Болгария размораживается. Политика в болгарии

Болгария размораживается. Политика в болгарии

Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы

НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)

Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
Экономический кризис можно преодолеть путем государственного регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм

Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.

Политическая система

Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.

К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.

В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.

Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол” – для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы, новая Конституция , которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.

За 12 лет трансформаций политический плюрализм воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами. Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.

После “революции” 4 раза проходили парламентские выборы , страной управляли 7 обычных и 2 служебных составов правительства , общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:

демократия и плюрализм политической жизни;

плюрализм собственности и либерализация экономических отношений ;

Восстановление основных свобод граждан – свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;

Активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;

Большая динамика смены лиц на политической сцене , вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.

Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:

В институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики иностранные модели управления ;

Ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем – армии, полиции, суда ;

Западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая коррупция ;

Слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса теневой экономики ;

Слабость власти позволила развиться организованной преступности ;

Беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.

В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.

Экономика

Переходный период в Болгарии характеризуется резким ухудшением всех важнейших экономических показателей . Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.

Спад ВВП составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.

Промышленное производство уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.

Многократно сократился аграрный сектор . Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.

Значительно хуже стал внешнеторговый обмен . Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт: импорт” составляет сегодня 1: 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.

Болгария имеет большой внешний долг – более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.

Слабая экономика формирует и слабый государственный бюджет . В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!

Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение полной либерализации цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.

В 2009 году эксперты статистической компании "Eurostat" после изучения и анализа экономических показателей Болгарии отнесли ее к числу самых «дешевых» европейских государств. Проживание в этой стране обходится ее жителям почти вполовину дешевле, чем в среднем по Европе.

Экономический спад и влияние кризиса

Историю развития экономики Болгарии трудно назвать гладкой. В период перехода от командно-административного строя к рыночным отношениям стране пришлось пережить несколько спадов экономики.

После потрясшего страну кризиса 1996 года, когда годовой уровень инфляции поднялся до рекордной отметки в 311%, было принято решение о необходимости проведения серьезных экономических реформ. Международный валютный фонд и всемирный банк полностью одобрили программу реформирования экономической сферы.

В числе наиболее кардинальных мер была предложена приватизация государственных предприятий, оптимизация земельного рынка, корректировка социальной и ужесточение борьбы с коррупцией.

Такая стратегия правительства дала положительный результат уже к 2002 году. Болгарская экономика обрела стабильность и получила статус рыночной, в страну стали поступать иностранные инвестиции.

Очередной удар по экономической сфере нанес мировой кризис 2008 года, затронувший Болгарию в значительной мере. Правительство страны во главе с вплотную занялись сокращением государственных расходов и полностью прекратили стимулирование экономического роста. Таким способом удалось несколько сгладить последствия кризиса, однако в 2009 году снижение объемов промышленного производства составило 14%.

Положительные аспекты болгарской экономики

В течение последних лет экономика Болгарии активно реформируется. Среди неоспоримых достижений государства в этой сфере можно выделить удержание низкой процентной ставки, что привлекает иностранный капитал. Кроме того, несмотря на невысокий показатель средней , подоходный налог с 2008 года держится на уровне рекордных для Европейского Союза 10 процентов. Такова же величина налога на прибыль, что положительно сказывается на инвестиционном климате.

Хотя болгарскую экономику сегодня еще нельзя отнести к разряду самых стабильных, страна непрерывно работает над решением проблемных вопросов.

Европейские аналитики постоянно отмечают многочисленные успехи в сфере проведения реформ и повышения болгар.

Турция и Болгария исключительно популярны среди тех, кто вкладывает деньги в покупку зарубежной недвижимости. Развивающиеся рынки этих стран показывают высокую доходность при разумных ценах – но только ли этим они привлекают инвесторов? Чем они похожи и чем отличаются? Отнюдь не праздные вопросы для тех, кто должен быстро и точно принять решение о покупке.

