Бухгалтерская отчетность тсж в году. Налоговый и бухгалтерский учет отчетности тсж на усн

Бухгалтерская отчетность тсж в году. Налоговый и бухгалтерский учет отчетности тсж на усн

Товарищества собственников жилья – бухгалтерский учет

Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который предлагает собственникам помещений в таком доме российское жилищное законодательство.

Товарищество собственников жилья, создаваемое в форме некоммерческой организации, является юридическим лицом, и как всякое юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием, а одной из обязанностей правления товарищества является ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

О бухгалтерском учете в товариществах собственников жилья мы и поговорим в этой статье.

Товариществом собственников жилья, согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Органами управления товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что определено статьей 144 ЖК РФ, одной из обязанностей правления ТСЖ на основании пункта 7 статьи 148 ЖК РФ является, как мы сказали в начале статьи, ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основным документом, которым должно руководствоваться ТСЖ при ведении бухгалтерского учета является Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Кроме вышеназванного документа вопросы бухгалтерского учета согласно статье 21 Федерального закона № 402-ФЗ регулируются федеральными и отраслевыми стандартами, рекомендациями в области бухгалтерского учета, стандартами экономического субъекта.

Одним из таких стандартов на сегодняшний день является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008), которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ. Формированием учетной политики занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, что следует из пункта 4 ПБУ 1/2008. Приказ (распоряжение) по учетной политике ТСЖ утверждается ее руководителем.

Согласно статье 5 Федерального закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы и расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учет в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов). Но План счетов содержит большое количество счетов, которые вряд ли будут использоваться ТСЖ в силу специфики его деятельности. Поэтому ТСЖ на основе предлагаемого Минфином Плана счетов следует разработать и утвердить свой рабочий план счетов, то есть выбрать те счета бухгалтерского учета, на которых будут отражаться осуществляемые ТСЖ хозяйственные операции. Рабочий план счетов следует утвердить приказом по учетной политике ТСЖ.

ПБУ 1/2008 содержит положение о том, что при формировании учетной политики должны быть утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации (пункт 4 ПБУ 1/2008). Первым этапом при разработке правил документооборота является определение видов первичной учетной документации, которая будет использоваться ТСЖ для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.

Статьей 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В аналогичном порядке утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета, что следует из статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

Таким образом, ТСЖ могут разработать свои формы документов либо использовать унифицированные, разработанные Госкомстатом России. Если ТСЖ примет решение об использовании унифицированных форм документации, то это положение должно быть закреплено в учетной политике.

Не следует забывать о том, что ТСЖ, руководствуясь пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения о ней, в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Несколько слов следует сказать и о формах отчетности, которые должно представлять ТСЖ. Исходя из Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)", при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются:

– законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

– Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Планом счетов бухгалтерского учета, о котором мы упомянули выше;

– Приказом Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

– иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, а значит и ТСЖ, в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. На это же указывает Минфин России в письме от 13 августа 2013 года № 07-01-12/32729.

Вместе с тем, как следует из письма Минфина России от 27 декабря 2013 года № 07-01-06/57795 "Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность", некоммерческие организации, указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть применять только бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.

Поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, оно вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимость, расположенная внутри или за пределами многоквартирного дома. Из статьи 151 ЖК РФ вытекает, что средства ТСЖ состоят из:

l обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

l доходов от хозяйственной деятельности товарищества. На основании решения общего собрания ТСЖ доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества (пункт 3 статьи 152 ЖК РФ);

l субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

l прочих поступлений.

Поскольку в рамках одной статьи рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете всех возможных хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ, не представляется возможным, остановимся на некоторых из них.

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ, суммы поступившего бюджетного финансирования

Поступления платежей от членов товарищества не признаются доходом ТСЖ и отражаются в учете в качестве средств целевого финансирования. Планом счетов для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 "Целевое финансирование". Причем Инструкцией к счету 86 "Целевое финансирование" определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

Поступившие от членов ТСЖ средства отражаются записью по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Бюджетные средства могут быть получены ТСЖ только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название средств целевого финансирования. Еще в 1997 году Приказом Госстроя от 14 июля 1997 года № 17-45 "Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья" были утверждены Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья. В рекомендациях сказано, что средства целевого финансирования ТСЖ образуются, в частности, из целевых взносов домовладельцев и средств бюджетного финансирования, в том числе по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, субсидий, предоставленных гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.

