Сельское хозяйсво Монголии. Промышленность монголии

Сельское хозяйсво Монголии. Промышленность монголии

Особенности монгольской экономики

Монголия является аграрным и индустриальным государством, которое на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 мировыми государствами.

Замечание 1

До девяностых годов 20 века в Монголии 90% торговли занимала торговля с Советским Союзом, на сегодняшний день более 40% представляет собой торговля с Российской Федерацией и Китаем, остальную часть торговля с высокоразвитыми странами: Япония, Швейцария, Южная Корея и США.

Большее число людей – городские жители, тем не менее, экономика Монголии на сегодняшний день сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Значительную часть промышленного производства страны составляют минеральные ресурсы, включая медь, олово, молибден, уголь, вольфрам и золото.

По причине сурово континентального климата страна обладает сельским хозяйством, которое уязвимо по причине стихийных бедствий в периоды сильного холода и засухи. Страна включает малые пахотные земли, около 80 % территории используется в качестве пастбищ. Большая часть сельского населения занимается выпуском домашнего скота, который состоит из овец, крупного рогатого скота, коз, верблюдов и лошадей. Монголия имеет большее, чем другая страна в мире, количество скота на душу населения.

Специфика промышленности Монголии

Монгольская промышленность довольно обширна, в этой стране есть возможности для развития большого числа производственных отраслей, продукция которых идет на экспорт в другие государства, а также пользуется огромнымвнутренним спросом.

Замечание 2

Первоначально в стране было развито сельское хозяйство, выпуск продуктов питания, изделий из ткани и кожи. После Второй Мировой войны государство получает значительную финансовую помощь от СССР и Китая, что способствует значительному расширению промышленности.

В условиях современности в Монголии присутствуют предприятия:

  • сталелитейной,
  • чугунолитейной,
  • угледобывающей отрасли.

Размещение промышленных предприятий концентрируется в более чем 20 городах, при этом основная часть выпускаемой продукции потребляется внутри в государстве. На сегодняшний день в Монголии предлагается больше 1000 наименований продукции сельского хозяйства: изделия из меха, кожи, шерсти, а также на продажу идут сами меха и кожа. Эти изделия экспортируются, а также используются населением страны. В значительной мере Монголия работает сама на себя, при этом имеет всё необходимое.

Добывающая промышленность Монголии

В Монголии широко развита добывающая промышленность. Но, несмотря на изобильные месторождения полезных ископаемых, они характеризуются ограниченностью их разработки. Монголия обладает четырьмя месторождениями бурого угля, сосредоточенными в Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур. Южная часть страны в регионе горного массива Табан-Толгой характеризуется наличием каменного угля, геологические запасы угля в этом месте могут быть исчислены миллиардами тонн.

С давних пор известны и разрабатываются месторождения вольфрама и плавикового шпата средние по запасам. В горе Сокровищ найдено медно-молибденовое месторождение. Данное месторождение приводит к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого выстраивается город Эрдэнэт.

В Монголии в 1951 году была обнаружена нефть, после этого в городе Сайн-Шанда (город к юго-востоку от Улан-Батор), который находится недалеко от границы с китайской республикой, отстраивается нефтеперерабатывающий завод. Завод просуществовал 20 лет, в 1970 году добыча нефти прекращается. Также около озера Хубсугул обнаружены большие залежи фосфоритов, при этом происходит начало их добычи. Но вскоре по причинам нарушения экологии все работы сводятся к нулю.

До начала осуществления реформ в стране с помощью Советского Союза небезуспешно проводились поиски цеолита, минерала алюмосиликатной группы, которые используются в животноводстве и земледелии, как адсорбенты и биостимуляторы.

На сегодняшний день основной отраслью добывающей промышленности Монголии является угольная отрасль, с преимуществом добычи бурого угля. Основная часть добычи угля сосредотачивается в угольном разрезе ШарынГол, годовая добыча которого составляет более 1 миллиона тонн. Оно находится близ города Дархан, а в шахте Налайа (мощность составляет более 600 млн тонн). Более мелкие разрезы присутствуют в районе Ундер-Хана и других районах.

Выпуск электрической энергии производится на тепловых электростанциях, самая крупная из которых размещена в Дархане.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность Монголии включает отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этих отраслей приходится более 1/2 от валовой промышленной продукции государства и свыше 1/2 от занятых рабочих в государстве.

Более крупные предприятия представлены промышленным комбинатом с восемью фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи.

Промышленность строительных материалов включает домостроительный комбинат в Улан-Баторе, а также кирпичный и цементный завод в Дархане.

В первую очередь в основу местной промышленности была положена переработка животноводческого сырья, а также главными видами выпускаемой продукции были ткани, кожаные изделия, пищевая продукция и войлок.

