Таблица 5.6.2
Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 2012 г.,
по основным странам-инвесторам
На основании приведенных данных таблиц 5.6.1, 5.6.2 можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Основными странами-инвесторами на сегодняшний день являются Швейцария, Кипр, Нидерланды и Великобритания.
Инвестиционный климат в России и направления его улучшения
Под инвестиционным климатом понимается совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и ряда других факторов, которые определяют риски капвложений и возможности их эффективного использования.
Законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска, т.к. оно не только влияет на степень риска, но и регулирует возможности эффективного вложения в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных инвестиций.
Международная финансовая корпорация (МФК) после президентских выборов в России 1996 г. включила Россию в число развивающихся рынков, а через год - в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран . Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается за 100%. Доля России в индексе составила 5,1%, и она находится после Тайваня – 7,8%.
Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:
Наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;
Недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;
Несовершенная законодательная база, ее некомплектность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;
Дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;
Недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.
Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.
Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.
К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Вступили в действие Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.
Состояние инвестиционного климата в значительной степени предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Принят Федеральный закон: «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. N225-ФЗ (действующий с последующими изменениями и дополнениями) и ряд Федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции».
Состояние инвестиционного климата зависит также от мер стимулирования инвестиционной деятельности. В ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение этого закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.
Правительству Российской Федерации необходимо провести ряд мероприятий по привлечению иностранных инвестиций:
· создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;
· стабильность налогового режима;
· снижение темпов инфляции;
· снижение рисков для инвесторов, гарантируя выплаты по внешним долгам.
На состояние инвестиционного климата влияет также наличие весьма сложной процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию. Целесообразно упрощение процедуры согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правила.
Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит существенно активизировать инвестиционный процесс в России.
Формы участия иностранного капитала в экономике России
Иностранный капитал участвует в экономике в государственной, частной, смешанной формах, а также в виде капитала международных организаций. При этом инвестиции поступают в экономику в форме прямых инвестиций, портфельных инвестиций или в виде кредитов как ссудный капитал.
В платежном балансе России фигурируют три группы инвестиций: прямые, портфельные и «прочие». К разделу «прочие» иностранные инвестиции относятся: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые счета и депозиты, ссуды и займы, просроченная задолженность.
По данным на конец 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:
прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3 %
прямые инвестиции - 38,7 %
портфельные инвестиции - 3,0 %
Прямые зарубежные инвестиции чаще всего осуществляются в форме создания предприятия с иностранными инвестициями. Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие (юридическое лицо) любой организационно-правовой формы, предусмотренной национальным законодательством, в котором нерезиденту – прямому инвестору принадлежит более 10% доли участия (акций) в уставном капитале. Аналогичная норма установлена российским законодательством. Граница 10% установлена условно для обеспечения сопоставимости учета движения прямых инвестиций.
В России иностранные инвесторы в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» могут осуществлять прямое инвестирование следующим путем:
Приобретением иностранным инвестором не менее 10% доли или долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;
Вложением капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
Осуществлением на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.;
Обычной куплей-продажей любого, не исключенного из оборота имущества, представляющего собой объект предпринимательской деятельности, осуществленной лицом, подпадающим под категорию иностранного инвестора.
Ведущую роль в области прямых инвестиций играют промышленно-развитые страны, на которые приходится примерно 4/5 потока прямых инвестиций.
Распределение инвестиций по федеральным округам представлено в таблице 8.4. Лидером является Центральный федеральный округ, на который приходится более 50% всех зарубежных инвестиций. Лидерство ЦФО объясняется высокой инвестициооной привлекательностью г. Москвы и Московской областью, куда направляется большая часть капиталовложений.
Таблица 8.4
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,по субъектам
Российской Федерации (тысяч долларов США)
Поступило | в том числе | ||||
всего | в процентах к итогу | прямые инвестиции | портфельные инвестиции | прочие инвестиции | |
Российская Федерация | |||||
Центральный федеральный округ | 54,6 | ||||
Северо-Западный федеральный округ | 14,0 | ||||
Южный федеральный округ | 2,3 | ||||
Приволжский федеральный округ | 5,7 | ||||
Уральский федеральный округ | 7,8 | ||||
Сибирский федеральный округ | 3,4 | ||||
Дальневосточный федеральный округ | 12,2 | - |
Источник: www.gks.ru
Однойиз основных форм привлечения прямых иностранных инвестиций является создание на территории страны совместных предприятий и предприятий со 100%-м иностранным капиталом. Формирование современного спектра организационно-правовых форм функционирования предприятий с участием нерезидентов на территории страны, привлекающей иностранный капитал, происходило не сразу. Эволюция форм совместной деятельности прошла следующие стадии:
Экспортно-импортные сделки, в процессе которых создаются предпосылки к совместной деятельности, как правило, это заключение разовых контрактов;
Совместные выступления на мировом рынке в виде образования консорциумов на стадии инвестирования; формами такого сотрудничества выступают прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, передачи лицензий, ноу-хау;
Обмен технологиями;
Создание совместных предприятий (СП);
Слияние и поглощение крупных международных компаний и отпочкование или образование новых фирм.
В результате в мировой практике сформировались следующие виды предприятий с иностранными инвестициями:
Совместное производство для усиления двух или нескольких различных и независимых партнеров, которые договорились о создании нового совместного направления;
Совместные предприятия, помогающие выжить фирмам, которые сами по себе выжить не могут, так как плохо адаптированы к окружающей среде;
Совместные предприятия для получения сырья;
Совместные предприятия для обеспечения того, что может быть названо «двойной национальностью», созданные для решения политических или других проблем.
В таблице 8.5 представлены данные об иностранных инвестициях в экономику России по видам экономической деятельности. Лидерство принадлежит обрабатывающим производствам, далее оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, а также транспорт и связь.
Таблица 8.5
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
млн.долларов США
2010г. | Накоплено на конец 2010г. | ||||
поступило | погашено (выбыло) | переоценка и прочие изменения активов и обязательств | всего | в % к итогу | |
Всего | |||||
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | -36 | 0,7 | |||
рыболовство, рыбоводство | -0,1 | 0,0 | |||
добыча полезных ископаемых | 16,7 | ||||
обрабатывающие производства | 35,7 | ||||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2,0 | ||||
строительство | 1,9 | ||||
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 17,5 | ||||
гостиницы и рестораны | 0,3 | ||||
транспорт и связь | 10,0 | ||||
финансовая деятельность | -60 | 3,8 | |||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | -198 | 10,5 | |||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | -87 | 0,4 | |||
образование | 0,3 | 0,0 | 0,0 | ||
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 0,3 | 0,1 | |||
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | -49 | 0,4 |
Источник: www.gks.ru
Партнерство управляется и структурируется на основе специального договора. Договор определяет порядок действий от имени общества. Право на их совершение обычно передается одному из партнеров. Ограниченные партнерства и коммандитные товарищества предусматривают существование особой категории партнеров, ответственность которых ограничена пределами их паев. Они могут участвовать в бизнесе лишь пассивно - своими деньгами. По общему правилу, ограниченный партнер не может в какой-либо форме участвовать в управлении и бизнесе партнерства, однако на практике существуют надежные возможности обойти этот запрет.
Особенностькомпании (акционерного общества) заключается в том, что она является юридическим лицом и ведет существование, «независимое» от физических и юридических лиц, вложивших в нее свой капитал. Ответственность ее ограничена имуществом компании. При регистрации компании возникает двойная налоговая ответственность: доходы компании облагаются налогом как ее прибыль, а после распределения прибыли - как доход инвесторов. Компании действуют на основе уставов и внутренних регламентов.
Действующее в России законодательство можно отнести к системе континентального права. В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» иностранные инвестиции в России могут существовать в трех основных формах:
Совместные предприятия на основе долевого участия иностранных инвесторов и российских резидентов;
Предприятия со 100%-м участием иностранных инвесторов;
Филиалы иностранных юридических лиц.
Все эти формы объединяются понятием «предприятия с иностранными инвестициями». Принятое законодательство позволяет иностранным инвесторам создавать акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, совместные предприятия. Для того чтобы получить право деятельности в России, они должны пройти регистрацию в уполномоченных государственных органах и быть включенными в государственный реестр. Предприятие может быть официально ликвидировано (объявлено несостоявшимся), если оно в течение года не представит документы, подтверждающие завершение формирования уставного капитала.
Хозяйственная деятельность в ряде отраслей России требует получения специального разрешения - лицензии. Это правило распространяется и на иностранных инвесторов. В частности, лицензия требуется для деятельности в добывающей промышленности, в области телекоммуникаций, при посредничестве на рынке ценных бумаг, в банковской и страховой сферах. В последнем случае доля иностранного участника не может превышать 49%. Иностранным банкам выделено 12% общего размера уставного российского банковского капитала с целью защиты нарождающегося национального частного банковского сектора.
Существенный интерес представляет анализ финансовых результатов деятельности предприятий с иностранными инвестициями в России. Очевидно, что они должны получать достаточно высокие доходы (не ниже, чем в других возможных местах приложения капитала), которые предопределяли бы сохранение их интереса к инвестициям в российскую экономику. Вместе с тем их деятельность должна быть выгодна и России с тем, чтобы приток иностранного капитала не превращался в «продажу страны».
Естественно, что прибыльность операций может довольно существенно различаться у СП различных видов деятельности. До недавнего времени высокие прибыли получали СП от торгово-посреднических операций, связанных, в частности, с экспортом цветных металлов, нефтепродуктов, различного сырья и с импортом бытовой видео- и радиоаппаратуры, спиртных напитков, продукции полиграфии, различных потребительских товаров. Особенно прибыльны импорт и обслуживание импортной компьютерной техники, разработка программных материалов, ввоз факсов, множительных аппаратов и другой офисной техники, а также туристские услуги, строительство гостиниц и помещений под офисы для предприятий, банков, управление гостиницами, эксплуатация казино.
Высокоприбыльной сферой стали международные телекоммуникации, цены за пользование которыми в ряде случаев превысили мировые. Для некоторых иностранных банков и фирм, своевременно осознавших выгоду от приобретения имущества в России, источником больших доходов стала покупка российских ценных бумаг. Крупные прибыли извлекаются и в чисто производственной сфере. Они связаны, в первую очередь, с относительно более низкой заработной платой в России, чем в большинстве стран-инвесторов. Но преимущество, правда, в ряде случаев реализуется не полностью из-за более низкой производительности труда, высоких транспортных расходов при экспорте и других неблагоприятных факторов. Так, крупная нефтяная французская компания, разворачивающая деятельность на Волге, свои расчеты основывает на внутренней рентабельности в 17%. Близкие к этим показатели рассматриваются как удовлетворительные и рядом других серьезных инвесторов. Это примерно соответствует средней норме операций, считающейся в международной практике приемлемой.
Виды инвестиций | г. | г. | г. | ||||||
В МЛН долл. США | в% к итогу | в млн долл. США | в% к ИТОГУ | в млн долл. США | в% к итогу | ||||
Всего инвестиций | |||||||||
в том числе: | |||||||||
прямые инвестиции | 67,7 | 35,0 | 43,4 | ||||||
из них: | |||||||||
взносы в уставный капитал | 48,8 | 25,5 | 17,3 | ||||||
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий | 11,4 | 6,5 | 21,4 | ||||||
прочие прямые инвестиции | 7,5 | 3,0 | 4,7 | ||||||
портфельные инвестиции | 1,3 | 1,8 | 5,5 | ||||||
из них: | |||||||||
акции | П | 0,4 | 0,6 | 4,6 | |||||
долговые ценные бумаги | 0,9 | 1,2 | 0,9 | ||||||
в том числе; | |||||||||
краткосрочные | 0,7 | 1,2 | 0,7 | ||||||
долгосрочные | 0,2 | 0,0 | 0,2 | ||||||
прочие инвестиции | 31,0 | 63,2 | 51,1 | ||||||
из них: | |||||||||
торговые кредиты | 6,3 | 5,8 | 1,9 | ||||||
прочие кредиты | 16,5 | 39,0 | 35,4 | ||||||
банковские вклады | 0,2 | 13,6 | 11,3 | ||||||
прочее | 8,0 | 4,8 | 2,5 |
1 Российский статистический ежегодник. - М.; Госкомстат России, 1998. С. 710.
Снижение ставок налога на прибыль, подоходного налога, на
лога на добавленную стоимость;
Специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения
налогового режима по конкретным проектам на срок окупае
мости инвестиций;
Специальные меры по защите внутреннего рынка в рамках
структурной перестройки экономики;
Сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт
ных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые ино
странными инвесторами;
Освобождение от квотирования и/или лицензирования экс
порта товаров, производимых на предприятиях с иностранны
ми инвестициями или на территории свободных экономичес
ких зон;
Предоставление права ускоренной амортизации;
Субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата
цию зданий, покрытие транспортных расходов.
б) неэкономические
Выделение земли, предоставление информации и услуг по мар
кетингу;
Консультирование иностранных фирм об особенностях инве
стиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;
Методическое обеспечение организации инвестиционной дея
тельности в стране;
Развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести
рованием;
Развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя
зи, транспорта, дорог и т.д.
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, которое предусматривает:
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:
■ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
Установления субъектам инвестиционной деятельности спе
циальных налоговых режимов, не носящих индивидуального
характера;
Защиты интересов инвесторов;
Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льгот
ных условий пользования землей и другими природными ре
сурсами, не противоречащих законодательству РФ;
Расширения использования средств населения и иных вне
бюджетных источников финансирования жилищного строи-
тельства и строительства объектов социально-культурного назначения;
Принятия антимонопольных мер;
Расширения возможностей использования залогов при осу
ществлении кредитования;
Развития финансового лизинга Российской Федерации;
Проведения переоценки основных фондов в соответствии с тем
пами инфляции;
Создания возможностей формирования субъектами инвести
ционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:
Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных
проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно
с иностранными государствами, а также инвестиционных про
ектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета
и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
Формирование перечня строек и объектов технического пе
ревооружения для федеральных государственных нужд и фи
нансирование их за счет средств федерального бюджета. По
рядок формирования указанного перечня определяется Пра
вительством Российской Федерации;
Предоставление на конкурсной основе государственных га
рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде
рального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации;
Проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответ
ствии с законодательством Российской Федерации;
Защита российских организаций от поставок морально уста
ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех
нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том
числе при реализации Бюджета развития Российской Феде
рации);
Разработка, утверждение стандартов (норм и правил) и осу
ществления контроля над их соблюдением;
Выпуск облигационных займов, гарантированных целевых зай
мов;
Вовлечение в инвестиционный процесс временно приоста
новленных и законсервированных строек и объектов, нахо
дящихся в государственной собственности;
Предоставление концессий российским и иностранным ин
весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот
ветствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвестиций являются:
Сохранность и приращение капитала;
Приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы
для расчетов;
Доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам,
продукции;
Расширение сферы влияния.
Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства), так и коммерческие ценные бумаги - векселя, депозитные сертификаты банков.
Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:
пассивная стратегия,
целью которой является обеспечение ста
бильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднеры
ночному;
агрессивная стратегия
направлена на максимальное исполь
зование возможностей получения дохода от рыночного колебания
курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, толь
ко крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвес
тиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стра
тегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной анали
тической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего со
стояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его
изменения.
Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов:
Поступления в форме дивидендов и процентных платежей;
Доход от повышения капитальной, стоимости бумаг, находя
щихся в портфеле;
Разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных
операциях на вторичном рынке.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под инвестиционной деятельностью?
2. Какими факторами обусловлена необходимость развития и повышения
эффективности инвестиционной деятельности в России?
3. Кто относится к участникам (субъектам) инвестиционной деятельнрегги?
4. Что является объектом инвестиционной деятельности?
5. Каковы источники финансирования инвестиций?
6. Приведите классификацию инвестиций.
7. Каково значение иностранных инвестиций для России в современных ус
ловиях?
8. В чем заключается государственное регулирование инвестиционной дея
тельности?
9. Что включается в доход от инвестиционного портфеля?
10. Каковы цели управления портфельными инвестициями?
10.6. Внутрифирменный финансовый контроль
Контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами предприятии, а с другой - он выступает необходимым условием управления ими. Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступления выручки на счета предприятия в банках. Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления денежными потоками и финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. Западные экономисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутрифирменного финансового контроля.
Разделение обязанностей. Ответственность между персоналом фирмы распределяется таким образом, чтобы ни один служащий не нес ответственности за операцию в целом. Основной мотив состоит втом, что лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции.
Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером (директором) фирмы в пределах тех объемов денежных средств, на которые он имеет полномочия. В акционерных обществах работа правления проверяется советом директоров и ревизионной комиссией.
Физический контроль заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам фирмы. Чтобы эффективно управлять контрольной работой, руководство должно составить план ее организации. Этот план должен содержать четко сформулированные инст-
Рукции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование в контрольной работе.
Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера.
Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определения эффективности работы и точности исправления ошибок. В крупных компаниях потенциальные преимущества регулярного финансового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутреннего аудита для выполнения этой функции. Важным критерием контроля является снижение потенциальных убытков. Система контроля предназначена для помощи руководителям предприятий в вопросах:
Выбора между различными альтернативными действиями, пла
нирования действий, которые должны быть предприняты в те
чение определенного периода времени;
Выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут за
ключаться в установлении нереальных планов при наличии
точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые
должны быть предприняты для реализации конкретных мар
кетинговых, инвестиционных и иных решений;
■ осуществления действий, которые могли бы исправить ошибки и закрепить успех.
Объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над исполнением бюджетов Министерство экономики РФ рекомендует использовать двухуровневую систему. Нижний уровень - контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, который осуществляют их руководители. Верхний уровень - контроль над исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по элементам затрат), проводимый финансово-экономической службой и бухгалтерией предприятия.
Ключевыми элементами системы контроля являются:
Объекты контроля -- бюджеты структурных подразделений;
Предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (со
блюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и ма
териалов, энергии и т.д.);
Субъекты контроля - структурные подразделения и эконо
мические службы предприятия;
Метод контроля бюджетов - осуществление процедур, не
обходимых для определения отклонения фактических пока-
зателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (в процентах). Контроль над выполнением доходной части сводного бюджета предприятия призван обеспечить бесперебойность финансирования его операционной (текущей) и инвестиционной деятельности. Осуществляет такой контроль финансовая служба. Контроль над соблюдением расходной части консолидированного бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:
оперативный анализ
фактических отклонений от плановых
функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);
разработку мероприятий
по устранению непроизводительных
расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявлен
ных в ходе анализа;
оформление и предоставление
дирекции предприятия аналити
ческих материалов
по исполнению комплексного и функци
ональных бюджетов в целях корректировки их доходной и рас
ходной частей.
Используется метод пересмотра расходов бюджета предприятия, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) операционных расходов. В качестве приоритетных рассматриваются следующие расходы:
Оплата труда работников в расчете на производственную про
грамму;
Платежи в государственные социальные фонды;
Выплата налогов в федеральный, региональный и местный
бюджеты;
Оплата закупок материальных ресурсов и энергии.
Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволит оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.
Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюджетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:
Горизонтальный анализ баланса;
Вертикальный анализ;
Трендовый анализ;
Анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, плате
жеспособности и рентабельности).
Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании абсолютных показателей, предоставленных в бухгалтерской отчетности. В процессе такого анализа устанавливаются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучаются связи с поставщиками и покупателями, определяются объем и источники привлеченных средств, оцениваются объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) и прибыли. Устанавливается доля чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т.е. величина налоговой нагрузки на предприятие. Техника финансового анализа изложена в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, предложенных Министерством экономики РФ 1 октября 1997 года.
Формирование надежной и гибкой системы управления корпоративными финансами, направленной на решение проблемы бюджетной, кредитной, инвестиционной, амортизационной и налоговой политики, позволит значительно ускорить реорганизацию деятельности предприятий применительно к рыночным условиям хозяйствования. Создание такой системы требует тесного взаимодействия производственных, сбытовых, маркетинговых, экономических и других служб предприятий для обеспечения их финансовой устойчивости и повышения уровня доходности.
Система сквозного планирования и контроля (посредством бюджетирования доходов и расходов) направлена на:
Повышение управляемости и адаптированности предприятия
к непрерывно изменяющимся условиям на товарных и финан
совых рынках;
Обеспечение быстрого получения информации о необходи
мости корректировки стратегии и тактики управления фи
нансами;
Создание условий для усиления взаимодействия с зарубежными
партнерами в сфере финансов, инвестиций и кредита.
После перехода на качественно иной уровень планирования и контроля предприятия должны стать более привлекательными и открытыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расширит их финансовые возможности для модернизации и расширения производства.
Контрольные вопросы;
1.
Чем определяется необходимость внутрифирменного финансового конт
роля?
2. Назовите основные требования, предъявляемые к организации внутри
фирменного финансового контроля.
3. Какие элементы включает финансовый анализ бухгалтерской отчетности
предприятия?
Показатели | ||||||||||
Всего инвестиций | ||||||||||
в том числе: Прямые инвестиции | ||||||||||
Взносы в капитал | ||||||||||
Портфельные инвестиции | ||||||||||
Акции и паи | ||||||||||
Долговые ценные бумаги | ||||||||||
Прочие инвестиции | ||||||||||
Торговые кредиты | ||||||||||
Прочие кредиты | ||||||||||
В 2003 г. по сравнению с 2002 г. объем поступивших прочих иностранных инвестиций увеличился на 47,1 %, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – еще на 60,5 %, главным образом за счет роста прочих кредитов на 48,7 % и 59,5 % соответственно, а именно кредитов международных финансовых компаний и Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (см. табл. 12).
Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам
в % к итогу
Показатели | ||||||||||
Всего инвестиций | ||||||||||
в том числе: Прямые инвестиции | ||||||||||
Взносы в капитал | ||||||||||
Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий | ||||||||||
Портфельные инвестиции | ||||||||||
Акции и паи | ||||||||||
Долговые ценные бумаги | ||||||||||
Прочие инвестиции | ||||||||||
Торговые кредиты | ||||||||||
Прочие кредиты | ||||||||||
Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации по-зволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За пос-ледние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий. Проведем анализ. Сначала по видам инвестиций.
