Статистическая отчетность предприятия. Бухгалтерская и статистическая отчетность в Росстат — понятие и предназначение

Статистическая отчетность предприятия. Бухгалтерская и статистическая отчетность в Росстат — понятие и предназначение

Статистическая отчётность Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - составление и сдача бухгалтерской статистической отчётности в электронном виде.

Организации сдают в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (Росстата) бухгалтерскую и статистическую отчётность. Составление статистической отчётности - обязанность, установленная Федеральным законом № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года.

Бухгалтерская отчётность в статистическое ведомство представляется в соответствии с требованием Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года.

Сдача статистической отчётности предусмотрена для всех организаций. Постановлением Правительства РФ №620 от 18 августа 2008 года предусмотрено представление статистической отчётности как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Перечень статистической отчётности включает порядка 300 форм. Унифицированная статистическая отчётность делится на несколько групп.

Это, в частности:

  • финансы;
  • рынок труда;
  • индивидуальные предприниматели;
  • общеэкономические показатели деятельности организаций;
  • платные услуги;
  • торговля;
  • алкогольная продукция;
  • гостиницы;
  • туризм;
  • автомобильный транспорт и др.

Не пугайтесь: Вам не придётся представлять отчётность по всем группам! Набор их определяется в зависимости от вида и масштаба деятельности.

Для уточнения сроков представления статистических данных целесообразно пользоваться интернет-ресурсом Росстата. Если же Вы хотите гарантированно не забыть о сроках представления отчётности, воспользуйтесь сервисом «Моё дело».

Особенности статистической отчётности малых (средних) предприятий

Статистическая отчётность малых (средних) предприятий, к которым относятся и ИП, законодательно упрощена.

Большинство ООО и ИП (малый и средний бизнес) обязаны отчитаться в Росстат, если попадают в ежегодную выборку. Другими словами, сдавать отчётность нужно не всем, а лишь тем, кто попал в выборочное исследование, проводимое ведомством.

Также деятельность таких организаций подлежит сплошному статистическому наблюдению раз в пять лет. Предыдущее сплошное наблюдение проводилось за 2015 год в 2016 году, очередное проводится за 2020 год в 2021 году. По итогам за 2020 года все малые предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны предоставить отчетность по формам сплошного федерального статистического наблюдения в территориальные органы Росстата.

Постановлением Правительства РФ № 381 от 22 апреля 2015 г. изменен порядок доведения до респондентов бланков форм федерального статистического наблюдения. В настоящее время бланки форм и указания по их заполнению предоставляются органами Росстата исключительно по запросам отчитывающихся субъектов. При этом территориальные органы Росстата на своих официальных сайтах в размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

К примеру, статистическая отчётность (основные формы) малых торговых предприятий включает в себя:

  • форму №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (подаётся юридическими лицами, относящимися к малым предприятиями, за исключением микропредприятий); срок представления - ежеквартально не позднее 29 числа месяца, следующего за отчётным кварталом;
  • форму №ПМ-торг «Сведения об обороте оптовой торговли малого предприятия» (представляется малыми предприятиями, за исключением микропредприятий, основным видом деятельности которых является оптовая торговля); срок подачи - ежемесячно не позднее 4 числа месяца, который следует за отчётным;
  • форму № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения о продаже товаров малым предприятием розничной торговли»(подаётся малыми предприятиями, кроме микропредприятий, основным видом деятельности которых является розничная торговля по перечню, установленному территориальными отделениями Росстата); срок представления - ежеквартально не позднее 15 числа месяца, который следует за отчётным кварталом.

Отчётность предприятий, не являющихся малыми

Форму статистической отчётности № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" сдают все юридические лица, производящие товары и оказывающие услуги организациям и гражданам. Средняя численность работников таких предприятий за предыдущий год должна превышать 15 человек, включая совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера.

В форме отражаются данные только за месяц. Срок представления отчёта по форме №П-1 - не позднее 4 числа месяца, следующего за отчётным.

