Региональный и отраслевой аспекты приложения иностранных инвестиций в российской экономике. Шихвердиев А. , Полтавская Г. П., Бойков В. К. Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

Региональный и отраслевой аспекты приложения иностранных инвестиций в российской экономике. Шихвердиев А. , Полтавская Г. П., Бойков В. К. Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

Таблица 5.6.2

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 2012 г.,

по основным странам-инвесторам

На основании приведенных данных таблиц 5.6.1, 5.6.2 можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Основными странами-инвесторами на сегодняшний день являются Швейцария, Кипр, Нидерланды и Великобритания.

Инвестиционный климат в России и направления его улучшения

Под инвестиционным климатом понимается совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и ряда других факторов, которые определяют риски капвложений и возможности их эффективного использования.

Законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска, т.к. оно не только влияет на степень риска, но и регулирует возможности эффективного вложения в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных инвестиций.

Международная финансовая корпорация (МФК) после президентских выборов в России 1996 г. включила Россию в число развивающихся рынков, а через год - в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран . Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается за 100%. Доля России в индексе составила 5,1%, и она находится после Тайваня – 7,8%.

Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

Наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;

Недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;

Несовершенная законодательная база, ее некомплектность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

Дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;

Недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Вступили в действие Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.

Состояние инвестиционного климата в значительной степени предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Принят Федеральный закон: «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. N225-ФЗ (действующий с последующими изменениями и дополнениями) и ряд Федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции».

Состояние инвестиционного климата зависит также от мер стимулирования инвестиционной деятельности. В ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение этого закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Правительству Российской Федерации необходимо провести ряд мероприятий по привлечению иностранных инвестиций:

· создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;

· стабильность налогового режима;

· снижение темпов инфляции;

· снижение рисков для инвесторов, гарантируя выплаты по внешним долгам.

На состояние инвестиционного климата влияет также наличие весьма сложной процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию. Целесообразно упрощение процедуры согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правила.

Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит существенно активизировать инвестиционный процесс в России.

Формы участия иностранного капитала в экономике России

Иностранный капитал участвует в экономике в государственной, частной, смешанной формах, а также в виде капитала международных организаций. При этом инвестиции поступают в экономику в форме прямых инвестиций, портфельных инвестиций или в виде кредитов как ссудный капитал.

В платежном балансе России фигурируют три группы инвестиций: прямые, портфельные и «прочие». К разделу «прочие» иностранные инвестиции относятся: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые счета и депозиты, ссуды и займы, просроченная задолженность.

По данным на конец 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:

прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3 %

прямые инвестиции - 38,7 %

портфельные инвестиции - 3,0 %

Прямые зарубежные инвестиции чаще всего осуществляются в форме создания предприятия с иностранными инвестициями. Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие (юридическое лицо) любой организационно-правовой формы, предусмотренной национальным законодательством, в котором нерезиденту – прямому инвестору принадлежит более 10% доли участия (акций) в уставном капитале. Аналогичная норма установлена российским законодательством. Граница 10% установлена условно для обеспечения сопоставимости учета движения прямых инвестиций.

В России иностранные инвесторы в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» могут осуществлять прямое инвестирование следующим путем:

Приобретением иностранным инвестором не менее 10% доли или долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;

Вложением капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

Осуществлением на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.;

Обычной куплей-продажей любого, не исключенного из оборота имущества, представляющего собой объект предпринимательской деятельности, осуществленной лицом, подпадающим под категорию иностранного инвестора.

Ведущую роль в области прямых инвестиций играют промышленно-развитые страны, на которые приходится примерно 4/5 потока прямых инвестиций.

Распределение инвестиций по федеральным округам представлено в таблице 8.4. Лидером является Центральный федеральный округ, на который приходится более 50% всех зарубежных инвестиций. Лидерство ЦФО объясняется высокой инвестициооной привлекательностью г. Москвы и Московской областью, куда направляется большая часть капиталовложений.

