Счет заблокирован в связи с неуплатой налога на прибыль, исчисленного в декларации. Однако налог фактически был уплачен на день раньше дня подачи налоговой декларации. Предполагается, что в инспекции произошла техническая нестыковка между отделами.
Компания просит разъяснить порядок действий по разблокировке счета и обжалования необоснованных действий налоговой инспекции, которые привели к прямым убыткам предприятия.
Механизм отмены такого решения предусмотрен п. 9 ст. 76 НК РФ:
Однако в рассматриваемом случае требуемая сумма фактически уплачена, поэтому, на наш взгляд, предприятию следует подать заявление об отмене решения о приостановлении операций по расчетному счету, приложив документы об уплате налога . Налоговый орган обязан будет в двухдневный срок отменить данное решение.
При этом в силу абз. 2 п. 9.2 НК РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Следовательно, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации предприятию следует подать заявление об отмене решения о приостановлении операций по расчетному счету, приложив документы об уплате налога, а также потребовать уплаты процентов на сумму, указанную в решении, за период со дня его получения банком и до дня разблокирования счета.
Если налоговый орган не отменит решение о приостановлении операций по расчетному счету, его действия могут быть обжалованы сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд, как это предусмотрено п. 1, 2 ст. 138 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 разъяснено следующее:
Для взыскания убытков предприятие должно доказать совокупность следующих обстоятельств:
Например, нижеперечисленные дела решены не в пользу налогоплательщика:
Истец считает, что его убытки - расходы на дополнительную платную услугу банка "встречный платеж", позволившую произвести срочные платежи независимо от блокировки счета. Действия ИФНС признаны незаконными, так как налоговые платежи уплачены своевременно (были неверно указаны ИНН и КПП). При наличии заблокированного счета возможность перечисления платежей иным образом у истца отсутствовала. Поэтому подтверждена причинно-следственная связь между действиями налогового органа и дополнительными расходами истца (постановление ФАС ЦО от 30.03.2012 № А64-6030/2010).
Таким образом, по нашему мнению, предприятие имеет возможность взыскать понесенные в связи с блокировкой счета убытки с налогового органа, если будет доказана совокупность обстоятельств, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности.
22.02.2011С 1 января этого года компании вправе требовать от инспекторов проценты за неправомерное приостановление операций по счетам (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Чтобы получить с налоговиков деньги за незаконную приостановку операций по счетам, необходимо особое заявление.
Специальной формы такого заявления нет, поэтому его можно составить в произвольном виде (см. образец). В нем стоит сообщить, что счет был заблокирован незаконно, и приложить к заявлению копии подтверждающих документов: решения о приостановлении операций по счету и письменного требования компании о разблокировке счета. Это могут быть также копии квитанций, платежек, выписок банка, подтверждающих, что компания в срок представила декларации и перечислила налоговые платежи и требования об их уплате ей инспекция не выставляла.
НАПОМНИМ. Налоговики вправе приостановить операции по счетам, только если компания не исполнила требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ). Либо если компания в течение 10 рабочих дней после окончания срока сдачи декларации так и не представила ее в инспекцию (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Для верного расчета процентов рекомендуем в заявлении привести реквизиты незаконно заблокированного счета, точные даты его блокировки и разблокировки и данные счета для перечисления процентов. И конечно, расчет положенных компании процентов. Их начисляют за каждый календарный день на зависшую на счете сумму по ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни неправомерной блокировки счета.
Сроки для обращения за процентами, а также их выплаты в кодексе не установлены, поэтому в заявлении стоит прямо назначить инспекторам срок, в который требуете от них перечислить проценты. Например, в течение месяца. Если инспекторы в него не уложатся, можно будет обжаловать их бездействие в УФНС или сразу в суд (ст. 137, 138 НК РФ).
Обратиться за процентами можно и до разблокировки счета, потребовав их в письме в налоговую с требованием об отмене приостановления операций по счету. Такой вариант может ускорить снятие ареста со счета, но не исключает споры насчет размера процентов. Ведь фактически определить их размер можно только после разблокировки счета.
