Порядок автострахования в году. Страхование автомобиля: как правильно оформить осаго и какие документы для этого нужны

Порядок автострахования в году. Страхование автомобиля: как правильно оформить осаго и какие документы для этого нужны

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

ОСАГО является обязательным документом, который находится в наличии у каждого автомобилиста. Полис разрешается выпускать в бумажном и электронном виде, но при его покупке важно не натолкнуться на подделку, и не заплатить мошенникам за липовый документ. Для этого важно знать, как выглядит полис ОСАГО.

В чем отличие бумажного и электронного полиса

Электронный полис, по сути, полный аналог бумажного варианта. Его главное преимущество – это удобство. Документ можно приобрести на сайте страховой компании. Но есть условие – электронный документ может получить только гражданин, который уже заключал раннее договор со страховой компанией и имеет бумажный вариант полиса.

С точки зрения юридической силы, это одинаковые документы, которые имеют равное значение при предоставлении сотрудникам ГИБДД или в страховую компанию. Электронный полис действует в нашей стране с 2015 года. По внешнему виду электронный полис мало отличается от бумажного, за исключением микроузора, который используется для защиты в бумажном варианте.

Еще одно отличие есть непосредственно в процессе оформления документов. При оформлении онлайн документа нет необходимости приходить в офис, и вы услуг продавцом. При этом важно отметить, что цена и того, и другого варианта не различается.

Данные, которые указаны в полисе, есть в обоих вариантах. Это:

  • ФИО собственника;
  • марка и модель ТС;
  • также лица, которые допускаются к управлению;
  • номер ПТС;
  • а также госномер автомобиля и наличие прицепа.

Также должен быть указан срок действия договора.

Как выглядит страховой полис в бумажном варианте в 2019 году

Посмотреть ОСАГО, как он выглядит в 2019 году, можно на сайте вашей страховой компании. Главное отличие от предыдущих вариантов – усилилась цветовая защита. Полис имеет больше 12 цветовых оттенков и несколько графических узоров. Цвет плавно переходит от желтого вплоть до сиреневого. Для многих автолюбителей приятным стал более крупный шрифт, который облегчает чтение документа.

Как и на любом официальном документе, который можно подделать, для защиты бумажного полиса используются водяные знаки. Они не мешают читать документ, а также его заполнять. При направлении документа на свет можно разглядеть черты машины, а также надпись РСА, которая располагается с двух краев. С 2017 года на полис добавлена металлизированная нить, при помощи которой написано «полис». Также есть QR-код, который с 2018 года появится на полисах нового образца. Это код быстрого реагирования, при помощи которого, обладая доступом к современным технологиям, автолюбитель сможет узнать все данные о страховой компании.

В перспективе, при помощи данного кода, можно будет узнать все подробности о владельце транспортного средства и о машине.

Это далеко не все улучшенные степени защиты, которые присутствуют в новом полисе ОСАГО. При этом никто не заставляет менять старые документы в срочном порядке на новые. Полис нового образца будет входить в оборот постепенно.

Как выглядит электронный полис

В первую очередь, при рассмотрении электронных бланков ОСАГО, на фото бросается в глаза другой цвет. Электронный полис имеет соответствующую надпись. Серия электронного полиса ХХХ, в то время, как бумажного – ЕЕЕ. В отличие от бумажного варианта Е – полису не нужно иметь большое количество знаков защиты.

По закону, гражданин имеет право не распечатывать электронный документ на бланке или сделать это на черно-белом принтере. Этого должно быть достаточно. Начиная с сентября 2015 года, согласно указанию Игоря Шувалова, № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, все сотрудники ДПС могут и должны проверять полис ОСАГО при помощи базы РСА.

Водителю достаточно сообщить сотруднику, что он имеет данный документ. Поскольку электронный полис подделать гораздо тяжелее, а бумажный все равно рано или поздно смогут подделать, первый вариант предпочтительней для большинства автовладельцев.

Какой полис лучше приобретать

При выборе полиса ОСАГО каждый автовладелец ориентируется исключительно на свое личное мнение. Многим спокойнее, когда в бардачке лежит официальный документ, а кто-то не очень хочет ездить в офис и простаивать большие очереди. Недоверие к электронному варианту постепенно уменьшается, особенно после того, как разрешили не возить с собой бумажную распечатку.

Тем не менее, любителей бумажного варианта тоже меньше не становится. В цене никто из них не теряет, поскольку стоимость обоих вариантов одинакова. Разница только в потраченном времени. Кроме того, большинство владельцев отмечают, что в электронном варианте гораздо меньше подделок, поскольку онлайн документ заказывается на проверенном сайте, и это является гарантией безопасности. В то время как бумажные документы всегда в сфере интересов мошенников. Также электронный полис удобно оплачивать, поскольку доступно несколько способов.

Те, кто желает оформить плис ОСАГО в электронном варианте, должны знать, что менять свою компанию не придется. Все страховщики, которые есть в РСА, обязаны выдавать как бумажные, так и электронные полиса.

Нужна ли замена

С начала 2018 года на всех полисах наноситься двумерный штрих-код (См. абзац три пп 1.2.1 п 1.2 Указания ЦБ от 14.11.2016 г.N 4192-У). С его помощью можно будет проверить сведения, указанные в скачанном клиентом бланке электронного полиса ОСАГО по единой информационной системе.

Многие компании уже довольно давно используют кодирование, позволяющее проверить заполненный бланк ОСАГО, но только в следующем году это станет обязательным для всех.

Новое правило вступает в силу с 01 января 2018 года. С этой даты скачать бланк страховки е-ОСАГО можно будет только со штрих-кодом. Еще полгода, до 1 июля, страховые компании продолжат использовать старые типографские формуляры, как при заключении новых договоров, так и при предоставлении дубликатов полисов.Поскольку максимальный срок страхования равен одному году, уже к 1 июля 2019 года хождение типографских страховок без штрихового кода прекратится.

Обращаться к страховщику за переоформлением страховки не нужно. Как только клиент заполнил заявление и получил полис ОСАГО, обязанность по обязательному страхованию считается исполненной.

Как распознать фальшивый полис

Покупка подделки чревата крупными последствиями. Во-первых, ваше транспортное средство остается не застрахованным, соответственно, при попадании в аварию можно попасть на крупную сумму денег. Во-вторых, вы фактически нарушаете закон, по которому нужно ездить со страховкой. Электронный полис подделывается очень редко, для этого используются сайты-клоны. Только таким способом можно подделать электронный полис. В бумажном варианте возможностей больше.

С введением в 2017 году вектор усилий регуляторов сместился в сторону улучшения механизма дистанционной проверки сведений о договоре страхования.

Первым шагом стало обязательное внесение информации о договоре в единую информационную базу. При обращении клиента в офис компании операторы вносят данные о договоре в общую систему, используя специальную программу для заполнения полисов ОСАГО. Во время приобретения страховки на сайте, клиент самостоятельно сообщает необходимые сведения. После оплаты ему предоставляется возможность скачать бланк страхового полиса ОСАГО с печатью страховщика.

Теперь определить подделку можно несколькими способами. В первую очередь, можно обратиться к базе данных РСА, по ней вычислить, есть такой полис или нет.

Если не имеете доступа к такой базе, то можно осмотреть визуально. В первую очередь, размер. Настоящий полис на 1 см больше чем лист формата А 4. Водяные знаки в виде машины и аббревиатуры РСА проглядываются четко, но, в то же время, не бросаются в глаза. Номер полиса при ощупывании должен иметь выпуклую структуру.

Для того чтобы не попасться на удочку мошенников, следует приобретать полис только у проверенного страховщика, а также относиться настороженно к пониженным ценам. В интернете стоит обязательно изучить все отзывы. Если при этом нет отрицательных мнений и нейтральных, значит, отзывы оставлены не реальными людьми. В любом случае необходимо проявить внимательность при выборе компании страховщика.

Иногда автовладельцы сознательно покупают поддельные полиса, что является также нарушением закона.

При выборе страховщика, с которым заключите договор ОСАГО, необходимо внимательно подойти к изучению компаний. В интернете можно внимательно рассмотреть полис ОСАГО нового образца 2019 года, при получении – тогда будет гарантия, что ваш документ является подлинным.

Если нет желания ездить по офисам и стоять в очереди, просто закажите полис в компании на официальном сайте и дождитесь курьера. Как выглядит страховка можно увидеть в Интернете. Защита стала более надежной за счет металлизированной полоски и улучшенных водяных знаков.

Каждого автолюбителя интересует то, какие поправки вступили или лишь могут вступить в силу в рамках закона об осаго в 2017 году и как изменения отразятся на жизни водителей и страховщиков. Тем более, нововведений действительно много – какие-то уже приняты и давно действуют, другие – лишь обсуждаются правительством и различными ведомствами. В любом случае все они довольно значимы для рынка автострахования.

Обязательный статус электронного полиса

Фундаментальные изменения в сфере осаго с 1 января 2017 года, касаются того, что все компании, предлагающие застраховать свою автогражданскую ответственность, теперь обязаны обеспечить возможность получения полиса ОСАГО онлайн. То есть на сайте страховщика должна быть соответствующая услуга, которая позволит клиенту с помощью ПК, ноутбука, смартфона и доступа в интернет оформить договор страхования. После оплаты полис просто высылается на электронную почту страхователя или же предоставляется ссылка для его скачивания. При этом страховщик обязан своевременно внести все данные о новом полисе ОСАГО в АИС.

Получается, что договор страхования теперь может быть оформлен и в виде электронного документа, который в правовом отношении ничем не уступает бумажному бланку. Его не нужно заверять. Достаточно распечатать или сохранить на смартфоне, чтобы при необходимости предъявить сотруднику ГИБДД.

Также поправки в законе об осаго говорят о том, что если страховая компания не сможет организовать подобный сервис на своём сайте, то её ждет не только штраф (до 300000 рублей), но и запрет на дальнейшую деятельность. Главная обязанность страховщиков – обеспечить бесперебойное функционирование своего интернет-ресурса на протяжении 24 часов в сутки. Иначе граждане, которые не смогли воспользоваться услугой «страхование онлайн» по техническим причинам, связанным с неполадками на сайте, могут пожаловаться в Центробанк или РСА.

Ответственность страхователя

Однако в отношении собственников ТС и страхователей также принято ряд мер. Например, человек может специально при оформлении полиса онлайн внести ложные данные, которые снизят конечную стоимость страховки. Поэтому была принята соответствующая поправка, а в пункте 1 ст. 14 теперь будет стоять подпункт «к». Он гласит о том, что страховая компания в таком случае может взыскать со своего клиента:

  • Разницу между правильной и заниженной стоимостью (даже если не было выплат);
  • Сумму страховой выплаты потерпевшей стороне (при наступлении страхового случая).

Сегодня 28 апреля 2017 года вступили в действиями изменения в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения ( "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
До этого года при наступлении страхового случая, согласно полису ОСАГО, страховщик выплачивал денежные компенсации пострадавшим от имени виновника аварии. Однако в подавляющем большинстве случаев суммы выплат не хватало на качественный полноценный ремонт транспортного средства.

Такая ситуация требовала кардинальных изменений Закона об обязательном страховании, которые придали бы более высокую эффективность этому важнейшему инструменту, регулирующему взаимоотношения на дороге. И в 2017 году эти изменения приняли форму замены страховых выплат натуральным возмещением – оплаченным ремонтом повреждённого при аварии автомобиля. 28 марта обновлённый законодательный акт подписывается Президентом, а 28 апреля - вступает в силу.

Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года предписывает страховым компаниям отказаться от денежных компенсаций с переходом на материальное возмещение. На практике это означает, что отныне аварийный автомобиль будет ремонтироваться в СТО, с которым страховщик заключил договор об обслуживании. При этом владелец сможет при определённых условиях самостоятельно выбрать сервисный центр для восстановления повреждённого транспортного средства.

Обновлённые пункты Закона в общих чертах можно перечислить следующим списком:

При наступлении страхового случая - ремонт повреждённых автомобилей за счёт страховой компании, заключившей договор с ремонтной мастерской;
возможность выбора другого СТО (при наличии убедительных аргументов у владельца авто);
определение требований к ремонтным мастерским;
определение максимального срока ремонта (30 дней), после которого страховая компания обязуется выплачивать пеню;
утверждённый список случаев, когда будет выплачиваться денежная компенсация;
новый механизм обжалования действий страховых компаний (прямое обращение в Центробанк РФ)

Вступившие в силу изменения коснутся владельцев авто, которые приобрели страховой полис с 28 апреля 2017 года. Остальные собственники транспортных средств могут выбирать между денежной компенсацией и оплаченным ремонтом. Новый формат взаимодействия между страхователем и страховщиком уже вызвал ряд вопросов у автомобилистов. Основные сомнения касаются качества ремонтных работ, а также компетентности и возможностей станций технического обслуживания, с которыми заключает договор страховая компания. Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года определяет минимальное расстояние нахождения такого СТО от места проживания автовладельца (или места ДТП) – 50 км. При этом доставка повреждённого автомобиля даже на это расстояние потребует расходов, которые никто оплачивать не будет.

Описанные изменения в законе об ОСАГО с мая 2017 года вступят в силу во всех регионах РФ с переходным периодом, который продлится до 31 декабря 2018 года. В этом временном промежутке Центральный Банк РФ обязуется жёстко контролировать работу страховых компаний в новых условиях.

Страховка гражданской ответственности автовладельцев является обязательной и регулируется федеральным законодательством. Для корректного соблюдения процедур оформления договора, полиса, расчета размера премии и страхового возмещения действуют Правила страхования ОСАГО. Банк России Правила ОСАГО разрабатывает и утверждает, а также вносит в них коррективы. Какие изменения были внесены в действующую редакцию Правил ОСАГО в 2018 году? Каких поправок стоит ожидать в ближайшее время? Ответим на эти вопросы в данной статье.

ОСАГО по новому - что изменилось в 2018 году?

В Правила ОСАГО в 2018 году было внесено всего несколько изменений, в отличие от нововведений 2017 года. Именно в том году страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО через свой сайт, тогда же натуральное возмещение было сделано приоритетным и установлена неустойка за просрочку ремонта, был утвержден новый лимит выплат по европротоколу - 100 тыс. руб. и другое. В таблице ниже представлены изменения в Правила ОСАГО 2018 года.

Таблица - Изменения, внесенные в Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств в 2018 году

Дата изменений
Пункт, в который внесены поправки
Старая редакция Правил ОСАГО
Новая редакция Правил ОСАГО
1 января 2018 г.
П 1.4
Нет нормы
Страховой полис должен иметь QR-код, нанесенный типографским способом и содержащий сведения о договоре и страховщике
Форма полиса
Таблица с коэффициентами для расчета премии и ряд примечаний отсутствует
Таблица с коэффициентами для расчета взноса на лицевой стороне, на оборотной - примечания и подтверждение страхователем заключения договора на еще одну страховку на добровольной основе
24 марта 2018 г.
П 1.4
Штрих-код должен наноситься типографским способом, кроме случаев с электронным полисом
Норма удалена
П.1.4
Нормы нет
П.9 и п.3 примечаний в бланке полиса не обязательны к заполнению
П.3.10
Обязанность подавать справку о ДТП из полиции, если в оформлении принимали участие сотрудники ГИБДД
Норма утратила силу
П 5.1
Необходимость при подаче претензии к страховщику предоставить справку о ДТП
Норма о справке удалена из абзаца
Форма полиса. Примечание 1
QR-код не указывается для электронных полисов
QR-код должен содержать номер договора и прочие данные о страховке
Форма извещения о ДТП
Перечень документов содержит справку о ДТП
Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств не требуют предоставления справки о ДТП
1 июня 2018 г.
П.3.6
Случаи оформление ДТП сотрудниками ГИБДД:
  • Наличие разногласий;
  • Размер ущерба больше 100 тыс. руб.
Нормы перемещены в конец абзаца, вместо них вписано, что в бланке извещения указывается отсутствие разногласий между сторонами.
Присутствие ГИБДД обязательно в следующих ситуациях:
  • Наличие разногласий;
  • Отказ подписывать извещение о ДТП;
  • Размер ущерба превышает 100 тыс. руб.;
  • Невозможность зафиксировать результат ДТП с помощью ГЛОНАСС, ЕСИА или фото
П.3.7 абзац 1
Страхователь, получивший возмещение по европротоколу, не имеет права предъявлять дополнительные претензии страховщику
Норма утратила силу

Источник: Положение Банка России № 431-П

Нововведения в Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств позволили страхователям избежать дополнительной бумажной волокиты, поскольку отменили обязательство предоставлять справку о ДТП из правоохранительных органов при подаче заявления на выплату возмещения. При наличии протокола и постановления ГИБДД она не имела особого смысла. Изменения формы полиса, касающиеся указания класса водителя на момент начала действия договора, позволили автовладельцам быть уверенными в том, что их скидка по КБМ никуда не исчезнет на следующий год.

Действующая редакция правил ОСАГО

В течение года в Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств вносится несколько изменений, разработанных Центробанком совместно с другими ведомствами, в том числе и с Российским союзом автостраховщиков. Некоторые изменения касаются только терминологии и незначительной перестановки слов, некоторые вводят новые положения и главы. Правила ОСАГО действующая редакция которых датируется 1.06.2018 г., состоят из 6 глав:

  • В 1-ой описаны все нюансы заключения, изменения и прекращения договора ОСАГО;
  • Во 2-ой представлена процедура уплаты страхового взноса;
  • В 3-ей перечислен алгоритм действий при страховании, в том числе действия при ДТП;
  • В 4-ой указано как определять размер выплаты страхового возмещения;
  • В 5-ой указан регламент разрешения споров, в том числе подачи претензии к страховой компании;
  • В 6-ой перечислены требования к СТО.

В разделе приложений представлены формы заявления о заключении договора страхования, полис ОСАГО, бланк для сведений об ОСАГО, извещение о ДТП и заявление на выплату страховки. В них тоже периодически вносятся изменения. Так, в заявление о заключении договора, которое должен заполнять автовладелец, последние изменения были внесены в апреле 2017 г., в заявление о страховом возмещении - в декабре того же года. Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности можно скачать по ссылке .

Ближайшие изменения и поправки

В Положение об ОСАГО могут внести поправки уже в 2019 году. Проводимая ЦБ и Минфином реформа обязательной «автогражданки» подразумевает либерализацию этого сегмента страхования, введения новых норм оформления полисов и изменения самой процедуры заключения договора. Таким образом, в ближайшее время могут быть внесены следующие поправки:

  • Изменение срока действия полиса - от 1 дня до 3 лет;
  • Введение видеофиксации процедуры оформления страхового договора;
  • Отмена бумажных полисов ОСАГО;
  • Запрет ГИБДД требовать распечатку электронного полиса у автовладельца;
  • Изменения механизма расчета страховой премии и т.д.

Все эти нововведения будут реализовываться постепенно. Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств не изменятся полностью в один день. По мнению ЦБ и Минфина все должно осуществляться поэтапно, и в конечном итоге, ОСАГО должно отойти от государственного регулирования и начать действовать по рыночным правилам.

Заключение

Правила ОСАГО в 2018 году изменились незначительно. В основном все правки касались документов - тех, что необходимо предоставлять при подаче заявления на выплату страхового возмещения, а также самого полиса ОСАГО. Нормы, которые в скором времени могут войти в Положение о правилах, станут следствием проводимой Центробанком и другими ведомствами реформы по либерализации ОСАГО.