Какие компании подлежат обязательному аудиту? Ни для кого не секрет, что аудиторское сообщество и регуляторы готовят ряд существенных изменений в Закон об аудиторской деятельности и в положения об обязательном аудите. Эти документы находятся на рассмотрении, пока они не приняты. Поэтому обязательному аудиту за 2017 год будут подлежать те же компании, что и в прошлом году:
Установленные сроки для предоставления аудиторского заключения в РОССТАТ: до 31 декабря 2018 года. Кроме этого, в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения все компании, подлежащие обязательному аудиту, должны заключить результат аудита на сайте finresurs.ru, а также предоставить его в ведомства. Ответственность существует за повторные нарушения — вплоть до дисквалификации должностного лица на определенный срок. Не стоит слишком халатно относиться к этому. Также введены достаточно большие штрафы со стороны Центробанка.
Компании, которые заключали договор на обязательный аудит посредством конкурса. Часто это компании, доля государственной собственности в которых составляет около 25%. Это большая доля компаний. Если объем выручки не превышает один миллиард рублей, то объектами процедуры должны являться МСП. Если пороговое значение больше, то это уже другие нормы.
Нормативная база ссылается на положения 44-ФЗ: 48 и 56 статьи в части определения подрядчиков и исполнителей. Отдельные особенности — это Приказ Минэка № 567.
Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.
Важно помнить о том, что 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с п.7, ч.4, ст. 1 223-ФЗ. Осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации. В Законе № 307-ФЗ содержится исчерпывающий перечень организаций, которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями № 44-ФЗ.
Иным организациям, подпадающим под действие Закона № 223-ФЗ, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо применять положения Закона № 223-ФЗ.
Если заказчик не попадает под специальные нормы Статьи 5 Части 4 307-ФЗ, то извещение не стоит размещать в ЕИС, но это должны быть торги и они должны быть размещены в открытых ресурсах. Такая закупка проводится по 223-ФЗ. Но весь закон говорит об исключениях, которые касаются аудита.
В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В этом случае заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Заказчики, закупающие услуги по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещают сведения на официальном сайте в разделе, предназначенном для данных о закупках по № 44-ФЗ. Правило применимо, если закупки услуг проводятся в форме открытого конкурса согласно этому Закону.
Чтобы иметь доступ к разделу закупок по № 44-ФЗ, необходимо в установленном порядке получить соответствующую электронную подпись.
Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе официального сайта ЕИС, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.
Заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Обязано размещать информацию о закупке услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе 44-ФЗ и получать для этого соответствующую электронную подпись в порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства.
Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, не является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.
Муниципальное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, должно заключать гражданско-правовой договор об оказании услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Так как муниципальное предприятие не является заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, оно не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с № 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с № 44-ФЗ.
При проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчику следует применять лишь процедурные нормы Закона № 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Одобрены Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 г.
Второй документ, о котором должны помнить специалисты по аудиту. В данном приказе расписаны особенности и порядок проведения аудита акционерного общества с государственным участием. Но даже в качестве методической базы его могут использовать и организации с иной формой собственности:
Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 января 2016 года № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»
В целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием путем стандартизации и регламентации порядка организации взаимодействия с внешним аудитором в акционерных обществах.
Интересно то, что закупка должна быть запланирована в соответствии с 44-ФЗ, нужно получить ЭЦП и зарегистрировать закупку по всем правилам. Но такая закупка может и не планироваться лицом и организацией, которая не является заказчиком по 44-ФЗ. Все вопросы по заключению договора также отраженыы в этом приказе, все заказчивается размещением контракта в Реестре контракта, отчетность не ведется. По 223-ФЗ такую закупку планировать не уместно. Заказчик осуществляет внесение всей информации в ЕИС.
«...при проведении конкурса необходимо создать конкурсную комиссию, которая должна обеспечить вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе, а также ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе»
Закупочная комиссия создается, нормы 44-ФЗ говорят о том, что это необходимо. Но состав комиссии выбирается заказчиком самостоятельно: взять тех же людей и создать комиссию приказом, затем провести аудит по Закону 44-ФЗ.
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).
Порядок оценки заявок:
Лучше брать несколько формул расчета цены.
Объектом закупки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита являются услуги по проведению аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
В случаях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность заказчика за предыдущий отчетный период не подлежала обязательному раскрытию в открытых источниках информации, рекомендуется включать такую отчетность в конкурсную документацию.
В конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о требованиях к результатам услуг по аудиту отчетности, в том числе к форме сообщения руководству заказчика и представителям его собственников информации по результатам аудита.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству услуги) требования к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом договора на проведение аудита.
Исходя из № 44-ФЗ определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита должно осуществляться на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При формировании начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита для получения информации о рыночных ценах рекомендуется направлять запросы на предоставление ценовой информации не менее чем пяти аудиторским организациям, соответствующим требованиям к участникам закупки, обладающим опытом оказания аналогичных по характеру и объему аудиторских услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, в том числе организациям, имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита, опыт выполнения аналогичных договоров, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками.
В запрос на предоставление ценовой информации рекомендуется включать:
В соответствии с № 44-ФЗ в случае, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена договора на проведение аудита составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены, договор на проведение аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона заявитель направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем:
Проект договора на проведение аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности. Проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов.
Изменения с 1 октября 2017 года. При аудите всегда учитывается бухгалтерская отчетность: есть ли налоговые риски? Также аудиторы смотрят на правильность начисления налогов. Также есть и аудиторы, которые проверяют компанию именно на предмет налогов, затем предоставив подробные рекомендации. Сейчас со статьей 54.1 ужесточился налоговый контроль, пошли проверки по обналичиванию средств компаний-однодневок. Также многие по незнанию раздробили бизнес, но не знали, что так делать нельзя. Налоговики проверяют компании более подробно, можно вовремя обнаружить ошибки в налоговом учете и исправить их.
Появился идентификатор госконтракта. Нужно заполнять отдельную графу в счете-фактуре. Налогоплательщик не вправе убирать из документов те пункты, которые там есть. Если подать документ до старой форме, то есть риск не получить вычеты по НДС. Лучше внести изменения и предоставить счета-фактуры по новой форме.
Многие компании спрашивают: идентификационный номер госконтракта и идентификатор госзакупки — это одно и то же? Это не то же самое. Определение «Идентификатор госконтракта» содержится в 275-ФЗ. Но если ошибка произошла, то она все равно не помешает налоговому органу определить необходимые для проверки параметры о налогоплательщике.
С 1 октября изменился порядок регистрирования счетов-фактур. До 1 октября поставщики предпочитали заменять старые счета на новые, но исправленные. Но нужно было предоставить уточненные данные с вычетом всего НДС. Теперь исправленный счет позволяет скорректировать всю сумму вычетов. Нужно аннулировать неправильную запись со знаком «минус» и тут же зарегистрировать дополненную счет-фактуру. Если сумма вычетов изменилась в большую сторону, то нужно написать только часть НДС, а в течение трех лет дополнить данные и принять к вычету все остальное позже.
Правила регистрации документов в случае, если счета-фактуры не выставляются неплательщикам НДС. Если покупателями являются неплательщики НДС, то счета-фактуры можно не выставлять.
Уточнены правила ведения журнала выставленных счетов. Журнал ведут только посредники, выставляющие и получающие счета, его ведут экспедиторы и застройщики. Журнал не ведут те, кто работает с неплательщиками НДС и получили от них письменное согласие на это. Также это те, кто продает услуги иностранных компаний на территории Российской Федерации.
Экспедиторы с 1 октября должны переставлять счета-фактуры. Речь идет о тех, кто отчитывается за расходы перед клиентом. У тех, у кого тариф установлен в твердой сумме, то экспедитор просто выдаст счет-фактуру. Но если он обязан осуществить доставку товара и даже привлечь к участию в доставке третьих лиц, то можно получить счет-фактуру отдельно на экспедитора и далее от всех остальных участников процесса. Теперь работает только один способ: выставление единого счета, где строк должно быть столько, сколько счетов-фактур он получил от своих подрядчиков. Дата текущая, счет подписывает сам экспедитор. Нюансов много, досконально разобраться сложно за короткое время.
Правила хранения счетов-фактур и документов. Они должны храниться в хронологическом порядке в зависимости от даты их получения. Налоговый инспектор хочет видеть, чтобы они были в папке именно в таком порядке.
Лизинг медицинских изделий с правом выкупа также освобождается от НДС.
Провести новую закупку, обязательной формой для нее является открытый конкурс.
Текст совместного письма Минфина Российской Федерации N 24-04-06/3691, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N РП/4072/18 от 24.01.2018
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24-04-06/3691
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N РП/4072/18
ПИСЬМО
О ПОЗИЦИИ
МИНФИНА РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.