Таблица 8.4

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,по субъектам

Российской Федерации (тысяч долларов США)

Поступило в том числе
всего в процентах к итогу прямые инвестиции портфельные инвестиции прочие инвестиции
Российская Федерация
Центральный федеральный округ 54,6
Северо-Западный федеральный округ 14,0
Южный федеральный округ 2,3
Приволжский федеральный округ 5,7
Уральский федеральный округ 7,8
Сибирский федеральный округ 3,4
Дальневосточный федеральный округ 12,2 -

Источник: www.gks.ru

Однойиз основных форм привлечения прямых иностран­ных инвестиций является создание на территории страны со­вместных предприятий и предприятий со 100%-м иностранным капиталом. Формирование современного спектра организаци­онно-правовых форм функционирования предприятий с уча­стием нерезидентов на территории страны, привлекающей иностранный капитал, происходило не сразу. Эволюция форм со­вместной деятельности прошла следующие стадии:

Экспортно-импортные сделки, в процессе которых со­здаются предпосылки к совместной деятельности, как правило, это заключение разовых контрактов;

Совместные выступления на мировом рынке в виде обра­зования консорциумов на стадии инвестирования; формами такого сотрудничества выступают прямые иностранные инве­стиции, портфельные инвестиции, передачи лицензий, ноу-хау;

Обмен технологиями;

Создание совместных предприятий (СП);

Слияние и поглощение крупных международных компа­ний и отпочкование или образование новых фирм.



В результате в мировой практике сформировались следую­щие виды предприятий с иностранными инвестициями:

Совместное производство для усиления двух или несколь­ких различных и независимых партнеров, которые договори­лись о создании нового совместного направления;

Совместные предприятия, помогающие выжить фирмам, которые сами по себе выжить не могут, так как плохо адапти­рованы к окружающей среде;

Совместные предприятия для получения сырья;

Совместные предприятия для обеспечения того, что мо­жет быть названо «двойной национальностью», созданные для решения политических или других проблем.

В таблице 8.5 представлены данные об иностранных инвестициях в экономику России по видам экономической деятельности. Лидерство принадлежит обрабатывающим производствам, далее оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, а также транспорт и связь.

Таблица 8.5

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности

млн.долларов США

2010г. Накоплено на конец 2010г.
поступило погашено (выбыло) переоценка и прочие изменения активов и обязательств всего в % к итогу
Всего
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -36 0,7
рыболовство, рыбоводство -0,1 0,0
добыча полезных ископаемых 16,7
обрабатывающие производства 35,7
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,0
строительство 1,9
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 17,5
гостиницы и рестораны 0,3
транспорт и связь 10,0
финансовая деятельность -60 3,8
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -198 10,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение -87 0,4
образование 0,3 0,0 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,3 0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг -49 0,4

Источник: www.gks.ru

Партнерство управляется и структурируется на основе спе­циального договора. Договор определяет порядок действий от имени общества. Право на их совершение обычно передается одному из партнеров. Ограниченные партнерства и комман­дитные товарищества предусматривают существование особой категории партнеров, ответственность которых ограничена пре­делами их паев. Они могут участвовать в бизнесе лишь пассив­но - своими деньгами. По общему правилу, ограниченный партнер не может в какой-либо форме участвовать в управле­нии и бизнесе партнерства, однако на практике существуют надежные возможности обойти этот запрет.

Особенностькомпании (акционерного общества) заключает­ся в том, что она является юридическим лицом и ведет сущест­вование, «независимое» от физических и юридических лиц, вложивших в нее свой капитал. Ответственность ее ограничена имуществом компании. При регистрации компании возникает двойная налоговая ответственность: доходы компании облага­ются налогом как ее прибыль, а после распределения прибыли - как доход инвесторов. Компании действуют на основе уставов и внутренних регламентов.

Действующее в России законодательство можно отнести к системе континентального права. В соответствии с Федераль­ным законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» ино­странные инвестиции в России могут существовать в трех ос­новных формах:

Совместные предприятия на основе долевого участия иностранных инвесторов и российских резидентов;

Предприятия со 100%-м участием иностранных инвесторов;

Филиалы иностранных юридических лиц.

