Скандинавские страны и социал демократическая модель капитализма. Особенности экономической модели скандинавских стран

Во многом успешное функционирование этой экономической модели связывают со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы длительное время стояли в стороне от многочисленных войн и конфликтов, неоднократно потрясавших континентальную Европу. В то время, когда другие разрушали, они созидали. Кроме того, скандинавы – это отдельно сложившийся, как считают многие исследователи, культурный кластер, позволяющий говорить об их относительной однородности и сплоченности .

Но на этом общескандинавском фоне все-таки выделяется шведская модель экономического развития и менеджмента, об эффективности которой могут свидетельствовать достижения таких известных всему миру компаний, как Volvo, Ericsson, Electrolux и прочих.

Однако вопрос: могут ли национально-культурные особенности этноса влиять на эффективность применяемой им формы экономической деятельности? Утвердительный ответ очевиден. И главной ценностью шведской культуры в этом плане нужно отметить равенство. Речь в данном случае идет о сравнительно низкой дифференциации населения по уровню доходов, хотя различия между социальными слоями, разумеется, есть. Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения .

В Швеции самая развитая система социального обеспечения, самая большая доля валового национального продукта, выделяемая для поддержки нуждающихся. Помощь и забота – истинная ценность для большинства шведов. Она так укоренена в культуре, что их называют социалистами независимо от того, за какую партию они голосуют на выборах .

Умеренность – вот еще одно понятие, которое пронизывает всю шведскую жизнь и помогает им сглаживать многие острые углы социальных взаимоотношений. В экономической сфере именно умеренность помогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом, между капитализмом и социализмом. Умеренность препятствует проявлению всякого индивидуального превосходства, стирает контрасты между вызывающим богатством и вопиющей бедностью, делая шведов спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Умеренность и сдержанность являются и характерными чертами шведской деловой культуры. Успешный швед – совсем не обязательно тот, кто достиг богатства или славы .

В преимущественно протестантских странах Северной Европы исторически сложилось твердое убеждение о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно, ответственно и усердно. Причем эта трудовая этика, в отличие от большинства государств мира, распространяется и на элиту, включая крупный бизнес .

Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей .

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства» .

Скандинавские страны стали такими, какими мы их знаем сейчас, не за один десяток лет. Система очень высоких налогов (в Дании, Швеции и Норвегии они достигают, соответственно, 48,7%, 48,3%, 41,2% и 44% ВВП), эффективно работающая на благо всех граждан, не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко. Эта система создавалась кропотливым трудом, методом проб и ошибок. Скандинавы ощутили на себе все достоинства и недостатки модели, которая в меньшей степени обременяет их налоговыми сборами, но при этом не способна обеспечить граждан качественной государственной медициной и образованием .

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов, например в 80-х гг., достигала 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство .

Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей.

Однако и у скандинавской модели экономики есть свои минусы. И главный из них – это налоговый пресс. Высокие налоги, которые вынуждены платить жители регионов, заставляют многих покидать родину и переезжать в страны с более щадящей фискальной системой. Множество молодых талантливых предпринимателей из Швеции осели в Лондоне. Основатели Skype швед Никлас Зеннстрем и датчанин Янус Фриис в поисках либеральных условий ведения бизнеса остановили свой выбор сначала на Эстонии, а затем перебрались в Люксембург .

Социальное государство в Скандинавии вынуждено модернизироваться и из-за резко возросшего наплыва мигрантов. Они все больше полагаются на систему пособий, при этом гораздо меньше коренного населения пополняют госказну, а то и вовсе избегают этого.

Другая существенная проблема, особенно сильно обострившаяся в последние годы, - демографическая. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни в Швеции привели к значительному «постарению» нации. В Норвегии уже треть работающих ухаживают за стариками. Денег на поддержку молодых семей ради рождения детей нет. Доля пожилого населения неудержимо растет. Молодые вынуждены много работать, чтобы выплачивать огромные личные налоги, которые опять уходят на поддержание растущего числа пенсионеров, на их архидорогое медицинское обслуживание. Швеция держит пальму первенства по числу распавшихся семей: Стокгольм называют «постсемейным городом» .

Тем не менее эти минусы не идут ни в какое сравнение с плюсами экономик скандинавских стран. Неслучайно многие азиатские государства, включая Китай, все больше устремляют взор на модель устройства социального государства в Северной Европе.

Если режим в стране не авторитарен и не погряз в коррупции, главной целью он перед собой ставит создание наиболее эффективной социально-экономической модели для комфортной жизни всех своих граждан. «Правильные настройки» пытаются найти многие страны, но у подавляющего большинства из них, к сожалению, сделать это не получается. На фоне всего мирового сообщества выделяется Скандинавия, чей опыт сейчас стараются перенять многие страны.

Скандинавскую модель часто приводят в качестве примера и ориентира, к чему нужно стремиться. В рамках изучения, я взяла 4 страны: Швецию, Норвегию, Данию и Финляндию. В системах вышеперечисленных стран есть расхождения, но есть и общие черты. Моя цель – разобраться, в чем секрет успеха скандинавской модели, и какой опыт может и должен быть использован в России.

Исправленный капитализм
Скандинавская модель представляет собой золотую середину между капитализмом и социализмом, соединение наиболее удачных элементов обоих систем. В фундаменте лежит капитализм, слабые стороны которого исправлены лучшими практиками социализма. Система выстроена так, чтобы она работала на благо всего населения.

Скандинавская модель основывается на принципах равенства возможностей, справедливом распределении богатств, общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себя минимальным набором для достойной жизни, содействия социальной мобильности, стремления к всеобщей занятости, гендерному равенству.

Значительная роль государства
Роль государства в построении и функционировании скандинавской модели очень велика. Оно выполняет ключевую роль, обеспечивая граждан бесплатным образованием и здравоохранением, развитой инфраструктурой, высокими пенсиями и др. При этом государству удается держать качество этих услуг на очень высоком уровне. Скандинавские страны находятся на первых местах в мире по уровню образования, продолжительности жизни и степени удовлетворенности населения. Налоговая нагрузка на граждан в Скандинавии высока, но люди доверяют государству, довольны предоставляемыми им услугами и поэтому не против высоких налогов. Люди видят высокую отдачу и не видят коррупции. Благодаря открытым данным и высокой политической культуре, скандинавские страны являются наименее коррумпированными в мире. Чиновники не позволяют себе ездить на дорогих машинах, и их чаще можно увидеть на велосипедах.

Условия для ведения бизнеса
Значительное участие государства в жизни людей сочетается с очень свободным и конкурентным рынком для частных компаний. Скандинавские страны смогли создать одни из самых благоприятных условий в мире для ведения бизнеса: защита прав собственности, минимальные бюрократические издержки, низкие барьеры для торговли, отсутствие высокой налоговой нагрузки на бизнес. Скандинавия стала родиной Skype, Spotify, Rovio (Angry Birds), Ikea, H&M, Ericsson, Nokia, Volvo, Electrolux, Tele2, Carlsberg и многих других известных компаний. Государство не боится свободной рыночной экономики и старается в нее не вмешиваться. Например, Швеция не стала спасать свои национальные достояния: дала обанкротиться Saab, а Volvo — быть купленной китайской Geely.

Государство также дает возможность частным кампаниям свободно конкурировать в сфере образования и здравоохранения. Если частный бизнес лучше справляется с функциями государства, ему дают возможность это делать. В Дании и Норвегии есть частные больницы. В Швеции много частных школ, которые соревнуются в качестве с государственными. Государство выдает семьям школьные ваучеры, которые можно использовать как для государственных, так и частных школ (образование остается, таким образом, бесплатным). Но в целом государственные услуги в здравоохранении и образовании доведены до такого высокого уровня, что частные компании сами не хотят конкурировать с государством в этих областях.

Лучшие практики для России
Скандинавская модель выстроена в регионе, где люди научились друг с другом договариваться и совместно решать общие проблемы через демократические процедуры. Также это небольшие по численности страны. Поэтому не весь опыт можно перенять и успешно применить в России. Но есть и огромное число практик, которые нужно перенять. Особенно это касается эффективности гос. управления, обеспечения качественным здравоохранением, борьбы с коррупцией, создания условий для ведения бизнеса и справедливого распределения богатств. Часто можно услышать, что опыт некой страны не применим в России, так как у нее другой более теплый климат. Со скандинавскими странами этот довод не работает.

Рейтинги и показатели
В первом выпуске я хотела бы с помощью различных независимых рейтингов, а также статистических показателей продемонстрировать лидерство скандинавских стран по многим ключевым параметрам.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Индекс социального развития и благосостояния людей 2015 :
1 место — Норвегия
2 место — Швеция
7 место — Финляндия
8 место — Дания
71 место — Россия

Рейтинг самых счастливых стран 2015 :
3 место — Дания
4 место — Норвегия
6 место — Финляндия
8 место — Швеция
54 место — Россия

Индекс развития человеческого капитала 2015 :
1 место – Норвегия
4 место – Дания
14 место – Швеция
24 место – Финляндия
50 место – Россия

Индекс гендерного равенства 2015 :
4 место — Дания
6 место – Швеция
9 место – Норвегия
11 место – Финляндия
54 место — Россия

Коэффициент неравенства распределения доходов населения . Чем меньше коэффициент, тем меньше неравенство:
Швеция – 25
Норвегия – 25.8
Финляндия – 26.9
Дания – 29.1
Россия – 40.1

Индекс решения проблемы коррупции 2015 :
1 место — Дания
2 место — Финляндия
3 место — Швеция
5 место — Норвегия
119 место — Россия

ОБРАЗОВНИЕ

Расходы на образование от ВВП :
Дания — 8.7%
Швеция — 6.8%
Финляндия — 6.8%
Норвегия — 6.6%
Россия — 4.1%

Программа оценки образовательных достижений школьников PISA :
Финляндия (Математика — 519, Наука – 545, Чтение — 524)
Дания (Математика — 500, Наука – 498, Чтение — 496)
Норвегия (Математика — 489, Наука – 495, Чтение — 504)
Россия (Математика — 482, Наука – 486, Чтение — 475)
Швеция (Математика — 478, Наука – 485, Чтение — 483)

Развитие высшего и дополнительного образования :
2 место — Финляндия
7 место — Норвегия
9 место — Дания
12 место — Швеция
38 место — Россия

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Расходы на здравоохранение от ВВП :
Дания — 10.6%
Швеция — 9.7%
Норвегия — 9.6%
Финляндия — 9.4%
Россия — 6.5%

Расходы на здравоохранение на человека :
Норвегия – $5 862 (85% — государственные расходы, 15% — частные)
Швеция — $4 904 (84.3% — государственные расходы, 15.7% — частные)
Дания — $4 553 (84.1% — государственные расходы, 15.9% — частные)
Финляндия — $3 442 (75% — государственные расходы, 25% — частные)
Россия — $1 653 (48.1% — государственные расходы, 51.9% — частные)

Продолжительность жизни :
Норвегия – 81.6
Швеция – 82.2
Дания – 80.2
Финляндия – 80.8
Россия – 70.1

ЭКОНОМИКА

ВВП на душу населения :
Норвегия – $64 992
Швеция – $45 636
Дания – $42 025
Финляндия – $38 695
Россия – $22 352

Индекс глобальной конкурентоспособности 2015–2016 :
8 место – Финляндия
9 место – Швеция
11 место – Норвегия
12 место – Дания
45 место – Россия 13 место — Финляндия
60 место — Россия

Развитие инноваций :
2 место — Финляндия
7 место — Швеция
10 место — Дания
13 место — Норвегия
68 место — Россия

Доля работников, состоящих в профсоюзах :
Финляндия — 68.6%
Швеция — 67.7%
Дания — 66.8%
Норвегия — 53.5%
Россия – 31%
При том, что профсоюзы в России занимаются только раздачей конфет, скидок на автобусные экскурсии и организацией новогодней елки.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Ведение бизнеса 2016 :
3 место – Дания
8 место – Швеция
9 место – Норвегия
10 место — Финляндия
51 место — Россия

Условия для ведения бизнеса :
7 место — Швеция
9 место — Дания
11 место — Норвегия
14 место — Финляндия
80 место — Россия

Понятие «скандинавская модель» означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии), а также концепций и тенденций общественного развития, включая исторические, социально-культурные особенности данного региона. Формирование «скандинавской модели» базируется на следующих особенностях: сходные природно-географические условия, общие границы и традиционные исторические связи, языковая, религиозная и культурная, а также ментальная близость. Особенностями «скандинавской модели» являются следующие признаки:

  • · Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран (критерии отнесения к малой стране - это абсолютные объемы ВВП, промышленного производства и другие абсолютные показатели).
  • · Высокий уровень развития. Скандинавские страны входят в первые ряды 12-15 наиболее высокоразвитых государств мира по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения и в первую пятерку - по показателю «индекс человеческого развития».
  • · Схожесть сырьевых и трудовых ресурсов. Природные ресурсы: лес, в том числе высококачественный хвойный, железная руда (в Финляндии и Швеции, которые по запасам и добыче железной руды занимает 2-е место в Западной Европе). Цветные металлы например, в Норвегии находится одно из крупнейших в мире месторождений титановых и молибденовых руд. Финляндия лидирует в Западной Европе по запасам и добыче медной руды и цинка, а по запасам и добыче хрома занимает 3-ье место в мире; Швеция находится на 2-м месте в Западной Европе по добыче меди, свинца и цинка.
  • · В Швеции, Норвегии и Финляндии найдены месторождения урана, а также значительные запасы никеля, ванадия, кобальта, серебра, золота и других цветных металлов. Из неметаллических полезных ископаемых эти страны богаты различными строительными и поделочными материалами, асбестом, графитом. Норвегия - гранитом, сланцем, мрамором; Дания - известняком, глиной и гранитом. Страны Северной Европы в различной степени обеспечены энерго-сырьем. Норвегия располагает большими запасами нефти и газа (месторождения в Северном море) и гидро-энергоресурсами. Швеция и Финляндия лишены нефти и газа (в Финляндии нет каменного угля, но есть значительные запасы торфа), однако активно развивается атомная энергетика. Трудовые ресурсы традиционно отличаются высоким качеством (высокий уровень образования и профессионально-квалификационной подготовки), довольно высокой стоимостью рабочей силы (обусловлено неблагоприятными демографическими тенденциями: низким темпоместественного прироста и высокой долей более старших возрастных групп), высокой трудовой активностью женщин, доля которых особенно значительна среди работников умственного труда.
  • · Ясное и четкое понимание и на предпринимательском, и на государственном уровне важности «человеческого фактора» как главнейшего условия для динамичного социально-экономического развития и эффективного функционирования компаний - это характерная особенность «скандинавской модели».
  • · Развитие предпринимательства и формы хозяйственной деятельности. По сравнению с другими странами Западной Европы (Великобританией, Францией, Германией и др.) государства Скандинавского региона позднее вступили на путь развития рыночных отношений, что, собственно и дало толчок на быстрый экономический рост. Компании малых стран Северной Европы по масштабам своей деятельности в целом уступают фирмам более крупных развитых стран. Однако несколько компаний входят в первую сотню 500 крупнейших европейских фирм, и в первую очередь это общепризнанные лидеры, вошедшие в первую двадцатку ведущих европейских фирм: Ericsson (Швеция) и Nokia (Финляндия).
  • · Весьма высокая степень монополизации экономики: иногда одна - три компании господствуют в отдельной отрасли национального хозяйства. По степени монополизации малые страны Северной Европы обгоняют многие развитые, в том числе крупные, государства - как в промышленности, так и в банковской сфере. Причинами высокой степени монополизации экономики являются:
  • · во-первых, в условиях менее емкого внутреннего рынка малых стран монополизировать производство того или иного товара или услуги сравнительно легче, так как конкуренция существенно затруднена;
  • · во-вторых, существует необходимость выхода на внешние рынки, и она предопределяет образование таких ТНК в малых странах, которые могли бы сравниться по размерам капитала и конкурировать с фирмами ведущих стран.
  • · Именно поэтому наиболее мощные компании в малых странах сосредоточены именно в экспортно-ориентированных отраслях. В отраслях, работающих на внутренний рынок, степень монополизации значительно меньше. Крупнейшие компании стран Северной Европы:
  • · В Швеции - Volvo (автомобильная промышленность); Ericsson, ABBAceaBrownBowery и Electrolux (электротехника и электроника), Sendvik (металлургия), Stura&Svenska (деревообработка), SKF(машиностроение);
  • · В Норвегии - NoshkGidro (многоотраслевая), Statoil (нефтедобыча), Alkem (металлургия), Kverner (машиностроение);
  • · В Финляндия- Nokia и Repola (многоотраслевые), Kummene (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность), Outoqumpu (цветная металлургия), Anso-Goodceit (целлюлозно-бумажная промышленность), Rauma&Walmet (машиностроение);
  • · В Дании - Carlsberg и Danisco (пищевая промышленность), Danfoss (машиностроение).
  • · В банковском секторе стран Северной Европы лидируют шведские банки SvenskaHandDelsBanken и Skandinaviska Enskilda Banken, норвежский Den norske Bank, датский Danske Bank и финский Meritta. Как правило, каждый крупный банк в регионе является ядром какой-либо финансовой группы семейного характера. Широко известны такие семейства, как, например, Валленберги в Швеции или Альстремы в Финляндии.
  • · В предпринимательской структуре Скандинавских стран большое место занимает малый и средний бизнес. Доля малых фирм в общем их числе составляет около 95%, на крупные приходится менее 1%. Удельный вес малых и средних фирм в обороте составляет 30-35%, в добавленной стоимости - около 40-45%, а в числе занятых - более 50%. Малый и средний бизнес активно поддерживается государством и преобладает в сфере услуг.
  • · Особенностью Скандинавских стран являются достаточно сильные позиции кооперативного сектора. Кооперативные объединения охватывают сельское хозяйство, торговлю, жилищное строительство и другие отрасли хозяйства. Многие кооперативные объединения (например, Эка и Валио в Финляндии) являются весьма крупными по масштабам своей деятельности и входят в списки ведущих компаний своих стран.
  • · Факторы экономического роста: инвестиционный фактор (норма накопления, т.е. отношение валовых инвестиций в основные фонды к стоимости ВВП, в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии, как правило 25-30% (кроме кризисных лет);
  • · Научно-технический прогресс (доля расходов, как частных, так и государственных, на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в ВВП постоянно растет и в среднем несколько превышает средний уровень по промышленно развитым странам). По отдельным направлениям НИОКР страны Северной Европы лидируют среди всех высокоразвитых стран.

Скандинавской моделью дошкольного воспитания охвачены практически все дети до семи лет, а также ученики начальной школы, чьи родители работают. Наиболее ярко характеризует скандинавскую модель шведская система , особенность которой в том, что все ее компоненты (число детей в группах, количественное соотношение воспитателей и детей, уровень квалификации работников детских учреждений) обоснованы результатами научных исследований и контролируются специальными органами. Программы дошкольного образования финансируются государством; родители платят не более 10 % от заработной платы. С 1991 года всем детям, достигшим полутора лет, гарантируется место в дошкольном учреждении.

Опыт и традиции финского общества в воспитании детей достаточно универсальны, и единой программы не существует. Воспитатели и их помощники руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями. Основной акцент делается на создании благоприятной среды для всестороннего развития и обучения ребенка, признается уникальное значение игры для этого развития. Шестилетние дети должны, помимо общего развития, научиться работать в группах, овладеть необходимыми для обучения в школе навыками.

Для финской системы дошкольного воспитан ия чрезвычайно важно, чтобы ребенок постоянно находился в атмосфере доброжелательных человеческих взаимоотношений, мог включаться в разнообразную деятельность, способствующую его развитию. Не менее важно физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное и религиозное формирование личности детей в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями и с учетом общекультурных требований и традиций.

Финские педагоги считают, что детский сад должен воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, независимо мыслящей личностью, подготовить его к активному участию в жизни общества. Под активным вступлением детей в общественную жизнь понимается умение находить свое место в коллективе, выбирать занятие по душе, партнеров в игре, выполнять определенные обязанности, осознавать свои желания и удовлетворять их не в ущерб другим. Ребенок должен научиться вести себя осмотрительно, отвечать за свое поведение, критиковать и принимать критику, переживать конфликты. Важная роль отводится воспитанию самоидентичности и процессу саморазвития детей дошкольного возраста.

Детские сады в Финляндии обычно работают полный день, в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста (считается, что один ребенок младше 3 лет занимает как бы 2 места, так как требует двойного внимания). В каждой группе должен быть минимум один воспитатель и два помощника. Если все дети старше четырех лет, то желательно, чтобы были два воспитателя и один помощник. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя - восьми.



Работа организована по темам, которые проходят во всех видах деятельности в течение недели, месяца, полугода или даже года (например, «Вода», «Животные», «Город», «Ночь», «Театр»). Прогрессивными формами считаются:

  • совместная работа малой группы детей и воспитателя по какому-нибудь проекту в течение года (например, жизнь дерева, камня, фотографирование, выпуск журнала детского сада);
  • закрепление помещений детского сада за определенными видами деятельности и переход из одного помещения в другое;
  • распределение воспитателей по тематическим группам (например, «Театр», «Музыка», «Искусство») и создание определенных программ по отдельным видам деятельности;
  • создание внутри группового помещения зон и уголков для занятий определенными видами деятельности;
  • совместная работа с детьми и родителями по большим проектам, связанным с оригинальными умственными, практическими, художественными, физическими усилиями;
  • работа всего детского сада по определенным проектам совместно с учеными.

Гордостью финской системы дошкольного образования являются высокообразованные квалифицированные воспитатели, педагогические действия которых основываются на профессионально приобретенных навыках: конкретных знаниях, прогрессивных методах работы, определенной позиции по отношению к ребенку, коллегам, родителям.

Дошкольные учреждения в Финляндии посещают около 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60% детей от 3 лет до поступления в школу. Принят закон, согласно которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной группе детского сада или подготовительном классе школы.

По данным социологов, большинство финских семей довольны дошкольными учреждениями. Наибольшее удовлетворение вызывает личность самих воспитателей, характер и содержание их деятельности, количество и качество детских игр.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:


в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

в развитии ВПК;

в финансировании НИОКР;

в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

обширным государственным сектором;

высокоразвитым крупным частным бизнесом;

укладами, оставшимися от раннего капитализма;

большим удельным весом малого бизнеса;

развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.