К счету, на котором учитывается целевое финансирование, можно открыть следующие субсчета:

86-1 "Целевые взносы собственников жилья";

86-2 "Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг";

86-3 "Дотации из местного бюджета";

86-5 "Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)";

86-6 "Прочие целевые поступления".

Так, например, если ТСЖ продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) с учетом льгот.

Средства бюджетного финансирования на компенсацию квартплаты отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При получении таких средств из бюджета следует сделать запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В начале статьи мы сказали о том, что ТСЖ – это некоммерческая организация, то есть организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками. Тем не менее, ТСЖ, как некоммерческая организация, может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых она создана, и если это соответствует такой цели. Такое право дает ТСЖ пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, например, выполняет работы и оказывает услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, не связанные с общим имуществом собственников, то ТСЖ обязано вести учет доходов и расходов от приносящей доход деятельности. Раздельный учет доходов и расходов следует вести еще и потому, что в его отсутствие ТСЖ не будет иметь права не облагать налогом на прибыль организаций целевые поступления собственников помещений.

Как показывает практика, ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, когда в его штате есть, например, слесари, электрики, сантехники. Стоимость дополнительных работ и услуг определяется ТСЖ и оформляется каким-либо внутренним документом (прайс-лист).

В статье мы также говорили, что ТСЖ должен быть разработан рабочий план счетов. И если осуществляемые расходы учитываются ТСЖ на счете 20 "Основное производство", то к этому счету следует открыть субсчета для учета расходов на ведение уставной деятельности товарищества, и для учета расходов на выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг).

Выручка от выполнения работ, оказания услуг признается доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами, что следует из пунктов 5, 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н.

Доходы от приносящей доход деятельности следует отражать по кредиту счета 90 "Продажи" субсчет 90-1 "Выручка", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета, в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (либо на отдельном субсчете к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", в зависимости от учетной политики ТСЖ).

Не следует забывать о том, что выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, со стоимости дополнительных работ (услуг) следует исчислить НДС к уплате в бюджет.

Как правило, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают оказываемые им дополнительные услуги, внося денежные средства в кассу ТСЖ. Поступление денежных средств отражается записью по дебету счета 50 "Касса" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

Предположим, что слесарем ТСЖ были выполнены работы на внутриквартирном имуществе члена ТСЖ из материалов, приобретенных заказчиком. Слесарю была начислена заработная плата согласно установленным сдельным расценкам. Оплата заказчиком произведена в день выполнения работ.

Данные хозяйственные операции, связанные с приносящей доход деятельности ТСЖ, будут отражены в учете следующим образом с применением счетов:

20-2 "Затраты на ведение предпринимательской деятельности";

50 "Касса";

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

68 "Расчеты по налогам и сборам";

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

90-1 "Прочие доходы";

90-2 "Прочие расходы";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-9 "Сальдо прочих доходов и расходов";

99 "Прибыли и убытки".

Дебет 50 Кредит 62 – получена оплата от заказчика работ;

Дебет 62 Кредит 90-1 – признан доход от выполнения работ;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 20-2 Кредит 70 – начислена заработная плата слесарю за выполненные работы;

Дебет 20-2 Кредит 69 – начислены страховые взносы на сумму оплаты труда;

Дебет 90-2 Кредит 20-2 – списана себестоимость выполненных работ;

Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от выполнения работ (прибыль).

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Собственник помещения в многоквартирном доме согласно статье 158 ЖК РФ обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).

Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием членов ТСЖ. Напомним, что ТСЖ, руководствуясь статьей 137 ЖК РФ, вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома. ТСЖ вправе устанавливать на основе сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Поступление взносов от членов ТСЖ на капитальный ремонт дома отражается в учете записью по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Взносы на капитальный ремонт также не являются доходом ТСЖ, поскольку включаются в состав целевого финансирования.

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86 "Целевое финансирование" – создан резервный фонд на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на основании решения общего собрания членов ТСЖ;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – поступили денежные средства от членов ТСЖ на проведение капитального ремонта дома.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен как собственными силами ТСЖ, так и с привлечением подрядных организаций.

Если ремонт выполняют работники ТСЖ, то затраты на проведение ремонта будут учитываться по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и других счетов.

По окончании ремонтных работ затраты, учтенные на счете 20 "Основное производство", должны быть списаны за счет средств целевого финансирования, то есть следует составить корреспонденцию по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 20 "Основное производство".

Если ремонт многоквартирного дома будет выполняться с привлечением специализированных подрядных организаций, то корреспондировать с дебетом счета 20 "Основное производство" будет счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Погашение задолженности перед подрядной организацией при расчетах денежными средствами отразится записью по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". Списание затрат на ремонт, отраженных на счете 20 "Основное производство", как и в предыдущем случае, будет произведено за счет средств целевого финансирования.

