Причины и методы борьбы с безработицей. Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

    выплата пособий по безработице;

    создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

    усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

    создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

    создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

    помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

    проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

    создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Вопрос 28

Закон Оукена (Okun"s law ) – это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВПпо отношению к потенциальному ВВП, когда фактическийуровень безработицыувеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

Количественно выраженная зависимость между колебаниями уровня безработицы и колебаниями ВВП сформулирована в законе Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, впервые ее обнаружившего. В соответствии с законом Оукена отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или:

Закон Оукена

где V - фактический ВВП; V * - потенциальный ВВП; U - фактический уровень безработицы; U n - естественный уровень безработицы; β - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Например, по расчетам Оукена, в американской экономике 60-х годов, параметр β составлял 3. В это же время уровень естественной безработицы был равен 4%. Это означало, что каждый процент превышения реальной безработицы над естественным ее уровнем вел к падению реального ВВП на 3%. В 80-е годы коэффициент Оукена в США сократился до 2, а естественный уровень безработицы вырос до 5,5%. Это означает, что если фактический уровень безработицы составит 7,5%, то в этом случае объем выпуска составит 96% к потенциальному (100% - (7,5% - 5,5 %) · 2).

Инфляцияи безработица являются серьезными макроэкономическими, дестабилизирующими экономику явлениями. Проблема усугубляется тем, что меры по ограничению, например, безработицы стимулируют инфляцию и наоборот. Поэтому искусство экономической политики состоит в отыскании равновесия между этими двумя факторами макроэкономической нестабильности.

Вопрос 29

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен). Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода. Дефляция - это снижение общего уровня цен. Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее. Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой. Если сравнивать характер инфляционных процессов в условияхметаллическойденежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в периодзолотого стандартаинфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

Социально-экономические последствия Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, гиперинфляция производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.В экономике неравномерно перераспределяются доходы.Для определения влияния инфляции на перераспределение доходов применяются показатели: номинальный доход - это доход, выраженный по номинальной стоимости денег (например, оплата труда);

реальный доход :

    показывает покупательную способность номинального дохода;

    показывает количество товаров, которое можно купить на сумму номинального дохода в сопоставимых условиях цен.

Инфляция может быть предвиденной, т. е. рост цен предусматривается в федеральном бюджете и непредвиденной, которая может привести к неравномерному перераспределению доходов. От непредвиденной инфляции теряют доходы: держатели сбережений на расчетном счете (деньги обесцениваются и сбережения уменьшаются); кредиторы (лица, выдавшие кредит), через некоторое время они ожидают возвращение кредита деньгами, которые потеряли свою покупательную способность. Чтобы компенсировать потери от инфляции, кредиторы устанавливают соответствующую процентную ставку по кредиту, чтобы покрыть свою потерю (убытки). Поэтому различают:

    номинальную процентную ставку (процентную ставку, зафиксированную в кредитном договоре);

    реальную процентную ставку (номинальную процентную ставку, умноженную на уровень инфляции (вычитается уровень прироста цен в процентах).

Для предпринимателя важна реальная процентная ставка, т. е. доход, который у него останется даже в условиях инфляции. Пример : процентная ставка = 20% годовых. Прирост цен за год = 12%. Реальная процентная ставка - 20% - 12% = 8%; получатели фиксированного дохода - лица, получающие доход в виде оклада, пенсии, пособия, с ростом цен теряют часть дохода. Поэтому правительство периодически производит индексацию, т. е. повышение заработной платы работников, получающих должностной оклад. Меры, направленные против инфляции издержек , включают: а) сдерживание роста факторных доходов и цен; б) борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

в) стимулирование производства. Политика, направленная против роста факторных доходов и цен называется политикой регулирования (или сдерживания) цен и доходов, ее цель – увязать рост зарплаты с ростом цен. Регулирование цен и доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие может быть реализовано двумя методами:

1. Замораживание цен и зарплаты.