Все эти формы объединяются понятием «предприятия с иностранными инвестициями». Принятое законодательство по­зволяет иностранным инвесторам создавать акционерные об­щества, общества с ограниченной ответственностью, товарище­ства, совместные предприятия. Для того чтобы получить право деятельности в России, они должны пройти регистрацию в уполномоченных государственных органах и быть включенны­ми в государственный реестр. Предприятие может быть офици­ально ликвидировано (объявлено несостоявшимся), если оно в течение года не представит документы, подтверждающие за­вершение формирования уставного капитала.

Хозяйственная деятельность в ряде отраслей России требует получения специального разрешения - лицензии. Это правило распространяется и на иностранных инвесторов. В частности, лицензия требуется для деятельности в добывающей промыш­ленности, в области телекоммуникаций, при посредничестве на рынке ценных бумаг, в банковской и страховой сферах. В по­следнем случае доля иностранного участника не может превы­шать 49%. Иностранным банкам выделено 12% общего размера уставного российского банковского капитала с целью защиты нарождающегося национального частного банковского сектора.

Существенный интерес представляет анализ финансовых результатов деятельности предприятий с иностранными инве­стициями в России. Очевидно, что они должны получать доста­точно высокие доходы (не ниже, чем в других возможных мес­тах приложения капитала), которые предопределяли бы сохра­нение их интереса к инвестициям в российскую экономику. Вместе с тем их деятельность должна быть выгодна и России с тем, чтобы приток иностранного капитала не превращался в «продажу страны».

Естественно, что прибыльность операций может довольно существенно различаться у СП различных видов деятельности. До недавнего времени высокие прибыли получали СП от торгово-посреднических операций, связанных, в частности, с экс­портом цветных металлов, нефтепродуктов, различного сырья и с импортом бытовой видео- и радиоаппаратуры, спиртных напитков, продукции полиграфии, различных потребительских товаров. Особенно прибыльны импорт и обслуживание им­портной компьютерной техники, разработка программных ма­териалов, ввоз факсов, множительных аппаратов и другой офисной техники, а также туристские услуги, строительство гостиниц и помещений под офисы для предприятий, банков, управление гостиницами, эксплуатация казино.

Высокоприбыльной сферой стали международные телеком­муникации, цены за пользование которыми в ряде случаев пре­высили мировые. Для некоторых иностранных банков и фирм, своевременно осознавших выгоду от приобретения имущества в России, источником больших доходов стала покупка россий­ских ценных бумаг. Крупные прибыли извлекаются и в чисто производственной сфере. Они связаны, в первую очередь, с относительно более низкой заработной платой в России, чем в большинстве стран-инвесторов. Но преимущество, правда, в ряде случаев реализуется не полностью из-за более низкой производительности труда, высоких транспортных расходов при экспорте и других неблагоприятных факторов. Так, крупная нефтяная французская компания, разворачивающая деятель­ность на Волге, свои расчеты основывает на внутренней рента­бельности в 17%. Близкие к этим показатели рассматриваются как удовлетворительные и рядом других серьезных инвесторов. Это примерно соответствует средней норме операций, считаю­щейся в международной практике приемлемой.

Виды инвестиций г. г. г.
В МЛН долл. США в% к итогу в млн долл. США в% к ИТОГУ в млн долл. США в% к итогу
Всего инвестиций
в том числе:
прямые инвестиции 67,7 35,0 43,4
из них:
взносы в уставный капитал 48,8 25,5 17,3
кредиты, полученные от зарубежных совладель­цев предприятий 11,4 6,5 21,4
прочие прямые инвестиции 7,5 3,0 4,7
портфельные инвестиции 1,3 1,8 5,5
из них:
акции П 0,4 0,6 4,6
долговые ценные бумаги 0,9 1,2 0,9
в том числе;
краткосрочные 0,7 1,2 0,7
долгосрочные 0,2 0,0 0,2
прочие инвестиции 31,0 63,2 51,1
из них:
торговые кредиты 6,3 5,8 1,9
прочие кредиты 16,5 39,0 35,4
банковские вклады 0,2 13,6 11,3
прочее 8,0 4,8 2,5

1 Российский статистический ежегодник. - М.; Госкомстат России, 1998. С. 710.

