Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. №63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. №176. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета. При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (табл. 1, Приложение). В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов. На счете 01 «Основные средства» рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств». Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90. Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйственных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Товары» до момента поступления денежных средств. При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 «Продажи», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 «Продажи»). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете. Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Товары».Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости. Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 «Продажи».Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета - ее использование. По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской. Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. №К-1 - табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. №В-1); учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. №В-2); учета затрат на производство (ф. №В-3); учета денежных средств и фондов (ф. №В-4); учета расчетов и прочих операций (ф. №В-5); учета реализации (ф. №В-6 (оплата) и В-б (отгрузка)); учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7); учета оплаты труда (ф. №В-8); шахматную (ф. №В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета. В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету. Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Ведомости ф. №В-1 - В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении. Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. №В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету. Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги. Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету. При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма №ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме Х° В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице №6 или 7 журнально-ордерной формы учета. По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса. Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса. При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме №В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом - в порядке увеличения их номеров. Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. №1-8 переносят в ведомость ф. №9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости. Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо. В соответствии с Федеральным законом для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности. Закон №209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 №129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ №67н). Согласно пункту 2 статьи 13 Закона №129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона №129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации. Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее. Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом №129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 №18-11/118639). Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 №03-11-04/3/251, от 19.03.2007 №03-11-04/3/70, от 31.10.2006 №03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 №18-11/3/052731). Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации. На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 №185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Отчетность малых предприятий по УСН. Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода. Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями - по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц. В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. №7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме. Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января). В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 №21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам. В Письме от 12.10.2006 №03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.). Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 №8н.

Статистическая отчетность малых предприятий. Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

№ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; №МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»; №1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»; №1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»; №ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; №2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)». Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики. Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица. Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

бухгалтерский малый учет правовой

В этом материале подробнее остановимся на упрощенной системе бухгалтерского учета.

Упрощенный бухучет: кто вправе вести

Законодательство устанавливает, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять следующие экономические субъекты (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий и иных указанных выше субъектов предполагает и составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определен перечень лиц, которым упрощенное ведение бухгалтерского учета не разрешено (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Особенности организации бухгалтерского учета в малом бизнесе

Рекомендации по ведению упрощенной системы бухгалтерского учета, а также составлению упрощенной отчетности содержатся в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 , а также Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н), которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

При организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса необходимо учитывать и иные рекомендации, содержащиеся в .

Так, к примеру, в ПБУ 5/01 приведены, в частности, следующие особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях в части учета МПЗ. Упрощенный бухгалтерский учет МПЗ допускает оценивать приобретенные запасы по цене поставщика. А иные, непосредственно связанные с приобретением МПЗ затраты, можно относить в полной сумме на расходы периода, в котором они понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01).

Также, например, применение упрощенного бухгалтерского учета для малых предприятий дает им право не применять ПБУ 8/2010 (п. 3 ПБУ 8/2010) и ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02). Или, к примеру, все расходы по займам учитывать как прочие расходы (без капитализации в стоимости инвестиционного актива) (абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008).

Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях дает право ведущим упрощенный учет лицам составлять упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств и не представлять иные формы бухотчетности, если эти лица сочтут информацию в них несущественной для оценки своего финансового положения или финансовых результатов (

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

  1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.
  2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
  3. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий.

1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

v в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

v в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

v в оптовой торговле – 50 человек;

v в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

v в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем реализации продукции и балансовую стоимость субъекта.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годового объема прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, на период, в течение которых было допущено превышение численности работников, и на последующие 3 месяца.

Федеральным законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того, Закон установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действующими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых 4 лет деятельности организации.

Новый Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 «Износ основных средств», кредит счета 80 «Прибыли и убытки»).

В соответствии с новым Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность предоставляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.


2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить рабочий план счетов на основе типового Плана счетов (см. ниже).

Рабочий план счетов малых предприятий.

Наименование счета

Номер счета

Группируемые счета

Основные средства и долгосрочные вложения

Основные средства

Износ основных средств

Капитальные вложения

Производственные запасы

Материалы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Затраты на производство

Основное производство

21,23,25,26,28,44,30

Готовая продукция, товары и реализация

Реализация

Денежные средства

Расчетный счет

Валютный счет

Специальные счета в банках

Финансовые вложения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с бюджетом

Расчеты по страхованию

Расчеты по оплате труда

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

61,63,64,71,73,75,78,79,97

Финансовые результаты и использование прибыли

Прибыли и убытки

Капитал и резервы

Уставный капитал

Фонды специального назначения и резервы

Кредиты банка и финансирование

Кредиты и другие заемные средства


В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

Все производственные запасы, включая МБП, на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

МБП приравниваются к остальным материальным запасам. Износ по ним не начисляют. При передаче МБП в эксплуатацию их списывают со счета 10 «Материалы» в дебет счета 20 «Основное производство». При возврате МБП из эксплуатации их оприходуют по остаточной стоимости по дебету счета 10 с кредита счетов 20 и 26. Для обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на предприятиях должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по реализованной продукции (счет 46 «Реализация»). При таком списании производственная себестоимость продукции начисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

При учете финансовых результатов следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использования отражают на счете 80 «Прибыли и убытки» следующим образом: по кредиту счета показывают нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета – ее использование. По завершении года по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, на суммы использованной прибыли производят уменьшение прибыли и в отчетности отражают неиспользованную сумму прибыли.

