Банковский мультипликатор рассчитывается как единица деленная на. Определение формулы денежного мультипликатора. Что характеризует показатель норма депонирования и от чего он зависит

Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: основные представители и идеи философии неопозитивизма и постпозитивизма. Философии Витгенштейна И. Социально-политические условия формирования философии неопозитивизма. Основные принципы и идеи философии Поппера.

Цель лекции: познакомить студента с философией неопозитивизма и постпозитивизма как специфического направления в западной философии.

Неопозитивизм как философское направление сформировалось в первой половине 20в. Развитие неопозитивизма связано с деятельностью Венского кружка . Венским кружком назвали сообщество учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века под руководством Морица Шлика. Задачей этого кружка была реформирование философии и научного знания, которое к 20в. накопило балласт неопределенностей и различных противоречий.

В Венский кружок входило множество известных ученых того времени: Карнап - физик и естествоиспытатель, Ф. Франк - физик, Нейрат О. - австрийский философ, социолог, экономист, Рейхенбах - немецко-американский философ и физик, Бертран Рассел - логик и философ, А.Н. Уайтхед британский математик, логик, философ, Витгенштейн - австро-английский философ.

Философию неопозитивизма иногда называют логическим позитивизмом, поскольку при формировании данного учения особое внимание уделяли логическому анализу.

Логика по задумке неопозитивистов должна была стать основой новой философии и научного знания.

Рассмотрим основные идеи главных представителей неопозитивизма.

Витгенштейн Людвиг Йозеф Иоганн (1889-1951)

Основное произведение Витгенштейна - это " Логико-философский трактат" . В этом фундаментальном труде ученый сделал попытку онтологизировать логику Бертрана Рассела и Уайтхеда. Как мы помним, похожая тенденция наблюдалась в философии Гегеля. Витгенштейн выделял логические суждения и логические связи. Логические суждения могут быть простыми и сложными, а к логическим связкам относятся импликация , конъюнкция , дизъюнкция и пр. С помощью этих связок из простых суждений получаются сложные суждения. Такие аналогии Витгенштейн перенес на окружающий мир, в котором более сложные явления состоят из простых - атомарных. Витгенштейн, как и Мах, отрицал причинно-следственную связь . Витгенштейн считал, что явления в самой своей основе состоят из простых (атомарных) фактов, независимых друг от друга. А значит, нельзя установить причинно-следственные связи между независимыми фактами.

Следовательно, и наука не должна выяснять причинно-следственные связи, т.е. отвечать на вопрос почему, что причина, а что следствие. Витгенштейн также, как Мах, считал, что основная функция науки - это описательная, и предлагал очистить науку от всех суждений и положений, которые не относятся к описательной функции. Логический анализ является тем самым средством очищения науки и языка науки. Таким "очищением" должны заниматься современные философы, считал Витгенштейн.

Неопозитивисты постулировали следующие гносеологические принципы:

  • Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственных восприятиях .
  • То, что дано человеку в чувственных восприятиях, обладает абсолютной достоверностью . Атомарные факты Витгенштейна были заменены таким образом на протокольные суждения.
  • Все функции знания сводятся к описанию . Так постулируется описательная функция науки.

Неопозитивисты считали, что человек имеет только чувственное восприятие внешнего мира. При этом неопозитивисты считали, что внешнего мира не существует вне наших ощущений, а если он и существует, то сказать о таком мире ничего нельзя.

Неопозитивисты, как и другие представители позитивизма, отрицали метафизику . Метафизика строит отвлеченные теории, которые невозможно проверить в чувственном восприятии. Однако, поскольку неопозитивисты отрицали наличие внешней реальности независимо от наших ощущений, то они отрицали и метафизику.

Другой принцип неопозитивизма - это антиисторизм в естествознании и социальной действительности. Витгенштейн считал, что окружающая действительность состоит из независимых друг от друга событий и явлений, а следовательно, проследить историю таких событий невозможно. Отсюда вытекает главная задача философии, которая в рамках неопозитивизма понималась, как логический анализ языка науки. Для наглядной иллюстрации принципа антиисторизма можно представить себе калейдоскоп, в котором каждая последующая картинка не зависит от предыдущей. Невозможность исторического процесса объясняется отсутствием причино-следственной связи между явлениями, которое обусловлено отсутствием взаимодействия между вещами.