1. По вопросу применения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами 3, 7 части 4 статьи 1 Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:
осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
Статья 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ.
Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона N 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:
1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;
3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.
2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов "закупка" и "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)". Термин "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)", установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, - то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.
1) часть 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;
3) часть 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ Закона N 44-ФЗ):
1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;
2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом N 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;
3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.
3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон N 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.
Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.
4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.
Глава 6 Закона N 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Глава 5 Закона N 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона N 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.
Часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона N 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона N 223-ФЗ.
На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:
1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ);
2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона N 44-ФЗ соответственно;
3) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 3, статьей 6 Закона N 223-ФЗ;
4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ).
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
А.М.ЛАВРОВ
Заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы
Р.А.ПЕТРОСЯН
Федеральный Закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012г.
С 1 января 2014 г. абсолютно все заказчики, указанные в законе, должны работать по 223-ФЗ. Особый статус имеют бюджетные учреждения.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона 44-ФЗ бюджетные учреждения для некоторых закупок вправе не применять нормы жестко регламентированного 44-ФЗ , а работать в соответствии с более удобным Федеральным законом от 18.07.2011г.№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Из-под действия 44-ФЗ бюджетные учреждения могут вывести закупки:
Для всех остальных организаций 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, независимо от источника дохода, использования полученных денежных средств за перечнем исключений, которые перечислены непосредственно в 223-ФЗ.
Положение должно регулировать все закупки по 223-ФЗ, независимо от их стоимости!
Запрос цен и запрос котировок;
Конкурентные переговоры (для крупных компаний).
Кроме указания способов закупки, необходимо регламентировать условия выбора того или иного способа.
В какие сроки публикуются изменения к закупочной документации;
Разъяснения к процедуре закупки.
Заказчик |
Кто утверждает |
Государственная корпорация |
Высший орган управления государственной корпорации |
Государственная компания |
Высший орган управления государственной компании |
Государственное унитарное предприятие |
|
Муниципальное унитарное предприятие |
Руководитель унитарного предприятия |
Автономное учреждение |
Наблюдательный совет автономного учреждения |
Акционерное общество |
Совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган акционерного общества, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества |
Общество с ограниченной ответственностью |
Общее собрание участников общества |
Бюджетное учреждение |
Учредитель |
Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС Положение, при закупках он должен применять 44-ФЗ.
Штрафы, согласно законопроекту №370370-6.
Неразмещение утвержденного Положения о закупках влечет за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Все заказчики, включая бюджетные учреждения, в уже опубликованное Положение о закупках могут вносить изменения.
Изменения публикуются на официальном сайте.Старая версия Положения остается на ООС и признается утратившей силу, а новая становится доступной.
Публиковать Положение на ООС можно без печатей и подписей.
Порядок публикации документации на ООС установлен в Постановлении Правительства №908 от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».
Заказчик обязан размещать на официальном сайте:
1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика.
Положение о закупке - в течение 15 дней;
Изменение в положение - в течение 15 дней.
2. Планы закупок.
План закупки сроком не менее чем на 1 год.
Если закупок не запланировано на год, либо все закупки не превышают 100 000/500 000 рублей можно публиковать пустой план на официальном сайте.
3. Документы закупки.
Извещение о закупке;
Документация;
Проект договора;
Изменения;
Протоколы.
4. Изменения в договоры.
Существенные условия договора - срок 10 дней.
5. Отчеты.
Ежемесячный (в срок до 10 числа каждого месяца).
Если у заказчика было 0 закупок, то пишется 0 договоров,0 сумма, но отчет публикуется.
В Росстат сдается отчет Форма 1-Закупки,1 раз в полгода.
Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.
В план не включаются:
В план можно не включать:
В нормативных актах не указано кто утверждает план, поэтому организация самостоятельно на основании локальных актов решает этот вопрос.
План можно изменять так часто, как это необходимо. При изменении плана также формируется новый план и документ, содержащий перечень внесенных изменений.
План не обязательно должен совпадать с отчетом.
Закупки до 100 000 (500 000) рублей:
Многие заказчики ошибочно полагают, что вправе не включать в ежемесячный отчет мелкие закупки на основании ч.15 ст.4 Закона 223-ФЗ:
«Заказчик вправе не размещать на официальном сайте СВЕДЕНИЯ О ЗАКУПКЕ товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей».