2. Косвенное ограничение роста цен и зарплаты. Предусматривает либо введение дополнительных налогов на рост зарплаты и цен, либо договорное регулирование роста заработной платы при заключении коллективных (тройственных) соглашений.

При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант – достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.

Адаптивная политика предусматривает:

2. Соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработной платы.

Индексация доходов определяется уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуется с динамикой индекса цен. Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции получателям фиксированных доходов. Американский экономист, основатель монетаризма Милтон Фридмен выдвинул предположение, что индексация может сдерживать инфляцию. Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, процентных ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен процентных % ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится. Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек. Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции. Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).

Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также преодолении инфляционных процессов играют:

Дисконтная политика (политика регулирования учетной ставки ЦБ);

Операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

Политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах ЦБ определенное привлеченных средств). Поскольку причиной гиперинфляции в современных условиях является дефицит государственного бюджета и необходимость получения сеньоража, то, чтобы остановить гиперинфляцию, правительство наряду с прекращением эмиссии денег должно провести реформу бюджетной сферы – сократить государственные расходы и повысить налоги.

Разные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения яруса безработицы.

Скажем, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может одолеть безработицу. Ярус занятости зависит от так называемого "результативного потребности" (упрощенно - яруса потребления и инвестиций).

Дж.М. Кейнс писал: "Хроническая склонность к неполной занятости, характерная для современного социума, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере возрастания прибылей у покупателя у него в силу психологических факторов "наклонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность коллапса саморегулирующейся экономики, указывали на надобность государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Раньше каждого, следует повысить результативный потребность, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили вопреки кейнсианских способов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "натурального яруса безработицы", тот, что жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство усердствует поддержать занятость выше ее "натурального яруса" с подмогой традиционных бюджетных и кредитных способов увеличения потребности, то эти меры будут иметь кратковременный результат и приведут лишь к росту цен.

Среди доводов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился ударение на непредвиденность итогов государственного вмешательства из-за крупных задержек в проявлении результата этих мер.

Монетаристские способы регулирования занятости довольно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсель рекомендации отменить эти пособия, дабы принудить людей трудиться. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения потребности. Впрочем политика ограничения потребности может вызвать крутое ухудшение жизненного яруса населения, что скажется на общественной атмосфере.

Сейчас разглядим, какие же настоящие шаги может использовать государство для уменьшения яруса безработицы.

Разнообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения исключительно трудной. От того что цельного метода борьбы с безработицей не существует, всякий стране для решения этой задачи доводится применять разные способы.

Ярус фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • 1) совершенствования информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию исполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и уведомляют ее безработным;
  • 2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого нужно, раньше каждого:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в иной.

Сокращению структурной безработицы больше каждого содействуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы обязаны привести к тому, дабы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в особых учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Особенно сложно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи особенно результативными являются следующие меры:

Создание условий для роста потребности на товары. Потому что потребность на рынке труда - производный и зависит от обстановки на рынках товаров и служб, то занятость усилится, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший потребность и для его удовлетворения нужно будет нанять дополнительных работников.

Методами увеличения потребности являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

поддержка и вознаграждение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью возрастания конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Видимо, что чем поменьше людей претендуют на рабочие места, тем легче обнаружить работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, больше того высвободить добавочные вакансии для безработных абсолютно реально.

Некоторое упрощение может принести, скажем, предоставление вероятности досрочного выхода на пенсионную выплату работникам, еще не достигшим пенсионного усилиться. В России, скажем, при упразднении органов управления союзного яруса работавшим в их штатам мужчинам разрешали уйти на пенсионную выплату в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А от того что шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немножко. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсионная выплата дозволила недопустить такое становление событий. Совместно с тем данный метод может применяться только в дюже ограниченных масштабах, потому что он влечет значительное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Толк такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, дабы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не получается обнаружить работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее каждого безработица ударяет по пожилым (их теснее никто не хочет брать на работу из-за падающей эффективности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия навыка).

Для помощи молодежи могут применяться разные способы:

  • - экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • - создание особых фирм, предлагающих работу именно молодежи
  • - создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых особенно высоки.

Список программ сокращения безработицы дозволено продолжать еще длинно, но значимо понимать, что все эти программы не могут всецело ликвидировать либо значительно сократить циклическую безработицу. Такой итог достигается лишь при всеобщем совершенствовании экономической обстановки в стране.

Причины безработицы

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж.М.Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к расту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего – на инвестиционные товары.

Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф.Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую ты проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнения Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один – прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.

Монетаристы во главе с М.Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы. К которой они относят так называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поисках более высокого заработка или работы с большей престижностью, более благоприятными условиями труда, или мигрирующих в связи с необходимостью смены места жительства. К естественной безработице относят также структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов. Этот тип безработицы также является временным (хотя и более продолжительным, чем фрикционная безработица), так как исчезновения одних производств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема лишь в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда.

Концепция «естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, - недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда.

Таким образом, западные экономисты признают, что безработица – неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.

Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

Методы борьбы с безработицей.

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." .

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Безработица представляет собой сложную научную проблему, решение которой имеет большое социально-экономическое значение в России, особенно в настоящий период в условиях затянувшегося кризиса, сопряженного с падением ВВП, ускорением инфляции и сокращением уровня доходов населения .

Она является серьезной угрозой для общества и всех цивилизованных форм отношений между людьми. Борьбе с безработицей в России (как и в других странах) всегда уделялось повышенное внимание. В экономической политике государства программа улучшения занятости занимает одно из ведущих направлений (стимулирование россиян к открытию своего дела выступает одним из эффективных методов сокращения количества безработных) .

Новые предприниматели не только обеспечивают себя работой, но и нанимают персонал, что создает дополнительный экономический эффект за счет создания рабочих мест. Безработица является одной из главных проблем рыночной экономики. Борьба с безработицей это одно из первых направлений экономической политики любого развитого государства .

Безработица – это ситуация на рынке труда (социально-экономическое явление), при которой часть работоспособного населения не имеет работы вследствие отсутствия достаточного платежеспособного спроса со стороны предпринимателей на фактор производства “труд” . В макроэкономике важнейшим показателем является занятность. Под занятостью понимается количество лиц, которые обладают трудоспособностью и достигли возраста 16 лет. В экономике используют различные показатели для подсчета безработицы, но общепринятым считается норма безработицы . Она определяется общим количеством безработных к числу трудоспособных граждан и выражается в процентах. Основные виды безработицы: институциональная, структурная, сезонная, фрикционная, циклическая.

Институциональная безработица существует вследствие недостатка (ограниченности) информации работников о вакансиях или работодателя о желании работников найти работу, которую он предлагает. Еще одним фактором институциональной безработицы принято считать пособие по безработице . Когда уровень пособия велик, а заработная плата мала, то не всегда возникает необходимость и желание индивидов в получении самой работы. Такая ситуация называется ловушкой безработицы. В результате данной ситуации безработица начинает расти, и общество несет потери от занижения уровня национального продукта и необходимости выплачивать завышенные пособия .

Структурная безработица возникает в связи с изменениями технологических процессов в разных отраслях, которые меняют структуру спроса на рабочую силу. Когда спрос на работников в данной области падает, то появляется безработица. Работники не могут быстро поменять профессию, квалификацию или регион проживания. Данный вид безработицы может быть достаточно продолжительным .

Сезонная безработица подразумевает наличие спроса на определенный вид работ в определенный промежуток времени. В отраслях, где сезонная работа пользуется спросом, фирмы предпочитают не уменьшать заработную плату, а увольнять сотрудников. Работники в этих отраслях соглашаются на труд по разным причинам: из-за страховых пособий, более высокой заработной платы, длительного отпуска .

Фрикционная безработица зависит от динамики рынка труда. Она возникает в ситуации, при которой количество предлагаемых вакансий примерно равно количеству работников. Например, работник решил поменять место работы в поисках более высокой заработной платы или просто был уволен по собственному желанию. Фрикционная безработица в среднем длится от одного до трех месяцев, связана с поиском новой работы .

