Возможно, вам кажется, что другие дети в школе совсем не уважают вас, но вы можете изменить их мнение. Дети могут быть жестокими друг к другу, но они также способны признать, что человек поступает правильно. Лучший способ заслужить признание ваших ровесников – относиться ко всем с уважением и доброжелательностью. Вам также стоит зарекомендовать себя как открытого, надежного и зрелого человека. Будьте верны себе и продемонстрируйте навыки и смекалку.
Часть 1
Проявляйте уважение и добротуУважайте всех в школе. Каждая личность заслуживает уважительного отношения, и лучший способ добиться его – проявлять такое отношение к другим людям. Необходимо обращаться уважительно ко всем в школе, включая младших школьников, старшеклассников, друзей, незнакомых людей и учителей. Не стоит сплетничать о своих сверстниках, смеяться над ними или дразнить их.
Не бойтесь постоять за себя и других. Если вы видите, что над кем-то издеваются, неважно, друг это или незнакомец, подойдите и заступитесь за этого человека. Точно так же, когда вы сами являетесь объектом нападок, проявите смелость и защитите себя. И в том, и в другом случае вы заслужите уважение ваших сверстников. Самое худшее, что можно сделать, – это стоять в сторонке и не предпринимать никаких действий, когда над кем-то издеваются.
Покажите свою зрелость. Трудно быть волевым человеком в сложной ситуации, но ваши сверстники, безусловно, будут уважать вас за это. Если кто-то нападает или толкает вас, ведите себя по-взрослому и правильно разберитесь в ситуации. Не бойтесь поговорить с учителем или с психологом, если вы считаете, что у вас нет полномочий, чтобы правильно поступить в сложившейся ситуации.
Не совершайте неблаговидных поступков. Подумайте о том, как другие будут реагировать на ваши действия, и о том, как вы будете выглядеть в глазах других. Не рассказывайте глупых анекдотов, не сплетничайте и не распространяйте слухи. Избегайте споров со сверстниками и никогда не прибегайте к физическим разбирательствам.
Покажите другим, что вы похожи на них. Вам будет трудно заработать уважение товарищей и сверстников, если вы необщительный человек. Попытайтесь найти что-то общее с вашими сверстниками, например, сильные организаторские способности, баскетбольный талант или любовь к научной фантастике.
Учитесь красноречию . Сильные коммуникативные способности помогут вам заработать уважение своих одноклассников. Если вам трудно выразить свою точку зрения, попробуйте некоторые упражнения, которые помогут вам развить свои навыки. Например, прочитав статью в газете или в журнале, подведите итог полученной информации. Это поможет вам откинуть лишнее и одновременно выделить основные моменты.
«Дети должны уважать учителя». Эту истину вбивают в голову примерно всем школьникам не одного поколения. А вот вопросы «за что уважать», «почему» как-то стараются обходить. Уважать надо по факту. Потому что взрослый и учитель. Но правда в том, что и учитель должен что-то сделать, чтобы дисциплина основывалась на уважении.
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
Вокруг очень много информации про случаи вопиющего поведения несовершеннолетних и агрессии школьников по отношению к учителям. И в то же время с подобными проблемами сталкиваются не все педагоги. У меня, например, есть коллега, которому из года в год мы поручаем (потому что слово «сплавляем» мне показалось грубым, хотя суть именно в этом) самые сложные в поведенческом плане классы. А он, такое чувство, этого не понимает. И они у него каким-то волшебным образом превращаются в воспитанных и благополучных учеников. Да и сама я, не буду кокетничать, достаточно успешно организую спокойную рабочую обстановку на своих уроках. Никаких секретов, как водится, в таких вопросах не существует. Но есть некоторые умозаключения.
Если учитель идёт на урок бороться с нарушителями дисциплины, он их обязательно найдёт. И непременно потратит немало сил на противостояние с ними, на поиск зачинщиков и виновных. Потому что мы все, в конечном итоге, видим то, что хотим видеть. Одна моя коллега, учитель математики, однажды мне сказала: «Нет классов с плохой дисциплиной, есть неправильно подобранные к уроку задачи».