Турция – рай для рантье
Турция давно завоевала любовь российских и европейских туристов благодаря своим шикарным побережьям, очаровательным городкам и доброжелательности местных жителей. Британцы предпочитают отдых и покупку недвижимости на более дорогом побережье Эгейского моря, тогда как русским ближе окрестности Антальи. Спрос высок, и все же недвижимость в Турции стоит относительно дешево по сравнению с другими странами Средиземноморья. Страна стремится в Евросоюз, и вполне вероятно, что станет членом ЕС уже в течение ближайших 10 лет. Эти перспективы подстегивают развитие экономики и стимулируют рост цен на жилье.
Для тех, кто ищет выгодные предложения, Турция – настоящий рай. «В этой стране лето длится долго, а зимы у побережья Средиземного моря мягкие, - говорит Бриджит Карааслан, управляющий директор агентства недвижимости Black Lion. - Люди здесь дружелюбны, уровень преступности невысок, а стоимость жизни ниже, чем в европейских странах». В каталогах Black Lion представлен привлекательный, только что построенный жилой комплекс в портовом городке Калкан (Kalkan), в котором апартаменты с двумя спальнями стоят от 65 000 евро, а просторный пентхаус - 150 000 евро. Есть предложения и на вторичном рынке, в том числе элегантные апартаменты рядом с центром города за $110 000, а также полностью обустроенная огромная комфортная вилла с тремя спальнями, просторными террасами и вместительным бассейном - за 400 000 евро.
Карааслан уверяет, что турецкая недвижимость - это идеальное вложение не только с точки зрения прироста капитала, но и для сдачи в аренду. «При удачном варианте вам гарантировано от 5% до 10% годового дохода, а также повышение стоимости в районе 20% в год», - утверждает она.
По словам Адама Годвина из компании Dream Homes Worldwide, одна из причин такого активного инвестирования в Турцию – государственная политика, направленная на развитие туризма в стране. «Согласно статистическим данным, в 2005 г. Турцию посетили 17 млн туристов, - говорит он. - К 2009 г. это число обещает вырасти до 22 млн благодаря совершенствованию инфраструктуры туризма и растущей популярности Турции среди иностранных покупателей недвижимости». По мнению Годвина, наибольшей популярностью среди европейских покупателей пользуются Даламан (Dalaman) и прибрежные города Фетхие (Fethiye) и Бодрум (Bodrum), а также их окрестности. В каталогах Dream Homes Worldwide предлагаются апартаменты с двумя спальнями в малоэтажном комплексе Opus Village, с видом на живописную бухту, их стоимость – от 92 000 евро. Апартаменты с одной спальней в комплексе Sunset Beach Club, недалеко от Фетхие, выставлены по ценам от 84 500 евро.
Российским гражданам оформлять визу в посольстве Турции не требуется. Виза стоимостью $20 приобретается по прилете в страну. Такая виза дает право на пребывание в стране и многократный въезд в течение 60 дней. При этом необходимо иметь при себе загранпаспорт, срок действия которого заканчивается не раньше чем через три месяца.
Процесс покупки для зарубежных инвесторов вполне прост, однако, чтобы убедиться в правильности документации и в наличии неограниченного права собственности на недвижимость у продавца, следует прибегнуть к помощи квалифицированного юриста.
Российские эксперты единодушны – средиземноморское побережье Турции особенно привлекательно для покупки недвижимости благодаря обилию прямых регулярных и чартерных рейсов, как из Москвы, так и из многих других городов России. Пожалуй, в отношении транспортной доступности Турция может дать фору любой другой стране мира.