Большое количество новых промышленных компаний появляется в Монголии после завершения Второй мировой войны. Период роста был характерен для пятидесятых, шестидесятых годов, в то время государство получает большую финансовую помощь от Китая и СССР.

С восьмидесятых годов местная промышленность обеспечивает около трети валового национального продукта всей страны. После завершения Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возрастает доля тяжелой промышленности. В стране насчитывается более 2 десятков городов с предприятиями общегосударственного значения. Кроме Улан-Батора и Дархана самыми крупными городами является Эрденет, Сухэ-батор, Баганур Чойбалсан.

Монголия выпускает большое количество наименований промышленной и сельскохозяйственной продукции, большая доля которых идет на потребление в стране. К экспорту предназначены меха, кожаные и меховые изделия, кожа и шерсть, скот и продукция животного происхождения, а также молибденовая руда, фосфориты и флюориты.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

РАСТЕНИЕВОДСТВО В МОНГОЛИИ

В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начала развиваться с 1959 г. путем освоения целинных земель. В рамках программы освоения целинных и залежных земель созданы первые госхозы, которые сыграли важную роль в обеспечении страны зерновой и другой земледельческой продукцией. В 1985 г. земледелие производило уже более 30% всей продукции сельского хозяйства. Тогда в стране насчитывалось более 60 госхозов и почти 30 кормовых хозяйств. К сожалению, в первые годы приватизации они были раздроблены и распроданы, что явилось началом упадка отрасли.

Действительно, до 90-х годов Монголия обеспечивала себя земледельческой продукцией полностью. В частности, в 80-е годы выращивалось в среднем 600 тыс. т пшеницы, в разгар освоения целины рекордный урожай зерновых достиг 746,3 тыс. т. Но после раздробления крупных государственных хозяйств и образования многочисленных мелких компаний земледельческое производство пришло в упадок: в 1999 г. урожай составил всего 190 тыс. т, т.е. производство зерна сократилось более чем в 3 раза. В то же время при сохранении нынешних темпов прироста численность населения страны к 2010-2015 гг. достигнет 3,1-3,2 млн. человек. Чтобы его прокормить, потребуется по крайней мере 540- 600 тыс. т зерновых, 160-180 тыс. т картофеля и 110-120 тыс. т овощей в год.

Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” и “Зеленая революция”. В 1999 г. этими программами были охвачены 2 500 хозединиц, более 110 тыс. семей, в том числе 34 тыс. бедных и 14 тыс. беднейших. В соответствии с ними ставится задача увеличения к 2005 г. посевных площадей до 700-800 тыс. га, доведения урожая зерновых в среднем до 450-500 тыс. т и производства 250- 300 тыс. т муки.

В результате проведения такой политики и появления конкурентоспособных частных хозяйственных единиц земледельческое производство в стране стало возрождаться. Сейчас в Монголии действуют более 400 крупных и мелких частных земледельческих хозяйств. В 2009 году на реализацию национальной программы "Целина-3" из Фонда развития Монголии было выделено 30.3 млрд.тугриков. Более того, в этом году аграрникам государство оказало довольно большую поддержку. Как сообщает минпродсельхоз, с целью улучшения механизации земледельческих хозединиц, имеющих посевные площади больше чем 1 000 гектаров, данное ведомство закупило и передало им 99 тракторов, 34 комбайна и другие виды сельхозтехники.

Теперь правительство ставит задачу обеспечить на основе внедрения интенсивных методов устойчивый рост сельскохозяйственной продукции с целью более полного удовлетворения потребностей народа в продуктах питания, а промышленности сырьем. Эта задача может быть успешно решена только путем укрепления материально-технической базы сельского хозяйства и его инфраструктуры, повышения уровня менеджмента.

Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Ирригационные системы созданы сегодня и в Гоби. В 1990 общая площадь культивируемых земель составляла около 827 тыс. га. До 1991 преобладающая часть этих угодий обрабатывалась крупными госхозами, остальные – кооперативными животноводческими сельхозобъединениями. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х существует экспериментальное садоводство, а в заалтайской Гоби – даже бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ МОНГОЛИИ В ЦИФРАХ

    Улаанбаатар, /МОНЦАМЭ/. За первые десять месяцев 2009 года в масштабах страны окотилось 81%, или 15.0 млн. голов маточного поголовья скота. Потери скота за этот же период составили один миллион 535 тысяч голов крупного рогатого скота, что на 4.0 %, или на 59.1 тысяч голов, больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    К первому ноября, в масштабах страны собрано 370.6 тысяч тонн зерна, 149.5 тысяч тн. картофеля, 75.5 тысяч тн. овощей, заготовлено 873.7 тысяч тн. сена, 21.9 тысяч тн. кормовых растений и 2.6 тысячи тонн силоса.

