Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.
Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Так, например, данное подразделение Минфина ведет:
Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.
Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.
В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).
Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:
Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.
Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:
Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.
Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.
Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:
1. Гражданский кодекс РФ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Уголовный кодекс РФ.
7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».
8. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).
9. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002г. №47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.
10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № от 2007г. и др.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности . Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 основных уровня, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.
Первый (верхний) уровень включает закон об аудите. Закон об аудиторской деятельности относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.
К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами.
Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм и их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.
Аудиторские стандарты
В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятсястандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг.XX века в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих,в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:
1) международные;
2) национальные (в РФ – общероссийские);
3) внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты).
Стандарты обеспечивают:
Единство принципов аудита (единство требований к качеству и надежности);
Унификацию аудита в вопросах методологии;
Единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности.
Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов:
а) могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;
б) может быть обеспечен определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
в) облегчено внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений;
г) обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки;
д) обеспечена возможность контроля качества работы аудитора;
е) может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора.
Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового. МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС).
Всего комитетом определено 11 объектов стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов: №100-199 «Вводные аспекты», №200-299 «Обязанности», №300-399 «Планирование»,№400-499 «Внутренний контроль», №500-599 «Аудиторские доказательства», №600-699 «Использование работы третьих лиц», №700-799 «Выводы и отчеты в аудите», №800-899«Специализированные области», №900-999 «Сопутствующие услуги», №1000-1099«Положения по международной практике аудита».
В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработкеобщероссийских стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе РФ.
Разработка общероссийских аудиторских стандартов осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности, которой были созданы рабочие группы, состоящие из представителей ЦБ РФ, НИИ, вузов, общественных объединений, ведущих аудиторских организаций. Первые из общероссийских аудиторских стандартов были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности в 1996г. Разработано более 30 общероссийских стандартов, которые устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
После утверждения Правительством РФ общероссийские(федеральные) стандарты являются обязательными для аудиторов, аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов. В настоящее время утверждены 34 федеральных стандарта аудиторской деятельности.
Общероссийским стандартом «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (от 20.10.99г.) установлено, что каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающих собственный подход к проведению проверки и составлению заключения.
При этом под внутрифирменными стандартами понимаются документы, детализирующие и конкретизирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, установленные общероссийскими стандартами. Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.
Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в РФ законодательных и нормативных актов, требований общероссийских стандартов. При отсутствии правовых норм или требований общероссийских стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться стандартами международными.
Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. В случае прямых указаний в общероссийских стандартах на необходимость разработки на их основе внутрифирменных их следует разработать в первоочередном порядке.
Таким образом, в каждой аудиторской фирме должны быть внутрифирменные стандарты. Общий же их пакет может включать внутрифирменные стандарты по следующим объектам:
· общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов);
· порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование);
· порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составление аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту);
· специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов);
· сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг);
· образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).
Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.
Вопросы для самоконтроля:
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Экономический контроль в России является одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль - аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности следующим образом определяют аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: «Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта».
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждено 23 таких стандарта, среди которых: "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"; "Документирование аудита"; "Планирование аудита"; "Существенность в аудите"; "Аудиторские доказательства"; "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности"/"Особенности первой проверки аудируемого лица"/"Внутренний контроль качества" и др.;
Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 30 декабря 2008 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;
Рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.
аудиторские организации - коммерческие организации любой организационной формы, за исключением ОАО. Пятьдесят процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% кадрового состава организации. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.
Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Злоупотребление аудиторами своими полномочиями, если это причинило существенный вред, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет, а также лишением права заниматься аудиторской деятельностью на тот же срок (ст. 202 УК РФ). Также аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные аудируемым лицам.
руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности и пр.
Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющегося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").
Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".
Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку. Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).
Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса - см. об этом п. 11 настоящего параграфа), второй же таких условий не содержит.
Профессиональная ответственность аудиторов- (англ. professional liability of auditors)- обязанность аудитора отвечать за неисполнение либо ненадлежащее исполнение аудиторской фирмой своих функций по заключенному с экономическим субъектом договору. Формы и виды ответственности определяются Гражданским и Уголовным кодексами РФ, законодательными актами, регламентирующими аудиторскую деятельность, и соглашением сторон.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без получения соответствующей лицензии влечет административное наказание в виде изъятия полученных в результате незаконной деятельности доходов и взыскания штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ. В качестве меры ответственности возможно аннулирование лицензии аудитора. В соответствии с положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» составление аудиторского заключения заведомо ложного влечет за собой аннулирование квалифицированного аттестата аудитора, его подписавшего, и привлечение аудитора к уголовной ответственности.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующую ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральным законом об аудиторской деятельности. Рассмотрим эти и другие виды ответственности аудиторов и аудиторских организаций.
Федеральное правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» так определяет ответственность сторон в отношении достоверности отчетности: в то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.
Экономические субъекты обязаны в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За не заключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.
При формировании и выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными этическими принципами аудита. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (ст. 15 и 393) предусматривает, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». В ГК РФ отмечается, что «физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора». Однако взыскание убытков не происходит автоматически. Организация -- клиент аудиторов -- должна доказать в суде причинную связь между действиями аудитора и наступившими последствиями. Наиболее общий источник возникновения ответственности перед клиентом - несостоятельность аудитора выполнить работу с должной тщательностью. Основаниями для привлечения к ответственности являются как нарушения условий договора, так и нарушения, связанные с небрежностью при оказании услуг.
В законе об аудиторской деятельности имеется специальная статья «Аудиторская тайна». Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее -- уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к этим сведениям, на основании настоящего федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Ситуация относительно ответственности аудитора перед третьей стороной на основании общего права остается неопределенной. В этих случаях защита аудитора строится на основе доказательства качества предоставленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам). Но это часто сложно доказать в суде. С другой стороны, можно использовать непричастность третьей стороны к договору, однако это не всегда возможно. Законодательство Российской Федерации (в частности, статьи ГК РФ, связанные с причинением вреда, ущерба, возмещением убытков) дает основания для возбуждения исков третьими сторонами в отношении аудиторских фирм.
Основная форма административной ответственности аудиторов и аудиторских фирм определяется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в соответствии со следующими статьями: ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», ст. 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом», ст. 13.17 «Нарушение правил распространения обязательных сообщении»
Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -- наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда... либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В определенном смысле к деятельности аудиторов может быть отнесена и ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций», а также ст. 33 УК РФ «Виды соучастников преступления» (п. 5): «Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления, либо устранением препятствий...»
Понятие и определение общих целей аудиторской деятельности. Правовая регламентация аудита и сопутствующих ему услуг. Юридическая характеристика субъектов обязательного аудита. Ответственность экономического субъекта за уклонение от аудиторской проверки.
контрольная работа , добавлен 28.01.2013
Исторические сведения о возникновении аудита. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отличие аудита от государственного контроля. Законодательная база проведения аудиторской проверки. Обязанности и права аудитора.
реферат , добавлен 01.11.2007
Регулирование аудиторской деятельности по международному стандарту аудита. Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности". Права, обязанность и ответственность профессиональных организаций, аудиторов и аудиторских организаций, субъектов аудита.
курсовая работа , добавлен 15.05.2013
Функционирование системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Классификация и содержание стандартов аудиторской деятельности. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, экономических субъектов. Понятие аудиторской тайны.
реферат , добавлен 29.03.2009
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Гарантии, правовое регулирование нотариальной деятельности. Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
реферат , добавлен 17.06.2014
Правовое регулирование аудиторской деятельности. Выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в результате проведенного аудита в основе ответственности и профессиональной репутации аудитора. Судебная практика ответственности аудитора.
курсовая работа , добавлен 06.01.2015
Понятие ответственности, ее виды. Права, обязанности и роль некоммерческой организации в государстве. Административная, гражданско-правовая, уголовная, материальная, дисциплинарная ответственность. Меры уголовного наказания, особый порядок их применения.
реферат , добавлен 13.01.2018
Понятие, основные принципы и виды аудита. Участники процесса предоставления аудиторских услуг. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц. Ограничение права на проведение аудита. Порядок проведения аудита.
презентация , добавлен 09.04.2014
Рассмотрение сущности судебно-бухгалтерской экспертизы. Определение понятий правоохранительной деятельности и правосознания. Характеристика видов (административная, уголовная) юридической ответственности бухгалтеров и их нормативного регулирования.
реферат , добавлен 22.05.2010
Понятие, признаки, специфические черты и общая характеристика административной ответственности. Назначение и применение административной ответственности. Меры гражданско-правовой ответственности, договорная, внедоговорная, субсидиарная ответственность.
Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность нормативных документов различных уровней:
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.
Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:
Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст. 11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения - с 1 января 2011 г.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.
Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утрачивает силу с 1 января 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Постановлением утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности: 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; 2. Документирование аудита; 3. Планирование аудита; 4. Существенность в аудите; 5. Аудиторские доказательства; 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
7. Внутренний контроль качества аудита; 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом; 9. Аффилированные лица; 10. События после отчетной даты; 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
12. Согласование условий аудита;
13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;
14. Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;
15. Понимание деятельности аудируемого лица (отменен постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863);
16. Аудиторская выборка .
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;
19. Особенности первой проверки аудируемого лица;
20. Аналитические процедуры;
21. Особенности аудита оценочных значений;
22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;
23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 федеральные правила (стандарты) были дополнены:
24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами;
25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;
26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
28. Использование результатов работы другого аудитора;
29. Рассмотрение работы внутреннего аудитора;
В РФ определено $5$-уровневой системой.
1 Уровень представлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2 Уровень содержит в себе:
3 Уровень содержит правила аудиторской деятельности, которые разрабатываются для определения норм аудита.
4 Уровень представлен методическими рекомендациями к проведению аудита касательно конкретных отраслевых особенностей, отдельных вопросов учета и налогообложения и пр.
5 Уровень представляют внутренние локальные нормативные документы аудиторских фирм. Они разрабатываются аудиторскими фирмами самостоятельно и обеспечивают единый подход к проведению аудита.
К организационному обеспечению аудита можно отнести:
Методическое обеспечение аудита представлено:
Замечание 1
Аудиторы, которые изъявляют желание профессионально заниматься аудиторской деятельностью, должны получить квалификационный аттестат. Аттестация аудиторов представляет собой проверку фактических квалификационных знаний претендента на осуществление аудиторской деятельности.
Аттестация производится в форме квалификационного экзамена.
Проводить такие экзамены могут учебно-методические центры (по аттестации аудиторов), которые определяются Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Для допуска к экзамену, физические лица должны иметь:
Соответственно, данные критерии должны быть подтверждены следующими документами:
Квалификационный экзамен является платным. Его стоимость составляет 20 –кратный размер МРОТ.
Лица, которые успешно сдают квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Квалификационный аттестат может быть следующих видов:
Права и обязанности аудиторов и аудируемых организаций регламентированы Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
Аудируемые предприятия имеют право:
Обязанности аудируемых организаций состоят:
Права и обязанности аудиторских организаций представлены на рисунке 1:
Рисунок 1. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
Данные права и обязанности, регламентированы на федеральном уровне и применяются в общем порядке. В частном порядке, при заключении договоров с аудиторской компанией, оговариваются все особенности осуществления аудита в рамках таких договоров.