Фрма № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" также представляется ежемесячно, но нарастающим итогом на конец отчётного периода. По итогам месяца отчёт сдаётся не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным; по итогам квартала - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным.

При совпадении с выходным последнего дня срока представления отчётности он переносится на ближайший рабочий день.

Таким образом, сведения по форме № П-3 по состоянию на 29 февраля 2018 года нужно сдать не позднее 28 марта 2018 года, а по состоянию на 31 марта 2018 года сведения необходимо представить не позднее 4 мая 2018 года включительно (поскольку 30 апреля - это суббота и с учетом переноса праздничных дней).

Форму №П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" организации, средняя численность работников которых более 15 человек, в органы статистики представляют ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным.

Если средняя численность работников не превышает 15 человек, указанные сведения представляются ежеквартально.

Формирование статистической отчётности в сервисе «Моё дело»

Вы всегда формируете любую статистическую отчетность легко, корректно и в полном объёме, если используете в работе интернет-бухгалтерию .

При заполнении отчётных документов система всегда предлагает Вам только актуальные бланки. Вы формируете статистическую отчётность в соответствии с тем, какой статус у Вашего предприятия (в том числе малое предприятие, микропредприятие). Кроме того, заполнение сведений гарантированно осуществляется согласно всем действующим нормам и правилам.

Откуда такая уверенность? Дело в том, что в интернет-бухгалтерии «Моё дело» сформирована полная база актуальных бланков, а также законодательных и нормативных актов по налогообложению, бухгалтерскому учёту, трудовым отношениям. Обновление базы происходит в онлайн-режиме. Таким образом, Вы всегда пользуетесь только действующими формами документов, законами, положениями, распоряжениями и приказами!

Система позволяет формировать не только статистическую отчётность, но любые отчётные формы и документы на общей системе налогообложения и налоговых спецрежимах: УСН и ЕНВД . Заполнение большинства форм в системе производится автоматически, что исключает появление опечаток и откровенных ошибок. Готовую отчётность Вы сразу можете распечатать или отправить в электронном виде в Росстат , ФСС, ПФР, налоговую инспекцию.

Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - это идеальный способ всегда быстро, точно и абсолютно корректно рассчитывать налоги, страховые взносы, зарплату, отпускные, пособия и больничные на ОСНО, УСН, ЕНВД. Сервис обеспечивает Вам возможность перечислять любые платежи благодаря интеграции с банками и платёжными системами!

Вы всегда заблаговременно осведомлены о сроках представления бухгалтерской, налоговой, статистической отчётности, а также о сроках уплаты налогов и страховых взносов благодаря персональному налоговому календарю в сервисе . Расположенный в Вашем Личном кабинете, он заранее информирует Вас о всех важных датах и посылает дополнительные уведомления на телефон и электронный почтовый ящик.

В работе часто возникают трудности и нужна профессиональная консультация. Теперь Вы не останетесь один на один со своими проблемами! В сервисе «Моё дело» Вы в любое время дня и ночи получаете экспертную поддержку по всем вопросам в сфере налогообложения, бухучёта, расчётов с работниками.

Вы хотите заполнять любые статистические формы быстро и в полном объёме? Вы хотите легко и корректно формировать всю бухгалтерскую и налоговую отчётность? Вы хотите всегда точно рассчитывать и вовремя уплачивать налоги?

Росстат — это государственный орган, который занимается сбором, обработкой и систематизацией статистических данных по всем направлениям жизнедеятельности государства. Об отчетности в такой орган поговорим сегодня подробно.

Общие сведения об отчетности в Росстат

Понятие и предназначение

Отчетность в Росстат — это специально утвержденные приказами по этому органу формы, которые должны сдавать предприниматели и другие организации. Правила предоставления отчетности регулируются также специальными нормативными актами, например, ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и ФЗ №402 от 2013 года.

Необходимость предоставления форм отчетности в Росстат объясняется объективной реальностью. Государство должно иметь представление о всех сферах жизни в стране. Тенденции развития или кризисные явление в бизнесе также должны видеть в государственных органах.

