Социальная политика как фактор успешности страны. Понятие «социальная политика

англ. policy, social; нем. Sozialpolitik. Деятельность общества и государства, направленная на развитие соц. сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

Неполное определение ↓

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тематический план

1. Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни.

2. Механизм социальной защиты.

3. Доходы населения. Проблема неравенства.

1. Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни.

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения пот-ребностей населения, повышения его благосостояния и обес-печения системы социальных гарантий.

В любом обществе конечной целью производства является удовлетворение пот-ребностей людей. Поэтому обеспечение определенного уровня потребления населения является основной целью социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, которые нуждаются в поддержке государства. Это не-трудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвали-ды), неимущие, безработные и др.

Социальная политика включает 3 основных направления :

1) политика занятости населения - предполагает, что го-сударство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию но-вых рабочих мест с учетом демографической ситуации, про-грамм занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

2) обеспечение социальной защиты - связано с поддержкой беднейших слоев населения, формированием системы социальной защиты отдельных групп граждан.

3) регулирование доходов - определяется тем, что государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств, в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев на-селения.

Реализация перечисленных направлений социальной политики способствует уменьшению дифференциации в удовлетворении потребностей населения и уровне расходов, соз-дает условия для достижения такого уровня благосостоя-ния, при котором каждый человек пожег реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Зарубежный опыт государственного регулирования дохо-дов населения показывает, что вмешательство государства в социальную сферу постепенно увеличивается. Поэтому за-кономерно встает вопрос о пределах участия государства в решении социальных вопросов. Так, размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возмож-ностями государства, его бюджетом. Если социальные выпла-ты превращаются в один из факторов бюджетного дефи-цита и инфляции, то такое перераспределение ведет к ин-фляционному повышению номинальных доходов. Поэтому границы участия государства в реализации социальной поли-тики определяются, прежде всего, состоянием экономики. Причем при определении объемов и сроков социальных вып-лат необходимо учитывать возможные негативные последст-вия. Например, при социальной помощи безработным важно установитьобъем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить стремление людей к поиску рабочих мест.

Государство стремится так осуществлять социальную по-литику, чтобы сделать ее эффективной, не допускать инфляционного обеспечения социальных расходов, образова-ния дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. Социальная политика базируется на принципах всеобщнос-ти в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения; гибкости системы социальных гарантий; наличии ресурсного обеспечения.

Результативность социальной политики определяется уровнем и качеством жизни .

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей членов общества. Уровень жизни опре-деляется:

Объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг;

Общим объемом потребляемых благ и услуг;

Реальными доходами, размерами оплаты труда;

Объемом накоп-ленного имущества и денежные сбережений;

Объемом потребления основных продуктов питания.

Уровень жизни также характеризуют такие показатели как

- прожиточный минимум - размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей;

- минимальный потребительский бюджет - обеспечивает не только поддержание физического состояния человека, но и более полный набор материальных и духовных потребностей (питание, одежда, обувь, предметы гигиены и прочие расходы). МПБ рассчитывается на семью из 2 взрослых и 2 детей, а также для различных социально-демографических групп (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры).

Качество жизни определяется такими показателями как:

Условия и безопасность труда;

Наличие свободного времени;

Состояние экологии;

Здоровье и физическое развитие населения.

2. Механизм защиты населения

Система социальной защиты населения является основным инструментом минимизации негативных социальных последствий рыночных отношений. В условиях нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики и роста безработицы, вызванных переходным периодом, она должна обеспечивать уровень жизни не ниже социального норматива.

Под системой социальной защиты населения (СЗН) в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

В условиях перехода к рынку в социаль-ной защите начинает нуждаться все большая часть населе-ния, а не только его беднейшие слои. Причем меры социаль-ной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки и использования многоуровневой системы социальной защиты, комплексного развития ее форм.

Механизм социальной защиты охватывает :

1) меры для всех членов общества .

Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения предполагает предоставление условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринима-тельства. Государст-вом устанавливается минимальная заработная плата. При этом оно должно обеспечить социальные гарантии занятости (право на трудоустройство, на профессиональную переподготовку кадров, регулирование и организацию занятости), социальные га-рантии при потере работы. Проблема занятости решается путем государственного регулирования рын-ка труда, создания элементов рыночной инфраструктуры, со-действия в развитии различных форм занятости.

2) меры, адресованные отдельным социальным группам.

Государством принимаются специальные меры защиты для малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ, связанных с выплатой адресной помощи многодетным семьям, льготны-ми денежными выплатами, а также выплатами пособий по инвалидности, при временной потере работы; бесплатные социальные услуги.

При разработке этих мер важно определить, кого считать бедным. Существует несколько подходов к оценке бедности; определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными усло-виями развития общества; определяется минимум физичес-ких и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности определяется об-щая численность бедных рассматриваемого региона, т.е. жи-вущих ниже черты бедности. В странах с развитой рыноч-ной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным группам населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Меры социальной защиты населения, как правило, фи-нансируются государством. Однако в настоящее время про-исходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Ряд социальных программ по созда-нию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переходу к платности ряда социальных услуг осуществляетсякак за счет средств государственного бюд-жета, так и за счет средств предприятий.