Руководителю Инспекции
ООО «Компания»
ФНС России № 1 по г. Москве
Петрову Петру Петровичу
Общество с ограниченной ответственностью
«Компания»
ОГРН 1045012461022,
ИНН 7701025478, КПП 770101001,
127138, г. Москва, ул. Басманная, д. 25 Исх.
№ 20 от 21.02.2011 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ
о выплате процентов за незаконное приостановление операций по счету
В связи с непредставлением декларации по НДС за четвертый квартал 2010 года нашей компании на основании решения ИФНС № 1 по г. Москве от 04.02.11 № 50 были приостановлены операции по расчетному счету № 40702810021400000012, открытому в АКБ «КомБанк». Но декларация по НДС за четвертый квартал 2010 года была представлена нашей компанией ИФНС № 1 по г. Москве по телекоммуникационным каналам в срок - 17 января 2011 года. Этот факт зафиксирован в подтверждении, полученном от специализированного оператора связи, а также в квитанции ИФНС № 1 по г. Москве о приеме представленной декларации.
Приостановление операций по счету (со дня получения банком решения о блокировке счета до дня получения решения об ее отмене) действовало с 4 по 15 февраля 2011 года включительно.
В связи с незаконным приостановлением ИФНС России № 1 по г. Москве операций по счету и на основании пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса требуем в месячный срок с даты получения заявления перечислить на наш расчетный счет проценты в размере 9534 руб. 25 коп. (4 000 000 руб. × 7,25% : 365 дн. × 12 дн.).
Реквизиты для перечисления: счет № 40702810021400000012, открытый в АКБ «КомБанк» (ИНН 7710105745, КПП 775001001), БИК 044501001.
Приложения:
1. Копия подтверждения спецоператора связи на 1 листе в 1 экз.
2. Копия квитанции ИФНС № 1 по г. Москве о приеме декларации на 1 листе в 1 экз.
« Налоговики прислали в банк Решение о приостановлении операций по расчетным счетам, в связи с неуплатой в сроки налогов и сборов. Прислали во все банки, в которых мы обслуживаемся. Решение в банки поступило 29 мая 2014 г., и по с.д. нет платежных требований от налоговиков по налогам. Скажите, пожалуйста, если какие-то сроки по приостановлению банковских операций, и можем ли мы написать письмо в налоговую об отмене Решения, хотя бы по некоторым банкам. »
налоговая инспекция вправе вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации, а банк в соответствии с решением инспекции, обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены , предельных сроков законодательство не устанавливает, отмена решения инспекции о приостановлении операций по счетам произойдет после уплаты организацией долга по уплате налогов.
п. 6 ст. 76 НК РФп. 10 ст. 76 НК РФ).
При этом, если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.
Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1 , подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:
Такой порядок предусмотрен пунктами и
Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).*
Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца и пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6 .
Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению ().
Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности (п. 3 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не предоставила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)
Нет, не имеет.
Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован в течение 10 рабочих дней после того, как истек последний срок подачи декларации по тому или иному налогу (п. 3 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
Кроме перечисленных случаев, блокировка счета допускается, если у налоговой инспекции есть основания полагать, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом. Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия (п. 10 ст. 101 НК РФ). После этого инспекция может заблокировать деньги в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества (абз. 3 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Порядок блокировки в этом случае соответствует порядку, установленному статьей 76 Налогового кодекса РФ (абз. 1 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Если инспекция своим решением заблокировала счет организации, прекратившей свою деятельность в связи с реорганизацией, действие этого решения распространяется и на счета ее правопреемников. Об этом сказано вписьме Минфина России от 24 июля 2012 г. № 03-02-07/1-187 .
Блокировка счета не распространяется:
Обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).
Если организация ликвидируется, при недостаточности денежных средств на ее банковском счете применяется очередность, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на выплату зарплаты, даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112 .