Болгария – прелести ЕС
После того как было подписано соглашение о принятии Болгарии в Евросоюз, число туристов и объем инвестиций в недвижимость существенно возросли. Полноправным членом ЕС Болгария станет в 2007 г., но в течение уже нескольких лет экономика страны находится на подъеме, а законодательная база приближается к европейским стандартам. Ни для кого не секрет, что в последние годы именно в Болгарии наблюдался наиболее быстрый в Европе и при этом весьма устойчивый рост цен на недвижимость - в среднем на 25% в год. Однако ее стоимость здесь по-прежнему ниже, чем в странах с развитыми рынками.
Главные точки притяжения для инвесторов – это города на побережье Черного моря и горные курорты, где на сегодняшний день нет недостатка в предложениях от солидных девелоперских компаний. Стоит поинтересоваться также недвижимостью столицы страны, Софии, где нет ни моря, ни горнолыжных склонов, но цены растут быстрее, чем в других городах, – до 40% в год.
Амар Сохди из компании Avatar International считает, что болгарский рынок в ближайшие несколько лет будет перспективнее, чем в других восточноевропейских странах благодаря постоянному увеличению спроса. «По моему мнению, рост цен в Болгарии не ослабеет, поскольку возможности для строительства в наиболее привлекательных районах весьма ограничены, - говорит он. - Нынешний баланс спроса и предложения таков, что дальнейшее увеличение стоимости 1 кв. м неизбежно». Его совет покупателям - обратить внимание на горнолыжный район поблизости от курортного района Банско (Bansko), в частности на популярный курортный город Разлог (Razlog). Кстати, именно здесь расположено одно из наиболее качественных болгарских гольф-полей. «Болгария претендует на право проведения Зимней Олимпиады 2014 г., этим объясняются столь масштабные инвестиции в лыжные курорты, - поясняет Сохди. - Разлог, пожалуй, предоставляет наиболее реальные перспективы в плане круглогодичной аренды для двух групп туристов с высоким уровнем дохода - игроков в гольф и лыжников». Доходы от аренды он оценивает в районе 5-12%, однако предупреждает, что в Болгарии, как, впрочем, и в Турции, все еще не настолько сложился рынок найма апартаментов, чтобы точно оценивать будущую прибыль.
В последних каталогах Avatar International есть несколько предложений в районе Банско, среди которых комплекс Panorama Casino and Resort, где цены начинаются от 55 000 евро за квартиру-студию, а жильцам предлагается развитая инфраструктура отдыха - спа-салоны и развлекательные центры. Похожее предложение - апартаменты в комплексе Sunrise стоимостью от 50 000 евро и поселок Rilla Hills в горах Пирин - еще одном популярном лыжном районе, где недвижимость стоит от 65 000 евро.
Что касается резиденций для летнего отдыха, то здесь вне конкуренции черноморское побережье: знаменитый Солнечный Берег с центром в городе Бургас, а также не менее известные Золотые Пески в окрестностях Варны. При этом наиболее раскрученные жилые комплексы строятся на Солнечном Берегу. Минимальный уровень вложений, всего 70 000 евро за студию, - в жилом комплексе Priviledge Apartments и совсем уж символические 55 000 евро - в комплексе Panorama Apartments, стоящем на самом берегу.
Процесс приобретения недвижимости в Болгарии упростится вскоре после вступления в Евросоюз, на сегодняшний же день самое главное - знать, что иностранные частные лица имеют право покупать недвижимость, но не землю. Выйти из сложившейся ситуации можно, основав компанию, что несложно сделать, заручившись поддержкой специалистов.