Мне эта фраза, услышанная в самом начале профессионального пути, очень крепко засела в голову. На её основе я определила свой собственный принцип: «Я иду на урок не бороться за дисциплину, а проводить интересное занятие». И я стараюсь не высматривать нарушителей, а вовлекать всех неохваченных и занимать всех незанятых. При таком подходе фокус проблемы смещается с поиска виновных на усовершенствование педагогических подходов и технологий.
Да, меня тоже раздражают блаженные проповедники вселенского добра, которые отказываются видеть реальность из-за своей разной степени розовости очков. Но в то же время я считаю твёрдое внутреннее стремление видеть в окружающих в первую очередь положительные стороны и качества одним из качеств первичной профпригодности школьного учителя. И даже при таком подходе встречаются на пути школьного учителя сложные и острые конфликтные ситуации. У меня было несколько таких случаев. Например, один из учеников в знак несогласия с выставленной оценкой за четверть кидал в меня стул. И исключительно из-за недостаточной физической подготовки не докинул. В другой ситуации ученик упорно отказывался выполнять любые работы по предмету. Он вслух планировал, что в конце учебного года его дедушка-академик вступит во взаимодействие с администрацией школы и обеспечит ему выставление «нормальных оценок». Было и ещё несколько занимательных ситуаций. В таких обстоятельствах речь идёт не о соблюдении элементарных норм и правил поведения в школе. Если ситуация острая, и учитель оказывается участником конфликта, уместно и никак не приведёт к снижению авторитета обратиться за помощью. Реальную поддержку, содействие в разрешении напряжённого конфликта могут оказать классный руководитель, родители ребёнка, школьный психолог или администрация.
Конечно, такие ситуации всегда становятся испытанием для учителя. И главная опасность в таких случаях - это соблазн озлобиться погрузиться в конфликт с ребёнком на равных, желая победить и наказать виновного любой ценой. Я думаю, что если учитель однажды встаёт на этот путь - противостояния с учеником без оглядки на то, что он заведомо сильнее, взрослее, авторитетнее и на его стороне выступает система, он обречён. Вся его профессиональная жизнь будет отравлена этой борьбой. Борьба за дисциплину, вычисление зачинщиков, наказание виновных, требования извинений перед всем классом и металлическое «повтори, что ты только что сказал» станут обязательной, неотъемлемой отставляющей его педагогических будней. И, конечно, ощущение собственной беспомощности в борьбе с подростковым бунтом.
Совсем недавно в сложную конфликтную ситуацию попала одна моя молодая коллега. Не просто коллега, а моя выпускница. Она училась в классе, где я первый раз была классным руководителем. К тому же перед самым выпуском именно с ней и её мамой у меня был конфликт, затянувшийся на несколько дней. После него мы, конечно, помирились и пришли к согласию. И вот теперь она оказалась в похожей ситуации. Хотя, нет, в гораздо худшей, обидной и несправедливой к ней ситуации. И она справилась! Не озлобилась на ребёнка, не стала затягивать и обострять ссору, не воспользовалась возможностью осложнить жизнь ученику и его семье. И авторитет её как учителя только вырос среди её учеников и родителей этого класса.
Я не верю, что уважение можно завоевать. Да и не обязанность это для учителя - бороться за уважение. Наоборот, педагог должен уважение демонстрировать. Хочешь, чтобы школьники уважали твоё время и приходили вовремя на уроки - уважай их время. Начни сам приходить в класс вовремя и завершать урок со звонком, и зеркальным отражением возникнет детская пунктуальность. Для того, чтобы все работы сдавались вовремя и никто не выпрашивал немотивированных отсрочек и не прикидывался неосведомлённым об установленных сроках, нужно учителю самому соблюдать подобные требования. Мы, учителя, должны сначала сами научиться вовремя записывать домашние задания, проверять собранные работы и выставлять в журнал отметки. И многое другое. Вежливое обращение по имени, готовность выслушать и ответить на вопрос, корректные формулировки замечаний обеспечат нам ответную вежливость. А за ней, может быть, придёт и уважение, перед которым все дисциплинарные проблемы беспомощно падут ниц. Ну или хотя бы станут редкими.