При этом ч.19 ст.4 Закона 223-ФЗ говорит о том, что:
«Заказчик…размещает на официальном сайте:
1) СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ И ОБ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ДОГОВОРОВ, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг»
Сведения о закупке не равны сведениям о количестве стоимости договоров
Утвержденной формы ежемесячного отчета не существует. Отчет заполняется на сайте Zakupki.gov.ru.
Наименование сведений |
Что включаем |
|
Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг. |
2строчка+3строчка+4 строчка+ конкурентные закупки |
|
Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). |
Только закупки у единственного поставщика (включая закупки до 100 000/500 000 рублей) |
|
Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну. |
Только закупки, содержащие государственную тайну |
|
Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Только закупки у СМП |
В первую строчку заказчик должен включать сведения обо всех договорах, заключенных в рамках 223-ФЗ, а не только о заключенных по результатам конкурентных процедур.
Нарушение заказчиком установленных законодательством сроков размещения на официальном сайте сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки:
на ДЛ: 3 000 рублей; на ЮЛ: 10 000 рублей.
на ДЛ: 15 000 рублей; на ЮЛ: 50 000 рублей.
на ДЛ: 30 000 рублей; на ЮЛ: 100 000 рублей.
2. Аукцион - (срок 20 календарных дней ч.2ст.3 223-ФЗ).
3. Конкурс - (срок 20 календарных дней ч.2ст.3 223-ФЗ).
Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.
Заключать рамочный договор можно!
При этом, в договоре на закупку должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) - п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.
Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.
П.1. ст. 432 ГК РФ: Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
П. 2. Ст. 434 ГК РФ: Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Информационное письмо президиума ВАС № 59:
При продлении договора аренды здания, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды.
Таким образом, фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора.
Старые договоры с автопрологнацией необходимо расторгнуть, либо учитывать как закупки у единственного поставщика!
"Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Примеры из этого перечня:
Принятие должностным лицом юридического лица решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществиться путем проведения закупки в электронной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
«П. 2: Установить, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме :
если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствиис положением о закупке, предусмотреннымстатьёй 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".»
Электронная форма ≠ электронный аукцион
Преимущества электронных закупок:
Закупки через ЭТП сокращают время общения заказчика с официальным сайтом zakupki.gov.ru
Ведется в соответствии с Постановлением № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обжалование:
3 случая по 223-ФЗ:
Вопрос : Автономные учреждения делают закупки по 223-ФЗ или по 44-ФЗ?
Ответ : По умолчанию все автономные учреждения проводят закупки по 223-ФЗ, но если заказчик - автономное учреждение не разместил Положение о закупках на ООС, то он должен применять при закупках 44-ФЗ.
Вопрос : Изменение к Положению о закупке бюджетных учреждений также утверждается учредителем?
Ответ : Изменение к Положению о закупке утверждается тем же органом, который утверждал это Положение. В бюджетных учреждениях Положение о закупке утверждает учредитель.
Вопрос : Заказчик - бюджетное учреждение - опубликовал Положение о закупке, утвержденное руководителем 25 декабря 2013г., является ли это нарушением?
Ответ : Нарушением не является, но и Положение, утвержденное ненадлежащим образом недействительно. Необходимо утвердить правильно и опубликовать его на ООС повторно.
Вопрос : Заказчик - бюджетное учреждение разместил Положение о закупке до 31 декабря и план, утвержденный руководителем,что делать в данный момент?
Ответ : Необходимо учредителю утвердить Положение, план не обязательно учредителю утверждать,и разместить эти документы повторно на официальном сайте.
До размещения правильно утвержденных документов заказчик работает только по 44-ФЗ.
Вопрос : Действующие договоры с 2013года включать в план?
Ответ : Когда в договоре согласованы все существенные условия, то закупки по такому договору под действие 223-ФЗ не попадают и заказчик их ни в план, ни в отчет не включает. Если же договор с 2013года с открытыми условиями (т.е. не указаны ни общая стоимость договора, ни стоимость единицы работ, услуг, ни даже порядок ее формирования), то он не считается заключенным и закупки по такому договору попадают под действие 223-ФЗ с 1 января 2014года, когда каждая закупка будет считаться отдельным договором и включается в план, в отчет и т.д.
Вопрос : Суммировать только чеки? Договор на 90 000 рублей, в январе оплачено 30 000 рублей. Суммировать 90 000 или 30 000 в отчет за январь?
Ответ : Договор включаем в отчет по дате его подписания. Все 90 000 рублей включатся в январский отчет.
Вопрос : Как быть с приобретением ж/д и авиабилетов для поездки на соревнование общей суммой более 100 000 рублей?
Ответ : Для поездок на соревнование, в командировки имеет смысл предусмотреть возможность не проводить конкурентную процедуру, а закупать у единственного поставщика.
Вопрос : Если сделка по дате в феврале, то отчет в марте?
Ответ : Да, все верно.
Вопрос : Если заказчик принял два ноутбука. Один продал, а один вернул. Разницу выплатил поставщику по возвратной накладной. Каковы действия заказчика?
Ответ : В данной ситуации нужно вносить изменения в отчет.
Вопрос : Что публиковать, при оплате счетов за 2013год в 2014 году, так как не было возможности оплатить в декабре?
Ответ : Если договор в прошлом году заключен и в нем все существенные условия указаны, то данные оплаты никуда не включаются. Так как это отсроченные обязательства.
Вопрос : Авиа и ж/д билеты за проезд нужно включать в план или стоит предусмотреть их закупку без проведения конкурентных процедур?
Ответ : Билеты лучше закупать без конкурентных процедур. Заказчик предусматривает,что это закупка у единственного поставщика, при этом закупки у единственного поставщика превышающие 100 000/500 000 рублей не освобождаются от включения в план. Необходимо включить данную закупку в план, указать способ закупки, закупка у единственного поставщика, опубликовать на сайте извещение, документацию, проект договора, включить ее в отчет.
Вопрос : Если в план-график внесены договоры от 100 000 до 300 000 рублей. Можно ли внести изменения на замену способа закупки. Как это оформить?
Ответ : Можно внести изменения в план закупок . Опубликовать на ООС новый план закупок вместе с документом, где указаны измененные пункты.
Вопрос : Если нет договора, товар приобрели по чеку, включать в отчет?
Ответ : Это также считается закупкой и включается в отчет.
Вопрос : Договор с единственным поставщиком заключен в 2013 году на общую сумму больше 100 000 рублей(но менее 100 000 в месяц), нужно ли это указывать в плане?
Ответ : Общую сумму договора нужно указывать в плане и размещать на ООС(официальном сайте).
(Договор на аренду недвижимого имущества лучше заключать с единственным поставщиком, но также нужно публиковать информацию на ООС.)
Вопрос : Как заключать договор по 223-ФЗ: на бумажном носителе или в электронномвиде?
Ответ : Как заключать договор заказчик решает самостоятельно, в положении о закупках должны быть предусмотрены порядок исполнения и условия заключения договора.
Вопрос : Необходимо ли обоснование цены по 223-ФЗ?
Ответ : По умолчанию обоснование цены не требуется.
Вопрос : Применяем ОКДП или ОКПД при составлении отчета и план -графика?
Ответ : При составлении отчета коды не применяются. При составлении плана закупок по 223-ФЗ применяется ОКДП.
Вопрос : Положение утвердили в новой редакции, внесли изменения,обусловленные396 законом, должны ли публиковать новое положение,извещение об изменении? Будет ли штраф, если положение утверждено 22 ноября, в личном кабинете размещено 25 ноября, но опубликовано 30 декабря?
Ответ : Штрафа не будет. Закон обратной силы не имеет, если иное не указано в законе.Новое положение, извещение должны публиковаться на ООС.
Вопрос : Можно ли указывать фирменное наименование товара в котировках?
Ответ : Лучше товарный знак не писать, либо если писать, то указывать эквивалент. Товарный знак необходимо обосновывать.
Вопрос : Кроме отчета, какие документы нужно публиковать по закупкам у единственного поставщика?
Ответ : Если закупка не превышает 100 000/500 000 рублей, то публикуется информация в отчет. Если закупка у единственного поставщика превышает 100 000/500 000 рублей, то заказчик такую закупку включает в план, публикует извещение, документацию, проект договора и включает ее в отчет.
Вопрос : Форма 1-Торги поквартальная или полугодовая?
Ответ : В 223-ФЗ предусмотрена Форма 1-Закупки,она полугодовая. Форма 1-Торги только для заказчиков, работающих по 44-ФЗ.
Вопрос : Если производится закупка бумаги до 100 000 рублей?
Ответ : Если бумага закупается на сумму более 100 000 рублей, то необходимо зарегистрироваться на электронной площадке и проводить электронную закупку в соответствии с положением.
