Сибирский федеральный округ. Забайкальский край. О деградации Забайкалья – письмо негодования президенту Путину

Сибирский федеральный округ. Забайкальский край. О деградации Забайкалья – письмо негодования президенту Путину


«В отсутствие комплексных и по-настоящему действенных мер государственной поддержки Забайкальский край оказался в сложной социально-экономической ситуации», — говорится в ответе забайкальского правительства на новую программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сам по себе документ удивительный: его язык живой, он полон негодования, обиды на федеральное правительство, и при этом написан региональными чиновниками и заверен Натальей Ждановой. «Чита.Ру» публикует текст письма, предоставленного анонимным источником. Факт его существования агентству также подтвердил источник в органах власти.

Новая редакция программы была опубликована в начале августа. Байкальский регион остался, по большей части, лишь в названии, средства на развитие Забайкалья, Бурятии и Иркутской области в неё практически не предусмотрены. Экс-министр финансов Андрей Кефер, комментируя ИА «Чита.Ру» положения программы, что её принятие не несёт Забайкалью ничего хорошего.

На титульном листе — неразборчивая резолюция президента Путина «Улюкаеву, Белоусову…», из которой понятно, что документ ушёл в Министерство экономического развития РФ. «Уважаемый Владимир Владимирович! Российская Федерация неоднократно подтверждала намерение использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока для усиления роли и значения нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Забайкальский край, находящийся на путях интеграции России со странами региона, мог бы внести свой весомый вклад в достижение данной цели», — письмо начинается с обоснования важного стратегического положения Забайкалья первому лицу государства.

Далее авторы обращения к президенту сетуют на низкие собственные доходы региона, которых недостаточно даже на первоочередные нужды, такие как выплата зарплат бюджетникам. Инвестиции, продолжают авторы, точечны и несистемны, что не позволяет говорить о комплексном подходе к развитию края. Краевое правительство просит диверсификации экономики региона и настаивает, что федеральные дотации нельзя считать эффективным механизмом развития даже в краткосрочной перспективе.

В письме отмечено, что Забайкалье обладает большим потенциалом для развития промышленности, сельского хозяйства, логистики и приграничного сотрудничества, и вообще, край может стать площадкой для отработки взаимодействия с Китаем. «Это может быть небольшой по масштабу и ограниченный рамками одного региона экспериментальный проект, подкреплённый чётко выраженной политической волей президента Российской Федерации. Проект должен строиться на специальном торгово-инвестиционном соглашении с КНР и сочетать в себе необходимый геополитический размах с безусловной управляемостью», — отмечено в документе.

На основании вышеизложенного [на тот момент ещё врио губернатора] Наталья Жданова просит президента Владимира Путина поручить Минэкономразвития до 1 июля 2017-го разработать комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края на основе использования российско-китайских приграничных связей, а правительству страны утвердить план до 1 октября 2017 года.

Забайкальский край обладает достаточным потенциалом развития промышленного и аграрного комплексов, логистики и приграничного сотрудничества. Полагаю, что ориентир на интенсификацию внешнеэкономических связей в сочетании с дальнейшей реализацией мер по развитию территорий Дальнего Востока и Байкальского региона способен придать необходимую динамику экономике Забайкалья.

Реализация совместных проектов в Забайкалье может стать площадкой для апробации путей взаимодействия с Китаем на приграничном и межрегиональном уровне. Это может быть небольшой по масштабу и ограниченный рамками одного региона — Забайкальского края — экспериментальный проект, подкреплённый чётко выраженной политической волей президента Российской Федерации. Проект должен строиться на специальном торгово-инвестиционном соглашении с КНР и сочетать в себе необходимый геополитический размах с безусловной управляемостью.

Учитывая изложенное, а также необходимость исполнения ваших директив по развитию внешнеэкономических связей приграничных регионов России с Китаем, прошу вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить:

1) Минэкономразвития России совместно с Правительством Забайкальского края в срок до 1 июня 2017 года разработать и представить для утверждения в Правительство России проект комплексного плана социально-экономического развития Забайкальского края на основе использования российско-китайских приграничных связей, который будет предусматривать, в том числе, подготовку соответствующего торгово-инвестиционного соглашения с Китаем; ответственным исполнителем плана определить Минэкономразвития России;

3) помощнику президента Российской Федерации А.Р. Белоусову осуществлять координацию действий по разработке и реализации плана.

«Забайкалье — на обочине международных проектов России» — озаглавлена первая часть приложенного к письму обоснования разработки комплексного плана социально-экономического развития Забайкалья.

В письме отмечают, что с началом нового века большие надежды возлагались на координацию планов по развитию Дальнего Востока и Забайкалья с программой восстановления промышленности северо-восточного Китая, но из 204 проектов с участием России были полностью реализованы только восемь, а 29 находятся на стадии выполнения.

Далее авторы письма обращают внимание президента на две несправедливости: газопровод «Сила Сибири» проложат из Иркутской области в Китай, минуя Забайкалье; экономический коридор Китай — Монголия — Россия «Степной путь» также не пройдёт через край. Это «грозит тем, что на карте страны восточнее Байкала появится территория неблагополучия площадью около полумиллиона квадратных километров», — к такому выводу приходят в краевом правительстве.

1. Забайкалье — на обочине международных проектов России

Забайкалье объединяет дальневосточные регионы с остальной частью России. Дальний Восток, в свою очередь, является территорией, сопредельной с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) — одним из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира. Основная зона непосредственного контакта с АТР — восточный участок российско-китайской границы. Именно Забайкалье, на которое приходится четверть (около 1000 км) протяжённости этого участка, по сути, обеспечивает решение задач геополитической безопасности и территориальной целостности государства.

В начале второго десятилетия XXI в. большие надежды возлагались на соглашение о координации планов по развитию Дальнего Востока и Забайкалья и программы восстановления промышленной базы северо-восточного Китая. Однако за годы реализации программы из 204 проектов с участием России были полностью реализованы только 8 (0,04%), находятся в стадии выполнения 29 (14,2%).