Если предприятие получило по итогам года убыток и использовало прибыль (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и др.), то сумма убытков остается на счете 80 как убытки, а сумму, использованную на плановые мероприятия, отражают как перерасход этих средств на счете 80 при отсутствии или недостаточности средств резервного капитала, которые могут быть направлены на их покрытие. Указанный перерасход погашается за счет чистой прибыли следующего за отчетным года.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют книгу учета хозяйственных операций (ф. № К-1), а в качестве регистров аналитического учета – следующие ведомости:

Ø учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (ф. № В-1);

Ø учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);

Ø учета затрат на производство (ф. № В-3);

Ø учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);

Ø учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);

Ø учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));

Ø учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7);

Ø учета заработной платы (ф. № В-8);

Ø шахматную (ф. № В-9).

Ведение книги учета хозяйственных операций и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае книга учета хозяйственных операций является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

В книге учета хозяйственных операций по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма книги учета хозяйственных операций приведена ниже. При открытии книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книга учета хозяйственных операций за 199_г.

Дата и № документа

01 «Основные средства»

50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

Сальдо на 01.01.19__

03.01.199_г. приходный кассовый ордер № 1 и т.д.

Получено в кассу с расчетного счета

Оборот за месяц

Сальдо на 01.12.199_г.


Ведомости ф. № В-1 – В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят в на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в книгу учета хозяйственных операций, а после этого в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в книгу учета хозяйственных операций. Для правильного переноса данных из ведомостей в книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в книге учета хозяйственных операций. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» книги учета хозяйственных операций записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости. А затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам книги.

Например, по данным ведомости учета производственных запасов и готовой продукции (ф. № В-2) общий расход материалов составил 100 тыс. руб., в том числе на производство отпущено материалов на 90 тыс. руб. и в реализацию – на 10 тыс. руб. В книге учета хозяйственных операций данные ведомости ф. № В-2 будут отражены следующим образом: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» - в сумме 100 тыс. руб., по дебету счета 20 «Основное производство» - в сумме 90 тыс. руб., по дебету счета 46 «Реализация» - в сумме 10 тыс. руб.

Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

По окончании месяца в книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом ведомости – в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и распоряжением Правительства РФ от 9 октября 1994 г. № 1389-р для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

Статистическая отчетность будет состоять из 7 – 8 показателей: численность работников, экономические и финансовые показатели. Стоимость основных фондов плюс услуги, оказываемые населению.

Госкомстат России, начиная с 1996 г., осуществляет лишь текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований.

3. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При определении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах и подразделениях малого предприятия.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Объектом обложения единым налогом организации является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разница между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) и имущества, а также нереализационных доходов.

Единый налог на совокупный доход взимается по следующим ставкам:

Ø в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода;

Ø в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.

Если объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежит внести 3,33% от суммы валовой выручки, а в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – 6,67% от суммы валовой выручки.

Органы государственной власти субъектов РФ вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям.

Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ и местный бюджет.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Официальным документом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.

Малое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчетный период.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении платежа.

Список использованной литературы:

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. (Учебное пособие), Москва, «Инфра – М», 1997. с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПЛАН:

Введение……………………………………………………………………..……3

I. Теоретические основы учета на малых предприятиях…………….…..……. 4

1.1. Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса….….4

1.2. Понятие об упрощенной системе налогообложения……..……….…….…4

II. Особенности учета на малых предприятиях…………….……………...……7

2.1.Организация налогового учета на малом предприятии …………….….…..7

2.2. Расчет единого налога……………………………………………..................9

2.2.1. Определение доходов…………………………………………….….….…9

2.2.2. Определение расходов………………………………………..….….……11

2.2.3.Расчет единого налога………………………………..…..………….……12

2.3 Единый налог на вмененный доход. ……………………………………….14

2.4. Документальное оформление бухгалтерских операций при упрощенной системе налогообложения……………………………………………..………..16

2.5. Отчетность предприятий малого бизнеса…………………………….…..18

Литература…………………………………………………………………..…..19


Введение

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.


I . Теоретические основы учета на малых предприятиях

1.1.Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:

В промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

В оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25 %.

Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.

Эти критерии представлены в следующем:

Среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;

Стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;

Среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей.

Доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25 %

Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

1.2.Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога – это специальный налоговый режим, т.е. это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.


Налогоплательщик.

Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган: организации и индивидуальные предприниматели.

Условия применения режима

Установлен ряд ограничений: для перехода на упрощенную систему налогообложения, для применения упрощенной системы налогообложения. При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения.

Процедура перехода

Необходимо было с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учет).

В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов:

До начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе

По окончании налогового периода, если она ведется в электронном виде

Объект налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. С 2005 года объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 декабря.

Налоговые ставки

Применяется в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 % - объект налогообложения – доходы;

15 % - объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговые льготы

Налоговых льгот при данной системе налогообложения не установлено.

Уменьшение суммы налога

Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

· уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период для налогоплательщиков – календарный год.

Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 , ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации.

Полностью освобождены от ведения бухучета:

  • индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
  • находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Упрощенные способы ведения бухучета , включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций:

  1. субъекты малого предпринимательства.
  2. организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
  3. некоммерческие организации.

Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе согласно п.6 Приказа от 2 июля 2010 г. № 66н:

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о финансовых результатах,
  • отчет о целевом использовании средств (если есть такие средства)

БУХУЧЕТ на малом предприятии, микропредприятиии

В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упрощенного ведения бухучета.

При составлении учетной политики на 2019 год малые компании могут воспользоваться своим законным правом и предусмотреть упрощенный порядок бухучета. Теперь это прямо прописано в части 4 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. То есть необязательно соблюдать все без исключения правила бухучета. Те из них, от которых малые предприятия вправе безболезненно отказаться, приведены ниже.

От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия?

  • От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент
  • От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02). Из рабочего плана счетов можно исключить счета 09 и 77
  • От (приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н). План счетов можно сократить так:
    - применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11
    - использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26
  • От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010). Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу
  • От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010). Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены
  • От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008). Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91
  • От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним , расшифровки и пояснения показателей баланса (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей

к меню

Упрощенный бухучет, когда можно перейти

Упрощенный бухучет можно вести по одной из трех форм:

  1. полный бухгалтерский учет ;
  2. сокращенный учет ;
  3. простой бухучет микро предприятий .

Для работы достаточно лишь выбрать для себя конкретную форму бухучета и . Но какую бы из упрощенных форм бухучета субъект малого предпринимательства или микропредприятие для себя ни выбрала, в налоговую инспекцию надо будет сдавать в любом случае.

Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Примечание : Информационное письмо Минфина РФ № ПЗ-3/2015 от 04.06.2015.

Критерии, при которых малые предприятия вправе упростить бухучет

  • 100 человек - предельная средняя численность работников всех подразделений, в том числе совместителей, за 2013 год
  • 25 процентов - максимальная доля участия другой организации (не относящейся к малому бизнесу) или государства в уставном капитале компании
  • 400 млн руб . - максимальная выручка (без учета НДС), полученная от реализации товаров, работ, услуг за 2013 год
  • 15 человек и 60 млн руб .- максимальная численность и выручка микропредприятия за 2013 год. Такие компании могут вести учет в простой форме без двойной записи

к меню

1 . Полная форма упрощенного бухучета

Подходит для малых предприятий, применяющих метод начисления, с разнообразными хозяйственными операциями и руководителем, который в деталях интересуется бухгалтерскими и налоговыми показателями.

Полная форма упрощенного учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

К примеру, компания не только закупает и продает товары, но еще и сама производит продукцию, получает займы, сдает в аренду основные средства и др. Такие организации, соответственно, используют довольно много счетов. Поэтому удобнее в данном случае открыть отдельные регистры для каждого из них. Ведь главное для бухгалтера - обеспечить полноту данных, необходимых для управления компанией.

Еще такой вариант бухучета удобен, если руководители или акционеры периодически просят вас составить отчеты и списки в разрезе самых разных показателей. Например, директор хочет знать не только общую стоимость приобретенных материалов, но также количество и цену каждого из товаров.

Такие отчеты нетрудно сформировать, если детально вести учет в специальных ведомостях. Их вы можете разработать самостоятельно. Специалисты Минфина России рекомендуют вести такие ведомости отдельно для учета:

  • расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70);
  • денежных средств (счета 50, 51 и др.);
  • материально-производственных запасов (счета 10, 41);
  • основных средств и амортизации (счета 01, 02);
  • продаж (счета 62, 90 или 99);
  • расчетов с поставщиками (счет 60);
  • затрат на производство (счет 20);
  • расчетов и прочих операций (счета 58, 66, 67, 68, 69, 76).

Бланки и все формы разработанных ведомостей необходимо утвердить в приложении к учетной политике. А в самой учетной политике четко указать выбранную вами форму учета.


к меню

2. Сокращенная форма бухгалтерского учета

Могут применять малые предприятия, использующих кассовый метод, с однообразными хозяйственными операциями. Поэтому есть простой способ организовать учет, а именно все хозяйственные операции можно регистрировать посредством двойной записи в одном документе. Чиновники из минфина рекомендуют использовать для этого книгу учета операций.

Этот способ удобен компаниям, использующим кассовый метод. А также организациям, у которых операции преимущественно однообразные. Форму документа, удобную именно для вас, надо утвердить в учетной политике. Она позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Вести учет в общей книге - это право, а не обязанность компании. При этом никто не запрещает вам при сокращенном учете заводить дополнительные регистры. К примеру, если деятельность компании начнет активно развиваться и операции перестанут быть однотипными, возникнет потребность сгруппировать их. Составлять отчетность на основании длинного списка самых разнообразных операций крайне неудобно.

Более того, представители Минфина России советуют помимо общей книги применять ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками. Так вы всегда сможете ответить на любые вопросы о зарплате, не исследуя список всех операций с начала года.

Можно оформлять дополнительно ведомость для любого из счетов, если это необходимо вам для полноты информации. Но об этом обязательно надо упомянуть в учетной политике. При этом выбранная форма останется сокращенной и, соответственно, для каждого счета отдельный регистр не понадобится.


к меню

3. Простая форма ведения бухгалтерского учета

Микропредприятия вправе вести учет по группам статей бухгалтерской отчетности, не применяя при этом двойную запись по счетам.

Самый простой способ организовать бухучет - не применять двойную запись совсем, то есть вообще не делать никаких проводок. Правда, таким способом могут воспользоваться лишь микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008). И только если он не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса. А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах.

Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными.

Наряду с книгой учета операций надо предусмотреть в учетной политике регистры, если, конечно, вы решили их вести. Они помогают детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно.

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.

Также нет и специальных регистров для ведения бухучета по простой системе. Поэтому организация может самостоятельно утвердить методику учета и разработать нужные регистры. За основу можно взять, например:

  • книгу учета доходов и расходов – при упрощенке;
  • книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП;
  • книгу учета доходов и расходов – для предпринимателей.

Главное, предусмотреть в своей форме все необходимые реквизиты, установленные пунктом 4 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. И пусть такой регистр утвердит руководитель организации. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Бухгалтерский баланс нужно заполнять, взяв данные из таких регистров, а также результаты полной инвентаризации имущества и обязательств организации.

Кстати, чтобы упростить учет, микропредприятие может предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что начисляет амортизацию один раз в году. Поскольку Микропредприятие вправе начислять амортизацию:

  • один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности);
  • при возникновении необходимости определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (например, при составлении бухгалтерского баланса, определении чистых активов при выходе участника из состава собственников (учредителей), при необходимости представления бухгалтерской отчетности для оформления кредита и т. п.).
Выбранный вариант нужно предусмотреть в учетной политике.

Что важно помнить при упрощенном ведении бухгалтерского учета

1. В учетной политике надо прописать форму ведения бухучета, а также закрепить формы регистров, которые вы планируете использовать.

2 Малые предприятия могут отказаться от полного бухучета и вести его в сокращенной форме. Микропредприятия вправе не применять двойную запись.

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства (СМП), разработанные НП «ИПБ России», 17 сентября 2013 года одобрены к применению на заседании Экспертной группы Минфина РФ по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчётности СМП.

Документ предназначен для оказания методической помощи СМП в постановке и ведении бухгалтерского учёта.

Департамент Регулирования Бухучета, Финансовой отчетности и Аудиторской деятельности Минфина РФ

Методические материалы "УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА и Отчетности Субъектов Малого бизнеса"

Примечание : Скачать материалы в формате.pdf 957 Кб

Общие принципы упрощенного бухгалтерского учета

Экспертная группа по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства Минфина РФ сформулировала общие принципы ведения упрощенного бухгалтерского учета.



к меню

Бухгалтерская справка пример, когда составляется?

Бухгалтерскую справку нужно составлять в любых случаях, когда бухгалтеру необходимо обосновать проводки или расчеты. Например:

  • при представлении уточненных деклараций для обоснования расчетов, отраженных в них (письмо ФНС России от 14 декабря 2006 г. № 02-6-10/233);
  • для подтверждения сумм, отраженных в бухучете, например, при расчете дивидендов;
  • для обоснования сторнировочных проводок и т. д.

Этот первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г.

Сервис раскрытия информации: финансовая отчетность, бухгалтерские балансы и все другие формы бесплатно.


Изменения, повлиявшие на формирование бухотчетности за 2018 год; обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; частые нарушения при оценке статей баланса и отражения финансовых результатов; пояснения в составе бухгалтерской отчетности; информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности.


к меню

Отчетность через интернет. Контур.Экстерн

ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН. Сервис не требует установки и обновления - формы отчетности всегда актуальны, а встроенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза. Отправляйте отчеты в ФНС прямо из 1С!