Можно и подать в суд иск, требуя обязать страховщика заключить договор и возместить убытки. Кстати, ЦБ ввёл «период охлаждения»: в течение 5 дней с даты заключения договора добровольного страхования гражданин может его расторгнуть и получить обратно деньги.

Бланков полисов снова не хватает, у автомобилистов паника: как ездить без страховки?

За полисом - в другой город

«В 4.30 утра в очереди за полисом я была третьей, - говорит нижегородка Наталья Юрьева . - Время работы страховой компании сократили. Техосмотр, оформленный у другого страховщика, здесь уже не действует - плати ещё. Насчитали услуг на 5500 руб. (раньше они тоже были - на 1500 руб.). Сил нет!»

Дефицит новых бланков полисов охватил всю Нижегородскую область. Некоторые в поисках не один десяток километров намотали.

«В Заволжье часть офисов страховщиков закрыли. Нашёл работающий - там новых бланков не будет до сентября, - говорит Иван Константинович Сорокин, пенсионер . - Поехал в Городец - там требуют ещё и жизнь застраховать. Зачем тратить ещё 4 тыс. руб., если мне 82 года?»

«А у нас в Пильне говорят: «Страхуйте дом, тогда и ОСАГО оформим». Почему, как в советские времена, что-то навязывают в назгрузку?!» - возмущён Иван Степанович Сунин .

Но кто-то согласен и в очереди постоять, и заплатить за «лишний» полис - лишь бы не нарваться на штраф за отсутствие полиса ОСАГО.

Где страховщики?

Проблемы с ОСАГО в регионе возникают с завидной регулярностью. А ведь полис подорожал - этого добивались страховщики. По данным ЦБ РФ, в I квартале 2016 г. сборы по ОСАГО в Нижегородской области выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2015-го - за счёт роста базового тарифа. В то же время выплаты выросли более чем на 56%.

«Ряд страховщиков ОСАГО сократил или полностью свернул присутствие в Нижегородской области, считая этот вид страхования высокоубыточным, - рассказали «АиФ-НН» в нижегородском филиале крупной страховой компании. - Два года назад в регионе было примерно 43 страховщика ОСАГО, в этом году - 34, а активно работающих - вообще 15. А автомобилей меньше не стало».

ОСАГО с убытком

«В 2015 году с российского рынка ушли более 70 страховых компаний, - говорит Иван Цыплаков, директор нижегородского центра страхования, президент Всероссийского союза операторов техосмотра . - Это связано и с отзывом лицензий на страхование автогражданской ответственности, и с тем фактом, что компании отказываются от продажи полисов ОСАГО как убыточного вида страхования. Даже лидеры стараются снижать долю на рынке. Некоторые пытаются под всякими предлогами не выдавать полисы, предлагают потребителям: «Пишите заявление - рассмотрим в течение 30 дней».

Даже после того как в апреле 2015 года полис подорожал, ситуация не изменилась - одновременно вырос размер ущерба. Выплаты до 400 тыс. руб. - за каждый автомобиль, попавший в конкретное ДТП (раньше выплачивали 120 тыс. руб. за одно авто и 160 тыс. руб. - на всех участников аварии). До 500 тыс. руб. выросли компенсации ущерба здоровью. То есть нагрузка на страховые компании увеличилась.

На рынке стало больше автоюристов, которые пытаются зарабатывать на дорожных происшествиях. Кстати, в кризис выросло и число мошенников, в том числе рядовых граждан, которые хотят обманным путём получить выплаты по ОСАГО.

Всё меньше отделений страховых компаний работают в районах Нижегородской области. Страховщики обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: открыли офис в Нижнем Новгороде и формально обеспечили доступность услуг. Если страхование убыточно, компании приложат все силы, чтобы полисами не торговать.

С июля 2016 года стали продавать полисы нового образца. Документы старого формата имеют право выдавать только до октября 2016 года, позже - уже не должны. От старых полисов компании постарались быстрее избавиться, а бланки нового образца страховщики продавать не спешат.

Мои прогнозы - до конца года ситуация будет только ухудшаться. С 1 января 2017 года планируют ввести электронное оформление полиса ОСАГО, но как эта система будет работать, пока неизвестно.