Исходя из полученных статистических данных возможно проведение коррекции специальной государственной политики в той или иной сфере.

Отчетность в статистику, ее понятие и особенности рассмотрены в видео ниже:

Ее виды

В процессе своей деятельности все предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать множество видов отчетности. В том числе речь идет и про отчетность в Росстат. Статистический орган РФ принимает несколько основных видов отчетов, в частности:

  • статистические . Это отдельный вид документации для бизнеса, в котором отражается информация про деятельность предприятия согласно установленных постановлениями Росстата специальных форм. Обязанность подачи данных в этот орган установлена нормами ФЗ №282 от 29.11.2007 и Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 №620. Непредоставление информации в , прописанный в законах, наказывается штрафом, который платят ответственные должностные лица компаний (предприятий);
  • бухгалтерские . Да, не стоит удивляться, но чисто бухгалтерская отчетность сдается не только в органы ФНС, но и в Росстат. Согласно норм ФЗ №402 от 06.12.2011 года и Порядка, который утвержден приказом по Росстату №220 от 31.03.2014 утвержден перечень документов, которые должны подавать субъекты в органы статистике по бухгалтерской части. Согласно норм ст.19 КоАп непредоставление форм в орган статистики в срок влечет за собой административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Отметим, что в законодательстве и литературе бухгалтерская отчетность называется финансовой. Это синонимы.

Реестр предприятий и база отчетов

Для эффективного сбора статистической информации органы Росстата ведут специальный реестр предприятий, который действуют на сегодняшний день в РФ. Отметим, что в эту базу постоянно вносятся изменения, касающиеся и (ИП, компаний). Обновление базы позволяет оперативно следить за получением необходимых отчетов.

Кроме этого, Росстат предоставляет физическим и юридическим лицам специальные услуги по получению информации из данной базы. Система предоставления информации дает возможность получать данные с применением таких фильтров:

  • по виду деятельности. База выдаст пользователям информацию о всех зарегистрированных субъектах, которые занимаются конкретным видом деятельности (например, производство сельскохозяйственной техники);
  • по региону регистрации. Данная выборка предоставит возможность получить информацию про все субъекты хозяйствования, которые действуют на территории отдельно взятого региона.

Предоставление данных

Способы подачи

На данный момент существует три общепризнанных предприятием в органы статистики:

  • в бумажном варианте непосредственно. Руководитель юридического лица или специально уполномоченный сотрудник в установленный законом срок посещает отделение статистики и сдает все необходимые формы с подписями должностных лиц компании и мокрой печатью;
  • с помощью обычной почты. Такой способ может быть удобным для юридических лиц, расположенных в сельской местности. Формируются все необходимые формы, составляется опись и отправляется заказное письмо с уведомлением;
  • через электронную почту. Большинство форм юридические лица по желанию могут сдавать в электронной форме путем отправки сообщений на электронную почту органа статистики.

Адрес для отправки отчетности в Мосгорстат следующий: 117303, Москва, улица Юшуньская,1, стр.1.

Основные бухгалтерские формы, которые необходимо предоставлять в органы статистики, таковы:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • некоторые приложения к этим документам.

Формы

Форм статистической отчетности очень много, поэтому приведем только лишь основные из них:

  • Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов;
  • Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций;
  • Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду;
  • Основные сведения о деятельности организации;
  • Ф1 (Предприятие);
  • П-3 (Сведения о финансовом состоянии организации);
  • П-4 (информация по штату и заработной плате);
  • П-4 (НЗ);
  • ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;
  • ПМ-пром;
  • 1 — ИП;
  • П- 2;

Вообщем, по законодательству существует порядка 300 форм, которые заполняют те или иные организации, но далеко

Субъекты

таких форм хозяйствования:

  • (физические лица);
  • государственные органы;
  • и другие частные компании;
  • малые предприятия.

Сроки

Сроки сдачи отчетности разные:

  • ежемесячно (в зависимости от формы это может быть как до 4 числа месяца, следующего за отчетным, так и до 15 числа);
  • раз в квартал (максимальные даты предоставления данных прописаны в НПА);
  • ежегодно . Определенные формы сдаются всего лишь один раз в год.