Учет объектов основных средств

Основным документом, устанавливающим правила учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее – ПБУ 6/01). Правила ПБУ 6/01 применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н (далее – Методические указания № 91н). Напомним, что и ПБУ 6/01 и Методические указания № 91н применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Условия, которые одновременно должны выполняться для того, чтобы актив мог быть принят к учету в составе основных средств, перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти условия не содержат стоимостного критерия отнесения имущества к объектам ОС, тем не менее, если лимит стоимости актива, закрепленный в учетной политике ТСЖ, не превышает 40 000 рублей за единицу, то активы, удовлетворяющие условиям пункта 4 ПБУ 6/01, могут отражаться в составе материально-производственных запасов.

Объект принимается на учет в качестве основного средства, если он отвечает необходимым условиям и приведен в состояние, пригодное для использования.

Под сроком полезного использования понимается период времени, в течение которого использование объекта способно приносить экономическую выгоду (доходы) организации. Для определения срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете разрешено применять Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, определяемый в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01.

Основные средства на основании пункта 7 ПБУ 6/01 принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен пунктами 8 – 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию. Независимо от формы поступления основных средств в организацию первоначальная стоимость формируется с учетом затрат на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит. Исключение составляют случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Если в общем случае стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, то по объектам основных средств некоммерческих организаций, а именно таковой является ТСЖ, амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Такой порядок установлен пунктом 17 ПБУ 6/01. Но если основное средство будет приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и для ведения этой деятельности будет использоваться, то амортизацию по нему следует начислять в общем порядке.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).

Стоимость выбывающих основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета. Доходы и расходы от списания отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов, что определено пунктом 31 ПБУ 6/01.

Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, учитываются на счете 01 "Основные средства". Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Допустим, что ТСЖ за счет целевых поступлений приобрело офисную технику, которая будет использоваться для ведения уставной деятельности. На счетах бухгалтерского учета ТСЖ должны быть отражены следующие записи с применением счетов:

01 "Основные средства";

08-4 "Приобретение объектов основных средств";

19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов основных средств";

51 "Расчетные счета";

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

83 "Добавочный капитал";

86 "Целевое финансирование";

010 "Износ основных средств".

Дебет 51 Кредит 60 – произведена оплата поставщику за офисную технику;

Дебет 08-4 Кредит 60 – поступившая оргтехника отражена в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19-1 Кредит 60 – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 08-4 Кредит 19-1 – учтена в составе вложений во внеоборотные активы предъявленная поставщиком сумма НДС;

Дебет 01 Кредит 08-4 – отражена в составе объектов основных средств приобретенная оргтехника по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 83 – отражено использование средств целевых поступлений;

Дебет 010 – начислен износ по приобретенному основному средству (ежемесячно в течение установленного срока полезного использования).

Мы рассмотрели учет основных средств, являющихся собственностью самого ТСЖ, как некоммерческой организации. Но ТСЖ может приобретать и объекты основных средств, которые будут являться общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Такие объекты отражать на своем балансе ТСЖ не вправе. Их учет ведется на забалансовом счете, например 014 "Объекты общего имущества".

На счетах бухгалтерского учета приобретение объектов основных средств, являющихся общим имуществом собственников помещений, будет отражено следующими записями:

Дебет 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – приобретены объекты основных средств – общее имущество;

Дебет 86 "Целевое финансирование" Кредит 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" – отражено использование средств целевого финансирования;

Дебет 014 "Объекты общего имущества" – отражено общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

ТСЖ, ТСН (в лице правления) обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ, письме Минстроя России от 10 апреля 2015 г. № 10407-АЧ/04. Это относится как к товариществам на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-1/2015.

Состав отчетности ТСЖ (ТСН) зависит от того, пользуется ли товарищество правом вести бухучет в упрощенном порядке или нет.

Товарищество ведет бухучет в общем порядке

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН), ведущего бухучет в общем порядке, состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и , составленные в текстовой и (или) табличной формах. Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (ТСН) входит:

  • Как заполнить отчет об изменениях капитала ;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН) состоит из Бухгалтерского баланса.

Товарищество ведет бухучет в упрощенном порядке

ТСЖ, ТСН (как некоммерческие организации) вправе применять упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для тех товариществ, которые пользуются этим правом, бухгалтерская отчетность состоит из следующего:

  • Отчета о финансовых результатах ;
  • Отчета о целевом использовании средств.

