Ставки по всем видам налогов. Формы и виды ставок налогов

Ставки по всем видам налогов. Формы и виды ставок налогов

Существуют различные виды налогов, которые оплачивают и физлица, и компании, и ИП. Какие нужно оплачивать, их сроки, особенности уплаты? В нашей статье мы разберем основные особенности и рассмотрим все нюансы всех видов налогов.

Сущность и функции налогов

Простыми словами, налоги являются доходом государства, которые собираются на регулярной основе – это безвозмездные и безвозвратные платежи, которые взыскиваются с юридических и физических лиц для удовлетворения финансовых потребностей страны.

К основным их функциям относят:

  • Фискальную, то есть обеспечение государства финансовыми ресурсами для осуществления деятельности.
  • Регулирующую, когда налоги сдерживают либо стимулируют какую-либо хоздеятельность.

В Российской Федерации установлены такие виды сборов и налогов:

  • Косвенного и прямого характера.
  • Регионального, местного, федерального и муниципального значения.
  • Только для физлиц.
  • Толька для юрлиц.
  • В отношении товаров, услуг, доходов, прибыли и т.д.

Главной целью общих налоговых платежей является пополнение бюджета в зависимости от вида расходов. Если речь идет о специальных налогах, то их взимают для обеспечения определенной области, например, для пополнения дорожного фонда, оплата транспортного налога и т.д.

Какие налоги взимаются с физических лиц?

Давайте максимально подробно рассмотрим виды налогов, которые оплачивают только физические лица.

НДФЛ

Все отчисления, взимаемые с частных лиц, попадают в Федеральный бюджет. Такой сбор можно смело назвать основным, поскольку его нужно отчислять с любых видов полученных доходов. Так, например, заработную плату сотрудник компании получает уже за минусом НДФЛ – обязанности по выплате налога ложатся на работодателей. Если частное лицо в течение отчетного года выполняло иные трудовые отношения, он должен сам обратится в налоговую, составить декларацию и оплатить налог.

Плательщики НДФЛ: граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Если в течение 183 и более дней человек проживал на территории РФ, ему необходимо оплатить сбор с любых источников своего дохода, если менее – то только из дохода, который был получен на территории России.

Объект налогообложения – сумма дохода, полученная человеком в течение года, при этом выраженная не только в денежной, но и натуральной форме.

Вносятся авансовые платежи по НДФЛ не позднее 15 чисел в мае, августе и ноябре – не более 75 % от общей суммы дохода. Доплату за прошедший календарный год нужно внести не позднее 30 дней с момента получения извещения от налоговой службы.

Налог на имущество

Его относят к местным сборам. Объектом налогообложения считаются:

  • Квартира, дом или иное жилье.
  • Постройки.
  • Транспортные средства кроме авто, мотоциклов (например, моторные лодки, самолеты).

Оплату по налогу проводят раз в год в соответствии с данными бюро, которое проводит техническую инвентаризацию. Начисляется сбор по следующей формуле: инвентаризационная стоимость * 0,1 %. Если же не проводилась оценка имущества, то для расчетов нужно использовать сумму госстраховки. Оплачивается до 15 сентября и ноября в равных долях.

Транспортный налог

Его плательщиками являются владельцы транспорта (не только авто и мотоциклы, но и любой транспорт «обутый» в шины). Оплачивают налог каждый год перед прохождением ТО, для расчета нужно знать мощность автомобиля и МРОТ в отношении единицы мощности.

Налоги на дарение

Если вам подарили имущество или вы его унаследовали, нужно оплатить налог на дарение. Правда, лишь в том случае, если стоимость наследуемого объекта составила более 850 МРОТ, и более 80 МРОТ при подаренном имуществе. Обязанность по уплате сбора и ответственность за неуплату лежат на частном лице.

Земельный налог

К объектам налогообложения относят сельскохозяйстенные угодья или участок, который получило частное лицо для заведения подсобного хозяйства, строительства жилья. На сумму влияет ставка и площадь участка:

  • 0,1 – 2 % для земель под сельскохозяйственные угодья.
  • 3 % для земли, где будет строится жилье (минимум – 60 рублей за квадратный метр).

Можно внести всю сумму одним платежом или разделить ее на два раза, оплатив 15 сентября и ноября.

Какие налоги платит ИП?

Индивидуальные предприниматели могут оплачивать несколько видов налогов, к которым относят УСН, ПСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН. Наиболее популярны ЕНВД и УСН, поскольку с их помощью намного проще вести бухгалтерский учет. Но и у других систем есть преимущества. Для выбора стоит более подробно изучить особенности налогообложения, сроков оплаты, формы отчетности и т.д.