Как проверить и получить отчетность контрагента

В процессе поиска партнеров для ведения бизнеса организациям может понадобиться информация про финансовую ситуацию в той или иной компании (особенно это касается предприятий с иностранными инвестициями), которая ведет свою деятельность на территории РФ.

Возможность получения бухгалтерской информации через органы Росстата регламентируется приказом Росстата от 20.05.2013 №183. Отметим, что данная услуга бесплатна. Информация предоставляется на протяжении до 14 дней после получения по почте или посредством личного визита представителя юридического лица запроса в такой форме:

  • адресат (наименование территориального органа Росстата);
  • данные про организацию, о которой подается запрос (ИНН, );
  • форма доставки ответа на запрос (письмо, ответ на электронную почту или личный визит).

Несвоевременная сдача отчетности в статистику — тема следующего видео:

Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой систему данных, содержащих имущественное и финансовое положение предприятия, а также содержит информацию о результатах хозяйственной деятельности. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета. Формирование такого вида отчетности носит унифицированный характер. Состав и формы бухгалтерской отчетности закреплены в различных нормативных актах по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерская отчетность включает в себя следующие отчеты:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет о движении капитала;

5) различные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Заполнение статей отчетности должно производиться со счетов аналитического и синтетического бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность должна содержать специальные коды строк, на основании которых проходит анализ отчетности в государственных органах статистики.

Статистическая отчетность также является обязательной отчетностью для каждой организации. В отличие от бухгалтерской отчетности статистическая формируется из показателей, полученным выборочным способом. Она является дополнением финансовой, поскольку обобщает информацию о показателях, не имеющих стоимость, и представляется в форме таблиц за отчетный период, а также за несколько лет. С помощью динамики показателей производится анализ хозяйственной деятельности организации.

Организации в обязательном порядке представляют в статистические органы статистическую информацию о своей деятельности («Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»; «Сведения о производстве продукции малым предприятием»; «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; «Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала»; «Обследование деловой активности»; «Сведения о продаже и запасах товаров в организациях»; «Сведения о числе торговых мест на рынках» и пр.).

В таких отчетах содержится информация о видах деятельности организации, о видах производимой ею продукции, объеме выручки, численности работающих и др. Кроме того, организации заполняют и представляют в органы статистического наблюдения «Сведения о финансовом состоянии организации». Данную отчетность представляют коммерческие организации, не представляют ее малый бизнес, финансово-кредитные учреждения (банки), страховые организации. Отчетность включает информацию о прибыли или убытке в динамике за отчетный период и за такой же период предшествующего года; просроченную и текущую дебиторскую и кредиторскую задолженности и т. д.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса за 2015 год

  2. Штрафы за несдачу статотчетности

Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат

Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ . В соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224 );
  • филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
  • предприниматели.

При этом таким респондентам (в т. ч. обособленным подразделениям), чтобы встать на учет в органах статистики, каких-либо специальных действий совершать не надо . Просто представляйте статистическую отчетность в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 .

Нулевую отчетность в статистику можно не сдавать

В зависимости от формы статотчетности при отсутствии показателей для ее заполнения отчет можно или вовсе не представлять или ограничиться официальным письмом в Росстат. Источник: Письмо Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО

В порядке заполнения ряда форм статистической отчетности (в частности, 3-Ф, 1-ПР, П-6 и др.) прямо указано, что сдавать их нужно только при наличии соответствующего наблюдаемого события (например, задолженности по зарплате, финансовых вложений и прочее). Нулевые отчеты по таким формам представлять не нужно, т.к. по умолчанию считается, что раз эту форму не сдали, значит, наблюдаемого явления нет.

Росстат разъяснил, как сдавать нулевую статистическую отчетность

Нулевую статистическую отчетность можно представить двумя способами: либо отправить формы отчетности с «пустыми» показателями, либо - информационное письмо в произвольной форме об отсутствии соответствующих статистических показателей. Об этом сообщил Росстат в письме от 17.05.18 № 04-04-4/48-СМИ.

