Связанные стороны и взаимозависимые лица (Гришаева В.). Информация о «связанных сторонах

На смену ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» в 2008 году пришел новый стандарт - ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденный приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н. По просьбе наших читателей представляем комментарий к этому документу.

Кто является связанными сторонами

Для организации связанными сторонами являются юридические и физические лица, которые могут влиять на ее деятельность, а также те, на деятельность которых способна оказывать влияние сама организация (п. 4 ПБУ 11/2008):

  • аффилированные лица (согласно определению, содержащемуся в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»);
  • организации и предприниматели, с которыми фирма ведет совместную деятельность;
  • негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах сотрудников организации или сотрудников фирмы, являющейся ее связанной стороной.

Пункт 10 ПБУ 11/2008 предписывает раскрывать информацию отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон:

  • основного хозяйственного общества (товарищества);
  • дочерних организаций;
  • преобладающих (участвующих) обществ;
  • зависимых организаций;
  • участников совместной деятельности;
  • основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Отношения между связанными сторонами

Информация о связанных сторонах подлежит раскрытию в пояснительной записке согласно ПБУ 11/2008, когда их отношения можно определить как «значительное влияние» или «контроль». О значительном влиянии речь можно вести тогда, когда связанная сторона участвует в принятии решений организации, например, участвуя в уставном (складочном) капитале, на основании положений учредительных документов или заключенного соглашения, участвуя в наблюдательном совете (при этом она не контролирует компанию).

Контроль над организацией - это возможность определять ее решения. Такое бывает в двух случаях:

  • когда принадлежащие юридическому (физическому) лицу голосующие акции (доля в уставном (складочном) капитале) составляют более 50 процентов. Например, головная и дочерняя компании: головная всегда определяет решения «дочки»;
  • когда юридическое (физическое) лицо распоряжается более чем 20 процентами голосующих акций (долей в уставном (складочном) капитале, превышающей 20 процентов), определяя при этом решения, принимаемые компанией.

Информация, которую нужно раскрывать

Объем раскрываемой информации зависит от того, были ли операции между организацией и связанным лицом и каков характер их взаимоотношений, если операций не было.

Операциями со связанной стороной могут быть:

  • купля-продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов;
  • предоставление и получение в аренду имущества;
  • финансовые операции, в том числе предоставление займов;
  • внесение вкладов в уставные (складочные) капиталы;
  • предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств (залогов, гарантий, поручительств).

Сведения нужно сообщать по любым сделкам, даже в случае, если эти сделки безвозмездные.

1. Операции были. По каждой связанной стороне нужно раскрыть, как минимум, такую информацию:

  • характер отношений;
  • виды операций и их объемы (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимость не завершенных на конец отчетного периода операций;
  • условия и сроки завершения расчетов по операциям и их форму;
  • размер резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года;
  • величину списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • величину долгов, нереальных для взыскания (в том числе за счет резерва).

Методы, которые использовались при определении цены сделки, описывать больше не нужно.

2. Операций не было. Если связанная сторона (юридическое или физическое лицо) контролирует организацию, организация контролирует связанную сторону (юридическое лицо) или организация и связанная сторона находятся под контролем одного и того же лица или группы лиц, - нужно описать характер отношений со связанной стороной.

3. Операций не было. Если связанная сторона (юридическое или физическое лицо) оказывает значительное влияние на организацию, организация оказывает значительное влияние на связанную сторону (юридическое лицо) или организация и связанная сторона находятся под значительным влиянием одного и того же лица или группы лиц, - раскрывать информацию о связанной стороне не нужно.

Информация об управленческом персонале

Одной из связанных сторон организации является ее основной управленческий персонал. Это генеральный директор и его заместители, члены правления, члены совета директоров и должностные лица компании, которые осуществляют планирование, руководство и контроль деятельности компании. В составе информации о связанных сторонах организация должна привести в пояснительной записке суммы краткосрочных и долгосрочных вознаграждений, причитающихся этим людям (п. 12 ПБУ 11/2008).

