Оптимизация расходов: план, мероприятия. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов на примере ооо джиэс ритэйл

Оптимизация расходов: план, мероприятия. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов на примере ооо джиэс ритэйл

В статье обосновывается необходимость проведения анализа доходов и расходов, их структуры, динамики, а также путей оптимизациив коммерческий предприятиях. Рассматривается сущность и классификация доходов и расходов как экономической категории, а также их структура и динамика. Выявлены пути оптимизации доходной и расходной частей предприятия.

Ключевые слова: анализ, структура, динамика, доходы, расходы, оптимизация.

Актуальность темы обусловлена важностью изучения анализа доходов и расходов, а также путей их оптимизации на предприятиях Республики Крым в условиях современной экономической обстановки.

Объектом исследования в статье выступает процесс изучения структуры, динамики доходов и расходов предприятия и определение путей их оптимизации.

Предмет исследования - особенности анализа структуры и динамики доходов и расходов.

Цель статьи - выявление особенностей анализа структуры, динамики и оптимизации доходов и расходов.

Для достижения цели в статье поставлены следующие задачи:

Определить сущность доходов и расходов предприятия как экономической категории;

Рассмотреть классификацию доходов и расходов предприятия;

Выявить необходимость проведения анализа доходов и расходов в организациях.

В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и организации вынуждены мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ доходов и расходов деятельности организации.

Основной целью анализа доходов и расходов организации является получение ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния экономического субъекта, изменений в структуре доходов и расходов, его прибылей и убытков. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние организации, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» - «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников (собственников имущества)».

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности доходы организации могут подразделяться следующим образом:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) прочие доходы .

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются следующим образом:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы .

Целью анализа доходов и расходов организации – выявление путей их оптимизации с целью получения максимально – возможного количества прибыли и сокращении расходов. Также с помощью данного анализа можно предвидеть экономические риски предприятия (банкротство, неплатежеспособность предприятия).

Анализ структуры, динамики и выявление последующих путей оптимизации доходов и расходов на любом предприятии осуществляется с помощью сопоставления бухгалтерского баланса, а также отчета по результатам хозяйственной деятельности предприятия в процессе его операционной деятельности за отчетный период, такой отчет называется отчетом о прибылях и убытках. Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках, а также бухгалтерского баланса служит фундаментальной основой для проведения анализа доходной и расходной частей предприятия.

Методом и одновременно особенностью анализа доходной и расходной частей предприятия является то, что данный анализ представляет собой систему, состоящую из следующих составляющих:

1. Анализа состава, структуры и динамики доходов организации.

2. Анализ состава, структуры и динамики расходов .

Можно выделить четыре основных вида структурной динамики доходов предприятия, определяемых сочетаниями изменений абсолютных величин доходов от обычных видов деятельности и их удельного веса в общей величине доходов.

Первому типу характерно следующее: происходит увеличение абсолютной величины доходов от обычных видов деятельности в отчетном периоде или не изменяется по сравнению с предыдущим периодом. При втором типе абсолютная величина доходов по обычным видам деятельности в отчетном периоде уменьшается по сравнению с предыдущим периодом, а их доля в общей стоимости доходов в текущем периоде увеличивается или не меняется. Третьему типу, свойственна абсолютная величина доходов по обычным видам деятельности в отчетном периоде увеличивается или не изменяется по сравнению с предыдущим периодом, а доля доходов по обычным видам деятельности в общей стоимости уменьшается. Четвертый тип рассматривается как критический, происходит уменьшение абсолютной величины доходов по обычным видам деятельности и уменьшение их доли .

Анализ доходов и расходов выделяется как важнейший фактор, направляющий предприятие на эффективное развитие. Проведение анализа доходов и расходов позволяет выявить главные недочеты и проблемы организации на любых уровнях в процессе её хозяйственной деятельности. Проведение анализа, а также выявление последующих путей оптимизации финансовых ресурсов позволит организации достаточно быстро перекрыть ошибочные каналы, которые финансируются из доходной части организации.

Также пути оптимизации будут способствовать увеличению доходной части и пропорциональное сокращение при этом расходной части финансовых ресурсов в деятельности организации.

В ходе анализа важно не только установить структуру доходов предприятия в отчетном периоде и

ее изменение по сравнению с предыдущим периодом, но и определить тип структурной динамики доходов и причин, его обусловившие.