Вместе с тем в настоящее время Россия во взаимодействии с КНР осуществляет два суперпроекта:

1) строительство системы магистральных газопроводов «Сила Сибири» из Иркутской области и Якутии, минуя Читу, через Благовещенск до Владивостока. Как следствие, в Забайкалье не появится такой мощный фактор социально-экономического развития, как трубопроводный газ. Темп отставания региона по уровню и качеству жизни от среднероссийских показателей будет ускоряться;

2) в июне 2016 года в ходе встречи лидеров трёх государств была принята Программа создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия», направленная на сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути» с монгольской инициативой «Степной путь». Наш регион, как и в первом случае, остаётся в стороне. Практически это означает ещё большее снижение интереса к нашему краю без каких-либо компенсационных мероприятий со стороны федерального центра.

Объективно формируется альтернативный маршрут по Евразийскому трансконтинентальному пути. Превращение Транссиба восточнее Байкала во второстепенную транспортную ветку приведёт к негативным последствиям для связанной с ним инфраструктуры, которая в настоящее время позволяет Российской Федерации интегрировать Дальний Восток.

Как представляется, решение о создании экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» в сочетании со строительством газопровода «Сила Сибири» в обход Забайкалья грозит тем, что на карте страны восточнее Байкала появится территория неблагополучия площадью около полумиллиона квадратных километров.

«Слабое звено в государственном строительстве» — называется второй пункт приложения к письму. Первыми строками авторы оправдывают информационную повестку «пишущих один негатив» забайкальских СМИ и соглашаются с позицией многих журналистов: «Забайкальский край входит в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Это, конечно, не означает, что позитивные моменты отсутствуют. Однако, к сожалению, они не являются определяющими. Поэтому они сознательно были оставлены за скобками для более ясного описания ситуации».

Краевое правительство иллюстрирует бедственное положение региона статистическими данными: 81-м местом по качеству жизни, неприлично низким показателем ВВП, огромным и неуклонно растущим госдолгом, снижением средних зарплат на 2,6% за год, которое может привести к росту социальной напряжённости. «В результате многолетнего хронического недофинансирования всех сфер жизни нынешнее социально-экономическое состояние Забайкальского края наиболее точно описывается словом деградация», — с прискорбием резюмируют авторы письма.

Недовольство, озлобленность, чувство безнадёжности продолжают копиться, говорится в письме, но пока конвертируются не в политический протест, а в асоциальное поведение: убийства, самоубийства — по ним Забайкалье находится на лидирующих позициях в России. На это авторы документа обращают особое внимание.

2. Слабое звено в государственном строительстве

Забайкальский край входит в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Это, конечно, не означает, что позитивные моменты отсутствуют. Однако, к сожалению, они не являются определяющими. Поэтому они сознательно были оставлены за скобками для более ясного описания ситуации.

Основной показатель — среднедушевой объем валового регионального продукта составляет по Забайкальскому краю менее 50% по отношению к среднему показателю по стране (Забайкальский край — 219,7 тыс. рублей, Россия — 551,4 тыс. рублей). Доля края в объёме ВРП Российской Федерации (по сумме ВРП субъектов Российской Федерации), практически не меняется и составляет менее 0,5%.

В то же время государственный долг региона по состоянию на 1 января 2016 года составил 26,5 млрд. рублей, или 49,7% от консолидированных налоговых и неналоговых доходов края. Государственный долг увеличился по сравнению с 1 января 2015 года на 6,5 млрд, рублей, или на 32,5%. При этом на протяжении последних лет происходит уменьшение федеральных трансфертов в региональный бюджет. Доля безвозмездных поступлений в общем объёме доходов консолидированного бюджета края по состоянию на 1 января 2016 составила 37%, в то время как на 1 января 2013 года она составляла 40,8%. Сумма трансфертов сократилась на 1,7 млрд. рублей.

В связи с низкой бюджетной обеспеченностью в I квартале 2016 года средняя заработная плата работников бюджетной сферы снизилась на 1,7% к уровню 2015 года и составила 21215,5 рубля при общей численности работников — 98384 человек. Средняя заработная плата по экономике в регионе снизилась на 2,6% и составила 30056,5 рубля. Это свидетельствует об ухудшении положения работников и может привести к нарастанию социальной напряжённости в крае.

В Забайкальском крае сложилась нестабильная ситуация с выплатой заработной платы как в реальном секторе экономики, так и в организациях бюджетной сферы. Глубина задолженности в отдельных организациях, составляющих экономическую основу региона, составляет около 6 месяцев.

При этом ситуация на региональном рынке труда ухудшается. В среднем за февраль—апрель 2016 года общая численность безработных составила 58,2 тыс. человек, или 10,9% от экономически активного населения (за февраль—апрель 2015 года — 10,3%). По данному показателю Забайкальский край занимает 10-е место из 12 регионов Сибирского федерального округа.

В результате многолетнего хронического недофинансирования всех сфер жизни нынешнее социально-экономическое состояние Забайкальского края наиболее точно описывается словом «деградация». Самым показательным в этом смысле является плачевное состояние почтового и банковского обслуживания, а также предоставления услуг связи.

Жители многих сельских населённых пунктов остались вообще без банковского обслуживания, только в 16,5% населённых пунктов края имеются подразделения Сбербанка. В крае примерно 200 отделений почтовой связи не телефонизированы. Многие почтовые отделения работают только 2-3 дня в неделю при неполном рабочем дне. Ситуация усугубилась происходившим повсеместно сокращением штатов почтальонов и без того работающих не на полную ставку.

Закрытие почтовых отделений в сельских населённых пунктах лишило доступа жителей этих сёл не только к почтовым услугам. Для них почта является единственной возможностью получить равный доступ к широкому перечню государственных услуг: получению пенсий и социальных пособий, оплате коммунальных услуг, осуществлению денежных переводов и т.д.

В целом по краю не обеспечено сотовой связью 184 населённых пункта, большинство из которых находится в приграничных районах, и жители этих населённых пунктов вынуждены пользоваться услугами сотовых операторов Китая и Монголии. Для многих забайкальцев ограничена или исключена возможность получения качественного широкополосного доступа в сеть Интернет. Поскольку во многих сёлах отсутствует и мобильная связь, то часто возникает проблема вызова экстренных служб.

