Что собой представляет. Раздел V. Денежные средства

Что собой представляет. Раздел V. Денежные средства

План счетов бухгалтерского учета (ПС) использует в каждой компании. Со временем изменяется и корректируется из-за преобразований в сфере управления, хоздеятельности. Для постсоветской интеграции в мировую экономику потребовалось адаптировать его к стандартам международной отчетности.

Текущий вид российский ПС приобрел с 2000 года. Каким стал, как используется, особенности, разбираемся в этой статье.

Что это такое?

ПС – целостная системная схема бухучета, где отражаются операции фирмы (продали продукцию, использованы материалы, рассчитались с поставщиками и т. д.), которая:

  • Не имеет нормативно-правовой основы.
  • Вместе с Инструкцией по применению составляет фундамент учета.
  • Используется в компаниях, проводящих операции с использованием двойной записи.
  • Содержит в 8 разделах синтетические (I порядок) и субсчета к ним (II порядок). Отдельно учитываются забалансовые счета.

Различают следующие ПС:

  • типовой;
  • банков, кредитующих организаций;
  • муниципальных компаний.

Выделяют еще ПС сферы страхования, где применяют типовой вариант с добавленными специализированными счетами.

Нормативная база

ПС и Инструкция по применению введены в действие в уточнении Приказов №38н от 07.05.03 г., №115н от 18.09.06 г., №142н от 08.11.06 г.

Выделяют правовые уровни формирования бухучета:

  • , Указы Президента и Правительства.
  • Минфин России централизованно разрабатывает нормативные документы (к примеру, обязательный к применению типовой ПС).
  • Профессиональные сообщества бухгалтеров создают методические рекомендации.
  • Предприятия, компании на базе типового разрабатывают рабочий ПС.
  • Общие методики бухгалтерского учета утверждаются Правительством России.

Назначение

ПС объединяет учетные данные и отчетные показатели. Его применение позволяет руководству контролировать эффективность функционирования фирмы и находить выигрышные решения.

Благодаря использованию схожих величин Плана компании взаимодействуют между собой.

Все организации с 2014 года ведут бухгалтерский учет. В малом и среднем бизнесе допускается самостоятельное ведение. В крупном как минимум нанимают бухгалтера. Поэтому важное значение приобретает знание ПС.

Единый рабочий План счетов предполагает:

  • методическое обеспечение;
  • контроль учетных показателей и отчетных данных;
  • сбор статистики функционирования компаний;
  • объективность и достоверность показателей финансового положения предприятия для инвесторов, кредиторов.

План счетов бухгалтерского учета 2019 года

Бухучет активно и направлено регулируется в слиянии с международной практикой. В итоге доступно формирование данных по МСФО.

ПС демонстрирует четкую систему учета всей деятельности предприятия.

Что в себя включает

Синтетические счета (I порядка) собраны в 8 групп, каждому соответствует название и уникальная двузначная нумерация в диапазоне 01-99.

В каждой группе присутствуют свободные номера для добавления счетов (однако, необходимо разрешение Министерства финансов). Используется около 60 счетов.

Для уточнения по ним служат субсчета II порядка (аналитический учет).

Счета подразделяются на активные и пассивные, а также активно-пассивные:

  • На активных (А) нарастающее сальдо проходит по дебету, уменьшение – позиция кредита.
  • На пассивных (П) — наоборот.
  • Активно-пассивные (А-П) допускают одностороннее (Кт или Дт) либо двустороннее (Кт и Дт) сальдо.

Например, счет 10 «Материалы» (А) содержит в разбивке по субсчетам данные о стоимости, наименовании и местах хранения материалов.


По каждому субсчету возможна расшифровка аналитических счетов, к примеру, по видам материалов. Это может понадобиться для характеристики по другим параметрам. Порядок аналитических счетов может быть 3, 4, 5 и т. д.

К примеру:

Субсчета счета I порядка нумеруются по порядку. Забалансовые кодируются 3 знаками (от 001 до 011), перечислены в приложении к ПС.

Принципы построения

ПС утверждается на основании типового ПС с перечнем всех необходимых аналитических и синтетических счетов. В их нумерации порядок применения допускает до 26 позиций.

Состав рабочего ПС:

  • счета I порядка;
  • II порядка по выбору компании;
  • аналитические (по необходимости).

Состав рабочего ПС зависит от учетной стратегии организации.

Структура и краткие пояснения

Учет I порядка является синтетическим. Детализированный II порядка и выше – аналитическим.

Однако они и образуют наглядность и информативность бухгалтерского учета.

ПС подразделяется на 8 групп.

Забалансовые счета не включены в эти группы.

Они учитывают объекты, временно используемые фирмами. К примеру, списанная по бухучету спецодежда проходит по такому счету.

Новый типовой план

Субсчета

Субсчета служат для аналитики, отчетности и контроля. Составляют в ПС аналитический учет. Могут именоваться с помощью цифр, букв или комбинировано.

Например, по счету 10 «Основные средства» выбывшие объекты учитываются на субсчете с литерой «В». Наименование счета II порядка 10.В. Однако чаще используется цифровая нумерация.

Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г. определен типовой перечень субсчетов. Не является полным и обязательным. Содержание субсчетов ПС организация определяет самостоятельно, закрепляя внутренними распоряжениями. Субсчета объединяются, исключаются или вводятся дополнительные.

Пример по счету 68:



В кредитных организациях (банках)

Типовой ПС в организациях кредитной сферы не применяют.

Что собой представляет:

  • Регламентирует разработку и использование рабочего ПС.
  • Описана структура счетов и субсчетов к ним, их назначение, отражение типовых операций.
  • Дана общая схема корреспонденции счетов. Ее в нетипичной ситуации можно на основании рекомендаций Инструкции дополнить.

Фактически это шпаргалка для создания корректных проводок.

Разработка в организации

Согласно ФЗ-402, фирма утверждает рабочий ПС. Основа – типовой ПС, представленный Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г. Рекомендации к формированию ПС в Инструкции по применению в том же Приказе.

ПС является частью . Она формируется главным бухгалтером или лицом, на которое эти обязанности возложены. Заверяется приказом руководителя с ПС в качестве приложения.

При изменении рабочего ПС старая форма хранится 5 лет с последнего отчетного по ней периода.

Как используются счета и схемы корреспонденции, указано в Инструкции. Организация выбирает подходящую синтетику и аналитику.

Если не предвидятся операции по счету, то нет необходимости его использовать и включать в ПС. Для особых операций ПС можно дополнить счетами свободных номеров с одобрения Минфина.

Фирма вправе детализировать типовые субсчета, определять, сколько счетов утвердить в рабочем ПС, объединять их или вовсе исключать.

Автоматизированное ведение

На основе рабочего ПС компания может вести автоматизированный бухучет. Это просто и удобно.

Приложений программного обеспечения много:

  • Условно бесплатные подойдут для небольших фирм и решают узкие задачи (к примеру, налоговая отчетность). Обычно в них присутствуют стандартные настройки. Среди таких версий «Налогоплательщик ЮЛ», «Инфо-предприятие» и другие.
  • Платные для наилучшей оптимизации утилит настраиваются. Обновляются с учетом изменений в законодательстве. Среди таких лицензионных продуктов «1С», «Парус-Предприятие», «БОСС» и другие.
  • Наиболее популярный «1С» позволяет полностью автоматизировать бухгалтерский и налоговый учет на любых предприятиях. Однако сложен в освоении и возможно некорректное взаимодействие с аналогичными системами.

В некоторых программах допускается использование нескольких ПС. Для работы с ПС обычно предлагаются табличные формы или списки. Настройка счета производится по различным параметрам. Опять же в «1С» организация предлагаемый типовой ПС корректирует в соответствии со своим рабочим ПС.


Постепенно российская практика бухучета сближается с наработками международной практики. Но важны также и разработки методов формирования рабочего Плана и их грамотного применения в учете. Пока такие указания не изданы.

ПС – удобная и многофункциональная система бухучета. Ее внедрение во все организации переводит хозяйственную деятельность различных компаний на платформу единого формата данных, понятную и открытую в том числе для мировой экономики. И эта система совершенствуется.

Отправляем письма с главными обсуждениями недели

План счетов бухгалтерского учета на 2018 год (скачать)

План счетов бухгалтерского учета - 2018 российские фирмы, как и ранее, должны использовать в обязательном порядке. Рассмотрим, какие НПА регулируют план счетов бухгалтерского учета 2018 года и как корректно применять данный документ.

Что такое план счетов бухучета

Планы счетов бухучета — это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов.

Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (абз.4 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом № 94н).

План бухучета — ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой.

В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.

Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие:

  • номера и наименования основных счетов;
  • номера и наименования субсчетов.

Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета.

Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.

Рассмотрим, какие еще бывают планы бухучета.

Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 №579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

Кто должен использовать план счетов БУ

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Кто может использовать упрощенный план счетов бухучета

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Таблица плана счетов бухгалтерского учета с субсчетами: соотнесение с бухгалтерским балансом

Итак, значительная часть российских фирм обязана работать со стандартным планом счетов бухучета. Полный план бухучета отражен в приказе № 94н в виде таблицы. Ее структура состоит из 8 разделов. Рассмотрим связь данных разделов, включающих счета и субсчета, с разделами бухгалтерского баланса.

Счета раздела 1 плана бухучета предназначены для отражения операций с внеоборотными активами. Остатки по этим счетам являются источником данных для формирования строк бухгалтерского баланса в части внеоборотных активов.

Счета раздела 2 плана бухучета используются для отражения хозопераций по производственным запасам. Сальдо счетов раздела 2 используется для заполнения раздела, отражающего оборотные активы в бухгалтерском балансе. С аналогичной целью используются данные из разделов 3 «Затраты на производство», 4 «Готовая продукция и товары» и 5 «Денежные средства» плана бухучета.

Про отражение на счетах учета отдельных операций читайте в наших материалах:

Показатели, отражаемые по счетам, включенным в раздел 6 «Расчеты», используются для отражения информации о дебиторской и кредиторской задолженностях (в том числе долгосрочных).

Как отразить выдачу подотчетных сумм, ищите в материале .

В разделах 7 «Капитал» и 8 «Финансовые результаты» плана счетов бухучета приведены счета, на которых отражаются данные о капитале, целевом финансировании, о финансовом результате организации.

Проводки по учету финансовых результатов смотрите в статье .

С порядком отражения нераспределенной прибыли можно познакомиться в статье .

Новый план счетов бухучета с 2018 года

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2018 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 7 лет. Так что говорить о том, что в 2018 году появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье .

Где можно скачать план счетов бухгалтерского учета

Скачать актуальный план счетов бухучета, который надлежит применять коммерческим организациям, вы можете на нашем сайте.

Данный документ полностью соответствует положениям приказа № 94н.

Итоги

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2019 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое регулирование

Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2019 году регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений

В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций - Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях и .

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье .

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Отчетность казенного учреждения в 2019 году

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье .

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2019 год

Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Такие требования должны быть доведены до КУ отдельным распорядительным актом.

В начале 2018 года Минфин России приказом №255н от 27.12.2017г. внёс изменения в порядок применения КОСГУ (КЭК). Теперь время пришло для изменения самих кодов плана счетов для приведения в соответствие с этим приказом.

Итак, Приказом Минфина России от 31 марта 2018 г. № 64н вносятся изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета (Инструкция №157н от 01.12.2010г.). Вкратце, добавляются новые счета, соответствующие добавленным КОСГУ по 255 Приказу. Некоторые счета исключаются, ну и изменяются наименования счетов.

Данный документ опубликован и вступает в силу 08 мая 2018 года. А новые правила Инструкции начинают действовать, как всегда, с начала года, то есть с 01 января 2018 года .

Изменения конфигураций по ведению учета в бюджетных учреждениях стоит ожидать в ближайшие дни.

Теперь коротко об изменениях:

В учёте Основных средств (счет 101.00) исключили "Библиотечный фонд" (101.07) и заменили его на "Биологические ресурсы".

В составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются:

  • служебные собаки, лошади и другие животные;
  • многолетние насаждения и другие объекты растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию.

"Нежилые помещения" и "Сооружения" объединили в один счет (101.02). На счете 101.03 теперь учитывается Инвестиционная недвижимость. Аналогичные изменения в счетах амортизации.

Лизинг исключили из всех групп нефинансовых активов (101.40, 102.04, 104.40, 105.40, 106.40)

Детализировали группу счета 108.00 "Нефинансовые активы имущества казны"

Исключили счет 109.90 "Издержки обращения"

Новая группа счетов 114.00 "Обесценение нефинансовых активов" с детализацией по субсчетам, аналогично группе счетов 101.00. Предназначены для признания обесценения ОС, НМА и НПА согласно новому стандарту "Обесценение активов".

Детализируется группа счетов 205.00 "Расчеты по доходам", 208.00 "Расчеты с подотчетными лицами", 209.00 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам" . Субсчета приведены в соответствие с кодами КОСГУ по приказу 255н.

В группах счетов 304.04, 304.06, 401.10, 401.20 добавили счета учета расчетов по прошлым периодам.

Также следует заметить, что ввели уточнение, что по кодам поступлений и выбытий (КОСГУ) формируется аналитика у следующих счетов:

  • 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»;
  • 210.02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 304.84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»;
  • 304.94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»;
  • 304.05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;3
  • 304.86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;
  • 304.96 «Иные расчеты прошлых лет»;
  • счета 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» (кроме счета 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»);
  • счета 500.00 «Санкционирование расходов». В счетах санкционирования аналитика формируется в структуре плана ФХД (бюджетной сметы).

Забалансовые счета:

  • 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • 17 «Поступления денежных средств»;
  • 18 «Выбытия денежных средств»;
  • 24 «Имущество, переданное в доверительное управление»;
  • 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
  • 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
  • 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»;
  • 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»;
  • 40 «Активы в управляющих компаниях»

Прочие изменения и уточнения.

Уточнили, что инвентарный номер не присваивается объектам до 10 000 руб. Можно не наносить инвентарный номер на объект, если он имеет уникальный номер. Например, кадастровый номер здания, гос.номер автомобиля, серийный номер единицы оружия и т. д.

Каждому объекту, который входит в инвентарный объект - комплекс объектов ОС, присваивается внутренний порядковый номер комплекса объектов. Этот номер состоит из инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объектов, входящих в данный комплекс.

Дополнили, что инвентарный номер объекта при реклассификации не изменяется, в том числе если меняется группа учета, принимаются объекты с забалансовых счетов.

Амортизация не приостанавливается ни в каких случаях.

Амортизация на основные средства начисляется по СГС «Основные средства». Амортизация права пользования активами начисляется по СГС «Аренда»

Учреждение исправляет ошибки прошлых лет на счетах:

  • 401.18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» - в части ошибок по доходам прошлого года;
  • 401.28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному» - в части ошибок по расходам прошлого года;
  • 401.19 «Доходы прошлых финансовых лет» - в части ошибок по доходам прошлых лет, которые не подлежат отражению по счету 401.18;
  • 401.29 «Расходы прошлых финансовых лет» - в части ошибок по расходам прошлых лет, которые не подлежат отражению по счету 401.28.

Исправительные записи отражаются в обособленном регистре бухгалтерского учета.

Дополнили счета, которые необходимо закрывать по завершении финансового года на счет 401.30 .

Все синтетические счета, которые могут применяться в бухгалтерском учете, указываются в Плане счетов. ПЛАНОМ СЧЕТОВ или СЧЕТНЫМ ПЛАНОМ называется систематизированный пер е чень счетов бухгалтерского учета. По Плану счетов должен быть организован бухгалтерский учет на предприятиях всех о т раслей народного хозяйства РФ, независимо от подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение составляют банки, бюджетные и страховые организации, где действуют свои планы счетов. Применение Плана счетов обеспечивает: – единообразие в построении бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации. – получение сопоставимой информации и, как следствие, обобщенных показателей в масштабах отдельных отраслей, объединений предприятий и народного хозяйства в целом. В Плане все счета сведены в восемь разделов: 1 – Внеоборотные активы 2 – Производственные запасы 3 – Затраты на производство 4 – Готовая продукция и товары 5 – Денежные средства 6 – Расчеты 7 – Капитал 8 – Финансовые результаты Видно, что в счетном плане сначала помещены счета активов и процессов, а затем обязательств и капитала. Завершающим является раздел, формирующий информацию о финансовых результатах как конечной цели деятельности предприятия. Таким образом, в каждый раздел объединены счета, связанные с определенной стадией кругооборота хозяйственных средств. Внутри каждого раздела счета расположены в определенной логической последовательности. Все синтетические счета, включенные в указанные разделы, называются балансовыми счетами – они участвуют в формировании статей баланса и служат для учета хозяйственных средств и их источников, принадлежащих предприятию и привлеченных им в оборот. Балансовым счетам в плане присвоен двузначный шифр (номер). Например, счету “Касса” присвоен номер 50. Это значит, что на л ю бом предприятии в любой точке страны счет 50 отражает информацию о наличии денежных средств в кассе предприятия и их движении. К каждому счету в Плане счетов имеется Инструкция (руководство) по его примен е нию. Она включает краткие характеристики экономического содержания и структуры всех счетов и общую схему их корреспонденции. После балансовых в Плане счетов приведен список забалансовых счетов , предназначенных для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся у него в ограниченном пользовании, а также средств, взятых предприятием на ответственное хранение (например, арендованных основных средств; материалов, принятых в переработку; оборудования, приятого для монтажа; товаров, принятых на комиссию и т.п.). Забалансовым счетам присваивается трехзначный номер. На основании Плана счетов на предприятии разрабатывается рабочий план счетов с учетом специфики деятельности предприятия и решаемых управленческих задач. Рабочий план счетов утверждается в приказе об учетной политике. Для учета специфических операций предприятие может вводить дополнительные синтетические счета, закрепляя свое решение в учетной политике. Для этого в каждом разделе Плана счетов предусмотрены свободные кодовые номера, позволяющие по необходимости дополнять План новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Субсчета могут использоваться предприятием по своему усмотрению – можно уточнять их содержание, исключать, объединять их, вводить дополнительные счета. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Отношение к балансу Номер счета
Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
А 01 Основные средства
П 02 Амортизация основных средств
А 03 Доходные вложения в материальные ценности
А 04 Нематериальные активы
П 05 Амортизация нематериальных активов
А 06 Отложенные налоговые активы
А 07 Оборудование к установке
А 08 Вложения во внеоборотные активы
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
А 10 Материалы
А 11 Животные на выращивании и откорме
П 14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
А-П 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
А-П 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
А 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
А 20 Основное производство
А 21 Полуфабрикаты собственного производства
А 23 Вспомогательные производства
А 25 Общепроизводственные расходы
А 26 Общехозяйственные расходы
А 28 Брак в производстве
А 29 Обслуживающие производства и хозяйства
Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ
А-П 40 Выпуск продукции (работ, услуг)
А 41 Товары
П 42 Торговая наценка
А 43 Готовая продукция
А 44 Расходы на продажу
А 45 Товары отгруженные
А 46 Выполненные этапы по незавершенным работам
Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
А 50 Касса
А 51 Расчетные счета
А 52 Валютные счета
А 55 Специальные счета в банках
А 57 Переводы в пути
А 58 Финансовые вложения
П 59 Резервы под обесценение финансовых вложений
Отношение к балансу Номер счета Название синтетического счета
Раздел VI. РАСЧЕТЫ
П 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
А 62 Расчеты с покупателями и заказчиками
П 63 Резервы по сомнительным долгам
П 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
П 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
П 68 Расчеты по налогам и сборам
П 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
П 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
А-П 71 Расчеты с подотчетными лицами
А-П 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
А-П 75 Расчеты с учредителями
А-П 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
П 77 Отложенные налоговые обязательства
А-П 79 Внутрихозяйственные расчеты
Раздел VII. КАПИТАЛ
П 80 Уставный капитал
А 81 Собственные акции (доли)
П 82 Резервный капитал
П 83 Добавочный капитал
А-П 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
П 86 Целевое финансирование
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
А-П 90 Продажи
А-П 91 Прочие доходы и расходы
А 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
П 96 Резервы предстоящих расходов
А 97 Расходы будущих периодов
П 98 Доходы будущих периодов
А-П 99 Прибыли и убытки
Забалансовые счета
001 Арендованные основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку
004 Товары, принятые на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа
006 Бланки строгой отчетности
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
010 Износ основных средств
011 Основные средства, сданные в аренду