Наиболее важными мерами социальной политики являются:

Создание адресной системы социальной защиты;

Упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачивае-мых за счет средств предприятий и организаций путем включения в тарифные ставки и должностные оклады;

Введение налоговых, кредитных льгот для предприя-тий за создание дополнительных рабочих мест, прием на работу многодетных женщин, инвалидов, пенсионе-ров, молодежи;

Уточнение стоимости “потребительской корзины” с уче-том динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики;

Регулярный пересмотр минимальной заработной пла-ты в народном хозяйстве в связи с ростом цен;

Развитие страховой медицины; создание республикан-ской организации труда по типу МОТ.

3. Доходы населения. Проблема неравенства

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование доходов. В основе это-го процесса лежат распределительные отношения людей по поводу определения доли каждого члена общества в создан-ном продукте.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных и произведен-ных домашним хозяйством за определенный период.

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, сти-пендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных другим лицам услуг и т.д. Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами.

Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.

Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и динамики сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными линями в течение определенного периода. Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безрабо-тице, выплаты по социальному страхованию). Основными источниками доходов являются труд в общественном и личном подсобном хозяйстве, предпринимательство, владение имуществом, ценными бумагами, денежные поступления из общественных фондов потребления, трансфертные платежи. На величину доходов оказывает влияние размер заработ-ной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка това-рами, налоги и т.д.

Располагаемый доход - доход, который может быть ис-пользован на личное потребление и личные сбережения. Рас-полагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Поэтому его расчет пред-полагает не только анализ доходов, связанных с трудовой деятельностью, владением собственностью, социальными выплатами, но и размеров денежных средств, направляе-мых на выплату налогов и страховых платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (с поправкой на изменение цен).

Следует учитывать,что на практике существует диффе-ренциация общества по доходам.

Причинами такого неравенства являются:

Раз-личия в способностях;

Уровень образования;

Владение собственностью;

Личные связи;

Несчастья;

Дискриминация;

Размер семьи, количество иждивенцев и др.

Для определе-ния степени неравенства используется кривая Лоренца (рис.1.), которая отражает неравномерность распре-деления дохода общества между различными группами населения. Кривая строится следующим образом: на оси Х откладываются процентные группы населения, а на оси Y - проценты дохода, которые получают эти группы. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % от всего совокупного дохода, 40% населения - соответственно 40 % дохода, 80 % населения - 80 % дохода, т.е. все точки рас-положились бы по диагонали ОЕ. Если же навести фактическое распределение доходов, то кривая Лоренца покажет степень неравенства доходов.

Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Таким образом, абсолютное неравенство означало бы, что и 20%, и 40%, и 60 %, и т.д. насе-ления не получают никакого дохода, а последний человек присваивает 100 % всего дохода.

Ни одна экономика сама по себе не может решить проблему неравномерного распределения доходов. Эту функцию берет на себя прежде всего государство. К способам перераспределения доходов государством относятся :

1) проведение соответствующей фискальной политики, т.е. дифференцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов. В результате государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, реализовывать государственные программы социальной защиты;

2) установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы, субсидирование отдельных производств и отраслей.

Контрольные вопросы

1. Социальная политика государства: сущность и основные направления.

2. Результативность социальной политики: уровень и качество жизни.

3. Роль государства в осуществлении социальной политики

4. Механизм социальной защиты.

5. Доходы населения в рыночной экономике.

6. Проблема неравенства доходов.


Социальная политика - это согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. На микроуровне социальная политика является одним из направлений создания благоприятных и достаточных условий по обеспечению наемных работников доходами, необходимыми как для удовлетворения первичных потребностей, так и для воспроизводства, поддержания работоспособности труженика, воспитания и обучения детей, создания нормальных условий в семье. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика, которая является неотъемлемо важной составляющей социально-экономической политики государства. Материальное обеспечение социальной политики в целом не складывается само по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из главных задач государственного регулирования.

Социальная политика помогает достижению социального согласия, рынкам - лучше функционировать при обеспечении устойчивых доходов и снижении риска, перераспределением доходов - сглаживать проблемы и решать социальные и экономические задачи.
Объекты социальной политики - отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны.
Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. К субъектам следует отнести органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, негосударственные объединения, коммерческие организации, отдельных граждан, действующих в рамках гражданской и общественной инициативы. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство.
Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов, нейтрализация негативных последствий рыночной экономики. Следовательно, субъекты социальной политики призваны выполнять стабилизирующую и стимулирующую функции. Реализация первой функции достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп. Выполнение второй функции субъектами социальной политики предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учет трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта.
Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и порой противоречивых задач, а также соблюдения принципов, на которых базируется социальная политика.
Важнейшие принципы формирования и функционирования социальной политики:
- принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности и предполагающий как равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий, так и дифференциацию населения по практическому вкладу их труда в создание благ. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей (уравнительный тип справедливости), и в то же время для наиболее активных, способных и результативных членов общества государство призвано создавать возможность получать за свой труд большее вознаграждение в форме дохода (распределительный тип справедливости);

  • принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам обязательного минимума социальных физических и духовных благ и услуг, потребление которых обеспечивает подготовку индивида к самостоятельной жизни;
  • принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества призван прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Если по независящим от индивида обстоятельствам удовлетворить первичные потребности не представляется возможным, государство должно оказать помощь своим гражданам в соответствии с положениями национального законодательства;
  • принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного подхода .
Социальная политика с точки зрения субъектов осуществляется на общегосударственном и региональном уровнях.
На государственном уровне определяются цели, задачи и приоритеты социального развития, принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.
На региональном уровне принимаются решения, регулирующие социально-экономические отношения на определенной территории, разрабатываются социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.
Основные направления государственной социальной политики включают:
  • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
  • общие вопросы политики доходов населения;
  • политику в сфере труда и трудовых отношений;
  • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
  • демографическую и миграционную политику;
  • охрану окружающей среды.
Таким образом, социальная политика направлена на обеспечение соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, на создание условий для воспроизводства рабочей силы и др.
  • Собственность в экономической системе
  • Классификация экономических систем
  • Тема 4. Рыночная система хозяйствования Рынок, его структура и механизм функционирования
  • Субъекты смешанной экономики и взаимосвязь между ними. Кругооборот благ, ресурсов и доходов
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Основные понятия
  • Спрос и его факторы. Функция спроса
  • Предложение и его факторы. Функция предложения
  • Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
  • Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
  • Воздействие государства на рыночное равновесие
  • Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы
  • Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени
  • Тема 5. Поведение потребителя на рынке основные понятия
  • Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистский подход)
  • Кривые безразличия и бюджетные ограничения (ординалистский подход)
  • Оптимум потребителя
  • Основные понятия
  • Эффект дохода и эффект замещения
  • Кривая «доход-потребление» и кривые Энгеля
  • Кривая «цена-потребление»
  • Построение кривой индивидуального и рыночного спроса
  • Оценка благосостояния потребителей
  • Тема 6. Фирма как субъект рынка основные понятия
  • Производственная функция и ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения
  • Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи. Взаимосвязь предельного и среднего продукта
  • Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба
  • Изокоста. Равновесие производителя
  • Основные понятия
  • Концепция издержек. Явные и вмененные издержки. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
  • Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие
  • Функция издержек в долгосрочном периоде
  • Общий, средний и предельный доход
  • Тема 7. Рыночные структуры
  • Понятие рыночной структуры. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы
  • Свойства рыночных структур
  • Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли
  • Модель рынка чистой монополии
  • Кривая предельного дохода чистого монополиста
  • Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие
  • Монопольная власть и ее общественные издержки (излишек покупателя и излишек продавца)
  • Ценовая дискриминация. Понятие, условия возникновения, виды и последствия
  • Государственное регулирование рынка чистой монополии
  • Признаки монополистической конкуренции в сравнении с рынком совершенной конкуренции и монополии
  • Дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренции
  • Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах при ценовой конкуренции
  • Основные особенности рынка олигополии. Поведение олигополии. Ломаная кривая спроса. Ценообразование на рынке олигополии
  • Роль неценовой конкуренции и экономическая эффективность
  • Тема 8. Рынок факторов производства и распределение дохода основные понятия
  • Конкурентные рынки ресурсов. Спрос и предложение на ресурсы со стороны фирмы и отрасли
  • Ценообразование на рынке труда
  • Ценообразование на рынке капитала
  • Ценообразование на рынке земли
  • Тема 9. Аграрная экономика
  • Формы сельскохозяйственных предприятий.
  • Дифференциальная и монопольная земельная рента. Абсолютная рента.
  • Апк, его структура и функции.
  • Тема 10. Национальная экономика: цели и результаты Цели национальной экономики
  • Структура национальной экономики, ее виды
  • Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов
  • Система макроэкономических пропорций и их виды
  • Внп и методы его расчета
  • 1) Производствен­ным методом - как сумма добавленных стоимостей всех предприя­тий;
  • Снс и кругооборот расходов и доходов
  • 2. Модель кругооборота с участием государства.
  • 3. Модель кругооборота с учетом заграницы. Номинальный и реальный внп
  • Тема 11. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие Совокупный спрос
  • Совокупное предложение
  • Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
  • Макроэкономическое равновесие(модель ad-as)
  • Доход, потребление и сбережения в кейнсианской теории
  • Инвестиции и их нестабильность. Факторы спроса на инвестиции
  • Методы анализа макроэкономического равновесия
  • Изменения равновесного объема производства. Мультипликатор
  • Парадокс бережливости
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Экономический цикл и его основные характеристики
  • Безработица и ее виды. Экономические издержки безработицы
  • Инфляция: понятие, причины и последствия
  • Кривая Филлипса и проблема стагфляции
  • Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства Функции и принципы налогообложения
  • Виды налогов
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
  • Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом
  • Тема 14. Денежный рынок. Монетарная политика
  • Денежное предложение и его структура
  • 1) Наличные деньги (бумажные и металллические), находящиеся в обращении и являющиеся обязательствами государства;
  • Спрос на деньги и его виды. Равновесие денежного рынка
  • 1) Спрос, обусловленный использованием денег в различных дело­вых сделках;
  • 2) Спрос на деньги как средство сохранения богатства.
  • Банковская система как организационная форма денежного рынка
  • Кредитно-денежная политика и ее инструменты
  • 1) Операции на открытом рынке;
  • 2) Изменение резервной нормы;
  • 3) Изменение учетной ставки.
  • Тема 15. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках Взаимосвязь товарного и денежного рынков
  • Последствия изменений условий равновесия на рынке благ и денег
  • Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков
  • Тема 16. Социальная политика государства сущность и основные направления социальной политики
  • Доходы населения, их формы в рыночной экономике
  • Система и механизм социальной защиты населения
  • Социальные гарантии
  • Распределение доходов и социальная справедливость
  • Уровень жизни населения
  • Тема 17. Экономический рост Экономический рост и его факторы
  • 1) Главная проблема данной теории состоит в поиске путей увели­чения объема внп в условиях полной занятости, т. Е. Преодоле­нии границы своих производственных возможностей;
  • 2) Она основана на динамическом, долгосрочном подходе к эконо­мике.
  • Теории экономического роста и государственное регулирование
  • 2) Акцентируют внимание на долговременной устойчивости эконо­мического роста;
  • 3) Предлагают стимулировать и регулировать экономический рост через снижение налогов как средства увеличения сбережений и инвестиций, трудовой и предпринимательской активности;
  • Модель экономического роста р. Солоу
  • Тема 18. Мировая экономика Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения
  • Структура мирового хозяйства
  • Интеграционные процессы в мировой экономике
  • Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы
  • Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства
  • Социальная политика - система мер, направленных на повы­шение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сфе­ры общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потреб­ностей граждан.