1. Краткосрочные - подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетного периода:

  • заработная плата за отчетный период;
  • налоги и взносы, начисленные на заработную плату;
  • оплата ежегодного отпуска;
  • оплата лечения и медицинского обслуживания;
  • оплата коммунальных услуг и т. п.

2. Долгосрочные - подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:

  • платежи (взносы) по договорам добровольного страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • платежи, связанные с обеспечением пенсии и других социальных гарантий по окончании трудовой деятельности;
  • вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе.

Кому применять ПБУ 11/2008

Действие прежнего ПБУ 11/2000 распространялось только на акционерные общества (кроме банков). Все малые предприятия имели право сведения о своих аффилированных лицах в отчетности не раскрывать.

Организаций, которые должны применять новое ПБУ 11/2008, значительно больше. Это все коммерческие компании независимо от формы собственности (кроме банков). Что касается малых предприятий, то они теперь могут не раскрывать сведения о связанных сторонах только при условии, что они не должны быть обязанными публиковать свою бухгалтерскую отчетность (на основании закона, учредительных документов или собственной инициативы).

Е. Цивилева,
главный редактор Приложения

Источник материала -

Данный стандарт обязателен для применения коммерческими организациями (за исключением кредитных), в то время как предыдущий стандарт применялся только акционерными обществами (кроме кредитных организаций). На это указано в п. 1. Так что теперь расширен круг лиц, вынужденных применять этот стандарт, фактически это все организации. Но, как и ранее, малые предприятия избавлены от такой обязанности.

Новое ПБУ, как и отмененное, не применяется при формировании внутренней отчетности, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, для кредитных организаций и иных специальных целей.

В отмененном ПБУ 11/2000 содержалось положение о том, что оно применяется также акционерными обществами (в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ) при составлении сводной бухгалтерской отчетности. В новом документе это положение отсутствует. Соответственно, отсутствуют и ранее имеющие место требования, относящиеся к формированию сводной отчетности.

В ПБУ 11/2008 дано определение связанных сторон (п. 4). Связанные стороны – это юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых такая организация способна оказывать влияние. Кроме того, определены три категории. Рассмотрим их. Итак, связанными лицами могут являться:

1) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отмененном ПБУ 11/2000 под аффилированными лицами понимались юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон этот действует по сей день, и в ст. 4 данного документа приведено определение аффилированных лиц: это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Так что в этой части особых изменений не произошло;

2) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;

3) организация, составляющая отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей отчетность.

По сравнению с прошлым стандартом в п. 5 ПБУ 11/2008 уточнено, какие именно операции являются операциями между связанными сторонами. Это не просто любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств, как прежде, а «любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления)».

В п. 5 приведен перечень операций. Он очень мало отличается от своего предшественника: приобретение и продажа товаров, работ, услуг, имущества, сдача в аренду, финансовые операции и т.д. Теперь в списке отсутствует упоминание о передаче НИОКР, а вместо гарантий и залогов внесена фраза об обеспечении обязательств. Список, как и ранее, открытый, поэтому данные расхождения не имеют особого значения.

Перечень случаев, при которых информация должна раскрываться, указан в п. 6 и не претерпел никаких отличий:

– организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
– организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
– организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние одним и тем же юридическим и (физическим) лицом или группой лиц.

Прежними остались и критерии контроля, однако имеют место некоторые технические правки, связанные с расшифровкой понятия контроля. Так, связанная сторона не просто контролирует другое лицо, как раньше, а имеет «возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего» (п. 7). Прежде такие подробности отсутствовали.

Ранее речь шла о возможности распоряжаться (непосредственно или через дочерние общества) более чем 50% голосующих акций АО (уставного, складочного капитала ООО). Теперь формулировка стала шире и звучит так: лицо имеет в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Как видим, теперь упомянуто получение полномочий от других лиц и охвачены все разновидности юридических лиц.

А вот второй критерий не претерпел никаких изменений: право распоряжаться (непосредственно или через дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица, и возможность определять принимаемые решения.

Неизменным осталось и объяснение того, что такое значительное влияние (п. 8): это когда предприятие имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Добавлен лишь комментарий, не меняющий в общем-то сути дела. Это открытый перечень причин такого влияния («значительное влияние может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств»).

Как и прежде, перечень связанных сторон устанавливается организацией самостоятельно. Также сохранено без изменения положение, в соответствии с которым показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, кроме случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций на отчетность организации. По-прежнему информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом (п. 14). И по-прежнему построение аналитического учета должно обеспечивать формирование необходимой информации (п. 15).

В прежнем ПБУ 11/2000 содержалось требование, что «информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям... были понятны характер и содержание отношений и операций». В новом стандарте эта фраза отсутствует, но зато существенно расширен минимальный набор информации, которая должна быть отражена в отчетности по каждой связанной стороне (п. 10). Кроме уже ранее имеющихся показателей (характер отношений, виды и объемы операций, стоимостные показатели по незавершенным операциям) добавлены следующие:

– условия, форма и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям;
– величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
– величина списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Однако в списке обязательной информации больше не значатся сведения об использованных методах определения цен по каждому виду операций.

В п. 11 перечислены группы лиц, по которым указанная выше информация подлежит обязательному раскрытию. Это:

– основное хозяйственное общество (товарищество);
– дочерние, преобладающие (участвующие) и зависимые хозяйственные общества;
– участники совместной деятельности;
– основной управленческий персонал отчитывающейся организации (руководители, их заместители, члены исполнительного органа и совета директоров, иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации);
– другие связанные стороны.

При этом организация обязана раскрыть информацию о вознаграждениях основному управленческому персоналу в совокупности и по различным видам выплат, а именно:

– краткосрочные вознаграждения (выплата в течение отчетного периода и 12 месяцев после него). В эту категорию входит оплата труда в денежной и натуральной форме, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи, ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п.;
– долгосрочные вознаграждения (выплата по истечении 12 месяцев после отчетной даты). В эту категорию входят вознаграждения по окончании трудовой деятельности, в том числе платежи по договорам добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, предоставляющие социальные гарантии управленческому персоналу по окончании трудовой деятельности, вознаграждения в виде опционов, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале, выплаты на их основе, а также иные вознаграждения.

Таких подробных инструкций в прежнем ПБУ 11/2000 не было.

Новый стандарт, как и прежний, предусматривает, что (п. 13) если юридическое (физическое) лицо контролирует другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же лицом, то характер отношений между ними описывается в отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними. В этом отношении никаких изменений не произошло.

Следует отметить, что в целом ПБУ 11/2008 является более логичным стандартом по сравнению с ранее действовавшим, однако данный документ требует некоторых доработок в части определений и конкретизации понятий, а также раскрытия информации. Так, не совсем ясно, каким образом необходимо раскрывать информацию о связанных сторонах в случае составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности и требуется ли раскрывать операции со связанными сторонами в разрезе дочерних компаний. Остается непонятен механизм определения прямого или косвенного влияния организации через одного или нескольких посредников. Необходима конкретизация требования к раскрытию информации об операциях в случае, если компания является участником совместной деятельности.

Несмотря на то, что ПБУ 11/2008 было разработано в соответствии с МСФО 24, российский стандарт заметно отличается от своего прототипа.

В частности, согласно МСФО 24 к связанным сторонам относятся отчитывающаяся организация и близкие родственники аффилированных лиц (владельцев компании и основного управленческого персонала), юридические лица, которые находятся под контролем или влиянием близких родственников владельцев компании и основного управленческого персонала.

Близкие родственники – это те, кто потенциально может влиять на указанных физических лиц или оказываться под их влиянием в процессе деловых отношений с отчитывающейся компанией.

В перечень связанных сторон, приведенный в ПБУ 11/2008, близкие родственники владельцев и руководителей компании не включены.

На основании МСФО 24 связанными являются стороны, которые осуществляют совместный контроль над третьим юридическим лицом. В этом случае организации заключают соглашение о проведении совместного контроля за экономической деятельностью компании и распределяют между собой права контроля. Российский стандарт не признает связанными сторонами организации, которые осуществляют совместный контроль.

Кроме того, трактовка понятий «контроль» и «значительное влияние» в ПБУ 11/2008 отличается от аналогичных определений МСФО 24.

В соответствии с международными стандартами контроль за деятельностью компании может быть обеспечен только в случае владения контрольным пакетом акций, то есть участие в уставном капитале должно быть свыше 50%. Владение же существенной частью акций компании (от 20 до 50%) может обеспечить лишь значительное влияние, но не контроль над деятельностью компании. В ПБУ 11/2008 владение долей в уставном капитале свыше 20% расценивается как контроль, а менее 20% – как наличие значительного влияния.

Судя по всему, Министерство финансов решило взять под особый контроль хозяйственную деятельность всех крупных компаний, а заодно расширить и «подконтрольную» категорию представителей малого бизнеса. Подтверждением тому является принятие нового ПБУ 11/2008 «О связанных сторонах», во многом ужесточающего требования по раскрытию информации по сравнению с ранее действующим Положением.

Сейчас уже никого не удивляет присутствие на рынке таких структур, как холдинги и группы компаний. Зачастую корпорации ведут несколько видов деятельности. Преимущества диверсифицированного бизнеса очевидны. Ведение бухгалтерского и налогового учета в подобных структурах также имеет свою специфику. До недавнего времени к бухгалтерской отчетности корпораций предъявлялись требования, установленные ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах». Однако некоторое время назад Министерство финансов сочло данный документ неактуальным. В результате были подготовлены изменения, которые нашли отражение в новом Положении. Приказом Минфина от 29 апреля 2008 года № 48н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008, далее – Положение). Данное Положение отменяет действовавшее ранее и вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

ПБУ 11/2008 устанавливает требования к содержанию бухгалтерской отчетности, подготавливаемой структурами холдингового типа. Например, компаниями, у которых один учредитель. Также при составлении балансов данным стандартом должны руководствоваться аффилированные (взаимозависимые) лица.

По сравнению с ПБУ 11/2000 новое Положение содержит ряд нововведений. При этом часть положений предыдущего стандарта навсегда осталась в прошлом, а часть несколько трансформировалась. Но обо всем по порядку.

Что нового?

На первый взгляд, новое положение не слишком сильно отличается от старого. Оно также содержит 15 пунктов и 2 раздела. Однако их содержание претерпело значительные изменения. Рассмотрим первый раздел «Общие положения».

Сразу отметим, что ПБУ вместо понятия «аффилированные лица» введен термин «связанные стороны». Также с при разработке нового Положения расширена целевая аудитория. Если ПБУ 11/2000 было предназначено только для акционерных обществ, то новое Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (п. 1 ПБУ 11/2008).

Субъектов малого предпринимательства, которых прежнее Положение никак не касалось, финансисты также не обошли стороной. Новое ПБУ они также могут не применять (п. 3), однако теперь этой возможности не удостоены субъекты, которые полностью или частично обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность.

Пунктом 4 ПБУ 11/2008 установлены случаи, когда юридические и физические лица являются связанными сторонами. Теперь это не только аффилированные лица в соответствии с действующим законодательством, но и участники совместной деятельности. Также связанными сторонами признаются фирма и негосударственный , действующий в интересах ее работников либо связанного с ней юридического лица.

Согласно пункту 5 Положения, операцией между связанными сторонами считается любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления). Перечень таких операций несколько изменен. В частности, передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ больше не входит в него.

Коснулось ПБУ 11/2008 и такого понятия, как «значительное влияние». Оно может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и при других обстоятельствах. Напомним, что ранее такие разъяснения отсутствовали.

Отметим также, что с 2008 года связанные стороны лишены права не раскрывать определенную информацию о произведенных между ними операциях. Пункт 9 ПБУ 11/2000, которым было установлено данное право, стал частью истории. Также холдинговые структуры лишили полномочий по установлению перечня аффилированных лиц, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Минимум раскрываемой информации по операциям, проведенным со связанными сторонами, в целом остался прежним (п. 10 Положения). Минфин избавил фирмы от необходимости отчитываться за использованные методы определения цен по каждому виду операций. Взамен этого введены новые обязанности по раскрытию следующей информации: условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов; величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода; величина списанных долгов, нереальных ко взысканию. Также отмечается, что показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Однако это делать запрещено, если их обособленное раскрытие необходимо для понимания влияния данных операций.

Новым Положением установлено, что вышеописанная информация должна раскрываться отдельно для каждой из групп связанных сторон. К этим группам относятся: основное хозяйственное общество (товарищество); дочерние фирмы; преобладающие (участвующие) компании; зависимые организации и участники совместной деятельности. Также к ним относится основной управленческий персонал − руководители (), их заместители, члены совета директоров (наблюдательного совета), а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью.

Возможно, самым неприятным нововведением для корпораций является обязанность раскрывать информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых лицам, влияющим на политику компании и принимающим стратегические решения. Данную информацию необходимо отражать в отчетности в совокупности и отдельно по каждому из следующих видов выплат: краткосрочные вознаграждения – суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда, налоги, и другие платежи в пользу управленческого персонала); долгосрочные вознаграждения – суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты (премии по окончании трудовой деятельности, бонусы в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия и прочие).

Прежде информацию о материнских и дочерних структурах, учредителях, топ-менеджерах раскрывали в бухгалтерской отчетности только акционерные общества. С принятием нового ПБУ 11/2008 такая обязанность появилась практически у всех организаций. Какие сведения и о ком нужно указывать пояснительной записке?

Годовую отчетность за 2008 год нужно будет составлять с учетом требований ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденного приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н. Этот документ пришел на смену ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах».

Кто должен применять новое ПБУ

Действие прежнего ПБУ 11/2000 распространялось только на акционерные общества (кроме банков). Причем все малые предприятия имели право не раскрывать в отчетности сведения о своих аффилированных лицах.

Круг организаций, которые должны применять новое ПБУ 11/2008 значительно шире. Его действие распространяется на все коммерческие компании независимо от формы собственности. Кредитные организации по-прежнему в числе исключений. Как и субъекты малого бизнеса. Только вот последние теперь могут не раскрывать сведения о связанных сторонах при соблюдении одного условия. Они не должны быть обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность на основании закона, учредительных документов или делать это по собственной инициативе.

Кто является связанными сторонами

Для организации связанной стороной будут юридические и физические лица, которые могут влиять на ее деятельность. А также те, на деятельность которых она способна оказывать влияние. В пункте 4 ПБУ 11/2008 сказано, что связанными сторонами компании могут быть:

– организации и предприниматели, с которыми она ведет совместную деятельность;

– негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах сотрудников самой компании или персонала организации, которая является ее связанной стороной.

Связанные стороны, так же как и аффилированные лица прежде, попадают в поле зрения ПБУ 11/2008, когда их отношения носят характер значительного влияния или контроля. Именно о таких связанных сторонах организация должна будет раскрыть информацию в пояснительной записке.

Связанные стороны попадают в поле зрения ПБУ 11/2008, когда их отношения носят характер значительного влияния или контроля

Контроль над организацией – это возможность определять ее решения. Речь о контроле идет в двух случаях. Первый – когда принадлежащие юридическому (физическому) лицу голосующие акции или доля в уставном (складочном) капитале составляют более 50 процентов. Это, например, отношения головной компании и дочерней: первая всегда определяет решения, принимаемые последней.

Второй – когда юридическое (физическое) лицо распоряжается более чем 20 процентами голосующих акций или же долей в уставном (складочном) капитале, превышающей 20 процентов, и при этом определяет решения, принимаемые компанией.

Значительное влияние имеет место, когда связанная сторона участвует в принятии решений организации, но не определяет их, то есть не контролирует компанию. В новом документе поясняется, что значительное влияние связанной стороны может быть основано, например, на участии в уставном (складочном) капитале, положениях учредительных документов или заключенного соглашения, участии в наблюдательном совете. Прежде таких пояснений не было.

Какую информацию нужно раскрывать

Объем раскрываемой информации зависит от наличия операций между организацией и связанным лицом и характера их взаимоотношений

Сообщать сведения нужно по любым сделкам, связанным с передачей или поступлением активов, оказанием или потреблением услуг, возникновением или прекращением обязательств. Причем даже в том случае, если эти сделки безвозмездны. Такое уточнение сделал Минфин России в тексте нового ПБУ 11/2008.

Так операциями со связанной стороной, в частности, могут быть:

– купля-продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов;

– аренда имущества и предоставление его в аренду;

– финансовые операции, включая предоставление займов;

– внесение вкладов в уставные (складочные) капиталы;

– предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств (скажем, залогов, гарантий, поручительств).

Объем раскрываемой информации зависит от наличия операций между организацией и связанным лицом и характера их взаимоотношений

В новом ПБУ 11/2008 несколько изменен список той минимальной информации, которую нужно раскрыть о сделках. Так, методы, которые использовались при определении цены сделки, описывать больше не нужно.

В тоже время теперь необходимо будет раскрывать информацию об условиях и сроках осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также о форме расчетов. Кроме того, в пояснительной записке нужно будет указывать размер резервов по сомнительным долгам и суммы списанной «дебиторки» и других долгов (в том числе за и счет резерва).

Пункт 10 ПБУ 11/2008 предписывает раскрывать информацию отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон:

– основного хозяйственного общества (товарищества);

– дочерних организаций;

– преобладающих (участвующих) обществ;

– зависимых организаций;

– участников совместной деятельности;

– основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Последняя группа связанных сторон заслуживает особого внимания.

Что сообщить про управленческий персонал

Как мы уже сказали, одной из связанных сторон организации является ее основной управленческий персонал. Это генеральный директор и его замы, члены правления, члены совета директоров, а также другие должностные лица компании, которые осуществляют планирование, руководство и контроль над деятельностью организации.

В пояснительной записке нужно приводить суммы вознаграждений, причитающихся основному управленческому персоналу

Пункт 12 нового ПБУ 11/2008 обязывает организации в составе информации о связанных сторонах приводить в пояснительной записке суммы краткосрочных (подлежащих выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после) и долгосрочных (подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты) вознаграждений, причитающихся этим сотрудникам. Нужно указывать общий размер вознаграждений в разрезе следующих видов выплат:

Вид выплат в пользу основного управленческого персонала

Краткосрочные вознаграждения:

Долгосрочные вознаграждения:

– заработная плата за отчетный период;
– налоги и взносы, начисленные на заработную плату;
– оплата ежегодного отпуска;
– оплата лечения, медицинского обслуживания;
– оплата коммунальных услуг и т. п. платежи

– платежи (взносы) по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения);
– платежи, направленные на обеспечение пенсии и других социальных гарантий по окончании трудовой деятельности;
– вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе

В последние годы изменения законодательства были направлены в том числе и на сближение бухгалтерского и налогового учетов. Вместе с тем ведение налогового учета кардинально отличается от бухгалтерского. В целях исключения негативных последствий для организации необходимо знать все тонкости различий. Определим критерии разграничения понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица".

Аффилированное лицо

Состав понятия "зависимость (взаимозависимость) юридических лиц" применяется во многих отраслях права. В частности, в ГК РФ используются понятия "дочернее и основное общества" (ст. 105), "зависимое и преобладающее (участвующее) общества" (ст. 106). Наряду с этим в законах об отдельных видах хозяйственной деятельности используется понятие "аффилированное лицо".
Понятие "аффилированное лицо" определяется в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Так, согласно положениям ст. 4 названного Закона аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно Закону N 948-1 аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Связанные стороны в бухгалтерском учете

Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н (далее - ПБУ 11/2008), обязывает раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности организации. Кроме того, ПБУ 11/2008 требует, чтобы акционерные общества включали в свою бухгалтерскую отчетность сведения о связанных сторонах. При этом понятие "связанная сторона" в ПБУ 11/2008 раскрывается, в частности, и через понятие "аффилированное лицо". Так, связанными сторонами ПБУ 11/2008 признает юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Такими лицами могут являться аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ; лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией; негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Итак, связанными сторонами являются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Закрытый перечень лиц, которые могут быть признаны связанными сторонами, приведен в п. 4 ПБУ 11/2008. К таковым относятся:
- аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ;
- лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией. Понятие совместной деятельности установлено, в частности, МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", утв. Приказом Минфина России от 18.06.2012 N 106н. Так, согласно абз. 5 п. 3 названных МСФО совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон;
- негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Следует заметить, что согласно п. 6 ПБУ 11/2008 обязанность раскрывать информацию о связанных сторонах возникает у организации только в строго определенных случаях, а именно если:
- такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
- такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
- такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом (одной и той же группой лиц).
Таким образом, представляется, что даже при наличии у организации связанных сторон информация о них раскрывается не в каждом случае, а только в перечисленных. При этом каждый критерий раскрытия информации основан на определении степени влияния связанной стороны на организацию (организации на связанную сторону, третьих лиц на организацию и связанную сторону).
В пункте 7 ПБУ 11/2008 раскрываются критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо. Так, на основании указанного пункта юридическое лицо и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо (имеют возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в целях получения экономической выгоды от деятельности последнего), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:
- более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества) в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе), либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц;
- одновременно право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.
В пункте 8 ПБУ 11/2008 приведены критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо. Согласно названному пункту юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеют возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролируют его (например, в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств).
Исходя из системного толкования положений ПБУ 11/2008, информацию о связанных сторонах, перечисленных в п. 4 ПБУ 11/2008, надлежит раскрывать в случаях, перечисленных в п. 6 ПБУ 11/2008 при условии соответствия связанных сторон критериям, перечисленным в п. п. 7 и 8 ПБУ 11/2008, и при условии, что в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами.
Следует отметить, что согласно п. 13 ПБУ 11/2008, если юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Взаимозависимые лица в НК РФ

В налоговом законодательстве используется понятие "взаимозависимое лицо". Оно раскрывается в ст. 105.1 НК РФ. Так, на основании п. 1 указанной статьи, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.
В пункте 2 ст. 105.1 НК РФ перечислены основания, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Итак, для целей налогообложения взаимозависимыми лицами являются:
- организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
- физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
- организации, в случае если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
- организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными), имеющие полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
- организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными);
- организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с их супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными;
- организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
- организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
- организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
- физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
На основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Как видно, основным критерием для признания лиц взаимозависимыми признается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. Данный критерий используется также и при определении связанных сторон и аффилированных лиц.
Вместе с тем взаимозависимое лицо включается в перечень взаимозависимых лиц, указываемый в уведомлении о контролируемых сделках, предоставляемом в контролирующий орган, исключительно в случае, если в отчетном периоде с таким взаимозависимым лицом заключались контролируемые сделки.
Заметим, что понятие "аффилированное лицо" напрямую не используется в НК РФ, однако некоторые признаки взаимозависимых лиц, указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, совпадают с признаками аффилированных лиц, изложенными в ст. 4 Закона N 948-1. Таким образом, на практике взаимозависимое лицо нередко одновременно может являться и аффилированным.

Что в итоге?

На основании проведенного анализа понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица" приходим к выводу о том, что названные понятия, безусловно, являются взаимосвязанными, однако не являются идентичными.
Вместе с тем при использовании названных категорий следует учитывать, что признание лица связанной стороной общества не во всех случаях означает признание лица взаимозависимым с обществом, так же как и признание лица взаимозависимым с обществом не во всех случаях означает, что данное лицо является связанной стороной общества.
В каждом конкретном случае для каждой конкретной организации следует отдельно применять признаки взаимозависимости и связанности, учитывая при этом, что каждое взаимозависимое лицо организации может являться (но не обязательно) связанной стороной организации, а каждая связанная сторона организации может являться (но не обязательно) взаимозависимым лицом организации.
А перечень взаимозависимых лиц, указанный в уведомлении о контролируемых сделках, может существенно отличаться от перечня связанных сторон, указанного в пояснительной записке, составляемой при формировании бухгалтерской отчетности организации.