Внешний долг

Внешний долг

Государственный долг (также известный как «общественный долг» или «национальный долг») - это долг центрального правительства. В США и других федеральных государствах, термин «государственный долг» может также относиться к задолженности федерального или регионального правительства, муниципального или местного самоуправления. В то же время, понятие ежегодный «государственный дефицит» или « дефицит государственного бюджета» относится к разнице между доходами и расходов правительства в течение одного года, то есть увеличение государственного долга в течение определенного года.

Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем самым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.

Правительства могут быть денежно суверенными или денежно не суверенными. Денежно суверенные (MS) правительства создают законы, согласно которым создают свою суверенную валюту. Денежно не суверенное правительство использует валюту, над которой его суверенитет она не является суверенным.

Примеры правительств MS являются США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия и т.д. Примерами денежно не суверенных правительств являются Греция, Франция, Италия, Иллинойс, Калифорния, Кук Каунти и Чикаго, которые ранее использовали свою суверенную валюту, а позже стали использовать валюту, над которой они не имеют суверенитета. По своим собственным законам, MS правительство может дать себе неограниченные возможности для создания своей суверенной валюты и дать этой валюте любое значение, которое оно выберет. Например, многие государства намеренно снизили стоимость своей валюты, чтобы стимулировать экспорт.

Таким образом, MS правительство никогда не может быть принуждено к банкротству или каким-либо действиям с его суверенной валютой. Оно может заплатить любой долг любого размера, при условии, что этот долг номинирован в его суверенной валюте. MS правительство не нуждается в заимствованиях или налогах для обслуживания долгов в его суверенной валюте. Однако оно должно применять налогообложение: во-первых, чтобы создать спрос на валюту и поддерживать ее ценность; во-вторых, чтобы позволить себе осуществлять расходы без инфляции. Как расходы во внутреннем частном секторе, так и за рубежом имеют влияние на долг и инфляцию. Правительство может иметь сильное влияние на оба этих показателя, но никогда не может полностью контролировать их. Правительства обычно заимствовать путем выпуска ценных бумаг, государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют деньги непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых институтов.

Поскольку правительство черпает доходы от значительной части населения, государственный долг является косвенным долгом налогоплательщиков. Государственный долг можно классифицировать как сумму внутреннего долга (задолженности кредиторам в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Суверенный долг, как правило, относится к государственному долгу, который был выдан в иностранной валюте. Еще одним распространенным признаком для разделения государственного долга является длительность до погашения. Краткосрочный долг, как правило, считается в течение одного года или менее года, а долгосрочный - более десяти лет. Среднесрочный долг попадает между этими двумя границами. Более широкое определение государственного долга может рассматривать все правительственные обязательства, в том числе будущие пенсионные выплаты и платежей за товары и услуги по правительственным контрактам, которые еще не оплачены.

История государственного долга

Во время раннего периода новой эры, европейские монархи часто объявляли дефолт по своим займам или произвольно отказывались платить по долгам. Эти случаи привели к тому, что финансисты стали опасаться кредитовать монархов и финансы стран, которые были часто в состоянии войны и оставались крайне нестабильными.

Создание первого центрального банка в Англии – учреждения, предназначенного для кредитования правительства - было первоначально целесообразно для Вильгельма III короля Англии для финансирования войны против Франции. Он привлек синдикат городских трейдеров и продавцов для того, чтобы предложить для продажи размещение государственного долга. Этот синдикат вскоре превратился в Банк Англии, который финансировал войны герцога Мальборо и позже имперские завоевания.

Билль об Учреждении банка был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году, по плану, который был предложен Уильям Патерсоном тремя годами ранее, однако тогда соответствующие мероприятия проведены не были. Он предложил кредит правительству в 1,2 млн. фунтов; взамен подписчики были объединены в Банк Англии с долгосрочными банковскими привилегиями, включая выпуск банкнот. Королевская грамота была удовлетворена 27 июля, после принятие пакета законов о правительственной налоговой политике («Tonnage Act», 1694 г.).