    По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объём собранного зерна увеличился на 85.3%, или на 170.6 тысяч тн, объём собранного картофеля -- на 12.5%, или на 16.6 тысяч тн, собранных овощей -- на 1.5%, или на 1.1 тысячи тн, заготовленного силоса -- на 1.7 тысячи тн, или в 2.7 раза.
    Снизил объёмы заготовленного сена на 13.4%, или на 135.1 тысяч тн, и заготовленных кормовых растений -- на 15.3%, или на 3.9 тысячи тн.

  • Улаанбаатар, /МОНЦАМЭ/. К первому январю 2010 года, в масштабах страны собрано 391.7 тысячи тонн зерна, 151 тысяча тн. картофеля, 78 тысяч тонн овощей, заготовлено 893.4 тысячи тонн сена.
    По сравнению с 2008 годом, объём собранного зерна увеличился на 84 процента или на 178.8 тысячи тонн, объём собранного картофеля - на 12.2 процента или на 16.4 тысячи тонн, а объём собранных овощей снизился на 0.7 процента или на 0.6 тысячи тн.
Климат. Резко континентальный. Самый холодный месяц года – январь. В отдельных районах страны температура понижается до -45...-50 о С. Самый жаркий месяц – июль. Средняя температура воздуха в этот период на большей части территории +20 о С, на юге до +25 о С. Максимальные значения температуры в пустыне Гоби в этот период могут достигать +45...+58 о С. Среднегодовое количество осадков 200-250 мм. 80-90% общегодового количества осадков выпадает в течение пяти месяцев, с мая по сентябрь. Максимальное количество осадков (до 600 мм) выпадает в аймаках Хэнтий, Алтай и около озера Хувсгул. Минимум осадков (около 100 мм/год) приходится на Гоби. Наибольшей силы ветры достигают весной. В Гобийских районах ветры нередко приводят к образованию бурь и достигают громадной разрушительной силы – 15–25 м/с. Весна в Монголии наступает после очень холодной зимы. Весна начинается в середине марта, обычно длится приблизительно 60 дней, хотя это могут быть целых 70 дней или почти как 45 дней в некоторых областях страны. Для людей и домашнего скота, это также сезон самых сухих и ветреных дней. Весной нередки пыльные бури, не только на юге, но и в центральных районах страны. Лето - самый теплый сезон в Монголии. Осадков больше, чем весной и осенью. Реки и озёра наиболее полноводные. Однако если лето очень сухое, то ближе к осени реки становятся очень мелкими. В Монголии лето длится приблизительно 110 дней с конца мая до сентября. Осень в Монголии - сезон перехода с горячего лета к холоду и сухой зиме. Осень длится приблизительно 60 дней с начала сентября до начала ноября. Однако надо учитывать, что снег может выпасть и в начале сентября, но в течении 1-2 полностью растаять. В Монголии зима является самым холодный и долгим сезоном. Зимой температура падает настолько, что все реки, озера, протоки и водоемы замерзают. Многие реки промерзают практически до дна. Идет снег по всей стране, но покров не очень значительный. Зима начинается в начале ноября и длится приблизительно 110 дней до марта. Иногда идет снег в сентябре и ноябре, но сильный снег обычно выпадает в начале ноября (в декабре). Рельеф. В основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900-1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них - Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай. Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке - горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии - массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов. На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины - плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету - монголы выделяют особо Желтую, Красную и Чёрную Гоби. Гидрография. Поверхностные воды. Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них - верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны - Селенга (в границах Монголии - 600 км), Керулен (1100 км), Тэсийн-Гол (568 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо-Гол и др. Самая полноводная - Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков - Орхон, Хануй-гол, Чулутын-гол, Дэлгэр-Мурэн и др. Скорость её течения 1,5-3 м/с. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда - 1-1,5 м. Имеет 2 паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды не менее 2 м. Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр. В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. Самые крупные озёра находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны - Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур. В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м). Подземные воды. Водные биоресурсы. Растительность. Представляет собой смесь горной, степной и пустынной с включениями сибирской тайги в северных районах. Под влиянием горного рельефа широтная зональность растительного покрова сменяется вертикальной, поэтому пустыни можно встретить рядом с лесами. Леса по склонам гор оказываются далеко на юге, в соседстве с сухими степями, а пустыни и полупустыни – по равнинам и котловинам далеко на севере. Горы в северо-западной части страны покрыты лесами из лиственницы, сосны, кедра, различных листопадных пород деревьев. В широких межгорных котловинах располагаются великолепные пастбища. По мере продвижения на юго-восток, с уменьшением высоты, плотность растительного покрова постепенно уменьшается и доходит до уровня пустынной области Гоби, где лишь весной и в начале лета появляются некоторые виды трав и кустарника. Растительность севера и северо-востока Монголии несравненно богаче, поскольку на эти районы с более высокими горами приходится большее количество атмосферных осадков. В поймах рек нередки заливные луга. Лесные ресурсы. Почвы. Распространены каштановые почвы (свыше 60% площади страны), а также бурые почвы со значительным засолением, развитые главным образом в Гоби. В горах встречаются чернозёмы, по долинам рек и в озёрных котловинах - луговые почвы. Сельское хозяйство. Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остаётся уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Животноводство. Скотоводство, овцеводство, козоводство, коневодство, верблюдоводство, яководство, оленеводство. Растениеводство. Выращивают пшеницу, масличные, картофель, томаты, арбузы, фрукты, облепиху.

Регионы Монголии
....

Источники информации:

· Отрасли экономики · Транспорт · Внешняя торговля · Телекоммуникации · Финансовый сектор · Официальный сайт · Примечания · Видео «Экономика Монголии»

Промышленность

Промышленный рост составил 4,1 % в 2002 году. Основные отрасли промышленности - производство строительных материалов, текстильная, шерстяная, суконная, овчинно-шубная, кожевенная, мясоперерабатывающая. Монголия занимает 2-е место в мире по производству кашемировой шерсти в мире.

Машиностроение

Машиностроение в Монголии появилось сравнительно не так давно, в 2006 году, когда в Улан-Баторе начал обслуживать пассажиров первый троллейбус, произведенный монгольской компанией «Цахалгаан теевер» - это был первый троллейбус в стране, созданный монгольскими инженерами, и с тех пор значительно продвинулось.

С 2009 года компанией «Электротранспорт» производятся дуобусы JEA800-E разработанные монгольскими конструкторами. Машины экспортируются в Киргизию и Казахстан. Заказы на это транспортное средство также поступили из Чехии, Узбекистана и нескольких стран Азии.

В 2012 году инженеры Ё.Энхтр, Ж.Адилбиш, О.Энхбаатар из национального авиаперевозчика MIAT Mongolian Airlines собрали первый монгольский самолет. Этот одноместный самолет называется «Сон-1». В настоящее время на нем производятся испытательные полеты.

Однако преподаватель Монгольского университета науки и техники С. Манас заметил, что, построение пилотируемых летательных аппаратов - это очень дорого - и он специализируется на беспилотных самолетах. Его «Giant Club» насчитывает более 80 активистов, и они работают над проектом БЛА, который может летать на высоте от 200 до 400 километров и следить за безопасностью окружающей среды и экологии. Он считает, что массовое производство таких ЛА может принести большой вклад в экономику Монголии. Финансированием проекта занимается государство.

В 2013 году Белоруссия и Монголия договорились о создании совместное предприятие по производству тракторной техники.

Также в Монголии есть предприятие, занимающееся разработкой автожиров и дельталётов.

Производство трамваев на резиновых колесах к 2018 году планирует запустить монгольская компания «Электротранспорт». Новый вид общественного транспорта будет называться «Система BRT». Такой автопоезд за одну поездку сможет перевозить от 300 до 450 пассажиров. На производство нового вида пассажирского транспорта запланировано выделить 212 млн. долларов, которые готов предоставить Азиатский банк развития.

Энергетика

  • Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
  • Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
  • Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
  • Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.


Производство электроэнергии в Монголии в млн. кВт·ч

Сельское хозяйство

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остаётся уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль - кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах - яков и оленей. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и прочие овощи, кроме того, помидоры и арбузы.

Пастбищное животноводство

Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся важным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Земледелие

Количество пахотных земель в стране крайне мало. В основном эти территории сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

Тур в Монголию Улан Батор

Город Улан-Батор Ulaanbaatar - столица Монголии. Это главный экономический, политический, а также культурный...
2:21 мин.

В годы широкого сотрудничества двух стран российские геологи, совместно с монгольскими коллегами, искали руду и воды, нефть и уголь, то есть все то, что позднее нашло свое отражение на карте "Природные ресурсы Монголии. Полезные ископаемые".

Исследования нефтеносных районов Монголии в 1922-1923 годах вели американские геологи H. Беркли и С. Моррис в Гоби. Другой американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии. Планомерная геологоразведка нефтяных месторождений в Монголии началась с 1934 года. Были разведаны два месторождения нефти на юге и на юге-востоке с запасом около 6.2 млн. тонн.

Американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии

До 1941 года в юго-восточной Монголии были проведены геологические съемки, в результате которых была дана достаточно полная стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, с которыми связаны нефтяные месторождения, с участием монгольского геолога Ж. Дугэрсурена и советского геолога Ю. Желубовского. Важным результатом этих работ было открытие поверхностных признаков нефтеносности в районе Дзунбаяна, что привело впоследствии к открытию Дзунбаянского нефтяного месторождения в Восточной Гоби у г. Дзунбаян, которое было доразведано, оконтурено, как выражаются геологи, и сдано в эксплуатацию к 1948 году. Также были установлены структуры, благоприятные для скоплений нефти и газа. За двадцать лет эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км. каждая. Между 1947 и 1963 годами советскими геологами были обнаружены два небольших нефтяных месторождения, и 80, предположительно, нефтеносных структур в южной, юго-восточной и восточной частях страны.

После окончания Второй мировой войны в 1947 году был создан трест "Монголнефть" и в 1950 году в г. Дзунбаян был построен нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0.4 млн баррелей в год, что эквивалентно тысячам тонн. В период с 1950 по 1969 годы более 4 млн баррелей (около 0.6 млн тонн) нефти было добыто на месторождении Дзунбаян, и в общей сложности 7 млн баррелей нефти (538.7 тысяч тонн сырой нефти, в том числе легкой нефти, импортируемой из России для смешивания с местной нефтью) были переработаны на НПЗ, что обеспечивало 20 процентов потребления страны в тот исторический период.

В 1969 году работу завода приостановили по нескольким причинам: уменьшение давления в скважинах Дзунбаянского месторождения и следующие из этого проблемы бесперебойного снабжения сырьем, пожар на НПЗ, и открытие нефтяных месторождений в советской Западной Сибири. Как следствие этого компания "Монголнефть" была реорганизована.

Сегодня восстановлены до 100 скважин Дзунбаянского месторождения, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку.

Добытая на Дзунбаянском месторождении монгольская нефть - 550 тыс. баррелей в месяц - перерабатывается в Китае

Запас Дзунбаянского месторождения оценивается в 22 млн тонн, здесь выделяется три нефтяных района или пачки песчаников, из которых первая пачка приручена к битуминозной подсвите, а вторая и третья - к Цаганцабской свите. Вторая пачка содержит 4 нефтеносных горизонта, а третья пачка - 12 нефтеносных горизонтов. Наиболее продуктивными являются 13-й горизонт мощностью 7-8 м, 11-ый горизонт - 9-10 м и 7-8 горизонт -10-12 метров. Глубина эксплуатационных горизонтов третьей пачки составляет в среднем 700-800 м. Запасы нефти Дзунбаянского месторождения категории А + В составляют 2158.3 тыс. тонн.

Нефтепроявления в Восточно-Гобийской депрессии были установлены также при бурении на Ухинском, Хамарин-хуральском, Цаганэлском поднятиях. Все эти нефтепроявления до сих пор детально не разведаны и окончательно не оконтурены.

Поисково-разведочные работы были организованы и в других районах Восточной Монголии: Нялгинской, Чойбалсанской, Тамсагбулагской. В первых двух, помимо битумопроявлений, выявленных в процессе геологического картирования, отмечены проявления жидкой нефти, но промышленные притоки в скважинах получены не были. Тамсагская впадина расположена на крайнем востоке страны и занимает в пределах страны около 30 тысяч км. Однако геолого-геофизические исследования проводились недостаточно. В отношении нефтеносности она представляет большой интерес. В погруженной части палеозоя, например, северо-восточной пос. Тамсагбулак, мощность мезозойских отложений превышает 3000 м. Однако здесь пройдена только одна скважина на глубину 2500 м.

Последние разведочные работы на месторождении нефти Тамсаг-Булак в сомоне Матад аймака Дорнод потвердили установленные ранее запасы нефти в 19 млн баррелей и показали, что предположительные запасы здесь с учетом риска могут составить 58 млн баррелей.

Предположительные запасы нефти в аймаке Дорнод составляют 58 млн баррелей

В марте 2010 года руководитель службы снабжения управления по делам нефти и полезных ископаемых Монголии Амарсайхан Дамдины сообщил, что Совет по минеральным ресурсам официально зарегистрировал совокупные достоверные запасы нефти в Монголии, оценив их в 1.6 миллиарда тонн. В бассейне Тамсаг, в частности, обнаружены запасы сырой нефти в 119.2 миллиона тонн. Таким образом, по объему запасов нефти Монголия заняла 33-е место среди более чем ста нефтедобывающих стран мира. Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить потребности страны в топливе на 40-50 лет.

Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить собственные потребности Монголии в топливе на 40-50 лет

По подсчётам экспертов, в месторождении Тамсаг запасы нефти, которые могут быть извлечены из недр с наименьшими затратами, составляют 13 миллионов тонн, что равняется потребностям страны на период до 10 лет. В настоящее время, нефтеразведочные работы на территории страны ведут 11 компаний. Большинство этих компаний являются китайскими, российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии.

Российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии

С 2005 года китайцы в монгольском приграничном аймаке Дорнод (Восточный) пробурили 300 скважин, 70 из которых дали приток нефти.

В 2006 году компания "Петро Матад лимитед" с целью разведки нефти в Матад заключила с правительством Монголии договор о разделе продукции. В мае этого года она была зарегистрирована на Лондонской фондовой бирже. Хозяином мажоритарной доли этой компании является монгольская компания "Петровис". Последняя провела исследование месторождения нефти в местности Давсан толгой в августе и сентябре 2012 года. Проведённая до этого разведка установила, что запасы нефти в этой местности предположительно составляют 19 млн баррелей. Запас Тамсагского месторождения оценивается в 37 млн тонн. Добычу ведет китайская компания «Петрочайна Дацин Тамсаг», добываемая нефть идет в Китай, где перерабатывается, и продукты переработки поставляются обратно в Монголию по соглашению о разделе продукции.

В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд тонн. Монгольская нефть расположена на глубинах в 700-1000 и 2200-3000 м.

В 2010 году монгольская компании Mongolsekiyu Co., Ltd. и японская корпорация Тоёо инжениринг подписали соглашение по строительству нефтеперерабатывающего завода на территории Дарханского аймака, с мощностями по переработке до 44 тыс баррелей нефти в сутки, то есть до двух млн тонн в год. Проект является крупнейшим мероприятием в рамках "10-летней Основной программы монголо-японского сотрудничества". Построение этого завода позволит Монголии полностью обеспечивать себя нефтепродуктами, при этом в бюджет страны ежегодно будут перечисляться около 200 млн.долларов. После ввода в строй завода сырье будет сначала поставляться из-за рубежа, а в дальнейшем планируется перейти на отечественную нефть. Японская сторона выделит все необходимые для строительства средства - US 600 млн. Открытие предприятия создаст 600 новых рабочих мест. В проекте принимает участие японская компания Марубени. По утверждению г-на Намжим, директора компании Mongolsekiyu, потребление топлива в год составляет около 850000 тонн. С развитием добычи и развития инфраструктуры составит более 1.5 млн тонн к 2015 году и продолжит расти. Строящийся НПЗ должен, таким образом, производить два миллиона тонн в год.

Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли также австралийская, канадская и французские компании. Открыто представительство российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе. Нефтепроявления, связанные с мезозойскими отложениями известны не только в Монголии, но и в граничащих с нами районах России, Китая. Ближайшие нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине. На территории Китая месторождения нефти известны ближе к Монголии: в Джунгарской, Ордосской, Сунляоской впадинах. Нефтепроявления с давних времен известны также в Далайнорской впадине, являющейся северным продолжением Тамсагбулакской депрессии. Совокупность рассмотренных нефтепроявлений и месторождений, разбросанных на огромной площади от оз. Байкала до центральной части Китая, свидетельствует о региональном развитии здесь мезокайнозовых процессов нефтегазонакопления.

Ближайшие к монгольским нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине

В течение 1990-1993 годов компания "Бритиш Петролиум" разведала осадочные бассейны и с американской компанией "Эксплорейшн Ассошиейтс Интернейшнл" выполнила обработку информаций предыдущих исследований, а также с компанией "Сибнефтегеофизика" сделали сейсмическое исследование Монголии.

С января 2001 года на 7 из 22 блоков иностранные нефтяные компании заключили контракты "Соглашения о разделе продукции" производственно разделяющие контракты на проведениеразведки, разработку нефтяных месторождений и добычу. Компания "Соко" работает на областях контракта Тосон Уул - XIX, и Матад-ХХ, Тамсаг-XXI, и Буйр-ХХП, в то время как австралийская "Рок-ойл" является подрядчиком для областей контракта Цагаан Элс-ХШ и Зуун-баян-XIV.

С 1993 по 2004 подрядчики пробурили в Монголии 47 скважин, с полными расходами, превышающими US214 млн. С 1998 по 2000 год компаниями-подрядчиками экспортировано в Китай около 33 тыс. тонн сырой нефти, накопленной в течение испытательного производства. Начиная с июля 2000 года, китайская компания "Дезерт Ойл" начала действия исследования на блоке Хар-Ус II, однако из-за финансовых трудностей она отложила разведку. Кроме того, несколько компаний из России и Китая интересовались исследованием нефти в некоторых блоках контракта. В настоящее время в Монголии работает американская компания "Соко", китайская "Доншенг" и канадские компании "Сторм Кат энерджи" и "Айвэнхоу Майнз".

Нефтеразведочные работы на территории Монголии ведут 11 компаний, в том числе американская компания Mongolian Soco International PLC, китайская Dongsheng и канадские компании Storm Cat Energy и Ivanhoe Mines .

Разведка с последующей стадией добычи нефти стала весьма интенсивно развивающейся отраслью в экономике страны, привлекающей пристальное внимание иностранных инвесторов. Ресурсная база Монголии на сегодняшний день: запасы нефти на 01.01.2004 по категориям А+В+С1+С2 составляют более 20 млн тонн нефти, что позволяет поддерживать уровень добычи нефти для внутреннего спроса на нефтепродукты.

Исследование и разработка австралийской компаней "Рок-ойл" физических свойств нефти из месторождений Зуунбаян-XIV и Цагаан элс-ХШ показало, что отсутствие соответствующей инфраструктуры и производственных мощностей не позволяет переработать нефть. В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки (МТУ) по переработке нефти, производственный потенциал комплексов может составить до 50-100 тыс. т /год.

МТУ отличаются неглубокой переработкой сырья и поэтому не должны рассматриваться как альтернатива НПЗ и НХК. Максимальная потребность в МТУ в Восточном аймаке оценивается в 1-2 шт, что составит не более 50-100 тыс. т/год суммарной мощности. Поэтому их применение может существенно улучшить обеспечение региона топливом. С позиций долгосрочного развития целесообразна ориентация на преимущественное использование средств частных компаний в сочетании с мерами господдержки при разведке и добыче нефти в месторождениях восточного аймака.

В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки по неглубокой переработке нефти

Анализ ситуации в Монголии свидетельствует о том, что внутреннее потребление моторных топлив, снизившееся с 440 тыс. тонн в 1990 году до 359 тыс. тонн в 1994 году, даже к 2010 году может не возрасти до масштабов 1990 г. Это значит, что в восточном аймаке необходима нефтеперерабатывающая промышленность, которая ориентировалась бы на внутренний рынок, мощностью 200-300 тыс тонн. Недостаточность этих нефтеперерабатывающих мощностей в Монголии может обнаружиться только в следующих ситуациях:

  • существенного увеличения потребности нефтепродуктов, что может случиться в основном за счет "экономического чуда";
  • непредвиденно быстрого развития регионального автопарка и/или кардинального улучшения региональной сети автодорог;
  • непредвиденно быстрой активизации региональных авиаперевозок.

Некоторые соображения "за" и "против" строительства малых НПЗ можно проследить на примере анализа наличия объективных предпосылок для строительства такого МТУ в городе Эрдэнэт. Годовая потребность города в автобензине составляет около 40 тыс. т, дизтопливе - 100 тыс тонн, топливном мазуте - 5 тыс тонн, итого - около 145 млн тонн нефтепродуктов в год. Построенный МТУ в городе обеспечивает 30-50 процентов спроса, остальное производится путем их завоза из Российской Федерации в основном из ближайшего НПЗ, находящегося в российских городах Ангарске и Омске.

70 процентов всех нефтепродуктов в г. Эрдэнэт завозится из Ангарска и Омска. Годовая потребность города в нефти и ее продуктах составляет около 145 млн тонн

При грамотном проектировании и учете местных условий малотоннажные установки могут обладать достаточной универсальностью. "Эрденетский проект", например, может включать автономную энергоустановку, производство дизельных и котельных топлив, битумов, высокооктанового бензина, сжиженных газов. Это позволяет обеспечивать близлежащие районы электроэнергией, бытовым газом, печным топливом, а также основной продукцией МТУ - моторным топливом.

Сравнительно крупные МТУ, мощностью 200 - 500 тыс. тонн в год, способны решать проблемы переработки сырья целой группы месторождений. Так, например, переработка нефти в Восточном аймаке вблизи месторождения Тамсаг с потенциальной добычей 10-50 тыс. т/год может осуществляться на МТУ. Она может быть и специально ориентированной, например, на решение вопроса устойчивого снабжения восточных аймаков Монголии.

При реализации гипотезы о низких уровнях энергопотребления в стране, откладывании строительства транспортной магистрали Чойбалсан -Улан-Батор, внедрении новых технологий и проведении государством политики сдерживания цен, отказе от дотирования железнодорожных перевозок и ускоренном прекращении поддержки нефтяной промышленности отрасль попадает в наиболее сложное положение: возможные объемы добычи нефти в Монголии к 2010 г. оцениваются на уровне 1-2 тыс. т. при реализации этого сценария иностранные компании вынуждены сокращать разработку и/или добычу на всех блоках исследования, открытые блоки останутся без каких либо геолого-разведывательных работ, и исключается какая-либо возможность экспорта нефти из Монголии. Развитие нефтяной промышленности по этому минимальному сценарию нежелательно по соображениям энергетической безопасности страны.

В настоящее время специалисты РАО "Роснефтегазстрой" вновь вернулись в Монголию, вооруженные идеей (пока - идеей) взаимовыгодного освоения ранее разведанных там ресурсов. Они привезли совершенно новую электронную карту полезных ископаемых и выступили в Улан-Баторе со своей оценкой ресурсного потенциала страны перед членами правительства, хурала и представителями частного капитала. Однако российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют исключительно на свой страх и риск.

Российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют на монгольском рынке исключительно на свой страх и риск

В процессе деловых контактов правительственные структуры Монголии предложили РАО "Роснефтегазстрой" стать генеральным подрядчиком крупнейшего за всю историю Монголии проекта строительства трансмонгольской автомагистрали, которая не должна будет уступать, а в чем-то должна и превосходить лучшие автомагистрали США и Европы. Проект предполагал, что новая дорога сыграет роль станового хребта, с которым будет увязана транспортная сеть страны, главная магистраль соединит проверенным веками торговым путем Россию, Монголию, Китай и Казахстан. Будет ликвидирован анклавный тип хозяйствования, не позволяющий стране встать в один ряд с экономическими лидерами паназиатского рынка.

Речь идет не просто о дороге. Монголии необходима современная транспортная сеть, состоящая из дорог разного класса, включающая магистральные трубопроводы, обеспечивающие страну энергоресурсами, транспортирующие углеводороды за ее пределы, при этом интересы российских компаний не будут ущемлены. В этой связи небольшое отступление. Сегодня существуют два варианта транспортировки углеводородов в Китай: минуя Монголию из Ангарска в Дацин, протяженностью в 2488 км, и через Монголию: Ангарск-Улан-Батор-Пекин в 2437 км. Имеется трехстороннее соглашение, подписанное Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК), "Транснефтью" и бывшим "ЮКОСом" по транспортировке до 2010 года в Китай по 20 млн тонн нефти в год, а после - по 30 млн тонн.

Пекин жестко противодействует монгольскому варианту трассы, хотя тот имеет существенные преимущества перед альтернативным вариантом. Не останавливаясь на всех минусах и плюсах этих вариантов, можно сказать с уверенностью, что они оба несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала. Рядом с ней меркнут все преимущества этих проектов.

Оба варианта транспортировки нефти в Китай через Монголию или в обход Монголии несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала

Однако есть сообщение о том, что в России разработан оптимальный, экологически безупречный вариант трассы нефтегазопровода Россия-Китай через Западную Монголию, учитывающий энергоресурсы Западной и Восточной Сибири и Казахстана. Этот вариант не только экологически безопасен, но и идет к тому же через природные ловушки-накопители углеводородов и обеспечивает энергосырьем остро нуждающиеся в нем слабозаселенные районы Китая. Широко распространенное мнение, что территория Китая густо заселена, глубоко ошибочно, и чтобы это понять, достаточно взглянуть на административную карту страны. Транспортная сеть должна быть обеспечена нефтезаправочными станциями, для чего планируется строительство нефтеперерабатывающего завода под Улан-Батором. На востоке Монголии американцы уже качают нефть. Совсем недавно открыто нефтяное месторождение и в южной части "нефтяного пояса" с извлекаемыми запасами в 2 млн. тонн. Рядом наметились еще четыре аналогичных месторождения.

На сегодня потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год. Это нормально для сельскохозяйственной страны, но крайне мало для перехода в ряды промышленно развитых стран. Нефть импортируется из России (Ангарск, Ачинск, Омск), хотя своя нефть у Монголии имеется. Как выше сказано разведаны Дзунбаянский (Южная Монголия) и Тамсагский (Восточная Монголия) нефтяные блоки, где, по сведениям англичан и американцев, запасы нефти около 22 и 37 млн. В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд. тонн. Не исключено, что эти цифры завышены, но надо признать, что и другие компании называют близкие цифры.

Потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год

Все вышесказанное свидетельствует о том, что Монголия имеет немалые ресурсы энергетического сырья и вполне может удовлетворять не только свои внутренние потребности в нем, но и войти в число импортеров энергетиков. Возвращение России в Монголию, взаимовыручка и дружба двух стран выгодны и России, и Монголии. Обе стороны хотят этого. Однако хотеть недостаточно, надо действовать. И в этом главная скрепляющая, цементирующая роль должна принадлежать правительствам двух стран. Для Монголии, как показывает весь опыт ее истории, иного пути нет.