УСН

Чтобы работать по УСН, ИП должен соблюдать ограничения по численности занятых лиц. Кроме того, есть требования по остаточной стоимости ОС и величине дохода. В качестве объектов может использоваться либо доход (налоговая ставка составляет 6 %), разница между расходами и доходами (ставка составляет 15 %). Если вы попадаете под указанные требования, то на УСН можно перейти с 1 января следующего года. Нужно подать заявление в течение месяца.

ЕНВД

В данном случае расчет отталкивается не от реальных доходов ИП, а от предполагаемых. В НК РФ есть полный список типов деятельности, когда предприниматель может работать по ЕНВД. В случае, если бизнесмен занимается несколькими видами бизнеса, то ему нужно вести раздельный учет по обязательства и имуществу.

ОСНО

Если у ИП большой оборот, то ему следует работать по ОСНО. Большая часть предпринимателей, которые работают по данной системе, должны дополнительно уплачивать НДС, страховые взносы.

ПСН

В случае, если ИП занимаются теми видами деятельности, которые попадают под патентную систему налогообложения, могут либо перейти на нее, либо использовать параллельно. Налоговая ставка равна 6 % от дохода.

Кроме того, ИП должен оплачивать страховые взносы. В случае, если доход за год составил менее 300 тысяч рублей, то применяется следующая форма расчета:

ПФР = МРОТ * КМ * СТ, где:

  • МРОТ – минимальный размер оплаты труда.
  • СТ – размеры страховых тарифов.
  • КМ – календарные месяцы, во время которых велась деятельность.

Уплата в ФФОМС высчитывается по следующей формуле:

ФФОМС = МРОТ * КМ * СТ (ставка составляет 5,1 %).

Сумма общего взноса (ОФВ) рассчитывается по формуле: ПФР + ФФОМС при доходе менее 300 тысяч рублей. Если сумма дохода превышает этот показатель, то кроме ОФВ плательщику нужно оплатить взнос в ПФР в размере 1 % от суммы, которая превысила доход в 300 тысяч рублей.

Виды налогов для ООО

Основные налоговые режимы для обществ с ограниченной ответственностью это ЕВНД, ЕСХН, ОСНО и УСН. Вообще, общая система предполагает для ООО следующее оплату:

  • 20 % на прибыль.
  • Налог на имущество компании.
  • Выплата налогов и сборов с заработной платы.

Но в некоторых случаях ООО могут перейти на другие системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЕНВД

Данный вид сбора имеет некоторые преимущества, поскольку позволяет освободить организацию от некоторых допсборов. Правда, при расчете нужно учитывать предполагаемый, а не реальный доход, который устанавливается для определенного вида деятельности. Оплачивать сбор нужно в конце квартала, при этом обязанности по оплате всех сборов с заработной платы не снимается с компании.

УСН

Такой налоговый «режим» относится к организациям, занятым в малом бизнесе. Данный вид сборов имеет ряд важных преимуществ:

  • Нет нужды оплачивать налог на прибыль.
  • Налоги на имущество.
  • Уменьшена отчетность.
  • Есть возможность воспользоваться льготами.

Чтобы перейти на данный режим, вам необходимо подать соответствующее заявление до 31 декабря.

ЕСХН

Чтобы перейти на данный режим, вам нужно подать заявление с 20 октября по 20 декабря. Главное, чтобы доход компании, которая занимается сельхоздеятельностью при использовании собственных сил, должен составлять минимум 70 %. Для расчета суммы налога используется формула:

ЕСХН = (разница между доходов и расходом) * 6 %. Авансовые платежи оплачиваются до 25 июля, а окончательный расчет до конца марта следующего года за отчетным.

Иные сборы с ООО

Кроме вышеперечисленных налогов необходимо уплачивать и другие. Это и экологические сборы, лицензия.

Прежде всего, к экологическим налогам относят средства за пользования водными ресурсами, землей. Любые организации, использующие воду, должны оплачивать сборы. Вносятся средства раз в квартал, а вот налоговая ставка зависит от нахождения водного ресурса, экономического региона РФ.

Если речь идет о налоге на землю, то объектом является земельный участок, который относится к составной частью муниципального образования. Налоговая база – кадастровая цена участка, оплата проводится один раз в год. Размеры налоговых ставок варьируются в размере от 0,3 до 1,5 %.

Вконтакте

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?

    Что такое налоговая ставка?

    Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.

    В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.

    Виды ставок

    Рассмотрим, какие есть основные виды налоговых ставок. В мировой экономической науке есть большое количество подходов к определению соответствующих показателей.

    В числе самых распространенных оснований для классификации налоговых ставок — степень обременения для плательщика. В рамках данного критерия показатели могут быть:

    • базовыми (это ставки, которые не предполагают отнесения плательщика к какой-либо специфической категории с целью применения льгот и иных преференций);
    • пониженными (это показатели, которые определяются, в свою очередь, с учетом льготного или дающего право на преференции статуса налогоплательщика, вплоть до нулевой налоговой ставки);
    • повышенными (данного типа ставки предполагают, что деятельность плательщика характеризуется признаками, дающими государству право взимать с него больше налогов).

