Все о признаках сумасшествия у мужчин и женщин, лечение. Безумие - это что за состояние

Все о признаках сумасшествия у мужчин и женщин, лечение. Безумие - это что за состояние

Александр Черницкий

Продолжение темы. Начало в статье « »

На границе между психической «нормой» и психической «не нормой» нет колючей проволоки, пулеметных вышек и бдительных патрулей с собаками. Иными словами, шизофреники – среди нас, повсюду: на улицах и в транспорте, на рабочих местах и в учебных аудиториях, в клубах и на пляжах.

Распознать болезнь с упреждением бывает жизненно важно – вспомните хотя бы парня, женившегося на сумасшедшей, которая потом избивала их крошечного сына, отчего тот стал аутистом! Незнание предопределило страшный путь ребенка и покорежило судьбы взрослых. Поэтому приведем психологические маркеры, которыми помечена «не норма»: благодаря этим восьми указателям вы обнаружите отклонения на ранних стадиях .

Чувство собственной важности

Во-первых, шизофренику свойственно не говорить, а бурчать, словно огрызаясь. Почему? Мир отказывается поверить в величие больного, и тот ведет с этим миром перманентную войну.

Во-вторых, «шиз» не способен весело, искренне рассмеяться: у него отсутствует чувство юмора. Как-никак, наличие этого чувства требует значительных интеллектуальных ресурсов. Зато сумасшедший деланно хохочет невпопад: смех без причины – точный признак дурачины. Подобно животному, «шизик» не понимает иронии и шуток, и вести себя с ним нужно осторожно. Обида охватывает его молниеносно, а обиженный безумец крайне опасен.

В-третьих, шизофреник с легкостью принимает простые объяснения, ибо сложных он уразуметь не в состоянии. Так, ему очень близка теория всемирного заговора – не имеет значения, какого именно. Например, беды России больной склонен объяснять происками неких жидомасонов или ЦРУ. Восточная мудрость гласит: бойтесь тех, кто для сложных проблем предлагает простые решения.

В-четвертых, «шиз» верит в существование сверхъестественных сил, которым он, «выдающийся», небезразличен. Такому человеку невозможно втолковать, что окружающий мир к нам равнодушен.

Отсюда вытекает пятый указатель «не нормы»: шизофреники подвержены мании преследования. Поскольку обычно невозможно доказать, что за человеком гонятся какие-то люди, больной убеждает себя, что его преследует, скажем, «злая энергия».

В-шестых, больные шизофренией женщины легко доступны, так как мужское внимание бальзамом проливается на воспаленное чувство собственной важности. А из-за отсутствия чувства юмора они все понимают буквально, поэтому не умеют ломаться, кокетничать, жеманничать, капризничать. Отдаваясь, шизофреничка горделиво ждет, пока мужчина удовлетворится: лежит (стоит) и механически принимает самца – словно кукла.

Седьмой признак вытекает из самовлюбленности шизофреника. Он абсолютно не интересуется другими людьми. Словно ребенок, он ждет от окружающих, чтобы его расспрашивали, чтобы им восхищались. А уж свои умения он готов продемонстрировать в любом месте и в любое время. Один 60-летний тип принес в редакцию, с которой сотрудничал автор этих строк, бездарное стихотворение. Кто-то из журналистов попытался мягко отделаться: дескать, рассмотрим ваш текст попозже. Но посетитель выхватил из-за спины гитару:

– Я вам сейчас это спою! Вы сразу все поймете!

И грянул по струнам. Ничего не читающие и не изучающие пустомели замыкают либидо на самих себя. Непрерывные мысли ничтожества о собственном величии порождают манию: «Я – Пушкин!», «Я – Моцарт!», «Я – Сталин!» Поэтому среди ненормальных издавна множество наполеонов, чингисханов и прочих жалких пародий.

Когда реальность со всеми ее противоречиями идеалу назойливо напоминает о себе, у больного от раздражения случается истерика или буйный припадок.

Пара рюмок для шизофреника

Как-то знакомый литератор пришел ко мне в гости – вместе с 40-летней миловидной женщиной. Предварительно литератор предупредил по телефону, что дама ему нравится, но он ее не вполне понимает: требовалась консультация.

Спрашиваю у гостьи:

– Чем занимаетесь, как поживаете?

Нервно сцепив пальцы рук, она отрывисто произносит:

– Плохо. Нас с дочерью преследуют с тех пор, как мы переехали сюда из Петербурга.

– Кто же вас преследует?

– В школе мою дочь преследуют и учителя, и другие. Все!

Начиная кое о чем догадываться, задаю вопрос, который многое может разъяснить:

– Сколько же лет вашей дочери?

– Двадцать, – нехотя выдавливает женщина.

– То есть она давно окончила школу, в которой ее преследовали?

– Да, – говорит гостья еще менее охотно.

С трудом удается выяснить, что ее дочь поселилась с драг-дилером и сама то ли наркоманка, то ли проститутка.

– Ну, а как вам живется теперь, когда никто вас больше не преследует?

Мой знакомый, убежденный демократ и собственный корреспондент радио «Свобода», от такой заявки чуть со стула не упал. Я поинтересовался, есть ли евреи у женщины на работе или среди соседей. Представьте себе, у нее не нашлось ни одного знакомого еврея.

Затем она пожаловалась, что вся напряжена, что отовсюду льется дурная энергия и у нее нет сил защищаться.

Чтобы до конца продемонстрировать знакомому, в кого он почти влюбился, я предложил... выпить водки. Но при этом объявил, что сам в такое раннее время пить не стану. Естественно, литератор тоже отказался.

Зато гостья опустила глаза:

– Вообще-то я не пью. Ну если только рюмочку...

Как вам это нравится? Женщина готова пить в компании двух непьющих мужчин. Она совершенно не видит себя глазами посторонних, со стороны. Я поднялся, знакомый последовал моему примеру, и гостье пришлось пройти в прихожую. На прощание я произнес несколько ободряющих фраз о том, что мир не за нас, но и не против. Даже припомнил мотто Эйнштейна: «Господь изощрен, но не злонамерен» . Мертвому припарки!

Вечером знакомый позвонил и дико извинялся, что не распознал «чеканутую».

– Если бы мы распили бутылочку, она бы отдалась нам обоим, – поведал я. – Шизофреничке доставил бы удовольствие не сам секс, у нее наверняка аноргазмия. Она бы «тащилась» от того, что ей уделяют внимание сразу двое мужчин. Ее чувство собственной важности так и рвется наружу, так и кричит: погладьте меня, похвалите, ведь я такая хорошая.

Переварив услышанное, знакомый вдруг спросил:

– Слушай, а как спиртное подействовало бы на... э-э... больную? Она бы не превратилась в буйнопомешанную?

– Общеизвестно, что алкоголь ухудшает краткосрочную память: если выпить достаточно много, часть событий вообще не запоминаются. Думаю, водка заставляет диссоциирующее сознание забыть о своей фантастической, выдуманной части.

Когда муж превращается в собаку

Выпивший «шизик», как ни странно это звучит, становится ближе к норме, нежели «шизик» трезвый. Но чтобы использовать данное наше предположение в лечении, необходимы дополнительные исследования.

Основная причина смерти шизофреников – самоубийства. Поначалу больной не ощущает своих противоречий и соответственно не воспринимает свое поведение странным. Поэтому шизофреники очень одиноки даже в сумасшедшем доме: каждый живет в своем индивидуально пригрезившемся мире.

В конце концов больной убеждается в незыблемости реальности, в принципиальной ее неспособности функционировать по законам иллюзии. Если сартровское «Ад – это другие» является гиперболой , то на последней стадии шизофрении ад буквально врывается в жизнь, делая ее нестерпимой. Больной топится, прыгает из окна, бросается под колеса.

