Сборщик налогов. Сборщики налогов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные организации).

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности.

8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

1) законные – представители, которые наделены соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

2) уполномоченные – представители, которые наделены соответственными полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:

– путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;

– представительство на основании закона.

В первом случае сведения о представителе должны быть включены в учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор). Тогда представительство этого предприятия сможет осуществлять только указанный в ее учредительных документах представитель.

Во втором случае представительство возможно на государственных и муниципальных предприятиях, где собственником является государство. Налоговый представитель таких предприятий должен быть указан в качестве такового в акте соответствующего государственного органа (представительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления и т. п.).

Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.

А потому в соответствии со ст. 28 НК РФ, как действие, так и бездействие законных налоговых представителей организации признаются действиями (бездействием) самой организации.

В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченными представителями налогоплательщиков могут быть как юридические, так и физические лица, как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных органов власти и служащие контролирующих и правоохранительных органов – работники налоговых инспекций и таможенных служб, налоговые полицейские, судьи, следователи, прокуроры. Все эти лица могут представлять интересы государства и вправе заниматься только профессиональной, а также преподавательской, научной, литературной и другой творческой деятельностью. Также не могут быть уполномоченными представителями граждане, признанные судом недееспособными. Ограниченно дееспособные могут выступать представителями только с согласия попечителя.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

Представительство прекращается по следующим причинам:

– если истек срок действия доверенности;

– если доверенность отменена выдавшим ее доверителем;

– если прекращена деятельность юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

– в случае смерти физического лица, которому выдана доверенность, или в случае признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

- государственный орган, орган местного самоуправления или другой уполномоченный орган и должностные лица, осуществляющие в случаях, предусмотренных НК, сбор (прием) средств от налогоплательщиков в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах или сборах (ст. 25 НК).

В других странах под сборщиками налогов (налоговыми сборщиками) могут пониматься юридические лица и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность собирать налоги и сборы. В ряде стран данное понятие объединено с понятием «налоговые агенты».

В большинстве стран роль налоговых сборщиков выполняют налоговые учреждения, банки, государственные и частные предприятия и учреждения, а также физические лица. При удержании налогов с заработной платы, с выплат авторского вознаграждения, с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти в качестве налоговых сборщиков (налоговых агентов) выступают предприятия, учреждения, банки. Они несут ответственность за полноту и своевременность удержания налогов, перечисление их в центральные или местные бюджеты. Такой порядок упрощает контроль со стороны налоговых органов за уплатой налогов и ускоряет поступление средств в казну. Сбором косвенных налогов, поимущественных налогов, налогов с доходов от работы по найму и некоторых других налогов занимаются казначейства и банки. В некоторых странах существует должность главного налогового сборщика. В США, например, им является комиссар службы внутренних доходов, подчиняющийся непосредственно министру финансов.

В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и организации, которые производили выплату заработной платы рабочим и служащим, заработков гражданам за временные и случайные работы, авторского вознаграждения литераторам и работникам искусств. При взимании налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов. Со вступлением в силу части первой НК понятия «налоговый сборщик» и «налоговый агент» разделены.

Еще по теме СБОРЩИК НАЛОГОВ (сборов):

  1. 6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
  2. 11.3.1. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов (сборов) и решений о взыскании налогов и сборов

В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как "сборщик налогов". В то же время в Украине законодательного определения данного понятия не существует. В ряде случаев проводится параллель, а иногда и ставится знак равенства между сборщиком налогов и налоговым агентом. Несмотря на то, что в чем-то их функции схожи, тем не менее, абсолютного равенства их правовых статусов не существует. Отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, кроме этого, обязан требовать внесения сумм налога. Таким образом, понятие "налоговый агент" и "сборщик налогов" - это связанные понятия, которые определяют иногда одних и тех же лиц - предприятия, учреждения, организации, на которые согласно законодательству возложена обязанность удерживать суммы налогов с плательщиков налогов и перечислять их в бюджет.

Предприятие, выплачивающее доход своему рабочему, выступает как налоговый агент по отношению к исчислению, удержанию из заработной платы и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. В отличие от налоговых агентов лица, собирающие налоги, выступают как уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием средств от плательщиков (или их агентов) в счет уплаты налогов и сборов. Лица, собирающие налоги и сборы, принимают у обязанных лиц по их желанию средства в счет налогового платежа.

К сборщикам налогов относятся:

  • 1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с сумм, которые выплачиваются физическим лицам;
  • 2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях;
  • 3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами.

Таким образом, прием от налогоплательщиков сумм в счет уплаты налогов и сборов может осуществляться сборщиками налогов, которыми выступают государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и должностные лица. Сборщики налогов могут осуществлять прием средств в счет уплаты налогов и сборов только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Особенностью полномочий сборщиков налогов является то, что они осуществляют прием средств у налогоплательщиков по волеизъявлению последних. Тогда как, к примеру, налоговые агенты осуществляют удержание налогов у налогоплательщика независимо от его волеизъявления.

В отличие от налоговых агентов сборщики налогов не являются источниками выплаты доходов налогоплательщикам и не имеют полномочий по удержанию налогов. Однако их функции по приему платежей дополняются функциями по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов плательщиками. Таким образом, они, как и налоговые агенты, играют двоякую роль: с одной стороны, выполняют фискальные функции контроля за налогоплательщиком, с другой - подконтрольны налоговым органам при выполнении своих обязанностей по перечислению сумм налогов и сборов, поступивших им от плательщиков. По отношению к налогоплательщикам сборщики налогов обладают определенной нейтральностью, здесь отсутствует корреспонденция прав и обязанностей налогоплательщиков и сборщиков налогов. Последние не обязаны и не вправе требовать от налогоплательщиков исполнения их обязанностей.

СБОРЩИК НАЛОГОВ (сборов) - государственный орган, орган местного самоуправления или другой уполномоченный орган и должностные лица, осуществляющие в случаях, предусмотренных НК, (прием) средств от налогоплательщиков в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах или сборах (ст. 25 НК). В других странах под сборщиками налогов (налоговыми сборщиками) могут пониматься юридические лица и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность собирать налоги и сборы. В ряде стран данное понятие объединено с понятием «налоговые агенты». В большинстве стран роль налоговых сборщиков выполняют налоговые учреждения, государственные и частные предприятия и учреждения, а также физические лица. При удержании налогов с заработной платы, с выплат авторского вознаграждения, с доходов в виде дивидендов, процентов и в качестве налоговых сборщиков (налоговых агентов) выступают предприятия, учреждения, банки. Они несут ответственность за полноту и своевременность удержания налогов, перечисление их в центральные или местные бюджеты. Такой порядок упрощает контроль со стороны налоговых органов за уплатой налогов и ускоряет поступление средств в казну. Сбором косвенных налогов, поимущественных налогов, налогов с доходов от работы по найму и некоторых других налогов занимаются казначейства и банки. В некоторых странах существует должность главного налогового сборщика. В США, например, им является комиссар службы внутренних доходов, подчиняющийся непосредственно министру финансов. В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и организации, которые производили выплату заработной платы рабочим и служащим, заработков гражданам за временные и случайные работы, авторского вознаграждения литераторам и работникам искусств. При взимании налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов. Со вступлением в силу части первой НК понятия «налоговый сборщик» и « » разделены.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "СБОРЩИК НАЛОГОВ" в других словарях:

    СБОРЩИК НАЛОГОВ - (Collector of Taxes) Официальное должностное лицо в Великобритании, ответственное за сбор прямых налогов (direct taxes) с физических лиц и предприятий. Сборщик налогов, однако, не устанавливает суммы налогов, подлежащих уплате; решение о суммах… … Экономический словарь

    СБОРЩИК НАЛОГОВ - (collector of taxes) Гражданский служащий, ответственный за сбор налогов, ставки которых были повышены налоговыми инспекторами (Inspectors of Taxes), и подоходных налогов, взимаемых по системе плати по мере того, как зарабатываешь (PAYE). Бизнес … Словарь бизнес-терминов

    сборщик налогов - налоговый инспектор Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Сборщик налогов - государственный или иной уполномоченный орган либо должностное лицо, принимающий(ее) средства у налогоплательщиков и перечисляющий(ее) их в бюджет … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Сборщик налогов - Συλλογει̃ς, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 13 … Реальный словарь классических древностей

    сборщик налогов - Syn: налоговый инспектор … Тезаурус русской деловой лексики

    Сборщик - должностное лицо, производящее сбор каких либо специалных государственных или местных доходов. Хотя по принципу единства касс все государственные доходы должны сосредоточиваться исключительно в кассах министерства финансов, т. е. казначействах,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Прием от налогоплательщиков или плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами , органами местного самоуправления , другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и сборов.  


К компетенции таможенных органов (к ним, помимо ГТК России, относятся региональные таможенные управления , таможни и таможенные посты) как сборщика налогов относятся следующие полномочия (а) по сбору таможенных платежей (б) по предоставлению  

Существуют многочисленные свидетельства ведения учетных записей во времена создания Александром Македонским одной из величайших империй. В 332 г. до н.э. им была основана Александрия, где позднее собрана наиболее выдающаяся библиотека древнего мира. Она насчитывала более 500 000 рукописей. В те далекие времена египетские землевладельцы платили налоги зерном и льном за использование воды Нила для орошения полей. Сборщики налогов составляли рукописи в получении налога, рисуя иероглифы зерна и льна на стенах домов землевладельцев .  

Таким образом, налоговые органы нашей страны, в отличие от таможенных органов , не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату. Вместе с тем, налоговым органам в этой работе российским законодательством предоставлены широкие права и полномочия.  

Все предприятия, учреждения, организации и иные работодатели, являющиеся юридическими лицами и рассматриваемые в качестве сборщиков налога по законодательству РФ (независимо от форм собственности), составляют отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах подоходного налога с налогоплательщиков - физических лиц. Отчет составляется по установленной форме за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год и направляется в адрес нало-  

N 1642. Счет сборщика налогов  

Они не должны ни приписывать полученное в текущем месяце к ранее поступившему, ни переносить из одного (счета) в другой, и если кто-нибудь из сборщиков налогов или помощников, взяв что-либо из доходов откупа, возместит, то никоим образом не должны записывать это в его личный счет.  

Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например таможенных пошлин , может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств , гарантией третьего лица - ст. 122 Таможенного кодекса Российской Федерации).  

Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере (органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, органы Государственного таможенного комитета Российской Федерации), и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов).  

Сборщики налогов и сборов  

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления , другие уполномоченные ими органы и должностные лица . Следовательно, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не могут.  

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу.  

Налоговые органы, в отличие от сборщиков, налоги не взимают, а только контролируют правильность их исчисления, полноту и своевременность уплаты. Налоговые агенты не контролируют правомерности действий налогоплательщиков, а сами выполняют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Банки как расчетно-кассовые центры также не контролируют выполнение налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а лишь исполняют платежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов.  

Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи зачисляются на депозитный счет таможни, а оттуда поступают в бюджет.  

Частью первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и  

Теоретически возможно возложение функций сборщиков налогов и сборов на организации и физических лиц. Например, Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации установил, что плательщиками местного налога на рекламу являются лица, рекламирующие свою продукцию. В ряде регионов установлено, что обязанность собирать налог и перечислять его в бюджет возлагается на рекламные агентства . Выставляя счет за услуги, агентство увеличивает его на сумму налога на рекламу. В отношении этого налога рекламные агентства выполняют функции сборщиков.  

Поскольку НК РФ исключил организации и граждан из числа сборщиков налогов и сборов, то механизмы взимания налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с НК РФ.  

Первоначально эти органы не были упорядоченной системой, сборщики налогов имели различный статус и полномочия, назначались произвольно, часто сочетали выполнение налоговых функций с иными государственными или общественными обязанностями. В отсутствие постоянных финансовых учреждений взимание налоговых платежей не имело регулярного характера, а проводилось по личному поручению правителя.  

Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта. Адам Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого не угодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности 1.  

Принципу эффективности не соответствуют некоторые методы налогового контроля , унижающие достоинство налогоплательщика, нарушающие его гражданские права . Моральный ущерб от таких мероприятий соизмерим с суммой, которую налогоплательщик согласился бы заплатить, лишь бы оградить себя от неприятных процедур. Например, исследуя первую историческую форму домового налога - подымную подать, Адам Смит замечает Для того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов надо было осматривать комнаты в нем. Это неприятное посещение сделало налог невыносимым. Поэтому вскоре после революции он был отменен как клеймо рабства 1.  

Требование операциональности особенно существенно для краткосрочных прогнозов . Например, конкретная реализация лицензионной политики и политики кредитования Центрального банка состоит именно в предоставлении индивидуальных лицензий и займов. Если в прогнозе упоминается только об общей сумме прямых или косвенных налогов , то он не является операциональным, так как эти сведения не содержат инструкций для сборщиков налогов. Использование высокоагрегированных показателей при описании экономической политики чаще приводит к тому, что прогнозы и прогнозные модели как бы зависают в воздухе. Необходимо, чтобы была корреспонденция госбюджета среднесрочного плана (особенно первого года) по уровню агрегирования информации.  

О таких, как Неферхотеп, писали Тонкий умом, терпеливый сердцем, радующийся делам праведным, он поворачивается спиной к несправедливости. Его богом был писец совершенный, чистый руками, владыка омовений, прогоняющий зло, писец правды, для которого неправда - мерзость, охраняет его письменная трость вседержателя. Всю жизнь Неферхотеп служил ему верой и правдой, а не так, как некоторые обманывают пальцами своими в учете, которых судят, а потом переводят в простые сборщики налогов.  

Из истории явствует, что налоги - это наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались auxilia (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов . Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706-1790) мог сказать, что платить налоги и умереть должен каждый. На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К. Маркс Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог -это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов 2.  

В конце 1549 г. Пересветов подал царю Иоанну IV Малую и Большую челобитные, в которых изложил проект преобразования русского государства. Важно отметить, что в обосновании своих взглядов он опирался не на религиозно-нравственные, а преимущественно на политико-экономические соображения. Пересветов считал необходимым навести порядок в финансовых делах государства. Он требовал централизации доходов, чтобы...со всего царства своего доходы себе в казну имати... 2, и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, освободить людей, которые у велмож царевых в неволе были 3, ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить налоговую систему путем отделения функций судей от функций сборщиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены против боярства. Пересветов предлагал перевод всех воинов и чиновников на жалованье. При этом он подчеркивал, что получаемое жалованье должно обеспечивать известный материальный уровень жизни лицам, состоящим на государственной службе. Пересветов был сторонником централизованного регулирования ценообразования, требовал, чтобы царь установил цену товарам . Программа Пересветова по преобразованию системы доходов казны была нацелена на укрепление централизованного государства путем сосредоточения всей власти в руках государя и в полном объеме была реализована только в эпоху Петра I.  

Зарождение двойной записи в учете, применяемой в различных модификациях в настоящее время, пришлось на период Итальянского Ренессанса. Движущие силы возрождения человеческого духа в Европе обусловили и зарождение бухгалтерского учета . Известны учетные записи 600-летней давности. Но есть многочисленные свидетельства ведения учетных записей и в более ранние времена. Например, египетские землевладельцы платили налоги зерном и льном за использование воды Нила для орошения полей. Сборщики налогов оставляли расписки в получении налога, рисуя иероглифы зерна и льна на стенах жилищ землевладельцев. По мнению археологов, глиняные знаки, обнаруженные в значительном количестве в Месопотамии, служили для тех же целей. Развитые системы учета имелись в Китае еще в 2000 г.  

Должность сборщиков налогов была материально ответственной . Невозможность обеспечить утвержденную норму сбора могла привести агента к гибели. Его бедствия описываются в папирусе Анастаси V "Разве не помнишь ты о состоянии земледельца (имеется в виду ихути) при распределении урожая (после того, как) похитила змея половину (урожая), а гиппопотам пожрал остальное. Имеется, (кроме того), много мышей в поле, саранча опускается, скот (все) пожирает, воробьи приносят горе  

Птолемею, сыну Птолемея, сборщика налогов, которые Теос Пгерисс стоимость через Аммония  

Приведенные в качестве иллюстраций документы свидетельствуют не только о разнообразии счетов, но и об ограниченных возможностях такого учета. Вести сначала эфемериду, совмещенную с приходо-расходным учетом, затем составлять отдельно выборочные счета или для расчетов, или для определения остатка, или для отчетов - процесс весьма трудоемкий. Эмоциональное, но скудное описание банковского учета Цицероном позволяет предположить большие и лучшие возможности римской технологии бухгалтерии. В Египте пытались какого найти выход из проблемы такого смешанного учета. Например, счет сборщика налогов от 209 года н.э. показывает, что записи в нем делали по мере сбора платежей. Так накапливались данные по одному определенному признаку  

Действия государственных чиновников были направлены прежде всего на соблюдение интересов фиска, но они не забывали и о себе "Эклогист, внесший его опять в список, подлежит наказанию, поскольку он под предлогом обогащения казны в сущности оставляет самому себе и прочим сборщикам налогов" . В результате, как сказано в Эдикте Тиберия Юлия Александра, префекта Египта, середины I века н.э., эклогистам "удается обогатиться, а Египет пустует" . Предпринимались контрольные проверки, но о них своевременно оповещали.  

Столбец 10.) Надзор над инспекторами, сборщиками налогов, хранителями (налоговых) расписок и занимающимися чем-либо другим при откупе, а также учет поступающих в откуп доходов (пусть осуществляет) архонт и компания откупщиков, чтобы... ничего помимо антиграфеев (несколько строк испорчено). Если же (сборщики налогов), инспектора и прочие лица, обслуживающие откуп, что-либо (из налогов взыщут, или) что-либо другое без ведома антиграфея получат, или, взыскав, не внесут.  

Должны быть записаны) у эконома и антиграфея с указанием имени отца и родины имена архонтов, участников компании откупщиков, поручителей, сборщиков налогов и помощников, внесенных в список.  

Столбец 12.) Если эконом и антиграфей обнаружат, что кто-либо обслуживает откуп, не будучи внесенным в список, пусть отведут (его) к царю, прежде чем кто-нибудь (потерпит ущерб) из-за него. (Несколько строк испорчено.) Пусть будет жалованье сборщикам налогов каждому в месяц 30 драхм, помощникам в месяц (каждому) 20 драхм, хранителям расписок каждому 15 драхм, инспектору... помесячно сто драхм.  

Столбец 13.) Сколько следует назначить в каждый откуп сборщиков налогов, помощников и хранителей расписок, пусть распределят эконом и антиграфей вместе с архонтом. (Несколько строк испорчено). ..если же кто сделает что-либо из этого, то уплатит в царскую казну 5 талантов и будет находиться под стражей, пока о нем не решит царь.  

Другим и значительно более распространенным способом взимания налоговых платежей на ранних этапах развития большинства государств было использование откупщиков. В римских провинциях государство отдавало на откуп взимание пошлин и косвенных налогов , требуя взамен уплаты определенной суммы. В Византийской империи сборщики налогов назначались на определенное время, в течение которого им отдавались на откуп налоговые поступления какого-либо округа4. Во Франкском государстве в середине первого тысячелетия нашей эры сбором отдельных налогов занимались откупщики, которые брали на себя обязательство доставлять королю определенные суммы денег и отвечали за это своим имуществом5.  

Средневековый автор называет откупщиков грабителями, не заслуживающими наименования сборщиков налогов 1. Неудивительно, что откупщики и их помощники нередко становились жертвами народных восстаний2. Результатом деятельности откупщиков было разорение населения непосильным налоговым бременем, бунты, массовый уход крестьян в сопредельные территории.