Сплошное и выборочное наблюдение статистической отчетности

Согласно положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статистическое наблюдение может быть 1) сплошным или 2) выборочным .

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы . Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11 ("Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности").

Если же проводится выборочное наблюдение , сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению

Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 .

Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.

Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.

Статистическая отчетность малых предприятий и предпринимателей

Порядок представления статистической отчетности имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Формы статотчетности

Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен на сайте Росстата.

Порядок и сроки представления статотчетности

Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Внимание! За нарушение сроков сдачи статотчетности и представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.

Согласно пункта 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Тот же пункт Положения устанавливает, что надо делать и в какие сроки, если всё-таки ошибка допущена. "Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3 -дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.

Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения."

В 2019 г. административную ответственность несет должностное лицо, ответственное за представление статистической отчетности. Размер штрафа составлял от 3000 до 5000 руб. (). Должностное лицо, ответственное за представление статотчетности, назначается приказом руководителя организации (п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620). Если такого приказа нет, то административную ответственность несет руководитель организации.

Еще один вид наказания предусмотрен статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Организация или предприниматель должны возместить Росстату ущерб, который возник из-за необходимости исправления искаженных данных сводной отчетности.

Дела, связанные с нарушениями, о которых идет речь, рассматривают непосредственно территориальные органы Росстата ( , постановление Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. № 36).

Какие документы входят в состав статистической отчетности

От чего зависит набор статотчетности

Многообразие форм статотчетности настолько велико, что с ходу сориентироваться, какие из них должна представлять конкретная организация или предприниматель, сложно.

Во-первых , набор форм зависит от того, для кого предназначена информация. Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего статистическую отчетность организации и предприниматели сдают в Росстат и его региональные отделения. Но, кроме этого, собирать и обрабатывать статинформацию могут Банк России и многие другие госучреждения. Это установлено статьями 2 и 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Во-вторых , состав статотчетности может зависеть от местонахождения организации и от ее вида деятельности. Так, формы есть федеральные и региональные. Их в свою очередь можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Формы федерального статистического наблюдения, в том числе и отчетов, утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Региональную статотчетность утверждают местные власти или уполномоченные ими государственные учреждения.

В-третьих , состав отчетности зависит от того, в рамках какого вида наблюдения ее надо сдавать:

  1. сплошного , то есть обязательного для всех организаций и предпринимателей по той или иной группе исследования;
  2. выборочного – обязательного для специально отобранных организаций и предпринимателей.

Как определить состав статистической отчетности

Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Это установлено в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620. Причем они обязаны безвозмездно как информировать, так и представлять сами бланки форм статотчетности.

Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.

Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности и указания по их заполнению. Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.

Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.

Статистическая отчетность: как узнать, какие формы нужно сдавать вашей фирме

Выяснить, какие формы статотчетности и в какие сроки необходимо сдать вашей компании, теперь можно через специальную информационно-поисковую онлайн-систему Росстата.

Примечание : Информация Росстата

1. Выберите сначала из списка тип уведомления, т.е. определить для кого будет сформирован реестр представляемой статотчетности (юрлицо, филиал или представительство, ИП, нотариус, адвокат).

2. Укажите свой ОКПО или ОГРН и верно введите защитный код, который вы увидите на странице. После занесения в поисковую форму этих данных и нажатия кнопки «Поиск», вы увидите название вашей компании.

3. Нажмите кнопку «Перечень форм», при этом сформируется список статотчетов, которые вы должны сдавать. Помимо названия форм отчетности, в списке также отражается периодичность их представления и сроки сдачи. Кроме этого, есть возможность скачать каждый из необходимых бланков.