Если бумага закупается на сумму менее 100 000 рублей, то закупка может быть проведена не в электронной форме. В соответствии с положением такая закупка проводится у единственного поставщика.
Вопрос : Как обосновать выбранный метод закупки непосредственно к договору до 100 000 рублей?
Ответ : В положении о закупке должны быть указаны критерии выбора способа закупки. Конкретно к каждой закупке у единственного поставщика делать обоснование нет необходимости.
Вопрос : Обязательно ли государственным унитарным предприятиям работать по системе ЕИС?
Ответ : Нет, необязательно.
Вопрос : Автономное учреждение получает субсидию на выполнение муниципального задания. По данным расходам необходимо отчитываться ежемесячно?
Ответ : Все учреждения, кроме бюджетных учреждений, полученные субсидии на капитальные вложения, реконструкцию должны использовать по ст.15 44-ФЗ. Такие субсидии ни в план, ни в отчет по 223-ФЗ не включаются. Если субсидия на выполнение государственного, муниципального задания, то по умолчанию она тратится по 223-ФЗ, если иное не указано в условиях предоставления субсидии.
Вопрос : Можно ли узнать подробнее про одноименность товаров?
Ответ : В 223-ФЗ одноименность товаров не рассматривается.
Вопрос : Какая документация готовится для проведения электронных торгов?
Ответ : Аналогично документации при закупке в бумажной форме.
Вопрос : Нужно размещать заявку и документацию при закупке у единственного поставщика?
Ответ : Не важен способ закупки. Если стоимость закупка превышает 100 000/500 000 рублей, то необходимо разместить на ООС извещение, документацию, проект договора и протокол.
Вопрос : Расскажите порядок проведения процедур. Где можно взять типовые формы документации?
Ответ : Типовую документацию можно посмотреть на ООС.
Вопрос : Обязательно ли на каждую закупку к чеку и счету просить договор?
Ответ : Нет, не обязательно. Чек сам является договором в письменной форме. Поэтому на каждую закупку договор не нужен.
Вопрос : Если нет одноименности товара, можно ли по одному лоту закупать одновременно медикаменты и инструменты медицинские, когда они относятся к разным номенклатурным группам?
Ответ : Одноименности нет, но есть закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». И если заказчик будет одним лотом закупать медикаменты и инструменты, и будут жалобы, то потенциально ФАС может это признать ограничением конкуренции.
Вопрос : Договор на ГСМ заключен в 2013 году, счет в январе оплатили на сумму более 100 000 рублей. Извещение о закупке у единственного поставщика не публиковать? Если внесли изменения, что будет?
Ответ : Если заказчик договор на ГСМ заключил в 2013 году и у вас в договоре есть цена договора, то договор надо включать в отчет, независимо от даты оплаты.
Вопрос : В какие сроки нужно размещать план закупок?
Ответ : План закупок нужно разместить до 31 декабря 2013г. Если не размещен план, то можно разместить его сейчас. Ответственности за это сейчас нет.
Вопрос : Могут ли автономные организации проводить совместные торги и как это прописать в положении?
Ответ : В положении нужно указать, что заказчик может проводить совместную закупку и разделить понятия заказчик и организатор процедуры. Заказчик это тот, чьи потребности удовлетворяются, организатор, тот, кто проводит конкурентную закупку.
Вопрос : Сколько процентов от выделенной годовой суммы сможет отводить образовательное учреждение на закупки до 100 000 рублей, т.е. без проведения торгов в электронном виде?
Ответ : Бюджетные учреждения и все другие организации самостоятельно решают сколько они закупают у единственного поставщика. Рекомендуемая цифра - 60%-70% закупок проводить конкурентными способами в электронной форме.
Вопрос : Кто утверждает положение о закупках у автономных учреждений?
Ответ : Наблюдательный совет утверждает.
Вопрос : Если положение бюджетного учреждения размещено в декабре 2013 г. и его утвердил учредитель?
Ответ : Все в порядке, с 1 января 2014 г. можно продолжать работать. У бюджетных организаций срок размещения положения о закупке до 1 апреля 2014 г.
Вопрос : Кто утверждает положение о закупке муниципальных казенных учреждений?
Ответ : Положение утверждает руководитель.
Вопрос : Договор оплачивается ежемесячно. В отчет включать сумму ежемесячную или всего договора?