    Другое основание для классификации рассматриваемых показателей — метод их установления. Так, налоговые ставки могут быть:

    • абсолютными (предполагают, что величина сбора определяется для каждой из единиц налогообложения в фиксированных значениях);
    • относительными (их величина прямо пропорциональна величине единицы налогообложения).

    Если говорить о РФ, то можно выделить такое основание для классификации ставок, как отнесение налога к типу федеральных, региональных или местных. Таким образом, будет различаться юрисдикция утверждения соответствующих показателей. Для ставки определяются высшими органами государственной власти, для региональных — соответствующими структурами на уровне субъекта РФ, для местных — муниципальными учреждениями.

    Основные налоговые ставки в РФ

    Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:

    • НДФЛ;
    • на прибыль организаций;
    • на выручку (прибыль) по УСН;
    • ЕНВД;
    • транспортный налог;
    • имущественный сбор для организаций;
    • налог на недвижимость для граждан;
    • земельный налог.

    Изучим их специфику подробнее.

    НДФЛ

    Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.

    НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д. Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные. То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.

    Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.

    Налог на прибыль организаций

    Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН. По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий. Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.

    По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.

    НДС

    Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и организациями.

    Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.

    Налоги при УСН

    Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов. Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%. Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.

    Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. можно отнести к базовым и относительным.

    Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.

    УСН и сборы в государственные фонды для ИП

    Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.

    ЕНВД

    Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2. Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.

    Транспортный налог

    Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории. Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с. Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.

    Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.

    Имущественный налог для организаций

    Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).

    Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.

    Налог на имущество для граждан

    Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.

    При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.

    В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.

    Земельный налог

    Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.

    Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.

    Изменения в налоговом законодательстве в 2015 году

    Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.

    Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась которая в общем случае существенно ниже.

    Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб. и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015. Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.

    Что такое налоговые ставки и как они устанавливается, мы рассказывали в . Этот материал посвятим действующим налоговым ставкам в России.

    Какие бывают налоговые ставки

    По характеру взимания налоговых ставок выделяются , и пропорциональные ставки, а также ставки, выраженные в твердой (абсолютной) сумме с единицы облагаемой базы.

    Можно отметить, что ставки налогов в РФ характеризуются преимущественно пропорциональностью. Это означает, что основные ставки налогов выражены в % от налоговой базы и не изменяются при росте величины налоговой базы.

    Налоговые ставки: таблица

    Представим в таблице перечень федеральных, региональных и местных налогов, действующих в РФ, с указанием статей НК РФ, которыми определены налоговые ставки в отношении данных налогов. Гиперссылки в наименовании налогов перенаправляют на отдельные консультации, в которых представлена более подробная информация о действующих в 2017 году налоговых ставках в отношении конкретного налога.

    Наименование налога Вид налога Статья НК РФ
    НДС Федеральный ст. 164 НК РФ
    ст. 224 НК РФ
    ст. 284 НК РФ
    Налог на добычу полезных ископаемых ст. 342 НК РФ
    Водный налог ст. 333.12 НК РФ
    Акцизы ст. 193 НК РФ
    ЕСХН ст. 346.8 НК РФ
    ст. 346.20 НК РФ
    ст. 346.31 НК РФ
    ПСН ст. 346.50 НК РФ
    Региональный ст. 380 НК РФ
    Налог на игорный бизнес ст. 369 НК РФ
    Транспортный налог ст. 361 НК РФ
    Местный ст. 394 НК РФ
    ст. 406 НК РФ

    Напомним, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах тех ограничений, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

    Региональные (местные) власти могут быть наделены правом увеличивать или уменьшать в определенных пределах установленные НК РФ ставки региональных (местных) налогов. Кроме того, НК РФ может предусматривать, например, что в той части, в которой федеральный налог зачисляется в бюджет субъектов РФ, налоговая ставка законами соответствующего субъекта также может быть понижена. Речь идет о ставке налога на прибыль в размере 20%, из которой «региональная» ставка 18% (в 2017-2020 годах - 17%) может быть понижена до 13,5% (в 2017-2020 годах до 12,5%) (

    Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

    Налоги с процентными (адвалорными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле­нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на­логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

    В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла­тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще­ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого­вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого­вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уп­латы налогов. К таким налогам относятся, в частно­сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще­ство организаций и физических лиц.

    В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла­тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве­личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив­ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе­ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю­щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

    В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб­ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от­ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при­были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы­ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме­ром являлся ЕСН.


    Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про­стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого­обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои­мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага­ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

    В зависимости от метода установления налоговых ставок раз­граничивают:

    · налоги с твердыми (специфическими) ставками - величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи­вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;

    · налоги с процентными (адвалорными) ставками - величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от­носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;

    · налоги с комбинированными (смешанными) ставками - вели­чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова­ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме­нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.