Нелегкий выбор
Как Болгария, так и Турция стремятся войти в состав Евросоюза и расширить за счет европейцев свой туристический бизнес. В обеих странах великолепные морские курорты, живописные пейзажи, неплохо сохранившаяся природа и приветливое отношение к иностранцам. Время полета из Москвы на курорты обеих стран примерно одинаково.
Хотя стоимость недвижимости в обеих странах исключительно доступна, общий уровень цен в Турции все же выше. В среднем по рынку прирост стоимости составляет около 20% в год. Однако если турецкий рынок недвижимости стабильно развивается уже более 10 лет, то Болгария появилась в поле зрения инвесторов всего лишь 5-6 лет тому назад. Нередко приходится слышать мнение, что в этой стране цены росли слишком быстро и в скором будущем рыночная ситуация изменится. Впрочем, жизнь пока опровергает все пессимистические предположения – Болгария уже несколько лет не выходит из тройки европейских стран, где цены на жилье растут наиболее быстро.
Стоимость жизни в обеих странах ниже, чем в других европейских государствах, но если Болгарии уже гарантировано членство в Евросоюзе, то Турция только начала переговоры, которые обещают быть долгими и трудными. Основные камни преткновения – проблема Северного Кипра и требование неукоснительного соблюдения прав человека. Кроме того, Турция – страна с высокой степенью террористической угрозы: достаточно вспомнить августовские взрывы в Мармарисе и Анталье.
В обеих странах отменный климат в летний сезон, хотя сухая средиземноморская погода в Турции сохраняется дольше. Это особенно ценят игроки в гольф, любители зимнего солнца и инвесторы, подбирающие недвижимость для дальнейшей сдачи в аренду. У Болгарии другое преимущество - популярные горные курорты с прекрасными возможностями для зимнего отдыха и летних развлечений.
Обе страны весьма привлекательны как для среднесрочных, так и для долгосрочных вложений – окончательный выбор стоит делать исходя из предпочтений конкретного инвестора.

Дополнительные расходы и налоги
При покупке недвижимости в Турции необходимо учесть, что 3-5% от стоимости покупки придется потратить на проведение сделки – это гонорары юристов и посредников. Кроме того, не забудьте и о госпошлине размером в 3%. Доход от аренды недвижимости в Турции облагается налогом в 20-25%.
В Болгарии услуги по оформлению покупки составляют 3-6%, госпошлина - 2% (для недвижимости на лыжных курортах - 10%). Однако налог с аренды здесь ниже - 15%. Если в Болгарии необходимо приобрести землю, то нужно создать фирму, что также требует определенных расходов. За это многие агентства берут до 10% от стоимости недвижимости. Не все цены в Болгарии включают НДС - будьте внимательны.

Болгарская конституция 1991 года, которая учредили парламентскую республику, обеспечивала многопартийную парламентскую систему и свободные выборы, всеобщее избирательное право.

Главой Болгарского государства является избранным президентом, а главой правительства является премьер – министр, избираемый крупнейшей парламентской группой. Для входа в Национальную ассамблею партии и избирательные коалиции должны получить не менее 4% голосов.

Совет министров находится под председательством премьер – министра. Совет является основным органом исполнительной ветви власти.
Мэры и советники местных муниципалитетов избираются, а губернаторы назначаются Советом министров. Существуют также независимые судьи (судебная ветвь власти).

Лидерство и политические деятели

Испытала значительные нарушения в политике в период 1990 – х годов. Постсоциалистическое правительство часто менялось, а два парламента не смогли сохранить своих четырёхлетних мандатов.

Растущее недовольство правительством из – за его неспособности осуществлять постсоциалистическую реструктуризацию экономики. В результате этого, активность избирателей снизилась с 83% (во время парламентских выборов в 1991 г) до 59% на момент выборов в 1997 году.

Более чем 35 политических партий и коалиций было зарегистрировано на парламентских выборах в период 1990 – х годов, но только небольшая часть из них получила достаточное количество голосов для прохождения в парламент.

В политике преобладает Союз демократических сил, антикоммунистическая коалиция, которая стала партией в 1997 году, а также Болгарская социалистическая партия, являющаяся преемницей Болгарской коммунистической партии.

Ещё одна партия, играющая важнейшую роль в парламентской политике – это Движение за права и свободу, которая обычно отождествляется с турецким национальным меньшинством в Болгарии.

Несмотря на разочарование, многие болгары продолжают надеяться на то, что правительство сможет решить государственный и социальные проблемы, а также сможет обеспечить достойную жизнь гражданам, как это было в эпоху социализма.

Социальные проблемы и контроль в Болгарии

Формальные системы для решения проблем с преступностью включают в себя законы, полицию и суды. В постсоциалистический период, когда преступность вышла из – под контроля, полиция в лучшем случае считалась неэффективной, а в худшем – участвовала в быстро растущей преступности.