Ситуация в экономике и бюджетной сфере определяет, к сожалению, и неприемлемо высокий уровень бедности в крае. Значительная доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (20,5% при среднем показателе по России 13,4%), низкий уровень ввода жилья на 1000 жителей (в 1,7 раза меньше, чем по России), высокий уровень безработицы (выше, чем по России в 1,8 раза) и ряд других показателей характеризуют Забайкальский край как регион с неблагоприятными и непривлекательными условиями для проживания.

Общественное недовольство, озлобленность, чувство безнадёжности объективно продолжают копиться вследствие вышеизложенных обстоятельств. Но конвертируются они пока не в политические формы организованного протеста, а в асоциальные проявления и рост смертности от внешних причин. Смертность от убийств и самоубийств в Забайкальском крае в несколько раз превышает среднероссийский показатель. На протяжении последних лет Забайкальский край находится на первом месте в России по уровню преступности (почти в 2 раза выше среднероссийского показателя).

В связи с вышеизложенными обстоятельствами на протяжении последних 20 лет в Забайкалье наблюдается стабильно высокий уровень миграции населения. В 2015 году миграционная убыль по краю составила 66,4 человека на 100 тысяч человек населения, в то время как по России отмечался миграционный прирост 14,7 человек. Начиная с 1995 года край покинули более 120 тысяч человек.

Площадь приграничных территорий края составляет более 30% территории региона, плотность населения здесь — 1,9 человека на 1 кв. километр, в том числе в сельской местности — 0,87 человека на 1 кв. километр (для сравнения: Российская Федерация — 8,4 человека, в целом по Забайкальскому краю — 2,5 человека). За 11 лет численность населения приграничных районов сократилась на 15,3%. При этом численность постоянного населения края с начала 1990 года снизилась с 1320,6 тыс. человек до 1083,0 тыс. человек. Миграционная динамика с прироста в 3,1 тыс. человек (в 1990 году) ухудшилась до убыли 7,2 тыс. человек (в 2015 году).

За аналогичный период в крае критично сократились объёмы посевных площадей и поголовье скота. Так, в хозяйствах всех категорий посевные площади сократились с 1,5 млн га (в 1990 году) до 0,2 млн га (в 2015 году). Забайкальский феномен заключается в том, что в Забайкалье и, например, в соседней Монголии — идентичные природно-климатические условия, одно и то же разнотравье в степи, населённой родственными народами — российскими бурят-монголами и монгольскими халха-монголами. Они из поколения в поколение передают искусство пастбищного скотоводства. С тем лишь различием, что в Монголии поголовье скота неуклонно растёт, достигнув сегодня исторического максимума в более чем 50 млн голов, в то время как в Забайкалье, традиционной специализацией которого является именно животноводство, в том числе овцеводство, поголовье овец и коз сократилось более чем в семь раз.

Как результат, серьёзно сужаются перспективы развития агропромышленного комплекса, который является традиционной жизнеобеспечивающей отраслью для региона и потенциально может представить важное направление международной специализации.

«Существующие механизмы господдержки не решают проблемы» — озаглавлена часть с непосредственно разбором федеральных программ по развитию восточных территорий. По мнению авторов документа, сейчас просто нет действенных механизмов поддержки Забайкалья.

Разработанная для развития отдалённых территорий страны федеральная программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», говорится в письме, диспропорциональна, в ней наблюдался заметный перекос в сторону дальневосточных регионов: «На душу населения субъектов ДФО приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Доля софинансирования за счёт средств региональных бюджетов в среднем по программе составляет 5,8%, для Забайкальского края — 21%».

Авторы письма отмечают, что в новой редакции программы, принятой федеральным правительством 9 августа, интересы Забайкалья также почти не учтены. По их мнению, экономика региона сжалась до масштаба, не отвечающего исторически накопленным социальным обязательствам. «От [их] исполнения мы не можем отказаться без негативных социально-политических последствий», — отмечается в документе.

3. Существующие механизмы господдержки не решают проблемы

Решение задач комплексного социально-экономического развития региона, эффективность использования ресурсов и резервов серьёзно ограничиваются как геополитическими факторами (ограничение начиная с 30-40-х годов XX века государственных инвестиций, неразвитость инфраструктуры, обусловленные международной обстановкой, приоритизацией развития дальневосточных и южных регионов страны), так и отсутствием до настоящего времени действенных механизмов государственной поддержки комплексного развития Забайкальского края.

В целях решения задачи ускорения экономического роста для повышения благосостояния населения принята государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Данная программа, как и ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» (далее — ФЦП), деятельность Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, ряд иных инструментов и механизмов государственной поддержки ориентированы почти исключительно на развитие субъектов Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО).

При разработке и формировании ФЦП в части оказания государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета по отношению к трём субъектам Байкальского региона наблюдается значительная диспропорция финансирования. Так, доля государственной поддержки для Забайкальского края без учёта средств, предусмотренных на развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, составляет 2,15%, (Иркутской области — 6,90%, Республики Бурятия — 5,61%). Доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляет 85,33%.

На душу населения субъектов ДФО приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Доля софинансирования за счёт средств региональных бюджетов в среднем по программе составляет 5,8%, для Забайкальского края — 21%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года №757 была утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Она по-прежнему всецело направлена на развитие только Дальнего Востока, интересы Байкальского региона практически не учтены. Минвостокразвития России в рамках имеющихся полномочий обеспечивает включение в отраслевые государственные программы проектов и мероприятий исключительно ДФО.

В хозяйственной деятельности Забайкалья из-за отсутствия внутри страны спроса на продукцию отраслей традиционной специализации и, соответственно, инвестиций сохраняются факторы торможения, которые не позволяют обеспечить темпы развития хотя бы до уровня среднероссийских показателей. Забайкалье теряет привлекательность для инвесторов и для проживания граждан, усиливаются тенденции миграционного оттока, снижения деловой и инвестиционной активности. Наша региональная экономика сжалась до масштаба, не отвечающего исторически накопленным социальным обязательствам, от исполнения которых мы не можем отказаться без негативных социально-политических последствий.

«Необходимы новые источники экономического развития» — требует заголовок заключительного пункта обоснования. Авторы предлагают использовать географическое положение Забайкалья и его высокий производственный потенциал для создания товаров для экспорта в Китай и другие страны региона, «не допуская при этом полного замыкания региона на Китай в ущерб связям с другими субъектами Российской Федерации». Сохранение территориальной целостности России должно быть главным требованием при разработке проекта, отмечают авторы письма.