Циклическая безработица возникает из-за экономического спада или в результате экономического застоя. Иногда ее называют безработицей недостаточного спроса. Для решения проблемы циклической безработицы государство разрабатывает и реализует различные программы, способствующие развитию и разрешению национальных экономических проблем .

Безработица в России очень специфична, ей присущи черты разного характера. К причинам ее существования можно отнести мировой кризис, экономическую нестабильность, географическое перемещение населения, избыточную населенность в отдельных регионах.

Острая безработица в России приходится в основном на регионы двух типов. В первом случае это регионы с высоким уровнем естественного прироста населения, например, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Калмыкия . Во втором случае это регионы с преобладанием проблемных (кризисных) отраслей (моногорода, зависящие от одного предприятия).

В результате безработицы не реализуются все производственные возможности, что приводит к замедлению темпов роста экономики. Часть населения лишается заработков, следовательно, средств к существованию. Люди, которые лишены работы, теряют свою квалификацию . Сокращается объем налогов уплачиваемый физическими и юридическими лицами государству. Помимо экономической проблемы, есть еще и социальная, которая не уступает по важности первой. Типичными спутниками высокой безработицы являются: пьянство, кризис семейных отношений, рост преступности, рост психических расстройств и падение общественной морали.

Бездеятельность может повлечь за собой полную деградацию личности. Люди теряют уважение к себе, уверенность, что ведет к постоянным стрессам. На фоне стресса происходит ухудшение здоровья, возникают различные заболевания, на лечение которых не хватает средств. Безработица повышает и без того высокий уровень преступности. Молодежь становится легкой добычей пополнения кадров криминальной деятельности . Важно подчеркнуть, что к безработным относятся не только люди, сокращенные по различным причинам, но и лица, добровольно оставившие свою работу в попытке найти новую. Фрикционная и структурная безработица считается экономистами неизбежной. Кроме того, полная занятость не означает отсутствия безработицы: принято говорить о естественном уровне безработицы .

Например, «фрикционным» безработным нужно определенное время на поиски вакантных мест. Когда количество людей, ищущих работу, равно количеству свободных рабочих мест, то уровень занятости называется полным, что происходит в результате сбалансированности рынков рабочей силы .

Главную роль в борьбе с безработицей играет государство. Для регулирования рынка труда государство работает в разных направлениях, основными из которых можно считать:

Разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;

Программы по стимулированию роста занятости;

Социальное страхование безработицы;

Выделение средств на различного вида пособий по безработице;

Государственная поддержка частным предпринимателям;

Предоставление обучения;

Переквалификация безработных;

Предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);

Международное сотрудничество (миграция);

Организация общественных работ .

Важнейшим государственным органом в системе борьбы с безработицей является Биржа труда. Это специализированное учреждение, которое осуществляет свою деятельность посредническими функциями между соискателями и работодателем. Деятельность бирж труда основывается на регистрации безработных и вакантных мест, обеспечении трудоустройства и переквалификации, повышении квалификации работников.

На региональном уровне происходит внедрение различных мер: от организации общественных работ до транспортного и производственного строительства. На местном уровне ведется вся практическая работа от обучения до выплаты пособий по безработице .

В Российской Федерации существует государственный фонд занятости, средства которого идут на социальную защиту безработных. Он формируется за счет взносов работающего населения, работодателей, доходов от размещения средств на депозитах Центробанка.

Для регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства государство разработало целый ряд типовых мер, своего рода систему контролирующего, исполнительного и законодательного вида. Также государство отвечает за взаимодействие основных процессов по регулированию финансов, контроль и управление ресурсами, управление в сфере производства. Если рассмотреть отдельную региональную иерархию, то здесь государство регулирует экономику на региональном и федеральном уровне. Основные принципы государственного регулирования основываются на стратегии вложения определенного капитала в социально значимые отрасли и поддержание частного бизнеса . Государство не должно никоим образом конкурировать с частным бизнесом. Налоговая, финансовая и кредитная политика должны способствовать как экономической стабильности, так и ее росту. Вмешательство государства в процессы рынка эффективно лишь тогда, когда оно само имеет рыночную форму. И конечно должно быть регулирование общехозяйственного кризиса на международном уровне. Государственное регулирование экономики выделяет три цели:

1. Минимизировать неизбежные отрицательные рыночные последствия.

2. Создать политический, социальный и финансовый плацдарм для корректной работы рыночной экономики на всех ее уровнях.

3. Обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых типов рыночного общества .

Методы для достижения этих целей разделяются на два типа: косвенные и прямые. К косвенным методам относится налогообложение, кредиты и разного рода инвестиции.

Прямые методы делятся на две группы. Первая регулирует ценообразование путем фиксирования цен, а вторая группа представляет собой административные и законодательные ограничения. Нарушение этих ограничений может караться как определенным штрафом, так и полной ликвидацией производителя.

К внешнеэкономическим мерам можно отнести таможенные пошлины, ограничения импорта/экспорта, миграции рабочей силы, льготы для иностранных инвесторов .

В данной работе я рассмотрел основные виды безработицы. Разобрал приблизительно в цифрах процент безработных по всей стране. Оказалось половина субъектов Российской федерации превышает средний уровень безработицы.

Подводя итоги, стоит заметить, что последствия безработицы представляют социально-экономическую угрозу. Проблема безработицы может быть решена только путем различных комбинаций мер, таких как грамотное регулирование экономики в целом, повышение уровня квалификации различных специалистов и совершенствование народного хозяйства.


Библиографический список

  1. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  2. Гурьянов П.А. Минерально-сырьевой комплекс России в условиях новой рецессии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-1. С. 93-96.
  3. Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
  4. Бителев С.Е. Состояние российского станкостроения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 555-559.
  5. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  6. Ананишнов В.В. Логистика. СПб: СПбГУТ, 2013. – 99 с.
  7. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  8. Гурьянов П.А. Экономика знаний для подготовки кадрового потенциала для малого предпринимательства в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-5. С. 875-878.
  9. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  10. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  11. Конюшанец К.С. Структура организации и роль лидера // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 (64). С. 114-119.
  12. Карпушин Е.С. Развитие рынка микрофинансовых организаций России: конфликт интересов инвесторов, заемщиков и государства // Вопросы экономики. – 2016. – № 9. – C. 150-158.
  13. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  14. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 (50). С. 37-41.
  15. Карпушин Е.С., Соловьева А.С. “Не с того конца взялись”: перспективы развития рынка вина в России // ЭКО. – 2016. – № 4 (502). – С. 75-89.
  16. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  17. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  18. Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
  19. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  20. Карпушин Е.С., Леонова К.В. Структура успешного инновационного менеджмента // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 11. – С. 39-44.
  21. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  22. Карпушин Е.С. Экономическое неравенство и методы его выявления // Биржа интеллектуальной собственности. – 2016. – № 7. – С. 19-26.
  23. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  24. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  25. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  26. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  27. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  28. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  29. Карпушин Е.С., Гарибьянц В.А. Социально-ответственное поведение компании и поддержка социального проектирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2016. – № 2 (34). – С. 212-218.
  30. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  31. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011, №9-10. с. 56-60.
  32. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  33. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  34. Карпушин Е.С. Повышение качества образования и научной деятельности учреждений высшего образования // Петербургский экономический журнал. – 2015. – № 4. – C. 123-130.
  35. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  36. Карпушин Е.С. Методы оценки активности и профессионализма российских ученых // Вестник Института экономики РАН. – 2016. – № 1. – С. 148-157.
  37. Карпушин Е.С. Эффективность киноиндустрии как части экономики страны // Экономика. Бизнес. Право. – 2015. – № 11-12. – С. 12-19.
  38. Карпушин Е.С. Импортозамещение в России: результаты и перспективы развития // Петербургский экономический журнал. – 2016. – № 2. – C. 23-30.
  39. Карпушин Е.С., Соловьева А.С. Износ основного капитала в России как угроза экономическому росту // Биржа интеллектуальной собственности. – 2016. – № 1. – С. 23-27.
  40. Карпушин Е.С., Родионова И.С. Типы экономических систем и их влияние на социально-экономическое благосостояние общества // Экономика. Бизнес. Право. – 2016. – № 3-4. – С. 31-36.
  41. Карпушин Е.С., Алексеев Э.М. Причины существования социальной дифференциации в России // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 12. – С. 51-56.
  42. Карпушин Е.С., Шумкова К.А. Причины слабого развития предпринимательской деятельности в России // Экономика. Бизнес. Право. – 2016. – № 1-2. – С. 4-9.
  43. Карпушин Е.С., Соловьева А.С. Сложности импортозамещения на рекламном рынке России // Биржа интеллектуальной собственности. – 2016. – № 10. – С. 17-24.
  44. Карпушин Е.С. Хаос и его трактовка в технических науках // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 7. – С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/07/4127.
  45. Карпушин Е.С. Производство энергии как элемент экологической безопасности // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 9. – С. 3-5. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4294.
  46. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности кодирования при защите от несанкционированного доступа // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 10. – С. 23-26. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4622.
  47. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  48. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  49. Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 8. – С. 100-102. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7457.
Количество просмотров публикации: Please wait