Ответ: Если общая сумма договора указана, есть количество товара, такой договор включается в отчет один раз, когда он был заключен.
Вопрос : Договор заключен до вступления в силу 223-ФЗ, в январе заключено дополнительное соглашение на сумму более 100 000 рублей. Нужно ли публиковать извещение и документацию? Или нет, так как основной договор старый?
Ответ : Если заказчик заключил договор до вступления в силу закона 223-ФЗ, то дополнительное соглашение будет новой закупкой, если эта закупка подходит под закупку у единственного поставщика, иначе такое дополнительное соглашение не будет возможности заключить.Если заказчик заключил договор во время действия для него 223-ФЗ, т.е. договор новый, и к нему заключил дополнительное соглашение более чем на 100 000 рублей, то такую закупку ни в план, ни в отчет вносить не нужно. Заказчик просто публикует на сайте сведения об изменении договора.
Сейчас поступает много вопросов, касающихся закупки аудиторских услуг организациями, обладающими статусом заказчика согласно Федеральному закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Расставить все точки над «i» в этом вопросе мы попросили доктора юридических наук, ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Ольгу Беляеву.
В соответствии с п. 7 ч.4 ст.1 Закона о закупках из сферы его действия исключены отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора ауди- торской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее -т Закон об аудиторской деятельности).
Буквальное толкование указанной нормы приводит, на мой взгляд, к выводу о том, что все отношения по выбору заказчиом контрагента для проведения обязательного аудита выведены из сферы действия Закона № 223-ФЗ. Однако сейчас среди многих юристов бытует мнение, что данную норму следует толковать ограничительно по следующим соображениям.
Сама по себе ст. 5 Закона об аудиторской деятельности состоит из нескольких частей:
Таким образом, об «отборе аудиторской организации» (а именно такая формулировка заключена в п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках) речь идет только в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Отсюда следует, что из сферы действия Закона о закупках выведены только те отношения, которые связаны с отбором аудиторской организации по правилам Закона о размещении заказов.
Дополнительным аргументом в пользу того, что норма п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках касается не всех организаций, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, является указание на отбор именно аудиторских организаций, а не просто на отбор аудитора. Ведь именно аудиторские организации как раз и проводят обязательный аудит организаций, поименованных в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
Исходя из приведенных соображений, многие специалисты полагают, что целью законодателя при введении в Закон о закупках изъятия, касающегося отбора аудитора, было исключение коллизии с нормами именно Закона о размещении заказов; и маловероятно, что законодатель намеревался таким образом исключить коллизию с нормами корпоративного законодательства.
Иное понимание анализируемой нормы Закона о закупках будет означать, что порядок закупки услуг при проведении обязательного либо инициативного аудита, а также при привлечении индивидуального аудитора либо аудиторской организации будет кардинально различаться, что не отвечает целям Закона о закупках. Кроме того, представители государственных органов, в частности, Минэкономразвития России и ФАС России, называют Закон закупках «законом об информационной открытости расходов», отмечая, что в этом и состоит его основная направленность.
ФАС России в письме от 24.12.2012 г. № ИА/44025/12 отмечает, что если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупке. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона о размещении заказа. Иными словами, если из сферы действия положения о закупке будут изъяты отношения по отбору аудиторской организации, а государственные органы сочтут, что эти отношения, тем не менее, входят в сферу действия Закона о закупках, получится, что положением о закупке вопрос отбора аудитора (аудиторской организации) не урегулирован. Тем самым при заключении договора с аудитором (аудиторской организацией) заказчику придется руководствоваться нормами Закона о размещении заказов.
Все вышесказанное напоминает мне русскую поговорку «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Парадоксально, но даже прямое указание в Законе о закупках на то, что в сферу его действия
не входит отбор аудиторской организации, не убеждает заказчиков в том, что они могут ограничиться соблюдением своих корпоративных процедур. Давайте разберемся с тем, как адекватно толковать рассматриваемые нормы, адекватно -
значит наиболее близко к их буквальному смыслу.
Итак, обязан ли заказчик проводить отбор аудиторской организации в соответствии с процедурами, установленными Законом о закупках? Не приведет ли изъятие из положения о закупке заказчика норм об отборе аудиторской организации к необходимости руководствоваться нормами Закона о размещении заказов?
Отношения, которые не регулируются Законом о закупках и, соответственно, к которым нет оснований применять само положение о закупке, перечислены в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, их перечень является закрытым, оснований для его расширительного толкования нет.