    Основными задачами социальной политики являются:

    Повышение благосостояния;

    Улучшение условий труда и жизни людей;

    Осуществление принципа социальной справедливости.

    Социальная политика должна учитывать не только матери­альные, но и политические и духовные интересы членов обще­ства.

    Выделяют следующие задачи социальной полити­ки , обеспечивающие нормальное развитие общества:

    1) социальная защита человека и его основных социально-эко­номических прав;

    2) обеспечение условий для повышения благосостояния каж­дого человека и общества в целом;

    3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизвод­ство оптимальной социальной структуры общества;

    4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммуналь­ные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

    5) формирование экономических стимулов участия в обществен­ном производстве;

    6) создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и возможности реализации в свобод­ном труде.

    В социальной политике выражаются конечные цели и резуль­таты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные соци­альные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономи­ческий рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравствен­ному развитию. Показателями результативности социальной поли­тики являются уровень и качество жизни населения.

    Социальная политика осуществляется на разных уровнях эко­номической деятельности:

    1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

    2) региональная социальная политика применительно к регио­нам;

    3) государственная социальная политика;

    4) межгосударственная социальная политика, связанная с ре­шением глобальных экологических проблем, преодолением соци­ально-экономической отсталости групп стран.

    Возможности решения задач социальной политики определя­ются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика всту­пила в инновационную стадию развития. Ее отличительные осо­бенности: высокая наукоемкость производства, непрерывный ин­новационный процесс, требующий нового уровня профессиона­лизма человеческого ресурса.

    Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической сис­темы общества.

    Социальная устойчивость предполагает:

    Стабильный уровень цен на основные предметы потребле­ния и услуги;

    Недопущение необоснованной дифференциации доходов;

    Формирование надежной системы социальной защиты и со­циальные гарантии членов общества.

    Социальная политика государства в переходной к рынку эко­номике имеет особенности , выражающиеся в:

    Поддержке различных слоев населения;

    Социальной поддержке малоимущих граждан;

    Создании условий для развития предпринимательства;

    Финансировании в достаточном объеме образования и здра­воохранения;

    Заботе об охране экологии, окружающей среды;

    Регулировании сферы трудовых отношений.

    Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занято­сти и политика социального партнерства.

    Политика доходов пред­полагает осуществление мер по смягчению их неравенства;поли­тика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности;политика социального партнерства направ­лена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

    В решении многих социально-экономических вопросов вели­ка роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, со­здает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удов­летворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов обще­ства.

    Меры по осуществлению социальной политики финансируют­ся государством. В настоящее время происходит переход от госу­дарственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жи­лья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.

    Основные направления социальной политики:

    1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возмож­ностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зараба­тывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

    2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетру­доспособных, малоимущих и безработных.

