Примеры взаимодействия сфер общества между собой. Исторический пример взаимодействия сфер общества. Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

Примеры взаимодействия сфер общества между собой. Исторический пример взаимодействия сфер общества. Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

На основе выше приведенных интерпретаций общества можно заключить, что общество представляет собой целостную самоорганизующуюся систему отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения представляют собой наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Согласно системному подходу общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми составляют структуру общества.

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая среда. Для того чтобы общество функционировало как некое устойчивое социальное образование, для поддержания и сохранения целостности необходимо постоянное удовлетворение потребностей общества, и в первую очередь материальных потребностей людей. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает главным показателем эффективного функционирования общества как системы.

Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремиться к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Так, выводы, сделанные в науке в 50-60-е гг. ХХ вв., когда общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с информационно-кибернетических позиций, подтверждают, что поведение общества, его конкретные действия подчинены определенной цели.

Осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные его элементы, или сферы общественной жизни – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера:

экономическая деятельность , выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

социальная деятельность , проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

организационно-управленческая деятельность , представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

духовная деятельность , заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной.



Таким образом, вышеупомянутые типы деятельности обусловливают функционирование в рамках общества четырех больших сфер: экономической, социальной, политической и духовной, взаимосвязанных, но вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Каждая из общественных сфер способствует удовлетворению определенных потребностей человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере, в то время как потребности самореализации и развития собственных способностей удовлетворяются посредством духовной сферы.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или не справедливого, и понимание того, что необходимо сделать для установления существующей несправедливости.

Экономическая сфера жизни общества представляет собой систему, обеспечивающую производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:

производительные силы , или экономические факторы производства;

производственные отношения , основа которых – отношения собственности.

Развитие общества от первобытного до современного осуществилось лишь за счет развития труда. По мере усложнения процесса материального производства совершенствовались и появлялись новые орудия труда, развивались трудовые навыки и умения людей. Современное производство значительно отличается от производства первобытных людей, но без труда, материального производства общество не смогло бы существовать. Остановка материального производства привела бы к гибели человечества.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в результате их совместной деятельности.

Главной производительной силой выступает человек – источник и носитель экономической инициативы, физические и умственные способности которого вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги.

Экономическая сфера общества непосредственно связана с политической сферой: отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы – оказывает значительно влияние на экономические процессы. Уместно утверждать, что не только экономика продолжает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу. Вместе с тем беспредельное вмешательство государства блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Итак, «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, наконец в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления».

Социальная сфера общества это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношения различными видами общности людей. Элементами социальной сферы выступают различные формы человеческой общности. Традиционно выделяют три основных типа общностей:

естественно-исторические – раса, поколение, пол;

этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

социально-исторические – сословие, каста, класс, страта.

Социальная сфера связанна прежде всего с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья и т.д. В широком смысле под социальной сферой понимают сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлением в различных формах. В нее входят быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, то есть все, что направленно на обслуживание жизненных потребностей человека.

Анализ социальной сферы в рамках социальной философии позволяет раскрыть механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, сконцентрированные вокруг вопроса о власти. Политическая сфера охватывает властные структуры: государство, политические партии, политические организации и движения и т.д. Термин «политика» образован греческим словом «politike» – искусство управления. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Целостный процесс управления включает следующие элементы. Во-первых, центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является власть – субъект управления . Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Во-вторых, управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности – объекты управления – в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. В-третьих, управление невозможно без наличия обратной связи , то есть без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В-четвертых, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов , чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью результаты.

Политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д. Первичным моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти: в чьих руках находится власть, чьи интересы защищает власть и как осуществляется управление обществом? Целью политической деятельности являются не только овладение и удержание власти, но и удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защита и реализация интересов данного общества по отношению к другим обществам, например, защита интересов страны на международной арене.

Элементами политической системы выступают не только государство, политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты, но и политическое сознание , или политическая идеология, как совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп.