Правительство Забайкалья ещё раз просит президента Путина поручить Минэкономразвития начать разработку программы комплексного развития региона под личным патронажем главы государства.

«Одним из эффективных блоков плана может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, Китайской Народной Республикой, что предусмотрено директивами президента России по развитию внешнеэкономических связей с приграничными территориями Китая», — говорится в заключении.

4. Необходимы новые источники экономического развития

Из вышеизложенного видно, что в экономике Забайкальского края сложилась крайне неблагоприятная ситуация, которая при отсутствии соответствующих действий по её стабилизации и формированию условий для устойчивого развития может обернуться полной деиндустриализацией региона с окончательным превращением его в отсталую и социально неблагополучную территорию.

Таким образом, в условиях высоких темпов экономического роста и численности населения приграничных с Забайкальем районов КНР формируется угроза дестабилизации выполнения краем государственных функций. Во избежание такого развития событий предстоит буквально в течение нескольких лет поменять структуру и качество регионального хозяйства. Прежние экономические модели практически исчерпали себя, экономика Забайкалья нуждается в новых рынках, новых источниках спроса и инвестиций, свежих бизнес-идеях и нетривиальных подходах.

В Забайкальском крае имеются все предпосылки для бюджетно-экономического благополучия: уникальные запасы минерального сырья, богатые сельскохозяйственные угодья, производственные мощности и квалифицированные работники. Регион располагает самыми обширными в сибирско-дальневосточном регионе площадями естественных продуктивных пастбищ, позволяющих кратно увеличить темпы развития поголовья мясного скотоводства, овцеводства и табунного коневодства, производить крупные объёмы экологически чистых зерновых, масличных и кормовых культур. Это, наряду с минерально-сырьевой базой, второе глобальное исходное конкурентное преимущество края, реализация которого возможна в силу высокой востребованности настоящей продукции межрегиональным рынком и быстрорастущими рынками соседних стран.

Полагаем, главная проблема современной экономики Забайкалья — недостаток спроса. Продукция Забайкальского края практически не востребована центральными рынками страны, инвестиции крупных частных отечественных компаний в последние 20 лет за редким исключением направляются в горно-рудный сектор. Новые источники внешнего спроса должны стать двигателем для стабильного развития.

Как представляется, разумная опора на торгово-инвестиционные возможности Азиатско-Тихоокеанского региона способна придать позитивную динамику экономике Забайкалья. Для этого необходимо, чтобы на практике заработала связка «интеграция России в АТР — развитие Дальнего Востока и Забайкалья - российско-китайское региональное взаимодействие», нужно открыть новые рынки, новые окна инвестиционных возможностей.

Главное препятствие — по-прежнему недостаточно определённая позиция в отношении вовлечения Китая в развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Тем не менее, в нынешней внешнеполитической и демографической обстановке возрастает необходимость превращения восточных регионов в плацдарм для расширения сферы экономического присутствия страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Забайкальский край — точка соединения экономических и культурных путей с Запада и Востока. Более 100 лет после строительства Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги из Читы во Владивосток через Маньчжурию наша страна поддерживает отношения с Китаем через Забайкалье.

Поднять экономику края может укрепление экономических отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего, с Китаем. Вероятно, инвестиции в Забайкалье не пойдут без гарантий со стороны государства. При этом для решения принципиальных задач необходим личный патронаж со стороны президента России.

По нашему мнению, с одной стороны, проект необходимо строить на использовании российско-китайских региональных связей как одной из реальных платформ для интеграции России в АТР, вписывая их в общую схему стратегического партнёрства. Развитие приграничных и региональных связей с Китаем в Забайкалье позволит нашей стране найти и опробовать оптимальные формы использования потенциала региона для решения стоящих перед государством геополитических и экономических задач, в том числе кардинального подъёма уровня социально-экономического развития Забайкалья и других восточных окраин страны.

С другой стороны, сохранение территориальной целостности страны — главное требование к разработке проекта. Стратегия и модель экономической интеграции Забайкалья в приграничные связи должны удовлетворять долгосрочным интересам как региона, так и России в целом, во главу угла следует поставить более прочную привязку этой территории к федеральному центру.

Двуединая задача состоит в том, чтобы привлечь китайские инвестиции, и производить в Забайкалье продукцию на экспорт, не допуская при этом полного замыкания региона на Китай в ущерб связям с другими субъектами Российской Федерации. И не только через модернизацию транспортной инфраструктуры, но и путём развития альтернативных отраслей, в частности, добычи золота и урана.

Учитывая сложность положения, Правительством Забайкальского края предлагается формирование на федеральном уровне специального комплексного плана развития края, направленного на обеспечение социально-экономической стабильности в регионе, разработка и реализация которого будет координироваться Администрацией президента Российской Федерации.

Одним из эффективных блоков плана может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, Китайской Народной Республикой, что предусмотрено директивами президента России по развитию внешнеэкономических связей с приграничными территориями Китая.

В пресс-службе губернатора Забайкальского края ИА «Чита.Ру» ответили, что информации о существовании представленного источником документа у них нет. Редакция направила официальный запрос в Администрацию президента РФ.

ВВЕДЕНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ)

1.1 Экономический потенциал региона

1.2 Накопленный промышленный и научно-образовательный потенциал

1.3 Социальное развитие

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРИЕМУЩЕСТВ РЕГИОНА

2.1 Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития региона в 2010- 2020 гг

2.2 Сценарий социально- экономического развития региона

2.3 Экономическая специализация и конкурентные преимущества Забайкальского края

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

3.1 Развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона

3.2 Приоритетные межотраслевые направления развития Забайкальского края

3.3 Социальное развитие региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Введение

Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.

Правительство РФ выделило основные направления роста Забайкальского края: во-первых, это развитие транспортной инфраструктуры, во-вторых, комплексное освоение основной минерально-сырьевой базы, в-третьих, развитие строительной индустрии и жилищного строительства, четвертое - это поддержка малого и среднего бизнеса, пятое - развитие социальной инфраструктуры

Забайкальский край имеет целый ряд экономических и географических преимуществ. Запасы урана, которые здесь сосредоточены, – практически все российские запасы здесь, 94 процента, – это ресурсная база атомной промышленности страны. Регион занимает также ведущее положение по отдельным видам полезных ископаемых, которые стратегически важны для страны- молибден, медь, вольфрам и некоторые другие.