Фото: Shutterstock (Malykalexa)
МНЕ 15 ЛЕТ. В школе меня не уважают абсолютно все!Одноклассники могут оскорблять меня,смеяться надо мной,и не принимать моё мнение во внимание...В основном это мальчики которые сильнее и которые поддакивают Лидерам...да и вообще в классе все меня не уважают.Они считают меня низшим звеном,хотя не стоят даже моего внимания!Я всегда одеваюсь опрятно и красиво,волосы в аккуратной причёске и учусь я хорошо,только небольшие проблемы с осанкой...
Когда я высказываю своё мнение мне пытаются затыкать рот,и даже когда меня хотели посадить с кем-то из них в школе они делали такой вид,как будто я-это худшая соседка по парте какую только можно найти....я так больше не могу!Меня считают изгоем,хотя я на много лучше их!что мне делать?
Лиза, люди не любят, когда кто-то ставит себя выше всех. Подростки любят равноправное общение, когда их интересы и разговоры будут поддерживать. Вы - их коллега, и в школе имеете точно такие же права, как и они. Выше Ваших одноклассников стоит только учитель, и принимать высокомерие от своего коллеги никто не будет. У общества реакция на таких людей - осадить зазнайку до положенного уровня. Уважение зарабатывается хорошим отношением к людям. Как Вы себя с ними ведете, так и они будут вести себя с Вами. Попробуйте не задирать нос, а пообщаться с ними, как с обычными людьми, и увидите, что отношение изменится в лучшую сторону. Вам же не нравится, когда кто-то считает себя лучше Вас? Вот и им это не нравится. Так что всё только в Ваших руках.
Горький Максим Олегович, психолог Санкт - Петербург
Хороший ответ 2 Плохой ответ 0Здравствуйте, Лиза!
Обычно, когда возникает такая проблема, есть три варианта развития событий:
Во-первых, Вы можете просто не обращать внимание на отношение к Вам одноклассников. Скорее всего, Вы уже находились в проживании этого варианта, или пытались. Но, дело в том, что подростковый период, а Ваш возраст относится к такому возрастному диапазону, характеризуется определенными задачами развития. Главная из них - это социализация, т.е. умение адаптироваться, умение общаться со сверстниками, приобретение навыка комфортного нахождения в обществе. У Вас это не совсем получается, поэтому такой вариант развития событий Вас перестал устраивать, иначе, Вы бы не написали это письмо.
Во-вторых, Вы можете перейти в другой класс или другой лицей. Вот только выход ли это? Это может быть связано с определенными неудобствами, да, и где гарантия, что перейдя в другой лицей, Вы не потянете за собой свои проблемы?
В-третьих, Вы можете работать над собой, приобретать навыки общения, работать с адекватностью самооценки, строить пространство любви и т.п. Мы все взаимосвязаны энергетически, другими словами, мы всегда чувствуем, как коллега или просто сосед относится к нам. Как Вы думаете, имея установку - «я на много лучше их !» - одноклассники чувствуют это или нет? Не вызывает ли это у них желание принизить Вас, но уже не до их уровня, а ниже?
Лиза, можно научиться энергетической защите, т.е. непробиваемости, когда любые колкости или агрессивные действия в Ваш адрес, не будут достигать цели, можно попробовать поменять убеждения, неконструктивные мысли в адрес одноклассников, можно пересмотреть свое поведение, можно поработать с прощением, но, в формате данного ответа, всего о затронуть невозможно. Главное надо понять, что такое положение дел не является нормой, что любую ситуацию можно изменить, если начать меняться самому.
С уважением,
Фуркулица Елена Кузьминична, психолог Кишинев
Хороший ответ 2 Плохой ответ 0