Интересной идеей неопозитивизма является введения понятий протокольных суждений, о котором упоминалось выше. Протокольные суждения являются наиболее простыми положениями, которые лежат в основе теоретического базиса. Другими словами теоретические положения можно свести к совокупности простых протокольных суждений.

Таким образом, неопозитивисты выдвинули основные задачи научного знания

  1. Установление протокольных суждений
  2. Составление новых методов объединения и систематизации протокольных суждений.

Неопозитивисты изобрели кумулятивную модель роста научного знания


Рис. 27.1 .

Пирамида является обобщением совокупности протокольных предложений.

Неопозитивисты считали, что рост научного знания идет по пути интеграции наук. Развитие науки приведет к тому, что науки сольются в одну науку, языком которой будут физика и математика .

Модель неопозитивистов об интеграционном росте научного знания столкнулась с определенными трудностями.

  1. Проблема эмпирического языка, которым описывается эмпирический базис. Вначале неопозитивисты разработали феноменолистский язык протокольных предложений. Этот язык включал содержательные и формальные признаки протокольных предложений.
    • должны выражать чистый чувственный опыт
    • должны обладать абсолютной достоверностью и истинностью
    • должны быть нейтральными по отношению к основному знанию.
    • гносеологически первичны - с их установления начинается процесс познания.

    Формальные признаки протокольных предложений:

    • должны содержать термины о чувственных ощущениях (принцип Карнапа)
    • должны включать имя протокольного лица (принцип Нейрат)
    • должны включать термины, указывающие на сиюминутность чувственного восприятия субъекта (принцип Шлиха)
  2. Проблема интерсубъективности протокольных предложений, т.е. протокольные суждения не должны включать опыт переживания многих субъектов. Так утверждение "небо голубое" не может быть протокольным, поскольку "голубое" в данном случае означает не сиюминутный опыт субъекта, а мнение большинства, которые имели схожие переживания

Однако для разрешения данных противоречий неопозитивисты пришли к вещной, а не феноменолиской трактовке протокольных предложений - протокольные предложения должны содержать термины, выражающие чувственно воспринимаемые вещи и их свойства .

Критерием истинности протокольных предложений неопозитивисты признали наблюдение .

Но здесь неопозитивисты пришли к проблеме наблюдателя и наблюдаемости. Известно, что измерительные приборы могу исказить результаты эксперимента, но более того присутствие самого наблюдателя приводит к изменению результата эксперимента. А значит, невозможно сохранить интерсубъективность.

Более того даже язык неизбежно приводит к искажению эмпирического опыта.

Поэтому все поиски математиков, логиков и философов нейтрального языка описания экспериментальных данных провалились.

Неопозитивисты ввели критерий верифицируемости как критерий научной истины .

Предложение науки верифицируемо , если можно свести к протокольному предложению, истинность которого можно проверить с помощью наблюдения.

Но и этот критерий, так же не выдержал проверку временем. Во-первых, этот критерий приводил к элиминированию философии как науки, поскольку никакую из философских истин нельзя проверить наблюдением. Более того естественнонаучные модели построены на базисе идеализированных объектов и категорий, например - точка, тело, идеальный газ, точечное событие и пр. Такие категории и объекты не верифицируемы, но их невозможно выкинуть из науки. Другая проблема верифицируемости связана с общими суждениями. И общего положения выходит бесконечное множество следствий, т.е. протокольных предложений, которые должны быть подтверждены экспериментально. Но невозможно поставить эксперимент на бесконечное множество утверждений. А значит, все теоретические законы науки становятся неверифицируемыми. Следовательно, если следовать критерию верифицируемости , то практически все теории естествознание станут ненаучными, останутся только суждения о частных фактах.

Противоречия, на которые натолкнулись неопозитивисты, были частично преодолены в деятельности постпозитивистов. Направление постпозитивизма было связано с трудами Карла Поппера.

Позитивизм (от positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что положительная сознание достигается только конкретными науками, а философия как наука не имеет права на существование.