Осуществление государством властных функций невозможно без права – совокупности общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей; и правосознания как необходимой составляющей правовой системы, представляющей собой совокупность представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, правовым теориям и правовой идеологии. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии.

Духовная сфера – это подсистема общества, обеспечивающая производство, распределение и хранение ценностей общества, способных удовлетворять духовные потребности человека, воспроизводить его духовный мир. Духовная сфера имеет сложную структуру, представляющую совокупность элементов, находящихся в диалектическом единстве: философия, наука, искусство, религия, право, мораль.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной: с одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особое положение занимает религия, которая может занимать ту или иную сторону. В этом дуализме заключена духовная движущая сила общественного развития, поскольку раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Стержнем духовной сферы является общественное сознание, представляющее собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном историческом этапе его развития.

Духовная сфера общественной жизни тесно связана с экономической: ее структура также включает потребности, интересы и производство ценностей, однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, например, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее воспроизводить, слушать. Духовное производство также отличается от материального: в духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить большое количество потребителей, в то время как в материальном производстве, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Таким образом, в материальное производство ограничен доступ потребителей, в духовное – производителей; в материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное – самодостаточно.

С понятием общества тесно связано понятие социальной действительности как общественной жизни во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества разнообразных аспектов деятельности людей и результатов их деятельности и качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека. Человеческая деятельность качественно отлична от поведения животных тем, что:

– человеку присуща сознательная постановка цели, у него есть свободное целеполагание, чего нет у животных;

– человек создает и совершенствует средства деятельности, в то время как животные пользуются данными от природы средствами (зубы, когти и др.) или же изредка – взятыми из окружающей среды предметами.

Социальная действительность состоит из социальных субъектов – людей, социальных групп, общественных учреждений, созданных людьми техники, предметов быта и др. Принципиальное отличие социальных объектов от материальных состоит в том, что социальные объекты представляют собой совокупность объективного и субъективного; в социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей.

Общество представляет собой самодостаточную систему, не нуждающуюся ни в каких внешних толчках или силах. Источники изменения и функционирования находятся внутри самого общества. Будучи саморазвивающейся системой, общество имеет три основных источника саморазвития, не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий объективно, то есть независимо от воли и сознания человека, подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктами человеческой деятельности, и прежде всего труда. И в-третьих, это человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем, каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Введение

Человеческое общество является совокупностью социальных явлений и процессов, которые образуют устойчивую целостность, и включает в себя все виды социальных взаимодействий.

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем - промежуточных комплексов, менее сложных, чем сама система. Выделение подсистем общества является важным вопросом для социологической науки.

Различные подходы к выделению основных сфер общественной жизни

У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы - материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй - науку и культуру. В рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис - это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. Этот подход считался определяющим в советской социологической науке. Сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер: экономической, духовной, социальной и политической. Попытки отдельных авторов дополнить этот ряд семейно-бытовой сферой вызывают возражения: при всей значимости этой области жизни она выражает более конкретный срез общества в сравнении с другими подсистемами, отражающими фундаментальную структуру общества.

Сферы общественной жизни

Каждая из сфер общественной жизни охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь - взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики - осуществлять руководство и управление.

Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Экономическая сфера - это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Элементами экономической сферы являются:

Материальные потребности;

Экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности;

Экономические ресурсы (источники производства благ);

Хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Экономическая сфера существует в следующих формах:

Экономическое пространство - то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Значение экономической сферы жизни общества в том, что оно создает материальную базу существования общества, способствует решению проблем, стоящих перед обществом, непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы), политические процессы, духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

В отечественной политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Из приведенного определения следует, что стержнем политической системы общества является политическая власть, вокруг которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др.

Элементами политической системы общества являются государство и государственные органы, политические партии, общественные организации, профсоюзы, иные институты. Государство является главным её элементом.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Политическая система общества - не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.

Обобщая существующие подходы к классификации функций политической системы, можно выделить такие основные функции, как:

1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.

