Понятие сущность и содержание аудита. Понятие и сущность аудита. Организация аудиторской службы

1. История возникновения и этапы развития аудита

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово “аудит” в разных переводах означает “он слышит” или “слушающий”.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов.

В Англии закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., но Франции - в 1867 г., в США - в 1937 г. Сегодня практически во всех охранах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.

В нашем веке аудит и аудиторские процедуры прошли 3 этапа своего развития.

  • 1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
  • 2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке от падает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
  • 3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

В начале 70-х годов началась разработка аудиторских стандартов. Наиболее широкое признание среди частных аудиторских фирм получили «Общепринятые аудиторские стандарты». Разработано десять таких стандартов, которые объединены в три группы: общие стандарты, стандарты практической работы, стандарты отчета.

Аудиторская профессия в разных странах получила самые различные названия. Например, в США бухгалтер- аудитор называется общественным бухгалтером; во Франции - бухгалтером-экспертом или комиссаром по счетам, в Германии - контролером хозяйства, контролером книг и т.д.

2. Понятие аудиторской деятельности

Понятие - в соответствии со ст.1 закона «Об аудиторской деятельности»: «аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей … Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти».

Целью аудита в соответствии со ст. 3 закона «Об аудиторской деятельности» является «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения».

Необходимость аудита

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

  • 1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
  • 2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
  • 3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
  • 4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association – AAA – Commitee on Basic Auditing Concepts; создан в 1971 г.) дал такое определение аудита: “Аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям”.

Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг:

    постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;

    составлению декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    анализа финансово-хозяйственной деятельности;

    оценке активов и пассивов экономического субъекта;

    консультированию в вопросах финансового, налогового и иного законодательства;

    обучению и др.

Потребность в услугах аудиторских фирм возникла в связи со следующими обстоятельствами:

    возможностью предоставления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

    зависимостью последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

    необходимостью наличия специальных знаний для проверки информации;

    частичным отсутствием у пользователей информации доступа к источникам необходимой информации для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на оказание такого рода услуг. Это связано с тем, что наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования всех заинтересованных участников рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно имеет важное значение. Собственники, и прежде всего коллективные собственники: акционеры, пайщики, а также кредиторы – лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности по конкретным предприятиям.

Следовательно, основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия действующим нормативным актам совершенных ими финансовых и хозяйственных операций.

Основная цель аудиторской деятельности может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов, а также консультированием по широкому кругу финансовых и правовых вопросов. Кроме того, аудиторские услуги могут включать в себя ведение или оказание помощи в ведении бухгалтерского учета, оказание помощи в налоговом планировании, консультирование по вопросам менеджмента, маркетинга, технологическое и экологическое консультирование, разработку учредительных документов, предоставление информации о будущих партнерах, информационное обслуживание клиентов и другие услуги.

Зачастую у пользователей аудиторской информации складывается мнение, что аудиторская проверка – это та же ревизия хозяйственной деятельности организации, которую проводят налоговые и другие контрольные органы. В принципе, по методам и приемам проведения аудиторские проверки имеют схожие черты, вместе с тем, существует и много различий в их проведении. В частности, можно указать основные различия меду аудитом и ревизией по нескольким критериям (табл. 1).

Таблица 1

Основные различия между ревизией и аудитом

Критерий

выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуги, помощи, сотрудничество с клиентом

выявление недостатков с целью их устранения, наказание виновных

характер

предпринимательская деятельность

исполнительская деятельность, выполнение распоряжений

правовое регулирование

в основе – гражданское право, хозяйственные договора (договора возмездного оказания услуг)

в основе – административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов

Продлжение табл. 1

Критерий

выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента

выявляет все, что нарушает действующее законодательство

управленческие связи

горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним

вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении

принцип оплаты услуг

платит клиент

платит вышестоящее звено

практические задачи

оказание помощи в улучшении финансового положения клиента, привлечении пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиента

сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений

результаты

акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему и другим органам, обязательность разглашения информации

независимый эксперт

работник ревизорского аппарата

Курс лекций

По дисциплине

«Аудит»

Курс лекций по дисциплине « Аудит»

Введение.

Аудит является специальной дисциплиной, необходимой для получения профессиональных навыков по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

АУДИТ в классическом понимании этого слова - независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.

На современном этапе изменяются характер и методы экономической деятельности организаций, т.е. складывается современная система рыночной экономики. Становление рыночных отношений в России внесло существенные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности за результаты своей деятельности.

Переход к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, это институт аудиторства. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором. Принимая решения о вложении средств в какой – либо бизнес, выдавая кредит или приобретая долговые ценные бумаги и даже заключая договоры о покупке или продаже товаров (работ, услуг), субъекты хозяйствования хотят получить полное представление о финансовом состоянии и финансовой устойчивости партнера. В этом случае они чаще всего опираются на данные независимых проверок, которые осуществляют аудиторы – независимые специалисты высокой квалификации. Поэтому аудит как самостоятельная профессиональная область деятельности становится важнейшим звеном инфраструктуры рыночной экономики.

Дисциплина Аудит базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин: Бухгалтерский учет, Анализ хозяйственной деятельности, Налоги и налогообложение, Экономика организации и др.

В результате изучения дисциплины Вы должны:

Законодательство об аудиторской деятельности в РФ,

Порядок проведения аудиторского контроля,

Стандарты аудита и этику аудитора.

Научиться:

Пользоваться источниками экономической информации, методами и приемами анализа,

Пользоваться нормативными документами и инструкциями Федеральной налоговой службы России.


Проводить контроль и ревизию финансово - хозяйственных операций.

Первоначальные знания об аудите должен иметь любой человек, связанный с бизнесом. Прежде всего необходимо четко понимать роль и значение аудиторских проверок, отличия разных видов аудиторских услуг, уметь правильно выбрать тех специалистов, которые помогут решить конкретные задачи. Предприниматель и менеджер должны уметь подготовить материалы к финансовой и аудиторской проверке. Привлекая аудитора или аудиторскую организацию, необходимо четко представлять, какие материалы и в какой форме должен и может представить аудитор клиенту, каковы его права и ответственность.

Рабочая программа дисциплины Аудит рассчитана на 60 часов, в т.ч.

24 часа практических занятий. В процессе изучения проводятся 2 контрольные работы, а по окончании изучения – экзамен.

Тема 1.1 Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы.

1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности.

2. История развития аудита.

3. Организация аудиторской службы в России.

1. Аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг (ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.)

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения.

Аудит дает возможность оценить эффективность работы предприятия, т.е. своеобразную экспертизу бизнеса (экономического состояния предприятия).

Известный американский специалист в области аудита проффесор Робертсон отмечает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, т. к. можно примерно подсчитать этот риск и определить вероятность благоприятных событий.

Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: контроль, ревизия.

2. Родиной аудита считается Великобритания. Профессия независимого бухгалтера – аудитора появилась в Х1Х веке в акционерных компаниях Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.

Бухгалтеры – аудиторы появились в Англии в середине Х1Х века, где в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите. В 1880г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии. Этот институт разрабатывал учетные и аудиторские стандарты, издавал журнал, в котором печатались материалы по аудиту.

Во Франции закон об аудите был принят в 1867г, где имеются две организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов – бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Первые приглашаются для проверок бухгалтерского учета и отчетности в АО, а вторые назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах.

В США аудиторская деятельность началась с 1939г., когда Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров учредил Комитет по аудиторским процедурам и он издал Положение об аудиторской процедуре.

В настоящее время практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.

3. В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране. Попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912, 1928 годах, но все они закончились провалом. В 1987г. на основе постановления Совета Министров СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма « АО Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием по налогообложению, по различным правовым вопросам и др. Толчком к появлению аудиторских фирм было образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов.

В настоящее время в России создано и успешно функционирует более трех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся: «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП», « Артур Андерсен» и др. С развитием института аудита в нашей стране аудиторские фирмы будут объединяться в ассоциации, союзы, иные объединения. Цель такого объединения – это развитие аудиторской деятельности, обмен опытом, разделение сфер влияния. Созданы и успешно функционируют общественные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров такие, как Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и СНГ, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Московская и Санкт – Петербургская аудиторские палаты, более 20 региональных аудиторских палат и др.

Аудиторские фирмы имеют организационно – правовые формы закрытого акционерного общества (ЗАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). Они могут иметь несколько лицензий на право проведения того или иного вида обязательного аудита и занимаются самыми разнообразными видами аудиторских услуг.

Аудиторской деятельностью могут заниматься аудиторы – физические лица. Такие аудиторы должны пройти аттестацию, приобрести лицензию на право проведения обязательного аудита в определенной области и зарегистрироваться в качестве предпринимателей.

И финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:

1. Консультирование;

2. Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;

3. Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.

4. Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;

5. Другие, сопутствующие аудиту услуги.

Цели, задачи и принципы аудита

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита:

1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.

2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.

3. Формулирование принципов документирования аудита.

4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.

5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.

6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.

7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

8. Другие задачи.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.


Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора , либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (ФЗ № 307).

Аудиторская организация - коммерческая организация , осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ФЗ № 307)

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);

2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании);

5) классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);

6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);

7) аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);

8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудитор от латинского слова означает «слушатель», т.е. это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, подходу к проверки документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки и т.д.

Аудит обеспечивает не только проверку финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как экспертизу бизнеса.

Критерии различия аудита от ревизии:

1. По цели:

Аудит- выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуги, помощи, сотрудничества с клиентом, консультации, выявление недостатков как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности.

Ревизия- выявление недостатков с целью их устранения, наказания виновных.

2. По характеру:

Ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

По правовому регулированию:

Аудит - в своей основе это гражданское право, хозяйственные договора.

Ревизия - в своей основе административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов.

По объектам:

Аудит - выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.

Ревизия - выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

По управленческим связям:

Аудит - горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Ревизия - вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

По принципу оплаты труда:

Аудит - платит клиент.

Ревизия - платит вышестоящее звено или гос. орган.

По фактическим задачам:

Аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, т.е. пассивов, помощи и консультирование клиента.

Ревизии - сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По результатам:

Ревизия - акт ревизии, орг. выводы, взыскания, передача вышестоящим и другим органам, обязательное разглашение информации.

По статусу:

Аудит - независимый эксперт.

Ревизия - работник ревизионного аппарата.

Принцип достаточности:

Аудит - Разумной достаточности с ориентацией на отношение затрат и результатов.

Ревизия - максимально возможной точности для выявления ущерба и наказания.

Существуют сходства между аудитом и ревизией:

По цели - проверка достаточности бухгалтерского учета и отчетности.

Этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Источники информации: учредительные документы, решения общего собрания акционеров, приказы, учетная политика, отчетность, главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные документы и т.д.

Методы: камеральная проверка и документальная (выездная) проверка.

Масштабы: глобальные и локальные.

Периодичность: месячная, квартальная, годовая

Проверяются все виды деятельности предприятия.

Степень охвата: ретроспективная и перспективная.

Субъекты и объекты проверяются независимо от организационно - правовой формы.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы . Отличие состоит в том, что аудит это независимая проверка. А судебно - бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Специфика судебно - бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно - бухгалтерская экспертиза не может существовать вне таких дел, так как представляет собой процессуально - правовую форму.

Согласно статье 78 УПК РФ судебно - бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда при дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета и контроля. Она не относится к числу обязательных экспертиз и ее назначение зависит от решения следователя или суда с учетом обстоятельств конкретного дела. В ходе судебного процесса экспертиза может быть назначена как по инициативе суда или, участвующего в судебном процессе прокурора, так и по ходатайству подсудимого или его защитника.

Аудитор - эксперт самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

В целом систему финансового контроля можно представить в следующем виде:

1. Государственный финансовый контроль:

1) общегосударственный финансовый контроль:

Денежно - кредитный;

Валютный;

Страховой;

Налоговый;

Таможенный.

2) ведомственный финансовый контроль.

2. Общественный контроль.

3. Вневедомственный контроль.

4. Независимый контроль.

5. Внутрихозяйственный контроль.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, состояния учетных регистров и отчетности. Фактическим является контроль при котором количественное и качественное состояние объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов.

Применяемые методы контроля и системы контрольных действий, позволяют организовать проверку, используя для этих целей аудит, ревизию, тематическую проверку, следствие или служебное расследование.

Ревизия - система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельности подведомственного предприятия, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их проведении.

Тематическая проверка - проверка определенной темы или задачи, производственной или хозяйственной деятельности предприятия.

Следствие представляет собой процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также соблюдение должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, созданной приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач и порчи материальных ценностей.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль производится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический и упреждающий характер (бизнес - план, проектно - сметная документация). Цель предварительного контроля - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономические нецелесообразные операции.

Текущий контроль организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Это оперативный контроль. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной операции.

Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим, исходя из различных факторов:

Задач и целей проверки;

Финансовых и трудовых затрат на его осуществление.

    Виды аудита по основным критериям классификации……..….2

    Форма и содержание аудиторского заключения……………….15

Список используемой литературы…………………………………..25

    Виды аудита по основным критериям классификации

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроль за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Виды аудита

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит.

Его основная задача - решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

Объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

Сложившейся системы управления экономического субъекта;

Состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

Проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

Проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

Проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

Проверку деятельности различных звеньев управления;

Оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

Проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

Работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

Оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

Специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

Разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

Проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;

Оценку экономичности и эффективности операций компании;

Проверку уровня достижений программных целей;

Подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В табл. 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделе­ниями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Решение отдельных функци­ональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и под­тверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стан­дартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятель­ности

Исполнительская деятель­ность

Предпринимательская деятель­ность

Организа­ция работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самосто­ятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотно­шения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имею­щие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалифика­ция

Определяется по усмотре­нию руководства предпри­ятия

Регламентируется государством

Начисление заработной платы по штатному расписа­нию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответствен­ность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законода­тельными и нормативными актами

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опублико­вана, аналитическая часть

передается клиенту

Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализ хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В табл.2. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

Таблица 2. Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Критерии

Экономические субъекты, показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. Вид деятельности экономического субъекта

1 . Банки и другие кредитные учреждения

2. Страховые организации и общества взаимного страхования

3. Товарные и фондовые биржи

4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)

5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц)

6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)

    1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

    2. Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

Налоговый аудит;

Ценовой аудит;

Экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.

С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:

Общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);

Банковский аудит;

Аудит страховых организаций;

Аудит бирж;

Аудит внебюджетных фондов;

аудит инвестиционных институтов.

    Форма и содержание аудиторского заключения

Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определены федеральным стандартом аудиторской деятельности.

2.1. Понятие и форма аудиторских заключений

В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки - формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 10) отмечено:

    Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка вед его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Заключение аудиторской организации (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности - обязательный элемент годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При составлении аудиторского заключения аудитор руководствуется положениями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» и российских правил (стандартов) «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчётность», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям». Именно в этих стандартах содержатся сведения о форме заключения, видах аудиторских заключений и др. Хотя, аудиторы при подготовке заключения используют и другие правила (стандарты).

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нём выражены в валюте Российской Федерации (руб.). Исправления не допускаются.

Аудиторская организация обязана представить аудиторское заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки. К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта с пометкой аудитора (подпись, или специальный штамп аудиторской фирмы). В аудиторской организации (у аудитора) аудиторское заключение хранится обычно в специальном файле и представляет точный аналог документации, переданной заказчику.

Основным нормативным документом для составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита является федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом о до­стоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законо­дательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, ко­торая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные вы­воды о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые раз­меры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандарт аудиторской деятельности «Существенность в аудите»).

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» требования по составлению аудиторского заключения содержались во Временных правилах аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

В соответствии с этими двумя документами аудиторское заключение состояло из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная и аналитическая части носили конфиденциальный характер, а итоговая часть носила публичный характер, в ней давалась оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчётность в Российской Федерации.

В соответствии с федеральным стандартом заключение представляет единый документ, который включает вводную и итоговую части дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Что касается аналитической части (отчета аудитора), то она также составляется аудитором и представляется заказчику. Основанием ее составления служат российские правила (стандарты) «Письмен информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Прочая информация в документах, держащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» и др.

Основные положения по составлению отчета аудита содержатся в правиле (стандарте) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской организации экономическому субъекту, она должна включать:

    название данной части;

    наименование аудиторской организации, кому адресуется письменная информация;

    объект аудита;

    общие результаты верки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;

    общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчётности;

    общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Результаты проверки системы внутреннего контроля у экономического субъекта включают ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных входе аудита существенных несоответст­вий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельно­сти экономического субъекта.

Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетно­сти экономического субъекта отражают общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита суще­ственных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законо­дательства при совершении финансово-хозяйственных операций от­ражают цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; оценивают соответствие во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству; свидетельствуют о выявленных в ходе аудита существенных несоответствиях в св­ершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения работы аудиторов и аудиторов-ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутрифирменный стандарт, где конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму отчета аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение включает в себя:

    наименование;

    адресата;

    следующие сведения об аудиторской организации (аудиторе): организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление своей деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

    следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

    вводную часть;

    часть, описывающую объем аудита;

    дату аудиторского заключения;

    подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователям и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления. Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

В заключение должно быть включено положение о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, а ответственность аудитора заключается только в выражении основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Во вводной части аудиторского заключения отмечается следующее. «Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «УУУ» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. Включительно».

Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «УУУ» состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложения бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансов (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный организации «УУУ». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита».

В части, описывающей объем аудита, указывается, что аудит был веден в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

При описании объема необходимо отметить, что аудит проводился путем сплошной проверки документов и системы внутреннего контроля или на выборочной основе. Если аудит проводился на выборочной основе, то он включал в себя:

    изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности инфор­мации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

    оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также пра­вил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    определение главных оценочных значений, полученных руко­водством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтер­ской) отчетности;

    оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) от­четности.

Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) от­четности может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изложение информации в части, содержащей аудиторское мнение, может быть примерно следующим:

«По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «УУУ» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результат финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 января 20(ХХ) г. включительно».

Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты по подписания аудиторского заключения.

Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При проведения обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и представить аудируемому лицу письменный отчет по результатам проведения аудита. Письменный отчет представляет аналитический отчет аудитора, его информация носит конфиденциальный характер. На основании данной информации аудитор составляет аудиторское заключение.

Аудиторское заключение представляет собой официальный документ предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Список используемой литературы

1. Аудит. Учебник / под ред. В. И. Подольского. Из – во «Экономист», М. – 2005.

2. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита. Составитель В.В.Калинин. – М.: ООО “ИКФ Омега - Л”, 2000.

3. Ковалева О.В., Константинов Ю.П.: Аудит: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ковалевой. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.

4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Соколов Я.В., Скобара В.В., Островская О.Л.: Стандарты и нормы финансового контроля // Экономика и жизнь. – 1995.

6. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М.: Инвест Фонд, 1994.

8. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. «Аудит: общий, банковский, страховой» Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

    Справочно-правовая система «Гарант»