В подмосковном поселке, где живет мой друг-журналист (не с либеральной «Свободы», а, напротив, из очень консервативного издания), в глаза бросилась женщина лет около тридцати. Симпатичная, высокая, худая – вполне могла быть моделью. Но сутулится, ходит «на полусогнутых», застывший взгляд устремлен вперед, каштановые волосы свалялись патлами. И наряд под стать: синие спортивные штаны с зеленой кофтой (или с красно-белой курткой – в зависимости от сезона).

– Похоже, девушка не в себе, – сказал я другу. – Кто она?

– А, Женя? Преподает рисование в детской школе искусств. Три дня в неделю.

– Не замужем и бездетная?

– По-моему, да, – равнодушно кивнул друг. – Но чем она тебя заинтересовала?

– Психикой. С кем она живет, неужели одна?

Историю Жениной семьи знал весь поселок. Жили-были в блочной пятиэтажке супруги с сыном и дочерью. По мере взросления детей жена все сильнее помыкала мужем – щуплым и туповатым человечком. «Ничтожество», «полудурок», «мразь» – не самые крепкие ругательства из тех, какие он выслушивал в свой адрес. Не встречая отпора, жена дошла до края – выставила благоверного вон из квартиры. Между тем начиналась осень.

Что делать? Пришел подкаблучник на окраину поселка и начал строить дом. Первым делом сколотил веранду, подложив на землю кирпичи. Натаскал туда тряпья, протянул от ближайшего столба электричество, и потянулась собачья жизнь. В будни изгнанник ездил на работу в Москву, в выходные заливал фундамент, тесал бревна. Зимой тепла от старого рефлектора хватало лишь на то, чтобы поддерживать на веранде нулевую температуру. Выпив водки, бедолага ложился спать в завязанной ушанке и телогрейке, да под старым тюфяком.

Через год двухкомнатная хибара была готова; подкаблучник даже обнес ее штакетником, прирезав себе десять соток (что даже приветствовалось властями при тотальном дефиците продуктов в позднем СССР).

И тут вновь на авансцене появилась супруга.

Милые ссорятся, да не тешатся

Страна погружалась в пучину гиперинфляции – на дворе стоял 1992-й. Для подпитки семейного бюджета дама решила сдать квартиру приезжим, а самой вместе с детьми перебраться в хибару. Подкаблучник получил приказ надстроить второй этаж с отдельным входом и врезать в изгороди вторую калитку.

Ну что поделаешь, если от страха перед женщиной начинается медвежья болезнь? Бедолага принялся реализовывать ее замыслы – как умел. Его дочь, а это и была Женя, тем временем прилежно ходила в художественное училище. Сын учился в университете на переводчика. А чем занималась жена? Вы не поверите: искала в газетах брачные объявления от граждан... Франции.

И охмурила-таки больная «на голову» русская женщина одного небедного француза! И получила визу, и уехала в Париж, ибо в 1990-х спрос на все русское в Западной Европе был невероятно высок. Вот когда подкаблучник понял, что такое счастье. Так и говорил всем: «Война кончилась».

Однако бурный роман в Париже не менее бурно катился к финалу: более двух лет вздорную 50-летнюю тетку француз вынести не смог. Для законного супруга ее неожиданное возвращение было визитом старослужащих («дедов») в казарму новобранцев («салаг»). За рубежом характер жены лучше не стал – отнюдь. Война вспыхнула с новой силой. В начале «боевых действий» подкаблучник, которому аккурат стукнуло 60 лет, получил указание разгородить весь участок надвое мелкой стальной сеткой – прямо через малинник.

Обретя таким образом «экстерриториальность», супруга наняла шабашников, которые лихо срубили на ее половине двухэтажный сарайчик, издали похожий на баню, но таковой не являвшийся. То несомненно было жилье. Для кого? Увы, сие так и осталось загадкой – вскоре супруга исчезла. Обыскав весь дом, дети нашли мать в погребе: она висела в петле. Война окончилась навсегда.

Сын, едва получив диплом, уехал в Швецию, а оттуда перебрался в Канаду. Женя живет на втором этаже вместе с отцом. Благодаря отдельному входу первый этаж оказалось удобно сдавать приезжим; сдали недорого и похожий на баню сарайчик. Это позволило вдовому пенсионеру уволиться с работы. Целыми днями он ковыряется теперь по хозяйству, а вечерами выходит на недостроенную плоскую крышу веранды и из-под ладони глядит на дорогу от железнодорожной станции: высматривает своих возвращающихся из столицы жильцов. Словно с капитанского мостика, отвечает на их приветствия, важно шевеля усами. Жизнь удалась – ох и не зря покойная ведьма вынудила затеять эту стройку!

– Шизофрения у супруги прогрессировала по классической схеме, – констатировал я, ознакомившись с поселковым эпосом. – Точно как у Пушкина: «пуще прежнего старуха вздурилась». Вздурилась – сошла с ума. Как она выглядела-то – покойная?

– Стройная, гораздо моложе своих лет, – припомнил мой журналист. – В общем, красавица!

То, что женщина чертовски хороша собой, заметно и по ее дочери Жене. Собственно, на этой-то почве мамаша и свихнулась – тоже вполне классически.

Искушение красотой

Представляете, какое искушение подстерегает девочку, в которую влюблены все мальчишки в классе? Всеобщее поклонение делает девочку излишне самоуверенной – ей кажется, будто весь мир лежит у ее ног. Она принимает решения быстро, бездумно, к учебе относится без интереса. Зачем напрягаться, если она и так победительница?

Красавица получает максимальное число мужских предложений. Казалось бы, ей легче сделать верный выбор, чем невзрачной «мышке». Однако бывшая королева класса не разбирается в людях и элементарно не приучена думать – зачем, если она и так хороша ? Вот и наша героиня вышла за тряпку, чтобы в итоге постепенно сойти с ума.

Внешностью бог не обделил, мозги можно не утруждать, мужик веревки позволяет из себя вить, и уж мания величия тут как тут: «Я достойна лучшей жизни, к черту Подмосковье с этим ублюдком, уеду в Париж». И ведь покатила – шизофреники упрямы! Жаль, за сыном понаблюдать нельзя...

– Зачем он тебе?

– Хотел бы узнать, в какой степени он нормален. У Жени-то мозги точно набекрень – вся в мать, разве ты не видишь?

Удивительно, насколько бесчувственны люди к сумасшествию, которое выдает себя ярчайшими деталями, буквально кричит о себе.

– Как-то прежде не задумывался, – промямлил журналист. – Да, наверное, унаследовала...

Выдающиеся достижения генетики на протяжении XX века (генная инженерия, биотехнологии) обернулись гипертрофированным завышением роли наследственных факторов относительно воспитания. Например, выражение «природа отдыхает на детях» принято трактовать как ухудшение генотипа отпрысков по сравнению с их знаменитыми родителями. Но в реальности такие дети слабо мотивированы к успеху, поскольку живут в изобилии и пользуются родительскими связями.

Подобно обыденному сознанию, наука также склонна бездоказательно объяснять генетическими факторами всевозможные феномены – рак, половую ориентацию, шизофрению и прочее. Недаром один популярный бизнес-тренер остроумно заметил, что «не существует таких генетических заложенных качеств, которые помогут перейти с позиции узкого специалиста на позицию менеджера, директора» .

– Загадочные «гены скудоумия» здесь ни при чем, – продолжил я. – Куда продуктивнее взять на прицел порочные методы воспитания: «шиза» с большой вероятностью вырастит «шизу» . Наверняка мамаша восхищалась Жениной красотой, но не настораживалась оттого, что дочь ничего не читала: сама была хороша собой и питала отвращение к чтению.