Какими способами можно сдать статистическую отчетность

Способы сдачи

Статистическую отчетность можно представить:

  • на бумаге (лично, через уполномоченного представителя либо по почте с описью вложения);
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Об этом сказано в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Сдача на бумаге статистической отчетности

При приеме отчетности на бумаге сотрудник Росстата по просьбе организации, предпринимателя обязан поставить на ее копии отметку о приеме (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Сдача в электронном виде

Порядок передачи статотчетности в электронном виде (технология сбора, программное обеспечение, каналы связи, средства защиты, условия использования электронных подписей и форматы предоставления данных в электронном виде) определяется территориальными подразделениями Росстата (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде:

  • через специализированных операторов связи. В этом случае организации, предпринимателю необходимо заключить с оператором договор на оказание соответствующих услуг. Возможность передавать отчетность в электронном виде с помощью спецоператоров предоставляют, в частности, Мосгорстат, Петростат, Орелстат и ряд других территориальных органов статистики;
  • через систему веб-сбора, организованную на сайте территориального подразделения Росстата. Такой сервис позволяет заполнить форму статотчетности в электронном виде и отправить ее получателю непосредственно на сайте территориального подразделения Росстата. Для использования этого способа организации, предприниматели должны иметь сертификаты ключей электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами. Чтобы получить доступ к системе веб-сбора, в территориальное подразделение Росстата необходимо подать заявление, на основании которого респонденту присваивается логин и пароль. Подробная инструкция по использованию сервиса, а также образцы заявлений публикуются на сайтах территориальных подразделений Росстата. Возможность формировать и отправлять статотчетность непосредственно на своих сайтах предоставляют Мособлстат, Башкортостанстат и другие территориальные органы статистики.

Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) и ознакомиться с его услугами можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

По собственной инициативе сдавать статотчетность в электронном виде могут все организации и предприниматели. Однако обязательное использование такого способа передачи статотчетности законодательно не закреплено.

Если респондент передал статотчетность в электронном виде с применением электронных подписей, сдавать бумажные копии форм отчетности не нужно. Формы, подписанные электронными подписями и переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу (п. 1 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).

При передаче статотчетности в электронном виде территориальное подразделение Росстата по просьбе респондента обязано представить квитанцию о приеме отчетности (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Дата представления статистической отчетности

Датой представления статотчетности является:

  • при представлении на бумаге – дата отправки почтового отправления или дата передачи непосредственно в территориальное подразделение Росстата;
  • при представлении в электронном виде – дата отправки по сети Интернет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Последний срок подачи статотчетности может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата России от 7 марта 2000 г. № 18).

За несвоевременное представление статотчетности организацию, предпринимателя могут оштрафовать.


Для организаций установили штраф за нарушения при сдаче статистической отчетности

Депутаты Госдумы в декабре 2015 г. одобрили в третьем чтении закон, который ужесточает административную ответственность за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных.

Принятые поправки уточняют состав правонарушения. Так, в соответствии с действующей редакцией должностное лицо может быть оштрафовано за нарушение порядка представления статистической информации и в случае представления недостоверной информации. Новая редакция нормы предусматривает санкции за «непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных».

Для нарушителей предусмотрен штраф в следующем размере:

  • от 10 до 20 тысяч рублей - для должностных лиц;
  • от 20 до 70 тысяч рублей - для юридических лиц.

Кроме того, введена ответственность за повторное совершение такого нарушения. Санкции в таком случае составят:

Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2018, 2019 год. А также места их представления.


  • Статья поможет составить баланс, Рассмотрены подробно, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098).

  • В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упростить бухучет. Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи.
  • МОУ «Электростальский колледж»

    по дисциплине: «Правовое регулирование

    хозяйственной деятельности предприятия»

    на тему: «Правовые основы бухгалтерской

    и статистической отчетности»

    Выполнила: Моисеева Т. В.

    гр. 59-01 ЭБУиК

    Преподаватель: Вихрова Р. В.

    Электросталь, 2003

    Понятие бухгалтерской отчетности.

    Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

    Правовое регулирование бухгалтерской отчетности.

    Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О бухгалтерскому чете». Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденном приказом Министерства финансов российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н. Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В качестве примера можно указать на приказ Минфина РФ от 13 января 2000г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    Состав бухгалтерской отчетности.

