Платят ли безработные налоги. Закон о тунеядстве в рф

Платят ли безработные налоги. Закон о тунеядстве в рф

О возможности введения налога для трудоспособных, но официально нигде не работающих людей заявил сегодня на международной конференции "Социальное страхование" статс-секретарь – замминистра труда Андрей Пудов. Потом сразу пошли оговорки и отговорки, но сказано было достаточно ясно. После слов о том, что в настоящее время ведомство действует в направлении легализация рынка труда административными рычагами, которые уже дают эффект, замминистра сказал: "Это является основанием для того, чтобы разработать меры законодательного порядка". Но какие? И тут он сослался на следующее: "Коллеги наши из Белоруссии, может, поделятся опытом, у них серьезнейшие инновации произошли. Они ввели так называемый налог на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не уплачивают страховые взносы, не заняты в трудовой деятельности… Мы пока эту тему обсуждаем, у них такое решение уже принято", - цитирует Андрея Пудова агентство РИА Новости.

Вскоре пресс-служба министерства обнародовала сообщение, в котором сказано что «обсуждение ведется на экспертном уровне в контексте изучения реализации такого опыта в Республике Беларусь. Минтруд России не ведет разработку каких-либо проектов нормативных правовых актов на подобную тематику».

Ранее в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков переадресовал правительству вопрос о возможности введения в России "налога на тунеядство", сообщил «Интерфакс». Агентство напоминает также, что еще ровно год назад замглавы Роструда Михаил Иванков говорил о том, что рассматривается обложение "социальным платежом" граждан старше 18 лет, которые не трудоустроены официально, не зарегистрированы как безработные и не имеют каких-либо льгот.

Таким образом, что-то с проблемой неофициальной занятости - в которую, по словам представителей социального блока правительства, включены без преувеличения десятки миллионов людей - сделать несомненно хотят. И с учетом масштаба проблемы – что-то серьезное. Но один из первых приходящих в голову вопросов – с какой налоговой базы, проще говоря с каких доходов будет платить человек? Тем более, если у него и впрямь нет работы. А если есть – как официально обложить неофициальный доход? И это только одна грань проблемы. «Эксперт online» обратился за комментариями к аналитикам.

Нужны не налоги, а рабочие места

По мнению Павла Ивченкова, юриста компании «Деловой фарватер», подобная новация носит негативный характер, особенно в социальном плане. Она нецелесообразна и имеет высокие шансы оказаться неэффективной в борьбе с безработицей, серым рынком труда и недостаточной наполняемостью бюджета. - Аналитик считает даже, - что в результате она приведет к гражданским волнениям, волне протестов и росту случаев уклонений от уплаты налогов. На размерах серого рынка труда она практически не скажется. Таким работодателям и работникам все равно по-прежнему будет выгодно не оформлять официально рабочие отношения, ведь, скорее всего, налог на тунеядство окажется ниже нынешних налогов и сборов с официальной зарплаты. А значит, его в этом случае будет выгодней платить, чем все налоги и сборы с фонда оплаты труда. То есть в результате основное налоговое бремя ляжет на настоящих безработных и наиболее незащищенные слои населения, лишившихся работы в связи с проблемами в стране или по другим независящим от них причинам, а не на тех, кто работает неофициально.

Собираемость такого налога будет очень низкой, - полагает Павел Ивченков. - Фактически, отказываясь от уплаты налога, люди будут объяснять это тем, что официальных доходов они не имеют и им нечем платить налог. В такой ситуации налоговая задолженность будет копиться и налоговики с помощью суда и приставов смогут изъять имущество должников. По сути этот налог станет способом принуждения людей к работе в тот период, когда растет безработица в стране и сокращаются рабочие места. Такая ситуация заставит граждан работать на невыгодных условиях, с низкой зарплатой и тяжелыми условиями труда, поскольку работодатели воспользуются ситуацией и не будут спешить создавать и предлагать хорошие рабочие условия.

В Белоруссии - заставят, а у нас?

Антон Соничев, эксперт центра "Общественная Дума", считает в свою очередь очевидным, что трудоспособный гражданин с образованием не ниже средней школы и без отклонений здоровья не может жить просто так, нигде не работая. Чаще всего речь здесь идет не столько о безработице, сколько о скрытой занятости, - говорит он. - Разница в том, хочет ли человек действительно найти работу или же он рассчитывает пожить несколько месяцев на пособие по безработице, а потом если и устраивается на работу, то не слишком ею дорожит. С другой стороны есть люди, которые могут и хотят работать, но не могут найти себе место в умирающей деревне или на закрывающихся заводах. Такие меры, как этот сбор, действительно могут оказать влияние на выявление и некоторое сокращение скрытой безработицы, но и для этого требуется системный подход, а не только введение сбора.

Для сравнения, - отмечает Антон Соничев, - в Беларуси с этого года впервые будет уплачиваться подобный сбор, его размер составляет 4 200 000 белорусских рублей за год (это по курсу госбанка Беларуси на сегодня примерно 216 долларов или 14 300 российских рублей). Однако, помимо этого сбора планировалось также вводить своего рода «принудительное трудоустройство» - привлекать к необходимым социально-хозяйственным работам безработных, не сумевших найти себе другое рабочее место.

Налог на воздух

На данный момент не просматриваются какие-либо реальные положительные последствия от введения налогов с нетрудоустроенных граждан, а вот отрицательных видится очень много, - считает Валентин Островский, эксперт в области кадров, руководитель проектов компании Интеркомп. - Потенциальные доходы казны от подобного налога не идут ни в какое сравнение с необходимыми затратами для администрирования предлагаемого сбора, - полагает он. - Сегодня только по официальной статистике Росстата в России около 5 млн нетрудоустроенных граждан, которые должны стать базой для сбора обсуждаемого налога. Для администрирования сбора с такого количества граждан потребуются колоссальные ресурсы, стоимость которых существенно превысит поступления, так как размер сбора не может быть очень высоким из-за статуса плательщика, а собираемость будет минимальной из-за вполне справедливых доводов неработающих граждан об отсутствии средств на выплаты, так как отсутствует источник их поступления.

Кроме того, с юридической точки зрения, труд является правом гражданина, а не его обязанностью, как это было во времена СССР, - говорит Валентин Островский. - А в таком случае, отсутствие работы не является основанием для выплат каких-либо сборов.

При рассмотрении вопросов о введении налогов для неработающих еще и необходимо учитывать, что достаточно существенное количество граждан не работает не потому, что не хочет, а потому, что рабочих мест недостаточно в регионе проживания, - подчеркивает он. - Мобильность граждан крайне низка из-за глобальной проблемы с обеспечением жилья в большинстве регионов. А в таком случае, предлагаемый налог начинает походить на историю с «налогом на воздух» из известного литературного произведения.

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на прошлой неделе вернулся к скандальной теме введения налога для неработающих граждан, так называемого налога на тунеядцев.

КАКАЯ РАЗНИЦА, КАК НАЗЫВАТЬ?

Глава Минтруда не поленился даже подсчитать, сколько, по его мнению, должны будут платить люди, попавшие под действие налога: «Давайте исходить из того, что человек легально работает, когда он заплатил подоходный налог. За год, если считать его с МРОТ, сумма составит 11,7 тысячи рублей. Если человек «в тени», за него взнос в фонд ОМС платит субъект России. В среднем в регионах - 8-9 тысяч. Итого 20 тысяч в год, для начала».

По словам министра, 20 тысяч - сумма, которая «маловата даже». Когда же власти намерены ввести очередной оброк? Ясности пока нет, разъяснил Топилин.

Потом о новом налоге заговорил премьер. Ему не понравилось то, как его окрестили. «Это никакой не налог на тунеядство, его так лучше не называть, речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован, и тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов, но в то же время пользуется социалкой», - отметил Дмитрий Медведев .

Какая, в сущности, разница, как именно будет называться новый налог? Дело не в названии, а в подходе. Власти, похоже, готовы лишить бесплатной медицинской помощи тех, кто не платит НДФЛ. А если человек действительно не работает и не имеет средств, что ему делать? Ложиться помирать?

ГУБЕРНАТОРОВ ПОНЯТЬ МОЖНО

Напомним, значительная часть медицинских услуг, которые оказываются населению в рамках государственной системы здравоохранения, финансируется из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Он формируется из страховых взносов, которые платят работодатели в размере 5,1% от зарплаты каждого работника. За остальных граждан - студентов, пенсионеров, безработных - взносы платят региональные бюджеты. Стремление губернаторов избавиться от этого ярма понятно - они и так сидят в долгах как в шелках, а обязанностей выплачивать зарплаты бюджетникам, строить и ремонтировать дороги, выполнять социальные обязательства с них никто не снимал.

НЕ ТОЛЬКО ТРЕБОВАТЬ, НО И ПРЕДЛАГАТЬ

Однако ясно и то, что требовать налог с неработающих граждан трудоспособного возраста (кроме стоящих на бирже труда и инвалидов) можно лишь либо в условиях хорошо развитого рынка, либо в стране, идущей по социалистическому пути.

Например, в СССР лицам «без определенного рода занятий» грозили исправительные работы на срок до четырех лет, а иногда даже тюремное заключение. Но при этом государство гарантировало трудоустройство каждого гражданина путем искусственного создания рабочих мест и поддержания стопроцентной занятости.

Сегодняшняя Россия ничего подобного своему населению не гарантирует. Да, формально рабочих мест предлагается немало, но, как правило, таких, которых, как говорится, и задаром не надо: больше на транспорт потратишь, чем домой принесешь.

Между прочим, у нас есть закон, который вводит понятие «подходящая работа». Закон «О занятости населения в РФ» подходящей считает такую работу, которая соответствует уровню квалификации работника, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. Работа не может быть подходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны труда, а также если предлагаемая зарплата ниже величины прожиточного минимума (в среднем по стране около 10 тыс. рублей). Но именно такую бросовую работу часто и предлагают россиянам.

СТИМУЛИРУЕТ «НАРОДНУЮ КОРРУПЦИЮ»

Мотивируя введение нового налога, правительственные эксперты подсчитали, что его можно будет получить с 5 млн россиян из 13-15 млн граждан РФ, не уплачивающих взносы во внебюджетные фонды без оправданных причин. При сумме 20 тыс. рублей, озвученной главой Минтруда, это позволит привлекать в бюджет около 100 млрд рублей в год. Крайне сомнительно! Чиновники не учитывают способности россиян приспосабливаться к любым, самым неблагоприятным условиям.

«Когда говорят, что это заставит делать отчисления тех, кто работает «в тени», то это глупость, - полагает замдиректора Института мировой экономики и международных отношений, д. э. н., профессор Евгений Гонтмахер . - Схема будет очень простая, люди станут оформляться на работу фиктивно. То есть это будет лишний толчок для того, чтобы еще больше загонять доходы в тень».

ЗАБЕРУТ ПОСЛЕДНИЙ ХОЛОДИЛЬНИК?

Государство, которое хочет, чтобы все трудоспособные люди и их работодатели должным образом оформляли свои отношения, сначала должно предложить нормальные правила игры, например, прекратить кошмарить бизнес перманентным повышением налогов, страховых взносов, арендных ставок, не говоря уже о бесконечных проверках.

«Рынок труда не отлажен, - считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Игорь Шапкин . - Не лучше ли создать систему, когда бы люди хотели работать и получать за свою работу? Если введут налог на безработных, будет ли он работать? Если у человека и в самом деле нет средств, то что, приставы будут забирать последний холодильник?»

Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов также выступил против «налога на тунеядцев» и пообещал, что ЛДПР в Госдуме будет голосовать против такой инициативы. «Неприлично называть людей тунеядцами, потому что это несчастные люди, которые оказались безработными или стали заложниками ситуации, когда работодатель выплачивает зарплату в конвертах, а работодатели вынуждены так делать из-за высоких налогов и сборов... Если государство обяжет людей платить, то где они будут брать деньги, если они без работы? Государство будет бить по их здоровью и потом только больше денег тратить на лечение», - заявил Нилов.

На самом деле пополнить бюджет можно куда более цивилизованными способами. Выстраивая нормальную рыночную экономику, создавая рабочие места, сокращая расходы на госзакупки и чиновников, научившись эффективно расходовать деньги налогоплательщиков.

Может, пора прекратить пир во время чумы, когда топ-менеджеры госкомпаний получают по несколько миллионов рублей в день, а государство потом закачивает в их убыточные компании сотни миллиардов на погашение долгов, которые наделали «эффективные управленцы»?

Однако все это, по-видимому, считается невыполнимыми задачами. Куда проще ввести новый налог и драть три шкуры с тех, кому не хватает денег на самое необходимое. Оптимисты не верят, что абсурдный налог будет введен. Ой ли?

Игорь Минаев,

Елена Половцева.

ТАСС/Д. Феоктистов

Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

В чем суть закона о введении налога за тунеядство в России в 2018 году?

Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

Вице-премьер О. Голодец в 2016 году стала одним из инициаторов введения закона. Она заявила о том, что большая часть официально неработающего населения работает и имеет доход, но не оплачивает налоги, при этом пользуется социальными услугами, включая медицину. По её словам, новый законопроект позволит увеличить поступления в бюджет и компенсировать затраты государства на обслуживание неработающей части населения. Согласно статистике, такие расходы составляют около 40-45 миллиардов рублей.

Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы. Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи. В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований. Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали. Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч. По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством. Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
  4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
  5. Инвалиды.
  6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.

Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости. Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов. Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

Избежать налога можно несколькими путями:

  1. Приобрести патент.
  2. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
  3. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
  4. Трудоустроиться на официальную работу.

Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы. Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения. К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

В России может быть введён налог для трудоспособных, но не работающих официально граждан. Такую возможность обсуждает Министерство труда и социальной защиты, сообщил замглавы ведомства Андрей Пудов . По его словам, за опытом в области взимания платы с «тунеядцев» Минтруд рассчитывает обратиться к белорусским коллегам.

«Коллеги наши из Белоруссии, может, поделятся опытом, у них серьёзнейшие инновации произошли. Они ввели так называемый налог на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не уплачивают страховые взносы, не заняты в трудовой деятельности. Они на такой серьёзный шаг пошли. Мы пока эту тему обсуждаем, у них такое решение уже принято», — пояснил Пудов, передаёт РИА «Новости».

Финансовое наказание для трудоспособных безработных граждан действует в Белоруссии больше года. Если гражданин работает менее 183 календарных дней в году, он обязан заплатить сбор в размере 20 минимальных размеров оплаты труда.

В Кремле решений по введению налога для безработных не принималось. «Это одна из точек зрения», — так ответил на вопрос о появлении в РФ «налога на тунеядство» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

А позже Министерство труда и социального развития сообщило, что . Обсуждение ведётся на экспертном уровне в контексте изучения такого опыта в Белоруссии, пояснили в Минтруда.

И снова о тунеядцах

Надо сказать, что вопрос появления в Россия т. н. налога на тунеядцев поднимается не первый раз.

Так, с аналогичным предложением ровно год назад выступал заместитель главы Роструда Михаил Иванков . Согласно его инициативе, с лиц «достигших 18-летнего возраста, за исключением официально трудоустроенных безработных, студентов, пенсионеров и других льготных категорий граждан» должна взиматься плата. Таким образом Иванков рассчитывал снизить в России нелегальную занятость, из-за которой национальная экономика несёт колоссальные убытки.

В декабре прошлого года депутат санкт-петербургского заксобрания Андрей Анохин предлагал наказывать исправительными работами (сроком от трёх месяцев до трёх лет) россиян, зарабатывающих более 1 млн рублей в год и не способных подтвердить источники своего дохода. Анохин высказывал недовольство тем, что в РФ 20 млн человек работают без предусмотренного законодательством оформления, а ещё 18 млн сограждан не работают вообще.

«Принятие данного законопроекта будет способствовать пресечению тунеядства и противодействию сокрытию доходов в отношении физических лиц, совершающих крупные расходы», — говорилось в пояснительной записке к разработанному депутатом закону.

Министр труда Максим Топилин дважды заявлял, что власти не планируют вводить «налог на тунеядство». «Никакого «налога на тунеядство» не будет, безусловно», — говорил Топилин в июне прошлого года.

Контрпродуктивный подход

Мнения россиян о введении ответственности за тунеядство разделились практически поровну: 45% респондентов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) инициативу поддерживают, 45% выступают против, а 9% со своей позицией не определились.

45% соотечественникам нравится идея направлять тех, кто уклоняется от трудоустройства более шести месяцев при наличии подходящих им вакансий, на исправительные работы на срок до года. Против подобной меры высказывались 47% респондентов.

Опрошенные АиФ.ru эксперты к введению «налога на тунеядство» относятся скептически. Закон приведёт к росту социальной напряжённости, а в крупных городах — к акциям протеста, не исключает руководитель юридического отдела ИК АЛОР Надежда Подкорытова . «Из-за кризиса население беднеет, какой смысл отбирать последнее у тех, у кого уже и отобрать нечего? Официально безработные — это в подавляющем большинстве граждане, испытывающие реальные трудности с поиском работы, а не ведущие богемный образ жизни рантье. Крайне мало людей в нашей стране могут позволить себе не работать, потому что не нуждаются в таком источнике доходов», — убеждена она.

Шансы на принятие соответствующего закона Подкорытова оценивает как низкие.

С ней соглашается начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев . По его мнению, текущие инициативы являются противоречивыми и даже опасными для экономики. «Вряд ли стоит ждать скорого принятия такого закона. Скорее следует ждать коррекции законодательства, регулирующего социальные взносы», — полагает он.

«Если это «борьба с тунеядством», какой она была в 80-е годы в СССР, то такой подход контрпродуктивен. В условиях современного капитализма, развития информационных технологий и самозанятости принуждение граждан к трудоустройству в короткие сроки только ради самой занятости будет лишь ухудшать структуру экономики.

Если речь идёт о выходе серых доходов из тени и корректной уплате гражданами всех социальных взносов, то такой подход скорее принесёт пользу. Для принципиально неработающих граждан может возникнуть риск уплаты социальных взносов. Временно неработающие граждане и частные предприниматели здесь вряд ли чем-то рискуют. Об уголовной ответственности за тунеядство, как в СССР, речи быть не может», — резюмирует Бушуев.

Вопрос о введение налога на тунеядство в Российской Федерации длительный период времени находится на стадии обсуждения. Данная инициатива чиновников пока не находит положительного отклика у людей, положения законопроекта еще разрабатываются. До сих пор эта тема считается открытой – не ясны мотивы данного налога, не проработаны основные моменты инициативы:

  • категории граждан, попадающие под работу законопроекта;
  • размер суммы выплат.

В чем главная цель налога на тунеядство в России? Введут ли его в 2018 году?

Правительство РФ позиционирует ведение данного законопроекта как новый вид социальной ответственности – каждый гражданин, получающий определенное социальное благо, обязан нести за это ответственность в виде оплаты этой государственной услуги.

Подобный налог был разработан и введен в 2015 году в Беларуси (Декрет №3). В 2016 году вице-премьер О. Голодец выступила инициатором создания налога для безработных граждан, имеющих неофициальный доход. По ее мнению, значительное количество официально неработающих людей, использует социальные блага, например, медицинские услуги, обладает определенной доходной частью, без уплаты налогов. Если данный законопроект будет принят, то это повысит начисления в бюджет, также компенсируются расходы — обслуживание неработающих граждан. По статическим данным подобные траты равняются до 45 млрд. руб.

Чиновники РФ в своих выступления на эту тему отмечают следующее — этот законопроект в первую очередь будет направлен на вовлечение неработающей части населения в программу уплаты налогов, данная инициатива не направлена на борьбу с гражданами-тунеядцами.

  • социальные услуги, предоставляемые людям, должны быть оплачены;
  • планируется освобождать от уплаты данного налога население, стоящее в центре занятости на учете.

Осенью 2017 года министр труда Топилин М., говоря о данном законопроекте, предложил также учитывать полную доходную часть граждан, например, находящиеся в собственности объекты недвижимости – это будет учитываться в налоге на безработных.


Сотрудники Минтруда РФ указывают – на сегодняшний момент в стране до 15 млн. человек в трудоспособном возрастном периоде (без официальной работы) не оплачивают налоги. С целью компенсации затрат государства на страховые медицинские, пенсионные программы необходимо принять данный налог.

Во времена СССР с тунеядством боролись разными способами, официальные законодательные документы относили тунеядство к категории уголовно наказуемых действий, мера наказания – до отправления на определенный временной отрезок в места заключения. В какие-то года в СССР усиливалось данное направление устранения тунеядства – все это привело к значительному увеличению потока людей с реальными сроками заключения, некоторые граждане были отправлены на исправительную работу.

По сути, цель нового налога – получение денежных средств от работающих неофициально граждан. Введение этого платежа должно стимулировать переход «теневого» рынка труда на официальный уровень – это облегчит работу налоговых служб по выявлению недобросовестных работодателей, пополнение государственного бюджета за счет налога будет лишь приятным бонусом.

В Беларуси принятие подобной налоговой программы не принесло желаемого результата – люди выступили против такого законопроекта, в стране проходят митинги, протесты из-за нового налога. В РФ чиновники решили тщательно отнестись к созданию основных положений налога на безработных, многие моменты пока находятся в стадии разработки. Эксперты считают: потребуется до 2 лет для проработки данного законопроекта – необходима статистическая информация о точном количестве неофициально работающих людей, безработных.


В настоящее время на стадии обсуждения данного законопроекта сотрудники Минтруда РФ предлагают установить налог для безработных размером 20-25 тыс. руб. ежегодно:

  • до 10 тыс. руб. – на медицинское страхование;
  • до 10-15 тыс. руб. – на пенсионные отчисления.

Чиновники полагают, что это сумма трат неработающего человека, пользующегося медицинскими и иными государственными услугами.

Но данные суммы не подтверждены осуществлением расчетов, исследований. Многие эксперты полагают, что эти цифры завышены. Сегодня высказываются уже разные мнения – 8 тыс. руб. и тд., но даже эта сумма часто является неподъемной для определенных людей. Некоторые чиновники предлагают запустить законопроект в пилотном режиме, установив налоговую сумму на минимальном значении – 500 руб. Пока данный вопрос рассматривается.

Планируется пополнение государственного бюджета за счет дееспособного, официально не работающего населения. Кто будет освобожден от уплаты данного сбора?

Существует ли возможность не платить налог? Какие люди пострадают от законопроекта?

Предполагается, что начисление данного сбора не будет делаться следующим группам населения:

  1. Студентам.
  2. Женщинам, ухаживающим за детьми в возрасте до 7 лет (при отсутствии посещения детских учреждений).
  3. Пенсионерам.
  4. Инвалидам.
  5. Людям, ухаживающие за инвалидами, больными родственниками.
  6. Матерям-одиночкам.
  7. Разным незащищенным в социальном плане группам людей.

Данный сбор не коснется граждан с наличием официальной работы, оплачивающих налоги, например, предпринимателей. Кроме того, предполагается, что от данной налоговой программы будут освобождены:

  • люди, находящиеся в поиске официального трудоустройства – числящиеся в списках центра занятости;
  • сельское население, обладающее доходной частью от продажи продукции овощеводства, животноводства, садоводства, если была сделана оплата необходимых налоговых сборов.

Дополнительных расходов могут избежать люди, обладающие доходом от банковских дивидендов, сдачи объектов недвижимости в аренду при своевременной оплате установленных налогов.

Чтобы не оплачивать данный сбор, надо:

  1. Оформить патент.
  2. Оплатить медицинский полис.
  3. Найти и трудоустроиться на официальной работе.
  4. Если частное предпринимательство — то оформить в собственность компанию.

Белорусский опыт

Данный вариант налогообложения безработных людей в РБ разрабатывался с формулировкой о стимулировании трудоспособных граждан к труду, обеспечение ими конституционной обязанности в участии софинансирования государственных трат.

Этот сбор обязаны уплатить люди без официальной работы на протяжении 6 месяцев. Временной период оплаты сбора – до 15 ноября года, идущего за годом установления данного статуса. Если человек отказывается вносить оплату, в дальнейшем он подвергается – штрафным санкциям, аресту, принудительным работам.

Многие граждане Беларуси не согласны с введением данного налогообложения — выливается все в протестные движения, митинги. Белорусские чиновники согласились более тщательно проработать данный законопроект, убирать его они не собираются.

Список освобожденных от данного сбора групп людей:

  1. Пенсионеры.
  2. Спортсмены, являющиеся участниками национальной сборной команды страны.
  3. Люди несовершеннолетнего (до 18 лет) возрастного периода.
  4. Студенты, обучающиеся на очном отделении (в первый раз).
  5. Люди, занятые гражданской альтернативной службой.
  6. Люди, занятые воспитанием малыша в возрастном периоде до 7 лет (при отсутствии посещения им детского сада).
  7. Инвалиды, недееспособные люди.
  8. Многодетные семьи — люди, занятые воспитанием более 3 малышей.
  9. Граждане безработные официально зарегистрированные.
  10. Один из семьи, занятый воспитанием малыша, находящегося в возрастном (до 3 лет) периоде.
  11. Родители детей-инвалидов (пока им не исполнилось 18 лет)
  12. Граждане, приехавшие в страну после введения данной налоговой программы.
  13. Люди, пребывающие на сложном жизненном этапе, обладающие действующим документом от местного Совета депутатов, указывающим на их избавление от обязательной оплаты сбора.
  14. Люди, проживающие в стране менее 183 дней (за год).
  15. Сельское население, официально живущее посредством фермерского труда, обладающее справкой, выданной сельсоветом.
  16. Граждане-представители церковных учреждений.
  17. Белорусские граждане, постоянно живущие в других странах.
  18. Индивидуальные предприниматели, заплатившие на продолжение года более 20 базовых налоговых величин.
  19. Граждане военнослужащие.
  20. Нотариусы, адвокаты, заплатившие на продолжение года более 70 базовых налоговых величин.
  21. Граждане творческой профессии, с подтверждением их участие в разных творческих объединениях.
  22. Люди, имеющие с собственности объект недвижимости, например, квартиру, предпочитающие официальное налогообложение от аренды жилья.
  23. Граждане заключенные, находящиеся в местах заключения более полугода.
  24. Тяжелобольные.

Итоги: положительные/отрицательные стороны нововведения

Многие эксперты утверждаю, что данный законопроект не принесет ожидаемого результата – безработные с целью освобождения от налога встанут на учет в центрах занятости, что приведет к большой нагрузке на бюджет, увеличит расходы, государство должно будет выплачивать социальные пособия официально безработным граждан.

Население также выступает против введения данного налога – уровень безработицы во многих городах РФ сохраняется достаточно высоким, производственные компании часто сокращают своих сотрудников, новые предприятия не появляются, поиск работы в течение длительного периода времени способен оказаться безрезультатным.

Налог на безработных также волнует самозанятых граждан, не имеющих официального оформления, подтверждения своей занятости.

В настоящее время данный законопроект все еще находится в стадии разработки.