Перспективы развития транспортно-логистического бизнеса. Тенденции и перспективы развития логистики в россии

логистика цепь поставка транспортный

Современное состояние и развитие отечественной логистики неразрывно связано с развитием экономики страны. На фоне устойчивого экономического роста возрастает необходимость в развитии логистики в целом и ее отдельных составляющих. Основной задачей логистики является оптимизация внешних и внутренних материальных потоков, а также сопутствующих им финансовых и информационных потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

В настоящий момент в России рынок логистических услуг находится в стадии формирования, а общемировые тенденции в сфере логистики являются для отечественных предпринимателей отправной точкой для поиска новейших технологий, форм и способов обслуживания потребителей в условиях растущей конкуренции. Россия имеет свою специфику, которая обусловлена множеством факторов: огромная территория, недостаток необходимой инфраструктуры, менталитет, климатические условия и др. Эта специфика накладывает отпечаток на развитие логистики в стране.

Доля отраслей в ВВП России, представляющих интерес для логистики (промышленность, торговля и потребительский сектор, сфера услуг), достигает 50%. При этом транспорт по отношению к этим отраслям является обслуживающей отраслью. Грамотное сочетание транспорта с современными складскими сетями будет способствовать сокращению логистических издержек в конечной цене товара, росту товарооборота и производительности в промышленности.

По оценкам экспертов, российский розничный рынок торговли к 2015 году достигнет уровня в 800 млрд. долл. Стремительное развитие торговли влечет необходимость поиска новых схем доставки товаров и их распределения. Следовательно, будет ожидаться появление новых видов логистических услуг и расширение их спектра.

Практически все категории торговых и производственных компаний осваивают регионы, где находятся около 70% потребителей. Это привело к появлению спроса на современную складскую инфраструктуру и профессиональные логистические услуги в экономически развитых регионах России.

В регионах, где существует максимальный потребительский спрос и реализуются самые большие объемы розничной и оптовой торговли, в частности, в городах-миллионниках, отмечается и наибольший спрос на современные складские площади и логистические услуги.

За 2011-2012 гг. объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился почти на 40%. Среднегодовые темпы роста оборота работающих в данном секторе компаний, с учетом инфляции, составили почти 20%.

Сегмент дистрибьюторских и складских услуг, несмотря на высокие темпы развития (более 30% в год в 2011 и 2012 гг.), в структуре рынка занимает пока скромное место (около 7%). Управленческая логистика дает еще 2% общего объема рынка.

Ожидается, что к 2015 году в структуре российского рынка транспортно-логистических услуг доля грузоперевозок сократится с 85% до 82%, а доли услуг по складированию и дистрибуции и управленческой логистики вырастут: с 7% до 10%, и с 2% до 4% соответственно.

В России сейчас активно формируется рынок комплексных логистических операторов (3PL, 4PL-провайдеров). Их основные направления развития аналогичны тенденциям европейского рынка. В ближайшей перспективе следует ожидать развития более тесного сотрудничества российских логистических компаний с клиентами в области оптимизации уровня запасов, совместного управления логистическими затратами и интеграции информационных систем.

В настоящий момент на долю 20 логистических операторов приходится около 30% конкурентного сегмента и около 10% совокупного объема транспортно-логистического рынка России. В первую двадцатку игроков, наряду с российскими компаниями, входят восемь западных 3PL-провайдеров.

В настоящий момент активно развивается аутсорсинг, 3PL и 4PL операционная деятельность. Растет активность логистического бизнеса. Тенденцией последних лет является выделение логистических функций промышленных и торговых предприятий, связанных с входящей и исходящей транспортировкой, а также внутрипроизводственной транспортировкой на предприятиях промышленности, управлением запасами и складским хранением на аутсорсинг.

Аутсорсинг - это передача неосновных процессов и функций внешним исполнителям. Аутсорсинг позволяет предприятиям увеличивать свой профессионализм в конкретной области деятельности, концентрировать ресурсы и фокусировать внимание и персонал на главных видах деятельности. В ближайшие годы компании все чаще будут передавать специализированным логистическим компаниям полное логистическое обслуживание, которое связано с планированием, прогнозированием и контролем над исполнением операций.

Еще одной тенденцией является осуществление логистическими компаниями проектной деятельности. В настоящий момент к логистическим компаниям приходит понимание, что нужно комплексно подходить к решению проблем и задач клиентов. Необходимо уметь выявлять их потребности, четко расставлять приоритеты, формулировать задачи развития их бизнеса, грамотно продвигаться в рамках проекта.

Тенденцией последних лет является усиление внимания на развитие логистики как на уровне компании, так и на развитие внутрифирменной логистики. В настоящий момент многие предприятия создают отдельные структурные подразделения для решения задач логистики и оптимизации логистических процессов. Внимание в этой области сосредотачивается на обеспечении интеграции внутренних ресурсов компании и координации управления ими.

Еще одной тенденцией последних лет является понимание многими компаниями важности наличия квалифицированных логистических кадров на предприятиях. Это особенно актуально для предприятий, которые расположены в регионах. Для продвижении концепции логистики как одного из важных инструментов повышения эффективности бизнеса на основе подготовки и повышения уровня квалификации специалистов по логистике в России созданы за последние годы и успешно действуют: Координационный совет по логистике, Международный центр логистики Национального Исследовательского Университета Высшей школы экономики, Комитет по логистике при Департаменте транспорта и связи.

Специалистами Совета по логистике и Московского транспортного института разработана модульная учебная программа «Эффективная логистика». Это дало возможность получения профессиональных знаний в области логистики и навыки решения логистических задач жителям различных регионов России, Республики Беларусь, Казахстана, Украины, Литвы и других стран. В течение последних трех лет в рамках различных образовательных мероприятий Совета прошло свыше 10 тыс. специалистов более 1000 российских и иностранных компаний.

Значительную роль в решении проблемы подготовки кадров в области логистики в настоящий момент играет Международный центр логистики Национального Исследовательского Университета Высшей школы экономики (МЦЛ НИУ ВШЭ), образованный в 2000 г.

За относительно короткое время своего существования МЦЛ стал ведущим в России и странах СНГ центром подготовки высококвалифицированных кадров по логистике и управлению цепями поставок. В настоящее время Центр осуществляет подготовку персонала по широкому спектру программ (всего 14): от повышения квалификации - до МВА и магистратуры по новой востребованной бизнесом специальности «Логистика и управление цепями поставок». Большинство программ, предлагаемых МЦЛ, не реализуется больше ни одной обучающей структурой в России и СНГ.

МЦЛ является членом Европейской логистической ассоциации (ELA) с 2001 года. К занятиям по длительным и элитным программам постоянно привлекаются ведущие зарубежные специалисты и профессора из университетов, крупных обучающих центров и логистических компаний США, Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии, Польши, Голландии. На базе МЦЛ образован Национальный сертификационный комитет по логистике России, которому ЕЛА делегировала эксклюзивные полномочия проведения в России стандартной процедуры европейской сертификации персонала компаний.

Центр подготавливает и реализует корпоративные программы обучения и семинары по логистике и SCM по заявкам компаний. В числе уникальных услуг МЦЛ: экспресс-экспертиза компаний по логистике, европейская трехуровневая сертификация логистов, тестирование и подбор персонала служб логистики компаний.

В последние годы усилилась тенденция интеграции и глобализации в рамках цепей поставок. Это проявляется, в частности, в форме выхода сетевых операторов и крупных западных логистических на российский рынок. Все чаще иностранные компании размещают свои производства на территории России. Это позволяет им пользоваться налоговыми и таможенными льготами, быть ближе к местным потребителям и более гибко реагировать на изменение их потребностей. Это приводит к тому, что российские компании все чаще вовлекаются в цепочки поставок своих иностранных партнеров. Это предъявляет достаточно жесткие требования к отечественным предприятиям: требования к системам управления, персоналу, информационным системам, используемым технологиям. Поэтому российские предприятия должны выстраивать не только продуманную и эффективную внутреннюю логистику, но и систему управления цепочками поставок.

Логистические компании будут развиваться ускоренными темпами. Это связано с тем, что промышленным и торговым предприятиям более выгодно передавать несвойственные им логистические функции специализированным профессиональным компаниям.

В этой связи логистическим компаниям необходимо искать оптимальные механизмы взаимодействия с клиентами. Будет усиливаться тенденция прихода на отечественный рынок иностранных производителей, торговых сетей и логистических операторов. Особое внимание в будущем будет уделено развитию автоматизации логистики, в частности, автоматизации управления транспортом, автоматизации складов, прогнозированию и управлению запасами. Автоматизации логистических операций приведет к минимизации влияния человеческого фактора, перекладывания на программные продукты выполнения рутинных операций, которые так характерны для логистики, применение различного оборудования, которое позволяет контролировать движение товаров как внутри, так и вне компании. Внедрение комплексных систем автоматизации будет характерно для оптовой торговли и компаний промышленности.

В целом, важнейшие тенденции в развитии логистики и управления цепями поставок можно представить на рис. 1 (в % указана их значимость для развития логистики).

Рисунок 1 - Тенденции в развитии логистики и управления цепями поставок, %

В соответствии с Программными документами Российской Федерации, предусмотрено уделять особое внимание опережающему развитию транспортного комплекса как ключевого фактора в снижении транспортных издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции.

В 2008 г. принята Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Транспортная стратегия определяет приоритеты государственной транспортной политики РФ, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.

Данная стратегия является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.

В Транспортной стратегии сформулированы приоритетные направления государственной транспортной политики, которые обеспечивают достижение стратегических целей по следующим основным аспектам регулирования и управления:

Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;

Управление транспортной системой;

Регулирование рынка транспортных услуг;

Повышение эффективности использования госимущества;

Развитие транспортной инфраструктуры;

Совершенствование транспортных технологий, транспортной техники и развитие транспортного машиностроения;

Международная деятельность;

Гармонизация развития транспортной системы и др.

Реализация Транспортной стратегии РФ позволит достичь к 2020 году следующих основных результатов:

Будет завершено создание единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест»;

Большинство населенных пунктов будет иметь постоянный доступ к основным наземным транспортным коммуникациям;

Наполовину вырастет подвижность населения;

Снизится грузоемкость ВВП на 10%;

Транзитные перевозки через территорию России вырастут вдвое и достигнут 70 млн. тонн в год;

Значительно повысится ассортимент и качество логистических услуг и др.

Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания. Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны. К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей. Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых: экономическая и социальная нестабильность; неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги). Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня. Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт. И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.



50 . Логистика запасов

– это управление запасами предприятия, подразумевает интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне ее – на всем протяжении цепи управления поставками.

51 . информационная логистика

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями. Цель информационной логистики определяется общей целью логистики, т.е. ее шестью правилами и формулируется как:

1) нужная информация (для управления материальным потоком);

2) в нужном месте;

3) в нужное время;

4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);

5) с минимальными затратами.

Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:

1) планирование логистических потребностей;

2) анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;

3) управленческий контроль логистических процессов;

интеграция участников логистической цепочки.

52 . Закупочная логистика

это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.

53 . Основные виды материальных запасов :

1)Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственных запасов могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики.

2) Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.

Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.

3) Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

4) Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

непредвиденного возрастания спроса.

5) Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.

54 логистика производственных процессов:

рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства - производство материальных благ и производство материальных услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ).

Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.

В соответствии с динамикой продаж, производственная логистика обеспечивает:

1)непрерывную загрузку производства сырьём, материалами, комплектующими и их хранение;

2) синхронизацию процессов по транспортировке в пределах производственного, технологического цикла;

3)оптимизацию внутрипроизводственных технологических маршрутов;

4)содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом.

Современное общество – общество потребления, в котором на перовом месте стоят интересы покупателей. Поэтому в текущих условиях рынка компаниям необходимо ориентироваться на потребности потребителей, а не на свои интересы. Для описания сложившейся рыночной ситуации существует специальный, часто используемый в профессиональной литературе, термин «consumerdrivenmarket» – рынок, драйвером которого является потребитель. Работа на таком рынке подразумевает максимальное удовлетворение запросов и потребностей покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и предлагаемых услуг. Немаловажным также является ценовой фактор, то есть стоимость товаров/услуг, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых возможно только при использовании различных логистических методов на протяжении всего цикла движения товаров/услуг.

Становление логистики

Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания.

Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны.

К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России ) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей.

Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых:

  • экономическая и социальная нестабильность;
  • неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги).
Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня.

Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт.

И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.

Трудности развития логистики

Очевидно, что в нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие вышеупомянутые проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её успешное и динамичное развитие:
  • нестабильная общеэкономическая ситуация;
  • социальная напряжённость определённых слоёв общества;
  • отставание экономики страны от общемировой;
  • отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог);
  • низкий уровень развития технологической, а также производственно-технической баз;
  • недооценка структуры обращения;
  • недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п.
Вышеупомянутые трудности – это лишь частные случаи, главным тормозом выступает отсутствие таких бизнес-проектов, в которых было бы чётко прописано распределение функций каждого подразделения компании. Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может выполнять разные виды работ, что может вылиться, например, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента – заказчика.

Светлое будущее или закат развития?

В будущем уровень конкуренции и рыночная активность будут возрастать, а запросы клиентов станут более высокими. Как следствие, предприятиям придётся искать новые способы снижения затрат. Осознавая огромный вклад логистики в повышение рентабельности бизнеса, владельцам компаний всё чаще придётся обращаться специалистам в области логистики. Это свидетельствует о наличии хороших перспектив логистики в России.

Кроме того, для успешного развития логистики в стране есть определённые предпосылки:

  • технологические;
  • научно-теоретические.
Первые имеют отношение к развитию и внедрению систем управления материальными потоками. Речь идёт о появлении внутрипроизводственных систем и систем автоматизирования процессов. Раньше такими системами были Госснаб, Госстрой, Госкомнефтепродукт, Госагропром, но в начале 90-ых их упразднили.

Вторая группа предпосылок связана с подготовкой специалистов-логистов.

Введение

Транспортная логистика занимает важное место в современной рыночной среде, так как любая компания находится в непрерывном взаимодействии с внешними условиями и во многом зависит от них. Взаимодействие предприятия с внешней средой приводит к тому, что объекты перемещаются в пространстве. В частности, поставщики поставляют сырье и материалы производителю, производитель предоставляет готовый товар посредникам, а те, в свою очередь, – конечному покупателю. Любое предприятие заинтересовано в максимально быстром, удобном и продуманном перемещении продукции. Транспортная логистика позволяет выбрать оптимальные маршруты для доставки грузов с наименьшими расходами и временными затратами.

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, выбором вида транспорта, метода организации перевозок и типа транспортного средства. А так как до 50 % всех затрат на логистику связано именно с транспортными издержками, то, соответственно, от эффективности решения данных вопросов будет зависеть прибыль компании, его положение на рынке, его имидж и конкурентоспособность.

Объектом исследования является компания ЗАО «Регата»

Предметом исследования являютсяметоды по совершенствованию системы транспортной логистики

Целью данной курсовой работы: «Транспортная логистика: преимущества и недостатки отечественных компаний» является разработка рекомендаций по совершенствованию системы транспортной логистики.

В рамках поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи :

· рассмотреть теоретические основы транспортной логистики.

· рассмотреть проблемы и перспективы развития транспортной логистики в России

· проанализировать действующую систему транспортной логистики ЗАО «Регата»

· разработать предложения по улучшению системы транспортной логистики

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе излагается сущность транспортной логистики, рассматриваются ее основные задачи и принципы, а так же ее проблемы и перспективы развития в России.

Во второй главе рассматривается общая характеристика, недостатки и пути совершенствования компании ЗАО «Регата»

При написании были использованы использованы следующие источники:

Канке А.А, Кошевая И.П. «Логистика» М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015; В.М. Курганов «Логистика транспорт и склад в цепи поставок товаров» учебно-практическое пособие, Книжный мир 2016; Фёдоров Л.С., Кравченко М.В. «Общий курс логистики» М.:ИД «КНОКУРС» 2016.

Глава 1. Сущность транспортной логистики, проблемы и переспективы применения в России

Сущность и задачи транспортной логистики

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния. Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками. На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Транспортная логистика - перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель - конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15 - 20%.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю (перемещение груза внутри компании и между ее филиалами) и внешнюю (например, доставка продукта от производителя потребителю).

Виды транспортных перевозок делятся на:

· унимодальные (одновидовые) - осуществляются одним транспортом;

· мультимодальные - перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, с одним ответственным организатором. Официально перевозчиком выступает один транспорт, остальные носят статус клиентов;

· интермодальные - доставка грузов на нескольких видах транспорта, когда один оператор организует весь процесс перемещения от первой точки, через промежуточные пункты, и до получателя. Ответственность делится между всеми перевозчиками, которые равны в своем статусе, определены единые тарифы;

· смешанные - используется два вида транспорта, когда первый выполняет доставку до места погрузки на второй (без промежуточных пунктов и складирования). Например: железнодорожно-автомобильная доставка;

· комбинированные - в отличии от смешанных в цепочке используется более двух видов транспортных средств.

Процесс транспортной логистики организовывается по одному из двух принципов:

· логистический;

· традиционный.

В традиционном подходе отсутствует оператор мультимодальной перевозки, управляющий всем процессом перемещения груза. Участники взаимодействуют последовательно. Информация и финансовые потоки в традиционном потоке передаются исключительно между смежными звеньями цепочки.

В логистическом подходе всем руководит единый оператор перевозки, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

Сущность транспортной логистики - организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

· провести анализ пунктов доставки;

· проанализировать свойства груза;

· выбрать подходящий транспорт;

· выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;

· построить маршрут;

· осуществлять контроль груза во время перевозки;

· обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;

· оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

К основным задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность предполагает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, без перегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам, решаемым транспортной логистикой системы относятся:

· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

· определение рационального маршрута доставки груза;

· выбор типа и вида транспортного средства.

Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

· характера и ценности груза;

· количества партий и частоты отправлений;

· расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

Выбор оптимального вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения:

· время доставки;

· стоимость перевозки;

· надежность соблюдения графика доставки груза;

· частота отправлений;

· способность перевозить разные грузы;

· способность доставить груз в любую точку территории.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный).

Определим основные преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики в таблице 1.1.

Таблица1.1

«Сравнительная таблица транспортных средств»

Вид транспорта Плюсы Минусы
Наземный транспорт. Автомобили (к данной категории относится перевозка дорожными путями транспортным средством с собственным двигателем) 1.Низкие тарифы; 2.Мобильность; 3.Доступность; 4.Скорость; 5.Возможность отправления маленьких партий; 6.Высокая регулярность отправлений; 7.Большой выбор перевозчиков; 8.Нет жестких требований к упаковке. 1.Очень низкий грузоподъемный потенциал; 2.Зависимость от метеорологических и дорожных условий; 3.Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км; 4.Дорогое обслуживание; 5.Необходима быстрая разгрузка; 6.Низкий уровень надежности (риск кражи).
Наземный транспорт. Железная дорога (к этой категории относится транспорт, который перевозит груз по рельсовым путям) 1.Высокая грузоподъемность; 2.Высокая регулярность перевозок; 3.Не зависит от погоды и сезона; 4.Быстрая доставка на дальние расстояния; 5.Невысокая себестоимость. 1.Низкая мобильность; 2.Монополия перевозчиков.

Продолжение таблицы 1.1

Наземный транспорт. Трубопровод (используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям.Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы) 1.Низкая себестоимость; 2.Не требует большого количества персонала; 3.Надежность сохранности груза. 1.Узкий перечень транспортируемых грузов; 2.Невозможна транспортировка маленьких объемов.
Водный транспорт. Морские суда (выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах) 1.Очень высокая грузоподъемность; 2.Низкая себестоимость; 3.Надежность сохранности груза. 1.Низкая скорость; 2.Ограниченная география перевозок; 3.Редкие отправления; 4.Жесткие требования к креплению и упаковке.
Водный транспорт. Речные суда (особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог) 1.Очень высокая грузоподъемность; 2.Высокая провозная возможность. 1.Ограниченность географии перевозок; 2.Зависит от погоды и времени года; 3.Низкая скорость доставки.
Воздушный транспорт(Основные используемые суда: самолеты и вертолеты) 1.Надежность сохранности груза; 2.Высокая скорость; Высокая мобильность; 3.Большая грузоподъемность; Короткие маршруты. 1.Самые высокие тарифы; 2.Зависимость от погоды; 3.Ограниченное количество аэропортов.

Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы развития

Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием готовых бизнес-планов, четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

· нестабильность экономической ситуации;

· медленный темп развития производства;

· неудовлетворительное состояние транспортных путей;

· низкий уровень производственно-технической базы.

Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

· научно-технические (подготовка специалистов);

· технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).

За последние годы рынок транспортной логистики, а в частности грузоперевозок в России сильно изменился, но не избавился от проблем, коих немалое множество: от состояния подвижного состава до несовершенства законодательной базы. Говоря о негативных факторах развития транспортно-логистического бизнеса, участники рынка отмечают состояние дорожной инфраструктуры, ситуацию с неплатежами, демпинг конкурентов. Тревожит транспортников и работа таможенных органов, коррупция в органах власти, непрозрачность состояния дел в отрасли и болезненный рост цен на топливо.

Рассмотрим его основные проблемные участки:

1. Изношенность подвижного состава. У транспортных средств есть определенный срок службы, по истечении которого их использование становится неоправданным. Главная же задача логистики состоит в том, чтобы выявить этот оптимальный возраст. Кроме того, для транспортного предприятия важно адекватно производить расчет амортизации транспортных средств. Целесообразно применять различные методы расчета в зависимости от страны-производителя автомобиля. Так, для отечественных марок рекомендуется производить расчет исходя из 5-6 лет службы, тогда как для «иностранцев» этот срок можно увеличить вдвое.

2. Недостатки законодательной системы. Федеральное законодательство в сфере автогрузовых перевозок датируется 70–80-ми годами прошлого века, когда о свободном рынке не было и речи. Естественно, это накладывает определенный отпечаток на законодательно-правовые отношения между перевозчиком и грузовладельцем. А вот налоговое законодательство за последние семь лет менялось три или четыре раза. В итоге наличие лицензии и желание вести прозрачный бизнес оборачивается серьезными материальными затратами, часто не оправданными.

3. Слабая информационная поддержка процесса перевозок. Несмотря на стремительное развитие информационных технологий во всех областях жизни, поток информации, сопровождающий процесс транспортировки, все еще далек от совершенства. Нарушение связи с водителем негативно сказывается на координации процесса транспортировки, особенно в случаях необходимости в срочной передаче или корректировке информации для водителя.

4. Сложности построения маршрутов перевозки. Сегодня зачастую можно наблюдать такие явления, как чрезмерно дальние перевозки, излишние перевозки, повторные и кружные перевозки. Нерациональные перевозки приводят к повышению логистических и в первую очередь транспортных издержек, к дополнительной загрузке автодорог.

5. Недогруз подвижного состава. Нежелание или неумение комплектовать отправку от разных грузоотправителей влечет проблему недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства. Конечно, доставка сборного груза достаточно сложна, однако она более выгодна как отправителю, так и перевозчику.

6. Страхование груза и транспортных средств. В настоящее время все больше грузоотправителей и грузополучателей стараются застраховать свою перевозку. Причем, по словам практиков, преобладает страхование именно груза, а не транспортного средства с грузом. Но более приемлемым вариантом было бы страхование подвижного состава вместе с перемещаемыми материальными средствами, так предприятие могло бы обезопасить и себя от всевозможных рисков.

7. Недостаток программных продуктов для сферы логистики. В настоящее время IT-рынок предлагает множество программных продуктов для учета расходов компаний. Что же касается программного обеспечения для транспортной логистики, то в отличие от «складских» разработок его на рынке намного меньше, отзывы о них совершенно различные, а объективной аналитики вообще нет. При немалой стоимости таких программ не удивительно, что потенциальные покупатели теряются и постепенно откладывают идею приобретения на будущее.

Международные торговые компании корректно характеризуют российский рынок логистики как молодой, развивающийся и перспективный. Сами же участники рынка больше всего надежд на развитие транспортно-логистического бизнеса в России связывают с ростом потребительского спроса, а также с улучшением инвестиционного климата, с развитием инновационных подходов в логистике и с улучшением макроэкономических показателей России.

Так же, хотелось бы отметить развитие автомобильного транспорта в логистике. На развитее отрасли перевозки грузов автомобилями влияют, прежде всего, протяженность дорог России, их качество, развитие, многопрофильность отечественной экономики.Самыми рентабельными видами транспортировки в России на сегодняшний день считаются железнодорожные и автомобильные. Причем, последние медленно, но верно начинают занимать доминирующее место.По данным Росстата, динамика роста грузооборота с помощью автотранспорта, несмотря ни на что, имеет устойчивую динамику с опережающими темпами роста.Особенно это видно в последние годы, начиная с 2012-го, когда увеличился отток объемов перевозок из железнодорожного сегмента в автомобильный.

Все логистические цепи «завязаны» на автотранспорте. Это хорошо видно на примере контейнерных перевозок. Например, любой сбой в работе водного, воздушного или железнодорожного транспорта автоматически влечет повышение расходов, связанных с автотранспортными перевозками. Тут вскрывается еще одна проблема – проблема межотраслевых и межведомственных отношений, где каждый «тянет одеяло на себя». Несмотря ни на что, автотранспортная отрасль России постоянно растет и имеет позитивные перспективы развития. Все проблемы, с которыми сталкиваются транспортники, вполне решаемы. Но эти решения сопряжены с усовершенствованием законодательной базы на разных уровнях власти и тесном взаимодействии большого количества отраслевых ведомств, предпринимательского сообщества, образовательных, правоохранительных, контролирующих и других структурный. Одновременно с этим растет и капиталоемкость отрасли.

Остановимся кратко на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребованность научных подходов и практических методов логистики совпала с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

К началу 90-х гг., т.е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).

Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу. Это работы отечественных ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания.

Научно -технические предпосылки связаны с внедрением в различных отраслях промышленного производства систем управления материальным потоком (то, что мы сейчас называем прерогативой логистики).

На территории Российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных отношениях объекты мощной складской системы и товаропроводящих систем, крупные автоматизированные транспортные комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры и т. п.

Таким образом, рассмотренные предпосылки создают фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России. Однако необходимы быстрая и качественная подготовка кадров, развитие и совершенствование производственной, технической и технологической базы логистики в различных отраслях экономики, а также создание логистических товаропроводящих структур, микро - и макрологистических систем различного уровня.

Тема 2 логистика снабжения

Целью данного раздела курса является представление базовых теоретических знаний и практических навыков в области принятия управленческих решений, связанных со снабженческой (закупочной) деятельностью.

Задачи настоящего раздела: определение роли и важности логистики снабжения в логистической системе; изучение теоретических основ организации функционального цикла снабжения; изучение теоретических основ организации снабжения на предприятии; изучение методики выбора квалифицированных поставщиков; изучение сущности и преимуществ электронного снабжения.

В рамках темы раскрываются следующие вопросы: понятийный аппарат и сущность логистики снабжения; функциональный цикл снабжения и механизм функционирования логистики снабжения; методика выбора поставщика; виды закупок; способы организации снабжения на предприятии; применение современных технологий в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами.

Глоссарий

Логистика снабжения - комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

Объект логистики снабжения - материальный поток (МП) и услуги, циркулирующие в функциональном цикле снабжения.

Потребность в материальных ресурсах - объем продукции производственно-технического назначения определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

Общая потребность - потребность в материальных ресурсах, которая включает в себя валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования.

Валовая, или брутто-потребность - потребность в материальных ресурсах на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции.

Чистая, или нетто-потребность - потребность в материальных ресурсах на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.

Первичная потребность - потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет.

Вторичная потребность - потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры, на поставку которых еще не заключены.

Третичная потребность - потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

Ведомость/спецификация материалов - упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. В нем показываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.

Задача MOB («Make or Buy» - сделать или купить), - задача, заключающаяся в обосновании решения вопроса о самостоятельном производстве необходимых материальных ресурсов или закупке их у внешнего источника.

Заказ на закупку - предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, количества, качества, срока поставки или выполнить работу, оказать услугу.