4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.

5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру; это процесс функционирования и развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т.е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова - социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т.д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Современный социальный процесс можно определить как воспроизводство и самореализация различных элементов (систем, общностей, организаций, институтов и т.д.) общества и личности как целостного единства со свойствами стабильности или необходимой изменчивости в соответствии с объективными тенденциями и закономерностями данной общественной системы.

Сущность социального процесса выражается в воспроизводстве различных социальных общностей и явлений, общества и личности, в многообразии результатов их деятельности, выступающих социальной органически целостностью, организации данной общественной системы. Социальный процесс выступает как саморазвитие и саморегуляция субъекта в совокупности его социально-нравственных, профессиональных, идейных, социально-культурных и иных качеств, как выражение исторической целостности субъекта.

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т.д.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Структурными элементами сферы (их называют еще - формы общественного сознания) являются:

Нравственная форма общественного сознания (мораль);

Научная форма общественного сознания (наука);

Эстетическая форма общественного сознания (искусство);

Религиозная форма общественного сознания (религия);

Правовая форма общественного сознания (право и политика).

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

общественный жизнь сфера

Понятие общества. Сферы общественной жизни.

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Рыночные отношения в современной экономике.

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение - это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения - та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
2. Финансово экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Государство, его признаки.

Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).
Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг). Признаками государства, отличающими его от
других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:
1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);
2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);
3) монополия на легальное применение насилия.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Правовое государство.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства:
1) верховенство закона, «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;
2) соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере; 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5) важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Цивилизации и формации.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическаяформация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м гг. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Образование и его роль в развитии общества.

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Основным институтом современного образова ния является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования. В ходе их реализации предполагается:
1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;
2) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Наука и общество

Сферы общественной жизни.

На основе выше приведенных интерпретаций общества можно заключить, что общество представляет собой целостную самоорганизующуюся систему отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения представляют собой наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Согласно системному подходу общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми составляют структуру общества.

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая среда. Для того чтобы общество функционировало как некое устойчивое социальное образование, для поддержания и сохранения целостности необходимо постоянное удовлетворение потребностей общества, и в первую очередь материальных потребностей людей. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает главным показателем эффективного функционирования общества как системы.

Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремиться к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Так, выводы, сделанные в науке в 50-60-е гг. ХХ вв., когда общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с информационно-кибернетических позиций, подтверждают, что поведение общества, его конкретные действия подчинены определенной цели.

Осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные его элементы, или сферы общественной жизни – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера:

– экономическая деятельность, выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

– социальная деятельность, проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

– организационно-управленческая деятельность, представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

– духовная деятельность, заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной.



Таким образом, вышеупомянутые типы деятельности обусловливают функционирование в рамках общества четырех больших сфер: экономической, социальной, политической и духовной, взаимосвязанных, но вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Каждая из общественных сфер способствует удовлетворению определенных потребностей человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико правовой сфере, в то время как потребности самореализации и развития собственных способностей удовлетворяются посредством духовной сферы.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или не справедливого, и понимание того, что необходимо сделать для установления существующей несправедливости.

Экономическая сфера жизни общества представляет собой систему, обеспечивающую производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:

– производительные силы, или экономические факторы производства;

– производственные отношения, основа которых – отношения собственности.

Развитие общества от первобытного до современного осуществилось лишь за счет развития труда. По мере усложнения процесса материального производства совершенствовались и появлялись новые орудия труда, развивались трудовые навыки и умения людей. Современное производство значительно отличается от производства первобытных людей, но без труда, материального производства общество не смогло бы существовать. Остановка материального производства привела бы к гибели человечества.



Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в результате их совместной деятельности.

Главной производительной силой выступает человек – источник и носитель экономической инициативы, физические и умственные способности которого вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги.