Снижение ставок налога на прибыль, подоходного налога, на­
лога на добавленную стоимость;

Специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения
налогового режима по конкретным проектам на срок окупае­
мости инвестиций;



Специальные меры по защите внутреннего рынка в рамках
структурной перестройки экономики;

Сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт­
ных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые ино­
странными инвесторами;

Освобождение от квотирования и/или лицензирования экс­
порта товаров, производимых на предприятиях с иностранны­
ми инвестициями или на территории свободных экономичес­
ких зон;

Предоставление права ускоренной амортизации;

Субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата­
цию зданий, покрытие транспортных расходов.

б) неэкономические

Выделение земли, предоставление информации и услуг по мар­
кетингу;

Консультирование иностранных фирм об особенностях инве­
стиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;

Методическое обеспечение организации инвестиционной дея­
тельности в стране;

Развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести­
рованием;

Развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя­
зи, транспорта, дорог и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятель­ности, которое предусматривает:

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной дея­тельности посредством:

■ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

Установления субъектам инвестиционной деятельности спе­
циальных налоговых режимов, не носящих индивидуального
характера;

Защиты интересов инвесторов;

Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льгот­
ных условий пользования землей и другими природными ре­
сурсами, не противоречащих законодательству РФ;

Расширения использования средств населения и иных вне­
бюджетных источников финансирования жилищного строи-


тельства и строительства объектов социально-культурного на­значения;

Принятия антимонопольных мер;

Расширения возможностей использования залогов при осу­
ществлении кредитования;

Развития финансового лизинга Российской Федерации;

Проведения переоценки основных фондов в соответствии с тем­
пами инфляции;

Создания возможностей формирования субъектами инвести­
ционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных
проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно
с иностранными государствами, а также инвестиционных про­
ектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета
и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

Формирование перечня строек и объектов технического пе­
ревооружения для федеральных государственных нужд и фи­
нансирование их за счет средств федерального бюджета. По­
рядок формирования указанного перечня определяется Пра­
вительством Российской Федерации;

Предоставление на конкурсной основе государственных га­
рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде­
рального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации;

Проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответ­
ствии с законодательством Российской Федерации;

Защита российских организаций от поставок морально уста­
ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­
нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том
числе при реализации Бюджета развития Российской Феде­
рации);

Разработка, утверждение стандартов (норм и правил) и осу­
ществления контроля над их соблюдением;

Выпуск облигационных займов, гарантированных целевых зай­
мов;

Вовлечение в инвестиционный процесс временно приоста­
новленных и законсервированных строек и объектов, нахо­
дящихся в государственной собственности;

Предоставление концессий российским и иностранным ин­
весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­
ветствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инве­стиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с фор­мированием и управлением инвестиционного портфеля. Управле­ние инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения постав­ленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уров­ня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объе­мом производства целями портфельных инвестиций являются:

Сохранность и приращение капитала;

Приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы
для расчетов;

Доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам,
продукции;

Расширение сферы влияния.

Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных об­ществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства), так и ком­мерческие ценные бумаги - векселя, депозитные сертификаты бан­ков.

Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:

пассивная стратегия, целью которой является обеспечение ста­
бильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднеры­
ночному;

агрессивная стратегия направлена на максимальное исполь­
зование возможностей получения дохода от рыночного колебания
курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, толь­
ко крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвес­
тиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стра­
тегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной анали­
тической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего со­
стояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его
изменения.

Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов:

Поступления в форме дивидендов и процентных платежей;

Доход от повышения капитальной, стоимости бумаг, находя­
щихся в портфеле;

Разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных
операциях на вторичном рынке.


Контрольные вопросы:

1. Что понимается под инвестиционной деятельностью?

2. Какими факторами обусловлена необходимость развития и повышения
эффективности инвестиционной деятельности в России?

3. Кто относится к участникам (субъектам) инвестиционной деятельнрегги?

4. Что является объектом инвестиционной деятельности?

5. Каковы источники финансирования инвестиций?

6. Приведите классификацию инвестиций.

7. Каково значение иностранных инвестиций для России в современных ус­
ловиях?

8. В чем заключается государственное регулирование инвестиционной дея­
тельности?

9. Что включается в доход от инвестиционного портфеля?

10. Каковы цели управления портфельными инвестициями?