Мой друг-журналист не выдержал:

– Господи, с чего ты взял, что Женя не читает? Ты же видел ее мельком пару раз, словом с ней не перемолвился. И потом, если чтение служит столь важным индикатором шизофрении, что ты скажешь о дописьменной эпохе или о неграмотных людях, которых на Земле и сегодня миллионы? По твоей теории все они должны сойти с ума!

– У неграмотных совсем другие индикаторы, мой друг. Их задача выжить, не издохнуть голодной смертью. Неграмотный бездельник сходит с ума от нежелания заботиться о пропитании... А вот художественное училище – наверняка мамашина идея, кирпичик в мании величия: ах, у меня дочь художница!

– Ах, у меня сын – переводчик! – подхватил журналист. – Черт его знает, может, ты и прав...

– Пожалуй, стезю для юноши также подобрала сумасшедшая. Допустим, воспаленная мечта о «благословенном» Западе породила желание вырастить из сына личного толмача. Ты спросишь: не слишком ли сложная схема для уже распадавшегося в то время сознания мамаши? Нет, дружище: «шизики» изобретательны и настойчивы.

Несомненно, сын столь ничтожного подкаблучника и столь деспотичной «столбовой дворянки» сформировался гомосексуалистом . Однако он не собирался повторять ошибку отца – тоже «голубого» (так называемого скрытого, тайного), который сызмальства мучительно и дурно играл роль женолюба.

Социально значимый дурак

Стремление явить миру истинную нацеленность своего либидо, жить в ладу со своим «Я» обернулось прилежанием в изучении языков. Юноша рвался на Запад – в гомосексуальный рай, где общество не требует от мужчины непременной женитьбы. К тому же вдали от Родины ничто не напоминает об отвратительном детстве с материнской поркой да руганью.

В Монреале 40-летний сынуля шизофренички снимает квартиру вместе с геем из Китая. Ни о чем не подозревающий папаша с гордым видом показывает «фотку» всему поселку: сын обнимается с желтокожим другом у кромки моря.

«Во экзотика, – вздыхают наивные селяне Подмосковья. – Заграница, блин!»

Набросаем наиболее реальный сценарий для Жени. Скудоумие в сочетании с тотальной опекой делает ее недееспособной. К примеру, родитель не раз предлагал дочери научиться заполнять квитанции для оплаты коммунальных услуг, но та всякий раз отмахивалась, – мой журналист был свидетелем подобной сцены в местном отделении Сбербанка.

Патологическую Женину лень выдают даже шевелюра с походкой – палец о палец не хочет ударить девушка, чтобы достойно выглядеть. Неохота расчесаться, неохота держать прямо спину. Поселку известна и такая подробность: после стирки Женя ничего не утюжит – ни белье, ни верхнюю одежду. А зачем? Носить-то можно...

Когда-нибудь экс-подкаблучник умрет, и острое нежелание заботиться о себе ускорит развитие болезни. Скорее всего, найдется среди постояльцев хитрец, который очарует Женю и женится на ней. А затем станет относиться к владелице жилплощади так, как того заслуживает умственно неполноценная: скорее всего, попытается упрятать Женю в «дурку». Внезапное испарение добрачных восторгов в адрес собственной персоны обернется для «жидкой» психики молодой жены катастрофой. А ведь Женя и без того не раз примеряла к себе конец своей матери.

Кстати, развенчаем еще один миф. Считается, что у алкоголиков дурная наследственность: их дети также часто спиваются. Однако гена, ответственного за пристрастие к спиртному, не существует. Беда детей сильно пьющих родителей не в генотипе, а в том, что в семье культ спиртного и ребенок с малолетства знает его вкус. Аналогичным образом дети сутулых родителей имеют перед глазами пример, благодаря которому сутулятся чаще тех сверстников, у чьих родителей нормальная осанка.

А вот еще один признак «шизы», восьмой, с которого, возможно, следовало начать. Слабая память, непомерные амбиции и необучаемость (глупость) делают шизофреника непригодным к серьезной трудовой деятельности, но одновременно вынуждают его подражать деловитости очень занятых людей. Больной свято верит, что куда-то спешит, где-то его ждут.

Однажды, отходя от платежного терминала, ваш покорный слуга едва не столкнулся с молодым мужчиной, который несся занять освобожденное мною место. Он с огромной скоростью несколько десятков раз потыкал кнопки терминала, после чего ринулся прочь с таким видом, будто только что провел важнейшие транзакции. Классический пример расщепленного сознания: дурак изображал социально значимую личность.

Наличие у индивида почти всех описанных признаков позволяет практически безошибочно поставить диагноз. Но не спешите делать вывод лишь по двум–трем из них: единичные признаки сумасшествия встречаются почти у всех. «Не норму» выдает лишь сравнительно полная их совокупность.

Продолжение следует

Примечания

Александр Черницкий. Между психологией и психиатрией // Портал сайт. – 10 мая 2011.

Черницкий А.М. Легкая психология. – М.: Гелеос, 2008. – Сс. 373–389.

Jean-Paul Sartre. L"existentialisme athйe.L"enfer, c"est les autres // Extrait du CD “Huis clos” et de “L"Existentialisme est un humanisme”. – 1964 et 1970.

Словарь крылатых слов и выражений // Словари и энциклопедии на Академике.

Черницкий А.М. Указ. соч. – С. 334.

Михаил Кларин. Корпоративный тренинг: от А до Я. 2‐е изд. – М.: Дело, 2002. – С. 54.

Александр Черницкий. Битва с дураками // Наша власть: дела и лица. – 2007. – №11.

Это означает, что тибетская медицина лечит не с помощью общих противо-психотических средств.

Лекарства и соответствующие методы лечения должны учитывать соотношение трех жизненных сил больного, в противном случае они могут только навредить. Их следует назначать согласно индивидуальным причинам болезни. Например, безумие, вызванное ядами и нарушением праны, требуют разных лекарств. В случае болезни, вызванной «призраками» и невидимыми силами, которые, согласно тибетской традиции, являются главной причиной умственных заболеваний, следует использовать религиозную практику и тантрические лекарства вкупе с травами и другими соматическими средствами.

Поскольку тибетская медицина считает симптомы, в особенности психические, результатом бесчисленных тонко переплетенных кармических факторов, она не ищет средств быстрого излечения. Она принимает во внимание наличие коренного яда на духовном уровне, а также и то, что его влияние может усилиться при попытке насильно устранить симптом.

Согласно Бурангу, основная причина умственного расстройства лежит в образе жизни, противоречащем глубинным духовным склонностям и сути больного.

…Чисто кармический случай безумия не будет проявляться органическими нарушениями и не может быть вылечен медицинскими средствами.

Согласно и Абхидхарме, и медицинской традиции существует пять причин безумия. Это: карма, горе-беспокойство, неуравновешенность трех жизненных сил, яды (органические) и «злые духи». Эти причины могут действовать по отдельности или совместно друг с другом.

  1. Карма. В общем, можно сказать, что карма ответственна за все заболевания, однако в данном случае имеется в виду другое. Умственное кармическое заболевание подразумевает особую связь с судьбой, пожинание плодов деяний прошлого. Для лечения таких кармических заболеваний нет других лекарств, кроме Дхармы: ничто другое не помогает против дурной кармы. Это верно как для соматических, так и для психических расстройств.

Считается, что причина любого умственного заболевания — принесение страданий другим людям в прошлой жизни; результаты — более, чем определенны. Например, если кто-либо потревожил чью-либо медитацию, или даже просто побеспокоил добрых людей, следствием в этой жизни будет великая печаль и подавленность, наступающая внезапно и без всякой видимой причины. Сходным образом, если человек был злонамерен в прошлом, следствием в этой жизни будет вечная боязливость без причины. Только ламы-врачи, достигшие высокого уровня, способны при кармическом психическом заболевании своим глубинным видением распознавать прошлые деяния, которые стали причиной душевного расстройства.