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Экономика»

«Средства борьбы государства с безработицей »

Санкт-Петербург

1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2

2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………...…...7

3.Основные пути содействия занятости населения……………………….......10

4.Программа социальных реформ о занятости и о безработице………..........12

5.Выводы………………………………………………………………………....15

6.Приложение……………………………………………………………………17

7.Литература……………………………………………………………………..20

Занятость и безработица:

вопросы теории и практики

К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу.

Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту - дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год. Занятость остается полной при отсутствии циклической безработицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица. Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.

Не случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы.

Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5-6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94-95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.

Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Законодательство о занятости населения предусматривает целый комплекс гарантий права на труд и мер по предложению (предоставлению) людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства.

Остановимся на мировом опыте государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

Воздействие государственного регулирования в сфере занятости идет по следующим основным направлениям:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;

2) программы по подготовке и переподготовке рабочей силы;

3) программы содействия найму рабочей силы.

Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа неполную рабочую неделю.

Для уменьшения безработицы практикуется "досрочный" выход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. период трудовой активности был сокращен для 23 % лиц предпенсионного возраста. В Англии было создано 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

1. Пособие по безработице. Это наиболее крупное материальное вспомоществование. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы самих работников; дотации бюджета. И тем не менее, пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. В силу целого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в ФРГ - 100 недель, Япония - 40, США - 30.

2. Денежная поддержка. Это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определенную долю заработка (например, в ФРГ - это примерно 60 %). В некоторых странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.

3. Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какой-либо причине:

а) найти работу;

б) получать пособие и денежную поддержку;

в) срок получения пособия истек, государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату; выдаются талоны на питание и т.д. Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

Активная политика занятости на рынке труда

Регулирование занятости - совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

Общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

Региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

Локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей - ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты - из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, - без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.

7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.

8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

  1. Безработица как социальная проблема (1)

    Реферат >> Экономика

    Влияние последствий безработицы на людей 3.2 Необходимость сокращения безработицы 3.3 Способы борьбы государства с безработицей Заключение Список... а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены...

  2. Безработица как социально-экономическое явление (2)

    Реферат >> Экономическая теория

    В тюрьму. Поэтому не случайно в любом государстве безработица считается центральной проблемой современного общества... частным службам такого типа. Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: -проведение антициклической (стабилизационной...

  3. Пути решения проблемы безработицы в современных условиях

    Курсовая работа >> Экономика

    И трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности... частным службам такого типа. Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической (стабилизационной...