Основание Банка Англии произвело революцию в государственных финансах и положило конец дефолтам, таких как Великая остановка казначейства 1672 года, когда Карл II приостановил выплаты по своим счетам. С тех пор, британское правительство всегда было в состоянии погасить требования кредиторов. В последующие века, другие страны в Европе и в конце концов по всему миру организовали аналогичные финансовые учреждения для управления их государственным долгом.

В 1815 году, в конце наполеоновских войн, государственный долг Великобритании достиг пика более чем 200% от ВВП.

Правительство и государственные облигации

Государственных облигаций является облигациями, выпущенными национальным правительством. Такие облигации часто выражены в валюте страны-эмитента. Государственные облигации иногда рассматривается как безрисковые облигации, потому что национальные правительства могут повышать налоги или сокращать расходы до определенного момента, а в крайних случаях они могут «напечатать больше денег» и выкупить облигации в момент погашения. Правительствам большинства развитых стран запрещено законом непосредственно печатать деньги, поскольку эта функция передана их центральным банкам. Тем не менее, центральные банки могут покупать государственные облигации для финансирования государственных расходов, тем самым монетизируя долг.

Облигации, выпущенные национальными правительствами в иностранной валюте, как правило, называются суверенными облигациями. Инвесторы в суверенные облигации, номинированные в иностранной валюте, имеют дополнительный риск от того, что эмитент может быть не в состоянии получить иностранную валюту для погашения облигаций. В случае греческого долгового кризиса 2010 года, например, долг Греции номинировался в евро, и одним из решений для Греции, предложенных в частности финансовыми экономистами Всемирного пенсионного совета (WPC), было вернуться к выпуску собственной валюты драхмы.

Выражение государственного долга в резервных валютах

Правительства часто занимают деньги в валюте, в которой спрос на долговые ценные бумаги является сильным. Преимуществом выпуска облигаций в валютах, таких как доллар США, фунт стерлингов или евро является то, что многие инвесторы хотят инвестировать в такие облигаций. Такие страны, как США, Германия, Италия и Франция выпускают облигации только в их национальной валюте (или в евро в случае членов евро).

Относительно немногие инвесторы готовы вкладывать средства в валюты, которые не имеют длинного периода стабильности. Недостатком для правительства выпуска облигаций в иностранной валюте является риск того, что оно будет не в состоянии получить иностранную валюту для выплаты процентов или погашения облигаций. В 1997 и 1998 годах, во время азиатского финансового кризиса, это стало серьезной проблемой, когда многие страны не смогли сохранить их обменный курс фиксированным вследствие спекулятивных атак.

Риск государственного долга

Кредитование национального правительства в собственной суверенной валюте страны часто считается "безрисковым" и делается по так называемой «безрисковой процентной ставке». Это происходит потому, что до определенного момента, долг и проценты могут быть погашены за счет повышения налоговых поступлений (либо экономического роста или повышения налоговых поступлений), сокращения расходов или, если это невозможно, просто печатания больше денег. Широко считается, что чрезмерное печатание денег приводит к увеличению инфляции и тем самым снижет стоимость вложенного капитала (по крайней мере для долгов не связанных с инфляцией). Это случалось много раз на протяжении всей истории, и типичным примером этого может служить Веймарская Германия 1920-х годов, которая пострадала от гиперинфляции из-за неспособности своего правительства оплачивать государственный долг, вытекающий из затрат на мировую войну.

На практике, рыночная процентная ставка, как правило, отличается по долгам разных стран. Примером может служить заимствование разными странами Европейского Союза, номинированные в евро. Несмотря на то, что валюта та же самая в каждом случае, рыночная процентная ставка по долгам некоторых стран выше, чем для других. Это отражает взгляды рынка на относительную платежеспособность различных стран и вероятности того, что долг будет погашен. Кроме того, есть исторические примеры, когда страны объявляли дефолт, то есть, отказывались платить по своим долгам, даже если они имели возможность оплатить его с помощью напечатанных денег. Это потому, что печатание денег дает и другие негативные эффекты, которые правительство может воспринимать, как более проблематичные, чем дефолт.

Политически нестабильные государства рассматриваются как наиболее рисковые, так как в любой момент могут прекратить платежи. Примеры этого явления включают Испанию в 16 и 17 веках, аннулировавшую свой государственный долг семь раз в течение века и революционную Россию 1917 года, которая отказалась принимать на себя ответственность за внешний долг императорской России.

Еще один политический риск вызван внешними угрозами. Является редкостью, когда победители в войне берут на себя ответственность за госдолг оккупированного государства или, за организацию, которая, по их мнению, является мятежной. Например, все заимствования в Конфедерации Штатов Америки остались невыплаченными после Гражданской войны в США. С другой стороны, в современную эпоху, переход от диктатуры и нелегитимных правительств к демократии не может автоматически освободить страну долга, оставшегося от бывшего правительства. Сегодняшние высокоразвитые глобальные кредитные рынки с меньшими шансами будут кредитовать страны, которые отрицают свою предыдущую задолженность, или могут потребовать в наказание повышенные уровни процентных ставок, которые будут неприемлемы для заемщика.

Казначейские облигации США, выраженные в долларах США, часто считаются «безрисковыми» в США Это не учитывает риск для иностранных покупателей изменения курса доллара по отношению к валюте кредитора. Кроме того, статус безрисковых неявно предполагает стабильность правительства США и его способность продолжать выплаты в течение любого финансового кризиса. Кредитование национального правительства в валюте, кроме его собственной, не дает ту же уверенность в способности данного правительства погашать долг, но это может быть компенсировано за счет снижения валютного риска для иностранных кредиторов. С другой стороны, государственный долг в иностранной валюте не может быть сильно уменьшен при гиперинфляции, и это повышает доверие к должнику. Обычно маленькие государства с небольшой экономикой имеют большую часть своего государственного долга в иностранной валюте. Для стран Еврозоны, евро является национальной валютой, хотя ни одно государство не может спровоцировать инфляцию, создавая больше валюты.

Кредитование региональных или муниципальных властей может быть столь же рискованно, как и кредит частной компании, если локальное или муниципальное правительство не имеет достаточно власти, чтобы облагать налогами. В противном случае местные власти могли бы в определенной степени оплатить свои долги за счет увеличения налогов или сокращения расходов, так же, как национальное правительство. Кроме того, займы местных правительств иногда гарантируются национальным правительством, и это снижает риск. В некоторых юрисдикциях, проценты на локальные или муниципальные облигации освобождаются от налогообложения, что может быть важным фактором для богатых.

Списание госдолга и дефолт

Стандарты списания государственного долга устанавливаются Банком международных расчетов, но по умолчанию регулируются крайне сложными законами, которые варьируются от юрисдикции к юрисдикции. В глобальном масштабе Международный валютный фонд может предпринять определенные шаги, чтобы вмешаться, чтобы предотвратить ожидаемый дефолт. МВФ иногда критикуют за меры, советы странам, которые часто связаны с принятием мер по урезанию государственных расходов в рамках режима жесткой экономии. При анализе итогов, эти меры можно рассматривать как деградацию капитала, от которого экономика страны зависит в конечном итоге.

Эти соображения не относятся к частным долгам, напротив: кредитный риск (или кредитный рейтинг потребителя) определяет процентную ставку, более или менее, и лица признаются банкротами, если они не в состоянии долг погасить. Правительствам необходим гораздо более сложный способ управления дефолтом, потому что они не могут реально обанкротиться (и вдруг прекратить предоставление услуг гражданам), хотя в некоторых случаях правительство может исчезнуть, как это произошло в Сомали или, как это может произойти в случае оккупированных стран, где оккупант не признает долги оккупированной страны.

Меньшим юрисдикциям, таким как города, как правило, даются гарантии от их региональных или национальных властей. Когда Нью-Йорк отказался от того, чтобы быть банкротом в 1970-х (если бы это было частное предприятие), к середине 1970-х годов спасению потребовалось от штата Нью-Йорк и США. В общем, такие меры означают слияние долга маленького и большого субъекта и дают меньшим субъектам доступ к более низким процентным ставкам, которыми пользуется большой субъект. Большой субъект может затем предположить некоторый согласованный надзор с целью предотвращения повторного возникновения проблемы.

Структура государственного долга

В доминирующей экономической политики в целом, приписываемой теорий Джона Мейнарда Кейнса, иногда называемой кейнсианством, есть терпимость к довольно высоким уровням государственного долга для оплаты государственных инвестиций в скудные времена, которые, если последуют времена бума, можно будет оплатить за счет роста налоговых поступлений.

Когда эта теория получила мировую популярность в 1930 году, многие страны стали использовать государственный долг для финансирования крупных инфраструктурных капитальных проектов, таких как шоссе или крупные гидроэлектростанции. Считалось, что это может создать эффективный цикл и рост делового доверия, поскольку будет больше рабочих с деньгами, которые будут их тратить. Некоторые утверждали, что в связи со значительным увеличением военных расходов Второй мировой войны действительно закончилась Великая депрессия. Конечно, военные расходы основаны на тех же налогах (или долге) и базовых фундаментальных факторах, как остальная часть национального бюджета, таким образом этот аргумент немного подрывает кейнсианскую теорию. Действительно, тогда некоторые предположили, что значительно более высокие национальные расходы обусловленные войной по существу подтверждают основной кейнсианский анализ.

Тем не менее, кейнсианская схема осталась доминирующей, во многом благодаря собственной брошюре Кейнса «Как оплатить войну», опубликованной в Великобритании в 1940 году. Поскольку война оплачивалась и выигрывалась, Кейнс и Гарри Декстер Уайт, помощник секретаря министерства финансов США, оказали, согласно Джону Кеннету Гэлбрейту, доминирующие влияние на Бреттон-Вудские соглашения. Эти соглашения определяют политику для Банка международных расчетов (БМР), Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, так называемых Бреттон-Вудских учреждений, основанных в конце 1940-х (последний два, БМР был основан в 1930 году). Они являются доминирующими хозяйствующими субъектами настройки политики в отношении государственного долга. Благодаря своей роли в определении политики в отношении торговых споров, Всемирная торговая организация также имеет огромную силу, чтобы повлиять на иностранные обменные отношения, так как многие страны зависят от конкретных товарных рынков для платежных балансов, которые необходимы им, чтобы погасить долги.

Понимание структуры государственного долга и анализ его рисков требует от каждого:

  • Оценить ожидаемую стоимость любого создающегося за счет государственного долга общественного актива, по крайней мере, в будущих налоговых условиях, если не в прямых доходах. Выбор должен быть сделан в пользу актива, который является общественно выгодным.
  • Определить, используется ли государственный долг в настоящее время для финансирования потребления, которое включает всю социальную помощь и все военные расходы.
  • Определить, не приведет ли триединый итог (Прибыль, Люди, Окружающая среда) в результате существования государственного долга к неудаче или дефолту государственной власти, скажем, к свержению правительства.
  • Определить, не является ли наращивание государственного долга результатом каких-либо одиозных или скрытых действий руководителей страны. Это включает в себя любые кредиты на покупку «активов», таких как дворцы для лидеров, или подавление или уничтожение народа. Международное право не позволяет людям быть ответственными за такие долги, при которых они не выигрывают в любом случае от расходов и не имеют контроль над ними.
  • Определить, создаются ли за счет расходов будущие блага – например, расходы по финансированию строительства общественного бассейна, могут позволить людям отдыхать в том месте, где ранее это было невозможно.

Масштаб государственного долга

Согласно современной валютной теории, государственный долг рассматривается как крупный частный капитал и процентные платежи по долгу как частный доход. Государственный долг является выражением накопленного в предыдущие годы бюджетного дефицита, который добавил финансовые активы в частный сектор, обеспечивая спрос на товары и услуги. Приверженцы этой школы экономической мысли утверждают, что масштаб проблемы гораздо менее серьезный, чем обычно считается.

Глобальный долг вызывает большое беспокойство, поскольку процентные платежи могут часто предъявлять высокие требования к правительствам и частным лицам. Это привело к призывам всеобщего облегчения долгового бремени для бедных стран.

Менее экстремальной и более инновационной мерой будет являться разрешение группам гражданского общества в каждой стране покупать долги в обмен на миноритарные доли в общественных организациях. Даже в условиях диктатуры, сочетание банков и власти гражданского общества может заставить провести земельную реформу и заменить правительство, так как люди и банки будут приведены в соответствие против посягательств власти.

Использование долга по отношению к ВВП является одной из самых принятых мер оценки долга нации. Например, в теории одним из критериев приема в Еврозону Европейского Союза является то, что долг страны не должен превышать 60% ВВП этой страны. Долг США в течение долгого времени документируется онлайн на веб-сайте соответствующего департамента Министерства финансов.

Проблемы государственного долга

Суверенные долговые проблемы были одним из основных вопросов государственной политики со времен Второй мировой войны, в том числе вопрос с задолженностью по той войне, «долговой кризис» в развивающихся странах в 1980-х, потрясения от финансового кризиса 1998 года в России и дефолт Аргентины в 2001 году.

Однако не все развивающиеся страны были затронуты этой проблемой в одинаковой степени. Например, Югославия имела низкий государственный долг (возможно, потому что это было не в состоянии заимствовать на мировых рынках) до его распада и пришествия демократии, когда новые национальные правительства начали занимать деньги у МВФ. Хорватия имеет государственный долг в размере 47 млрд. долл. в настоящее время, в то время как вся Югославия (в шесть раз больше людей, чем в Хорватии) в 1980 году имела долг в размере 14 млрд. долл.

Решение проблемы государственного долга

Государственный долг во многих развитых странах сопоставим с размерами их экономики. Стандартное решение для сокращения долга через профицит бюджета не представляется возможным из-за размера долга и пагубных последствиях мер жесткой экономии. Тем не менее, долг может быть устранен путем институциональных изменений. Институциональное решение основывается на присущей природе государственных ценных бумаг, который является национальным капиталом искусственно структурированным в виде «долга». С технической точки зрения это изменение правового статуса государственного долга делает его похожим на обязательства Центрального банка - то есть неоплатные по своей природе. Дискуссия в США о монете номиналом в 1 трлн. долл., которая может быть выпущена министерством финансов является еще одним примером того, что решение возможно.

Неявный государственный долг

«Неявным» государственным (правительственным) долгом является обещание правительством будущих платежей со стороны государства.

Обычно это относится к долгосрочным обещаниями социальных выплат, таких как пенсии и расходы на здравоохранение, а не обещаниями других расходов, таких, как образование или оборону (которые в значительной степени оплачиваются по принципу «услуга за услугу», в основном, государственным служащим и подрядчикам).

Проблема с этими неявными государственными страховыми обязательствами заключается в том, что трудно точно определить их стоимость, так как суммы будущих выплат зависят от очень многих факторов. Прежде всего, требования социального страхования не являются «открытыми» облигациями или долговыми бумагами с указанным сроком погашения, номинальной стоимостью или чистой приведенной стоимостью.

В Соединенных Штатах, как и в большинстве других стран, деньги не выделяются в казну правительства для будущих социальных страховых выплат. Эта страховая система называется PAYGO. Альтернативные стратегии социального страхования, возможно, включают в себя систему, которая участвует в аккумуляции сбережений и инвестировании.

Кроме того, демографические прогнозы предсказывают, что, когда поколение «Бэби-бумеров» уже в ближайшее время начнет выходить на пенсию, работающего населения в Соединенных Штатах, и во многих других странах, будет меньше, чем сейчас, в течение многих лет в будущем. Это увеличит нагрузку на страны в плане выплат обещанных пенсий и других больших выплат, до более чем 65 процентов ВВП, которые существуют в настоящее время. «Бременем» правительства является то, что оно тратит, так как оно может платить по счетам только за счет налогов, долгов и увеличения денежной массы (государственные расходы = доходы от налогов + изменение государственных долгов перед обществом + изменение денежной массы в обращении).

В 2010 году Европейская комиссия потребовала от страны-членов ЕС опубликовать свою информацию по задолженности по стандартизированной методологии, явно включая долги, которые ранее были скрыты в ряде способов удовлетворения минимальных требований на местном (национальном) и европейском (Пакт стабильности и роста) уровне.

Здравствуйте дорогие друзья и гости моего блога.

Меня зовут Руслан Мифтахов. И сегодняшняя тема будет посвящена тому, что представляет собой задолженность государства перед партнерами извне, каковы причины ее возникновения и какие страны мира лидируют по объему таких обязательств на сегодняшний день.

Предполагаю, что обозначенный предмет нашей беседы будет интересен не только для тех, чья профессиональная деятельность имеет отношение к миру экономики и финансов, но и для простых обывателей.

Реалии настоящего времени таковы, что в кредит привыкли жить не только граждане страны и корпорации, но и целая держава. И у такого положения дел есть, как свои положительные, так и отрицательные последствия.

Но давайте не будем забегать наперед.

Сущность и понятие внешней задолженности государства

Если руководствоваться определением Международного валютного фонда (МВФ), то внешний долг это объем непогашенных текущих обязательств в виде суммы основного долга и процентов, которые приняты резидентами государства по отношению к нерезидентам, а также обязательства, которые необходимо погасить в определенный момент времени в будущем.

Таким образом, госдолг речь о котором идет сегодня, представляет собой часть задолженности по внешним займам и прочим обязательствам перед кредиторами – нерезидентами.

Этот указанный объем непогашенных текущих и будущих обязательств включает в себя, как государственный, так и частный или выражаясь иными словами, корпоративный долг и обязательства банков.

На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.

Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга государства на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали для своего государства кредиторами.

Ярким примером внутреннего госдолга является ситуация, когда министерство финансов выпускает и предлагает их купить своим гражданам, а также компаниям. В данном случае покупатели, приобретая эти ценные бумаги, становятся его кредиторами.


В соответствии с данными, приводимыми на сайте Министерства финансов России, по состоянию на 01 июня текущего года общий объем государственного российского внутреннего долга составил 8 480 425,9 млн. рублей.

И структура госдолга такова, что в государственных ценных бумагах выражена часть внутренней задолженности на сумму 6 645 169,263 млн. рублей. Кстати, управление госдолгом, а также его обслуживание, предусматривающее погашение, как правило осуществляется министерством финансов.

Причины возникновения госдолга

В большинстве случаев львиная доля рынка заимствований стран извне представлена долгосрочными обязательствами, за счет которых правительство финансирует стратегически важные инвестиционные проекты, включая реализацию инфраструктурных программ и развитие частного сектора.

По этой причине разумный объем задолженности помогает правительству ускорить экономический рост, к чему собственно говоря стремятся, как развитые, так и развивающиеся республики. Это конечно же, положительный пример того, как эффективно использовались внешние заимствования и своевременно погашались.


Вместе с тем, объем задолженности государства перед кредиторами извне оказывает влияние на репутацию и рейтинг страны на международном рынке кредитных ресурсов. Чем ниже рейтинг государства, тем более жесткими будут условия предоставления новых займов и кредитов.

Для тех, кому доступа на международные рынки кредитных ресурсов нет, единственным выходом из сложившейся ситуации становятся кредиты МВФ (Международный Валютный Фонд) и международных финансовых институтов, которые являются частью Всемирного банка.

Если образуется объем просроченных обязательств, то это вынуждает власти вести переговоры с международными кредиторами по вопросу урегулирования внешнего госдолга. Подобную ситуацию можно на сегодняшний день наблюдать на примере Украины.

А если задуматься о причинах возникновения внешнего долга в принципе, то как Вы считаете, что могло бы привести к необходимости брать в долг у кредиторов извне?

Возникновению внешнего долга может способствовать такая причина, как прямое заимствование ресурсов у зарубежных стран, частных фирм, а также продажа государственных ценных бумаг иностранным партнерам в лице предприятий и населения, а также государства.

Последствия, возникающие при таких заимствованиях, гораздо более тяжелые, нежели в случае внутреннего госдолга.

Чтобы погасить внешние обязательство правительство вынуждено отдавать кредиторам ценные товары и услуги, что приводит к снижению уровня жизни населения.

Иногда размер обязательств перед кредиторами извне достигает катастрофических величин по следующим причинам:

  • высокий дефицит государственного бюджета;
  • высокая ставка процента по выданному внешнему займу;
  • увеличение курса иностранной валюты;
  • существующие сложности на внутреннем рынке заимствований.

Чтобы суметь дать оценку объему внешних обязательств какого-либо государства необходимо рассматривать отношение суммы его внешней задолженности к ВВП страны – заемщика.

В данном случае является макроэкономическим показателем, отражающим общую сумму всего того, что государству удалось заработать в течение года на произведенных ею товарах и услугах.

Если же рассматривать вопрос о том, какой стране следует отдать пальму первенства по объему задолженности перед иностранными партнерами, то лидером в данной ситуации является США. Серебро в этом «соревновании» принадлежит Великобритании, а бронза Германии.


Очень надеюсь, что сегодняшняя тема была интересной и актуальной для каждого из вас дорогие читатели.

А на этом я заканчиваю тему. С вами был Руслан Мифтахов, до новых встреч и подписывайтесь на мои обновления.

    Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Виды :

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях. Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Экономические последствия государственного долга:

Обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

Долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

Увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

Происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Взаимосвязь :

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

    Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами.

Причины появления:

· государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;

2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая задолженность бывшего СССР;

5. задолженность перед международными финансовыми организациями;

6. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

    Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных

Внебюджетных фондов

второй уровень:

– бюджеты субъектов Российской Федерации

-(республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

третий уровень – местные бюджеты.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

    Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Инструменты :

Денежная база . Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования . Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование . по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом - операциями на открытом рынке.

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Нужно в первую очередь уяснить что такое государственный долг. Так, под государственным долгом понимается сумма задолженности по государственным займам. Он возникает в связи с необходимостью привлечения денежных ресурсов и удовлетворения потребностей населения. Государственный долг имеется практически у всех стран мира. Однако возникает он по различным причинам. Может возникнуть если в стране не стабильна экономическая ситуация, а может и просто возникать как встроенный фактор стабилизации и развития экономики. Возникновение государственного долга может повлиять на оздоровления экономики в стране и решить острые социальные проблемы.

Существует подразделение на а также внешний государственный долг. Так, внутренний государственный долг - это заем денежных средств (ресурсов) у населения, банков, корпораций, а также других учреждений финансов. Фактически производится заем нации у себе самой. Наряду с положительными моментами возникновения государственного долга (внутреннего) существуют еще и ряд отрицательных. Погашение задолженности осуществляется за счет средств бюджета (налогоплательщиков). Для уменьшения гос. долга могут увеличиваться налоги. Выход страны на ссудный рынок производит усиление конкуренции на денежном рынке, процентные ставки на денежный капитал увеличиваются. Это лишает частный сектор части инвестиций и затормаживает экономическое развитие государства.

Кредиторы внутреннего долга: банки, корпорации, население, кредитные и финансовые учреждения.

Внешний государственный долг - внешние займы и другие перед нерезидентами кредиторами. Предполагает вывоз и передачу части производимого продукта за пределы государства. Наличие внешнего государственного долга - это норма. Однако его увеличение может стать опасным и привести государство к зависимости от кредиторов, подрыву доверия со стороны населения.

В мировой практике используют относительные параметры внешнего госдолга (специальные показатели). Они включают в себя отношение платежей по долговым обязательствам к экспорту товаров (услуг).

Кредиторами внешнего долга выступают: государства, направленности, например: МВФ; Международный банк реконструкции и развития и т.п.

Конверсия государственного долга - это совокупность финансово - правовых механизмов, которые направлены на сокращение долга страны. При конверсии внешний долг заменяется на другие виды обязательств. Так, возможно погашение гос. долга товарными поставками, на другое государство, взаимный зачет финансовых требований и т.п.

Государственный долг Российской Федерации - обязательства по перед юридическими и физическими лицами, зарубежными государствами, организациями международного уровня, а также другими международными субъектами. Гарантом платежеспособности государства является казна и обеспечивается всем находящимся в собственности имуществом.

В зависимости от валюты в существует подразделение на внешний государственный долг РФ, а также внутренний государственный долг РФ.

Внутренний государственный долг, выражен в рублях. В объем долга включают:

Основная (т.е. номинальная) сумма задолженности РФ по государственным ценным бумагам;

Объем основного долга по полученным Россией кредитам;

Объем долга (основного) по полученным Россией от бюджетов иных уровней;

Объем обязательств по предоставленным Россией государственным гарантиям.

Внешний государственный долг, выражен в иностранной валюте. В объем долга включают:

Объем обязательств по предоставленным Россией государственным гарантиям,;

Объем долга (основного) по полученным Россией кредитам правительств зарубежных государств, кредитных организаций, а также фирм и международных организаций финансовой направленности.