  1. Горе-беспокойство и т.п. Причиной помешательства могут быть и исключительно психологические состояния. В этом случае какой-либо психологический фактор вмешивается в работу жизненного ветра (срог-лунг), того, что имеет непосредственное отношение к сознанию и всегда причастен к расстройствам психики. Навязчивое и неотступное прокручивание причин своей эмоциональной боли, несчастная любовь или потеря положения считаются весомыми факторами, нарушающими сознание, которые могут приводить к неврозу и психозу.

Фактически, три основных класса душевных болезней, определяемых тибетцами, выражаются в терминах их психологических характеристик. Это: 1) страх и одержимость; 2) враждебность; 3)подавленность и замкнутость.

Осознание неизбежных фактов старения и смерти, непостоянства во всех сферах жизни — отношениях, интересах, общественном положении, собственности — может оказаться пагубным. Особенно когда этому сопротивляются, отрицают и подавляют, что вызывает психологическое напряжение и шизофренические тенденции.

Признание изначальной пустотности наших «я» и поступков — болезненно и устрашающе. Без поддержки Дхармы (в самом широком смысле, то есть жизни и деятельности, пронизанной признанием этой пустотности) возникает сильная паника, что ведет к подавлению бессознательных тенденций. В конечном итоге, это может привести к психозу.

Здесь-то и кроется самое главное. Психическая основа безумия та же, что и просветления. Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли, в конечном счете, ключом к освобождению. Если нет, она становится, в силу того, что осознавшее ее пока еще подсознательно, причиной отрицания, подавления и, в конечном счете, умственного заболевания.

Сочетание соматических лекарств, травяных смесей, прижигания п т.п., а также дхармическая практика используются для победы над душевными заболеваниями, вызванными психологическими факторами. Невротик может практиковать дхарму самостоятельно, заниматься медитацией, углублять понимание, закалять характер и уравновешивать ум. В более тяжелых случаях, каковой представляют психотики, они не могут заниматься этими практиками самостоятельно, поэтому лама или иной духовный наставник должен выполнять религиозные практики за них.

  1. Физический дисбаланс (трех жизненных сил). Когда жизненные силы функционируют нормально, т.е. когда они идут по своим путям, они поддерживают здоровье ума и тела. Когда они функционируют неправильно, то вызывают болезни. Избыток психологических эмоциональных качеств, связанных с каждой из них, ухудшает ментальное состояние. Эмоциональная неуравновешенность вызывает неуравновешенность жизненных сил, которая проявляется как нарушение психики. Самые различные аспекты теории трех жизненных сил — причина, диагностика и лечение - вступают здесь в игру.

А. Ветер. Умственное и эмоциональное напряжение приводит к увеличению ветров, или пран. Чрезмерное сосредоточение и обдумывание чего-либо, беспокойство по поводу неоконченных проектов и не достигнутых целей, сокрушение о семейных проблемах и расстройства о потерянных предметах — все это, как известно, вредит ветру, а значит сознанию, поскольку сознание и ветер взаимосвязаны. Вообще считается, что заболевание ветра происходит из-за чрезмерного желания, похоти и привязанности.

Помимо печали и возбудимости, прочие симптомы психических пранических расстройств таковы: человек говорит все, что взбредет на ум, не помнит сказанного и не может сосредоточиться или окончить что-нибудь. Может все время кричать и внезапно гневаться без причины. Он неугомонен, встревожен и напряжен.

Это психологическое состояние ведет к ошибочному поведению, которое еще более ухудшает поврежденное состояние ума. То есть, психологические страдания, испытываемые таким человеком, приводят его к потере двух опор здоровья: диеты и поведения. Таким образом, его состояние еще более ухудшается. Из-за горя человек не хочет есть — голодание усиливает ветер. Из-за ветра он не может спать, что еще более усиливает его дисбаланс (бессонница-болезнь ветра).

Психиатрическое лечение первым делом восстанавливает должное питание и поведение. Это натуропатия, программа мягкого лечения. Согласно традиции, человек с психологическим расстройством типа «ветра» должен употреблять маслянистую сытную пищу, которая уменьшает «ветер». Пациент должен оставаться в теплой, уютной, темной комнате. Светлая комната отражает свет и яркие цвета, стимулируя таким образом ветры. Пациент должен находиться в приятном месте, в «хорошей комнате с множеством цветов». Лучшей лечебной средой считается место, наделенное естественной красотой.

Во многих случаях больному желательно иметь сексуальные отношения. Одним из симптомов психиатрических расстройств праны явпяется то, что больной часто «хочет быть обнаженным и пытается снять с себя одежду». Он постоянно думает и говорит о сексе. Все это вследствие элемента желания и его прямого отношения к ветру. Сексуальные отношения могут помочь, удовлетворив желание, а потому назначаются вместе с лекарствами.

Тем не менее при некоторых психических болезнях ветра, к примеру, вызванных «духами», сексуальная активность не принесет лечебного эффекта. В этих случаях применяют лекарства и другие методы лечения.

Решающим при лечении психических нарушений, вызванных нарушением ветров, является «любовная забота». Говорится, что пациент должен быть окружен любящими друзьям и семьей. Каждый должен говорить «приятные слова» любви и заботы пациенту — особенно врач. Пациенту должно быть позволено иметь все вещи, любимые им более всего, — музыку, книги и т.п. Его следует развлекать и давать все приятное. Все это древняя форма того, что сегодня мы называем окружением и активной терапией.

Если такое мягкое лечение позитивными впечатлениями от пищи и окружения не вылечит пациента, то, по крайней мере, придаст ему крепость и сопротивляемость. Такой помощи может оказаться достаточно для того, чтобы у него появились моменты прояснения, в течение которых лама-психиатр может повлиять на его сознание, разговаривая с ним, то есть применяя что-то вроде психотерапии.

Другим видом относительно мягкого лечения являются упражнения в глубоком, или «горшечном» дыхании. Поскольку психические заболевания праны часто вызваны непра-вильным действием ветров, особенно «поднимающимся ветром» и «жизненным ветром», такие дыхательные упражнения стабилизируют и регулируют дыхание и успокаивающе действуют на сознание. Также они увеличивают и оживляют тонкую жизненную силу, которая как бы придает человеку уверенности в жизни, порождая чувство благополучия. Полагают, что глубокое дыхание — прекрасное терапевтическое средство в случае депрессии. Впрочем, такое лечение должно производиться правильным образом, поскольку неправильное дыхание, в особенности с задержкой, без соответствующих наставлений, естественно, повредит ветрам.

В некоторых редких случаях йоги впадают в безумие из-за неправильного обращения с дыханием. То есть им не удается попытка собрать ветры вместе в центральном канале и преобразовать их в неотъемлемую природу «йеше-лунг» - прану мудрости. Вместо этого они загоняют нечистые ветры в центральный канал, где сходятся пять сосудов сознания, и это приводит к уже описанным умственным проблемам.

Более радикальные методы психиатрического лечения включают прижигание и иглоукалывание. Для этого используются особые точки: макушка, основание шеи — называемое первым позвонком в тибетской системе (в европейской — седьмой шейный), шестой позвонок (четвертый грудной) и мечевидный отросток. Последние три обычно применяются вместе. Их иногда упоминают как «места тайных жизненных пран». Макушка-точка, наиболее часто используемая при любых психических расстройствах.

Тибетский медицинский массаж, называемый «ку-нье», (буквально: притирание мазями), применяется при психических нарушениях. Для массажа используется лечебное масло на травах. Оно расчищает путь ветрам, которые заблокированы в каналах и кожных порах. При расстройствах ветра на уровне психики («срог-лунг»), лекарственное или просто сливочное масло втирается в четыре точки для прижигания, упомянутые выше. Вообще считается, что массаж с медицинским или любым другим маслом крайне полезен в случаях сильного ментального напряжения, беспокойства, нервозности, а также для пожилых людей со слабым здоровьем.

Одними из наиболее популярных и довольно эффективных лекарств при психических болезнях ветра являются травяные благовония, представленные в тибетской медицине очень широко, а также, конечно, многочисленные травяные лекарства, принимаемые внутрь.

Б. Желчь. Психические расстройства, обусловленные желчью, вызывают у человека безумие буйного и грубого типа, поскольку доша желчи на ментальном плане происходит от гнева-неприязни. Гнев и ненависть, в свою очередь, способствуют чрезмерному возбуждению желчи. Эмоциональные и психологические факторы ведут к потере «двух опор» — пищи и поведения, и возникающее безумие классифицируется как имеющее природу желчи, хотя оно также включает в себя и нарушение ветра.

Результатом является буйное помешательство. Пациент разговаривает с другими грубо и оскорбительно, разбрасывает и ломает вещи и может поранить или даже убить кого-нибудь. Он постоянно разгневан, раздосадован прошлым и крайне напряжен. Полагают, что такого человека нужно приструнить и назначить суровое обращение и наказание.

Что касается образа жизни, то пациент должен оставаться в прохладном месте, вроде овеваемого ветром сада или на берегу реки, или горного ручья. Цвета и среда, окружающая его, должны производить охлаждающий эффект.

Его пища и напитки также должны иметь прохладную природу. Кофе, алкоголя, стимулирующих препаратов, жирной пиши и яиц следует избегать. Назначают специальные медицинские ванны для прочищения канала ветра умственной деятельности, закупоренного вследствие избытка желчи (за подробностями обращайтесь к примечанию \ главы 78 «Чжуд-ши»).

В. Слизь. Омраченность, неведение и леность способствуют образованию слизи. Человек, обезумевший по причине увеличения доши слизи, выказывает признаки болезненной флегматичности. Он становится замкнут, молчалив, пассивен и угрюм. Такой человек отказывается есть, закатывает глаза, подвержен припадкам головокружения. Он кладет вещи и забывает куда. В дополнение к своей молчаливости, он еще и чрезвычайно себе на уме. Для того чтобы вывести его из этого состояния применяется крайне заботливое обращение. Его побуждают к деятельности при каждом удобном случае. Он должен много двигаться. Массаж тут тоже помогает, потому что телу передается физическое движение, и оно производит тепло, хотя и пассивным способом (слизь — холодная). Пациент должен находиться в теплом светлом месте, где с ним будут его друзья и семья, рассказывающие ему истории и говорящие «приятные слова». Его пища и напитки должны противодействовать слизи. Помимо этих мягких методов лечения, следует назначать лекарства из трав. Медицинским маслом следует вызывать рвоту, чтобы прочистить канал ветра и ума, закупоренный слизью. Иногда для этой же цели будет полезна горячая лечебная ванна со взбитым медицинским маслом, или смесью трав.

  1. Яды. Токсины могут быть непосредственной причиной безумия. В таких случаях сознание полностью омрачается, силы исчезают и человек теряет здоровый вид, «цвет», что особенно заметно по лицу. Слабость тела, вызванную ядом, невозможно исправить приемом хорошей пищи и экстрактами, потому что яд не удален. Умственное помрачение, вызванное ядом, называется «глубокая иллюзия». Отравленный не знает вовсе, о чем думает, или может переключаться от обычной ясности, к абсолютно иллюзорному мышлению и неосознанности.

Ядом может быть особый токсин или ядовитое сочетание нетоксичных пищи и напитков, а также постепенное накопление токсических веществ в теле. Для лечения безумия, вызванного отравлением, применяют составы с растительными и животными компонентами.

  1. Демоны, или злые духи. «Демон», или «злой дух», вызывающий безумие, это постороннее воздействие, которое берет верх над человеком и определяет действия его тела, речи и ума. Эта отрицательная энергия проникает в сознательную психику личности, потому что человек психологически слаб и не сопротивляется. Дух, или демон может быть как единственной причиной безумия, так и действовать совместно с причинами психологическими, отравляющими и вызванными расстройством трех жизненных сил.

Симптомы присутствия духа при психических нарушениях таковы: поведение человека внезапно меняется, и он ведет себя совсем иначе, чем до этого. Его поведение зависит от того, каким духом он поражен. Классификация различных типов духов, таким образом, это классификация различных типов психозов. Тибетская медицина демонстрирует очень древнюю и подробную классификацию безумия, основанную на психологических, поведенческих и физических симптомах, понимаемых как действие духов.

Лечение достаточно сложно, потому что включает много особых тантрических процедур, и, конечно, привлекает религиозную медицину, поскольку одержимость демонами и темными силами, в первую очередь, относится к карме, хотя и может включать (или не включать) психологические или органические сопричины. Существуют различные, довольно сложные методы лечения травами безумия, вызванного различными духами.

Некоторые из этих психиатрических методов — это очень засекреченные процедуры для противодействия дурному воздействию духов с использованием вещей, также затронутых злом. Одна из таких вещей — кровь убитых людей. Тибетские врачи обычно имеют при себе запас высохшей крови убитого человека для этих целей. Использование амулетов и т.п., для предохранения от этих негативных сил стоит на первом месте. Мантры также применяются в качестве терапии, и религиозные практики часто приходится применять для пациентов, неспособных проводить их самостоятельно.

Из книги Терри Клиффорд «Демоны нашего ума: алмаз исцеления.»

Как не сойти с ума и не переступить грань безумства: признаки умопомешательства


Время от времени с голубых экранов, с газетных хроник на нас обрушиваются леденящие душу и наводящие ужас зловещие сюжеты о безумствах, которые устраивают сумасшедшие. Репортеры во всех красках повествуют о наших милых современниках, которые жили себе нормально и вели себя адекватно, а потом в мгновение ока без каких-либо адекватных причин сошли с ума.
Нам красноречиво рассказывают о безумцах, внезапно и без приглашений пополнивших ряды сумасшедших, которые в какой-то прекрасный день стали свершать шокирующие злодеяния. Избивать до полусмерти собственных детей, при этом чувствовать себя справедливыми родителями. Насиловать одиноких старушек, страдая от того, что у них не стоит в постели со своими одногодками. Убивать милых девчонок, одетых в красные юбки, чуть закрывающие ягодицы. Нападать на прогуливающихся прохожих и вырезать у них на руке сатанинские знаки. Или же мы слышим о ранее добропорядочных и домовитых джентльменов, которые из-за спонтанного отвала башки попросту покончили жизнь самоубийством.
Такими историями пестрят средства массовой информации, что каждый зритель и читатель рано или поздно задумывается, почему люди сходят с ума. Параллельно возникает резонный вопрос: как сохранить свой рассудок и не переступить грань безумства. О том, что представляет собой умопомешательство, пойдет речь в первой части статьи.

