А м бирман и время экономических реформ. Бирман А.М. Управленческие решения. Бирман Л.А

ЛЕКЦИЯ 4 (Метелёв А.В.).

1. Специфика социально-гуманитарного познания, его субъект и объект.

2. Позитивистский и герменевтичский проекты субъекта и объекта научного познания.

1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ, ЕГО СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ

1. С Нового времени в классической науке основа – натурфилософия, естественнонаучный подход: мир изучается таким, какой он есть , изначально дифференцированный на объекты. =>

Объект - нечто данное, существующее само по себе.

Предмет – сторона, часть, аспект объекта.

2. В неклассической науке основа – социокультурный/социогуманитарный подход: мир изучается как воспринимаемый человеком . =>

Объект – человеческий способ делить, воспринимать действительность.

Предмет – человеческий срез объекта, очеловечивание в деятельности части среды.

Следовательно:

1) в классической науке познание – фиксация, в неклассической – творение или интерпретация;

2) в классической науке характерна чрезмерная претензия на объективность и абсолютность, в неклассической - осознание относительности, условности, субъективности познания (умеренный релятивизм). При этом объективность и общезначимость остаются идеалами, к которым следует стремиться (Абсолют, Предел).

3) классической науке свойственно полное игнорирование особенностей субъекта познания и невнимание к социокультурному субъекту познания, претензия на то, что от нее можно избавиться. В неклассической - осознание того, что без учета этих факторов адекватное познание и стремление к общезначимости вообще невозможно.

Истоки неклассического понимания – в Античности, у софистов, Кант, позитивизм, герменевтика. Конец XIX-начало XX века.

Специфика социогуманитарного познания – не субъект-субъектная, а субъект-объектная связь (человек, общество, культура).

Процессы гуманитарного исследования соизмеримы с человеком, т.е. они либо касаются человеческой жизни и деятельности, либо являются ее плодами.

Социогуманитарные науки изучают область явлений, в которых сказывается изначальное присутствие человека.

Блок М. «Апология истории или ремесло историка»

Специфика социогуманитарного познания (шир.) – изучение сферы человеческой деятельности в различных ее формах, т.е. социальной реальности, в отличие от естественных наук, которые рассматривают природную реальность.

Вильгельм Дильтей: науки о духе - предмет социогуманитарного познания, обязательно включающий в себя субъекта, т.е. субъект включен в предмет, и присутствие субъекта в предмете социогуманитарного познания – отвлечься нельзя - потому основная задача социогуманитарной науки – понимание и толкование/интерпретация . В естественных науках основная задача – описание и объяснение .



М. Хайдеггер

человек, группа, научное сообщество

Специфика гуманитарных наук – касаются повседневной, действительной жизни.

=> 1)убеждение обывателей и отчасти представителей естественных наук в том, что они в этом разбираются и 2) требование того, чтобы социальные проблемы решались быстро, эффективно и позитивно.

2. ПОЗИТИВИСТСКИЙ И ГЕРМЕНЕВТИЧСКИЙ ПРОЕКТЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Позитивистский проект - теоретическое обоснование экспансии математических и ествественных наук на область социогуманитарных наук и попытка выстроить их по своему образцу.

Герменевтический проект – изначально самозащита социогуманитарного познания от претензий естественных наук и утверждение собственной специфики. С середины XX века ряд герменевтиков переходит от обороны к наступлению, утверждая, что в естественнонаучном познании не обойтись без понимания и интерпретации.

Позитивисты также подчеркивают, что естественнонаучные знания не так уж однозначны и окончательны, как это считалось прежде. Естественнонаучные знания определяется не только как факты, сами факты интерпретируются и определяются теорией.

Э.Мах, эмпириокритицизм, 2ой этап позитивизма: человек воспринимает мир как пестрый ковер, в котором он выделает объекты как комплекс ощущений.

Позитивистский проект в части о специфике, характере и развитии научного познания возникает как рефлексия классической науки, которая приводит к формированию некоторых принципов неклассической науки. С развитием позитивизма принцип трансформируется либо формулируется в более четкой или крайней форме.