Причем пользоваться нужно упрощенными формами этих документов, приведенными в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Подробнее о составлении бухгалтерской отчетности см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности .

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность ТСЖ (ТСН) сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения товарищество обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход) и расчет по форме 6-НДФЛ.

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков ;

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль ТСЖ (ТСН) сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Если у ТСЖ (ТСН) обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

ТСЖ (ТСН) на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

ТСЖ (ТСН) на упрощенке признаются плательщиками единого налога (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Следовательно, товарищество обязано ежегодно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Причем обязанность по сдаче декларации не зависит от наличия в текущем году доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, товариществу на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке ;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке .

ТСЖ (ТСН) на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ (ТСН) не обязано. Исключение предусмотрено для товариществ, имеющих имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). По такому имуществу нужно будет платить налог и сдавать декларацию в общем порядке. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ (ТСН) для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН) , товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что товарищества на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов , если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ (ТСН) по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2012 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

ТСЖ (ТСН), как и другие страхователи, обязано сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ (ТСН), наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Подробнее на эту тему см.:

  • Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат ;
  • Какие документы входят в состав статистической отчетности ;
  • Какими способами можно сдать статистическую отчетность .

Раскрытие информации

ТСЖ (ТСН) обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице .

Раскрывать информацию ТСЖ (ТСН) обязано путем ее размещения:

  • на сайте www.reformagkh.ru ;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124. При этом вновь созданные ТСН должны раскрыть информацию в срок не позднее 30 календарных дней с даты госрегистрации (п. 9 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).

Информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в тех же источниках (в Интернете – в течение 7 рабочих дней, на стендах – в течение 10 рабочих дней).

Об этом сказано в пунктах 5.1, 6, 15 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, ТСЖ (ТСН) обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет).

27.09.2014 15:02:37 Рубрика: ТСЖ

Является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица. В связи с этим, как и другие организации ТСЖ обязана сдавать отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования и статистику.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

ТСЖ обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 7 статьи 148 . Это относится как к ТСЖ на общей системе налогообложения, так и на упрощенке. При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (как некоммерческой организации) нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-10/2012 и Информации № ПЗ-1/2011.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ входит:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу;
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса.

Некоторые вправе применять упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Это касается тех, у которых поступления (деньгами или другим имуществом) за прошлый отчетный год не превысили 3 млн руб. Для таких организаций годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, формы которых предусмотрены приложением 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. И хотя ТСЖ не является социально ориентированной некоммерческой организацией, финансовое ведомство разрешает им использовать именно такие формы отчетности.

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения ТСЖ обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход).

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

ТСЖ на основной системе налогового учета

Декларацию по налогу на прибыль сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Если у ТСЖ обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • Приложение к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Приложения 3 и Приложения 4 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

ТСЖ на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у ТСЖ облагаемого соответствующим налогом объекта.

ТСЖ на упрощенной системе налогообложения

На упрощенке признаются плательщиками единого налога (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Следовательно, товарищество обязано ежегодно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Причем обязанность по сдаче декларации не зависит от наличия в текущем году доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, ТСЖ на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

ТСЖ на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ не обязано. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у ТСЖ облагаемого соответствующим налогом объекта.

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ, товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что ТСЖ на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2012 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

ТСЖ, как и другие страхователи, обязано сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ, наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Раскрытие информации

ТСЖ обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным .

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).Раскрывать информацию ТСЖ обязано путем ее размещения:

  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124.

Информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в те же источники (в Интернете - в течение 7 рабочих дней, на стендах - в течение 2 рабочих дней).

Кроме того, ТСЖ обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17-23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

ТСЖ также должна подавать налоговую отчетность, которая определяется типом деятельности и характером ведения деятельности.

Согласно с законодательством РФ, ТСЖ обязано подавать налоговую отчетность по следующим категориям налогов:

Страховые и целевые взносы в товариществе


ТСЖ обязано сдавать отчетность по осуществленным страховым и целевым взносам. Так, целевые взносы должны указываться в бухгалтерском отчете по счету 86 «Целевое финансирование».

Кроме того, к данному счету необходимо открыть и суб-счета, в которых указывается источник поступления средств. В бухгалтерском отчете могут указываться любые целевые взносы в ТСЖ (например, взносы на проведение ремонтных работ и т.д.).