В приведенной норме предусмотрено восемь изъятий из сферы регулирования Закона о закупках, причем стоит отметить, что к общему знаменателю привести их невозможно - не ясно, какая идея законодателя лежит в основе этих изъятий, поскольку речь идет о разных правовых отношениях.
В первом случае основой изъятия служит объект договора (ценные бумаги и валютные ценности), во втором - специфика заключаемых сделок (биржевой рынок), в третьем - особенности правового статуса заказчика, руководствующегося в своей деятельности положениями Закона о размещении заказов, в четвертом - особая сфера деятельности (военно-техническое сотрудничество), в пятом - приоритет международного права над национальным законодательством; в шестом случае изъятие обусловлено видом оказываемой услуги - обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, проводимый аудиторскими организациями в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
Два последних изъятия представляют собой комбинированные случаи, где сходятся вместе и субъекты, и отношения в которые они участвуют (заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности; осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в т.ч. с иностранными банками).
Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, нет единой, универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Так, норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках является бланкетной, поскольку ее диспозиция отсылает к статье другого нормативного правового акта.
Норма права и статья нормативного правового акта не тождественны друг другу, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
В ст. 5 Закона об аудиторской деятельности одновременно включено несколько правовых норм, связующим звеном которых является то обстоятельство, что все они относятся к проведению обязательного аудита:
Бланкетная диспозиция подп. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, хотя и упоминает такие понятия, как «аудиторская организация» и «отбор», отсылает не к части 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (где речь идет об аудиторских организациях) и не к части 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (где говорится о заключении договора по итогам открытого конкурса, что можно было бы соотнести с понятием «отбор»), а к статье целиком - без каких-либо исключений.
Толкование подобной диспозиции может быть представлено следующим образом: в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено шесть изъятий из сферы его регулирования, необходимо проанализировать в системной взаимосвязи два из них - подп. 3 и 7 приведенной нормы.
Так, в подп. 3 ч. 4 ст. 1 отмечено, что Закон о закупках не распространяется на отношения, связанные с размещением заказчиком заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом о размещении заказов. Несмотря на использование одного и того же термина, Закон о закупках в ч. 2 ст. 1 и Закон о размещении заказов в ст. 4 регулируют деятельность разных заказчиков.
Причем точек соприкосновения между этими заказчиками нет, за некоторыми исключениями, когда заказчик в смысле Закона о закупках обязан в своей деятельности применять Закон о размещении заказов.
Таких исключений по действующему законодательству Российской Федерации три:
Таким образом, открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика относится к изъятию, установленному в подп. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, а бланкетная норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках имеет самостоятельное и конкретное содержание: речь в ней идет о заказчиках вообще, то есть обо всех юридических лицах, которые именуется таким образом для целей Закона о закупках. Иными словами, норма ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности соотносится с нормой подп. 3 ч. 4 ст. 1, а не подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках.
Если сравнить круг заказчиков, названных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, с перечнем лиц, обязательный аудит которых должны проводить аудиторские организации, приведенным в ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, становится очевидным, что и они не совпадают. В частности, не имеют прямого отношения к Закону о закупках организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитные и страховые организации, а также негосударственные пенсионные фонды.
Другой пример: в уставном капитале хозяйственного общества имеется доля государственного участия в размере 30%, такое общество не имеет статуса заказчика в смысле Закона о закупках, однако обязано проводить открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов и вправе допускать до участия в таком конкурсе лишь аудиторские организации. Подобных примеров можно привести еще довольно много, все они будут демонстрировать несовпадение субъектного состава лиц, со статусом которых определенные правовые последствия связывают три разных нормативных правовых акта: Закон о закупках, Закон о размещении заказов и Закон об аудиторской деятельности.
Что касается понятия «отбор», упомянутого в подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, то уместно обратиться к так называемому золотому правилу толкования. Оно выражается в том, что словам и выражениям, употребленным законом, следует давать распространенное, обычное их значение. Отбор - это выделение кого-нибудь или чего-нибудь из какой-либо среды. Проведение открытого конкурса для целей заключения договора - это разновидность отбора, выбора будущего контрагента.
Однако понятия «конкурс» и «отбор» не тождественны друг другу, отбор - значительно более широкое по своему смыслу понятие, поэтому и словосочетание «отбор аудиторской организации» не может быть сведено к проведению конкурса, иной формы торгов или иного способа закупки.