10.6. Внутрифирменный финансовый контроль

Контроль, с одной стороны, является одной из завершающих ста­дий управления финансами предприятии, а с другой - он выступает необходимым условием управления ими. Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансиро­вания средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступления выручки на счета пред­приятия в банках. Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления денежными потоками и фи­нансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. Западные эконо­мисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутри­фирменного финансового контроля.

Разделение обязанностей. Ответственность между персоналом фир­мы распределяется таким образом, чтобы ни один служащий не нес ответственности за операцию в целом. Основной мотив состоит втом, что лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за уча­ствующие в ней активы и за регистрацию данной операции.

Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым ме­неджером (директором) фирмы в пределах тех объемов денежных средств, на которые он имеет полномочия. В акционерных обще­ствах работа правления проверяется советом директоров и ревизи­онной комиссией.

Физический контроль заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам фирмы. Чтобы эффективно управлять кон­трольной работой, руководство должно составить план ее организа­ции. Этот план должен содержать четко сформулированные инст-


Рукции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование в контрольной работе.

Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера.

Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определе­ния эффективности работы и точности исправления ошибок. В круп­ных компаниях потенциальные преимущества регулярного финан­сового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутрен­него аудита для выполнения этой функции. Важным критерием кон­троля является снижение потенциальных убытков. Система контро­ля предназначена для помощи руководителям предприятий в воп­росах:

Выбора между различными альтернативными действиями, пла­
нирования действий, которые должны быть предприняты в те­
чение определенного периода времени;

Выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут за­
ключаться в установлении нереальных планов при наличии
точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые
должны быть предприняты для реализации конкретных мар­
кетинговых, инвестиционных и иных решений;

■ осуществления действий, которые могли бы исправить ошиб­ки и закрепить успех.

Объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над исполне­нием бюджетов Министерство экономики РФ рекомендует исполь­зовать двухуровневую систему. Нижний уровень - контроль над ис­полнением бюджетов структурных подразделений предприятия, ко­торый осуществляют их руководители. Верхний уровень - контроль над исполнением бюджетов всех структурных подразделений (вклю­чая контроль составляющих их бюджетов по элементам затрат), про­водимый финансово-экономической службой и бухгалтерией пред­приятия.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

Объекты контроля -- бюджеты структурных подразделений;

Предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (со­
блюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и ма­
териалов, энергии и т.д.);

Субъекты контроля - структурные подразделения и эконо­
мические службы предприятия;

Метод контроля бюджетов - осуществление процедур, не­
обходимых для определения отклонения фактических пока-


зателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в от­носительном выражении (в процентах). Контроль над выпол­нением доходной части сводного бюджета предприятия при­зван обеспечить бесперебойность финансирования его опера­ционной (текущей) и инвестиционной деятельности. Осуще­ствляет такой контроль финансовая служба. Контроль над соблюдением расходной части консолидированно­го бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управ­ленческих процедур, который обеспечивает:

оперативный анализ фактических отклонений от плановых
функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);

разработку мероприятий по устранению непроизводительных
расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявлен­
ных в ходе анализа;

оформление и предоставление дирекции предприятия аналити­
ческих материалов
по исполнению комплексного и функци­
ональных бюджетов в целях корректировки их доходной и рас­
ходной частей.

Используется метод пересмотра расходов бюджета предприятия, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оп­латы) операционных расходов. В качестве приоритетных рассматри­ваются следующие расходы:

Оплата труда работников в расчете на производственную про­
грамму;

Платежи в государственные социальные фонды;

Выплата налогов в федеральный, региональный и местный
бюджеты;

Оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комп­лексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволит оперативно (ежед­невно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевре­менно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюд­жетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:

Горизонтальный анализ баланса;


Вертикальный анализ;

Трендовый анализ;

Анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, плате­
жеспособности и рентабельности).

Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании аб­солютных показателей, предоставленных в бухгалтерской отчетно­сти. В процессе такого анализа устанавливаются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучаются связи с поставщиками и поку­пателями, определяются объем и источники привлеченных средств, оцениваются объем выручки от реализации продукции (работ, ус­луг) и прибыли. Устанавливается доля чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т.е. величина налоговой нагрузки на предприятие. Техника финансового анализа изложена в Методи­ческих рекомендациях по разработке финансовой политики пред­приятия, предложенных Министерством экономики РФ 1 октября 1997 года.

Формирование надежной и гибкой системы управления корпо­ративными финансами, направленной на решение проблемы бюд­жетной, кредитной, инвестиционной, амортизационной и налого­вой политики, позволит значительно ускорить реорганизацию дея­тельности предприятий применительно к рыночным условиям хо­зяйствования. Создание такой системы требует тесного взаимодей­ствия производственных, сбытовых, маркетинговых, экономических и других служб предприятий для обеспечения их финансовой устой­чивости и повышения уровня доходности.

Система сквозного планирования и контроля (посредством бюд­жетирования доходов и расходов) направлена на:

Повышение управляемости и адаптированности предприятия
к непрерывно изменяющимся условиям на товарных и финан­
совых рынках;

Обеспечение быстрого получения информации о необходи­
мости корректировки стратегии и тактики управления фи­
нансами;

Создание условий для усиления взаимодействия с зарубежными
партнерами в сфере финансов, инвестиций и кредита.

После перехода на качественно иной уровень планирования и кон­троля предприятия должны стать более привлекательными и откры­тыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расширит их финансовые возможности для модернизации и расширения про­изводства.


Контрольные вопросы;

1. Чем определяется необходимость внутрифирменного финансового конт­
роля?

2. Назовите основные требования, предъявляемые к организации внутри­
фирменного финансового контроля.

3. Какие элементы включает финансовый анализ бухгалтерской отчетности
предприятия?

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,

по видам в млн. долл. США

Показатели

Всего инвестиций

в том числе:

Прямые инвестиции

Взносы в капитал

Портфельные инвестиции

Акции и паи

Долговые ценные бумаги

Прочие инвестиции

Торговые кредиты

Прочие кредиты

В структуре иностранного капитала, поступающего в Россию на протяжение 1995-2004 гг., произошли существенные изменения. Так, если в 1995 г. наибольшая доля в общем объеме иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции (67,7 %), прочие инвестиции составляли 31 %, а удельный вес портфельных инвестиций находился на уровне 1,3 %, то к 2003 г. ситуация изменилась на противоположную: доля прямых иностранных инвестиций снизилась почти в три раза (22,8 %), а доля прочих инвестиций увеличилась до 75,8 %. При этом удельный вес портфельных инвестиций продолжал оставаться незначительным, составив в 2003 г. 1,4 %. Подобная же тенденция сохранилась и в 2004 г., когда доля прямых инвестиций составила 19,2 % (несмотря на увеличение в абсолютном выражении относительно уровня 2003 года на 28 %, в % к итогу произошло ее снижение на 3,6 процентных пункта). Доля прочих инвестиций по итогам 2004 г. в общем объеме иностранных инвестиций возросла до 80%, т.е. увеличилась на 4,2 %. Портфельные инвестиции продолжали снижаться. В 2004 г. их уменьшение относительно уровня 2003 г. составило 12 %, в итоге их величина составила всего 0,8 % общего объема инвестиций.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. объем поступивших прочих иностранных инвестиций увеличился на 47,1 %, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – еще на 60,5 %, главным образом за счет роста прочих кредитов на 48,7 % и 59,5 % соответственно, а именно кредитов международных финансовых компаний и Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (см. табл. 12).

Таблица 12

Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам

в % к итогу

Показатели

Всего инвестиций

в том числе:

Прямые инвестиции

Взносы в капитал

Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий

Портфельные инвестиции

Акции и паи

Долговые ценные бумаги

Прочие инвестиции

Торговые кредиты

Прочие кредиты

Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации по-зволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За пос-ледние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий. Проведем анализ. Сначала по видам инвестиций.

Объемы иностранных инвестиций в экономику России по видам показаны в табл. 17.3.

В таблице приведены все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

Прямые инвестиции - это инвестиции, сделанные юри-дическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.

Таблица 17.3

по видам в экономику России

Портфельные инвестиции - это покупка нерезидентами акций векселей и других долговых ценных бумаг у российских рабочих с целью завладения предприятием, и, как правило, такая покупка акций заканчивается скандалом, в котором разбираются судебные органы.

Конечно, как видно из таблицы, прямые инвестиции резко сократились и стали занимать в 2004 г. лишь 23,3%, в то время как в 1995 г. на них приходилось 67,7% и в 2000 г. - 40,4% всех инвестиций. Иностранные инвесторы стремятся вложить капитал главным образом в форме кредитов с процентами и в ценные бумаги.

Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).

Об объемах инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, свидетельствуют данные, приведенные в табл. 17.4.

Анализ данных Росстата свидетельствует, что больше всех из указанных в таблице стран заинтересованы в инвестициях в Россию инвесторы Великобритании, Нидерландов, Франции. Сократилась в 2004 г. доля инвестиций из Германии и США.

Посмотрим далее, в какие отрасли предпочитают иностранные инвесторы вкладывать капитал? Иностранные инвесторы 48,5% вложений в 2004 г. сделали в отрасли промышленности России (топливной - 20,1% всех вложений, машиностроение - 3,9%). В другие же отрасли промышленности вкладывают неохотно (в химическую - 2,2%, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную про-мышленность - 2,4%).

Таблица 17.4

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов

в экономику РФ по странам

В отрасль строительства России иностранные инвесторы направили всего лишь 1% всех инвестиций. А вот в торговлю и общественное питание в 2004 г. было направлено 32,1% инвестиций. Надо полагать, эти отрасли дают иностранным инвесторам приличный доход. Данные об иностранных инвесторах в другие отрасли экономики Российской Федерации приведены в табл. 17.5.

Таблица 17.5

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,

по отраслям экономики

За последние годы из России вывозятся большие средства. Вначале они переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.

Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как ни парадоксально, но, например, в течение 1995-2000 гг. из России вывозилось до 20-25 млрд долл. ежегодно. Россия стала нелегальным экспортером капитала, что наносит ущерб экономике страны. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Правительство РФ пока не принимает серьезных мер по наведению порядка в стране, прекращению оттока огромных сумм за рубеж. Уровень инвестиций в России в 2005 г. в основной капитал составил 40% уровня 1990-1991 гг. Чистый отток капитала от сырьевого сектора в 2004 г. составлял 1517 млрд долл. США (по экспертным оценкам).

Академик АН России Д. С. Львов пишет: "Тяжелейшее социально-экономическое положение страны резко обострилось в результате беспрецедентной акции правительства 17 августа. Страна оказалась в состоянии банкротства перед своими внутренними и внешними кредиторами, а самое главное - перед своим народом".

Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы вво-зить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс известный, очень часто он носит противозаконный характер.

На привлечение иностранных инвестиций в Россию играет ряд факторов. Это прежде всего следующие факторы:

богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, по-лиметаллы, алмазы, лес и многие другие);

свободная рабочая сила и квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию зарубежных технологий;

относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

огромный внутренний рынок товаров и услуг;

благоприятная правовая обстановка, стабильность законодательной базы для иностранных инвесторов.

Немаловажное значение для привлечения иностранных инвестиций имеет создание свободных экономических зон на территории страны, образование финансово-промышленных групп.

В России в реестр финансово-промышленных групп внесено 35 финансово-промышленных групп, в том числе ФПГ "Уральские заводы" (Ижевск), "Сокол" (Воронеж), "Нижегородские автомобили" (Нижний Новгород), "Магнитогорская сталь" (Магнитогорск) и др.

Количественные характеристики финансово-промышленных групп:

по численности работающих:

до 10 ООО человек - 30%, от 10 ООО до 100 000 человек - 59%, свыше 100 000 человек - 11%;

по размеру консолидированного капитала:

до 1,0 млн руб. - 44%, от 1 до 10 млн руб. - 42%, свыше 10 до 50 млн руб. - 14%;

по количеству отраслей: до 3-х - 51%; от 3 до 5 - 30%, более 5 - 19%.

Еще по теме § 3. Динамика иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации:

  1. § 1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
  2. § 2. Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
  3. Статья 18.9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации
  4. § 5. Деятельность Российской Федерации со странами СНГ по развитию иностранных инвестиций в нефинансовые активы