Ситуация: можно ли перечислить зарплату и другие выплаты сотрудникам с заблокированного налоговой инспекцией счета
Ответ на этот вопрос зависит от трех факторов:
При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых предшествует очередности расчетов с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).
В отношении действующей организации перечисление зарплаты и других выплат по трудовым договорам, а также платежи в бюджет относятся к одной очереди . В таком случае действует правило календарной очередности поступления расчетных документов. То есть если расчетные документы по оплате труда сотрудников поступили в банк раньше, чем распоряжения на перечисление денежных средств в бюджет, банк в первую очередь перечислит со счета выплаты сотрудникам. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 , от 7 июля 2011 г. № 03-02-07/1-229 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225 .
В отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, установлен другой порядок очередности расчетов с кредиторами . В этом случае нужно руководствоваться положениями пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, из которых следует, что при ликвидации организации очередность расчетов с сотрудниками предшествует очередности расчетов с бюджетом. Таким образом, банк должен перечислить суммы зарплаты и других выплат по оплате труда сотрудникам, работающим или работавшим по трудовым договорам, со счета организации, операции по которому были приостановлены по решению инспекции. Аналогичная точка зрения высказана в письме Минфина России от 2 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-274 .
Следует отметить, что блокировка банковского счета может быть не связана с погашением имеющейся у организации задолженности по уплате налогов в бюджет. Например, если инспекция блокирует счет из-за непредставления налоговой декларации, но требований об уплате налогов организации не предъявляет (п. 3 ст. 76 НК РФ). В этом случае расходование средств на выплату зарплаты с заблокированного счета организации допускается. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 9 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-285 .
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).
Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Открыть новый счет в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ*. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738 .
Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
Законодательство предусматривает две меры по ограничению права распоряжаться денежными средствами на банковском счете организации:
Если же блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, на сумму блокировки никаких ограничений нет. И организация не вправе осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182 .
Подробнее о том, как и в каких случаях налоговая инспекция вправе заблокировать счет организации, см. Когда могут быть приостановлены операции по банковскому счету .
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. Если после принятия решения о приостановлении операций у организации изменились наименование и (или) реквизиты счета, по которому действует приостановление, полученное решение банк все равно исполнит. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Нет, не может.
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам и до получения решения налоговой инспекции (таможенного органа) об отмене приостановления операций по счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ , п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). При этом решение об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФ , п. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).
Из этого следует, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, полученная организацией в налоговой инспекции (таможенном органе), не является основанием для отмены банком решения о блокировке счета. Действие решения налоговой инспекции (таможенного органа) о приостановлении операций сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации.
Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 30 марта 2007 г. № 03-02-07/1-150 , от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266 . Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.
Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования налоговой инспекции о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей (п. 8 ст. 76 НК РФ).
Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым документом (решением) в срок не позднее одного дня после представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета налоговая инспекция может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания налога. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.
При отсутствии документов, подтверждающих наличие средств на указанных в заявлении счетах, налоговая инспекция может самостоятельно направить в банк запрос об остатках средств. Банк обязан дать ответ в электронном виде не позднее дня, следующего за днем получения такого запроса. После получения от банка соответствующей информации инспекция в течение двух дней принимает решение и отменяет блокировку.
Такое основание предусмотрено в пункте 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Не позднее, чем на следующий день после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция должна направить его в банк (передать представителю банка под расписку) (п. 4 ст. 76 НК РФ).*
Ситуация: как можно отменить решение налоговой инспекции о приостановлении операций на банковских счетах организации, если суд его признал недействительным
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ не урегулирован вопрос об отмене решения налоговой инспекции о приостановлении операций на счетах, если такое решение признано судом недействительным. Вместе с тем, в своих действиях налоговые инспекции должны руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами, в частности Арбитражным процессуальным кодексом РФ (п. 3 ст. 30 НК РФ).
Вступившие в силу решения арбитражного суда являются обязательными для исполнения на всей территории России (п. 1 ст. 16 АПК РФ).
Поэтому, если суд признал решение о приостановлении операций по счетам недействительным, представьте в налоговую инспекцию судебное решение, вступившее в силу. И тогда есть все основания полагать, что решение о приостановлении операций по счету отменят в кратчайшие сроки.
За неправомерную блокировку счета налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются поставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам).*
Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:
Такой порядок предусмотрен пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2010, N 2
Испытать неприятные последствия блокировки расчетных счетов может любой страховщик. Чаще всего решение о приостановке операций по счету принимается из-за неуплаты налогов или задержки в сдаче отчетности. Но возможны такие случаи и из-за ошибок налоговых органов или даже с целью превентивных мероприятий. Когда действия налоговой службы неправомерны, их можно оспорить. Каким образом это сделать, как налогоплательщику обосновать свою позицию в суде, чтобы решение налогового органа о блокировке счета было отменено?
Согласно Налоговому кодексу РФ операции по счетам налогоплательщика-организации должны быть приостановлены до тех пор, пока банк не получит от налогового органа решение об отмене этой меры воздействия (п. 7 ст. 76 Налогового кодекса РФ). Форма такого решения утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 2 п. 4 ст. 76 Налогового кодекса РФ).
Отметим, что с 1 января 2009 г. изменился порядок передачи в банк решения о разблокировке счетов налогоплательщика. До вступления в силу названного закона бухгалтеры организаций, чтобы ускорить процесс, сами ездили в налоговую инспекцию за решением о разблокировке и привозили его в банк. Эту возможность давала им прежняя редакция Налогового кодекса РФ, согласно которой решение могло выдаваться представителю банка, а банки выдавали доверенность на его получение своим клиентам. По новым правилам решения об отмене блокировки налоговые органы обязаны направлять строго по местонахождению банков, а уже оттуда банки отправляют документы в свои отделения. Естественно, процесс разблокировки затягивается, причем исходя из опыта налогоплательщиков иногда на несколько месяцев. Налоговый кодекс РФ не предусматривает вручение подлинника решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю организации). Об этом Минфин России напомнил в Письме от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517.
Однако Минфин России в Письме от 17.02.2009 N 03-02-07/1-73 разъяснил, что получить решение об отмене приостановления операций можно и в налоговой инспекции представителю банка при наличии у него документально подтвержденных полномочий.
Какие факторы влияют на скорость разблокирования счета?
Прежде всего, причина самой блокировки. Если это произошло из-за неуплаты налога, то в соответствии с п. 8 ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам должно быть отменено решением налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих факт взыскания налога. Если задолженность по налогам была списана с расчетного счета организации по инкассовому поручению, то, получив уведомление банка о погашении долга, налоговики должны принять решение о разблокировании счета. Если налогоплательщик самостоятельно погасил задолженность, то блокировка будет снята лишь после того, как он принесет в налоговую инспекцию платежное поручение на уплату задолженности по налогам, пеням, штрафам с отметкой банка об исполнении. При этом банк не может разблокировать счет налогоплательщика, пока не получит от налогового органа соответствующее решение (п. 7 ст. 76 Налогового кодекса РФ).
При наличии у налогоплательщика нескольких расчетных счетов и достаточного количества денежных средств на них для погашения недоимки, чтобы не останавливать хозяйственную деятельность, он может разблокировать некоторые из счетов. Пункт 9 ст. 76 Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право подать в налоговую инспекцию заявление об отмене приостановления операций по части счетов. При этом он должен указать те из счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив такие документы, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика. Согласно п. 5 ст. 76 Налогового кодекса РФ банки, получившие решение о приостановлении операций по счетам, не позднее следующего дня после его получения должны сообщить в налоговую инспекцию сведения об остатках денежных средств на заблокированных счетах.
Если же счет был заблокирован по причине непредставления налоговой декларации, то вынести решение об отмене приостановления операций по расчетному счету налоговые органы должны не позднее одного рабочего дня, следующего за датой представления соответствующей формы налоговой отчетности (абз. 2 п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ). При этом копия решения об отмене приостановления операций по счету передается налогоплательщику в те же сроки, то есть не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 Налогового кодекса РФ).
Если декларация была отправлена заказным письмом, но счет все равно заблокировали, то для снятия блокировки налогоплательщику необходимо сделать копии декларации, а также почтовых квитанций о направлении письма с описью вложения (с почтовым штемпелем и подписью работника почты). Далее налогоплательщик должен представить оригинал декларации и сделанные копии в налоговый орган по месту учета. Должностное лицо налогового органа после проставления отметки о представлении налоговой отчетности выносит решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Естественно, банк снимет блокировку только после того, как получит от налогового органа соответствующее решение.
На практике возможна ситуация, когда налог не перечислен в бюджет из-за ошибки банка, за что, по мнению Минфина России, организация никакой ответственности не несет (Письмо от 13.10.2005 N 03-02-07/1-263). Но если налоговики и в этой ситуации приостановили операции, следует подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой разблокировать счет, так как причиной неуплаты налога является ошибка банка, и приложить копию платежного поручения. Обратим внимание на Письмо ЦБ РФ N 169-Т, ФНС России N ММ-22-1/944@ от 15.12.2009, согласно которому при наличии оснований полагать, что задержка поступления средств могла произойти вследствие недобросовестного поведения кредитной организации, территориальный орган ФНС России направляет запрос территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации. Данное учреждение, в свою очередь, направляет в Банк России результаты рассмотрения запроса налогового органа, копию полученной от кредитной организации информации о неисполненных поручениях налогоплательщиков, а также перечень клиентов кредитной организации, чьи платежные поручения на перечисление платежей в бюджетную систему РФ не исполнены. По результатам рассмотрения этих документов Банк России направляет в ФНС России информацию, которая и является основанием для привлечения территориальными налоговыми органами к ответственности кредитной организации, допустившей нарушение.
В случае если платежи не попадали вовремя в бюджет по вине налоговых инспекторов и в результате заблокирован счет на основании числящейся недоимки, налогоплательщику следует обратиться в суд.
Если организация указала в платежном поручении неправильный КБК, налоговый платеж может попасть в раздел невыясненных платежей. После блокирования счета по этой причине необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Однако этому будет предшествовать сверка платежей, в результате чего процесс разблокировки может затянуться.
Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расходных операций по расчетному счету, ему остается лишь обратиться в судебные инстанции. Ожидая положительного решения, он должен обосновать свою позицию. Это подтверждает арбитражная практика. Но так или иначе подобные процессы, как правило, длятся больше полугода.
Заблокированные счета на протяжении столь длительного времени - серьезная проблема для любого налогоплательщика. Альтернативной мерой может быть обращение в арбитражный суд с ходатайством о приостановлении действия решения о блокировке счета на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ во избежание причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ). И если арбитражный суд удовлетворит заявленные требования, то случится это уже на следующий день после обращения. В результате - плательщик продолжает пользоваться расчетным счетом, а судебное разбирательство идет своим чередом. В Письме от 15.10.2009 N 03-02-07/1-466 Минфин России сообщил, что согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 под приостановлением действий ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Таким образом, в случае приостановления действия налогового органа о блокировке операций по счету налогоплательщика-организации банк вправе проводить в установленном порядке расходные операции по данному счету и открывать этой организации новые счета.
Однако налогоплательщику, выбравшему такой путь, надо очень тщательно подойти к обоснованию своих требований, а также подтвердить вероятность значительных финансовых потерь в период блокировки счета. Примеры решения проблемы в пользу налогоплательщика есть. Это Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2008 N КА-А40/680-08, когда организации удалось подтвердить, в частности, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке причинит ей значительный ущерб - лишит возможности исполнять обязательства перед поставщиками, на суммы несвоевременно выплаченной заработной платы работникам должны будут начисляться проценты, придется приостановить деятельность сотрудников до полного погашения задолженности по заработной плате. Еще одно положительное решение - Постановление ФАС Московского округа от 17.08.2007 N КА-А40/7894-07. В этом деле для подтверждения ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа организация представила оспариваемые ненормативные акты, письма банка, свое штатное расписание.
Определенные сложности возникают у налогоплательщика, если после приостановления операций по счетам меняется юридический адрес организации и она переходит под юрисдикцию другой налоговой инспекции. Возникает естественный вопрос: какая налоговая инспекция должна принимать решение о разблокировке - новая или старая? На практике в этом отказывают и та, и другая. Прежняя - потому, что организация уже не состоит в ней на учете, а новая - потому, что решение о блокировке она не выносила. Между тем ФНС России своим внутренним приказом установила обязанность передачи прежней инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в новую ИФНС в течение 10 рабочих дней после снятия организации с учета. Налоговый кодекс РФ вовсе не требует, чтобы решение отменяла именно та налоговая инспекция, которая его выносила. Поэтому, если в период, когда счета были заблокированы, организация сменила местонахождение, решение об отмене должна принять налоговая инспекция по новому месту учета. Такое разъяснение Минфин России дал в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484. Отменить решение о блокировке новая инспекция должна хотя бы потому, что после постановки организации на учет она осуществляет над ней налоговый контроль, а также проверяет наличие или отсутствие оснований для отмены обеспечительных мер.
Если налоговый орган не отреагирует на заявление налогоплательщика об отмене блокировки, можно обжаловать его бездействие в вышестоящем налоговом органе, подав жалобу в канцелярию или общий отдел налогового управления (копию жалобы с отметкой о получении следует направить в налоговую инспекцию). Если и в этом случае решение не будет принято, можно обратиться в суд не просто с жалобой, но и с требованием возместить понесенные убытки по вине налогового органа.
Конечно, доказать связь возникновения убытков с неправомерными действиями налогового органа непросто. И все же прецеденты положительных для налогоплательщиков решений есть. Некоторым организациям удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов им пришлось потратить незапланированные средства на открытие нового расчетного счета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 по делу N А26-10592/2005-15). Иногда налогоплательщикам удается возместить за счет инспекции расходы на юриста, который представляет их интересы в процессе судебного разбирательства (Постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-32/09-С4). А, например, ФАС Московского округа 28.10.2008 по делу N КА-А40/9289-08 постановил, что из-за нерасторопности налогового органа, затянувшего более чем на три месяца разблокировку счета, компания понесла серьезные убытки, выплатив проценты и пени за просрочку в погашении задолженности по кредиту при наличии на расчетном счете достаточного остатка денежных средств.
Итак, наличие и размер понесенных убытков, неправомерность действий налоговой инспекции, а также причинная связь между этими обстоятельствами, подтвержденные материалами дела, позволят налогоплательщику требовать возмещения налоговым органом убытков в соответствии со ст. ст. 35 и 103 Налогового кодекса РФ. При этом согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Налоговым кодексом право блокировки расчетного счета предоставлено только налоговым органам. Однако другие контролирующие органы также могут применить блокировку, но на основании иных законодательно-нормативных актов.
С 1 января 2010 г. взыскание страховых платежей осуществляется Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом не предусматривается приостановление операций по счету. Формы решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (форма 1-ПФР и форма 1-ФСС РФ), утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.
Полномочиями по приостановлению счета наделены таможенные органы, которые используют процедуру блокировки при взыскании с организаций задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. При этом таможенные контролеры руководствуются Порядком приостановления операций по счетам в банке, утвержденным Приказом ГТК России от 03.06.2002 N 567.
Полномочиями по блокировке обладает также Федеральная служба по финансовому мониторингу на основании Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и п. 5.9 Постановления Правительства РФ N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу".
Л.Г.Баранова
Налоговики могут заблокировать расчетный счет организации, парализовав ее деятельность. Казалось бы, законопослушной компании нечего опасаться. Однако, как показывает практика, «денежный кислород» могут перекрыть в любую минуту и оснований для этого предостаточно. А в последние годы их стало еще больше. Подробности в статье.
Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:
Обратите внимание, когда компания, чьи банковские счета заблокировали налоговики, прекратила свое существование в связи с реорганизацией, блокировочное решение переходит на счета ее правопреемника (Письмо ФНС от 02.09.2016 № ЕД-4-8/16327) .
Приостановление операций по счету вовсе не означает, что компания не сможет использовать средства на нем. Ограничение не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязательств по уплате налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Очередность исполнения обязательств следующая (п. 2 ст. 855 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070):
Так как выплата зарплаты и уплата налогов и взносов относятся к третьей очереди, банк выполнит то поручение, которое поступит к нему раньше (Письма Минфина России от 15.12.2014 № 03-02-08/64580 , от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070). Правда, некоторые суды считают, что очередность списания денег со счета не учитывается при наличии решения инспекторов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (например, Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2009 № Ф10-3848/09). Ранее Минфин был против выплаты зарплаты с заблокированного счета (Письмо Минфина России от 07.07.2011 № 03-02-07/1-229).
В ряде случаев проблем с перечислением заработной платы с заблокированного счета не возникнет вовсе. Перечислим их:
Еще одна категория платежей, которые в сознании неразрывно связаны с заработной платой — суммы социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком). Несмотря на то, что социальные пособия выплачивают из средств ФСС РФ, эти суммы никаким приоритетом в случае приостановления операций не пользуются. Таким образом, выплата пособий при блокировке также может быть приостановлена до ее отмены (Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-02-07/1-221).
Другие платежи
Обратите внимание, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, не распространяется на ряд платежей. Проще говоря, даже если счет заблокирован с него можно списать:
В последнем случае речь идет в частности о платежах первой, второй и третьей очереди, указанных в абз. 2 — 4 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве». К ним относятся:
Другой счет в банке, куда поступило решение о приостановлении, налогоплательщику не откроют. Кредитная организация просто не имеет на это право. Более того, за такие действия компания может быть оштрафована (п. 1 ст. 132 НК РФ, п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ).
Открыть же счет в другом банке без ведома налогового органа также нельзя. Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ). Напрмиер, за открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам с банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ).
Сейчас, чтобы проверить не числятся ли за клиентом замороженные счета, сотрудники банка должны вручную отправить соответствующий запрос через специальный сервис . С июля 2017 года банки будут получать эту информацию автоматически из электронного досье клиента.
Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?
При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.
Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?
Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.
В этом случае компании нужно:
Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
Нужно внести оплату и представить в инспекцию исполненное поручение на оплату (выписку банка) (п. 2 ст. 76 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ).
Если заблокировано несколько счетов и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке, тогда можно разблокировать некоторые из этих счетов, представив в ИФНС:
Решение об отмене блокировки примут не позднее чем на второй рабочий день со дня получения этих документов (п. 9 ст. 76 НК РФ).
Чтобы счет разблокировали, необходимо отправить в налоговую инспекцию указанную квитанцию. Тогда не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как вы это сделаете, ИФНС должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Либо исполнить требование, которое поступило от инспекции, — представить документы, пояснения, явиться в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548). На следующий рабочий день после осуществления этих действий контролеры примут решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).
Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.
Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:
Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).
По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:
В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.
В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.
Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.
Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем его принятия. Копия такого решения направляют налогоплательщику в порядке аналогичном порядку направления решения о блокировке (то есть под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате получения).
В целях оперативности налоговые органы иногда направляют в банки не решения об отмене приостановления, а письма с таким указанием. Следует иметь ввиду, что отмена блокировки с помощью письма не предусмотрена НК РФ. И налоговая служба вместе с Минфином России дала указание территориальным органам исключить подобные случаи (письма от 03.08.2012 № 03-02-07/1-196, от 31.07.2012 № АС-4-2/12725@). Ведь этот вопрос напрямую связан с начислением процентов.
В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.