    Первое направление включает в себя комплекс таких государ­ственных мер, как:

    Либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократи­ческих преград, предоставление людям свободы предприниматель­ства в рамках закона и ответственности;

    Поддержание высокой занятости - увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

    Регулирование трудовых отношений - минимальная зара­ботная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

    Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

    Социальное партнерство - согласование действий правительства, предприни­мателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной спра­ведливости на рынке труда. Она предполагает:

    Создание нормальных условий на рынке труда (продолжи­тельность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);

    Обеспечение условий предпринимательства (неприкосновен­ность собственности, свобода предпринимательства и распоряже­ния доходами).

  • Введение


    За годы реформ в России сложились основы рыночной системы. Однако созданный рынок еще чрезвычайно несовершенен: отсутствуют разнообразные связи между субъектами рынка, между государством и гражданским обществом, не сформированы в окончательном виде законодательная среда и необходимая институциональная инфраструктура, обеспечивающие социальную направленность развития экономики.

    На начальной стадии рыночных преобразований социальная политика в России не рассматривалась в качестве одного из ключевых элементов общей экономической стратегии. Это привело к целому ряду негативных явлений в развитии социальной сферы, а цена экономических преобразований оказалась слишком высокой, о чем свидетельствует падение уровня и качества жизни населения.

    Экономические отношения реализуются в России в условиях многоуровневой структуры территориальной организации, а сочетание принципов федерализма и местного самоуправления на практике обнаруживает несогласованность в решении многих проблем социально-экономического развития страны.

    Это требует проведения широких исследований взаимодействия социальных и экономических преобразований и в первую очередь выработки социальных механизмов реформирования. Практика показывает, что развитие отраслей социально-культурной сферы на основе только частной собственности либо не выгодно, либо невозможно. Поэтому вытеснение государства и ослабление его регулирующей роли не отвечает экономическим интересам России.

    В условиях движения общества к рыночной экономике государству следует решить ряд важнейших задач: сохранить намеченный потенциал производительных сил; сформировать рыночную среду; снизить социальное напряжение процесса реформирования, а также наладить новые федеративные экономические отношения и т. д. Для успешного решения указанных задач требуется усиление экономической роли государства.

    Вопрос о возрастании экономической роли государства в условиях рыночных реформ анализировали отечественные экономисты Л.И. Абалкин, В.А. Медведев, СМ. Меньшиков, А.Г. Куликов и другие. Отказ от регулирующей роли государства, по мнению большинства авторов, негативно отразился на результатах реформирования народного хозяйства и создании эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

    Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия. Изначальной интеграционной функцией государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. Вопреки этому в России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу».

    Непонимание политики удовлетворения социальных потребностей людей является следствием иррациональных воззрений властных структур относительно приоритетов в системе государственных функций, что, в конечном счете, способно привести к ослаблению и разрушению самого государства.

    В ходе проводимых радикальных преобразований общество постепенно и закономерно приходит к осознанию абсолютной потребности во всеобъемлющей приоритетной социальной политике, без которой невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека и сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала.

    Характеристика понятия «социальная политика»


    «Политика - это искусство жить вместе», - подчеркивается в сочинениях древнегреческого философа Платона. Термин «политика» на теоретическом уровне понимается весьма многозначно, но суть его заключается в том, что он отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

    Конституция определяет Российскую Федерации как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7).

    Понятие социальной политики относится к числу таких, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

    Острота дискуссий обусловлена тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

    В фундаментальных работах по курсам общей экономики и экономики общественного сектора часто имеются разделы, посвященные пенсионному обеспечению, вопросам занятости, медицинскому обслуживанию, образованию, жилищно-коммунальному хозяйству и другим социальным отраслям. Формат таких курсов позволяет дать лишь самую общую характеристику изъянов рынка и роли государства в этих сферах. Необходимо целостное представление об основных особенностях экономических отношений в системе социальных услуг, построения общей модели регулирования государством этой сферы в условиях реальных отношений российской экономики. Зарубежные авторы дают более развернутый в сравнении с общеэкономическими курсами экономический анализ элементов социальной политики, отраслей социальной сферы. Однако некоторые из них пока не переводились на русский язык. Кроме того, экономические отношения в социальных отраслях, направления социальной политики имеют особенности в каждой стране, связанные с исторически сложившимися формами организации разных видов социальных услуг, с формами государственного регулирования. Помимо всего прочего зарубежные авторы не затрагивают проблемы переходных экономик, которые в каждой стране имеют свои особенности. В отечественной литературе можно выделить работы, освещающие отдельные элементы социальной политики, отдельные отрасли социальной сферы или охватывающие сразу несколько из них.

    Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Определенная социальная политика была чаще следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.

    Анализ истории экономики показывает, что вопросы, связанные с понимаем сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времен являлись предметом внимания многих мыслителей. Ученые различных школ признавали, что задача государства - забота о своих жителях. Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен», а «подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному». Большое значение Платон уделяет «социальному разделению», которое основывается на «разделении труда». То есть уже древние видели жесткую связь между социальным и экономическим. Аристотель указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «государство - ... союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо». К Аристотелю и его представлению о «государстве, состоящем из средних людей» (имеющих «средний достаток»), восходит сегодняшняя высокая оценка важности «среднего класса» как фактора стабилизации общества. Мыслители нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Г.-В.Ф. Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства»анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замкнутое торговое государство».

    Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком - а значит, принять облик справедливого государства». Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. Научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог «стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики». В последующие десятилетия понятие социальной политики исследуется в контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств, равно как и идейные комплексы, лежащие в их основе, отличаются друг от друга, естественно, что понимание социальной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что все авторы сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, хотя термин «социальное государство» чаще всего употребляется по отношению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Дания и т. д., можно без преувеличения сказать, что любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика. Укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии.

    Качество социальности присуще любому государству, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для таких с/ран характерно признание собственной «зоны ответственности» как индивидов, семей, общин, так и государства. «Что может с собственной ответственностью и в действительности выполняться человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции», - таким образом сформулирован этот принцип в программе одной из партий Австрии. Другими особенностями его является признание обязательств государства перед гражданами, признание необходимости стартового равенства, перераспределение доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике. Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума. В настоящее время получает признание идея о множественности путей развития, которые разворачиваются «цивилизационным веером» в континууме между свойственным традиционному, в том числе российскому, обществу «этатистски-общинным» полюсом и присущим западному социуму «индивидуально-собственническим» полюсом. При этом «каждый цивилизационный луч равноправен в историческом смысле уже по праву своего бытия». Исследователи подчеркивают, что ни в коем случае не стоит отвергать ни изучение опыта организации социальной политики в современных «государствах всеобщего благосостояния», ни анализ взглядов западных социологов на сущность и содержание социальной политики.

    Многие исследователи считают, что социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи.

    Альфред Мюллер-Арман писал: «Социальная рыночная экономика исходит из реальной основы существования рынка и рыночных сил и пытается при этом использовать целенаправленно не ориентированные силы этого рынка на достижение социальной обеспеченности и улучшение общественной окружающей среды одновременно».

    Термин «социальная политика» находит отражение в различных областях научных исследований, он широко используется в философии, социологии, юриспруденции. В экономической науке под социальной политикой обычно понимают «комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества. Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостояние граждан. В сферу социальной политики, по мнению некоторых авторов, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семейные отношения, пенитенциарная система, природоохранная деятельность и т. д. В зарубежной и отечественной науке накопился достаточно большой выбор определений социальной политики. Все эти подходы можно разбить на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции. Анализ философской и экономической литературы показывает, что первая и наиболее обширная группа исходит из отождествления социального и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как «общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество». Цель социальной политики согласно этому подходу - способствовать достижению целей общества. Вторая группа подходов исходит в первую очередь из социально-трудовых отношений и ориентирована на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешения противоречий. Третья группа концепций рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои - нетрудоспособных, чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, благосостояния. Четвертая группа концепций рассматривает социальную политику прежде всего как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий. Пятая группа подходов исходит из принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства. Данные концепции можно разделить только теоретически, действительная же социальная политика, реализуемая большинством современных развитых государств, содержит в себе элементы каждой из этих концепций. С методологической точки зрения разделение концепций важно для анализа и группировки определений социальной политики, данных в литературе. Развернутое определение социальной политики, на наш взгляд, дает Р. Барнер. «Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей». В данном определении социальная политика выступает как функция общества, а не государства.

    Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как к специальному предмету научного рассмотрения. Характерно, что в таком авторитетном издании, как «Философский энциклопедический словарь», вместившем в себя множество понятий социальной философии и социологии, не имеется специальной статьи, посвященной этой категории. Среди отечественных авторов выделим точку зрения П.Д. Павленко, по мнению которого социальная политика государства - это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это определение относится к числу тех, которые трактуют рассматриваемое явление достаточно широко, вбирая в себя также и содержание других видов политики.

    С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает это явлением В.М. Калицын: ««Социальная политика» в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия - способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства». Важным является то, что подчеркивается управленческое содержание социальной политики государства, признается структурная сложность явления, что позволяет рассматривать его в широком и узком смысле.

    В одном из первых систематизированных учебных пособий по теории и методике социальной работы содержится трактовка социальной политики как «причинно обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе». Связь между социальной политикой и социальной безопасностью была достаточно рано осознана отечественной наукой, что подчеркивается в работе многих ученых. В дальнейшем И.Г. Зайнышев конкретизировал изложенную в учебном пособии точку зрения и сформулировал следующее определение: «Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения».

    Уточняя свое «.широкое» понимание социальной политики, В.М. Калицын предлагает новый подход: социальная политика - это «совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным), в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования». Трактовка стабильности политической власти как цели социальной политики представляется не вполне обоснованной. Разумеется, всякая политика связана с властью, а всякая власть в рациональной области ориентирована на самосохранение, поддержание стабильности отношений власти и подчинения. Однако, как представляется, именно для социальной политики подобные интересы не должны быть приоритетными. Вообще, именно к этой сфере проблемы целеполатания относятся к числу самых сложных. По мнению некоторых авторов, обоснованным является определение социальной политики как «области политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях». Социальная политика реализует основные конституционные права граждан и позволяет согласовывать коренные интересы и потребности различных групп населения с долговременными интересами и целями общества.

    Б.В. Ракитский под социальной политикой понимает отношение государства и общества к человеку, его насущным проблемам и определяет ее следующим образом: «Социальная политика - это целенаправленное развитие общественной структуры, организация прогрессивных сдвигов в социальном положении каждой из частей общества, а тем самым и в социальных характеристиках всего общества.

    С точки зрения академика Т.И. Заславской, важно разграничивать широкий и узкий подход к понятию «социальная политика». По ее мнению, «социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев населения, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение». Иначе говоря, социальная политика в этом смысле охватывает не все население, а его определенные группы, требующие защиты со стороны государства. Социальная политика в широком смысле слова, считает Т.И. Заславская, направлена на достижение более сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного воплощения подлинно социалистических отношений. Это очень важный подход, однако он имеет яркую идеологическую окраску. К числу комплексных относится определение И.А. Григорьевой, которое гласит: «Социальная политика - это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества». Это определение построено на предельно широкой трактовке социальной политики, включающей в себя практически всю жизнедеятельность общества. В таком подходе все другие разновидности политики выглядят как составные части социальной. С точки зрения такого подхода представляется, что социальная политики первична по отношению к экономике. С точки зрения И.М.. Лаврененко: «Социальная политика - это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей».

    С одной стороны социальная политика - это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений. С другой - это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека. Анализ представленных выше взглядов различных авторов на сущность социальной политики показывает, что в каждом из приведенных определений отражены отдельные аспекты этого явления. Анализ основных пяти концепций социальной политики позволяет провести более укрупненную группировку взглядов на данное явление. Первая группа концепций, отождествляющая социальное и общественное, может быть использована для широкой трактовки исследуемого явления, согласно которой сущность социальной политики - выработка и достижение целей общества, независимо от приоритета направлений и инструментов реализации. Данная концепция подразумевает комплексный взгляд на социальную политику как нацель и инструмент экономического развития. Во вторую укрупненную группу концепций можно объединить концепции, основа которых - социальная справедливость, социальное партнерство и те, которые исходят из социально-трудовых отношений и их стабилизации. Это более узкое, хотя и сущностное воспроизводственное толкование социальной политики, которое отражает основу данного явления. И если первая группа концепций имеет субъективно-объективную окраску, вторая отражает объективность воспроизводственного процесса жизнедеятельности человека, отражает инструменты экономического развития. В третью группу концепций можно также объединить две концепции: рассмотрение социальной политики как инструмента, смягчающего негативные последствия индивидуального и социального неравенства и вида общественной деятельности, нацеленной на социальную защиту. В данной группе концепций преобладает субъективный оттенок, связанный с понятием «справедливость», она отражает цель экономического развития. Хотя в данном случае разделение цели и инструмента условно. Удовлетворение социальных потребностей, социальная защита и справедливость являясь целью, в то же время выступает и инструментом воспроизводства, характеризует роль социальной политики в непрерывности воспроизводственного процесса и жизнедеятельности человека.

    С теоретической точки зрения классификация концепций, основанная на приоритете субъективного и объективного, целей и инструментов очень условна. Однако с методологической точки зрения очень важна для практической реализации, выработки конкретных механизмов и направлений развития общества на каждом данном историческом этапе. Анализ и группировка определений и концепций социальной политики позволяют выработать широкое и узкое толкование явления. Социальная политика в прикладном, практическом смысле (контексте) - это совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В широком смысле социальная политика - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. То есть социальная политика - многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т. п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Социальная политика - система отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, выражающихся в формировании и присвоении социальных потребностей, зависящих от этапа и приоритетов экономического развития. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле концепция социальной политики может рассматриваться как трактовка способов удовлетворения социальных потребностей, а в узком - сведена к разрешению противоречий в социальной сфере инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

    Сущность социальной политики как фактора трансформации общества и обеспечения его устойчивого развития


    В связи с множественностью определений категории «социальная политика», наряду со строгими определениями, подчеркивающими ее сущность, распространены поверхностные - ограничивающиеся ее отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие ее существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлении или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.

    Анализ сущности социальной политики как категории требует рассмотрения ее признаков и функций, а анализ содержания данной категории включает такие аспекты, как определение:

    1. круга субъектов и объектов;
    2. роли государства в социальной политики;
    3. выделение целей и приоритетов;

    -механизмов и параметров реализации.

    Показателями или признаками данной категории являются:

    1.Объективность , которая диктуется общественным характером жизнедеятельности человека. Более того, понятие «социальный» в большинстве словарей рассматривается как синоним «общественного», слова с русскими корнями (общество, общественный) и слова с латинскими корнями (социальный, социум) обозначают абсолютно одно и то же.

    1. Государственность . Данный признак определен тем, что социальным группам необходимо взаимодействовать, конкретные формы взаимодействия носят название политики, а государство является формой политических взаимоотношений в обществе. Сущность и функции государства диктуют принципы социальной политики.
    2. Многосубъектность и объектность . Категория «социальная политика» характеризуется совокупностью активных и пассивных субъектов, имеющих сложную институциональную структуру. Объект и предмет социальной политики также многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу.

    4.Солидарный (перераспределительный) характер отношений . Основой осуществления социальной политики является перераспределение доходов между отдельными слоями и группами, что диктуется принципами осуществления социальной политики. Данный признак можно также квалифицировать как замкнутая солидарная раскладка социального риска, что позволяет использовать страховые методы.

    .Конкретно-исторический характер отношений , что диктуется историческим соотношением социальных сил на определенном этапе развития общества, что диктует цели социальной политики.

    Основными, исходными положениями социальной политики являются ее принципы. Принципами социальной политики являются основные правила к максимально возможным которым следует стремиться в соответствии с конкретно сложившимися условиями и целями социальной политики государства. Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций.


    Принципы социальной справедливости


    Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. В литературе выделяется уравнительный и распределительный тип справедливости. Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным. Д. Смит в обоснование положений, почему социальная справедливость не должна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально.

    Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала - как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей.

    Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.

    Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения.

    3. Принцип социальной солидарности, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от трудоспособных к нетрудоспособным, от одного поколения к другому. Данный принцип позволяет использовать страховые подходы реализации социальной политики.

    4.Принцип социального партнерства, включающий в себя такие принципы, как:

    ·равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

    ·равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

    ·обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

    ·принцип трипартизма, то есть участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

    1. Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом.
    2. Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по облучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

    7. Принцип субсидиарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

    Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: солидарность и субсидиарность.

    Сущность любой категории, в том числе и социальной политики проявляется в ее функциях. В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

    Функции социальной политики как фактора трансформации общества и обеспечения его устойчивого развития


    Можно выделить основной круг функций (т. е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.

    Обеспечение социальной безопасности рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

    1. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса.
    2. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
    3. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов к экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп.
    4. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
    5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

    Заключение

    социальный политика справедливость общество

    За очевидностью социальной политики скрываются ее комплексность и особенность. Существующие определения социальной политики сталкиваются с рядом сложностей, ибо она представляет собой подвижную и многообразную практику.

    Социальная политика часто отождествляется с социальным управлением. В этом смысле в ее определении фиксируется совокупность социальных целей и средств, имеющихся в распоряжении общества для разрешения социальной проблемы. Социальная политика иногда рассматривается и как некая социальная стратегия, зависящая от избираемых приоритетов. Социальная политика рассматривается и как наука, и как специфическая практика. Не случайно поэтому живучи определения социальной политики как практической научно-хозяйственной дисциплины, которая описывает и объясняет средства и пути, ведущие социально-политическую деятельность государства к цели.

    Очевидно, что на механизм реализации социальной политике как таковой влияют традиции того или иного общества, экономическая конъюнктура, расстановка политических сил, стратификационные основания. Хотя основной субъект социальной политики - государство, ее корни покоятся в гражданском обществе. Существование социальной политики как политического института демонстрирует свою автономность от политического фактора. Исторически социальная политика получает импульс для своего появления и развития при наличии специфически социального отношения между наемным трудом и капиталом. Социально и политически легитимированные этими субъектами экономические отношения крупного товарного производства составляют действительную основу социально-политической деятельности государства. Социальная политика государства, основанного на этих экономических отношениях, является выражением социального компромисса между работодателями и наемными работниками, компромисса, который покоился на принуждении экономически господствующего класса.

    Социальная политика в этом смысле есть специфический продукт и особое продолжение в социальной плоскости регулируемых государством экономических отношений. Социальная политика появляется тогда, когда и в какой мере противоречия между работодателями и наемными работниками, как основными субъектами социально-экономических отношений, достигают такой черты, за которой они будут подвергаться общественной энтропии.

    Список использованной литературы


    1.Аристотель. Соч. в 4 томах. Т. 4. С. 460, 462, 591

    2.Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. - М.: ТЕИС, 1998

    Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. - М., 1994. С. 38.

    Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование// России в 90-х годах. - СПб., 1998. С. 20

    Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М., 1985

    Зомбарт В. Идеалы социальной политики / Пер. с нем. - СПб., 1906. С. 61.

    Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001

    Капицин В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимость // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.

    Конституция Российской Федерации. - М., 1993

    Мюллер-Арман Альфред. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики // Политэконом. 1996. № 1. С. 61

    11.Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3.

    12.Роулз Дж. Теория справедливости/ Пер. с англ. - Новосибирск, 1995. С. 158.

    13.Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость// Регион. 1994. № 3. С. 5.

    Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. 2-е изд., стереотип. - М.: Экзамен, 2004

    Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под ред. Т.И. Заславской. - М.: Политиздат, 1990. С. 13.

    Фихте И.Соч. В 2 томах. Т. 2. - СПб., 1993

    Хеффе 0. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. - М., 1994. С. 11-12

    Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. - М., 1992.

    Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2000.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.