Что такое сумасшествие: классическое определение безумства
К глубокому разочарованию любителей пересказывать сплетни желтой прессы, в современной психиатрии термин «сумасшествие» попросту отсутствует. Точно так же, как и нет сумасшедших, душевно больных, рехнувшихся психов и маньяков. В нашей гуманной научной среде то, что рядовой обыватель именует сумасшествием, называется психическим расстройством. При этом существующая у человека сложная «проблема с головой» имеет хроническое течение, демонстрирует выраженные психотические признаки и является потенциально неизлечимой патологией. Однако термин «сумасшествие», существующий с исторических времен, прочно укоренился в нашей разговорной речи.
Поскольку видов психических расстройств изучено и описано великое множество, то невозможно указать конкретные, обязательные для всех случаев признаки, точно указывающие на то, что особа сошла с ума. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие сделать предположение о том, что у человека имеются проблемы в его психическом здоровье.
Что есть сумасшествие? В широком смысле, безумие – это особое состояние психики, которое не соответствует критериям нормального психического здоровья для стандартного человека. То есть сумасшедшие люди – это те, которые не могут полноценно приспособиться к существующим жизненным условиям и не способны конструктивно разрешать проблемы. У человека, который сошел с ума, могут определяться разнообразные соматические, неврологические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие симптомы.
Лица, которые сошли с ума, не справляются с типичными задачами в разных жизненных сферах. Они не в состоянии сформулировать личные цели и предпринять требуемые действия для их достижения. В ряды душевно нездоровых людей можно отнести персон, для которых характерны модели поведения и мышления, выходящие за рамки общепринятой в социуме нормы.

Какие признаки указывают на то, что человек сошел с ума
Субъектов, которые сошли с ума, выделяют странные, нелогичные, непоследовательные действия. Лишенный здравого рассудка индивид не способен планировать собственную жизнедеятельность и не может реализовывать свои намерения в жизни. То есть человек не может создать конкретный алгоритм, каким образом он будет выполнять то или иное задание.

Например, у персоны возникает желание, похожее на необъяснимый порыв, съесть продукт, который он называет шоколадом. Он стремительно выходит из квартиры, при этом забывает одеться, выключить газ, закрыть дверь. Выйдя из подъезда, он направляется в другую сторону от магазина, после чего бесцельно слоняется по улицам. В итоге поздним вечером его обнаруживают сидящим на лавочке соседи и доводят до дома.

Поведение сумасшедшего человека не поддается самоконтролю, его поступки лишены смысла и направлены на удовлетворение примитивных инстинктивных потребностей. Например, у особы, которая сошла с ума, может существовать две потребности: поесть и удовлетворить свою сексуальную прихоть. Такая персона будет настойчиво звонить в квартиры соседей и просить ей дать хлеба, аргументируя, что голодна. Хотя, на самом деле, такого человека регулярно и нормально кормят домочадцы. Или же человек, который сошел с ума, будет встречать жильцов дома у подъезда в обнаженном виде, демонстрируя «готовое к приключениям» достоинство.

При этом последствия своего поведения субъект не учитывает, и возможные негативные следствия действий для него не играют никакой роли. Например: психически нездоровая особа не понимает, что не выключенный утюг может стать причиной пожара. Или же «шаг», совершенный с пятого этажа, может лишить его жизни.

Окружающим становится заметным наличие отклонений в поведении психически нездорового человека. Для неадекватных людей характерны сексуальные перверсии – половые извращения. Например, не вполне адекватная персона может быть настолько увлечена эксгибиционизмом, что демонстрация собственного обнаженного тела будет занимать у нее большую часть суток, не давая возможности ни поесть, ни попить.

Человек, страдающий психическим расстройством, часто выполняет навязчивые действия. Например, субъекта может одолевать назойливая мысль, что он способен невольно порезать ножом кого-нибудь из близкого окружения. Такая навязчивая идея приводит к тому, что индивид сутками напролет сидит у телевизора, внимательно смотрит новости, ожидая, когда его имя будет упомянуто в криминальной хронике.

Если человек сошел с ума, ему может казаться, что он видит или слышит то, что не воспринимают другие люди. Например, девушка, возвращающаяся домой вечером по безлюдному переулку, может «видеть» гонящегося за ней маньяка, хотя, на самом деле, на ее пути нет ни одного живого существа. Больной может «заметить» на соседней кровати отвратительного карлика, обратиться к нему с просьбой помочь поймать многочисленные полчища бегающих крыс. Или же человек может быть убежден, что в его мозг передаются конкретные приказы с помощью специальной аппаратуры. Субъект, лишенный рассудка, может стараться убрать со своего тела инородные предметы, убежденный, что у него на груди сидит кошка, которая вцепилась когтями в кожу.

Типичным проявлением психических расстройств можно назвать и патологическую гиперактивность, и кататонический ступор. Например, человек может целый день носиться как заведенный, шокируя окружающих своим буйным нравом и сумбурными действиями. Или же он будет вовсе не обращать внимания на то, что происходит вокруг него, пребывая в скованном состоянии в течение нескольких месяцев.

У человека, который сошел с ума, нарушено восприятие реальности. Явления внешней среды и процессы внутреннего мира смешаны между собой. Например, больной воспринимает окружающую среду, как нереальный, отдаленный, неотчетливый, призрачный, лишенный красок мир. Особа, лишенная рассудка, может быть неспособной на ощупь охарактеризовать очевидные физические качества предметов, сказать: он горячий или холодный, стеклянный или деревянный, гладкий или шершавый. Симптомом психических расстройств также выступает изменение восприятия времени. Больной может сообщать, что время остановилось. Оно замерло, исчезло, или, наоборот, стремительно, ускоренно течет.

Он не ощущает единства, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». Он утрачивает критическое отношение к своей личности и некритичен к собственной психической деятельности. Например, личность больного может быть расщеплена на две составляющие части: одну – действующую, другую – наблюдающую. При этом эти части будут существовать изолированно друг от друга. В такой ситуации больной может утверждать, что объективно его собственные мысли, чувства, голос, тело принадлежат какому-то другому существу.

Особа, которая сошла с ума, не способна контролировать свои эмоции, не может сдерживать проявления своих интенсивных переживаний. Сила и частота его психических реакций не соответствует интенсивности воздействия факторов внешней среды. В эмоциональном плане такой человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным или, наоборот, очень счастливым. Например, человек может ощущать эйфорию и восторженно ликовать от того, что у него зацвела фиалка на окне. Либо же его охватит глубокая меланхолия, испепеляющая грусть из-за того, что кошка стащила его бутерброд.

Некоторые особы, страдающие психическим расстройством, сообщают, что они стали бесчувственными, и их эмоциональный мир опустел. То есть у больного не возникает никаких адекватных переживаний при значительных изменениях в окружающей среде. Например, такой персоне все равно, стал ли он победителем в конкурсе или потерпел поражение. Ей безразлично, плачет ли ее ребенок или радуется.

В мышлении человека, который сошел с ума, утрачиваются логические взаимосвязи между мыслями. Возникают излишне положительные или безмерно отрицательные суждения о других людях. Например, в своем соседе, проживающем этажом ниже, он видит гениальную идеальную персону, по характеристикам мало уступающую богу. В то же время жильца квартиры на этаж выше он описывает, как одного из свиты сатаны.

Больной неверно оценивает способности собственной личности: недооценивает свой потенциал либо, наоборот, приписывает несуществующие достоинства. Например, человек может быть убежден, что он самое никчемное существо из всех ныне живущих, не способный на какие-то достойные поступки и не заслуживающий уважения общества. Или же больной считает себя пупом вселенной и расхваливает свои несуществующие таланты.

Следует подчеркнуть, что многие симптомы из вышеуказанных фактов не обязательно являются однозначным подтверждением того, что человек сошел с ума. Многие вышеперечисленные явления возникают у человека как острая реакция на глубокую психическую травму. Другие признаки могут информировать о невротических расстройствах или же быть спутниками тяжелых соматических патологий.
Поэтому основанием для предположения диагноза психического расстройства необходимо совокупная и беспристрастная оценка всех аномалий, существующих в эмоциональной среде, мышлении, поведении человека. Только тогда, когда демонстрируемые признаки явно переступают грань нормы, действия и суждения человека коренным образом отличаются от общепринятых принципов, его деятельность становится опасной для окружающих и может причинить лично ему вред, следует рассматривать вариант того, что человек сошел с ума.

В одной из статей я уже сравнивал тело с железом компьютера, а психику - с программным обеспечением. Потеря рассудка может быть следствием органического поражения мозга на уровне «железа» - это когда в нездоровом теле - нездоровый дух. Эту тему здесь развивать не стану; гораздо интересней, как расстройства разрастаются чисто внутри психической среды - то есть на уровне «программного обеспечения».

Самочувствие психическое подобно телесному. Когда ничего хронически не болит и стабильно функционирует, констатируют здоровье. И напротив, постоянные болезненные симптомы и функциональные сбои говорят о болезни.

Психические болевые симптомы - это негативные эмоции. Их умеренное проявление - норма; чрезмерное - патология. Тут все просто. А вот нормальная (без сбоев) работа психики - процесс, куда менее однозначный.

Что такое психическая норма?

Быть яркой индивидуальностью, приверженцом экзотических учений и субкультур, разумеется, ничего общего с психической ненормальностью не имеет. «Норма» в таком ракурсе - лишь способ вписываться в популярные шаблоны социума: его мораль, стереотипы, моду.

Что же делает человека по-настоящему безумным?

И здесь самый наглядный параметр психического здоровья, который выделяю - это степень осознания действительности, или иначе - .

Теряя осознанность, сходят с ума, и принимают за реальность мысли, разбухшие до фазы сновидений. Утрачивают контакт с действительностью, опускаясь к стадиям абсолютного беспамятства.

То же самое происходит при обычном засыпании: слабеет самоосознание, чувство собственного присутствия в жизни сокращается, содержание мыслей размывается, но их образное оформление разгорается до такого градуса живой яркости, что в итоге эти сновидения-галлюцинации по ошибке принимаются за действительность. Сама действительность, подмененная мутными грезами, уже не осознается.

Сумасшествие - это сны наяву. Иногда крепкие до беспробудности.

Как сходят с ума, лишаясь критичности

Еще одна каверзная черта неосознанности - это потеря критичности восприятия, когда нарастает доверчивость ко всему, что выдает себя за реальность - и вопиющий бессвязный хаос, присущий снам, принимается за чистую монету, будто так и должно быть.

То есть с потерей осознанности, все сложней проводить разницу между реальностью и воображением. Без фильтров критичности ум не может различать и оценивать происходящее точно.

Для примера подойдет любая жизненная ситуация. Например, сейчас за чтением статьи ваш ум производит десятки вычислений. Нацеленность извлечь полезную информацию, ее сопоставление с прошлым опытом, отношение к автору, общий контекст действительности - кто вы, где вы, что будет дальше - череда этих скоротечных мыслей, сливаясь, создает вам более-менее точную картину существования.

Теперь представьте, как все это происходило бы в полудремотном состоянии.

С пониженной осознанностью теряется способность отражать происходящее в ясных мыслях и складывать их в цельную картину. Спящее сознание проваливается в каждую мысль, словно в отдельное событие. Рушится понимание широкого контекста ситуации. Канал восприятия сужается до осознания простейших смыслов. Реакция на события на шкале адекватности и бреда тяготеет к нижним делениям.

Каждый из нас относительно безумен. И это в порядке вещей. Среди психологов популярно мнение, что здоровых людей в обществе нет. Признанно сумасшедший - это человек, погруженный в грезы разве что поглубже относительно своего окружения.

Акцентуации характера

Есть такой термин в психологии - акцентуация. Им обозначают яркие черты характера. Например, эмоциональную закрепощенность, ослабленную связь с земной действительностью в совокупности с богатым внутренним миром называют шизоидной акцентуацией. Повышенную жажду восхищения, эгоцентричность и демонстративность, присущие артистам, называют акцентуацией истероидной. Повышенную скрупулезную педантичность, раздражительность, эмоциональную черствость и склонность к тирании приписывают эпилептоидной акцентуации.

Углубляться в эту тему не стану. За подробностями обращайтесь к поисковикам, а здесь я заговорил об этих выпирающих чертах характера, чтобы подчеркнуть одну закономерность. Умеренно-выраженная акцентуация присуща каждому и считается психологической нормой. Чрезмерно выраженную акцентуацию уже называют психической патологией.

То есть когда характер начинает преобладать над трезвостью мышления и восприятия, тогда человек теряет контакт с действительностью, а его умом помыкают наиболее выраженные галлюцинации.

Признание правды

Осознанность утрачивают, когда отказываются признавать непереносимую правду. Не мог, например, человек помыслить себя без «значимых других», потерял их - и словно весь мир для него рухнул. Для сохранения хотя бы иллюзии прежней жизни, ум может зайти за разум.

Но самая популярная причина неосознанности - устремление во что бы то ни стало уберечь . Тешился, например, человек своей вечной «правотой» и особенной одаренностью, но показать себя в деле не смог, а потому начал прикрывать реалии заоблачными самооправданиями - то самое перекладывание .

Когда реальность рушит самообман, есть два возможных исхода: либо признать правду, либо от нее сбежать, погрузив голову в иллюзии еще глубже. Улавливаете?

От невозможности признать действительность, забываются - буквально засыпают наяву. Так вроде бы умный человек может на глазах отупеть, или вовсе крышей поехать.

Эго пребывает в вечном искушении накручивать свою важность любым немыслимым обоснованием, в которое удается поверить. Тщательный анализ таких обоснований позволяет заметить, что никакой реальной важности не существует. Можно быть лучше и важней для кого-то, например, для своей мамы. Но не «вообще».

В бредовые убеждения верят ровно в той степени, в какой лишены осознанности. Понижая осознанность, деградируют как раз для того, чтобы сохранить и укрепить «ценные» иллюзии.

Главная причина психогенного помешательства - это неготовность мириться с происходящим, сопротивление правде, предпочтение ей забытья в грезах, когда человек, словно уходит в иное пространство - сходит с ума в измерение собственных проекций.

Выводить себя на чистую воду нелегко, потому что ложь гнездится на территории психики в слепых зонах , куда направить свет внимания не так-то просто.

Какой бы колкой ни была правда, именно ее признание повышает адекватность, ясность мышления и восприятия.

У этого термина существуют и другие значения, см. Безумие (значения).

Сумасше́ствие (также устар. безу́мие ) - потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.

До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как, например, болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства. Кроме того, приступы эпилепсии, контузии и последствия черепно-мозговых травм также считались проявлением безумия.

Так как исторически этот термин применялся к целому ряду различных психических заболеваний, в современной медицине и психиатрии он используется редко, хотя по-прежнему популярен в разговорной речи.

История определения

«Сумасшествие» является более современным вариантом понятия «безумие» и означает дословно: сошедший с ума, потерявший ум. Существительное «безумие» образовано путём прямого перевода с греческого aphrosyne: а - без, phronis - ум, syne (суффикс) - ие. Во многих славянских языках слово «безумие» имеет сходное звучание.

Симптоматика

Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определенные признаки не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией.

Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти в древнегреческой мифологии: Геракл убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей. Другая крайность безумия - депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.

Сумасшествие в живописи

Литература и живопись помогают создать впечатление о том, что расценивалось как сумасшествие в прошлом. Источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения живописи. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми. Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела. Не последнюю роль играет лицо с негармоничными, асимметричными или искаженными чертами лица, гримасы, непропорционально широко раскрытые, косящие глаза. Часто используется неподходящая ситуации мимика, как, например, смех в трагической или пугающей ситуации. Жесты сумасшедшего чаще всего противоречивы и непонятны, положение тела неправильно или искажено судорогой.

Сумасшествие в литературе

Описание сумасшествия встречается не только в живописи, но и во многих исторических и современных произведениях. Чаще всего сумасшедшие играют роль предсказателей, волхвов, колдунов или показывают и высмеивают сложившийся общественный порядок в произведениях с социальной тематикой. Примерами русской литературы с тематикой безумия могут служить «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского, «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и другие.

Формы

За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

Полезное безумие

В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк. В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Разумное и безрассудное

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания и истерия

Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

Истерия же долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Другие формы

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

Причины безумия

Первым, кто дал научное описание сумасшествию, был Платон. В диалоге «Федр» он различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. В последующем описании причины безумия также разделены на сверхъестественные и физические для лучшего сравнения.

Сверхъестественные причины

Колдовство и дар богов

Вавилоняне (XIX век до н. э. - VI век н. э.) и шумеры (XXVII-XXIV века до н. э.) считали безумие следствием колдовства, нарушения табу, и безумие являлось приговором и наказанием одновременно.

В древней Греции безумие считалось одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами. Тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. В противовес сказанному в древнегреческих мифах божественное безумие чаще всего вело к саморазрушению и убийству невинных - обычно близких родственников.

В Ветхом Завете безумию также приписывают роль наказания. Примером может служить образ вавилонского царя Навуходоносора, наказанного безумием за гордыню. Причём вначале об этом наказании Навуходоносор видел сон, который был истолкован ему пророком Даниилом, а уж затем наказание было исполнено, и Навуходоносор превратился на семь лет в дикого зверя, как и было ему предсказано. Это описание послужило основой взглядов на безумие в средние века и считалось наказанием, ниспосланным Богом за грехи. Кроме того, о безумии упоминается и в библейской книге Псалтирь. Пророк Давид сообщает ещё об одной причине безумия - это неверие в Бога, а в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова гордыня и неверие в Бога тесно связываются.

Вселение демона

Со временем безумие всё чаще расценивалось как одержимость бесами и демонами. Пример царя Саула, одержимого демоном, мучающего его за грехи перед амаликитянами, служил подтверждением этой теории, в особенности во времена инквизиции. В Евангелии можно найти примеры изгнания демонов, например, изгнание Иисусом демона из жителя Джараша. Главными признаками одержимости бесами служили неконтролируемые действия и в особенности глоссолалия. И лишь в XVII веке голландские кальвинисты начали интерпретировать этот пример не как наказание Богом за грехи, а как «обычное» сумасшествие.

И, наконец, в позднем средневековье и в новом времени безумие приобрело значение борьбы между демоном и силами Бога за душу одержимого.

Физические причины

Душевные и моральные

По эпосу Гомера можно судить, что древние греки под «обычным» сумасшествием понимали потерю самоконтроля и помутнение рассудка из-за боли, ярости, желания мести или ненависти. В древнегреческих трагедиях безумие описано как потеря своего «Я», что имеет катастрофические последствия для безумного и его окружения. В то время никакие попытки описать физические причины возникновения безумия не предпринимались.

Лишь в конце средних веков, когда охота на ведьм приобрела угрожающие размеры, медик Иоганн Вейер выступил против инквизиции и развенчал религиозные заблуждения. К сожалению, он не сумел в одиночку побороть религиозных суеверий. Известны также работы Парацельса (1493-1541) и Феликса Платера (1536-1614), поддерживающие точку зрения Вейера. Так, Платер считал, что не любое безумие - это одержимость бесами, есть и простая, «обычная» форма сумасшествия.

С XVI века определение безумия начало понемногу меняться и в XVII веке перестало использоваться в контексте одержимости демонами. К этому времени безумие приобрело смысл наказания за распущенность и безрассудство и вменялось в вину безумному.

Эпоха Просвещения принесла новое определение сумасшествия и объясняло безумие как расстройство изначально здорового разума. Таким образом сумасшествие противопоставлялось разуму и могло быть обосновано и описано. Доказательство невозможности безумия без разума привёл Артур Шопенгауэр, обосновавший свою теорию тем, что животные не сходят с ума, так как не имеют разума.

Физические

Греческая медицина, опираясь на тексты Гиппократа, толковала сумасшествие как избыток «чёрной желчи», чьи пары оседали на головном мозге, разъедали его и приводили к помешательству. «Жёлтая желчь», наоборот, приводила к повышению активности - холерическому безумию, эпилепсии и мании. Эта теория обрела вторую жизнь во времена гуманизма и ренессанса.

Меланхолия причислялась к болезням сердца, которое, в отличие от головного мозга, считалось хранителем характера и чувств, хотя это мнение и оспаривалось в медицинских кругах. Например, Джироламо Меркуриале описывал меланхолию как повреждение отдела активного воображения в передней части головного мозга.

И напротив, учёные были едины во мнении, что воспаление мозговых оболочек головного мозга ведет к потере разума, хотя причиной воспаления по прежнему считался избыток «чёрной желчи».

Также известной причиной безумия являются черепно-мозговые травмы. Например, Вильгельм фон Кончес (1080-1154) описал влияние травм головы на возникновение психических расстройств, а Мондино де Луччи (1275-1326) создал теорию желудочков головного мозга.

Теория позитивизма гласила, что душа является лишь марионеткой мозга, все проявления безумия имеют под собой физическое объяснение и излечимы. Эта точка зрения окончательно утвердилась во второй половине XIX века, и понятие «душевнобольной» (которое подразумевало, что у человека есть «душа», которая может «болеть») окончательно заменило определение «безумец». А в начале XX века понятие поменялось ещё раз, и сегодня все признаки, обобщённые ранее словом безумие, обозначаются как психическое расстройство.

В современной психиатрии принято считать, что психические расстройства происходят из-за нарушения нейромедиаторного баланса, то есть: нейроны, из которых состоит мозг, не соединены друг с другом, между ними есть расстояние - синаптическая щель, в ней находятся так называемые нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин и т. д.), которые передают импульсы между нейронами. Из-за нарушения этого баланса происходят психические расстройства. Лечится нейролептиками, которые этот баланс восстанавливают.

Диагностика

Начало опирающейся на наблюдения диагностики сумасшествия положил в 1793 году медик и филантроп Филипп Пинель (1745-1826), став управляющим врачом в парижском заведении для умалишенных Бисетр (Bicêtre). Он ввёл гуманитарные методы лечения, выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных и классифицировал их по тяжести и форме недуга. Все группы больных были разделены на зоны, где развитие и течение отдельных видов болезни могло непосредственно сравниваться и изучаться. Весь полученный опыт Пинель вложил в монографию, увидевшую свет в 1798 году. Именно эта работа стала основой научной классификации сумасшествия.

Другой известный своим вкладом в развитие психиатрии медик Иосиф Галль считал сумасшествие органической болезнью и искал физические причины её развития. В 1785 году в своей лаборатории в Вене он занялся изучением нейрологического строения головного мозга. В результате ему удалось установить связь между повреждением отдельных частей головного мозга и формами безумия, и, как следствие, стать основателем френологии.

Сегодня психические расстройства не объединяют таким общим понятием, как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем, как DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (АПМ) или MКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие хирургические методы лечения как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, а также печально известный метод шоковой терапии.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В Средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось. Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Шоковая терапия в её современной форме (под наркозом) и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства. Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные клиники не имеют ничего общего с домами душевнобольных XIX века, хотя это слово до сих пор имеет негативную окраску.

Литература и цитаты

  • Михаил Эпштейн. Методы безумия и безумие метода // Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: НЛО, 2004, с. 512-540.
  • Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху.