Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены следующие основные функции государственного регулирования аудиторской деятельности:
Андреев В.К., доктор юридических наук, профессор.
Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <*> и утверждение на его основе Правительством РФ Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности <**> поставили перед наукой предпринимательского права ряд серьезных юридических проблем.
<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422 (в ред. Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ).
<**> СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2003. N 28. Ст. 2930; 2004. N 42. Ст. 4132.
В других нормах рассматриваемого стандарта предусмотрены и другие условия договора оказания аудиторских услуг, которые, пользуясь понятием ГК РФ, можно назвать существенными.
Непонятно для юриста положение рассматриваемого стандарта N 12, когда аудируемое лицо просит изменить его условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность. Представляется, что такой нормы не должно быть в стандарте. Если аудируемое лицо не понимает характер аудита или сопутствующие ему услуги и т.п., то сторонам следует расторгнуть заключенный договор, взыскав с аудируемого лица проведенные аудитором затраты.
Правило (стандарт) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" ошибку определяет как непреднамеренное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо иной информации. Есть полное основание рассматривать необнаружение ошибки как профессиональную неподготовленность аудитора и в этом случае возлагать все имущественные последствия, убытки на аудитора. Пункт 10 Правила (стандарта) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" о том, что "руководство аудируемого лица и представители собственника в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление и обнаружение недобросовестных действий и ошибок" должен быть изъят из данного Постановления Правительства РФ. Подобное правило создает полную безнаказанность аудитора за проведение аудиторской проверки, поскольку он, как специалист своего дела, должен их обнаруживать и устранять. Не случайно, что, обнаружив (или когда он должен обнаружить) ошибку, аудитор должен на это указать при подготовке аудиторского заключения.
Иная ситуация возникает при недобросовестном поведении аудиторской организации, т.е. когда одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства или сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий (бездействия) извлекаются… незаконные действия. В этом случае аудиторская организация не может занимать позицию невмешательства. Если нарушения в ведении бухгалтерского учета достаточно ясно проступают при проведении аудиторской проверки, аудиторская организация должна отказаться от проведения аудита и сообщить в правоохранительные органы.
Все это с очевидной убедительностью подтверждает, что не могут правила поведения, санкционированные государством, даже в такой форме считаться нормами права. В данном случае налицо ничем не прикрытая безнаказанность, и прежде всего имущественная, когда аудиторская организация совершает оплачиваемые юридические действия, не неся за них никакой правовой ответственности.
Как правильно отмечается в п. 6 анализируемого стандарта, "аудитору следует уделить особое внимание на аудит нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Безусловно, проведение обязательного аудита можно рассматривать в качестве сдерживающего фактора для несоблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации. К сожалению, предпринимательское законодательство настолько обширно и противоречиво, что аудиторские процедуры, предусмотренные п. 18 и 19 Правила (стандарта) N 14, вряд ли достигнут того эффекта, на который они рассчитаны. Запрос руководства аудируемого лица о соблюдении им в своей деятельности норм соответствующих нормативных правовых актов вряд ли даст правдивую картину о состоянии законности на данном предприятии (организации). Притом можно отказаться от выполнения этого требования аудитора, так как в компетенцию аудиторской организации такое полномочие не входит в соответствии с законом.
Мною рассмотрены лишь отдельные вопросы Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством РФ. Эти Правила, как было уже сказано, обязательны для аудиторских организаций и аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона об аудите). Данный пункт Закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.
Представляется, что после нескольких лет применения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности необходимо вернуться к их содержанию и дать более четкие формулировки.
Аудит
Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ.
3. Отраслевые нормативные акты:
Внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;
Кодекс профессиональной этики аудиторов.
Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации, у индивидуального аудитора.
Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.
Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями.
К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;
Профессиональные аудиторские объединения.
В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Минфина России возложены следующие функции:
Издание нормативных актов в пределах своей компетенции;
Организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;
Организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации;
Осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Профессиональные аудиторские объединения в соответствии с законом
являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Цель аудита изложена в ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы ФБО». Цель аудита – выражение мнения о достоверности ФБО аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ.
Под достоверностью понимается степень точности данных ФБО, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц.
Аудиторскую проверку осуществляют в соответствии с законом аудиторские организации, т.е. коммерческие организации, являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая организация является.
В соответствии с ФПСАД № 1 при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, а также этическими принципами:
Независимость — это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц;
2. Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали;
3. Объективность – это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений;
4. Профессиональная компетентность и добросовестность.
Профессиональная компетентность - это обязательное владение необходимым объемом знаний и навыков, позволяющее аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Добросовестность – это обязательное оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.
Конфиденциальность – это обязанность аудиторов обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;
6. Профессиональное поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.
Нормы профессионального поведения обязательны для соблюдения аудиторами и аудит. организациями и определены Кодексом этики аудиторов.
Требования к независимости определены и в ФЗ № 307.
Аудиторская организация и ее работники обязаны сохранять аудиторскую тайну.
Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и/ или составленные аудит. организацией при оказании аудиторских услуг.
К сопутствующим аудиту услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.
Целью обзорной проверки ФБО является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предполагать, что ФБО не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления ФБО, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность.
В случае выполнения согласованных процедур аудитора нанимают для проведения процедур аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими лицами, а также для подготовки отчета об отмеченных фактах.
В случае компиляции финансовой информации аудитор нанимается для использования специальных знаний по БУ с целью сбора, классификации и обобщения финансовой информации.
Аудит кредитов и займов.
Цель аудита кредитов и займов — формирование мнения о достоверности БФО по статьям долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы и соответствие порядка осуществления операций по ним действующему законодательству.
Источниками информации для аудита кредитов и займов служат: учетная политика экономического субъекта; выписки банка; платежные поручения; кредитные договоры; договоры займа; договоры залога; дополнительные соглашения к кредитным договорам; первичные документы по разделу учета; регистры синтетического и аналитического учета по разделу учета; БФО.
Кредитные договоры и договоры займа должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ. При выдаче кредита оформляется также договор о залоге, который должен быть составлен в соответствии с требованиями Закона РФ.
В ходе проверке аудитор проверяет правильность отражения операций на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Аудиторские процедуры:
1. проверка правильности отнесения полученных кредитов к краткосрочным и долгосрочным;
2. проверка наличия и правильности заполнения всех реквизитов кредитного договора;
3. проверка использования организаций основных нормативных документов по учету кредитов и займов (План счетов бухгалтерского учета, Инструкция ЦБ РФ «О порядке кредитования предприятий и организаций»).
проверка правильности отражения операций на счетах БУ;
5. проверка правильности отражения предприятием вместе с остатками не погашенных кредитов причитающихся банкам процентов;
6. проверка ведения аналитического учета по заимодавцам и срокам погашения кредита.
Аудит расходов организации.
Цель аудита расходов - выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по расходам и соответствии ведения их учета требованиям нормативных актов.
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
б) сумма расхода может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в БУ организации признается дебиторская задолженность.
Источниками используемой информации при аудите расходов являются: государственные нормативные акты; договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность; разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите.
При аудите расходов проверяют бухгалтерские счета: по которым непосредственно отражаются операции по формированию расходов счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «ОПР», 26 «ОХР», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; а также счета 02 «Амортизация основных средств», 04 «НМА», 05 «Амортизация НМА», 10 «Материалы», 28 «Брак в производстве», 43 «Готовая продукция», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей», 97 «Расходы будущих периодов» и др.
Нормативные акты, используемые в аудите расходов
Аудит доходов организации.
Цель аудита доходов - выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по доходам и соответствии ведения их учета требованиям нормативных актов.
При аудите доходов аудитору необходимо учитывать, что в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в БУ при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком;
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в БУ организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Источниками используемой информации при аудите доходов являются:
государственные нормативные акты; договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность; разъяснения руководства аудируемого лица, результаты проверок контролирующих организаций, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.
При аудите доходов проверяются бухгалтерские счета: по которым непосредственно отражаются операции по формированию доходов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»; а также 43 «Готовая продукция», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 98 «Доходы будущих периодов» и др.
Аудиторские процедуры:
1) проверка правильности отражения на счете 90 дохода от обычных видов деятельности, а также на счете 91 прочих доходов;
2) проверка правильности отражения сумм доходов будущих периодов и их своевременного списания на финансовый результат отчетного периода;
3) проверка правильности учета курсовых разниц;
4) проверка отражения на счете 91 доходов от сдачи имущества в аренду
своевременно (в соответствии с договором); отражение износа основных средств, переданных в аренду, по дебету счета 91;
5) оценка правильности отражения в учете доходов по ценным бумагам и прочим финансовым вложениям.
Аудит
Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства РФ.
Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.
1. Законы и иные нормативные акты РФ:
Иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону № 307-ФЗ.
Анализ основных аспектов аудита операций с нематериальными активами в соответствии с требованиями законодательства РФ
Аудиторская проверка операций с нематериальными активами проводится на основе следующих законодательных и нормативных документов, формирующих информационную базу проверки…
Аудит по учету и использованию финансовых результатов
1. Бухгалтерский баланс — Форма №1 2. Отчет о прибылях и убытках — Форма №2 3. Отчет об изменение капитала — Форма №3 4. Отчет о движении денежных средств — Форма №4 5. Приложение к бухгалтерскому балансу — Форма №5 6…
Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Изол»
аудит расчет дебитор кредитор Для данной темы приняты к сведению следующие законодательные акты: — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями); — Постановлением Правительства РФ от 23.09…
Аудит учета операций по расчетам по заработной плате рабочих и служащих
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аудиторская деятельность…
В российском бухгалтерском учете труда и его оплаты приходится использовать в своей работе массу нормативных документов: Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации…
Аудиторская проверка расчетов по оплате труда
Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее…
Виды аудита.
Критерии обязательности аудиторской проверки
При аудите операций по поступлению нематериальных активов, аудитор руководствуется следующими нормативными документами: — Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01…
Методика аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012). 3…
Организация и методика проведения общего аудита
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней…
1. Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008г. Об аудиторской деятельности. 2 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. (ред. от 28.11.2011) 3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11…
Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности
Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008г. Об аудиторской деятельности. 2 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. (ред.
от 28.11.2011) 3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11…
Понятие и классификация расходов по обслуживанию производства и управления
При поступлении материалов на склад ООО «Промстрой» от поставщиков составляется приходный ордер (форма М-4) на фактическое количество поступивших материальных ценностей материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления…
Понятия, задачи, особенности и перспективы развития бухгалтерского учета
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н…
Разработка программы и методики аудиторской проверки операций по движению товарно-материальных ценностей. Выявление типичных ошибок и способы их исправления
Нормативная база — это совокупность документов, определяющих нормативное регулирование процедур по приобретению, хранению, использованию материально-производственных запасов и налогообложению хозяйственных операций…
Формирование системы учета и документооборота на складе
В зависимости от назначения документы, обрабатываемые на складе, можно отнести к внешним и внутренним документам. К внешним относятся такие документы, которые используются двумя или несколькими компаниями…
<Письмо> Минфина России от 23.01.2018 N 07-04-24/3371 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма N 2-аудит)"
Сведения по форме N 2-аудит можно представить в электронном виде.
Минфин России напоминает, что указанный сервис реализован в рубрике "Личный кабинет Аудитора" раздела "Аудиторская деятельность" на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) путем заполнения электронной формы в интерактивном режиме.
Форма N 2-аудит и указания по ее заполнению размещены на официальном сайте Минфина России в рубрике "Аудиторская деятельность — Общая информация — Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов — Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов".
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 25.01.2018
В.Т. Батычко
Предпринимательское право в вопросах и ответах
Краткие ответы на контрольные вопросы. Таганрог: ТРТУ, 2005.
Правовое регулирование аудиторской деятельности
Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.
Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.
Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.
Начало правовой базы аудиторской деятельности было положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.
Основными целями аудиторской деятельности являются:
Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;
Установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Аудит может проводиться:
физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;
юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред.
Организация проведения аттестация возложена:
На Министерство финансов РФ — по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
На Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;
На Центральный Банк РФ — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).
В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
Самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;
Проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;
Получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;
Привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.
Правила (п. 14) предусматривают широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских фирм):
Неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства. За невыполнение этой обязанности на них налагается ответственность в установленном порядке;
Немедленно сообщать заказчику о наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение им проверки, о необходимости привлечения к проверке дополнительных аудиторов;
Обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;
Предоставлять экономическому субъекту по его требованию (корреспондирующее право) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;
Квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы).
Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.
Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Во вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).
В аналитической части указываются:
Наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;
Результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
Факты выявленных существенных нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.
В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.
Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный — для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.
Особенности российского аудита
Аудит осуществляется в интересах собственников средств производства, с целью защиты их имущественных интересов. Для успешного проведения аудита нужна хорошая нормативная база и ответственность аудиторов, как субъектов профессиональной деятельности. Аудиторы имеют право самостоятельно выбирать формы и методы работы, исходя из нормативных актов РФ и условий конкретного договора. Экономический субъект по отношению к аудитору должен выполнять обязательства по созданию необходимых условий для проведения аудита, предоставлять всю требуемую информацию и отвечать за ее достоверность. Аудиторы несут ответственность за эффективность применяемых форм и методов проверки и аудиторское заключение, которое выдается аудиторам по результатам проверки. Если же проверка проведена не качественно, то клиент может не оплачивать выполненную работу. Этот вопрос можно решить в досудебном порядке. Подать заявление можно в орган, выдавший лицензию на проведения аудита или в Арбитражный суд. Для проведения аудита необходимо заключать договор на проведение аудиторских услуг, в котором должны быть обязательства клиента по оплате аудиторских услуг, в независимости от выводов, содержащихся в аудиторском заключении. Факт выполнения аудиторской проверки подтверждается аудиторским заключением. Руководства и регулирование аудиторской деятельности в РФ возложено на Комиссию при Президенте РФ. Это коллегиальный орган, который организует, в первую очередь, защиту интересов государства, затем экономических субъектов, потом аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторская проверка проводится с использованием аудиторских стандартов, которые разработаны на основе международных стандартов (МСА) и с учетом российского менталитета.
Особенность РФ: стандарты издаются не профессиональными организациями, а Минфином, ЦБ и Федеральной службой РФ по надзору за страховой деятельностью.
Осуществляется по трем уровням:
1.Государственное регулирование осуществляется ФЗ об аудиторской деятельности РФ, принят 27.08.2001 г. В соответствии с этим законом создан федеральный орган для регулирования аудиторской деятельности, а также оговариваются условия деятельности аудиторских организаций и отдельных аудиторов на территории РФ. Негосударственное регулирование осуществляется профессиональными аудиторскими объединениями, в компетенцию которых входит проверка деятельности аудиторов и аудиторских фирм.
2.Система нормативного регулирования с применением аудиторских стандартов. Стандарты должны помочь российским аудиторам конкурировать с иностранными аудиторами.
3.Регулирование аудиторской деятельности с помощью нормативных документов, договоров и соглашений.
⇐ Предыдущая123Следующая ⇒
Вопрос 2. Законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации
Государственное регулирование аудиторской деятельности можно условно разделить на 4 уровня:
1. Федеральные законы - ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., ФЗ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» - определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.
2. Подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) - устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др., устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФО) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций.
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) - определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти - принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации аудиторской деятельности, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.
Негосударственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании следующих документов:
1. Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики - определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФПСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются саморегулируемыми организациями, обязательны для применения исключительно членами таких СРО.
2. Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД. Детализируют требования ФПСАД, устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг. Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, применяются в соответствии с внутренними требованиями
Вопрос 6. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 18 307-ФЗ)
СРОА устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций - членов СРОА и аудиторов - членов СРОА
Требования к членству аудиторских организаций в СРОА:
1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением ОАО, ГУП, МУП;
2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее 3;
3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;
5) безупречная деловая репутация;
6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРОА.
Требования к членству аудиторов в СРОА:
1) наличие квалификационного аттестата аудитора;
2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;
3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРОА;
5) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для индивидуального аудитора.
Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной СРОА.
Вопрос 1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: субъекты регулирования, функции государственного регулирования, обеспечение общественных интересов в аудиторской деятельности 2
Вопрос 2. Законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации 3
Вопрос 3. Стандарты аудиторской деятельности: виды, значение, порядок разработки и утверждения, условия применения 4
Вопрос 4. Совет по аудиторской деятельности: функции и полномочия, состав, рабочий орган Совета, сведения о деятельности Совета (ст. 16 307-ФЗ) 6
Вопрос 5. Саморегулируемая организация аудиторов: условия создания, органы управления, функции, права и обязанности (ст. 17 307-ФЗ) 7
Вопрос 6. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 18 307-ФЗ) 10
Вопрос 7. Квалификационный аттестат аудитора: порядок получения, основания и порядок аннулирования (ст. 11, 12 307-ФЗ) 11
Вопрос 8. Реестр аудиторов и аудиторских организаций: понятие, порядок ведения и опубликования, обязанность по изменению сведений об аудиторской организации и аудиторе в реестре (ст. 19) 12
Вопрос 9. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций: административная, гражданско-правовая и уголовная 13
Вопрос 10. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, осуществляемые саморегулируемыми организациями аудиторов и уполномоченным федеральным органом: перечень, порядок применения, правовые последствия для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (ст. 20 307-ФЗ) 15
Вопрос 11. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов: предмет контроля, форма контроля, порядок проведения (ст. 22 307-ФЗ) 17
Вопрос 1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: субъекты регулирования, функции государственного регулирования, обеспечение общественных интересов в аудиторской деятельности
Субъекты регулирования аудиторской деятельности в РФ:
· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности);
· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору);
· совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
· саморегулируемые организации аудиторов (некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности).
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются (ст. 15 307-ФЗ):
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных НПА, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим ФЗ;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;
5) иные предусмотренные 307-ФЗ функции.
В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности (САД) (ст. 16 307-ФЗ).
САД осуществляет следующие функции:
1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных НПА, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3) одобряет порядок разработки проектов ФСАД правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
4) оценивает деятельность СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6) рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
7) осуществляет в соответствии с настоящим ФЗ и положением о САД иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритании) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.
В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.
Функции федерального органа осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.
Основные функции уполномоченного федерального органа:
издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;
ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
Свет по аудиторской деятельности:
принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;
осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.
В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.
Из основных функций уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.
Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.
Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.
(ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности")
1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.
1. В комментируемой статье говорится, согласно ее названию, о государственном регулировании аудиторской деятельности, а по сути - об уполномоченном федеральном органе. Сокращение "уполномоченный федеральный орган" введено в ч. 5 ст. 9 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.
Следует отметить, что первоначально Указом Президента РФ 1993 г. об аудите (п. 4) в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в России была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КпАД при Президенте РФ). Как предусматривалось в п. 19 Временных правил аудита 1993 г., утв. данным Указом, положение о названной Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. Соответственно, распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации"*(112) были утверждены Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и состав указанной Комиссии. Названным Положением определялось, что КпАД при Президенте РФ является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
КпАД при Президенте РФ упразднена, как и ряд других органов Указом Президента РФ от 25 апреля 2001 г. N 463 "Об упразднении ряда совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации"*(113) в целях упорядочения работы совещательных и консультативных органов при Президенте РФ. В связи с этим Указом Президента РФ от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"*(114) наряду с прочим признано утратившим силу и названное распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП.
Практически одновременно с этим упразднением завершилась работа над принятием Закона 2001 г. об аудите, в п. 1 ст. 18 которого устанавливалось, что функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Во исполнение данного полномочия постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России, определен Минфин России.
В пункте 1 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите также устанавливалось, что положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ. Однако данное правило не повлекло внесения изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации"*(115). Позднее в рамках проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(116) реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти издано постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"*(117), в п. 1 которого установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая в том числе область аудиторской деятельности.
В принятом чуть позже постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"*(118) (п. 2) указано, что Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Этим же постановлением утверждено новое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое действует и в настоящее время. Согласно общим положениям данного документа (в ред. постановления Правительства РФ от 30 января 2008 г. N 42*(119) Минфин России:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы (п. 1);
осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (п. 2);
руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также названным Положением (п. 3);
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень основных функций государственного регулирования аудиторской деятельности. Иначе говоря, определен перечень основных функций уполномоченного федерального органа. Аналогичный перечень, содержавшийся в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите, так и обозначался - основные функции уполномоченного федерального органа. Разумеется, этот перечень претерпел существенные изменения, предопределенные новой концепцией комментируемого Закона.
В отношении конкретных позиций перечня, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.
Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности (п. 1).
Данная функция уполномоченного федерального органа в Законе 2001 г. об аудите непосредственно не определялась, но с очевидностью подразумевалась, о чем свидетельствуют названные выше акты Правительства РФ, которыми регламентирована деятельность Минфина России. В названном выше постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 прямо установлено, что в основные задачи Минфина России входит выработка единой государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
Комментируемый Закон предусматривает участие СпАД в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Так, согласно п. 1 ч. 2 его ст. 16 в функции СпАД входит рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности. На участие СРО аудиторов в этом процессе данный Закон непосредственно не указывает, но, как предусмотрено в п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона о СРО, СРО наряду с прочим имеет право вносить на рассмотрение органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования.
Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (п. 2).
Речь идет об издании нормативных правовых актов, прежде всего тех, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности. Среди таких актов прямо названы ФСАД, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Разработка и утверждение ФСАД регламентированы комментируемым Законом, как представляется, на достаточном уровне (см. комментарий к ст. 7 Закона), чего нельзя сказать в отношении правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Как говорилось в комментарии к ст. 8 Закона, о требованиях к такому нормативному правовому акту в комментируемом Законе ничего не говорится. Законом 2001 г. об аудите издание такого нормативного правового акта не предусматривалось.
В пункте 2 ч. 2 комментируемой статьи указано также на издание иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных комментируемым Законом. Непосредственно данным Законом предусмотрено издание уполномоченным федеральным органом нормативных правовых актов по таким вопросам, как: порядок проведения квалификационного экзамена, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена (ч. 2 ст. 11);
порядок создания ЕАК, проводящей квалификационный экзамен (ч. 4 ст. 11); порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма (ч. 7 ст. 11); положение о СпАД и положение о рабочем органе СпАД (ч. 17 ст. 16); порядок, сроки и форма сообщения в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов о дополнительных требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею КПЭА (п. 3 ч. 7 ст. 17); порядок, сроки и форма представления в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов отчета об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность (п. 4 ч. 7 ст. 17); порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений (ч. 3 ст. 19); порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов (ч. 6 ст. 22).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона СпАД рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом. О понятии нормативных правовых актов и о порядке их издания Минфином России см. комментарий к ст. 2 Закона.
Ведение госреестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 3).
Ведение госреестра СРО аудиторов регламентировано в ст. 21 комментируемого Закона, в ч. 1 которой и установлено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Ведению контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций посвящена ст. 19 данного Закона, в ч. 2 которой предусмотрено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Следует отметить, что в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите говорилось о том, что в функции уполномоченного федерального органа входит ведение госреестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, АПАО и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам (см. комментарий к ст. 19 и 21 Закона).
Анализ состояния рынка аудиторских услуг в России (п. 4).
О данной функции в других статьях комментируемого Закона ничего не говорится. В Законе 2001 г. об аудите об этой функции вообще не упоминалось. Вместе с тем в п. 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что в полномочия Минфина России входит обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Иные предусмотренные комментируемым Законом функции (п. 5).
Перечень основных функций уполномоченного федерального органа сформулирован в ч. 2 комментируемой статьи как открытый, в то время как в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите соответствующий перечень был определен как исчерпывающий. Среди основных функций уполномоченного федерального органа, предусмотренных комментируемым Законом и не поименованных в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить такие, как: осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона (см. комментарий к ст. 10 Закона); создание ЕАК, проводящей квалификационный экзамен, и организация ее деятельности (см. комментарий к ст. 11 Закона); создание СпАД и организация его деятельности (см. комментарий к ст. 16 Закона); взаимодействие с СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 17 Закона); осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 22 Закона).