Как экономическая категория разница между доходами и расходами характеризует результат предпринимательской деятельности предприятия. При сравнении доходов с расходами предприятия за тот же период определяется прибыль - показатель, наиболее полно отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

В заключении можно сказать, что грамотное изучение экономической литературы и нормативно- правовых актов позволяет рассмотреть определения доходов и расходов, что в дальнейшем позволяет определить их структуру и динамику, а также выявить необходимость экономического анализа доходов и расходов организации. В результате рассмотрения поставленных задач были выявлены основные виды структурной динамики доходов предприятия, а также способ оптимизации расходной части предприятия, как особенности анализа структуры, динамики, а также оптимизации доходов и расходов.

Список источников

1. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 "N 107н",от 30.03.2001 "N 27н", от 18.09.2006 "N 116н", от 27.11.2006 "N 156н",от 25.10.2010 "N 132н", от 08.11.2010 "N 144н").

2. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 "N 107н",от 30.03.2001 "N 27н", от 18.09.2006 "N 116н", от 27.11.2006 "N 156н",от 25.10.2010 "N 132н", от 08.11.2010 "N 144н")

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет – М.: Инфра- М, 2014. – 414 с.

Основным источником информации о доходах, расходах и финансовом результате ООО ТД «Контракт сервис» является данные бухгалтерской отчетности:

- «Бухгалтерский баланс» (см. приложение №1);

- «Отчет о финансовых результатах» (см. приложение №2).

Основным направлением анализа доходов и расходов является изучение динамики, состава и структуры.

Согласно справке к отчету о прибылях и убытках за январь - декабрь 2013 г., выручка от продажи товаров, продукции, работ в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 17.199.436 тыс. руб. и составила 102.071.404 тыс. руб. Темп прироста составил 20,27%.

В большей степени на увеличение выручки от продажи повлияли доходы от регулярных грузовых перевозок, которые в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличились на 16.276.380 тыс. руб., темп прироста составил 23,43%. Причем, удельный вес доходов от регулярных перевозок в структуре доходов от основной деятельности вырос на 2,15%.

Существенное влияние на выручку от продаж оказали доходы по таксам и сборам. В 2013 г. они увеличились - на 1.127.412 тыс. руб., увеличив и удельный вес в структуре доходов от основной деятельности на 0,97%, темп прироста составил 161,69%.

Кроме того, на увеличение выручки от продажи повлияло увеличение доходов от комиссионных вознаграждений, чартерных грузовых перевозок и доходов от заправки топливом воздушных судов других авиакомпаний.

Доходы по ПУЛьным соглашениям в 2013 г. уменьшились на 358.982 тыс. руб., оказав отрицательное влияние на выручку от продажи, темп прироста составил -3,94%. Удельный вес в структуре доходов от основной деятельности снизился на 2,16%.

В незначительной степени на выручку от продажи повлияло уменьшение доходов от технико-коммерческого обслуживания, услуг по Бонус-программе, бонусным вознаграждениям и прочей выручки от перевозок.

Таблица 3.1. Динамика доходов от основной деятельности за 2012-2013 гг.

2012 год, тыс. руб.

Удельн. вес, %

2013 год, тыс. руб.

Удельн. вес, %

Отклонения

Абсолют., тыс. руб.

Относит.,%

Удельн. вес, %

Доходы от основ. деят-ти, в т.ч.

Регулярные перевозки

Чартерные перевозки

Таксы и сборы

Комиссия от др. а/к

ПУЛьные соглашения

Прочая реализация в составе доходов от основ. дея-ти, в т.ч.

Технико-коммерческое обслуживание

Заправка топливом ВС др. а/к

Услуги по программе

Прочая выручка

Прочая выручка от перевозок

На основании расшифровки доходов (стр. 010 формы №2) проведем анализ состава и структуры доходов от основной деятельности ООО ТД «Контракт сервис» (см. приложение 3).

Наибольший удельный вес в доходах от основной деятельности занимают доходы на регулярные грузовые перевозки - 84,02% (табл. 3.1), причем по сравнению с 2012 г. доля в доходах от основной деятельности увеличилась на 2,16%. Из них: перевозки на международных автоперевозках и воздушных перевозках, реализованные на территории РФ, составляют 44,44%; перевозки на международных автоперевозках и воздушных перевозках, реализованные за рубежом, составляют 32,11%; перевозки на внутренних маршрутах, реализованные на территории РФ, составляют 22,40%; перевозки на внутренних маршрутах, реализованные за рубежом, составляют 1,05%.

Выручка от ПУЛьных соглашений в доходах от основной деятельности составляет 8,57%, причем по сравнению с 2012 г. доля в доходах уменьшилась на 2,16%.

Таксы и сборы за оформление бланков пассажирской перевозочной документации составляют 1,79%, при этом их доля в доходах от основной деятельности по сравнению с 2012 г. имела тенденцию к росту. Наибольший удельный вес занимают таксы и сборы за оформление международных воздушных перевозок.

Комиссионное вознаграждение за оформление документов на рейсы других транспортных компаний на бланках ООО ТД «Контракт сервис» составляет 1,05%. Наибольшую долю занимает комиссионное вознаграждение от иностранных авиакомпаний - 55,08%.

Чартерные перевозки занимают всего 0,9% от выручки ООО ТД «Контракт сервис». Причем, 97% - это международные перевозки, реализованные на территории РФ.

Остальные доходы от основной деятельности составляет так называемая «прочая реализация», а именно: прочая выручка от грузоперевозок - 1,97%; доходы от заправки топливом воздушных судов других - 0,95%; доходы от техническо-коммерческого обслуживания воздушных судов других авиакомпаний - 0,38%; доходы в качестве бонусного вознаграждения от поставщиков систем бронирования - 0,32%; доходы от оказания услуг по обеспечению полетов сторонним авиакомпаниям - 0,1%.

В части прочих доходов основную долю занимают следующие доходы: курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании; прибыль прошлых лет.

Согласно справке к отчету о прибылях и убытках за январь - декабрь 2013 г., себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 7.630.559 тыс. руб. и составила 32.161.472 тыс. руб. Темп прироста составил 31,11% (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2. Динамика структуры себестоимости за 2011-2012 гг.

Показатель

2012 г., тыс. руб.

Удельный вес.%

2013 г., тыс. руб.

Удельный вес.%

Отклонения

Абсолют., тыс. руб.

Относит., %

Удельный вес, %

Себестоимость

2. АвиаГСМ

3. Автомобильное обслуживание

4. Аэронавигация

5. Отчисления на кап. ремонт

6. Глобальные дистрибутивные системы

7. Взлет-посадка

8. Услуги по обработке груза

9. Прочие затраты

В большей степени на рост себестоимости повлияли расходы на лизинг воздушных судов, которые в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличились на 2.734.294 тыс. руб., темп прироста составил 27,17%. Вместе с тем, удельный вес расходов на лизинг воздушных судов уменьшился на 1,23%.

Существенное влияние на рост себестоимости также оказали расходы на авиаГСМ. В 2013 г. они увеличились на 2.033.030 тыс. руб., темп пророста составил 35,81%, при этом удельный вес в структуре себестоимости увеличился на 0,83%.

В меньшей степени на рост себестоимости повлияло увеличение расходов на аэронавигационное и автообслуживание обслуживание, глобальные дистрибутивные системы, капитальный ремонт, взлет-посадку, услуги по обработке груза и прочие затраты.

На основании сметы расходов за 2013 г. проведем анализ состава и структуры расходов от основной деятельности ООО ТД «Контракт сервис».

Согласно смете расходов, наибольший удельный вес в себестоимости занимает лизинг воздушных судов. Лизинг воздушных судов составляет 39,79% от расходов от основной деятельности, причем в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилась доля расходов на лизинг в себестоимости на 1,23%.

Кроме того, одной из основных статей себестоимости являются затраты на авиаГСМ для осуществления полетов, в 2013 г. их доля занимает 23,92%. В общей доле расходов на себестоимость по сравнению с 2012 г. расходы на авиаГСМ увеличились на 0,83%.

Значительную часть составляют такие расходы, как: аэронавигационное обслуживание - 8,97%; наземное обслуживание автомашин и воздушных судов - 7,54%; отчисления на капитальный ремонт автомашин и воздушных судов - 6,35%; глобальные системы бронирования перевозок - 6,03%; взлет-посадка - 2,64%.

Кроме того, в себестоимость также входят следующие расходы: специальные жидкости и масла для воздушных судов; метеообслуживание; телетрапы и самоходные трапы; реклама; услуги сторонних организаций по буксировке воздушных судов; амортизация наземных основных средств; членские взносы; юридические услуги.

Согласно справке к отчету о финансовых результатах за январь - декабрь 2013 г., коммерческие расходы в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 992.891 тыс. руб. и составили 5.000.751 тыс. руб. Темп прироста составил 24,8%.

На основании сметы расходов за 2013 г. можно сделать вывод, что основную долю коммерческих расходов составляют комиссионные вознаграждения агентам, это около 90,3%. Кроме того, 9% коммерческих расходов составляют услуги сторонних организаций по использованию кредитных карт при оплате авиаперевозок.

Управленческие расходы, согласно справке к отчету о прибылях и убытках за январь - декабрь 2013 г., в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшились на 96.664 тыс. руб. и составили 174.478 тыс. руб. Темп прироста составил -35,7%.

Согласно смете расходов за 2013 г., основную долю управленческих расходов составляет оплата труда, это 63,4%. 16% занимают отчисления на социальные нужды. 12% занимает сопровождение и поддержание, а также списание программных продуктов. А также 4% составляет аренда помещений.

В части прочих расходов основную долю занимают следующие расходы: курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; убыток прошлых лет; штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ»

Дипломная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Доходы и расходы: понятие их сущность значение виды 10 1. Проанализировать прочие доходы и расходы. Предметом исследования являются прочие доходы и расходы ООО Стройиндустрия.Доходы и расходы: понятие их сущность значения виды В соответствии с п.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47647. Основи електротехніки і електроніки. Методичні вказівки 2.85 MB
Зауваження: якщо необхідно одночасно виміряти струм в багатьох лініях схеми зручнішим є використання амперметрів з палітри індикаторів. Після включення схеми виводи мультиметра можуть бути перемкнуті для вимірювання напруги до інших точок схеми. Зауваження: якщо необхідно одночасно виміряти напругу в багатьох точках схеми зручнішим є використання вольтметрів з палітри індикаторів. Можна змінювати параметри осцилографа під час роботи схеми.
47650. Охорона праці та навколишнього середовища 724.5 KB
Методические указания к выполнению раздела Охрана труда и окружающей среды для машин и оборудования. Методическая разработка по дипломному проектированию предназначена помогать студентам при написании раздела Охрана труда и окружающей средыâ в дипломных проектах. Общие положения Раздел âОхрана труда и окружающей средыâ является обязательной составной частью дипломного проекта которая по своему содержанию должна соответствовать его теме.
47652. Методичний посібник до лабораторних робіт з радіотехнічних кіл і сигналів 963.46 KB
За результатами роботи з приладами зробити необхідні помітки в робочому зошиті для особистого користування. Для розвязання задачі потрібно скласти n рівнянь по відношенню до n невідомих струмів використовуючи перший і другий закони Кірхгофа. Схема що подана на рис. Рис.
47653. Системы управления. Сущность систем управления 302.44 KB
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Или, другими словами, это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у других составляющих систему, элементов.

Оптимизация расходов на предприятии - необходимый и важный этап в условиях экономически нестабильной ситуации. Рассмотрим его подробно.

Основные вопросы

Чтобы сделать все правильно и не стать в глазах персонала «тираном и сатрапом», необходимо разобраться в:

  • существующих видах и вариантах снижения затрат;
  • принципах и методах планирования, сопровождающих мероприятия по оптимизации расходов;
  • наиболее эффективных способах снижения расходов с практической точки зрения;
  • способах снижения расходов на материалы;
  • сути выгоды от уменьшения транспортных затрат;
  • способах выбора стратегии снижения расходов;
  • основных принципах оптимизации.

Бюджет

Часто составление бюджета пытаются переложить на отдел, сотрудники которого считают, что в данном вопросе они не до конца компетентны. Однако составление бюджета - это важный этап. Участие в нем позволяет получить большой объем информации, важной для всех отделов.

Бюджет формируется в несколько этапов:

  • формирование плана-проекта будущего бюджета;
  • рассмотрение проекта бюджета;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • анализ исполнения.

Оптимизация расходов бюджета - следующий этап после составления бюджета.

Затраты

Оптимизация расходов невозможна без понимания содержания термина "расходы".

Ими считаются те средства, которые задействованы в формировании прибыли за определенный период. Часть затрат накапливается в виде готовой продукции, полуфабрикатов, нематериальных активов или незавершенного строительства в активах компании. На схеме видна упрощенная структура, соответствующая стандартам МСФО.

Проще говоря, расходы - это увеличение обязательств или уменьшение активов, которое приводит к уменьшению капитала.

Оптимизация

Считается, что оптимизация расходов начинается с сокращения затрат в текущий момент. Однако это не совсем так.

Оптимизация расходов бюджета на предприятии начинается не в тот момент, когда начинают вести жесткий контроль расходования денег, которые уже лежат на счету. К сожалению, в этот момент совсем не контролируется вопрос, откуда деньги на счету возникают. Привлечение активного кредитования, а также управление только расходами, влечет за собой хроническую нехватку средств на предприятии, а затем - возможное банкротство.

Эффективность данной процедуры зависит от ведения учета и доходов, и расходов. Эти статьи необходимо планировать, а руководство должно постоянно мониторить цифры в разрезе года, квартала, месяца или другого финансового периода. Всегда существует вероятность, что затратные в текущий момент проекты в долгосрочной перспективе будут весьма выгодны.

Направления работы

Оптимизация расходов не означает совершение действий в ущерб интересам бизнеса. Задача по сокращению затрат должна решаться оптимальным путем, при сопоставлении расходов и доходов друг с другом.

Решать вопрос можно в нескольких направлениях:

  1. Снижение издержек за счет внутренних ресурсов (прямое снижение). К таким действиям можно отнести повышение производительности, уменьшение материальных затрат, снижение управленческих расходов, а также сокращение штата предприятия.
  2. Уменьшение издержек производства (относительное снижение). Достигнуть этого можно путем увеличения объема производства. В таком случае на одну деталь будет потрачено намного меньше средств.
  3. Формирование предложения за счет проведенного маркетингового исследования. В этом случае стимулируется рост объема закупок клиентами и формируется приток новых покупателей.
  4. Формировании строгой финансовой дисциплины. В таком варианте «добро» на расходы может давать ограниченный круг лиц.

Программа оптимизации расходов бюджета должна затрагивать наиболее узкие области. Тогда она будет максимально эффективна.

Пути оптимизации

План оптимизации расходов может предусматривать три направления, по которым может пойти предприятие.

Выделяется расходов предприятия быстрыми темпами, систематические сокращения.

Каждый из способов применяется в определенной ситуации. Меры, применяемые при этом, должны соответствовать текущему положению дел и опираться также на долгосрочное планирование.

Экспресс-сокращение

Выбрав такой способ для снижения расходов, необходимо срочно прекращать оплату расходов по некоторым статьям. Для определения результата нужно выяснить вероятные последствия каждого способа оптимизации.

Все затраты подразделяются на:

  • Высокоприоритетные. Такие затраты необходимы предприятию для продолжения его деятельности. К ним относят выплату заработной платы сотрудникам, закупку сырья для производства.
  • Приоритетные. Это расходы на оплату мобильной связи, рекламу. Если остановить выплаты по данной статье, то работа компании собьется.
  • Допустимые. К ним относят льготы для работников, оплату санаторного лечения персоналу. Если у предприятия нет свободных средств, то данные выплаты можно приостанавливать, но предпочтительнее их сохранять.
  • Ненужные. Примером таких затрат может служить оплата частного перелета для руководителя компании. Отмена таких расходов отрицательно не повлияет на деятельность компании.

При выборе экспресс-снижения расходов в первую очередь прекращают выплаты по «ненужной» статье и резко ограничивают допустимые. Первые две категории сокращать не желательно.

Быстрое снижение расходов

Оптимизация расходов на предприятии быстрыми темпами возможна в результате проведения ряда мероприятий. Чтобы максимально эффективно снизить расходы, руководство должно определить, на чем экономят в первую очередь.

