Платежное поручение 101. Как заполнить поля платежного поручения

Платежное поручение 101. Как заполнить поля платежного поручения

Платежное поручение — поле 101 — служит для отражения статуса лица, совершающего платеж, связанный с уплатой налогов. Этот небольшой, но важный реквизит помогает корректно провести операцию зачисления налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в строгом соответствии с требованиями закона.

Назначение поля 101 в платежном поручении

Бланки платежных поручений для осуществления денежных расчетов содержат специфический набор реквизитов, к заполнению которых предъявляются установленные законом требования. При этом значение имеют назначение перевода, правовой статус плательщика и получателя, номера участвующих в операции счетов. Для четкого соблюдения всех правил при оформлении поручений нужно руководствоваться положением Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П. Оно содержит весь перечень условий, которых нужно придерживаться для своевременного проведения всего набора расчетных операций.

Для быстрой идентификации правового положения отправителя денежных средств применяется реквизит в поле 101 платежного поручения, заносящийся в него в формате 2-значного шифра. Отправителем может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, нотариус или адвокат, частное лицо и т. д. Возможно указание в качестве плательщика посредника или партнера по экспортно-импортным операциям. В зависимости от указанной категории переведенные финансовые ресурсы попадают на разные счета в казначействе.

Как правильно оформить поле 101 платежного поручения 2016 года

Требования к занесению кода в ячейку 101 поручения изложены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107Н. Наиболее типичными, актуальными для применения цифровыми шифрами при этом будут следующие:

  • для юридических лиц - 01;
  • для лиц, выступающих в качестве налогового агента, например при оплате НДС с аренды госучреждений или НДФЛ за своих работников, - 02;
  • при переводе средств в виде страховых взносов применяется код 08, при этом он актуален как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей;
  • для частных лиц, в том числе предпринимателей, практически для всех перечислений используют код 13.

Обязанность внесения данных в поле 101 зависит от конкретных условий осуществления платежа, вида уплачиваемого налога или взноса и от наличия соответствующих данных. Связано это с тем, что цифры, указанные в нем, применяются в непосредственной увязке с последующими полями 102–110, которые позволяют идентифицировать счета лица, получающего денежные средства (другого партнера). Пропуск или прочерк в строке 101 оставлять нельзя. При невозможности внесения данных в связи с отсутствием необходимой информации в поле проставляется 0. Это избавит от возможных проблем с проверяющими в будущем.

Дополнительные разъяснения по порядку оформления указанного реквизита в 2015 году издал ПФР. В частности, по мнению специалистов фонда, при переводе средств на счета социальных фондов в качестве статуса плательщика следует указывать шифр 08, независимо от того, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель. Если ту же расчетную операцию самостоятельно проводят физические лица, им следует применять код 24, актуально это и в случае уплаты налогов.

Это очень важные статусы, отсутствие которых может повлечь за собой достаточно серьезные негативные последствия для компаний.

Для банковских учреждений и их подразделений, а также посредников, осуществляющих переводы от частных лиц, применяются цифровые обозначения 15 и 20.

Код 13 указывают все граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью и не выступающие от лица какой-либо организации, но периодически получающие дополнительный доход и платящие с него налог либо исполняющие свои обязанности в силу закона.

Ситуация 1:

Что нужно проставить в поле 101 при переводе НДФЛ?

Применение числового обозначения 01 в данном случае некорректно, поскольку компания вносит платеж за своих сотрудников в качестве налогового агента и нужно применить код 02. Если в роли отправителя налога с заработной платы выступает ИП, нужно применить код 09. Нотариусу придется вписать 10, а частному юристу - 11. Частные лица по разовым поступлениям доходов применяют код 13.

Ситуация 2:

Что нужно внести в строку 101 платежного поручения при переводе земельного налога?

В данной ситуации ключевое значение имеет правовое положение собственника земли. Юридические лица должны ставить значение 01. ИП, для которых земля является средством производства в их основной деятельности и приносит им основную часть дохода, - 09. Если участок не применяется для извлечения дохода либо принадлежит простому гражданину, нужно ставить код 13.

Наиболее частые ошибки, допускаемые при внесении данных в поле 101

Ошибки в кодовом обозначении статуса приводят к неправильному выбору лицевого счета для зачисления налогов и, соответственно, к штрафным санкциям и спорам с проверяющими. Чаще всего проблемы возникают при перечислении НДФЛ за сотрудников с шифром 01. В этом случае компания выступает в качестве агента, поэтому правильнее применить код 02, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов.

По той же самой причине нельзя указывать в поле 101 значение 01 при переводе НДС по аренде за госучреждения, выступая в качестве посредника.

Ответственность за некорректную информацию в поле 101

В случае неверного указания данных в платежном поручении при перечислении налогов возможно применение к плательщику штрафных санкций за просрочку оплаты. Налоговый кодекс четко устанавливает ситуации, когда ошибки в документах на перевод средств по налогам приводят к тому, что обязательства налогоплательщика считаются неисполненными. К ним относятся:

  • некорректное указание данных расчетного счета;
  • неверное написание наименования кредитного учреждения.

Все иные возможные неточности в заполнении бланка платежного поручения нельзя считать основанием для применения налоговой ответственности. В этом случае достаточно связаться с налоговыми органами с целью предоставления верных данных о назначении и реквизитах платежей.

Практика судебных разбирательств также доказывает правильность подобных рассуждений, поскольку имеющиеся решения на стороне налогоплательщика. Например, постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А41-10152/08.

В то же время проверяющие органы дают порой достаточно противоречивые комментарии относительно описываемого реквизита. При этом анализ правоприменительной практики показывает, что неуказание некоторых кодов может иметь серьезные последствия и породить судебные разбирательства. А например, отсутствие шифров 01 или 09, скорее всего, не будет иметь для компании катастрофических последствий.

Своевременное проведение сверок взаиморасчетов как с налоговыми органами, так и социальными фондами позволит вовремя исправить допущенные ошибки, внести соответствующие коррективы в документы по оплате и своевременно заплатить налоги. Таким образом удастся устранить возможное недопонимание со стороны контролирующих органов, избежать несвоевременной оплаты и дополнительных финансовых потерь.

Хотя в ряде писем контролирующих органов и указывается на важность заполнения реквизита в строке 101, тем не менее имеющиеся судебные решения показывают, что он не оказывает решающего влияния на своевременное зачисление налогов и страховых взносов. Информация по данному вопросу противоречива: некоторые госструктуры высказывают достаточно лояльную точку зрения, а допустим, Пенсионный фонд или Центробанк, напротив, настаивают на важности заполнения этого реквизита. В любом случае оставлять это поле пустым не следует и при невозможности подобрать нужный статус лучше поставить в нем 0.

При безналичной оплате через российскую банковскую систему используют платежное поручение. Это первичный документ, унифицированная форма которого утверждена положением Центробанка № 383-П (далее – Приложение № 383-П). Платежное поручение выступает письменным указанием клиента банка на перевод денежной суммы соответствующему получателю. Согласно правилам заполнения платежек, установленных приказом Минфина № 107н от 12 ноября 2013 года (далее – Приказ № 107н), все обязательные поля в этом документе должны быть заполнены определенным образом. Как правило, незаполненные строки и поля в платежном документе нежелательны. Если говорить о поле 101, где проставляют в платежном поручении статус составителя, в 2018 году его оформляют с учетом некоторых изменений.

В каких случаях проставляют статус составителя

В соответствии с Положением № 383-П данный реквизит документа заполняют только в случае перечисления денежных сумм в бюджет. То есть – при уплате налогов, сборов, взносов и т. п.

Для правильного оформления платежного поручения необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • нельзя проставлять в поле 101 цифру «0», как при заполнении других реквизитов платёжки;
  • недопустимо оставлять поле пустым, если средства перечисляются в бюджет;
  • значение в этом поле проставляют в соответствии с правилами заполнения платежек, изложенными в Приказе № 107н.

При расчетах между организациями (ИП) и при внебюджетных перечислениях это поле оставляю пустым.

Какой код ставить в поле «Статус составителя» в платежном поручении

Информацию о статусе в реквизите 101 платежки вносят в соответствии с Приложением № 5 к Приказу № 107н. В нем приведен полный перечень значений, которые плательщики могут проставлять в реквизите 101 при расчетах с бюджетом.

Учтите, что в 2017 году в упомянутое Приложение № 5 приказом Минфина № 58н от 05.04.2017 года внесены некоторые изменения, которые касаются проставления статуса составителя расчетного документа. Поскольку эту информацию необходимо учитывать при заполнении платёжки, рассмотрим подробнее внесенные изменения.

1. В связи со вступившими в силу в 2017 году поправками в налоговое законодательство, куда перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды, в Приказ № 107н были внесены изменения, касающиеся заполнения статуса составителя в платежном поручении на оплату таких взносов. Из-за передачи в нынешнем году налоговым органам прав на администрирование взносов у их плательщиков возникал вопрос, какое значение вносить в поле 101.

Вначале ПФР и ФСС рекомендовали заполнять рассматриваемый реквизит статусом «14» – налогоплательщик, совершающий выплаты физическим лицам. Но в новой редакции Приказа № 107н этот статус вообще исключен. Поэтому с апреля 2017 года при заполнении платежек для перечисления взносов страхователи проставляют в статусе составителя «01».

Таким образом, статус составителя ООО в платёжке, как правило, «01» (администрируют налоговики). Если происходит уплата подоходного налога, то «02».

2. Еще одно изменение касается статуса составителя «08». До вступления в силу изменений этот показатель проставляли в поле 101 фирмы, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств при расчетах с бюджетом в виде оплаты взносов и иных сумм.

Теперь эти категории плательщиков указывают значение «08» только при перечислении в бюджет прочих платежей, исключая налоги, сборы и взносы. Например, к таким можно отнести госпошлину или взносы на травматизм, которые по-прежнему перечисляют в ФСС в отличие от остальных взносов.

Таким образом, статус составителя «08» указывают все остальные категории плательщиков при перечислении страховых взносов на травматизм. В части взносов в ФСС на статус составителя надо обращать особое внимание.

3. Частные предприниматели при перечислении налогов, сборов и взносов указывают в платежном поручении свой статус составителя – «09». В большинстве случаев статус составителя ИП будет иметь именно такое значение. Исключение – код «08».

Нотариусы, адвокаты, а также руководители крестьянских хозяйств проставляют в поле 101 значения «10», «11» и «12» соответственно.

4. Следующее изменение в правилах заполнения платежных поручений относится к статусу составителя «24». Ранее это значение применяли физические лица при перечислении налогов и страховых взносов. Теперь этот код указывают только при уплате сборов, а также взносов в ФСС и других платежей в бюджет (есть ряд исключений).

Для оформления платежки на перечисление налогов, сборов и взносов, которые уплачиваются через налоговые органы, физические лица в реквизите 101 проставляют статус составителя «13».

5. Еще один вопрос по заполнению реквизита 101 возникал при оформлении платежных поручений в связи с изменениями в НК РФ относительно возможности оплаты налогов и взносов за обязанного субъекта иным лицом. Изменения, внесенные в апреле нынешнего года в правила заполнения платежек, разъясняют, как нужно оформлять платежное поручение при исполнении чужих обязательств.

Однако никакого специального значения для иного лица в «Статусе составителя» чиновники не предусмотрели. Поэтому при оформлении документа в поле 101 вносят статус лица, за которого уплачиваются взносы или налоги.

Ещё коды

Как видно, для страховых взносов статус составителя в общем случае может принимать значения «01», «08», «09» или «13».

Что касается НДФЛ, статус составителя должен иметь значение:

  • «02» – статус составителя налогового агента;
  • «13» – обычное физлицо.

В отношении госпошлины статус составителя в большинстве случаев будет «08».

Учтите, что статус составителя при штрафе зависит от того, какой именно орган власти администрирует данную санкцию – налоговики, ФСС, таможня и др.

Самым распространенным способом безналичных расчетов на территории Российской Федерации являются платежные поручения. Порядок и алгоритм заполнения данных документов формализованы и детально описаны регулирующими органами. Однако следует учесть, что при формировании платежки для оплаты в бюджет лицо, заполняющее бланк документа, должно указывать идентифицирующую информацию. С учетом особенностей правого положения предпринимателя актуальным вопросом является, какой именно выбрать статус плательщика для ИП: 08 или 24.

Платежка

В силу прямого указания ГК РФ платежное поручение является одним из способов безналичных расчетов. К использованию названного формуляра могут прибегать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане;
  • элементы бюджетной системы Российской Федерации.

Каждый субъект, использующий указанный выше способ расчетов, должен заполнять официальную форму платежного поручения , утвержденную Центральным Банком Российской Федерации в Положении от 19.06.2012 N 383-П.

Помимо использования бланка документа при формировании платежки следует руководствоваться алгоритмом и правилами ее заполнения. Также надо учитывать некоторые особенности, присущие порядку формирования формуляра на перевод денег в бюджетную систему Российской Федерации.

Например, в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П предусмотрено, что для ИП статус плательщика в платежном поручении надо указывать только при перечислении денег в бюджет. Данные сведения отражаются в графе 101 документа.

Как отметило Министерство финансов Российской Федерации в Приложении № 5 к своему Приказу от 12.11.2013 N 107н, заполнение указанного выше раздела платежного поручения обязательно при переводах в пользу бюджетной системы России.

Налоговый статус ИП в платежном поручении

Исчерпывающий перечень кодов плательщиков, подлежащих отражению в платежном поручении, приведен в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н.

Важно помнить, что запрещено:

  • заменять значение, предусмотренное министерством на иное другое;
  • указывать в графе 101 платежного поручения показатель «0».

В целях определения статуса для ИП в платежке лицу, ее формирующему, следует изучить все 26 кодов, разработанных Минфином Российской Федерации в вышеназванном Приказе.

Индивидуальный предприниматель, производящий оплату в бюджет, может указать в графе 101 «платежи» значение «08». Данный код используют предприниматели, предприятия, нотариусы, адвокаты и главы КФХ.

Важно помнить, что в силу положений ГК РФ по своему статусу предприниматели приравнены к юридическим лицам. Соответственно, ИП, производящие отчисления в бюджет, не могут в поле 101 платежного поручения указывать статус «24». Данное значение используется только частными лицами, не состоящими на учете в налоговой инспекции в качестве предпринимателей.

Исходя из всего ранее сказанного, можно утверждать, что предприниматели не должны указывать в платежных поручениях, формируемых для оплаты в бюджетную систему, свой статус в виде значения «24».

Для уплаты взносов в ФСС и в целях осуществления отчислений в ПФР статус плательщика ИП указывается в виде кода «08».

Помимо указанного шифра предприниматели могут отражать в графе 101 платежки следующие показатели:

  • «09» — при уплате налогов;
  • «14» — только в случае, когда ИП выплачивает доход гражданам;
  • «17» — для предпринимателей, принимающих участие в ВЭД;
  • «18» — если производится уплата таможенных сборов и соответствующее лицо не является декларантом.

Для того, чтобы банк перевел деньги с расчетного счета, ему нужно письменное распоряжение от владельца этого счета. И не просто распоряжение о переводе в свободной форме, а документ ー платежное поручение .

Платежное поручение должно быть заполнено на бланке с учетом всех правил, которые установлены нормативными документами. Иначе, платеж не состоится. И это не каприз банковских работников, а требование законодательства. А именно пунктов 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Из статьи вы узнаете о том, как заполнить поля платежного поручения: для оплаты товаров (работ, услуг), для уплаты налогов (акцизов, сборов), штрафов и пени.

1. Бланк и структура платежного поручения

2. Как заполнить поля платежного поручения, общие для всех платежей

3. Образец платежного поручения при оплате по договору

4. Как заполнить поля налогового платежного поручения

5. Поле 101 «Статус плательщика»

6. Поле 104 «КБК (код бюджетной классификации)»

8. Поле 106 «Основание платежа»

9. Поле 107 «Налоговый период»

10. Поле 108 «Номер основания платежа»

11. Поле 109 «Дата основания платежа»

12. Поле 22 «Код»

13. Поле 24 «Назначение платежа»

14. Формирование платежных поручений в 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0

1. Бланк и структура платежного поручения

Основные нормативные документы , которые устанавливают правила заполнения платежного поручения

  • Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П
  • Положение ЦБ РФ «О платежной системе Банка России» от 29.06.2012 № 384-П
  • Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н

Бланк платежного поручения определен Положением № 383-П (приложение № 2). Именно его, и только его, нужно использовать для заполнения и последующей передачи в банк.

В бланк нельзя вносить изменения , добавлять и убирать поля. В приложении 3 Положения № 383-П все поля пронумерованы для удобства понимания требований заполнения документа. Это структура платежного поручения.

С точки зрения использования реквизитов платежного поручения, все платежи можно разделить на две группы :

  1. платежи за купленные товары, материалы, работы, услуги. В этом случае при оформлении платежного поручения используются поля 1 一 44, 60, 61, 102, 103.
  1. уплата налогов, сборов, акцизов и других платежей в бюджет. В этом случае, кроме полей, которые перечислены в пункте 1) нужно заполнить поля 101-109.

2. Как заполнить поля платежного поручения, общие для всех платежей

В таблице приведены основные требования нормативных актов к оформлению полей документа, которые должны быть заполнены и при оплате контрагентам, и при уплате налогов, сборов и акцизов в бюджет.

После таблицы расположен образец платежного поручения при оплате по договору.

Номер реквизита Наименование поля Что заполнять Пример
1 Название документа Платежное поручение Только так
2 Номер формы по ОКУД 0401060 Только так
3 Номер документа Цифры, отличные от нуля 25
4 Дата Дата составления документа в формате ДД.ММ.ГГГГ 01.02.2017
5 Вид платежа Не заполнять
6 Сумма прописью С заглавной буквы, с начала строки:
  • рубли — сумма платежа прописью, слово «рубли» в нужном падеже без сокращения
  • копейки — цифрами, слово «копейки» в нужном падеже без сокращения, если сумма без копеек, то заполняются только рубли
125-50

Сто двадцать пять рублей 50 копеек

Сто двадцать пять рублей

7 Сумма Сумма платежа цифрами:
  • рубли и копейки отделяются знаком «-»
  • если копеек нет, то после суммы в рублях ставится знак «=»
125-50
8 Плательщик Юридические лица: полное или сокращенное наименование//адрес местонахождения//

ИП: ФИО (ИП)//адрес местожительства (регистрации, пребывания)//

Физ.лица, которые занимаются частной практикой: ФИО (указание на вид деятельности)//адрес местожительства (регистрации, пребывания)//

ООО «Ракета» //Россия, г.Нижний Новгород, ул. Ленина д.25//

Субботин Павел Петрович (ИП) //Россия, г.Нижний Новгород, ул. Ленина д.25//

Иванов Петр Васильевич (нотариус)// Россия, г.Нижний Новгород, ул. Ленина д.25//

60 ИНН

10 цифр для юридического лица

12 цифр для ИП и физ.лица

5257053618
102 КПП КПП плательщика

9 цифр только для юр.лиц

526151001
9 Сч. № Номер расчетного счета, с которого должен производиться платеж (20 знаков) 40702810500000000001
10 Банк плательщика Информация о банке плательщика:
  • название
Волго-Вятский банк Сбербанка, г. Нижний Новгород
11 БИК БИК банка плательщика 042202603
12 Сч. № Номер корреспондентского счета банка плательщика (20 цифр) 30101810400000000225
13 Банк получателя Информация о банке получателя:
  • название
  • местонахождение (город или населенный пункт)
Северо-Западный банк Сбербанк России, г.Санкт-Петербург
14 БИК БИК банка получателя 044030653
15 Сч. № Номер корреспондентского счета банка, в котором находится расчетный счет получателя средств 30101810500000000653
16 Получатель Юридические лица: полное или сокращенное наименование

Физические лица: ФИО

ИП: ФИО, (ИП)

Физ.лица, которые занимаются частной практикой: ФИО (вид деятельности)

АО «Мотылек»

Сергеева Анна Петровна

Сергеева Анна Петровна, (ИП)

Сергеева Анна Петровна (адвокат)

61 ИНН ИНН плательщика или КИО (код иностранной организации)

10 цифр для юридического лица

12 цифр для ИП и физ.лица

7826059119
103 КПП КПП получателя

9 цифр только для юр.лиц

Для ИП и физ.лиц не заполняется

783906001
17 Сч. № Номер счета, на который должны быть зачислены деньги (20 знаков) 40702810599910000001
18 Вид оп. Вид операции (шифр документа). Для платежного поручения ㄧ 01 Только 01
19 Срок плат. Срок платежа. Не заполнять
20 Наз.пл. Назначение платежа. Не заполнять
21 Очер.плат. Очередность платежа. определяется ст. 855 ГК РФ, цифры от 1 до 5 5
22 Код Уникальный идентификатор платежа.

Заполняется в тех случаях, когда:

  • предоставил покупатель
  • деньги перечисляются в бюджет (подробнее в следующей части статьи)
  • производится оплата работ (услуг) бюджетных или автономных организаций

Если кода нет, то проставляется «0».

20-25 знаков или 0
23 Рез.поле Резервное поле.

Не заполняется.

24 Назначение платежа Причина перевода:
  • оплата (или предоплата)
  • наименование товара (работ, услуг)
  • номер, дата договора
  • документ, на основании которого производится оплата (например, счет-фактура, акт выполненных работ, счет на оплату)
  • сумма НДС (или пометка «без НДС»)

По налогам: подробнее в следующей части статьи.

Оплата ремонтных работ по договору от 20.10.2016 № 100 по счету-фактуре от 20.12.2016 № 1036. В том числе НДС (18%) 18000,00 руб.
43 М.П. Место для печати.
44 Подписи Подписи работников организации-плательщика.

Образцы подписи сотрудников, которые могут подписывать платежные документы, должны быть заранее предоставлены в банк.

110 Не заполняется
101-109 Используются для перечислений в бюджет. При платежах между юридическими и физическими лицами не заполняются. Поля 102 и 103 «КПП» заполняется и при «обычных» переводах.

3. Образец платежного поручения при оплате по договору

С учетом описанного выше платежное поручение при расчетах по договору выглядит следующим образом:

4. Как заполнить поля налогового платежного поручения

При заполнении таких платежек важно помнить, что в реквизитах получателя указываются данные ИФНС , в которую производится платеж .

Если вы не знаете реквизиты налоговой или сомневаетесь в их правильности, то, лучше всего, обратиться в «свою» ИФНС и попросить предоставить всю информацию . На основании пп.6 п.1 ст.32 НК РФ, налоговая инспекция не может отказать в предоставлении реквизитов платежа.

Про заполнение полей 1-44, 60, 61 было написано выше. Поэтому остановимся на основных полях налогового платежного поручения: 101-109.

5. Поле 101 «Статус плательщика»

Статус плательщика зашифрован двумя цифрами от 01 до 26. Он отвечает на вопросы:

  • кто платит?
  • что платит?
  • за кого платит?

Где брать подробную информацию для заполнения этого поля? В приложении 5 к Приказу № 107н.

В таблице приведены наиболее распространенные ситуации по перечислению в бюджет.

Другие коды поля 101 носят более частный характер.

Много вопросов по заполнению платежного поручения на оплату страховых взносов появилось после передачи с 01 января 2017 года контроля за взносами в ФНС.

Обратите внимание, что в поле 101 платежки на перечисление взносов за работников на пенсионное, медицинское и социальное страхование ФНС рекомендовал ставить код 14 (письмо от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П). Однако банки оказались к этому не готовы, и пока вопрос решается, ФНС рекомендует ставить код 01 (письмо от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@).

ИП при перечислении взносов за себя должны, как и раньше, использовать код 09 .

6. Поле 104 «КБК (код бюджетной классификации)»

Код состоит из 20 цифр. С помощью этих цифр зашифрована «полочка» для доходов в бюджетах разных уровней.

КБК прописаны в приложении 1 к Приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», последние изменения в этот Приказ были внесены 21.10.2016 Приказом Минфина России № 180н.

Все коды по налогам (сборам, акцизам и другим обязательным платежам), недоимкам, штрафам и пеням начинаются на 182.

КБК зависит от таких факторов, как:

  • что за налог (акциз, сбор)
  • платиться сам налог или недоимка, штрафы, пени
  • бюджет, в который платиться налог

У каждого налога (сбора, акциза) КБК будут разные, причем для перечисления самого налога (сбора, акциза), а также недоимок, штрафов и пени по нему. В каждом случае нужно оформлять отдельные платежные поручения.

Примеры КБК

7. Поле 105 «ОКТМО»

Код состоит из 8 или 11 цифр. Обозначает код муниципального образования по «Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований», в котором собираются средства от уплаты налогов.

Коды ОКТМО в налоговой декларации и платежном поручении должны совпадать.

8. Поле 106 «Основание платежа»

В этом поле нужно проставить 2 прописные буквы. которые обозначают основание платежа. Пунктом 7 приложения № 2 Приказа № 107н предусмотрено всего 14 причин .

В таблице перечислены наиболее стандартные ситуации:

Если поле 106 не будет заполнено или в нем будет стоять «0», то у налоговых органов есть все основания для того, чтобы самостоятельно идентифицировать такой платеж.

Например , вы хотите погасить задолженность по налогу за прошлые периоды, не дожидаясь налоговой проверки. Если в поле «Значение основания платежа» не будет проставлено «ЗД», то налоговые органы могут принять это как платеж текущего года.

9. Поле 107 «Налоговый период»

Значение налогового периода закодировано десятью знаками, в том числе двумя разделителями – точками.

Этот реквизит платежного поручения показывает периодичность оплаты . Заполнять его нужно, как описано в таблице ниже.

Ежемесячные платежи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
М С . номер месяца (01 – 12) . год (4 знака)
Квартальные платежи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
К В . номер квартала (01 – 04) . год (4 знака)
Полугодовые платежи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
П Л . номер полугодия (01 – 02) . год (4 знака)
Годовые платежи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Г Д . 0 0 . год (4 знака)

Конкретная дата в привычном формате «ДД.ММ.ГГГГ» в поле 107 проставляется в таких случаях, как:

  • законодательством установлена дата уплаты налога
  • погашение задолженности по требованию налоговой
  • погашение рассроченной, отсроченной, реконструируемой, приостановленной к взысканию задолженности
  • погашение задолженности
  • погашение инвестиционного налогового кредита
  • погашение задолженности в ходе проведения процедур, связанных с банкротством

В тех случаях, когда оплата проводится для погашения задолженности по акту проверки или исполнительному документу, в поле 107 нужно поставить «0» .

10. Поле 108 «Номер основания платежа»

Само основание платежа зашифровано в поле 106. А в поле 108 нужно поставить номер этого документа , например, акта проверки, требования налоговой инспекции, исполнительного листа. При этом знак «№» писать не надо.

В поле 108 ставится «0» , когда платежное поручение заполняется для оплаты налогов текущего года или добровольного погашения задолженности за предыдущие периоды (поле 106 заполнено как «ТП» и «ЗД», соответственно).

11. Поле 109 «Дата основания платежа»

У основания платежа из поля 106, кроме номера, который должен быть прописан в поле 108, есть еще дата составления . Именно эту дату нужно проставить в поле 109 в формате ДД.ММ.ГГГГ. Дата основания платежа для налоговой декларации – дата подписания декларации (расчета) налогоплательщиком.

И только в том случае, когда платежное поручение заполняется для погашения задолженности за предыдущие периоды, в поле 109 ставится «0» .

12. Поле 22 «Код»

При заполнении этого поля в платежном поручении для перечислений в бюджет возможны два варианта:

  1. Платежное требование оформляется для добровольного погашения задолженности за предыдущие периоды или уплаты текущих налогов, сборов, страховых взносов , тогда в поле «Код» нужно ставить «0»
  1. При уплате недоимки, штрафов, пени по требованию налоговых органов, в поле «Код» нужно проставить уникальный идентификатор начисления (УИН), который должен быть указан в требовании.

УИН состоит из 20 или 25 цифр. В платежном поручении УИН может быть заполнен двумя или более строками.

13. Поле 24 «Назначение платежа»

Информация, которую нужно указывать в реквизите 24 зависит от ситуации. Основные из них приведены в таблице.

Ситуация Обязательно указывать Пример
Уплата налога (сбора, акциза) за текущий период
  • период
Авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал 2017 года
Добровольное погашение задолженности за предыдущие периоды
  • название налога (сбора, акциза)
  • период
Погашение задолженности по НДС за 1 квартал 2016 года
Уплата недоимки по требованию ИФНС
  • уплата недоимки
  • название налога (сбора, акциза)
  • реквизиты требования
Уплата недоимки по налогу на имущество по требованию ИФНС от 15.04.2016 № ХХХ
Уплата штрафа
  • штраф
  • название налога (сбора, акциза)
  • реквизиты требования
Штраф по налогу на имущество по требованию ИФНС от 15.04.2016 № ХХХ
Уплата пени
  • штраф
  • название налога (сбора, акциза)
  • реквизиты требования
Пени по налогу на имущество по требованию ИФНС от 15.04.2016 № ХХХ

14. Формирование платежных поручений в 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0

Заполнение платежного поручения, с первого взгляда, может показаться очень сложным. Но это только первое впечатление.

Самое главное, чтобы у вас были все необходимые данные для заполнения полей. Если чего-то не хватает, то лучше спросить: у контрагента, в обслуживающем банке, налоговой инспекции.

Все вопросы о том, как заполнить поля платежного поручения задавайте в комментариях к этой статье.

А у нас к вам тоже есть вопросы:

  • были ли у вас случаи, когда банк не принял платежное поручение к исполнению? По какой причине и что вы делали в такой ситуации?
  • попадал ли ваш платеж в ИФНС в нераспределенные по причине неправильного заполненного платежного поручения? К каким последствиям это привело?

Напишите об этом в комментариях.

Как заполнить поля платежного поручения

Федеральная налоговая служба предпринимает невероятные усилия с тем, чтобы страхователи если и испытывали какие-либо затруднения в связи со сменой администратора страховых взносов, то они были бы минимальными и легко разрешимыми. Представители ФНС и памятку специальную подготовили для страхователей, и разъяснения начали давать, как заполнить новый расчет по взносам. Но кто бы мог предположить, что самым сложным будет... . И главная проблема - указать статус плательщика.

Нельзя сказать, что Федеральная налоговая служба не разъясняла, как следует с 1 января 2017 года заполнять платежки по взносам. Напротив, представители ФНС обращались к этому вопросу не единожды - пример тому Информация ФНС от 16 января 2017 года, письмо ФНС от 20 января 2017 г. N БС-3-11/371@, совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26 января 2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П . Как бы там ни было, данные разъяснения, к сожалению, лишь окончательно запутали страхователей, а то и вовсе поставили их в тупик.

Неопределенный статус

Проблемным оказалось поле "101" платежного поручения на уплату страховых взносов. Напомним, что в этом поле указывается "Статус плательщика".
Вообще на перечисление денег в бюджет утвержден Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. И как заполнить поле "101" платежного поручения, определено в Приложении N 5 к этому Порядку. При этом ни в сам Порядок, ни в "статусное" Приложение N 5 к нему не вносились никакие изменения в связи с передачей полномочий по администрированию взносов от фондов ФНС.

Официальная версия

На самом деле контролирующие органы высказались вполне конкретно. В поле "Статус плательщика" страхователи при перечислении взносов, начисленных на выплаты, произведенные в пользу сотрудников или "подрядчиков", должны указать показатель "14". То есть в этом случае страхователь себя должен "закодировать", как налогоплательщик, производящий выплаты в пользу физлиц.

При перечислении страховых взносов за себя в поле "Статус плательщика" чиновники требуют указывать одно из следующих значений:

  • индивидуальный предприниматель - "09";
  • нотариус, занимающийся частной практикой, - "10";
  • адвокат, учредивший адвокатский кабинет, - "11";
  • глава крестьянского (фермерского) хозяйства - "12".

Миссия невыполнима

Не очень понятно, почему в ФНС решили, что при уплате страховых взносов страхователь должен "прикрываться" статусом налогоплательщика. Ведь несмотря на то, что страховые взносы (за исключением "несчастных") администрирует налоговая служба и порядок их исчисления и уплаты регламентирован непосредственно положениями Налогового кодекса, от этого страхователи не стали налогоплательщиками.

Тем не менее вполне вероятно, что в ФНС знают, каким образом Минфин скорректирует правила заполнения поля "101" платежного поручения на уплату взносов. То есть разъяснения чиновников основаны на том, что страхователям неизвестно. Однако проблема в том, что выполнить указание ФНС в большинстве случаев не представляется возможным. Дело в том, что многие банки "блокируют" платежные поручения на уплату взносов, в которых указаны не только "старые" КБК (как того попросили, собственно говоря, представители ФНС), но и если в них в поле "Статус плательщика" указан код, отличный от "08". Причем банки об этом предупреждают своих клиентов, рассылая им следующие сообщения: "Уважаемый клиент! Информируем, что при перечислении денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ в реквизите "101" (показатель статуса плательщика) указывать значение "08" плательщика - юрлицо или ИП, которые переводят денежные средства в счет уплаты страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ".

Последствия

Таким образом, возникла неопределенность - что делать страхователям, когда они при всем желании не могут указать статус плательщика в платежке, как того требуют налоговые органы.

Представляется, что проблема должна быть разрешена следующим образом. В платежном поручении на уплату страховых взносов попробуйте указать статус плательщика по "инструкции" налоговиков. Если банк эту платежку не пропустит, то укажите статус плательщика "08", чтобы деньги, что называется, ушли по назначению. Сделать это лучше заблаговременно (см. табл. 1).

Таблица 1

Сроки уплаты страховых взносов

Дело в том, что с 1 января 2017 года в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса обязанность по уплате страховых взносов (опять же за исключением взносов на травматизм) признается исполненной с момента предъявления в банк платежки на уплату взносов при достаточном количестве денег на счете страхователя для исполнения этого поручения. Исключения из данного правила приведены в пункте 4 статьи 45 Кодекса. Из положений данной нормы следует, что обязанность по уплате взносов не будет исполнена в следующих случаях:

  • вы отзовете платежку из банка;
  • банк вернул вам неисполненное платежное поручение;
  • в платежке допущены ошибки, в результате которых деньги не попали на соответствующий счет Федерального казначейства.

Остальные ошибки, допущенные в платежных поручениях на уплату взносов, являются простительными - такие платежи можно уточнить в налоговой, подав соответствующее заявление. Таким образом, дождавшись, когда, наконец, станет ясно, какой статус плательщика должен быть указан в платежке на уплату взносов, страхователь при необходимости сможет уточнить платеж - в инспекцию следует подать заявление с просьбой уточнить статус плательщика. Подобные ошибки налоговики уточняют и при этом на основании вашего заявления пересчитают также пени, начисленные со дня фактической уплаты взносов до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Обратите внимание! Нельзя уточнить платеж по взносам на обязательное пенсионное страхование, если эти взносы отражены в персонифицированной отчетности (п. 9 ст. 45 НК).

Февраль 2017 г.