Предпосылки позитивизма - Иммануил Кант настаивал, что нужно признать границу человеческого разума, освободить место для истиной религиозной веры и нравственного учения, т.е. этики . Кант: человек способен познавать вещи только такими, какими они ему представляются, а не каковы они есть на самом деле. Человек познает феномены, явления, а не вещи в себе , не сущности, поэтому тот мир, который объясняет наука, уже приведен в порядок при помощи априорных форм, основных познавательных способностей человека, т.е. чувственности, рассудка и разума . При этом природа человеческого разума такова, что он не может пассивно воспринимать данные априорных форм чувственности, т.е. разум активно усваивает, перерабатывает и выстраивает данные, применяя понятия, предлагаемые рассудком, и в соответствии со своими априорными формами приходит к выводам, если не впадает в антиномии.

Поэтому человек познает объективную действительность в той степени, в которой действительность отвечает основополагающим априорным формам человеческого познания.

Поэтому человеку известен только мир, пронизанный его собственными знаниями.

1) Противоречия за пределами неразрешимы

2) Проявления, не вещи в себе – познавательные способности.

Г.Спенсер: априорно для человека, апостериорно для рода.

О.Конт: позитивного состояния достигли химия, физика, биология, астрономия. Необходимо привести социальные науки к их образцу.

Т.Кун, «Структура научных революций»: старые и новые парадигмы меняются, но не взаимосвязаны. Новое не может быть лучше старого.

Многообразие измерений и аспектов проблемы субъекта и объекта в познании, в том числе социально-гуманитарном, не поддается полному учету и описанию. Поэтому здесь мы остановимся на ключевых характеристиках этой проблемы.

Общефилософская и общенаучная гносеологическая проблема «субъект - объект» конкретизируется в философии науки как проблема «исследователь - объект исследования».

Объектом любой науки называется то, на что направлена деятельность исследователя и что противостоит ему как объективная, т.е. независимая от сознания, реальность.

В самом общем виде объектом социально-гуманитарного познания

является общество, культура и человек во всей сложности и многообразии их социального и исторического бытия.

Помимо внешних объективаций материальных проявлений социума, культуры, общественных отношений, духовных процессов в объект социально-гуманитарного познания вписан сам человек с его сознанием и мышлением, вовлеченный в общественные связи и коллективные формы деятельности. Очевидно, что такой объект не может быть исчерпывающе изучен на основе естественных наук дисциплин (анатомии, биологии, медицины, нейрофизиологии и т.д.).

К главным характеристикам объекта социально-гуманитарного знания относятся:

  • 1) «человекоразмерностъ ». Человек, в котором переплетены социальное и биологическое, духовное и витальное, способен вмешиваться в ход социальных событий. Следовательно, в объекте социально-гуманитарного познания переплетаются стихийное и сознательное, эмоциональное, рациональное и внерациональное;
  • 2) гетерономностъ (греч. - другой ) - сложность, многосоставность этого объекта. Социокультурная действительность всегда зависима от мышления и активности человека. Процессуальный и дифференцированный характер социума, субъективность мышления участников событий и неизбежность расхождений в их познании наделяет эти события чертами неопределенности и вариативности;
  • 3) уникальность: события и явления предстают как уникальные, индивидуальные, обладающие ценностью. К ним не применимы в полной мере процедуры обобщения и генерализации, используемые в естествознании;
  • 4) континуальность (непрерывность): объект растяжим на многие поколения и типы цивилизаций, включает в себя как индивидуальное, так и социальные измерения. Духовные ценности, моральные принципы, бытовые нормы, научные принципы и т.п. передаются из поколения в поколения;
  • 5) изменяемость: объект социально-гуманитарного знания находится в постоянной динамике, развитии;
  • 6) проблематичность эксперимента: принципиальных возражений против эксперимента нет, однако он не может быть таким, как в естествознании, поскольку высока вероятность ошибок, к тому же вернуться в исходное положение невозможно;
  • 7) детерминация будущим: ожидаемое состояние объекта во многом определяет траекторию его развития в настоящем.

Эти особенности объекта социально-гуманитарного знания обусловливают и специфику этого познания.

  • 1. Человеческая субъективность не может быть элиминирована из социально-гуманитарного познания. Оно должно учитывать включенность человека в события и возможность влияния на социальные процессы. Поэтому социально-гуманитарное познание предполагает единство объективного и субъективного.
  • 2. Содержание социально-гуманитарного знания должно постоянно меняться, «поспевать» за развитием объекта.
  • 3. Социально-гуманитарное знание трудно поддается структурированию и типологизации, выражению в точном языке и категоризации. Это не значит, что каждый может говорить все что хочет и выдумывать любые категории и конструкции. Для языка социально-гуманитарного знания характерны образность, символизм, употребление метафор. Понятийный аппарат включает понятия разных наук: антропологии, культурологии, психологии, социологии, политологии, социальной философии, юриспруденции, экономики, управления и т.д.
  • 4. Эмпирической и источниковой базой социально-гуманитарного знания могут выступать хроники, летописи, художественные произведения («Слово о полку Игореве»), архивные материалы, вещественные археологические свидетельства прошлого, документы, письма, надписи и т.д.

Объект социально-гуманитарного познания задает методы своего изучения - объяснительные и интерпретационные процедуры, «понимающие» методики, статистически-вероятностные методы, метод критического рационализма, предполагающий критику существующего порядка вещей.

Как уже отмечалось, в силу сложного характера объекта, использования разных познавательных методов и приемов, субъективных особенностей познающего в социально-гуманитарном знании не может быть никакой одной-единственной объяснительной теории или концепции. Соискателям и аспирантам следует знать это обстоятельство и не претендовать на открытие неких вечных истин, которые наконец-то откроют глаза миру и ученым.

Поэтому социально-гуманитарное знание предстает как многосоставное, многомерное содержание, в котором конкурирует множество теорий и концепций.

В общем смысле субъект познания есть активно действующий индивид или группа индивидов; человек (группа людей) действующий, познающий, мыслящий в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик.

Это определение относится и к субъекту социально-гуманитарного познания, который может быть как индивидуальным, так и коллективным.

  • 1) эмпирический субъект, т.е. реально действующий в обществе и истории человек (Аристотель, Платон, Декарт, М. Бахтин и т.д.);
  • 2) коллективный субъект, т.е. то или иное научное сообщество;
  • 3) трансцендентальный субъект, понимаемый как «сознание вообще».

Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания обладает рядом особенностей.

1. Индивидуальный субъект - это участник познавательного процесса, который привносит в социально-гуманитарное знание личностную позицию, личностное видение, продуцирует личностное знание (эту тему разрабатывал М. Полани. Личностное знание. М., 1976). Не случайно все виды и формы социально-гуманитарного знания идентифицируются с именами их творцов, которые поднимаются до крити- чески-конструктивного взгляда на происходящие в мире процессы, проблематизируют, подвергают сомнению «разумность действительности» и существующего порядка вещей, выходят за пределы очевидного и принятого в социуме.

Индивидуальным субъектом может быть ученый, мыслитель, литератор, художник, представитель этноса, лидер, руководитель, общественный деятель, пророк и т.д.

Субъект социально-гуманитарного познания - тот, кто анализирует общественные процессы, улавливает и выражает дух эпохи, ее тенденции, отражает цели и интенции времени и существующих поколений, способ обеспечить содержательное приращение социально-гуманитарного знания. В видимом случайном сцеплении событий и действий субъект социально-гуманитарного познания ищет закономерность (хотя это и трудно). Он использует потенциал проективно-конструктивной функции мышления и предлагает объяснительную модель социального развития или фрагмента социума.

Поскольку субъект социально-гуманитарного познания включен в жизненный мир, он должен быть понят не как гносеологическая абстракция, а как целостное, одновременно познающее и переживающее существо.