Позитивизм, который возник в тридцатых годах XIX века, прошел существенную историческую эволюцию. Выделяются три основных исторических формы позитивизма.

Классический позитивизм. Родоначальник этого направления, который ввел и этот срок - французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) провозгласил решительный разрыв с философской "метафизикой", считая, что наука не нуждается в какой-либо философии которая стоит над ней. Представители "классической" формы позитивизма Э. Литтре, М. Вырубова, П. Лаффит, И. Тен, Э. Ж. Ренан, Дж. С. Милль, Г. Спенсер.

Махизм и эмпириокритицизм. Основоположники Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Центральное понятие их философии - "опыт", в котором растворяется противоположность материи и духа, физического и психологического, но эта противоположность действительности не снимается том, что опыт в конечном итоге трактуется субъективно (внутренний опыт сознания). Мир представляется как "комплекс ощущений", а задачей науки считается эмпирический описание этих ощущений. Субъективно-идеалистическую направленность махизма критиковал В.И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм".

Нео - современная форма позитивизма, в которой в свою очередь выделяются три основные формы или ступени эволюции.

Логический позитивизм возник в двадцатые годы XX века на основе деятельности Венского кружка (научное объединение логики и философов при кафедре философии индуктивных наук Венского университета) представители: М. Шлик, Р. Капнап, А. Нейрат, Ф. Франк, Ч. Моррис, П. Бриджмен, А. Тарский;

Лингвистический позитивизм - Дж. Мур, Л. Витгенштейн;

Постпозитивизм или аналитическая философия - Т. Кун, Лака-то с, Файерабеид, Тулмин.

Основные идеи неопозитивизма:

Критика классической философии, противопоставление философии и науки, утверждение, что истинное значение может быть получено только в конкретных науках. Философия по выражению Бертрана Рассела - это "ничейная земля", которая находится между наукой и религией и территория этой земли постоянно уменьшается. По мнению Л. Витгенштейна вся классическая философия представляет "болезнь языка", в отношении которой философ - Неопозитивисты, вооружившись логическими знаниями, призван выполнить своеобразные терапевтические функции. "Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем... бессмысленны, - утверждал Л. Витгенштейн. - Большинство предложений и вопросов философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка" 1.

Другой представитель нео Р. каркала писал, что перед безжалостным судом новой логики вся философия в ее старом смысле... разоблачила себя не только как содержательно ложная, по утверждению бывших критиков, но и как логично может и потому бессмысленна. В частности, в неопозитивизме было объявлено лишенным научного содержания основной вопрос философии, вопрос о взаимоотношении теории и реальности, о существовании предметов внешнего мира, которое соответствуют нашим ощущениям.

Философия, подобно логике и математике объявлялась аналитической, ее настоящими проблемами считались, прежде всего, логические проблемы. Задача философии виделось не у открытии нового знания, а в логическом анализе готового знания. Главная задача философии - анализ языка науки.

Центральная проблема в философии неопозитивизма - проблема языка. Язык - система знаков, которая служит средством человеческого мышления и общения. Человек в познании мира и общении пользуется как на естественном языке (на языке слов, понятий, вплетенных в непосредственную жизнедеятельность), так и искусственными формализованными языками (речь формул, знаков). Эволюцию нео определило стремление более глубоко изучить суть языка. Если логический позитивизм концентрировал свое внимание только на логику языка науки, изучая инвариантный каркас искусственных языков, то уже лингвистическая философия Витгенштейна (другая форма неопозитивизма) обращается к анализу естественного языка, более сложной и подвижной по своей структуре. Витгенштейн выдвинул и обосновал логико-языковой модель отображения мира, утверждая, что целая туча философии концентрируется в капли грамматики. А постпозитивизм приходит к необходимости изучения историко-культурной среды, в которой существует и развивается данный язык. Таким образом, нео в своей эволюции пришел к традиционным мировоззренческих философских проблем, от которых в начале отказался.

Неопозитивисты рассматривают язык как объединяющее ядро мира (см схему 15).

Для гносеологии позитивистов характерен эмпиризм, основанный на принципах редукционизма (сведения теоретического знания к эмпирическому) и верификации (утверждение, что истинность знания можно доказать путем эмпирической проверки, то есть сведения любого теоретического положения к высказываниям о фактах).