Весьма острыми остаются проблемы миграции, продолжается, к сожалению, отток трудоспособных и экономически активных людей. Естественно, они это делают не потому, что просто хотят поменять место жительства, а потому, что им не вполне нравятся условия жизни, которые здесь существуют.

С другой стороны, есть и позитивный показатель – хорошая рождаемость, которая достигнута за последнее время. Это показатель того, что молодёжь хочет закрепляться, хочет работать, хочет растить детей именно здесь, в Забайкальском крае. Понятно, что экономика находится в сложном состоянии, но при этом имеет немало возможностей для роста. Далеко не все эти возможности используются правильным образом.

Слабо развивается ряд секторов экономики, в частности, деревообработка пока развивается очень медленно, её доля составляет чуть более полутора процентов, и это несмотря на весьма приличные, даже по меркам нашей страны, запасы древесины.

Есть и проблемы изношенности основных фондов, которые снижают рентабельность поступающих инвестиций.

Более четверти ВРП [валового регионального продукта] формируется за счёт развития транспорта и связи. Через территорию края проходит 70 процентов экспортно-импортных операций на российско-китайском направлении. И, конечно, нужно использовать эти возможности полноценно.

Особую обеспокоенность также создаёт неудовлетворительное состояние значительной части образовательных учреждений. В основном это, конечно, связано с дефицитом средств муниципальных бюджетов. В 117 школах региона отсутствуют автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения при эвакуации. Положение усугубляет и значительный износ большинства школьных зданий, особенно в сельской местности здания старые, сложные, им по 50, по 70, иногда и больше лет. Более двух третей школ, которые расположены в муниципальных образованиях, нуждаются в капитальном ремонте и находятся в сложном состоянии.

И, еще, важный аспект развития социальной инфраструктуры края – это газификация Забайкальского края, потому что в этом направлении пока сделано очень мало, практически ничего не сделано.Нужно решить, что можно было бы сделать в самое ближайшее время. И, конечно, всё это должно стать неотъемлемым элементом той стратегии развития Сибири и Дальнего Востока и ряда сибирских регионов, которая ставит перед собой важные масштабные задачи.


1. Характеристика социально- экономического развития региона (основные параметры)

1 марта 2008 года на карте Российской Федерации появился новый субъект - Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. Забайкальский край, как субъект нового качественного уровня, имеет огромный потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов, прежде всего, по освоению природно-минеральных ресурсов и развитию инфраструктуры.

В Забайкалье открыты десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца, а также угля, цеолитов, магнезитов. Здесь добывается практически весь российский уран и вольфрам. Забайкалье даёт стране две трети тантала и треть плавикового шпата и молибдена. Большая часть территории края покрыта лесами. Проведенный анализ ресурсных источников края показал, что до настоящего времени лишь относительно небольшая часть ресурсного потенциала края вовлечена в эффективное использование.

За последние годы в Забайкалье реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной деятельности в целях развития экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

Сегодня интерес к региону стали проявлять российские промышленники. Примеров реализации крупных инвестиционных проектов уже немало на территории Забайкальского края. Одним из условий этого является развитие инфраструктуры. В течение года в соответствии с инвестиционной программой ОАО «Российские железные дороги» осуществлялась реализация проекта комплексной реконструкции участка Карымское- Забайкальск Забайкальской железной дороги. В ходе реализации проекта было освоено более 3,5 млрд. рублей. Строительство ветки Могзон – Озерное с выходом на Новый Уоян от Транссиба до БАМа вошло в крупнейший инфраструктурный проект комплексного развития Забайкалья. Проект разработан «Корпорацией развития Забайкалья», которая является одной из дочерних структур инвестиционно-финансовой компании «Метрополь».

Регион также является основной разрабатываемой ресурсной базой ядерной промышленности страны: предприятие «ППХГО», входящее в структуру корпорации «ТВЭЛ», разрабатывает месторождения Стрельцовской группы с запасами около 50 тыс. т урана.

Забайкальский край занимает важное геополитическое положение. Протяженность границы с Китаем и Монголией составляет почти 2 тыс. км. В п. Забайкальск находятся крупнейшие на востоке России международные автомобильный и железнодорожный пункты пропуска. Через автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Забайкальск - Маньчжурия проходят самые короткие пути транспортировки товаров в Европу.

Всё это в совокупности позволяет рассматривать наш регион как один из самых привлекательных для инвесторов. Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Забайкальского края:

· выгодное географическое положение (близость рынков сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона; благоприятные возможности для развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем и Монголией);

· уникальная минерально-сырьевая база;

· наличие законодательства, обеспечивающего защиту прав и льготный налоговый режим для инвесторов.

1.1 Экономический потенциал региона

Основными отраслями экономики Забайкальского края являются цветная и черная металлургия, машиностроение (автосборочный завод, завод горного оборудования), электроэнергетика (Читинская и Харанорская ГРЭС), угольная, легкая (камвольно-суконный комбинат).

Электроэнергетика

Электроэнергетика (Читинская и Харанорская ГРЭС) представлена теплоэнергоцентралями ОАО «Читаэнерго» и множеством ведомственных электростанций, основная часть которых мелкие, изолированно работающие энергоустановки. Коэффициент централизации производства электроэнергии (доля электростанций «Читаэнерго») - 96,2 %. Число предприятий электроэнергетики - 51, из них крупных - 12.

Сельское хозяйство

Область является крупным сельскохозяйственным регионом к востоку от озера Байкал, специализированным на тонкорунном овцеводстве. Развито также мясо-молочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство. Имеет место растениеводство, основные посевные площади сосредоточены в центральных, южных и юго-восточных районах. В горно-таежных и северных районах развит охотничий промысел.

Малое предпринимательство

Общее количество малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2007 году составило 3,69 тыс. единиц (129,9% к 2006 году). В структуре наибольшую долю заняли предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Далее - малые предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, и малые предприятия строительства; затем - предприятия обрабатывающих производств и предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, предприятия транспорта и связи.

Экспорт- импорт

В последние годы прослеживается положительная динамика в развитии внешнеэкономического сотрудничества Забайкальского края с многими странами, и прежде всего, Азиатско-Тихоокеанского региона. Это - увеличение роста товарооборота и объемов инвестиций и, самое главное, высокая степень взаимопонимания и взаимодействия на всех уровнях межрегиональных отношений. Китай и Монголия - наши ближайшие соседи, и сотрудничество с приграничными регионами этих государств принципиально важно для края.


Забайкальcкий край раcпoлoжен на крайнем югo-вocтoке Сибири, занимая практичеcки вcю территoрию Вocтoчнoгo Забайкалья, и характеризуетcя:

  • жеcткими климатичеcкими уcлoвиями;
  • значительным пoтенциалoм пo мнoгим минеральнo-cырьевым реcурcам;
  • наличием крупных плoщадей, занятых леcами и cельcкoхoзяйcтвенными угoдьями.

Образован край 1 марта 2008 г. в результате объединения Читинcкой облаcти и Агинcкого Бурятского автономного округа. Площадь края составляет 431,9 тыс. км2, население на 1.01.2009 г. — 1117 тыс. чел., в том числе 711,2 — городское, 405,8 тыс. — сельское. Административный центр — г. Чита. Расстояние от Читы до Москвы — 6074 км.

Край граничит с Китаем и Монголией. Протяженность государственной границы с этими странами составляет 1926,8 км, из них на российско-китайский участок границы приходится 1095,3 км. Край имеет устойчивый транспортный выход в эти и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основной экономический потенциал края сформировался с целью удовлетворения прежде всего общегосударственных интересов, что обусловило преобладание добывающих, сырьевых отраслей и недостаточное число предприятий завершающей стадии производства.

В промышленный комплекс края входят заводы: станкостроительный и машиностроительный в Чите, Дарасунский горного оборудования, Оловяннинский подъемно-транспортного оборудования, Сретенский судостроительный, Тарбагатайский деревообрабатывающего оборудования, а также ряд ремонтных и специализированных производств. Особое место в крае занимает горнорудная промышленность. Добывается уран, рудное и россыпное золото, полиметаллы, плавиковый шпат, вольфрам, молибден. Промышленность строительных материалов представлена кирпичными заводами и производством сборных железобетонных конструкций и изделий. Пищевая промышленность включает небольшие предприятия, удовлетворяющие потребности населения края.

Топливно-энергетический комплекс состоит из нескольких тепловых электростанций, работающих на угле, суммарной мощностью 1366 тыс. кВт и угольных разрезов проектной производительностью 18,5 млн т в год. Электроэнергетика представлена Читинской ТЭЦ-1 и Читинской ТЭЦ -2, Шерловогорской и Приаргунской ТЭЦ, входящими в систему «ТГК-14» с установленной мощностью 508 тыс. кВт, Харанорской ГРЭС (филиал «ОГК-3») — 430 тыс. кВт, ведомственными станциями: Краснокаменской ТЭЦ (ОАО «ППГХО») — 410 тыс. кВт, Первомайской ТЭЦ (Нефтехиммаш) — 18 тыс. кВт. Протяженность электрических сетей в крае составляет более 35,7 тыс. км, в том числе ЛЭП 500 кВ — 355,7 км, ЛЭП 220 кВ - 8578 км. В настоящее время реализуется инвестиционный проект строительства третьего энергоблока мощностью 225 тыс. кВт на Харанорской ГРЭС. Добыча угля в 2009 г. составила 14355 тыс. т. Основными поставщиками угля являются разрезы «Харанорский», «Уртуйский», «Восточный» и «Тугнуйский».

Промышленное производство Забайкальского края формирует более 30 % объема его валового регионального продукта (ВРП). Вклад отрасли добыча полезных ископаемых в ВРП края составляет 14,4 %. Основные экономические показатели промышленного производства края (мдрд руб.) за 2009 г. приведены ниже .

*Данные за 2008 г.

Забайкальский край обладает крупнейшими ресурсами сельскохозяйственных угодий (7652 тыс. га общей площади, в том числе 4652 тыс. га сенокосов и пастбищ, 505 тыс. га пашни), пригодных для ведения экономически эффективных видов агропроизводства. Здесь сосредоточено 36,1 % естественных кормовых угодий Восточной Сибири, что благоприятствует развитию животноводства и особенно — овцеводства. Численность овец в настоящее время составляет около 600 тыс. голов. Крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2009 г. было 439,2 тыс. голов. Валовой сбор зерна в крае в 2009 г. составил 268,5 тыс. т, картофеля и овощей — 202,2 тыс. т .

Территория края является транзитной для магистрального железнодорожного транспорта. Забайкальская железная дорога расположена на территории Забайкальского края и Амурской области. Транссибирская магистраль — не только транспортная связь Дальнего Востока с западными регионами России, но и часть глобальной инфраструктуры, обеспечивающей евроазиатский транзит. До 90 % грузооборота составляют транзитные грузы. Дорога имеет выход в Китай (станция Забайкальск, через которую обеспечивается до 60 % внешнеэкономического грузооборота России с Китаем) и Монголию (станция Соловьевск). На севере по территории края проходит 330-километровый участок БАМа. Главный аэропорт края — Чита в 1992 г. приобрел статус международного.

Структура и динамика экономической деятельности Забайкальского края представлены в таблице 1.

В производственной структуре края доля промышленности недостаточно высока, по сравнению с сельским хозяйством, транспортом и связью. Промышленность, тем не менее, — ведущая отрасль регионального производственного комплекса. В промышленности края высока доля добывающих отраслей (добыча руд цветных и благородных металлов, топливных ресурсов, нерудных строительных материалов, а также лесоэксплуатации). В перспективе необходимо укрепление отраслей промышленности с организацией производств по переработке сырьевых ресурсов на месте.

Вклад края в общероссийские и региональные социально-экономические показатели представлены в табл. 2 и на рисунке. Среди двенадцати субъектов РФ, входящих в Сибирский Федеральный округ (СФО), край занимает 3-е место по площади территории (после Красноярского края и Иркутской области), 7-е по численности населения, 8-е по производству ВРП и 9-е по выпуску продукции сельского хозяйства.

Таблица 1. Распределение (%) видов экономической деятельности в валовом региональном продукте

Виды экономической

деятельности






Сельское хозяйство,

охота, лесное хозяйство






Добыча полезных

ископаемых






Обрабатывающие

производства






Производство

электроэнергии, газа, воды






Строительство

Транспорт и связь

Оптовая, розничная торговля

Государственное управление,

социальное обеспечение






Здравоохранение

Образование

Другие отрасли


Таблица 2. Относительное положение (%) Забайкальского края в РФ и Сибирском Федеральном округе по некоторым социально-экономическим показателям в 2009 г.


отношению

отношению


Территория

Численность населения

Среднегодовая численность

людей, занятых в экономике



Среднедушевые денежные

доходы (в месяц)



Среднедушевые денежные

расходы (в месяц)



Основные фонды

Валовой региональный продукт *

Объем промышленной продукции

Объем сельскохозяйственной

продукции



Инвестиции в основной капитал

* Данные за 2008 г.

Экономическое положение Восточного Забайкалья, как и большинства районов Сибири, в перспективе будет находиться под воздействием добывающих отраслей промышленности и производств по глубокой комплексной переработке природного сырья. Объективными предпосылками такого прогноза служат высокая концентрация в районе природных богатств и устойчивая тенденция роста их хозяйственного использования. В ближайшем будущем — это крупный район горной промышленности. Наряду с этим усиливается использование и других природных ресурсов (лесных, земельных, водных).

Ведущую роль в крае играют минерально-сырьевые ресурсы. Многие месторождения уже успешно отрабатываются, но наиболее эффективные еще находятся в стадии подготовки ввода их в эксплуатацию. По общим разведанным запасам твердых полезных ископаемых край занимает пятое место среди других субъектов РФ.

Общая характеристика минеральных ресурсов края представлена в табл. 3.

В развитии горнорудной промышленности края выделяются два территориально обособленных района: «Юго-Восток» (Забайкальский горнопромышленный район) и «Север» (Чарский горнопромышленный район), в которых сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля . На «Юго-Востоке» основными объектами освоения являются несколько крупных полиметаллических (медно-золотомолибденовых) месторождений (Быстринское, Бугдаинское, Лугоканское, Култуминское, Солонечинское) и создание Забайкальского территориального горнометаллургического комплекса с заводом по выпуску цветных металлов. В ноябре 2006 г. Правительство РФ утвердило инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», реализуемый при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда России. Основным инвестором проекта является ОАО «ГМК «Норильский никель». Проект включает строительство железной дороги Нарын — Лугокан протяженностью 425 км с пропускной способностью 15 млн т грузов в год. Горная часть проекта предусматривает строительство пяти горнообогатительных комбинатов на базе указанных выше месторождений общей проектной производительностью 35,5 млн т руды в год. Стоимость проекта оценивается в 167,8 млрд. руб. Средства, выделенные ОАО «ГМК «Норильский никель», направлены на строительство железной дороги (21,7 млрд руб.) и освоение месторождений (97,8 млрд руб.).

Кроме осуществления указанного проекта, на этой территории действуют и будут развиваться другие крупные горнопромышленные предприятия: Новоширокинский рудник (Highland Gold Mining Ltd., А0«Казцинк»), Приаргунское производственное горно-химическое объединение («ТВЭЛ»), Березовский ГОК (ГПК «Лунэн», КНР), Нойон-Тологойский рудник (Тайджоу Хуатян индастри, КНР), Гарсонуйский ГОК («Кварц»), ряд плавикошпатовых ГОКов, Харанорский и Уртуйский угольные разрезы и др.

Помимо строительства железной дороги Нарын — Лугокан, намечено строительство еще одной железнодорожной ветки Приаргунск — Нерчинский Завод (Березовский ГОК), протяженностью 125 км.

Чарский горнопромышленный район интенсивно изучался в 1980-е годы как объект формирования территориального производственного комплекса (ТПК). В этом районе намечается строительство семи горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатов. В настоящее время ведутся работы по строительству трех из них: двух ГОКов на базе Чинейского месторождения железотитанованадиевых руд (участок Магнитный, Чинейский ГОК) и медно-платинокобальтовых руд (участок Рудный, Чинейский медно-сульфидный ГОК) и горно-металлургического предприятия на базе Удоканского месторождения меди (Удоканский ГОК).

Таблица 3. Полезные ископаемые Забайкальского края и их доля в общероссийской минерально-сырьевой базе


Забайкальский край

Российская Федерация

Вид полезного ископаемого

Прогнозные ресурсы

Прогнозные ресурсы

Прогнозные ресурсы

Уголь, млрд т


Уран, тыс. т



Железо, млрд т

Хром, млн т


Марганец, млн т


Медь, млн т

Свинец, млн т

Цинк, млн т

Олово, тыс. т


Вольфрам, тыс. т

Молибден, тыс. т

Титан, млн т

Золото, т

Серебро, тыс. т


Ниобий, тыс. т


Тантал, тыс. т


Цирконий, млн т

Редкоземельные


металлы, млн т







Фосфаты, млн т


Освоение Чинейского месторождения осуществляет компания «Союзметаллресурс» («Базовый элемент») совместно с компанией «Забайкалстальинвест». Проектная производительность Чинейского ГОКа — 10 млн т руды в год, Чинейского медно-сульфидного ГОКа — 2 млн т.

Освоение Удоканского месторождения осуществляет СП «Холдинг «МеталлИнвест» и «Ростехнологии», инвестиции составят более 100 млрд рублей. Строительство гидрометаллургического комплекса намечено до 2016 г. на проектную производительность 15 млн т руды в год.

Производственная инфраструктура этого района связана с развитием железнодорожного транспорта в системе БАМа и строительством линий электропередачи.. В 1998-2001 гг. от БАМа была построена железнодорожная ветка Чара — Чина — Карьерная протяженностью 72,5 км к Чинейскому месторождению. Трасса этой дороги проходит вблизи Удоканского месторождения. Проект строительства подъездной железнодорожной ветки к указанному месторождению протяженностью 21 км предусматривает ее ответвление от трассы Чара — Чина на 34-м километре.

Намечается также строительство железнодорожной ветки Чара-Апсат протяженностью 40 км к Апсатскому каменноугольному месторождению.
Профилирующей отраслью горной промышленности края является золотодобывающая. В этой отрасли осуществляются два проекта ее развития: повторная разработка открытым способом Тасеевского золоторудного месторождения с проектной производительностью 2,5 млн т в год (ООО «Русдрагмет») и реконструкция и ввод в эксплуатацию Дарасунского рудника производительностью 450 тыс. т руды в год (ОАО «Южуралзолото»). Введены в эксплуатацию новые золотодобывающие предприятия — рудники «Апрелково» ОАО «Северсталь»), Ильдиканский (000 «Дальцветмет»), «Уконик», «Итакинский».

В целом в Забайкальском крае в ближайшие 10-15 лет будут осуществляться ряд масштабных проектов по социально-экономическому развитию территории. Основные стратегические направления развития были рассмотрены и одобрены на федеральном уровне .

Выводы

1. Развитие горнопромышленного производства имеет ключевое значение для Забайкальского края. Приоритетным является освоение полиметаллических месторождений юго-востока края и создание Забайкальского территориального горнопромышленного комплекса с заводом цветных металлов. Реализация проекта рассчитана на 9 лет. Суммарные затраты на строительство комплекса составят 97,8 млрд руб. Годовая стоимость товарной продукции всех ГОКов составит 37,3 млрд руб. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней превысят 20 млрд рублей. Будет создано свыше 70 тыс. новых рабочих мест . Кроме того, предполагается, что к 2012 г. выйдут на проектную мощность Ново-Широкинский рудник — 800 тыс т руды в год (ООО «Руссдрагмет», АО «Казц

Общие сведения

Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Субъект Российской Федерации, расположенный в восточном Забайкалье. Входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр – город Чита.

Площадь территории региона – 431,5 тыс. кв. км (8,8% территории СФО, 2,6% территории России). Численность населения – 1090 тыс. чел. на 1 янв. 2014 года.

Административно-территориальное деление: всего 412 муниципальных образований, из них: муниципальных районов - 31; городских округов - 4; городских поселений - 45; сельских поселений - 332.

Протяженность Забайкальского края с запада на восток - 1000 км и с севера на юг - 900 км. Забайкальский край граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия. Южная и юго-восточная граница края является Государственной границей Российской Федерации с Монголией и Китаем.

Климат умеренного пояса (континентальный).

Расстояние от Читы до Москвы - 6074 км

Природно-ресурсный потенциал

Забайкальский край является одним из регионов с достаточно высоким ресурсным потенциалом (минерально-сырьевым, водным, лесным и земельным).

Минерально-сырьевую базу составляют разведанные запасы черных, цветных, благородных и редких металлов, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камней самоцветов, минеральных вод и сырья для производства строительных материалов.

В недрах края заключено 94 % разведанных запасов урана Российской Федерации, 36 % - плавикового шпата, 37,2 % - циркония, 23,8 % - меди, 30,5% - молибдена, 22,7 % - титана, 14,4 % - серебра, 8,5 % - свинца, 7 % - золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд.

На территории Забайкальского края выявлено 23 промышленных месторождения угля и несколько десятков углепроявлений с суммарными запасами 6,9 млрд.т. Угольные месторождения Апсатское и Читкандинское имеют высокую газоносность. Общие запасы метана в угольных пластах достигают 63–65 млрд. куб. м.

Прогнозный минерально-сырьевой потенциал составляют: двуокись титана, никель, кобальт, свинец, сурьма, ртуть, германий, сынныриты, флюорит, цеолиты. Кроме этого, имеется ряд месторождений камнесамоцветного сырья, перлитов, графита, огнеупорных и тугоплавких глин, магнезита и существуют предпосылки для выявления месторождений алмазов и платины.

Общая площадь лесного фонда области – 34 691 тыс. га (9,33% от общей площади лесного массива в СФО), в том числе площадь территории, занятой хвойными породами – 19 399 тыс. га (10,2% площади хвойных пород в СФО). Общий запас древесины на корню –2736 млн. м3 (8,21% - доля в СФО).

По территории Забайкальского края проходит мировой водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов. Здесь зарождаются и в значительной мере формируются воды трёх крупных водных систем Сибири и Дальнего Востока: Амурского бассейна, Ленского и Байкало-Енисейского. На край приходится формирование более 7% стока бассейна Лены и более 5% площади её водосбора; соответственно более 7% и около 13% - Амура; около 18% и 10% - Байкала. Основные реки - Шилка и Аргунь (истоки Амура на выходе из края), Хилок, Чикой, Олёкма, Витим, Онон. Реки, в меньшей степени озёра, определяют водность территории края. На них приходится более 80% возобновляемых водных ресурсов.

Экономика

Среди субъектов Российской Федерации экономика Забайкальского края занимает 53 место из 82 регионов. Объем ВРП Забайкальского края в 2013 году составил 229,7 млрд. В структуре ВРП наибольшую долю занимают транспорт и связь (свыше 35 %), промышленность (свыше 20 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9 %), строительство (7 %).

Объем промышленного производства за 2014 год составил 423198,6 млн. руб. Базовыми видами экономической деятельности промышленности являются добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; в обрабатывающих производствах – металлургическое производство, производство машин и оборудования и производство пищевых продуктов. Их совокупная доля в общей структуре промышленного производства края составляет более 90 процентов.

Значителен потенциал Забайкалья в области освоения земельных ресурсов. Агропромышленный комплекс играет ведущую роль в формировании соответствующего рынка. В растениеводстве приоритетны зерновые культуры, которые занимают большинство посевных площадей. Животноводство представлено мясным и молочным скотоводством. Примечательно, что удельный вес, хоть и незначительный, занимает оленеводство и верблюдоводство. Следует отметить исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края. Данный факт способствует реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Постоянно растущий потенциал Китая определяет приграничное расположение Забайкальского края, как наиболее выгодное в ряду других.

Официальный сайт Правительства Забайкальского края:
http://правительство.забайкальскийкрай.рф/

Официальный сайт Законодательного Собрания Забайкальского края: