Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
· определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
· разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
Денежные системы – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы различаются по:
I. виду денежных единиц:
1. с законодательно фиксированным содержанием металла;
2. без законодательно фиксированного содержания металла;
3. с косвенно фиксированным содержанием металла.
II. масштабам цен:
1. архаический (восточный), имел разделение 1:60:360;
2. классический (западноевропейский) - 1:20:240;
3. десятичный (распространен сейчас во всех странах мира) – 1:10:100;
III. видам денег:
1. металлические;
2. бумажно-денежные системы (неметаллические).
Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.
Денежная система должна быть:
Единой на территории всей страны
Планово-регулируемой
Централизованной
Устойчивой (т.е. в системе должны быть механизмы защиты)
Эластичной, т.е. адаптируемой к меняющимся условиям.
Элементы денежной системы РФ:
Наименование национальной валюты (денежная единица), т.е. рубль.
Масштаб цен. В том смысле, в котором масштаб цен был при полноценных деньгах, сейчас его нет. Однако в настоящее время масштаб цен – способ выражения стоимости товаров в национальной денежной единице страны. Масштаб цен – соотношение цен, которое устанавливается и поддерживается государством.
Валютный курс. Устанавливается государством или специально уполномоченными органами. По сути это цена валюты, выраженная в национальной валюте.
Условия денежного оборота, виды денежных знаков в обращении и иных долговых обязательств.
Эмиссионный механизм. Эмиссионный механизм – порядок выпуска и изъятия денег из оборота (в широком смысле). Наличной денежной эмиссии не может быть без предварительной записи по счетам в кредитной системе, т.е. появлению наличных денег предшествует эмиссия безналичных денег. Должен быть единый центр эмиссии в лице ЦБ РФ. Факторы, влияющие на эмиссию: состояние бюджета, выпуск и изъятие денег из оборота на основе выдач и погашения кредитов, возвратность денег в кассы эмиссионного центра.
Система регулирования денежного оборота. Документы: федеральный бюджет, единая государственная денежно-кредитная политика, баланс доходов и расходов населения, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, платежный баланс страны, расчетный баланс страны.
В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).
Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.
1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .
Таким образом, первый вид включает:
2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:
Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.
Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.
Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .
Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.
Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .
Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.
Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .
Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .
Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .
Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.
Д = Т · Ц/v ,
Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.
Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.
Количество денег как средство платежа определяется :
С учетом кредитных отношений
Д = А — В + С — М/Е ,
М * v = Q * P ,
Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.
Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.
1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).
2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.
В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:
3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).
В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.
Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.
В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.
Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.
Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.
Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:
Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Государство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их реальная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.
2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с государственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.
Центральный банк России является денежным властным органом, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Основные его функции сводятся к следующему:
Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
Является эмиссионным центром;
Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;
Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учреждениями, регулирует их ликвидность;
Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубежные финансовые операции;
Предоставляет кредиты коммерческим банкам;
В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.
Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учреждений, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. В то же время коммерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с облигациями государственных займов, драгоценными металлами.
Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Правительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, участвует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.
Согласно законодательству банки - это коммерческие организации, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размещают средства там, где это наиболее выгодно.
В мировой практике различают несколько видов банков: универсальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населением и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечается, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестиционные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инвестиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.
В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской системы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.
Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капитал не самого крупного банка США.
Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.
К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не менее 20% акций.
Крупными банками с государственным участием являются Сбербанк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.
На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, приходится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Акции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».
Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских активов и 6% - предоставляемых кредитов.
Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репутация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более надежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у отечественных банков.
На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стране, и частных иностранных лиц.
В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.
Поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую , однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления , а также и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую страны.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление , эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и .
В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:
С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М 0 . Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.
В случае необходимости увеличения объемов в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.
Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.
Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.
Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М 2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.
Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с , приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.
В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.
На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.
Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения ( , лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, и тому подобное.