Объемы иностранных инвестиций в экономику России по видам показаны в табл. 17.3.
В таблице приведены все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
Прямые инвестиции - это инвестиции, сделанные юри-дическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.
Таблица 17.3
по видам в экономику России
Портфельные инвестиции - это покупка нерезидентами акций векселей и других долговых ценных бумаг у российских рабочих с целью завладения предприятием, и, как правило, такая покупка акций заканчивается скандалом, в котором разбираются судебные органы.
Конечно, как видно из таблицы, прямые инвестиции резко сократились и стали занимать в 2004 г. лишь 23,3%, в то время как в 1995 г. на них приходилось 67,7% и в 2000 г. - 40,4% всех инвестиций. Иностранные инвесторы стремятся вложить капитал главным образом в форме кредитов с процентами и в ценные бумаги.
Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).
Об объемах инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, свидетельствуют данные, приведенные в табл. 17.4.
Анализ данных Росстата свидетельствует, что больше всех из указанных в таблице стран заинтересованы в инвестициях в Россию инвесторы Великобритании, Нидерландов, Франции. Сократилась в 2004 г. доля инвестиций из Германии и США.
Посмотрим далее, в какие отрасли предпочитают иностранные инвесторы вкладывать капитал? Иностранные инвесторы 48,5% вложений в 2004 г. сделали в отрасли промышленности России (топливной - 20,1% всех вложений, машиностроение - 3,9%). В другие же отрасли промышленности вкладывают неохотно (в химическую - 2,2%, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную про-мышленность - 2,4%).
Таблица 17.4
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов
в экономику РФ по странам
В отрасль строительства России иностранные инвесторы направили всего лишь 1% всех инвестиций. А вот в торговлю и общественное питание в 2004 г. было направлено 32,1% инвестиций. Надо полагать, эти отрасли дают иностранным инвесторам приличный доход. Данные об иностранных инвесторах в другие отрасли экономики Российской Федерации приведены в табл. 17.5.
Таблица 17.5
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,
по отраслям экономики
За последние годы из России вывозятся большие средства. Вначале они переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как ни парадоксально, но, например, в течение 1995-2000 гг. из России вывозилось до 20-25 млрд долл. ежегодно. Россия стала нелегальным экспортером капитала, что наносит ущерб экономике страны. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Правительство РФ пока не принимает серьезных мер по наведению порядка в стране, прекращению оттока огромных сумм за рубеж. Уровень инвестиций в России в 2005 г. в основной капитал составил 40% уровня 1990-1991 гг. Чистый отток капитала от сырьевого сектора в 2004 г. составлял 1517 млрд долл. США (по экспертным оценкам).
Академик АН России Д. С. Львов пишет: "Тяжелейшее социально-экономическое положение страны резко обострилось в результате беспрецедентной акции правительства 17 августа. Страна оказалась в состоянии банкротства перед своими внутренними и внешними кредиторами, а самое главное - перед своим народом".
Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы вво-зить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс известный, очень часто он носит противозаконный характер.
На привлечение иностранных инвестиций в Россию играет ряд факторов. Это прежде всего следующие факторы:
богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, по-лиметаллы, алмазы, лес и многие другие);
свободная рабочая сила и квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию зарубежных технологий;
относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
огромный внутренний рынок товаров и услуг;
благоприятная правовая обстановка, стабильность законодательной базы для иностранных инвесторов.
Немаловажное значение для привлечения иностранных инвестиций имеет создание свободных экономических зон на территории страны, образование финансово-промышленных групп.
В России в реестр финансово-промышленных групп внесено 35 финансово-промышленных групп, в том числе ФПГ "Уральские заводы" (Ижевск), "Сокол" (Воронеж), "Нижегородские автомобили" (Нижний Новгород), "Магнитогорская сталь" (Магнитогорск) и др.
Количественные характеристики финансово-промышленных групп:
по численности работающих:
до 10 ООО человек - 30%, от 10 ООО до 100 000 человек - 59%, свыше 100 000 человек - 11%;
по размеру консолидированного капитала:
до 1,0 млн руб. - 44%, от 1 до 10 млн руб. - 42%, свыше 10 до 50 млн руб. - 14%;
по количеству отраслей: до 3-х - 51%; от 3 до 5 - 30%, более 5 - 19%.