Налоговая система представляет собой совокупность всех взимаемых в государстве налогов, а также формы и методы их определения, методы исчисления и налоговый контроль.
В целом, исходя из сущности налогов, можно определить налоговую политику государства как составную часть его экономической политики, направленную на формирование налоговой системы, которая должна обеспечивать равное экономическое развитие страны и её регионов, учитывая интересы налогоплательщиков и социально-экономическое положение страны.
Если говорить про аспекты налогообложения государства, то понятие «налоговая система» будет являться базовым при их определении. Как и любая другая система, налоговая система состоит из отдельных частей. Они объединены общими признаками, целями и задачами, а также в определённой степени связаны друг с другом. Важнейший её элемент, видимый в первую очередь - это совокупность взимаемых с юридических и физических лиц различных налогов, сборов, пошлин как инструмент как инструмент для выполнения различных бюджетных функций. Но налоговая система - это сложный механизм. Государство организовывает налоговые отношения своей политикой. Поэтому на налоговую систему очень сильно влияет компетенция в этих вопросах государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их работы (в идеале - чёткой и слаженной) вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, а так же методы их исчисления и сбора. Отдельным, но немаловажным элементом налоговой системы, основой её эффективности, являются налоговые органы страны, организующие и осуществляющие работу по контролю за точностью, правильностью
исчисления налогов и их своевременной уплате
Налоговая система - это один из главных элементов рыночной экономики. С помощью налоговой системы государство воздействует на социальное и экономическое развитие страны, ставит приоритеты развития для её регионов.
В государстве должна существовать концепция развития налогообложения, определяющая содержание и направление налоговой политики. Она необходима для выравнивания налогового бремени по регионам и социальным группам, обеспечения притока инвестиций и способствования экономическому росту.
Главная цель налоговой политики - это обеспечение различных бюджетов финансовыми ресурсами. Можно сказать, что стабильное пополнение бюджетных доходов - основа роста экономики, повышения уровня благосостояния населения, решения насущных проблем общества.
Налоговую систему, конкретные методы построения и взимания налогов (элементы налогообложения) определяют соответствующие законодательные акты государства. Элементы налогообложения включают:
1) Субъект налога, или налогоплательщик, то есть тот, кто должен платить налог. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо.
2) Объект налогообложения - то, с которого налог начисляется
(прибыль, заработная плата, недвижимость и т.д.).
3) Источник налога - доход, используемый для уплаты налога.
4) Налоговая база - характеристика объекта налогообложения
(стоимостная, физическая или другая).
5) Налоговый период - период, в конце которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
6) Ставка налога - величина налагаемого налога на единицу измерения налоговой базы (например, денежная мера дохода, единица измерения продаваемого товара, единица земельной площади, и т.п.).
7) Порядок исчисления налога.
8) Порядок и сроки уплаты налога.
В настоящее время налоговая система страны должна отвечать следующим требованиям:
а) если доходы равны, они должны облагаться одинаково (в равных условиях их получения), если же условия разные, то с равных доходов должны взиматься разные налоги;
б) при равенстве получаемых доходов, на налогообложение не должны влиять вид деятельности (для граждан) и форма собственности (для предприятий);
в) должны умело комбинироваться различные способы налогообложения: подоходное, поимущественное и т.д.;
д) необходимо организовать систему налоговых льгот, дополняющую единую налоговую ставку. Льготы должны носить целевой и адресный характер, они должны действовать автоматически при выполнении указанных в законах условий.
Система налогообложения должна использовать накопленный страной опыт, и опираться на лучшие модели зарубежных стран, заимствовать подходящие принципы и модели.
Выделяются следующие принципы создания налоговых систем: принцип справедливости налогообложения; принцип определённости налогов (налогоплательщику должны быть понятны размер налогов, способ их исчисления и сроки уплаты); принцип удобства уплаты налогов; эффективность сбора налогов (недопустимо затрачивать непомерно большие суммы на сбор и обслуживание налоговой системы).
При определении справедливости налоговой системы можно рассмотреть следующие принципы:
1. Принцип горизонтального равенства налоговой системы. Оно обеспечивается в том случае, если налоговая система не дискриминирует людей (например, по вероисповеданию или национальности), и равные индивиды несут равную налоговую нагрузку. Естественно, в действительности одинаковых людей не существует. Поэтому необходимо определять, в каких случаях (при каких доходах, при каком образе жизни) люди могут считаться равными в вопросах налогообложения. При этом нужно учитывать социальные проблемы общества и необходимость перераспределения доходов.
2. Принцип вертикального равенства налоговой системы. Определенные категории налогоплательщиков, в зависимости от своих доходов или статуса, должны иметь больший или меньший уровень налоговых обязательств.
Есть и другая точка зрения на справедливость налогообложения. Утверждается, что номинальный уровень ставок может быть высоким, но должна присутствовать система льгот и дифференциаций в зависимости от получаемого дохода.
Однако в развитых странах в основном налоговые системы строятся на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Очень часто применяется и дифференциация налоговых ставок: как в прямой форме (например, прогрессивные ставки в зависимости от уровня доходов), так и в скрытой – через систему льгот и поощрений. Возможно применение обеих форм одновременно.
Так же в налоговой теории существует ряд частных принципов построения систем налогообложения. Он включает: принцип стабильности налогового законодательства, принцип обоснованности системы налоговых льгот, принцип однократности взимания налогов и др. В странах с федеративным типом государственного устройства особо необходим принцип единства налоговой системы: в общих чертах она должна быть едина на всей территории страны. Не должны формироваться индивидуальные налоговые политики для регионов, это нарушает целостность налогового пространства.
Все принципы построения налоговой системы существуют для эффективности налогообложения.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране и мире. В таком случае налоговую систему можно использовать как инструмент для активного и своевременного регулирования экономики. Классический пример такого применения налогообложения, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение последствий кризисов
Во время бурного подъёма экономики экономический рост сдерживается с помощью повышенного налогообложения, а в момент спада экономика стимулируется путем снижения налоговых ставок и предоставления различных льгот.
Если говорить о функциях налоговой системы, можно отметить, что ряд функций, которыми налоговая система обладает, происходит от объективных функций налогов. Прежде всего, разумеется, это фискальная функция. В различных источниках можно увидеть как упоминание фискальной функции как единственной, так и огромный список других функций. Это объясняется тем, что в настоящее время государство может с помощью налогов не только питать свой бюджет, но и в разных формах регулировать многие социально-экономические процессы. Упомянем основные функции.
1. Фискальная функция. Налоги обеспечивают доходы бюджетной системы страны и, естественно, эта их функция находится под особым вниманием и контролем со стороны государства. Его стремление к максимально возможному увеличению налоговых источников может привести к преобладанию важности фискальной функции в политике государства перед другими функциями и задачами налоговой политики.
2. Регулирующая функция. При помощи налогов и налоговой политики государство регулирует макроэкономические процессы, темпы экономического роста и прочее.
3. Распределительная функция. Через неё по стране распределяются и перераспределяются национальный доход, доходы физических и юридических лиц. Она может влиять так же на распределение капиталов и инвестиций.
4. Социальная функция. Включает в себя много аспектов. В странах, где социальная роль государства развита, за счёт налогов финансируются различные обязательства государства перед населением (например, здравоохранение, образование, пенсии и так далее). Работает через внутренние механизмы налоговых льгот и ставок (подоходного налога, налога на прибыль, НДС и прочих).
5. Стимулирующая функция (функция микроэкономического регулирования). Работает через систему льгот, поощрений, различные виды ставок (ограничивающие, заградительные) и другие элементы налоговой системы.
6. Контрольная функция. Без неё неисполнимы другие функции налогов. Защищает существование всей налоговой системы. Опираясь на закон и правовые механизмы, обеспечивает постоянство налоговых отношений между налогоплательщиками и государством.
Материал взят из книги Сравнительный анализ систем налогообложения в Японии и России (В.В. Сунцев)
Лекция 8
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым Кодексом (НК) РФ. НК РФ – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ.
Налоговая система РФ включает в себя:
1. Систему налогов и сборов;
2. Совокупность участников налоговых правоотношений;
3. Нормативно-правовую базу налогообложения.
Налоговая система - это законодательно установленная совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и совокупность органов управления, призванных обеспечить контроль за налоговыми поступлениями в бюджет на основании законодательства.
Становление существующей налоговой системы началось с 01.01.92. – с принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ. С 01.01.99 г. была введена 1 часть НК РФ, с 01.01.01. – 2 часть НК.
Общие принципы построения налоговой системы в РФ, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены в Налоговом Кодексе РФ.
Систему налогового права в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Оно подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
Экономическая сущность налогов состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде платежей.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству (безвозмездный характер).
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Налог является одновременно и экономической и правовой категорией.
В соответствие с НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Необходимо разделять понятия налог и сбор.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сущность налогов как экономической категории проявляется через их функции.
В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.
Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.
Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.
Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.
Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.
Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.
Выделяют две основные разновидности налоговых систем:
Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:
Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:
По типу налогоплательщика выделяются налоги:
По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:
По виду изъятия:
Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.
Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.
В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:
Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:
Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:
Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:
Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:
Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:
Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.
Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.
Кто вправе применять ЕНВД см. .
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:
Налог на прибыль |
||
10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров |
||
Ставка зависит от вида продукции |
||
Налог на имущество |
Ставка устанавливается региональными властями |
|
Ставка зависит от вида ископаемых |
||
Транспортный налог |
Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС |
|
Водный налог |
Ставка зависит от вида водного объекта |
Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:
Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:
Доходы (6%) |
Доходы минус расходы (15%) |
Доходы (6%) |
Доходы минус расходы (15%) |
Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости) |
Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев. О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте . ИтогиНалоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ. |
Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики , государством в целом и его территориально-административными образованиями.
3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.
Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии :
Разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;
Практическое применение налогового механизма;
Проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;
Анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.
На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.
Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.
В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги - тем выше экономика.