Особого внимания среди индивидуальных субъектов заслуживают лидеры и руководители разного уровня, ранга и масштаба. Они представляют какое-либо сообщество, выступают от его имени и присваивают себе право решающего голоса в создании образа социокультурной реальности. Такой индивидуальный субъект может с наибольшей полнотой аккумулировать и с наибольшей убедительностью выражать идеи, настроения, интересы людей, понимать и оценивать задачи своего времени, видеть новые общественные перспективы и позитивные изменения.

В таком контексте индивидуальный субъект к набору ряда качеств (интеллект, активность, энергичность, воля, ответственность и т.д.) добавляет другие качества - способность к организации, консолидации, выработке программ и проектов, быстрому реагированию, эффективным решениям и действиям, справедливости. Все это должно сочетаться с невозможностью скоропалительных максималистских действий.

Именно здесь с наибольшей очевидностью проявляет себя активность субъекта социально-гуманитарного знания, совпадение субъекта познания и субъекта действия.

  • 2. Индивидуальный субъект обладает зрелой формой рефлексии по поводу индивидуальных и общечеловеческих проблем бытия. Стремление понять эпоху, место человека в мире, движения истории и культуры - все это требует адекватных средств познания. Поэтому богатый, образный, точный, аргументированный, убедительный дискурс - необходимая составляющая индивидуального субъекта.
  • 3. Индивидуальный субъект, исследуя объект, одновременно решает задачу собственной самореализации. Создаваемые им труды свидетельствуют о потенциальных возможностях самого человека - творца истории и культуры, продолжают жизнь его духа.
  • 4. Индивидуальный субъект использует сложное сочетание и взаимодействие сознания с его логикой и аргументацией и бессознательного, интуитивного миропостижения. Именно в сфере социально-гуманитарного знания отчетливо и интенсивно сочетаются многообразные формы освоения мира: наука, искусство, религия, а также обыденное, игровое, различные формы когнитивных практик и технологий.
  • 5. Для индивидуального субъекта значимы гуманистические цели и ценности. Его мышление отличается положительной и созидательной направленностью. В образе мира, создаваемом социально-гуманитарным знанием, нет места для эсхатологических сценариев, зато есть для оптимизма и конструктива.
  • 6. На ученом - представителе социально-гуманитарного знания - лежит миссия выступать экспертом в осуществлении контроля в ряде областей: атомная энергетика, генная инженерия, экология, клонирование, манипуляции человеческой психикой и т.д.
  • 7. Индивидуальный субъект не может ориентироваться на методы естествознания и технических наук, в частности, связанных с математизацией, поскольку это приводит к редукции в формах механицизма, физикализма, биологизма и т.д., хотя и не исключает использования математических и количественных методов в ряде областей социальногуманитарного знания. Субъект социально-гуманитарного знания больше настроен на диалог (текстов, культур, авторов, пониманий), нежели в естествознании. Субъект социально-гуманитарного знания сам делает свой опыт, изменяя окружающую культурно-историческую реальность.

Положение обществоведов в России сегодня неутешительно. Статус их с точки зрения психологических, материальных, институциональных, профессиональных проблем, использования потенциала весьма низок.

Следует иметь в виду два аспекта познания :

Любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт и детерминировано культурно-историческими причинами;

Это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны - экономику, образование, политику, духовную сферу и т. п.

При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному - в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. В одном случае происходит отождествление социально-гуманитарного знания с естественнонаучным. Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре и, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика").

Оба типа наук - ветви науки как целого явления, характеризующиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:

предмет гуманитарного знания - "мир человека" , а не просто вещь как таковая. Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание.

социальное познание неразрывно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности.

Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный анализ изучаемых явлений.

Гуманитарная парадигма использует общие принципы при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.


При познании социальных явлений , которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.

Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.

Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

35.Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании .

Ценности – это специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Галилей, Ньютон придерживались точки зрения, что естественнонаучное познание должно быть строго объективным, независимым от субъекта познания. Оно должно исключать ценностные аспекты (характерно для классической и неклассической науки). Но ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается тогда, когда плоды научного прогресса несут людям зло (например, создание оружия массового уничтожения, растущее загрязнение воздуха, воды, почв, истощение природных ресурсов и т.п.). Наука не может быть свободна от ценностных аспектов, ибо она как социальный институт включена в систему экономических, социально-политических, духовных отношений, существующих в конкретном историческом типе общества. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом. Высшей ценностью для общественной личности является идеал (социально-политический, нравственный и т.п.) Идеалы в науке – это образцы, стандарты научного объяснения, описания, доказательства. Социальные нормы представляют собой исторически обусловленные правила, т.е. требования, предъявляемые обществом к поведению личности.

Социокультурная и историческая обусловленность научного познания осуществляется не только через воздействие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через систему ценностных ориентаций самих ученых. Система идеалов, мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют на характер и результаты научной деятельности исследователя. Правомерность такого понимания роли нравственных ценностей обоснована в своем классическом виде кантовской постановкой проблемы как диалектики, взаимозависимости теоретического и практического разума.

По Канту, теоретический (научный) разум направлен на познание «мира сущего», практический (нравственное сознание) разум обращен к «миру должного» - нормам, правилам, ценностям. Именно практическое, нравственное сознание устанавливает моральные запреты на определенные формы и направления интеллектуальной активности, отвергает использование субъектом теоретического разума как «инструмента» в любой сфере деятельности. Наше время показывает, что это может быть сделано в узко корыстных и антигуманных целях, например, при разрушении экологии природы и человека, в экспериментах на людях, разработке способов их уничтожения и др Вебер же считал , что отнесение к ценностям - это методологический прием, который не влияет напрямую на субъективно-практические оценки, однако выполняет регулятивные и предпосылочные функции. Дискуссия о том, может ли быть наука свободной от ценностей, представлена двумя основными подходами:

1) наука должна быть ценностно нейтральной, освобождение от ценностей является

условием получения объективной истины, это признавалось классической наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное;

2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они являются необходимым условием для становления научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание, а также в целом понимается их роль в каждой из наук

История науки показала, что прямое вмешательство социально-политических и идеологических требований в естественные науки недопустимо и приводит к возникновению вульгарных форм, псевдонаучных «монстров», как, например, «арийская физика» в Германии 1930-х гг. или «лысенковская биология» и преследование генетики в СССР. В последние десятилетия не только за рубежом, но и в отечественной философии проделана существенная аналитическая работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре научного знания, в его предпосылках и основаниях.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Александр Михайлович Бирман (15.10.1910, Подольская губерния - 27.04.1984) - доктор экономических наук , профессор (1960). Автор нескольких книг и множества статей. Работал в Госплане СССР , а с преподавал в Московском государственном экономическом институте (декан финансового факультата) и в институте им. Плеханова (зам. директора).

Окончил (1937) и получил направление в Госплан. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию, против голосовал один С. Г. Струмилин . С 1947 года преподаёт в Московском государственном экономическом институте. В 1959 году защитил докторскую диссертацию.

Публикации

  • «Финансы отраслей народного хозяйства СССР», части 1,2. Москва, 1953-57 гг.
  • «Планирование оборотных средств», 2-е изд. Москва, 1956 г.
  • «Некоторые проблемы науки о управлении народного хозяйства», 3-е изд., Москва, 1965.
  • «Учись хозяйствовать» 3-е изд., Москва, 1966 г.
  • «Организация оборотных средств промышленных предприятий» 1967 г.
  • «Организация финансовой работы на промышленных предприятиях» 1967 г.
  • «Талант экономиста» 1968 г.
  • «Самая интересная наука», Москва, 1969 г.
  • «Очерки теории советских финансов», 3 выпуска Москва, 1968-1975 гг.
  • «Увлекательная экономика» 1975 г.
  • «Экономические рычаги повышения эффективности производства. Размышления экономиста» 1980 г.

Напишите отзыв о статье "Бирман, Александр Михайлович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бирман, Александр Михайлович

– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.