Наиболее распространёнными зарегистрированными преступлениями являются хищение собственности и угон автомобилей, в то время как обвинения в коррупции также были широко распространены.

Ещё одно распространённое мнение касалось того, что определённые секторы экономики находились под контролем, так называемых, мафиозных групп, которые вели свою деятельность незаконным путём.

Обычные граждане зачастую чувствовали себя беспомощными, так как были не в состоянии что – либо сделать в этой, почти безвыходной ситуации бесконтрольного поведения криминальных элементов.

В некоторых сельских общинах, где отсутствовала формальная система социального контроля, продолжались предприниматься действия по решению проблем, таких как гибель урожая от животноводства, а местные власти выступали в качестве посредников в спорах.

Военная активность

Все болгарские мужчины обязаны нести воинскую службу, хотя не принимала непосредственного участия в военных конфликтах со времён Второй Мировой войны.

В 1990 – е годы срок воинской службы сократился, частично в связи со стоимостью. Началось движение к добровольной армии. Военные расходы сократились с 4,6 % от валового внутреннего продукта в 1988 году до 1,8% в 1996 году.

Социальное обеспечение и программы реформ

В социалистическую эпоху социальные гарантии Болгарии включали в себя пенсии, здравоохранение, декреты и гарантии по трудоустройству. Некоторые услуги преследовали идеологические цели, такие как дневной уход, который позволял женщинам становиться частью рабочей силы.

Экономический статус многих домохозяйств и семей значительно снизился в период постсоциализма, так как росла безработица, а покупательская способность, выплаты и пенсии, наоборот, неуклонно снижались.

Между тем, скудное финансовое состояние правительства не позволяло поддерживать те отрасли, которые раньше пользовались большим вниманием со стороны власти. Негосударственные организации (НПО), такие как Красный Крест Болгарии, участвуют в мероприятиях по поддержке детских домов, а также они занимаются питанием бездомных детей.

Другие развивают гражданские права или же способствуют межэтнической и межрелигиозной терпимости. Тем не менее, деятельность НПО ограничивается экономическими обстоятельствами и полагается на иностранное финансирование.

Некоторая зарубежная поддержка для НПО является результатом их предполагаемого статуса как демократических институтов, являющиеся частью гражданского общества, которого, как считалось, не хватало в эпоху социализма. Таким образом, НПО, безусловно, нуждаются в поддержке.

Неправительственные организации и другие объединения Болгарии

Совсем немного независимых организаций существовало при социализме в Болгарии. Ранее зарегистрированные группы были включены в государственные структуры или же вовсе исчезли. Недавно сформированной организацией является экологическая организация, например, Ecoglasnost, который сыграл свою роль в политических изменениях 1989 года.

Количество НПО значительно возросло после распада социалистического режима в Болгарии. Эти организации занимались решением таких проблем, как охрана окружающей среды, экономическое развитие страны, защита прав человека, социальное обеспечение, здравоохранение, искусство и образование.

Большинство НПО полагается на финансовую поддержку со стороны источников, находящихся за пределами Болгарии, которые так или иначе заинтересованы в их деятельности или в организации демократических институтов. Многие НПО были созданы городскими профессионалами, хотя некоторые группы существуют и в сельских районах.

Массовая мобилизация вокруг экологических проблем, которая наблюдалась в 1989 году, несколько снизилась, поскольку многие люди в то время боролись за выживания в условиях сложнейшей экономической ситуации.

В целом, влияние НПО на жизнь людей ограничивается их незначительными размерами, а также ограничением их финансирования. Также НПО в некоторых кругах вовсе отказываются признавать значительными для общества организациями.

Другие организации включают в себя профсоюзы и профессиональные объединения.

В 1990-е гг. в процессе общественной трансформации произошёл глубокий экономический спад. Причины этого связаны с унаследованным энерго и импортоёмким производством, утратой традиционных рынков сбыта, трудностями переориентации внешнеторговых связей на западные рынки, где болгарские товары оказались недостаточно конкурентоспособными. Ограниченность внутреннего спроса и усиление конкуренции импортных товаров также негативно отразились на возможностях местных производителей. Имели место и просчёты в управленческих решениях, которые обеспечивают способы, правила и условия экономических преобразований. Несмотря на рост экономики в 1998-2002, объём ВВП остаётся ниже дореформенного уровня. ВВП в 2001 13,6 млрд долл., на душу населения - 1718 долл. Рассчитанный на основе паритета покупательной способности душевой объём ВВП составил 24% от среднего показателя для стран ЕС.

В 1990-е гг. число занятых в экономике сократилось почти на 1/4. Экономически активное население в 2002 - 3248 тыс. чел. (48,4% от всего населения старше 15 лет), из них занято - 2704 тыс., безработные - 544 тыс. чел. (16,8% от рабочей силы). Безработица приобрела хронический характер. В 1991 в Болгарии была проведена «шоковая терапия», потребительские цены повысились в 5,7 раза. Второй сильный всплеск инфляции произошёл во время кризиса финансовой и банковской системы в кон. 1996 - нач. 1997. За 1996-2002 среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз.

В 1990-е гг. под воздействием спроса на внутреннем и внешних рынках, а также инвестиционных возможностей произошли заметные сдвиги в отраслевой структуре экономики. Наиболее высокими темпами росла занятость в сфере услуг - 46,5% занятых (2002). Индустриальный сектор - 27,9%, сельское хозяйство - 25,6%. Основная часть занятых (около 3/4) сосредоточена в частном секторе. В 2002 на долю сферы услуг приходилось 52,7% ВВП, индустрии - 24,5%, сельского хозяйства - 11,0%.

Промышленность Болгарии в 1990-е гг. переживала глубокий структурный кризис. В 2000-02 появились признаки роста. Объём промышленной продукции в 2002 увеличился на 0,6% (однако был на 20% ниже, чем в 1995), в т.ч. в добывающих отраслях - на 24%, в обрабатывающих - на 23%. Загрузка производственных мощностей - примерно 60% (кон. 2002).

Около 80% продукции производится в обрабатывающей промышленности, около 5% - в добывающей и 15% - на предприятиях по производству и снабжению электро и теплоэнергией, газом, водой.

Наибольшую долю (около 18% в 2001) имеет производство продовольствия, напитков и табачных изделий, которое было традиционно развито в Болгарии. Важное место принадлежит металлургии и производству металлоизделий (св. 10% валовой продукции). Сравнительно успешно развивается цветная металлургия, использующая местное сырьё. Производятся нефтепродукты, кальцинированная сода, минеральные удобрения. Доля машиностроения - около 10%. В 2002 возросло производство радиотелевизионной техники и средств связи, электронно-вычислительной и канцелярской техники.

Болгария располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. В 1990-е гг. была проведена аграрная реформа, в ходе которой земля возвращена прежним собственникам и их наследникам, что привело к возникновению значительной маломерной и раздробленной частной собственности на землю. Это создало серьёзные проблемы для эффективного землепользования и хозяйствования. Ухудшение материально-технической обеспеченности сельского хозяйства, сокращение инвестиций, утрата традиционных внешних рынков для аграрных продуктов ограничивали реализацию потенциальных возможностей отрасли. Динамика её продукции была неустойчивой, а объём в 2002 был на 12% ниже, чем в 1990. Почти вся продукция производится в частном секторе. Растениеводство и животноводство вносят практически равный вклад в производство (примерно по 47%), около 6% сельхозпродукции - производственные услуги.

Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики. Правительство намерено приводить аграрную политику в соответствие с общей сельскохозяйственной политикой ЕС, создавать условия для укрупнения наделов и более эффективного использования земли, способствовать развитию рынка и рыночной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура Болгарии развивается как интегральная часть общеевропейской транспортной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. Протяжённость железнодорожных путей - 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электрифицировано. Общая длина национальной автодорожной сети - 37,3 тыс. км. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота . Морские порты - Варна и Бургас. Болгария располагает четырьмя международными аэропортами. В 2002 перевезено 111,8 млн т грузов, в т.ч. 16,5% железнодорожным, 51,7% - автомобильным, 14% морским и 16% трубопроводным транспортом. В обслуживании населения решающая роль принадлежит автотранспорту, который перевозит 2/3 всех пассажиров.