ВАЖНО! Поскольку ТСЖ для обеспечения своей деятельности привлекает наемных работников, товарищество обязательно должно выступать в качестве страхователя по пенсионному, медицинскому или социальному страхованию, согласно с Законом №167-ФЗ.

Товарищества, которые находятся на УСН, имеют право применения пониженных тарифов страховых взносов в том случае, если управление недвижимостью относится к их основному виду деятельности. Подобные разъяснения указываются в .

Отметим, что согласно с Законами №167-ФЗ, 255-ФЗ , 326-ФЗ , ТСЖ обязано подавать отчетность по страховым взносам, как и другие страхователи. По данному виду отчетности должны подаваться формы РСВ-1 и 4-ФСС, сроки и порядок подачи которых регулируются ст. 15 Закона №212-Ф З.

Статистическая отчетность товарищества

На товарищество возлагается обязательство отчетности перед органами госстата. Товарищество должно подавать следующие формы в органы госстата: квартальные формы 22-ЖКХ, 26-ЖКХ, П-4, а также годовые формы №11 и 1-КР.

Раскрытие информации


В 2010 году был принят Стандарт раскрытия информации ТСЖ, согласно с Постановлением Правительства РФ №731 .

На основании данных требований, Минстрой установил более полную форму документа с перечнем всей информации, подлежащей к раскрытию.

На сегодняшний день форма содержит более 70 страниц. Форму необходимо заполнять и предоставлять готовой в течение месяца после регистрации товарищества.

СПРАВКА: Данная форма может подаваться в электронном виде или в мэрию муниципального образования, или в департамент ЖКХ. Допускается раскрытие информации на стендах домов или на сайте www.reformagkh.ru . Все данные, раскрываемые ТСЖ, 5 лет должна быть доступной для пользования.

Отчет председателя ТСЖ за год

Председатель ТСЖ, помимо осуществления ряда основных обязательств, должен каждый год подавать отчет председателя ТСЖ, который предусматривает следующие пункты:

  • полный состав товарищества с указанием информации про каждого участника;
  • работы, которые были выполнены товариществом;
  • отчет в ТСЖ о произошедших авариях, а также мерах, предпринятых по их устранению;
  • перечень договоров, которые были заключены или расторгнуты с контрагентами ТСЖ;
  • отчет о проведенных ревизиях и порче имущества, находящегося в общественной собственности.

В качестве вывода отметим: такие подробные формы и отчеты ТСЖ необходимы для того, чтобы государство, представленное контролирующими органами, могло эффективно выявлять все возможные недостатки в деятельности товарищества, а также преимущества, которые позволяют вместе принимать правильные решения.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) наряду со всеми юридическими лицами обязано предоставлять определённую отчётность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье расскажем про отчетность ТСЖ, поговорим о видах, сроках сдачи, льготах.

Какую отчётность должно сдавать ТСЖ

В соответствии с п.2 ст.291 Гражданского кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья .

Согласно законодательству Российской Федерации ТСЖ обязано предоставлять следующую отчётность:

  • Бухгалтерская отчётность.
  • Налоговая отчётность.
  • Отчёты по уплате страховых взносов.
  • Статистическая отчётность.
  • Раскрытие информации. Именно о данных видах отчётности подробно будет представлена информация далее.

Порядок бухгалтерского учёта для ТСЖ

Несмотря на то, что некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной деятельности (п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)), тем не менее, в соответствии с п.1 ст.32 Федерального № 7-ФЗ некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При составлении бухгалтерской отчётности необходимо руководствоваться Информацией Минфина России от 24 декабря 2015 г. № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций », где сказано о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации состоит из:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление промежуточной отчётности, что подразумевает под собой предоставление Бухгалтерского баланса. В случае, если за отчётный период прибыль не превысила трёх миллионов рублей – ТСЖ имеет право предоставить упрощённую форму годовой бухгалтерской отчётности, что включает в себя предоставление:

  • Бухгалтерского баланса. Читайте также статью: → « ».
  • Отчёта о целевом использовании средств.

Формы документации представлены в Приказе Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. № 154н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего ОСНО

Согласно ст.246 Налогового кодекса РФ ТСЖ признано налогоплательщиком, обязанностью которого является ведение налогового учёта и предоставление налоговой отчётности. Так, ТСЖ, применяющее Основную систему налогообложения (ОСНО), предоставляет стандартную налоговую отчётность . Согласно п.2 ст. 289 некоммерческие организации имеют право предоставлять налоговую декларацию по упрощённой форме по истечении отчётного периода.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а так же формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».