Нео, сознательно ограничив круг философских проблем, сконцентрировав все внимание на методологии науки, внес большой вклад в развитие логики, математики, информатики, лингвистики и других конкретных наук.

Неопозитивизм

Логический позитивизм (англ. Logical positivism ) - (логический эмпиризм или неопозитивизм ) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм , идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм , основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Логический позитивизм еще часто называют логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником Дэвида Юма , который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны. В манифесте Венского кружка было записано: «Если кто-либо утверждает: „Существует Бог“, „Первоначальной причиной мира есть бессознательное“, „Существует энтелехия, которая является основой жизни существ“, то мы не должны говорить: „То, что вы говорите, ошибочно“, а должны скорее спросить: „Что вы имеете в виду под этими предложениями?“ По-видимому существует четкое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными, если мы берем в том смысле, в котором использует их метафизик» .

Истоки

Можно выделить два исторических корня логического позитивизма. Так в своей программной статье «Поворот в философии» немецко-австрийский философ Мориц Шлик представил генетическую линию развития от Лейбница до Б.Рассела и Г.Фреге . Сама идея «Венского кружка» была инициирована «Principia Mathematica» Рассела и Уайтхеда . Основанием и развитием логики формальных отношений была заложена основа для будущей грандиозной эпистемологической реформы. Став вторым после аристотелевской классической логики силлогизмов инструментом познания, математическая логика послужила материалом строительства здания новой единой науки (своего рода Нового Органона Наук). Успехи, достигнутые в логике, убеждали в силе рациональных процедур мышления, заставляли верить в скорое и неизбежное слияние наук (при доминировании физики, биологии и математики). Отсюда пошло и название - «позитивизм». Задача, поставленная перед «венцами» - разработка системы критериев оценки качества теоретического вывода. Поэтому самое распространенное понимание позитивизма этого времени - это тезис единства метода.

Другое родовое понятие позитивизма - это система языка. Шлик считал, что Л. фон Витгенштейн был «первым, кто приблизился» к идеям позитивной науки в 1922 году в "Логико-философском трактате " (смотри далее).

Новая методология проводила активный отбор пригодного научного знания и начала с атак на метафизику. «Философия - это не наука» - утверждал М. Шлик. Требование заменить содержательность как сверхзадачу формальностью стало важным этапом освобождения научного метода от химер и мистификаций обыденного сознания, что напомнило борьбу Бэкона с идолами. В целом 30-40е годы XX века европейская наука встретила в жарких спорах при общей победе рационализма. Наука, воодушевленная успехами естествознания и объяснявшая этот прорыв совершенством метода, предприняла попытку восстановить единое знание о мире и природе. «Набрав сил, огонь познания охватывает и остальное. Эти моменты свершения и горения - самое существенное. Весь свет познания идет от них. Поисками источника этого света философ на самом деле и занят, когда он ищет последний фундамент познания» .

Развитие логического позитивизма

Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн .

Э. Мах оказал очевидное влияние на развитие логического позитивизма, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Так же Мах выдвинул доктрины редукционизма и феноменализма.

Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат» (Tractatus logico-philosoficus). В этом трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма:

  1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают).
  2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.
  3. предложение - картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»
  4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами
  5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)

Основными читателями этого трактата были основатели «Венского кружка» (20-е годы XX века).

Логический позитивизм Р. Карнапа

«Истинность философских утверждений невозможно доказать» - Р. Карнап

Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Очень известны такие его работы как «Логические основания вероятности» (Logical Foundations of Probability, 1950) и «Континуум индуктивных методов» (The Continuum of Inductive Methods, 1951). Анализ Карнапом философских проблем, включая обсуждение принципа проверки, содержится в его сочинениях, посвященных теории познания и философии науки. Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» (операциональных определений и постулатов значения), к одному общему базису - понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т. н. физикализм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логической вероятности, то есть степени индуктивного, или вероятностного, подтверждения теории.

Научные предложения бывают либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы и самодостаточны (пример: тела протяженны). Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путём (пример: на столе лежит книга).

Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация - процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории - «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения которые держат науку наверху обобщения. В 40е - 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики.

Основные тезисы

Логический позитивизм, который так отвергает метафизику и стремится познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса:

  1. решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
  2. любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.

Широко известна работа Карнапа, посвящённая концепциям логического позитивизма, «Преодоление метафизики посредством логического анализа языка» (Die berwindung der Methaphysik durch logische Analyse der Sprache, 1932) .

Критика и влияние

Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность. Еще одна проблема заключается в том, что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны черные») позволяют определить четкие методы верификации (найти человека или нечерного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.

Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны черные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего? Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией а фальсификацией.

Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том, что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны черные», то есть объяснять факты как они есть на самом деле.

Критика Карла Поппера

Влияние логического позитивизма

Логический позитивизм распространен почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Благодаря А. Д. Айеру он стал популярен в Великобритании. Позже он распространился и среди американских университетов благодаря членам «Венского кружка» после того, как они бежали из Европы и поселились в Соединенных Штатах во время и после Второй мировой войны .

Логический позитивизм сыграл важную роль для развития ранней аналитической философии. В первой половине двадцатого века эти термины были практически взаимозаменяемыми.

Логический позитивизм оказался чрезвычайно влиятельным для философии языка и стал доминирующей философией науки в период между Первой мировой и холодной войной.

Примечания

Работы по логическому позитивизму

  • 1922. Der Raum: Ein Beitrag zur Wissenschaftslehre, Kant-Studien, Ergänzungshefte, no. 56. His Ph.D. thesis.
  • 1926. Physikalische Begriffsbildung. Karlsruhe: Braun.
  • 1928. Scheinprobleme in der Philosophie (Pseudoproblems of Philosophy). Berlin: Weltkreis-Verlag.
  • 1928. Der Logische Aufbau der Welt. Leipzig: Felix Meiner Verlag. English translation by Rolf A. George, 1967. The Logical Structure of the World: Pseudoproblems in Philosophy. University of California Press.
  • 1929. Abriss der Logistik, mit besonderer Berücksichtigung der Relationstheorie und ihrer Anwendungen. Springer.
  • 1934. Logische Syntax der Sprache. English translation 1937, The Logical Syntax of Language. Kegan Paul.
  • 1996 (1935). Philosophy and Logical Syntax. Bristol UK: Thoemmes. Excerpt.
  • 1939, Foundations of Logic and Mathematics in International Encyclopedia of Unified Science, Vol. I, no. 3. University of Chicago Press.
  • 1942. Introduction to Semantics. Harvard Uni. Press.
  • 1943. Formalization of Logic. Harvard Uni. Press.
  • 1956 (1947). Meaning and Necessity: a Study in Semantics and Modal Logic. University of Chicago Press.
  • 1950. Logical Foundations of Probability. University of Chicago Press. Pp. 3-15 online.
  • 1950. «Empiricism, Semantics, Ontology», Revue Internationale de Philosophie 4: 20-40.
  • 1952. The Continuum of Inductive Methods. University of Chicago Press.
  • 1958. Introduction to Symbolic Logic with Applications. Dover.
  • 1963, «Intellectual Autobiography» in Schilpp (1963: 1-84).
  • 1966. Philosophical Foundations of Physics. Martin Gardner, ed. Basic Books. Online excerpt.
  • 1971. Studies in inductive logic and probability, Vol. 1. University of California Press.
  • 1977. Two essays on entropy. Shimony, Abner, ed. University of California Press.
  • 1980. Studies in inductive logic and probability, Vol. 2. Jeffrey, R. C., ed. University of California Press

Работы в русском переводе

  • Карнап, Р. Значение и необходимость. М.,1959.
  • Карнап, Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.,1971.
  • Карнап, Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике / Пер. с англ. Н. В. Воробьева. - Биробиджан: Тривиум, 2000.
  • Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка
  • Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология

Литература о Р. Карнапе

  • Нарский, И. С. Современный позитивизм. М., 1961.
  • Смирнов, В. А. О достоинствах и ошибках одной логико-философской концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм. М., 1963.
  • Хилл, Т. Современные теории познания / Пер. с англ. М., 1965
  • Петров, В. Б. Логическое устранение матафизики: Т. Гоббс и Р. Карнап // Вестник Росссийского университета дружбы народов. Серия: философия. - 1997. - № 2. - С. 74-82.
  • Юлина, Н. С. О работе В. А. Смирнова «О достоинствах и ошибках одной логико-философской концепции (критические заметки по поводу теории языковых каркасов Р. Карнапа)» // Философия науки. - М., 1998. Вып. 4. - С. 202-211.
  • Сокулер, Е. А. Семантика и онтология: к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. - М., 1999. - С. 49-59.
  • Макеева, Л. Б. Рудольф Карнап // Философы двадцатого века: Сборник / Науч. ред. А. М. Руткевич (отв.), И. С. Вдовина; Ин-т философии РАН. - М.: Искусство, 1999. - С. 79-92.
  • The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schilpp, La Salle (III.) - L., 1963 (библ.)

См. также

Ссылки

  • Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Общая редакция и составление А. Ф. Грязнова. - М.: 1998.
  • Краткий словарь философских персоналий (из книги Блинников Л. В.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неопозитивизм" в других словарях:

    Неопозитивизм … Орфографический словарь-справочник

    Или логический позитивизм (логический эмпиризм) одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были… … Философская энциклопедия

    НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Главная задача неопозитивизма разработка методов логического или лингвистического анализа… … Современная энциклопедия

Неопозитивизм (илилогический позитивизм ) возникает в начале 20-ых годов 20 века (в 30-ые большинство неопозитивистов переезжают в США, оказав тем самым сильное влияние на американскую аналитическую философию). Неопозитивизм объединяет представителей различных философских школ, работающих в русле аналитической стратегии и центрированных на рассмотрении науки. В первую очередь, это представители «Венского кружка философов» , объединившего философов, логиков и математиков. В нашем учебном знании мы будем рассматривать идеи Морица Шлика (1882 – 1936) - ученика М. Планка, семантика, и Рудольфа Карнапа (1891 – 1970) – ученика Г. Фреге, синтактика. Наряду с представителями «Венского кружка» в ряды неопозитивистов встали и представители «Берлинского общества научной философии» (Г. Райхенбах, К. Гемпель), а также Львовско-Варшавской школы логиков (Айдукевич, А. Тарский).

Цель, которую ставили перед собой неопозитивисты, заключается в научном постижении мира на основе данных логики, математики, физики. При этом очень важно было определить критерии, на основании которых можно проводить демаркацию научного и ненаучного знания. Другими словами, речь идет о критерии научности знания.

Б. Рассел и Л. Витгенштейн в свое время, обращаясь к анализу языка (причем в их случае это был чаще естественный язык повседневного общения, - прим. Е.И. Янчук ), рассматривали и семантический, и синтаксический аспекты языка. Шлик и Карнап стремятся максимально отделить друг от друга семантику и синтактику. Прагматика же вовсе находится за пределами их философских интересов. Показательно в этом отношение замечание Шлика: «…наука не служит более задачам жизни и научное знание не ищется с целью его практического использования».

М. Шлик. Суть новой философии Шлик видит не в логике, а в природе самой логики. Философ говорит о том, что всякое познание есть выражение, т.е. репрезентация. Суть главной идеи Шлика можно выразить следующими положениями:

· Данные наблюдений позволяют ученому сформулировать предложения, на основе которых осуществляются предсказания. Такие предложения Шлик называет протокольными .

· Протокольные предложения перестают быть гипотетическими и признаются достоверными, если сделанные на их основе предсказания подтверждаются экспериментальными фактами.

Тем самым именно эксперимент проверяет науку на подлинность, достоверность. В терминах неопозитивизма такая проверка называется верификацией .

Р. Карнап. Сферой его профессионального интереса стало выяснение логического характера синтаксиса языка. С его точки зрения, для построения логически стройного языка необходимо задать характеристики знаков и правила преобразования одних языковых выражений в другие. Причем языков может быть множество, и языки могут быть любыми (у Карнапа это положение отражается в принципе толерантности ). Главное, чтобы языки были построены правильно.


В логическом позитивизме утверждается, что существуют два принципиально отличных друг от друга вида научных знаний: фактуальное и формальное .

Фактуальное научное знание представляют эмпирические науки (опытно-экспериментальное естествознание). Они дают знание о мире, и предложения этих наук носят синтетический характер. Для определения истинности синтетических предложений необходимо обратиться к фактам. Для их понимания важна семантика .

В свою очередь формальное научное знание представляют логика и математика. Суждения этих наук не дают никакой информации о мире, они дают возможность преобразовывать имеющееся знание о мире, оперировать языковыми выражениями. Предложения этих наук являются аналитическими , т.е., как утверждает логический позитивизм вслед за Л. Витгенштейном, являются тавтологиями. Они истинны при любом фактическом положении вещей. Истинность их определяется всецело принятыми правилами языка. Другими словами, их истинность заключена в них самих. Для понимания таких предложений важна синтактика и знание конвенций.

Логический позитивизм утверждает, что предложения логики и математики, а также предложения эмпирических наук могут быть осмысленными (одни – в силу правил и конвенций, другие – в силу отношения к фактам). Истинность в тех случаях, когда она в принципе может быть установлена, выявляется путем верификации. А вот предложения философии (в том числе и суждения этические и эстетические) лишены смысла, они бессмысленны, являются псевдопредложениями , т.к. метод их эмпирической проверки указать невозможно.

Но в рассуждениях логических позитивистов о суждениях разного толка есть слабые места. Приведем их:

1. Принцип верификации требует сопоставления не с объективной реальностью, а с ощущениями субъекта.

2. Логический позитивизм исходит из догмы редукционизма, считая, что можно свести все теоретические положения к элементарным предложениям наблюдения. Как следствие, все содержание теории может быть сведено к чувственно данному. (К счастью, это далеко не так. В таком случае, наука в принципе не в состоянии выходить за пределы эмпирической плоскости. А ведь именно благодаря научному разуму человечество проникает в такие сферы бытия, которые недоступны наблюдению, непосредственному или с помощью приборов.)

3. Крайне упрощенно понимается процесс подтверждения предложений научной теории. Весь механизм подтверждения сводится к верификации, которая, в свою очередь, рассматривается как чуть ли не единственный критерий различения научных и ненаучных предложений.

Все эти недостатки и излишний субъективизм в трактовке верификации обусловили последующий отказ неопозитивистов от этого метода в данном понимании. Сегодня верификация в методологии науки рассматривается как способ подтверждения положений теории с опорой на объективную реальность.

Представители американской аналитической философии пошли дальше своих европейских учителей. Их новации были связаны с вовлечением прагматики в анализ языков научных текстов.

Американский философ Уилард Куайн считает, что аналитические и синтетические предложения, синтактика и семантика должны быть объединены в единой концептуальной схеме. Кроме этого, он включает в анализ высказываний деятельность людей, тем самым демонстрируя свою склонность к прагматизму. Еще решительнее это делает Дональд Дэвидсон . Он объединяет в единое целое семантику, синтактику и прагматику. Последняя, с его точки зрения, имеет дело с ценностями людей, с их убеждениями, что делает прагматику условием плодотворной интерсубъективности и коммуникации. Хилари Патнэм расширяет область прагматики и включает в нее политику и этику, мораль. А Ричард Рорти – это настоящий энтузиаст прагматизма. Философская прагматика в его творчестве довлеет над философской семантикой и синтактикой. От других представителей американской аналитики его отличает интерес к политике, истории и литературе. Он отходит от поиска идеала научности и в этом смысле склоняется к постаналитизму .

Таким образом, мы видим, что для всей аналитической стратегии характерен интерес к языку, и по мере развертывания аналитического движения в философии он становится все более и более всесторонним.

одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя ухе в 1930-40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки. Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы - прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т. о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920-30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарова! -в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на а E сцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а кразработке методов анализа знания. 3 этой позиции проявляется, с одной стороны, больший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны - определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т. н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930- 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистскопрагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А. Тарский, К. Аидукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т. д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т. н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т. н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т. о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960-70-х гг. развивается течение, т. н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т. н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л. Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки - все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т. о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.

Лит.: Франк Ф. Философия науки. М., 1961; Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966; Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.

Отличное определение

Неполное определение ↓