Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Экономическое развитие в годы правления Александра III — Гипермаркет знаний

Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Экономическое развитие в годы правления Александра III — Гипермаркет знаний

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

Общая характеристика экономической политики Алек­сандра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощ­ной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечествен­ной промышленности и капиталистических начал в орга­низации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профес­сионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградско­го, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считав­шие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной про­мышленности», совершенствования сбора налогов, разви­

тия железнодорожного строительства. Итогом их полити­ки был быстрый рост промышленности, особенно тяже­лой, переход к золотому денежному обращению. Из аграр­ной державы Россия превращалась в аграрно-индустри­альную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой эконо­мики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост минист­ра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бун­ге. Он был сторонником ускорения экономического разви­тия, но выступал против прямого финансирования промы­шленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отме­ну подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бун­ге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар,

Паровоз конца XIX в.

нефть; облагались новыми налогами городские дома, тор­говля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повы­шались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли бо­лее чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных де­нежных запасов, он придавал этому более широкое значе­ние: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, при­возимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая разви­тию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышлен­ности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное со­кращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 1 ян­варя 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло за­нял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобрета­тель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обраще­ния в стране. С этой целью Министерство финансов на­капливало большие запасы денег, а затем принимало ши­рокое участие в сделках на зарубежных биржах. В резуль­тате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достиг­ших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в преды­дущий период повышенными сборами облагалось в основ­ном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали нала­гаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных усло­вий для частного предпринимательства. Кроме того, эко­номическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной мо­нополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Вит­

те. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил де­ло своих предшественников. Эта про­грамма предусматривала:

Большую часть этой одобренной Александром III про­граммы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлета русской про­мышленности. За десятилетие промышленное производст­во в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой про­мышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с но­выми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем толь­ко 2 из них были построены отечественными предпринима­телями. Все остальные принадлежали целиком или частич­но иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после ус­пешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обес­печившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внед­рялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добы­чей и переработкой нефти, а также строительством специ­альных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки.

Нефтяные вышки в районе Баку

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат­ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использова­лась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и бо­гатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гиган­тов, приносившие огромные прибыли, ценились очень вы­соко. Говорили, что достаточно было прибавить к назва­нию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного зати­шья начался новый, еще более мощный подъем железно­дорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. На­чалось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство. Если тяжелая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хо­зяйство развивалось вне государственного контроля и бы­ло лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму воль­ных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства гу­берний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве пла­ты за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельско­го хозяйства по отдельным районам. Польские и прибал­тийские губернии, а также Псковская и Петербургская пе­решли на выращивание технических культур и производ­ство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Повол­жье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Туль­ской и Нижегородской губерний получило развитие жи­вотноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хо­зяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после рефор­мы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% воз­рос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медлен­но. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих услови­ях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжитель­ные дожди - могли привести к страш­ным последствиям. Так, в 1891 -

    гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленно­сти. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пе­режитки и техническая отсталость.

Вопросы и задания

Документ

О железнодорожной политике (из воспоминаний

С. Ю. Витте)

В царствование императора Александра III установи­лась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возмож­ность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей пре­следуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов.

Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последо­вательный выкуп железных дорог из рук частных об­ществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной...

Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодер­жавного государя, пекущегося преимущественно об инте­ресах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Алексан­дра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства - железнодорожные, в которых царили маленькие железно­дорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр.

Вопросы к документу: 1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III?

    Чем руководствовался Александр III, определяя новые подхо­ды в железнодорожной политике?

Расширяем словарный запас:

Акциз (акцизные сборы) - косвенный налог на предме­ты потребления.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о взносе оп­ределенного капитала в предприятие и дающая ее вла­дельцу право собственности на него и участия в прибы­лях.

Биржа - учреждение для заключения финансовых и тор­говых сделок с капиталом и крупными партиями това­ров.

Винная монополия - исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков. Косвенные налоги - наценка, устанавливаемая государ­ством на товары массового потребления.

Россия во времена Александра III

Выберите правильный ответ:

1 ) Основой Российской империи, по мнению Александра III , должны быть только :

1. Народовластие, спокойствие, развитие 2. Свобода, равенство, братство

3. Самодержавие, православие, народность 4. Сила, разум, мощь

2) Новый текст Манифеста Александра III составил его бывший преподаватель правоведения:

1. М.Т. Лорис-Меликов 2. А.А. Абаза 3. К.П. Победоносцев 4. Д.А. Милютин

3) В 1884 г, согласно нововведениям в Министерстве народного просвещения, студентов, проявляющих открытое «недовольство» политикой властей, стало возможным:

1. исключать из учебного заведения 2. сечь розгами 3. отдавать в солдаты 4. ссылать на каторгу

4) «Золотым десятилетием» русской промышленности называют период, когда на посту министра

финансов Российской империи был:

1. С.Ю. Витте

2. Н.Х. Бунге

3. И.А. Вышнеградский

5 ) Знаменитый изобретатель динамита Альфред Нобель в 1890-е годы жил в России и занимался:

1. добычей и переработкой природного газа

2. добычей и переработкой золота

3. добычей и переработкой алмазов

4. добычей и переработкой нефти

6.Выберите верное утверждение :

Для получения личного дворянства в 1856 году, согласно изменениям в Табели о рангах,

требовалось иметь военный чин не ниже:

1)14 класса 2)13 класса 3)12 класса 4)10 класса

7.Установите соответствие:

А) Ф.М. Достоевский 1. «Отцы и дети»

Б) Л.Н. Толстой 2. «Идиот»

В) И.С. Тургенев 3. «Кому на Руси жить хорошо»

Г) Н.А. Некрасов 4. «Анна Каренина»

8 Установите соответствие:

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) разгром Вооружённых сил Юга России

Б) борьба за великое княжение владимирское между Москвой и Тверью

В) вхождение в состав Российского государства Левобережной Украины

Г) отмена подушной подати

1) Н.Х. Бунге

2) Богдан Хмельницкий

3) М.М. Сперанский

4) Иван Калита

5) С.М. Будённый

6) Юрий Долгорукий

9.О ком идёт речь?

I .

Он создал себе славу великого реалиста в живописи, воссоздавая историю в своих полотнах. Его картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры. Этот потомок сибирских казаков

«Покорение Сибири Ермаком» - эти картины принесли ему всенародное признание.

10.

Всемирно известный обладатель уникального певческого таланта, этот великий бас обладал такой вокальной мощью, что гасил свечи голосом! Ему рукоплескали в Европе и обожали на родине - в России,

где он считался национальным достоянием. Его оперные партии в «Борисе Годунове» остались непревзойденными до сих пор.

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке «Император Александр III за свою внешнюю политику справедливо был прозван Миротворцем». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

12.

1.Кто из деятелей культуры, портреты которых представлены ниже, творил
в период правления императора, изображённого на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого деятеля культуры.

1. 2 3 4

2.Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Марка посвящена открытию первой железнодорожной магистрали России.

2) Российский император, изображённый на марке, вошёл в историю как Миротворец.

3) Современниками императора, изображённого на марке, были И.Е. Репин и В.И. Суриков.

4) В годы правления императора, изображённого на марке, в Санкт-Петербурге были открыты Высшие женские (Бестужевские) курсы.

5) Данная марка была выпущена в период президентства Б.Н. Ельцина.

Ключ-тест: Россия при Александре III

1-3, 2-3, 3-3, 4-1, 5-4, 6-3 7.А-2 Б-4 В-1 Г-3 8. А.-5 Б-4 В-2 Г-1 9. В.И. Суриков 10.Ф.И. Шаляпин

Аргументы в подтверждение: 1) в период правления этого императора Россия войн не вела

2) оформился военно-политический союз с Францией

Аргументы в опровержение: 1) когда болгарский князь совершил переворот. Александр III был вынужден оказать давление на Баттенберга и заставить его восстановить конституцию. 2) Русские войска продолжили свое продвижение к афганской границе, которое закончилось в 1885 г. взятием Мервского оазиса и города Кушки .

1-3 Ф.Достоевский

Общая характеристика экономической политики Александра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности» , совершенствования сбора налогов, развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжёлой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провёл снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.



Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушёл в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране . С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учреждён новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырьё, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;



Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлёта русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причём только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для её перевозки.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокатной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Говорили, что достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, ещё более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство. Если тяжёлая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-чернозёмных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечернозёмной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарём в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причём около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих условиях серьёзные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.




Упрочение Российской империи было невозмо жно без мощной эконо- мической базы. Император назначил на ключевые экономичес- кие должности Н.Бун- ге,И.Вышнеградского,С.Ю. Витте.Они стали пок ровительствовать оте- чественной промыш- ленности, совершенствовали налоговою систему, развивали железно- дорожное строительст- во. Аграрный сектор то же втягивался в рыноч ное хозяйство. 1.Характеристика экономической политики. Александр III. Хромолитография.1861.


Основные направления экономической политики в е гг. (р.т.1) 1. Покровительство отечественной промышленности способствовало ограждению её от иностранного капитала (протекционизм) 2. Совершенствование сбора налогов и таможенных пошлин 3. Совершенствование денежной системы с целью укрепления рубля 4. Широкое привлечение иностранного капитала (Витте) 5. Развитие железнодорожного строительства


В мае 1881г.министром фи нансов стал Н.Бунге. Он выступил за ускоренное экономическое развитие без прямого государст- венного финансирования. В результате реформы налогообложения снизились выкупные платежи и началась от- мена подушной подати. В замен были введены ак- цизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть, по- высились таможенные пошлины, сократились расходы на сократившу- юся армию. Н.Х.Бунге. () (р.т.2) Н.Х.Бунге


Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге () 1. Издание и выполнение благоприятных для развития экономики законов 2. Реформа системы сбора налогов, ослабление налогового сбора для крестьян (снижение выкупных платежей, отмена подушной подати 3) Увеличение доходов государства за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, облагались новыми налогами городские дома, недвижимость 4) Проводил протекционистскую политику, т.е. повышал таможенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы, что способствовало конкурентоспособности отечественных товаров


Н.Бунге ушел в от ставку.Его сменил И. Вышнеградский,поста- вивший цель улучшить финансовое положение страны.Минфин накопил большие денежные запасы и поднимал курс рубля. В 1891г.был введен новый таможенный тариф, по- высивший пошлины на ввозимую технику. Госу дарство начало активно вмешиваться в эконо- мику и привлекать ино- странные кредиты. Н.А.Вышнеградский () Н.А.Вышнеградский.


Основные направления экономической политики И.А. Вышнеградского () 1. Главная задача – быстрое улучшение состояния денежного обращения, покупательной способности рубля 2. Проводил активную протекционистскую политику и выступал за создание максимально благоприятных для отечественного бизнеса условий работы в России (сейчас таможенными сборами облагались не только ввозимое в Россию сырьё, но и продукция машиностроения) 3. Ведение винной монополии 4. Привлечение в Россию иностранного капитала


В 1892 г.министром фина- нсов стал С.Витте. Его программы предусмат- ривала: -жесткая налоговая поли- тика, гос.монополия на винокурение, протекци- онизм, финансовая рефо- рма, введение золотой си стемы рубля, привлече- ние иностранного капи- тала. Эта программа воплотилась после смерти Александра III и вызвала эко номический подъем в 90 г. 4.Экономический подъем 90-х годов. С.Ю.Витте


Основные направления экономической политики С.Ю. Витте (с 1992 года) 1. Жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления (в первую очередь государственная монополия на водку) – высвобождён необходимый капитал для вложения в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия 2. Строгий протекционизм – отечественная промышленность ограждена от иностранной конкуренции.


Основные направления экономической политики С.Ю. Витте (с 1992 года) г. – финансовая реформа: введение системы единого обеспечения рубля золотом – золотой рубль – одна из устойчивых европейских валют, развитие банковского дела, расширение иностранных капиталовложений. 4. Обращение к иностранному капиталу (в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг). Наибольший рост иностранных капиталовложений наблюдался в угольной промышленности и металлургии.


На юге быстро развивалась металлургия. Большая часть заводов принадлежала иностранцам.После денежной реформы 1897 г. приток иностранного капитала резко вырос.В 90-е г. началась добыча нефти не Кавказе.На вновь созданных предприятиях использовались передовые технологии при дешевизне рабочей силы это приносило большие прибыли.В 1891 г.началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. «Золотое десятилетие». Какие отрасли развивались. Транссибирская железнодорожная магистраль.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте 1. Быстрые темпы развития. Факты? За 13 лет () существенно увеличилась занятость в промышленности 2. Удвоилась протяжённость железнодорожной сети. Было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что способствовало дальнейшему освоению этого региона. Были проложены новые железные дороги. С 1893 г. - новый железнодорожный бум. К конце столетия Россия вышла на 1-е место в Европе и 2-е место в мире по протяжённости железных дорог. 1)Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны? 2) В чём заключалось различие в железнодорожной политике Александра 2 и Александра3? (документ, стр. 222)


Развитие сельского хозяйства после крестьянской реформы () 1. Перечислите характерные черты развития сельского хозяйства 2/2 19 века. 2. Перечислите основные черты, характеризующие помещичье хозяйство 2/2 19 века. 3. Что нового произошло в развитии сельского х-ва в 80-е годы 19 века (р.т.6) 4. В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? 5. Интенсивным или экстенсивным путём развивалось сельское хозяйство в пореформенный период? Почему очень медленно повышалась урожайность? Вывод: в развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма.


Сельское хозяйство разви- валось без государствен ной поддержки. Обнища вшие крестьяне нанима лись к помещикам и ис- пользовали их орудия труда.Капитализм пре- обладал в Прибалтике, Центральном районе и Поволжье.В ряде райо- нов наблюдалось смеше ние двух систем. Север специализировался на технических культу-рах и молоке.Украина и Поволжье - на производ- стве зерна. Сельское хозяйство (р.т.5,6)


К югу от Москвы развивалось мясное животноводство. Посевные площади увеличились на 25%,но уро жайность росла очень медленно,что объяснялось низким уровнем сельскохозяйственной техники применяемой крестьянами. Это приводило к частым бедствиям-в гг. В результате засухи от голода умерло более человек. Сельское хозяйство. Раздача хлеба голодающим Крестьянам(гг.)


Каковы особенности промышленного развития в конце 80-х-90-е годы 1. Быстрые темпы экономического развития, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну (за 10-летие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза) 2. Высокая роль иностранного капитала в развитии промышленности. Почему?


Каковы особенности промышленного развития в конце 80-х-90-е годы 3. Высокая роль государства в развитии промышленности, особенно железнодорожного строительства 4. Но капитализм развивался главным образом в промышленности, а в сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Преобладание феодальный черт в сельском хозяйстве тормозило развитие капитализма в сельском х-ве и в целом по стране.