Упрощённая форма декларации – это 2 листа:

  • лист (страница 001): перечислены налоги, по которым ТСЖ признано налогоплательщиком, но при этом объектов налогообложения в отчётном периоде не было;
  • лист (страница 002): заполняется согласно п. 15 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом № 62н от 10 июля 2007 г. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения».

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 г. № 35171).

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего УСН

ТСЖ, согласно ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая так же предполагает ведение чёткого налогового учёта. ТСЖ обязано предоставлять налоговую декларацию независимо от полученных доходов в истекшем отчётном периоде.

Помимо обязательного представления налоговой декларации, ТСЖ, согласно ст.346.24 НК РФ, в обязательном порядке должно вести учёт доходов и расходов в книге учёта доходов и расходов.

В отличие от ТСЖ, применяющего ОСНО, налогоплательщики на УСН освобождены от:

  • уплаты НДС;
  • налога на имущество;
  • отчётность по данным видам налога ТСЖ предоставлять не нужно.

Основные проводки по бухгалтерскому учёту ТСЖ

Согласно Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) бухгалтерский учёт ТСЖ ведёт, применяя счета бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.

Приход:
Д 76 К 86/целевые средства Начисление взносов собственников
Д 50 К 76 Поступление членских взносов
Д 51 К 62 Поступление арендной платы
Расход:
Д 91.2 К 51 Обслуживание банковского счёта
Д 97 К 60.01 Счёт на страхование общего имущества
Д 20 К 97 Оплата страховки
Д 86/целевые средства К 20 Погашение расходов ТСЖ за счёт членских взносов

Сроки сдачи отчётности для ТСЖ

Согласно ст.15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) отчётным периодом для годовой бухгалтерской отчётности является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Отчётный период может быть другим в следующих случаях:

  • организация ТСЖ;
  • реорганизация ТСЖ;
  • ликвидация ТСЖ.

В этих случаях отчётным периодом является тот период, в который ТСЖ вело свою деятельность в календарном году. При этом стоит отметить, что в случае, если ТСЖ было организовано после 30 сентября – первым отчётным периодом будет являться период с даты регистрации ТСЖ по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Пример 1. ТСЖ организовано 08.10.2016 г. Первый отчётный период: 08.10.2016 г. – 31.12.2017 г. Годовая бухгалтерская отчётность будет представлена именно за это время. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ последнюю бухгалтерскую отчётность предоставляет ликвидационная комиссия, либо арбитражный управляющий (если ТСЖ признано банкротом). Последняя бухгалтерская отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения записи о ликвидации ТСЖ в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пример 2. ТСЖ реорганизовано 05.04.2017 г. Отчётным периодом за 2017 г. будет являться период с 01.01.2017 г. по 04.04.2017 г. За этот период и предоставляется годовая бухгалтерская отчётность. Срок сдачи бухгалтерской отчётности: до 31 марта года, следующего за истекшим отчётным периодом. Срок сдачи налоговой декларации зависит от системы налогообложения, применяемой ТСЖ:

Общая система льгот по НДС для ТСЖ

Согласно пп. 29, 30 п. 3 ст.149 НК РФ ТСЖ освобождается от уплаты НДС в случае:

  • осуществления реализации коммунальных услуг, предоставляемой ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  • реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Государственная информационная система для ЖКХ

В Российской Федерации создана и функционирует государственная информационная система ЖКХ, которая регулируется Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями). Целью государственной информационной системы ЖКХ является доведение до граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Типовые ошибки ведения отчётности

Несмотря на обилие и доступность информации об особенностях ведения отчётности ТСЖ, всё же допускаются некоторые ошибки, влекущие за собой наложение штрафных санкций:

  • нарушение сроков сдачи отчётности;
  • предоставление налоговой декларации, не соответствующей системе налогообложения, применяемой ТСЖ;
  • неверное оформление бухгалтерских проводок;
  • исчисление и уплата НДС в случае освобождения от уплаты.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я с недавнего времени являюсь бухгалтером ТСЖ. Председатель забыла перейти на УСН, хотя я была уверена, что переход был осуществлён. Декларацию сдала по УСН. Чем нам это грозит?

В Вашем случае сдача налоговой декларации УСН является нарушением, т.к. ТСЖ применяет ОСНО, что грозит наложением штрафных санкций со стороны ИФНС.

Вопрос №2. Поступление денежных средств ТСЖ за 2016 год не превысило 3 000 000 рублей. Нужно ли предоставлять отчёт о целевом использовании средств? Звонок в один клик