Экономическая сфера общества непосредственно связана с политической сферой: отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы – оказывает значительно влияние на экономические процессы. Уместно утверждать, что не только экономика продолжает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу. Вместе с тем беспредельное вмешательство государства блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Итак, «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, наконец в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления».

Социальная сфера общества – это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношения различными видами общности людей. Элементами социальной сферы выступают различные формы человеческой общности. Традиционно выделяют три основных типа общностей:

– естественно-исторические – раса, поколение, пол;

– этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

– социально-исторические – сословие, каста, класс, страта.

Социальная сфера связанна прежде всего с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья и т.д. В широком смысле под социальной сферой понимают сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлением в различных формах. В нее входят быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, то есть все, что направленно на обслуживание жизненных потребностей человека.

Анализ социальной сферы в рамках социальной философии позволяет раскрыть механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, сконцентрированные вокруг вопроса о власти. Политическая сфера охватывает властные структуры: государство, политические партии, политические организации и движения и т.д. Термин «политика» образован греческим словом «politike» – искусство управления. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Целостный процесс управления включает следующие элементы. Во-первых, центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является власть – субъект управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Во-вторых, управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности – объекты управления – в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. В-третьих, управление невозможно без наличия обратной связи, то есть без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В-четвертых, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью результаты.

Политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д. Первичным моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти: в чьих руках находится власть, чьи интересы защищает власть и как осуществляется управление обществом? Целью политической деятельности являются не только овладение и удержание власти, но и удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защита и реализация интересов данного общества по отношению к другим обществам, например, защита интересов страны на международной арене.

Элементами политической системы выступают не только государство, политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты, но и политическое сознание, или политическая идеология, как совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп.

Осуществление государством властных функций невозможно без права – совокупности общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей; и правосознания как необходимой составляющей правовой системы, представляющей собой совокупность представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, правовым теориям и правовой идеологии. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии.

Духовная сфера – это подсистема общества, обеспечивающая производство, распределение и хранение ценностей общества, способных удовлетворять духовные потребности человека, воспроизводить его духовный мир. Духовная сфера имеет сложную структуру, представляющую совокупность элементов, находящихся в диалектическом единстве: философия, наука, искусство, религия, право, мораль.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной: с одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особое положение занимает религия, которая может занимать ту или иную сторону. В этом дуализме заключена духовная движущая сила общественного развития, поскольку раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Стержнем духовной сферы является общественное сознание, представляющее собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном историческом этапе его развития.

Духовная сфера общественной жизни тесно связана с экономической: ее структура также включает потребности, интересы и производство ценностей, однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, например, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее воспроизводить, слушать. Духовное производство также отличается от материального: в духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить большое количество потребителей, в то время как в материальном производстве, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Таким образом, в материальное производство ограничен доступ потребителей, в духовное – производителей; в материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное – самодостаточно.

С понятием общества тесно связано понятие социальной действительности как общественной жизни во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества разнообразных аспектов деятельности людей и результатов их деятельности и качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека. Человеческая деятельность качественно отлична от поведения животных тем, что:

– человеку присуща сознательная постановка цели, у него есть свободное целеполагание, чего нет у животных;

– человек создает и совершенствует средства деятельности, в то время как животные пользуются данными от природы средствами (зубы, когти и др.) или же изредка – взятыми из окружающей среды предметами.

Социальная действительность состоит из социальных субъектов – людей, социальных групп, общественных учреждений, созданных людьми техники, предметов быта и др. Принципиальное отличие социальных объектов от материальных состоит в том, что социальные объекты представляют собой совокупность объективного и субъективного; в социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей.

Общество представляет собой самодостаточную систему, не нуждающуюся ни в каких внешних толчках или силах. Источники изменения и функционирования находятся внутри самого общества. Будучи саморазвивающейся системой, общество имеет три основных источника саморазвития, не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий объективно, то есть независимо от воли и сознания человека, подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктами человеческой деятельности, и прежде всего труда. И в-третьих, это человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем, каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.