Благоприятные природно-климатические условия создают предпосылки для туризма, развитие которого признано одним из приоритетов. В 1999-2002 число иностранных туристов, посетивших , увеличилось с 2,0 млн до 2,99 млн чел. Туристической деятельностью занимается преимущественно частный бизнес, которому принадлежит 96% собственности в данной сфере. Наибольшее число туристов прибывает из , и , и . Введение Болгарии визового режима с Россией (1 октября 2001) сопровождалось уменьшением числа российских туристов. В 2002 их было на 24% меньше, чем в 2001.

Основные направления современной социально-экономической политики - ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безработицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической стабильности. Взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики.

В 2001-02 макроэкономическая ситуация в стране была относительно стабильной. Прирост ВВП в 2001 - 4,1%, в 2002 - 4,8%. Уровень инфляции - соответственно 4,8 и 3,8%. Стабилизации макроэкономики в определённой мере способствовал механизм валютного совета (действует с 1997), который предполагается сохранить вплоть до вступления в ЕС. Установлен фиксированный валютный курс лева, привязанный к евро, эмиссия денег центрального банка обусловлена приростом его валютных резервов. Их размер увеличился с 3,5 млрд в 2000 до 3,58 млрд в 2001 и 4,75 млрд долл. в кон. 2002. Практически прекращены функции центрального банка по рефинансированию коммерческих банков, он может предоставить им кредит лишь при угрозе стабильности банковской системы. Он не имеет полномочий государство, кроме предоставления кредитов на СДР. Большинство коммерческих банков приватизировано. Собственниками приватизированных банков стали, как правило, . В 2002 появились признаки более активного кредитования реального сектора экономики. В связи с условиями МВФ и стремлением обеспечить нормы ЕС ужесточилась ориентация на сокращение дефицита бюджета, который в 1990-е гг. был хроническим и покрывался в основном за счёт внешних и внутренних заимствований. В 2001-02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в 2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покрытия стали доходы от приватизации. На усиление сбалансированности бюджета нацелены изменения в налоговой политике. Её концепция исходит из необходимости равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой остаётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В кон. 2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по краткосрочным - 14,3%; на обслуживание внешнего долга израсходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП.

В ходе реформирования экономики произошло перераспределение собственности, сократились реальные социальные трансферты государства, рухнула прежняя модель стратификации, значительная часть населения обеднела, усилилась имущественная дифференциация. В 2000 реальные доходы на члена семьи были на 1/5 ниже, чем в 1995. Реальная заработная плата также оставалась ниже, чем в 1995.

Развитие внешнеэкономических связей - один из решающих факторов динамизма болгарской экономики. Объём оборота внешней торговли (2001) достигает 90% ВВП. Импорт обеспечивает около 2/3 внутреннего энергопотребления.

В 2002 внешнеторговый оборот Болгарии составил 13,38 млрд долл., в т.ч. экспорт - 5,58 млрд, а импорт - 7,8 млрд долл. В этом году экспорт впервые превысил уровень 1995. Одна из наиболее острых проблем экономики Болгарии - хронический дефицит внешней торговли. Ориентация на Запад и утрата традиционного рынка бывшего СССР определили географическую структуру внешней торговли. Преобладающая часть (65,6%) её оборота в 2002 приходилась на страны ОЭСР, в т.ч. 52,6% - на ЕС. В них было реализовано соответственно 72,6 и 55,8% экспорта, а доля их в импорте равнялась - 60,6 и 50,3%. На РФ приходилось лишь 1,6% всего болгарского экспорта и 14,7% импорта (поставка в основном энергетических ресурсов).