    В соответствии со ст. 13 Закона в состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением бюджетных, включаются:

    а) бухгалтерский баланс;

    б) отчет о прибылях и убытках;

    в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

    г) пояснительная записка;

    д) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

    Понятие и виды бухгалтерского баланса.

    Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода). Баланс организации именуется самостоятельным балансом юридического лица. Филиалы и подразделения организации могут иметь отдельный баланс. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, эта организация, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Сводный бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату группы взаимосвязанных организаций: головной организации, дочерних и зависимых обществ. Порядок составления сводного бухгалтерского баланса определен в Приказе Министерства финансов РФ от 30 декабря 1996г. № 112 «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».В бухгалтерском балансе имущественное и финансовое положение организации представляется данными о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). К активам, например, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе. В законодательстве используется также понятие «чистых активов». Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов суммы обязательств. В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, заемные средства, кредиторская задолженность и др. Долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года) активы и пассивы фиксируются отдельно.

    Понятие и содержание отчета о прибылях и убытках.

    Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, то есть за тот период, за который организация составляет отчетность (квартал, пол года, девять месяцев, год). Данный документ содержит следующие показатели:

    1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:

    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей, то есть нетто-выручка);

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

    Валовая прибыль;

    Коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);

    Управленческие расходы;

    Прибыль (убыток) от продаж.

    2. Операционные доходы и расходы:

    Проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процентов по облигациям, депозитам и т.п.);

    Доходы от участия в других организациях (доходы по финансовым вложениям в ценные бумаги других организаций, а также доходы от участия в совместной деятельности без образования юридического лица);

    Прочие операционные доходы/расходы (например, данные по операциям, связанным с движением имущества).

    3. Внереализационные доходы и расходы.

    Прибыль (убыток) до налогообложения.

    Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

    Прибыль (убыток) от обычной деятельности.

    4. Чрезвычайные доходы и расходы (последствия стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и т.п.)

    Чистая прибыль: нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

    Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

    Предусмотренные нормативно-правовыми актами приложения должны обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. Среди приложений можно назвать отчет об изменениях капитала (уставного, добавочного, резервного капитала, фондов организации, а также средств целевых финансирования и поступлений); отчет о движении денежных средств; сведения о движении заемных средств; характеристику дебиторской и кредиторской задолженности; расшифровку состава амортизируемого имущества; сведения о движении средств финансирования и долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; сведения о финансовых вложениях; сведения о расходах по обычным видам деятельности; социальные показатели.

    Пояснительная записка.

    В пояснительной записке дается краткая характеристика деятельности организации, указываются основные показатели деятельности, приводятся факторы, повлиявшие в отчетном году на ее результаты, раскрывается учетная политика и иная информация, полезная для получения более полной и объективной картины.

    Аудиторское заключение.

    Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательными актами подлежит обязательному аудиту. Перечень основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, в соответствии с которыми их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, приводится в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994г. № 1355. Эти критерии следующие:

    1. Организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества.

    2. Вид деятельности. По данному критерию подлежат обязательному аудиту банки и другие кредитные организации, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные фонды и другие субъекты.

    3. Источники формирования уставного капитала. Подлежат проверке субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранному инвестору.

    4. Финансовые показатели деятельности. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством минимальный месячный размер оплаты труда и (или) сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный минимальный месячный размер оплаты труда.

    В состав бухгалтерской отчетности включается только итоговая часть аудиторского заключения.

    Понятие о порядок отражения события после отчетной даты.

    Возможны случаи, когда в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год имел место факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации. Такой факт хозяйственной деятельности именуется «событием после отчетной даты». В бухгалтерской отчетности организации следует отражать только существенные события после отчетной даты независимо от того, положительный или отрицательный характер они имеют для организации. Организация должна оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении и сделать соответствующий расчет.

    Выделяют два вида событий после отчетной даты:

    1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, например объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора осуществлялась процедура банкротства. Последствия событий после отчетной даты данного вида отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации.