Перспективы использования механизмов венчурного финансирования в россии. Система венчурного финансирования

Общее состояние венчурной индустрии России

Создание институциональной инфраструктуры инновационной экономики очень важно для формирования национальных, инновационных систем, которые «ставят своей конкретной целью обеспечение конкурентоспособности национальной продукции и услуг, повышения качества жизни населения и обеспечения его занятости» 45.

Венчурные фонды в России создаются с 1994 года по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в рамках программы поддержки приватизационных предприятий. Тогда в 11 субъектах РФ были образованы 11 региональных венчурных фондов. Региональные фонды венчурного капитала были созданы для оказания поддержки средним приватизационным предприятиям с численностью работающих до 5000 человек, путем приобретения акционерного капитала нового выпуска. Кроме того, «ЕБРР полностью сформировал капитал двух фондов долевого участия в малых предприятиях, учрежденных в январе 1995 года в Н. Новгороде - 5 млн. долларов и в июне 1995 года в Санкт-Петербурге - 10 млн. долларов и создал Российский Технологический фонд». 46

Вслед за ЕБРР другим крупным игроком на нарождающемся российском рынке венчурных и прямых частных инвестиций стала Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC) - инвестиционное подразделение Мирового банка, специализирующееся на работе с новыми рынками развивающихся стран. 47

Примерно в это же время на рынок вышла другая крупная группа венчурных фондов - это фонды, созданные государственными организациями в рамках межправительственных соглашений, а именно: US-Russia Defense Fund - фонд, способствующий проведению конверсии; The US - Russia Investment Fund - TUSRIF; фонды, как «Пионер», «Пейн Вебер», «Ньюстар» и другие. В сентябре

1998 года был создан первый российский венчурный фонд ОК «Винфин» - Объединенная компания высокорискованного инновационного финансирования.

Достаточной базой развития венчурного капитала является наличие трех условий:

1. Инновационные разработки с высоким коммерчески потенциалом.

2. Профессиональные менеджеры.

3. Существование депонированного капитала институциональных инвесторов.

Проанализируем основные аспекты, которые свойственны российской венчурной индустрии на данный момент.

1. Динамика малых и средних предприятий. Именно эти предприятия наиболее приемлемые объекты инвестирования. В России не менее 70 тыс. предприятий могут стать объектом инвестирования. Поэтому потенциальный объем рынка венчурного инвестирования оценивается очень высоко.

2. Существует обширный интеллектуальный потенциал. Множество невостребованных разработок в области аэрокосмического комплекса и ВПК. На данный момент высокими темпами идет сбор информации обо всех разработках, которые остались без внимания в силу ряда причин.

3. Нехватка инновационных предпринимателей и менеджеров имеет тенденцию исчезать. С каждым годом управленцы таких предприятий становятся более профессиональными и опытными в данной сфере.

4. Источники финансирования в каждой стране различаются в силу специфики финансовой индустрии каждого государства. В странах ЕС более 50% инвестиций в венчурные фонды поступают из банков и пенсионных фондов, страховых компаний, промышленных и финансовых корпораций. Потенциальные источники инвестиций в России - корпорации, банки, средства населения, фонды. Важно отметить, что в соответствии с законодательством в России пенсионным фондам юридически разрешено вкладывать средства только в недвижимость, банковские депозиты, акции котируемых предприятий, государственные ценные бумаги. Среди этого перечня нет венчурных фондов.

Экономический кризис сильно повредил неокрепшую систему венчурного инвестирования в России. До 2001 года сфера оставалась в стагнации. С 2001 года начинается новый этап, а именно рост прямых и венчурных инвестиций.

Это было связано с всемирным Интернет-Бумом, который затронул и Россию. В данном случае речь идет о таких компаниях, как Yandex, Rambler, Ozon и ряд других проектов. Однако вслед за мировым рынком произошел спад, а в 2002 году снова возобновился рост.

Рост количества венчурных фондов и их объемы были явным признаком роста индустрии. Нельзя также не отметить рост капитализации действующих венчурных фондов и фондов прямых инвестиций.

В отношении стран происхождения капитала можно выделить следующую тенденцию: увеличение в пользу внутреннего, снижение доли иностранного капитала. Но до сих пор доля иностранного капитала в несколько раз превосходит долю российского капитала.

Необходимо четко разграничить понятие венчурное финансирование и прямое финансирование. Венчурный капитал используется на стадиях - seed, start-up, early growth, expansion, mezzanine. Прямое финансирование обслуживает следующие сделки - сам венчурный капитал, а также сделки по смене собственника, поздние стадии, стадии «реструктуризации».

Таким образом, ниша посевного и раненого финансирования, в которых объемы инвестирования составляют 0,5 - 1 млн. долл., остается практически свободной. При этом многие проекты не получают своего дальнейшего развития в силу этих причин. Сегодня в России легче привлечь 10 млн. долл. США в уже запущенный проект в области потребительского рынка или недвижимости, чем 0,1-1,5 млн. долл. США в инновационный start-up.

Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд. долл. США (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд. долл. США, что составило около 3% ВВП ЕС).

Участие государства в создании индустрии венчурных инвестиций

Интерес государства в развитии венчурного инвестирования состоит в том, что венчурный капитал эффективно поддерживает малый инновационный сектор, который может выдвигать из своих рядов компании глобального масштаба (Intel, Microsoft, Oracle, Google). Инновационные компании, будущие мировые гиганты, являются крупными налогоплательщиками, обеспечивают большую занятость населения, их изобретения используются в других отраслях, что постепенно выводит государство на передовые позиции в мировой конкуренции между странами. Именно эти выгоды преследовало правительство США в 1958 году акт, который способствовал развитию малых инновационных предприятий в США, путем создания инвестиционных компаний для малого бизнеса (small business investment companies SBICs). Лицензии на осуществление данной деятельности им выдавало Агентство по малому предпринимательству (Small Business Administration, SBA). (Small Business Investment Act of 1958).До сих пор главной целью SBIC является мобилизация долгосрочного капитала для малых предприятий, которые являются драйверами всей экономики.

Сегодня в России большое значение имеет механизм государственного регулирования процессами развития высокотехнологического комплекса и венчурной индустрии в целом.

Инструменты этого механизма можно объединить в три группы:

1. Нормативно - правовая группа. Интеллектуальная собственность, система льгот, включая налоговые, мотивация труда, статус территории с высокой концентрацией научно-технического потенциала, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

2. Экономическая группа. Государственные гарантии, госзаказы, контракты, страхование и залог, совершенствование налоговой системы в пользу приоритетных направлений, совершенствование аппарата планирования и прогнозирования в сфере научно-технического прогресса, эффективное использование финансово-кредитных рычагов, таможенные льготы.

3. Управленческая группа. Инструменты, которые способствуют совершенствованию управления государственной собственностью в разных видах в интересах развития высокотехнологического комплекса, активизации инновационной деятельности в стране. Здесь можно отметить политику протекционизма, продвижение продукции на внешние рынки, подготовка и переподготовка управленческих кадров.

До 1999 года в российском законодательстве и нормативной базе не содержалось никаких упоминаний о «венчурной» деятельности. Впервые этот термин прозвучал в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы» в декабре 1999 года. Основные моменты данной программы.

1. Нормативное - принятие нормативно-правовых актов, отвечающих за эффективное развитие индустрии венчурного инвестирования в научно-технической сфере.

2. Экономическое - Определение финансовых средств для венчурного инвестирования. Был осуществлен взнос в Венчурный инвестиционный фонд из средств Российского фонда технологического развития Министерства науки. Далее средства планировалось привлекать у частных инвесторов.

3. Организационное - Создание федеральных, региональных, отраслевых венчурных инвестиционных институтов и других элементов венчурного инвестирования.

В 2002 году был разработан новый проект: «Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций)». Данный проект уточнял ранее поставленные цели, а именно:

1. Создание при научных учреждениях агентств по трансферту технологий, подготовки кадров для венчурного инвестирования, образование сети консультационных структур типа западных «коучинг-центров».

2. Создание венчурных фондов с участием государства, корректировка законодательства.

3. Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. (Создание сети бирж для высокотехнологичных компаний, проведение венчурных ярмарок).

4. Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.

Следующим шагом на пути к созданию юридической базы для венчурного инвестирования стало Постановление ФКЦБ России от 14 августа 2002 года N31/пс

«Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» 65. В данном постановлении «венчурные» (особо рисковые) фонды были отнесены в категорию «закрытых паевых инвестиционных фондов» (ЗПИФ).

Понятие венчурная система нельзя сводить лишь к совокупности институтов венчурной индустрии. Это не только множество элементов, это множество процессов, отношений, взаимосвязей, находящихся в постоянной динамике.

Основываясь на опыте стран с развитой национальной системой венчурного инвестирования, выделим основные задачи:

1. Первая задача - Создание спроса на венчурный капитал за счет содействия развитию инновационных предприятий и перевод их в направлении научно-технического развития.

Формирование кадров инновационного менеджмента. Защиты прав интеллектуальной собственности. Создание региональных и межрегиональных инновационно активных кластеров.

2. Вторую задачу можно обозначить как рост предложения венчурных инвестиций.

Безусловно, инструментами для достижения этой задачи являются: создание венчурных фондов со 100% или частичными участием государственного капитала, кредиты участникам фонда, предоставление грантов, создание гарантийных фондов, льготы по подоходному налогу для физических лиц, осуществляющих крупные инвестиции, или на долгий срок, снижение ставки налога на прирост венчурного капитала

3. Третья задача - развитие инфраструктуры, фондовых рынков, информационного обеспечения. Развитие интеграции и кооперации в инновационной деятельности, а также взаимодействие всех источников капитала. Содействие формированию венчурных союзов или консорциумов.

4. Усиление роли региональных органов и межрегионального сотрудничества. Унификация налоговых региональных систем, разграничение полномочий уровней всех видов власти, гранты местных бюджетов по инновациям, государственные региональные гарантии.

Задачи, по развитию национальной системы венчурного инвестирования, не являются уникальными и инструменты их достижения соответствуют таковым из ряда стран с развитым уровнем венчурного инвестирования, такие как США, Израиль, Финляндия.

Источником развития венчурных инвестиции в Финляндии стал фонд «посевных инвестиций» SITRA. Средний объем инвестиций - 30 млн. евро в год.

В Израиле источником развития венчурных инвестиций стал «фонд фондов» Yozma, соинвестировавший в частно-государственные фонды под управлением частных Управляющих компаний. Доля Yozma доходила до 40%. Объем Yozma составил около 100 млн. долл.

Главные шаги России в направлении развития всей отрасли, как с участием, так и без участия государства, стали следующие:

1. Создание РАВИ (Российской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования).

2. Формирование государственного «фонда фондов» ВИФ (Венчурный Инновационный Фонд).

3. Исследование вопроса об ОПФ регистрации венчурного фонда в России.

4. Подготовка специалистов по венчурному инвестированию.

5. Формирование в 2005 году 5 региональных государственно-частных венчурных фондов в виде ЗПИФ.

6. Создание нового «фонда фондов» Российской венчурной компании (РВК) и Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ) в 2006 году. «Российская венчурная компания» - проект МЭРТ. Основной профиль - соинвестирование в частные венчурные фонды, зарегистрированные как ЗПИФ в объеме до 49% от общей суммы активов под управлением фонда. Объем средств составляет 15 млрд. руб. Источник средств - Инвестиционный фонд РФ.

75% фонда РИФИКТ составит вклад государства, 25% зарубежные инвесторы.

Планируется поступления 1,5 млрд. руб. из Инвестиционного фонда РФ.

Финансирование инновационных предприятий в рамках государственно-частного партнерства также развивается Федеральным агентством по науке и инновациям. Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и информационное обеспечение данной инновационной деятельности. 70

Федеральным учреждением, которое ориентировано на финансирование инновационных предприятий на уровне start-up, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд был образован в 1994 году в форме государственной некоммерческой организации. В 2005 году его бюджет составил

1,5% расходной части бюджета на гражданскую науку. Фонд имеет свои представительства в 29 регионах. Фонд содействия давно стал инструментом государства, выполняющего роль фонда ранних стадий. Однако посевное финансирование не перекрывается этим фондом, так как его объем не очень большой, и программы которые он использует, ограничены определенным количеством.

Фонды содействия посевного финансирования имеются и на региональном уровне. Например, в Москве финансирование инновационных проектов координируется Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства и осуществляется при помощи ряда инструментов: 71

1. Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства в виде субвенций и субсидий на конкурсной основе.

2. Компенсация процентной ставки по выданным кредитам.

3. Предоставление бюджетных кредитов. (Ставка - 0,25 - 0,75 от ставки рефинансирования, срок от 3-х месяцев до 5 лет; 100% ликвидное обеспечение). Однако на данный момент ОАО «Московский комитет на науке и технологиям» отрабатывает схему венчурного финансирования малых предприятий, в соответствии с которой будет выдаваться бюджетный кредит при гарантии включения продукции в городской заказ.

Программы аналогичные московской существуют и в других регионах.

Профессиональные ассоциации представителей венчурной индустрии.

Основной организацией такого вида на российском рынке является Российская Ассоциация Прямых и Венчурных Инвестиций (РАВИ). РАВИ основана в 1997 году как профессиональная ассоциация представителей венчурных фондов и фондов прямых инвестиций.

Идея создания Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ) была высказана на семинаре для менеджеров Региональных фондов венчурного капитала Европейского Банка Реконструкции и Развития (РФВК ЕБРР) в Санкт-Петербурге в декабре 1996 года.

В настоящий момент в состав РАВИ входят 29 полных и 26 ассоциированных членов.

В июне 1997 года РАВИ стала ассоциированным членом Европейской Ассоциации

Прямого Инвестирования и Венчурного Капитала (EVCA).

Задачами РАВИ являются:

* Формирование в России политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности.

* Представление интересов членов РАВИ в органах власти и управления, в средствах массовой информации, в финансовых и промышленных кругах внутри страны и за рубежом.

* Информационное обеспечение и создание коммуникативных площадок для участников российского венчурного рынка.

* Формирование слоя квалифицированных специалистов для компаний венчурного бизнеса.

РАВИ стало создателем двух основных ежегодных событий в венчурной индустрии в России - венчурный форум и венчурная ярмарка.

Российский венчурный форум - Ежегодная встреча в Санкт-Петербурге лидеров венчурного бизнеса России и иностранных государств, банкиров, руководителей крупных корпораций, глав регионов и министерств.

Российская венчурная ярмарка - площадка, на которой представители малого и среднего инновационного бизнеса могут представить свои проекты потенциальным инвесторам, а также налаживать связи для кооперации с представителями других инновационных предприятий. В 2006 году на Ярмарке было представлено 105 компаний. Суммарный объем запрашиваемых инвестиций составил более 200 млн. долл. 76

Существует еще несколько заметных мероприятий: Конкурс русских инноваций (под эгидой журнала «Эксперт»), а также Московский салон инноваций и инвестиций, региональные венчурные ярмарки и ярмарки бизнес-ангелов.

Относительно бизнес-ангелов можно отметить следующие тенденции: в России стали появляться организационные структуры, объединяющие бизнес - ангелов. Среди них выделяют - Национальная сеть бизнес-ангелов, Московская сеть бизнес-ангелов, сеть бизнес-ангелов «Частный капитал», Томская сеть рискового финансирования «Бизнес - ангелы», Нижегородская ассоциация «Стартовые инвестиции».

На VII Венчурной ярмарке было проведено учредительное собрание Национального союза бизнес-ангелов России (НСБАР).

Основные характеристики российских бизнес-ангелов сводятся к следующим: большинство приобретает контрольный пакет акций, инвестирует в своем регионе, рассматривает проект как часть своего бизнеса, при этом средний срок инвестиций составляет 3-5 лет. В случае организации синдиката, его объем составляет 1,5-7 млн. долл., при 3-4 членах этого синдиката.

В сентябре 2006 года состоялось учредительное собрание новой организации Национальная ассоциация Инноваций и развития Информационных технологий. Цель - консолидирование инновационного потенциала членов ассоциации и последующая организация взаимодействия членов ассоциации с представителями венчурных фондов с целью обеспечения финансирования инновационных проектов.

Технопарки.

Технологический парк - форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарки создаются в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.

Помимо технопарков действуют еще ряд структур схожих по своим функциям с первым, а именно бизнес-инкубаторы, технополисы, особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Они представляют собой территорию, где сосредоточена совокупность экономических инструментов, обеспечивающих постепенную коммерциализацию инновационного продукта. Инвестиции в компании-резидентов этих инкубаторов являются более эффективными по сравнению с другими компаниями, так как инфраструктура инкубаторов позволяет повысить шансы компании при прохождении «долины смерти».

Технопарк в процессе своей деятельности тесно взаимодействует с органами власти, учредителями, источниками финансирования, партнерами, рыночными структурами, общественными организациями. В качестве учредителей выступают, как правило, одновременно университеты и научные центры, промышленные предприятия, финансовые институты, органы управления и власти.

Для действующего технопарка характерны следующие признаки:

* Статус юридического лица;

* Является совместным предприятием нескольких учредителей

* Владеет или осуществляет длительную аренду земли;

* Владеет или имеет в управлении недвижимость;

* Высококвалифицированная команда менеджеров;

* Развитый инкубатор бизнеса;

* Необходимое количество сервисов, способных удовлетворять потребности фирм клиентов на простые и сложные услуги;

* Хорошо отработанный механизм финансового и маркетингового менеджмента и механизмам взаимодействия с научными центрами, университетами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями.

Основными субъектами технопарка являются малые и средние инновационные фирмы, которые создаются, формируются и становятся самостоятельными субъектами рыночной среды при постоянном участии технопарка. Технопарк берет на себя обязательство обеспечивать фирмы-клиенты качественным сервисом, оставляя исполнителям лишь функции творческого труда и управления самостоятельно разрабатываемыми нововведениями. Фирмы-клиенты не могут остаться навсегда. Жизненный цикл предприятия в нем составляет от трех до пяти лет.

Наиболее важными услугами, предоставляемыми технопарком фирмам-клиентам, являются:

* Материально-технические (сдача в аренду помещений, оборудования и т.д.);

* Финансовые (оказание помощи в получении инвестиций)

* Консультации и обеспечение взаимодействия между исследовательскими, промышленными и обслуживающими структурами;

* Маркетинг, поиск заказчиков, заключение контрактов;

* Технические (обеспечение доступа к средствам телекоммуникации и связи, научному и лабораторному оборудованию, компьютерной технике, библиотеке, предоставление залов заседаний, обеспечение переговоров и др.);

* Подготовка кадров;

* Социально-бытовые услуги.

Структура технопарка состоит, как правило, из двух частей: «ядра», которое представлено бизнес-инкубатором начинающих малых инновационных фирм, и «оболочки», которая представлена фирмами сервиса, необходимыми для предоставления качественных услуг малым инновационным фирмам, а также командой менеджеров технопарка.

По данным ассоциации «Технопарк» 80, бизнес инкубатора - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело. Инкубатор бизнеса может быть автономным, то есть самостоятельной хозяйственной организацией с правами юридического лица, или действовать в составе технопарка. Автономно действующие инкубаторы, как правило, ориентируются на поддержку нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.

Первая волна российских технопарков начала формироваться при ведущих вузах страны. И здесь удалось добиться успехов, а именно: Научный парк МГУ, Технопарк

«Москворечье» (МИФИ), Технопарк «Курчатовский», Технопарк МЭИ, Зеленоградский научно-технологический парк (при МИЭТ), Технопарк «РИТМ» при Государственной академии инноваций.

Еще одним важным элементов венчурной инфраструктуры являются коучинг-центры. Уже были сделаны первые реальные шаги - в рамках реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» состоялся конкурс на создание Коучинг-центров по венчурному предпринимательству в федеральных округах. По итогам конкурса были определены организации, на базе которых были созданы коучинг-центры в Приволжском, Южном, Центральном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Функции Базового Коучинг-Центра переданы ЗАО «Центр инновационного менеджмента» (Санкт - Петербург), который на протяжении нескольких лет является образовательным центром РАВИ. Формирование новых коучинг-центров будет продолжено в соответствии с

Постановлением от 17 октября 2006 г. №613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

Вопросы организационно-правовой формы венчурного фонда

Вопрос организационно-правовой формы венчурного фонда является наиболее актуальным на сегодняшний день, а именно: какая форма организации является наиболее оптимальной с точки зрения управления и налогообложения.

Одним из факторов, способных существенно увеличить приток венчурного капитала в инновационные компании, может стать усовершенствование возможных организационно - правовых форм регистрации и функционирования фондов.

Сегодня значительное число венчурных фондов, даже с участием российского капитала, зарегистрированы вне юрисдикции России, поскольку зарубежные организационно-правовые формы (Limited Partnership) выглядят более предпочтительными для инвесторов с точки зрения удобства ведения бизнеса. Однако в проектах, предполагающих государственно-частное партнерство, создание фонда в иностранной юрисдикции невозможно из-за участия российского бюджета в его формировании.

Для определения подходящей организационно-правовой формы венчурного фонда нужно исходить из следующих критериев, отражающих требования инвесторов и управляющей компании к функционированию фонда:

* Отсутствие двойного налогообложения, когда налоги платятся как самим фондом, так и инвесторами;

* Ограниченная ответственность, при которой инвесторы рискуют лишь своими вложениями в фонд;

* Принцип commitments или «по требованию», при котором зафиксированные в соглашении суммы передаются от инвесторов фонду не сразу, а в течение нескольких периодов, по мере потребности фонда в средствах;

* Возможность организации инвестиционного комитета, состоящего из представителей инвесторов, функцией которого является контроль за управляющей компанией и утверждение ее основных решений;

* Малый объем издержек функционирования фонда, оплачиваемых инвесторами;

* Малый объем отчетности управляющей компании; конфиденциальность информации по проектам, отсутствие регуляции со стороны контролирующих органов;

* Отсутствие требований на собственный капитал управляющей компании;

* Свобода в выборе объектов, форм и объемов финансирования, методов оценки проектов.

Как показала мировая практика, структурой, идеально подходящей для венчурного фонда, является договор о партнерстве с ограниченной ответственностью (Limited Partnership, LP) в англо-американском праве. Благодаря высокой степени гибкости контракта, ограниченное партнерство может предусматривать самые различные условия управления фондом, которые могут варьироваться в зависимости от пожеланий инвесторов и управляющей компании.

В соответствии с законодательством «венчурные» (особо рисковые) фонды были отнесены в категорию «закрытых паевых инвестиционных фондов» (ЗПИФ), основная регламентация деятельности которых содержится в Федеральном Законе №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в редакции от 29.06.2004, Приказе ФСФР №05-8/пз-н от

30.03.2005 «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» и в ряде других положений ФСФР. Деятельность ДПТ регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Часть II, Глава 55, Статьи 1041-1054.

Таким образом, на сегодняшний день имеются две формы возможной организации венчурного фонда - ЗПИФ и ДПТ. Основное преимущество этих форм по сравненью с другими - отсутствие двойного налогообложения. Другие возможные формы - АО, ООО, Коммандитное товарищество - предполагают двойное налогообложение и являются менее привлекательными для венчурных инвесторов.

Основные характеристики ЗПИФ и ДПТ приведены в нижеследующей таблице:

Таблица 2 Основные характеристики ЗПИФ и ДПТ

Параметр

Ограниченная ответственность инвесторов по обязательствам

Регламентация деятельности фонда и вложений

Пакет регистрационных

документов в ФСФР. Раскрытие информации. Согласование действие с депозитарием.

Соглашением между товарищами.

Транзакционные издержки

Затраты на депозитарий,

регистратора, оценщика, аудитора, в сумме 3-7% от размера фонда ежегодно.

Существенно меньше.

Принятие решений об

инвестициях

Управляющая компания.

По договоренности между

товарищами.

Оперативный контроль инвестора за управляющей компанией

Созыв общего собрания

пайщиков отягощен бюрократическими формальностями и не может осуществляться оперативно.

Возможна организация

Инвестиционного комитета,

представляющего инвесторов

и действующего на постоянной основе.

Возможность досрочного выхода инвестора из фонда в любой момент

Да, но возможно заключение соглашение,

предотвращающее такой выход.

Риск распада фонда из-за требований кредитора к одному вкладчику

Да, но возможно заключение соглашение, предотвращающее распад фонда.

Принцип commitments

Требования на управляющую компанию

Регламентация со стороны

ФСФР% объем собственных средств УК должен составлять

20 млн. руб.

По договоренности между инвесторами.

Подходящая база для организационно-правовой формы венчурного фонда с позиции инвестора в России уже есть - это договор простого товарищества, в рамках которого возможно моделирование формы LP, хорошо зарекомендовавшей себя в мире. Следующим шагом должна стать выработка формы договоров о разграничении полномочий сторон в фонде и превращение их в стандарт, тиражируемый для создаваемых в России венчурных фондов. Тем не менее, возможна и выработка российского аналога LP, предусматривающего ограниченную ответственность и отсутствие двойного налогообложения. В свою очередь форма ЗПИФ особо рисковых (венчурных) инвестиций не полностью соответствует процессу венчурного инвестирования из-за невозможности реализации принципа commitments, высоких издержек и невозможности организации постоянного контроля инвесторов за управляющей компанией.

Фондовые биржи.

В развитии венчурной индустрии страны фондовый рынок занимает особое место для малых и растущих инновационных компаний. Один из наилучших методов обратить инвестиции в наличные - это выставить акции компании на продажу на фондовом рынке. На публичном рынке можно получить больше живых денег за компанию, чем в любом другом месте.

На сегодняшний день эта проблема существуют и ее активно прорабатывают.

По данным сайта ММВБ 27 июня 2006 года на Фондовой бирже ММВБ введены в действие Правила листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг на ФБ ММВБ в новой редакции, которая предусматривает образование Сектора инновационных и растущих компаний (ИРК).

Целями проекта создания Сектора ИРК является формирование условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса, создание предпосылок для массовых IPO этих компаний.

Правилами листинга определены критерии отнесения эмитента к Сектору ИРК:

* Существенная часть выручки эмитента формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий;

* Капитализация эмитента - не менее 100 млн. руб. и не более 5 млрд. рублей.

Соответствие эмитента первому критерию устанавливается Экспертным советом ФБ ММВБ, состоящего из специалистов, имеющих опыт работы с компаниями высоких технологий, при этом приоритет получают компании:

* Осуществляющие хозяйственную деятельность в следующих сферах: телекоммуникации; интернет-бизнес; разработка и инсталляция программного обеспечения; разработка и производство полупроводниковых устройств; биотехнологии; научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР); наукоемкое производство продукции в отрасли машиностроения и транспорта; отрасли, связанные с реализацией национальных проектов;

* Темпы роста выручки, которых составляют не менее 20% по итогам финансового года.

В Секторе будут действовать более жесткие требования по информационной открытости - помимо стандартного набора документов, сведений и информации компания обязана будет предоставлять через биржу инвесторам ряд дополнительных документов:

* Инвестиционный меморандум, в котором более полно и неформально (в отличие от жестко заданных стандартов проспекта эмиссии и решения о выпуске) раскрывается информация о финансово-хозяйственной деятельности компании (предоставляется на этапе проведения размещения в Секторе);

* Корпоративный календарь, раскрывающий для инвесторов годовой событийный ряд компании - эмитента.

Для повышения уровня и качества транспарентности компаний Сектора ИРК вводится институт листинговых агентов. Листинговый агент - организация, соответствующая требованиям, установленным дирекцией ФБ ММВБ, заключившая договор с эмитентом (управляющей компанией) об оказании услуг по подготовке комплекта документов для допуска ценных бумаг к размещению и обращению на ФБ ММВБ в Секторе ИРК, а также выполняющая дополнительные функции, которыми также могут быть функции финансового консультанта, обеспечение процесса раскрытия информации эмитентом при поддержании его ценной бумаги в Секторе ИРК. Институт листинговых агентов должен обеспечить надлежащий уровень защиты прав инвесторов и минимизировать риски распространения недостоверных сведений и информации.

РТС (RTS START).

С февраля 2007 года был запущен новый сегмент рынка ценных бумаг Фондовой биржи «Российская Торговая Система», созданный специально для компаний средней и малой капитализации - RTS START.85

Целями RTS START являются: увеличение количества обращаемых на российском рынке ценных бумаг; предоставление возможности небольшим, динамично развивающимся компаниям создать и повысить капитализацию.

В сегменте RTS START могут размещаться и обращаться ценные бумаги эмитентов, ранее включенные либо включаемые в следующие разделы списка ценных бумаг, допущенных к торгам: котировальный список «Б», котировальный список «В», котировальный список «И», ценные бумаги, допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга (не включенные в котировальные списки).

Участниками RTS START выступают: эмитенты средней и малой капитализации, ценные бумаги которых размещаются и обращаются в РТС; участники торгов РТС - профессиональные участники рынка ценных бумаг и их клиенты, осуществляющие торговлю на фондовой бирже РТС.

Дополнительно вводятся еще два участника, играющие важную роль в размещении и обращении ценных бумаг эмитентов малой и средней капитализации: уполномоченный финансовый консультант (УФК) и маркет-мейкер.

Эмитент ценных бумаг раскрывает информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах в объеме: ежеквартального отчета; существенных фактов и сведений; сообщений о корпоративных событиях.

ОАО «РТС», в свою очередь, проводит мониторинг раскрытия информации эмитентами RTS START, раскрывает аналитические материалы по ценным бумагам RTS START, которые ей предоставят участники торгов, консультирует эмитентов по вопросам публичного размещения и обращения ценных бумаг в RTS RTART. В RTS START могут быть включены ценные бумаги, удовлетворяющие следующим требованиям: осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг; осуществлена государственная регистрация отчета о выпусках (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента или в федеральный орган предоставлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; эмитентом соблюдаются требования законодательства РФ о ценных бумагах, нормативных правовых актов федерального органа, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг.

На сегодняшний день на RTS START уже торгуются следующие инструменты: ОАО Косогорский металлургический завод, ОАО БФ Коммунар, ОАО Нефтекамский автозавод, ОАО СиГМА.

ФБВТ (Фондовая биржа высоких технологий). 86

ОАО «Фондовая Биржа Высоких Технологий» была учреждена 14 июля 2004 года в Москве в рамках проведения конференции «Первый Московский Научный Форум». Основной целью ФБВТ является организация торгов ценными бумагами вновь создаваемых и уже существующих высокотехнологичных компаний, что позволит обеспечить привлечение государственных и частных инвестиций в научно-технические проекты. 06.12.2004 был осуществлен выпуск обыкновенных акций ОАО «ФБВТ» номиналом 100 рублей в количестве 800 000 шт. Регистрация проспекта эмиссии в ФСФР РФ. 19 октября 2006 Федеральная служба по финансовым рынкам приняла решение выдать лицензию фондовой биржи ОАО «Фондовая Биржа Высоких Технологий».

Реализация проекта открывает частным лицам и коммерческим организациям новые возможности для высокодоходного размещения финансовых средств. В свою очередь, у российской науки появляются новые источники финансирования, позволяющие разрабатывать и внедрять в экономику страны новые технологии. Создание ФБВТ можно сравнить с созданием в 80-е годы в США биржи NASDAQ. Торговля на этой Бирже ценными бумагами американских высокотехнологичных компаний дала мощный стимул для подъёма американской экономики.

В состав учредителей входят: ОАО «Московский Комитет по Науке и Технологиям», научные центры Российской Академии Наук, МГУ, МФТИ, другие ведущие научные учреждения России, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В составе ФБВТ находятся консультационные подразделения, оказывающие помощь разработчикам научных проектов. Торговые подразделения Биржи ориентируются на организацию торгов ценными бумагами высокотехнологичных компаний, включая их листинг, первичное размещение и дальнейшее обращение. Таким образом, Биржа не только организует торги ценными бумагами, но и проводит работу по созданию самих ценных бумаг.

Товаром ФБВТ являются ценные бумаги развивающихся высокотехнологичных предприятий, имеющих стартовую капитализацию от 0,1 млн. $ до 20-50 млн.$. Создание ФБВТ актуально для появившихся в России частных инвесторов с небольшим капиталом, которые с целью получения высокой прибыли готовы рисковать своими деньгами в значительно большей степени, чем крупные банки или инвестиционные фонды. Кроме того, она актуальна для крупных российских и зарубежных инвесторов, которые испытывают нехватку высокодоходных объектов для инвестирования. ФБВТ актуальна как для тех, кто заинтересован в привлечении инвестиций для новых разработок, так и для тех, кому необходимо завершить уже имеющиеся проекты. На сегодняшний день доля высокотехнологичного сектора в ВВП национальной экономики по прежнему низка при высокой стоимости интеллектуальной собственности, которая оценивается в $300 млрд.

Основная проблема эффективной реализации инновационного потенциала заключается в острой нехватке опытных профессиональных кадров, способных осуществлять инновационные прорывы и управлять инновационными процессами. Некоторые исследователи видят решение этой проблемы в посредничестве венчурных капиталистов, которые призваны снизить информационную асимметрию и создавать «рынок» капиталов для молодых компаний, а также во внедрении системы формальных и неформальных контрактов, позволяющих отсеивать «некачественные» и финансировать только «качественные» инновационные бизнес-проекты . В этой связи возникает проблема венчурного посредничества, при котором субъектами становятся венчурные инвестиционные институты.

В России основная проблема заключается в неразвитости инфраструктуры инновационной сферы и неэффективности правовой базы инновационной деятельности. Тем не менее с учетом огромного потенциала венчурного рынка Россию можно обоснованно считать перспективным рынком венчурного капитала с исключительно высокими ставками. Можно предположить, что в силу ограниченности долгового финансирования инновационных процессов роль венчурного финансирования будет расти.

Особый интерес представляет характеристика инновационной системы Российской Федерации как совокупности взаимодействующих на единых институциональных принципах элементов инновационной системы через регулирование, координацию и контроль инновационной деятельности и обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики.

В научной литературе подчеркивается необходимость системного подхода к инновационному процессу. Инновационная система рассматривается как целостное образование, органическое единство его составляющих, интегрированное взаимодействие и взаимовлияние науки, производства и рынка . Особое внимание ученые уделяют балансу интересов всех участников инновационного процесса.

Согласно Закону № 254-ФЗ инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов , включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

На наш взгляд, включение в инфраструктуру организаций, способствующих только реализации проектов, упрощает и сужает взгляд на понятие инновационной инфраструктуры и входит в противоречие с внутренним экономическим содержанием понятия инновационной деятельности и инновационного процесса, в основу которого заложен механизм формирования и реализации венчурного капитала.

Одним из распространенных способов привлечения и аккумулирования венчурного капитала является создание венчурных фондов. Венчурный фонд - это механизм инвестирования с образованием общего фонда (обычно партнерства) для инвестирования финансового капитала, в основном сторонних инвесторов предприятия, которые для обычных рынков капитала и банковских займов представляют слишком большой риск. Как определяют венчурные фонды некоторые авторы, «это совокупность региональных и отраслевых фондов, имеющих своей целью привлечение частного капитала в инновационный сектор экономики, создание конкурентоспособных производств.

Венчурные фонды осуществляют финансирование процесса коммерциализации научно-технических результатов на тех стадиях, на которых невозможно участие финансово-кредитных организаций в силу высокой рискованности таких инвестиций» .

Особое значение придается венчурным ярмаркам. Начиная с 2000 г. РАВИ проводит Российскую венчурную ярмарку - центральное ежегодное событие для профессионалов отечественного рынка прямых и венчурных инвестиций. Каждый год ярмарка собирает руководителей крупнейших инвестиционных структур, венчурных фондов и фондов прямого инвестирования, банков, консалтинговых организаций, бизнес-ангелов, руководителей и владельцев инновационных компаний малой и средней капитализации, журналистов, политиков из России, Европы, США и других стран. К концу 2013 г. было проведено 14 Российских венчурных ярмарок: в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Ростове-на-Дону, Иркутске, Новосибирске. Как считают специалисты, Российская венчурная ярмарка - это международная платформа для дискуссий, обмена опытом профессионалов, «клуб единомышленников», объединенных стремлением способствовать развитию технологий будущего, «точка входа» в индустрию прямого инвестирования и венчурного капитала .

Таким образом, венчурные инвестиционные институты представляют собой имущественные комплексы, формируемые за счет взносов физических и/или юридических лиц и создаваемые в форме юридического лица или без его образования с целью участия в венчурном инвестировании. Такими институтами могут выступать не только венчурные фонды, но и другие частные и корпоративные институты: инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, банки и финансово-промышленные группы, которые привлекаются на рынок венчурного капитала.

В России практика создания первых отечественных венчурных фондов показала, что правовая и налоговая среда в инвестиционной сфере не стимулирует создание венчурных фондов и снижает их инвестиционную активность, поэтому в качестве отечественных венчурных институтов рассматриваются все структуры, вовлеченные в процесс венчурного инвестирования.

Создание благоприятных условий для начала и ведения бизнеса недостаточно для его полноценного развития, необходимо еще обеспечить бизнесу доступ к инвестиционным ресурсам, таким как: свободные средства крупных сырьевых компаний, частные сбережения, «длинные деньги» пенсионных накоплений, необходимо и ускорение реформирования банковского сектора, повышение его капитализации и надежности.

В Обзоре российского рынка прямых и венчурных инвестиций Российской ассоциации венчурного инвестирования, помимо традиционного анализа финансовых структур, работающих по классической модели фонда прямых инвестиций, была сделана попытка сбора агрегированных статистических данных о деятельности ряда организаций, содействующих развитию инновационной инфраструктуры Российской Федерации, стимулирующих венчурное инвестирование и обеспечивающих привлечение финансирования в высокотехнологические российские компании.

К их числу относятся:

  • ОАО «РОСНАНО». Объем средств, направленных ОАО «РОСНАНО» в финансируемые портфельные компании в 2012 г., составил около 27,3 млрд руб. (финансовая поддержка была оказана 44 портфельным компаниям);
  • нанотехнологические центры Фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО». Общий бюджет одобренных стартапов в 2012 г. составил около 1,6 млрд руб. Число финансируемых стартапов - 42;
  • Фонд «Сколково». Совокупный объем грантов и ^финансирования по грантам, одобренным в 2012 г., составил около 5,9 млрд руб. (около 100 инновационных компаний). Объем инвестиций аккредитованных инвесторов Фонда «Сколково» в 2012 г. вне грантов составил почти 0,6 млрд руб.;
  • инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Объем средств, направленных в 2012 г. на финансовую поддержку 126 портфельных компаний, составил около 1,8 млрд руб.;
  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Совокупные объемы финансирования по программам СТАРТ, УМНИК и РАЗВИТИЕ в 2012 г. составили около 3,8 млрд руб. Число контрактов - 2477;
  • Российский фонд технологического развития. В 2012 г. по результатам конкурса инновационных проектов для предоставления им финансовой поддержки со стороны Российского фонда технологического развития было отобрано 9 заявок. Совокупный объем финансовой поддержки составляет около 0,9 млрд руб.;
  • бизнес-акселераторы и бизнес-инкубаторы. В ходе исследования указанных структур путем проведения анкетирования и из открытых источников получена информация о финансировании не менее 51 компании на общую сумму 0,023 млрд долл.

Особое внимание уделяется перспективам развития ОАО «Российская венчурная компания», российскому рынку бизнес-ангель- ского инвестирования, подведению промежуточных итогов деятельности IPOboard

РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ

Никитина Т.И. , Кондрашова К.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

The article is dedicated to the analysis of problems of the venturing.

Эффективной формой ускоренного формирования научно-технического потенциала и финансирования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, особенно проектов инновационного характера, является венчурное финансирование. Оно получило широкое развитие в США и Западной Европе и в последнее десятилетие начинает использоваться в России.

Венчурный капитал реализуется в форме прямого инвестирования. Этот вид инвестиций, как правило, используется для проведения научно- исследовательских и опытно конструкторских работ, увеличения оборотного капитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса. Причем, венчурный капиталист вкладывает свои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал.

Венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой - увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей. Как правило, венчурный капиталист соглашается на норму прибыли не менее, чем 25-30% в год, рассматривая ее как плату за риск.

Венчурные инвестиции, как правило, предоставляются на 4 - 7 лет, причем, ранее этого срока капиталист не может изъять свои денежные средства, а в случае неудачи и вовсе получить их обратно.

Капитал для венчурных инвестиций предоставляется корпоративными (коллективными) и индивидуальными венчурными инвесторами. Основную часть корпоративного сектора составляют независимые венчурные фонды (компании, фирмы), обычно представляющие собой партнерства. Участниками таких партнерств могут быть как юридические, так и физические лица. Помимо пенсионных фондов, активное участие в венчурных фондах принимают коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, дарственные и благотворительные фонды, корпорации, частные лица. Часто венчурные фонды создаются как аффилированные (дочерние) структуры отдельными банками и страховыми компаниями. Такие фонды осуществляют инвестиции в интересах внешних инвесторов либо клиентов материнской компании.

Венчурное инвестирование в России находится в начальной стадии формирования. Венчурные фонды в РФ стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР). Были образованы региональные венчурные фонды (РВФ). Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами.

В начале 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве.

О венчурных инвестициях появились решения и на федеральном уровне. Правительство РФ в 1997 г. приняло решение о создании Российского венчурного фонда (РВФ). По конкурсу управляющую компанию этого фонда создали менеджеры научно-производственного центра «Солитон», имевшего скомплектованный подбор инновационных предприятий с коммерчески привлекательными проектами.

На сентябрь 1997 г. в России действовало 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $ 1.6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей. По данным на 2007 год, в РФ насчитывается 20 венчурных фондов, которые управляют финансовыми средствами на сумму примерно $ 2 млрд.

Активно работают Самарский венчурный фонд (Самвен-фонд), «Пермский фонд содействия венчурным инвестициям», «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор». Развитию венчурной деятельности в России мешает ряд факторов: высокие налоги, налоговое законодательство, ориентированное на добывающие отрасли; высокие производственные потери из-за затянутости бюрократических процедур (прединвестиционный период при вложении венчурного капитала затягивается на полтора-два года); значительный срок ожидания выхода капитала (4-5 лет) в предприятиях высоких технологий; боязнь нового экономического кризиса, неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность политической и экономической среды; отсутствие инновационной культуры; неразвитость рынка ценных бумаг; недостаток бюджетных средств для государственной поддержки; несовершенство соответствующей законодательной и нормативной базы; слабая степень участия в процессе венчурного инвестирования пенсионных фондов и страховых компаний.

Преодоление вышеперечисленных препятствий не только будет способствовать развитию высокотехнологичного бизнеса и активизации НТП, но и повысит имидж России за рубежом, обеспечит создание рабочих мест и приток зарубежных инвестиций, увеличит поступление налогов в казну государства.

Для развития венчурного финансирования в России требуется разработка и реализация ряда следующих государственных инициатив:

1. Изменение системы налогообложения, которая должна стимулировать развитие бизнеса, а не носить только фискальный характер.

2. Изменение учетной политики в целях большей прозрачности компании для заинтересованных инвесторов.

3. Развитие фондового рынка.

4. Разработка новых форм кредитования крупных инновационных проектов.

5. Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач.

6. Содействие формированию и регулированию партнёрского взаимодействия государственных структур, ВУЗов, венчурных фондов и общественных некоммерческих организаций, специализирующихся в инновационной сфере деятельности.

7. Создание действенной государственной системы защиты интеллектуальных прав собственности и механизмов противодействия производству и продаже подделок и контрафактной продукции.

8. Включение инновационных задач в основные программы экономического и социального развития.

9. Разработка государственных программ закупки результатов НИОКР и наукоемкой продукции, выполняемых в инновационных малых предприятиях.

10. Разработка и сертификация методов оценки эффективности инновационных программ и проектов с учётом мирового опыта венчурного финансирования.

11. Разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов (налоговые льготы, государственные гарантии и страхование инвестиций), вкладывающих средства в инновационные и высокотехнологичные малые предприятия.

12. Содействие развитию частных организаций в сфере экспертизы инновационных проектов.

Таким образом, разработка и внедрение высоких технологий являются необходимым условием укрепления российской экономики. Очевидно, что государство сегодня не имеет возможности инвестировать, поэтому инициировать процесс может только негосударственный капитал. Более того, пассивность российского капитала является одной из причин настороженного отношения к России зарубежных инвесторов.

«ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ © Доронкина О.П. Национальный...»

ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

© Доронкина О.П.

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики, г. Москва

В статье рассматривается опыт становления венчурного финансирования за рубежом и анализируются проблемы развития венчурного

Ключевые слова: венчурное финансирование, инновации, бизнес-ангелы, венчурная фондовая инфраструктура, венчурное предпринимательство.

В современных условиях инновации становятся движущей силой экономики. Без внедрения новой техники и технологий ни одна страна не сможет сохранять конкурентоспособные позиции на международных рынках и сотрудничать с экономически развитыми странами. Однако, разработка и внедрение инноваций требует значительных затрат, в этой связи остро встает вопрос их финансирования. Венчурное финансирование является одним из самых подходящих источников финансирования инноваций, поскольку венчурное финансирование уже предполагает риск невозврата средств и изначально направлено на нивелирование данного риска.



Венчурное финансирование – это разновидность долевого и долгового ресурса в общественном воспроизводстве, которое стимулирует развитие инновационной деятельности, характерными атрибутами которой является высокий риск и неопределенность, а также сверхвысокая доходность вложенных средств в новые или развивающиеся компании .

Многие специалисты считают, что Россия обладает всем для того, чтобы создать конкурентоспособную венчурную индустрию. Для этого есть все необходимое – сильная инженерная школа, высокий уровень образования.

Также, в России и странах СНГ существует большой рынок, что, несомненно, является дополнительным плюсом.

Исходя из различных оценок специалистов, рынок венчурных инвестиций в России составляет более 2 млрд. долл., учитывая инвестиции, осуществляемые бизнес-ангелами (физические лица, которые на свой страх и риск инвестируют небольшие деньги в наиболее рискованные проекты) .

По результатам данных Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), на российском рынке венчурного финансирования существует следующая ситуация (рис. 1).

Аспирант кафедры Управления наукой и инновациями.

Рис. 1. Динамика численности венчурных фондов в РФ за 2006-2012 гг.

В России механизм венчурной фондовой инфраструктуры только начинает зарождаться. Согласно данным МЭРТ венчурные инвестиции каждый год в нашей стране составляют менее 0,01-0,02 % ВВП, в абсолютном же выражении это 100 млн. долл. Более объективные оценки, основанные на мониторинге сделок, колеблются в пределах 60 млн. долл. для сравнения приведем положение дел в других странах: Польша – 0,08 %, Корея – 0,28 %, США – 0,48 % . Налицо сильное отставание России от общемирового уровня развития. По данным РАВИ, количество фондов, действующих на территории российской Федерации, к концу 2012 года достигло 247 .

Венчурные фонды в России возникли под внешним влиянием, а не зародились при объективной необходимости, как, например, в США и Европе.

Только с недавнего времени процентное соотношение российских и зарубежных инвестиций в эту сферу начинает смещаться в сторону увеличения российской составляющей, в то же время данные статистики демонстрируют, что, несмотря на такой рост, суммарная капитализация венчурных фондов остается на прежнем уровне. Это свидетельствует об уменьшении средних размеров образуемых структур.

Для становления и развития рынка венчурного капитала, особенно на начальных этапах, необходима государственная поддержка, создающая благоприятные условия. С начала 1980-х гг. государственная политика США была направлена на активное стимулирование венчурного предпринимательства.

Причиной этому послужила его роль как катализатора инновационных процессов и реиндустриализации экономики. С помощью системы мер прямого и косвенного стимулирования в США государство стало активно развивать инновационный бизнес. В 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях», который предусматривал ряд мер по стимулированию промышленных инноваций. С 1981 г. в США стала активно формироваться система налоговых льгот на НИОКР. В 1982 г. конгрессом был принят закон о нововведениях и разработках в малом бизнесе.

В целях реализации данного закона была разработана программа по стимулированию инноваций в сфере малого и среднего предпринимательстИнновационный менеджмент 113 ва (SBIR), координатором которой стала Администрация малого бизнеса (SBA). По данной программе каждое федеральное учреждение, которое предоставляет внешним исполнителям заказы на сумму выше 100 млн. долл., должно 1,25 % из них выдавать в виде безвозвратных субсидий на НИОКР в малом бизнесе.

Для современной России по-прежнему актуален уникальный опыт формирования и становления рынка венчурного капитала в США. В 1970 г. этот рынок в стране практически отсутствовал, в 1980 г. весь совокупный венчурный капитал США не превышал 1 млрд. долл., но уже к середине 1990-х годов достиг уровня 35 млрд. долл. На сегодняшний день самый большой рынок венчурного капитала функционирует именно в США.

Начиная с 2002 г. прослеживалась четкая тенденция роста объема венчурных инвестиций. В 2007-2008 гг. был достигнут рекордный объем венчурного инвестирования в США – более 30 млрд. долл. в год. Однако в 2009 г. на фоне мирового финансового кризиса объем инвестирования стал рекордно низким – 19,7 млрд. долл. Но уже к началу 2010 г. венчурный капитал стал снова набирать обороты и на сегодняшний день практически достиг докризисного уровня (табл. 1).

Таблица 1 Динамика венчурных инвестиций США в 2007-2011 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 Объемы венчурного финансирования, млрд. долл. 30,8 30,5 19,7 23,3 28,4 Количество сделок, ед. 4124 4111 3065 3526 3673 Ключевые позиции в венчурной индустрии США по итогам 2011 г. занимают: программное обеспечение, биотехнологии, медицина, энергетика и IT-услуги.

В Европе венчурное финансирование стало развиваться в начале 80-х годов XX века. Несомненно, практика такого инвестирования существовала в европейских странах надолго до этого рубежа, но современные черты индустрия венчурного финансирования стала приобретать именно в этот период. Во многом быстрое развитие венчурного инвестирования в Европе было обосновано наличием двадцатилетнего американского опыта, который позволил избежать существенных ошибок и адаптировать к европейским условиям уже отработанные финансовые и управленческие технологии.

Во многом этапы развития европейского венчурного предпринимательства повторяют американский опыт. В 1983 г. была организована Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (ЕVCА), что было совместной инициативой представителей венчурной индустрии и

Европейской комиссии. Стратегическими задачами EVCA стали:

– привлечение институциональных инвесторов к участию в венчурном инвестировании;

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

–  –  –

Венчурное финансирование в Европе, как и в США, значительно сократилось вследствие мирового финансового кризиса. Если в 2008 г. объем венчурных инвестиций превышал 4,7 млрд. евро, то в 2009-м – снизился до 3,8, а в 2010-м – до 3,5 млрд. евро.

Позитивной является тенденция достаточно быстрого восстановления объемов венчурного финансирования в Европе до 4 млрд. евро в 2011 г. Однако, по сравнению с США европейская структура венчурных инвестиций более диверсифицирована .

Таким образом, на основании успешного зарубежного опыта проведения политики развития венчурного финансирования можно предложить следующие меры для российских реалий:

– поддержка (частичное или в полном объеме) государством экспертизы инновационных проектов;

– развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга. Одним из эффективных способов в решении данного вопроса являются проводимые в России венчурные ярмарки;

– прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью ухода от двойного налогообложения;

– предоставление финансовых стимулов в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты для инвесторов в инновационные предприятия;

– содействие повышению уровня образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в бизнес – школах, институтах и университетах;

– воспитание венчурной культуры среди предпринимателей во всех сферах бизнеса для более эффективного привлечения венчурного капитала в перспективные проекты;

– поощрение равномерного распределения активности венчурного капитала по отраслям и регионам.

Таким образом, венчурное финансирование в России все еще находится на начальных этапах, однако уже многое сделано для освоения этой сферы Инновационный менеджмент 115 инвестирования. К тому же венчурное инвестирование имеет большой потенциал для дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Александрин Ю., Тюткалова А. Зарубежный опыт развития индустрии венчурного финансирования // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – № 2. – С. 88-95.

2. Гарнер Даниел Роберт Оуэн Конвей. Привлечение капитала / пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санэ», 1995. – 464 с.

3. Черненко В. История развития и особенности венчурного инвестирования в России // Финансы, денежное обращение и кредит. – 2012. – № 1. – С. 556-558.

4. Министерство экономического развития Российской Феделации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec.

5. Обзор рынка венчурных инвестиций РАВИ за 2012 год [Электронный ресурс] / Российская академия венчурного инвестирования. – Режим доступа:

http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA_yearbook_2013_Russian_PE_and_VC_ market_review_2012_ru.pdf.

–  –  –

Введение Особое место в системе инновационной экономики принадлежит малым предприятиям. Малый наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и па

–  –  –

Похожие работы:

«ОБЗОР ПРЕССЫ 30 апреля 2015 г.ПРЕСС-СЛУЖБА МОСКВА-2015 ВНЕШЭКОНОМБАНК СОДЕРЖАНИЕ: ВНЕШЭКОНОМБАНК ТЕЛЕКАНАЛ РОССИЯ 24, ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ, 28.04.2015, 07:22 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО РАССМОТРИТ ЗАКОНОПРОЕКТ О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТНОГО ЦЕНТРА СОВФЕД ОДОБРИЛ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ВЭБУ 15% ПРИБЫЛИ ЦБ ЗА 2014 ГОД КВАРТАЛ В МИНУСЕ БИЗНЕС ПОВТОР-МИНПРОМТОРГ СМИЛОСТИВИЛСЯ НАД ТОНУЩИМ МЕЧЕЛОМ С МЕЧЕЛА МОЖНО БРАТЬ ДОСРОЧНО РАЗНОЕ ПЕСКОВ: ПУТИН НЕ МОЖЕТ ОБЯЗАТЬ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ГОСКОМПАНИЙ...»

«Деньги, денежное обращение и денежная система Важнейшим компонентом любой цивилизованно функционирующей экономической системы, основанной на использовании всей объективной совокупности стоимостных экономических категорий, являются деньги. Возникновение денег связано с историческим процессом обмена товаров и смены форм собственности. Деньги являются единственным товаром-эквивалентом, особым товаром, в котором выражается стоимость всех других товаров и при посредстве которого непрерывно...»

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ С ПОЗИЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО АГРОБИЗНЕСА Аксёнов Павел Сергеевич аспирант Тверского Института Экологии и Права, РФ, г. Тверь E-mail: [email protected] ECONOMIC ASPECTS OF THE EVOLUTION AGRICULTURAL LEGISLATION OF MODERN RUSSIA FROM THE POSITION OF SMALL AND MEDIUM AGRIBUSINESS Axenov Pavel post-graduate student Tver Institute of Ecology and Law АННОТАЦИЯ В данной статье рассматриваются основные...»

« ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Квалификация (степень) Бакалавр Краснодар 2014 г. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Правоведение» Код контрол. № Контролируемые разделы (темы) Перечень заданий и компетен п/п дисциплины* оценочных средств ции (или ее...»

« ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Защита окружающей среды Все в ваших руках Краткое руководство по Орхусской конвенции ECE/MP.PP/9 Geneva, 2014 “Этот договор предусматривает мощную защиту двоякого характера для окружающей среды и прав человека, которая может помочь нам в решении многих мировых проблем, начиная от...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.