Продажа вместе с полисом ОСАГО дополнительных страховок - для страховщиков способ выжить. Так компании пытаются возмещать убытки по автогражданке. Получить полис без допуслуг можно, если написать в страховую письменное заявление. Его обязаны рассмотреть в течение месяца и продать полис. Но даже чтобы написать заявление, стоят огромные очереди».

Компетентно

Наталья Кучеренко, руководитель управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:

По Гражданскому кодексу РФ страховая компания, получив лицензию на ОСАГО, должна реализовать полис каждому, кто к ней обратится. Необоснованный отказ страховщика или навязывание допуслуг, по КоАП РФ, влечёт штраф: на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если с вами отказались заключить договор из-за отсутствия бланков или навязывают допуслуги, обращайтесь в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ (603008, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26). Можно и подать в суд иск, требуя обязать страховщика заключить договор и возместить убытки. Кстати, ЦБ ввёл «период охлаждения»: в течение 5 дней с даты заключения договора добровольного страхования гражданин может его расторгнуть и получить обратно деньги.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

Уже не первый месяц в отделе урегулирования убытков крупнейшей страховой компании «Росгосстрах» во Владивостоке собираются очереди, в которых люди тратят многие часы, а то и дни, ради прохождения процедуры оценки ущерба и получения выплат по полисам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Некоторые являются к офису страховщика на ул. Пионерской глубокой ночью, чтобы с утра оказаться в первых рядах.

Корр. PRIMPRESS попытался выяснить, чем вызваны очереди в офисах «Росгосстраха».

«В первый день я получил заявление для осмотра моего автомобиля, но непосредственно на осмотр попасть не удалось. Отдел оценки закрыли, когда нас в очереди осталось двое. Оказалось, что этот отдел работает на час меньше, чем весь офис "Росгосстраха". Приехав на следующий день к девяти часам утра, в очереди я оказался 33-м. К полудню в кабинет вошел лишь седьмой по списку. За весь рабочий день из 50 человек процедуру оценки ущерба смогли пройти лишь 15. Я просидел до закрытия, надеясь на чудо. Но чуда не произошло», - рассказал Александр, клиент страховой компании. Он задается вопросами: разве может страховая компания, дорожащая своей репутацией, так относиться к своим клиентам и кто компенсирует ему потерянное в росгосстраховских очередях рабочее время?

«ДТП я оформляла через службу аварийных комиссаров, которые предложили мне еще одну услугу - чтобы за меня в очереди стоял человек. Я очень удивилась: как это - платить человеку за очередь? Но согласилась. А столкнувшись с сервисом "Росгосстраха" я убедилась, что не зря. Очередь мне заняли на рассвете, я подъехала к девяти и далее сама ждала приема. В это время листы с порядком очереди почему-то пропали. Из-за этого люди начали ругаться, дело дошло даже до мелкой потасовки. Но стоит отметить, что оценщики работали не покладая рук. Вся проблема в том, что их всего двое», - рассказала Виктория, клиент страховой компании.

PRIMPRESS пытался получить комментарий в ООО «Росгосстрах – Дальний Восток», но десятки попыток дозвониться в главный офис не увенчались успехом. Зато знакомый специалист страхового дела на условиях анонимности раскрыл некоторые причины происходящего.

«Нет ничего необычного в очередях в отделах регулирования убытков страховых компаний, - сказал он. - Как правило, на одного клиента специалист тратит от 20 до 40 минут, в зависимости от сложности страхового случая. Влияет еще и дорожная обстановка на дорогах края – количество ДТП увеличивается, а вместе с ним увеличивается и количество клиентов».

Отметим, что для оформления полиса ОСАГО в том же "Росгосстрахе" клиентам также приходится тратить порой по несколько часов.

«Такие очереди могут быть созданы искусственно, - пояснил наш собеседник. - Зачем? Чтобы сдержать продажи полисов ОСАГО. Игроки страхового рынка сейчас терпят убытки, компаниям просто невыгодно оказывать услуги обязательного страхования».

Отметим, что с 1 января 2017 г. каждый автовладелец может самостоятельно оформить полис ОСАГО в Интернете. Однако как это делать мало кто понимает, а разъяснительную работу страховщики не горят желанием проводить. Кому же нужны такие страховые компании? Уж точно не клиентам, которых они "облагодетельствовали".