  1. Экономят на материалах для производства и сырье. Пути для оптимизации расходов могут быть разными. Пересмотр договоров с поставщиками с целью получения товара по выгодной цене - наиболее эффективный способ снижения затрат. Также поставщики могут предложить отсрочки по оплатам, что даст компании возможность собрать необходимую сумму без получения дополнительных кредитов.
  2. Анализ затрат на транспорт и оптимизация данной статьи расходов. Кроме того, снизить можно расходы на электроэнергию, телекоммуникации. можно предоставить в аутсорсинг, а затем обратиться в логистический центр, который составит программу снижения расходов на транспорт. Для снижения расходов на электроэнергию контролируют ее расход, следят за уровнем освещенности в темное время, устанавливают энергосберегающее оборудование. Уменьшение списка сотрудников, которым положена корпоративная мобильная связь значительно снизит затраты. Можно договориться с мобильным оператором или поставщиком телекоммуникационных услуг о заключении корпоративного контракта с выгодными условиями.
  3. Сокращения персонала и уменьшение ФОТ. Аутсорсинг и фриланс эффективно снижают затраты на выплату з/п персоналу, а рекрутинговые компании или внутренний отдел подбора персонала помогут заменить неэффективных сотрудников. К примеру, не обязательно иметь в штате уборщицу. Обслуживающий персонал на аутсорсинге позволит экономить до 20% выплат, приходящихся на каждого сотрудника.

Еще один вариант - оптимизация расходов за счет снижения оплаты труда, но предоставления социальных выгод: расширения перечня условий медицинской страховки, предоставление сотрудникам питания за счет компании или бесплатного кофе в автомате. Исследования показывают, что вложение в таком случае будет прибыльным в долгосрочной перспективе, так как повысит лояльность персонала.

Систематические сокращения

Как следует из названия данного способа оптимизации, его суть заключается в проведении периодических мероприятий, направленных на снижение затрат.

  1. Управление инвестициями. Долгосрочные вложения всегда должны быть тщательно обоснованы.Чтобы компания приобрела новое, более эффективное оборудование, заинтересованный отдел должен аргументировать, в чем будет выгода для компании, когда окупится данный проект, когда начнет приносить прибыть. Внедрение новых конкурентоспособных технологий помогает развитию бизнеса. Однако принимая решение о покупке чего-либо, руководство должно помнить об основной цели - снижении затрат.
  2. Управление закупками. Оно заключается в периодическом поиске новых поставщиков, предоставляющих качественный товар по более выгодным ценам.
  3. Управление бизнес-процессами. «Внезапный менеджмент», столь присущий нашей стране, сильно сказывается на принципах ведения бизнеса. С точки зрения новых методик, при организации бизнес-процессов предлагается взглянуть на производство со стороны покупателя. Проводят анализ процесса. Руководителю предприятия необходимо спросить себя, будет ли покупатель платить за это? Клиент не захочет оплачивать перемещение товаров, простои, переоборудование производства без изменений, улучшающих товар. Следовательно, такие расходы нужно или максимально снижать, или вовсе избавляться от них.

Правила оптимизации

Составляя план мероприятий по оптимизации расходов, необходимо помнить, что ситуативное решение проблемы - не всегда лучший выбор. Снижение затрат - это рутинная работа, ежедневное выполнение которой должно стать хорошей привычкой.

Соблюдая правила оптимизации, можно достигнуть максимального эффекта с наименьшими потерями.

  1. Затраты не всегда нужно снижать, чаще всего ими необходимо эффективно управлять. Иногда для снижения общих расходов нужно увеличить размер затрат по какому-то отдельному направлению.
  2. Затраты сводятся к минимуму для достижения наилучшего результата. Правило эффективности говорит, что одна единица затрат обязательно должна обеспечивать максимальный результат.
  3. Затраты есть всегда - будь то действие или бездействие.
  4. В вопросах расходов не бывает мелочей. Пусть сотрудники компании злятся по поводу отчета об использовании третьего десятка ручек за месяц. Но привыкнув к бережному отношению к мелочам, в результате они смогут увидеть повышение з/п или улучшение условий работы.
  5. Стремление максимально снизить расходов не всегда полезно. Оптимальным может быть незначительное снижение затрат и поддержание их на необходимом уровне.
  6. Оптимизация бюджетных расходов невозможна без финансовых вложений.
  7. Есть вид расходов, позволяющий избежать еще больших потерь. К ним относят страхование, наем охраны, установку сигнализации, повышение качества продукции.
  8. В процесс должны быть включены все работники компании, но у каждого должно быть свое, важное для него, задание.
  9. Осторожность не бывает излишней. Мысль, проскользнувшая в голове или подозрение, появившееся в результате прочтения отчета, заставляют глубже проанализировать показатели и почти всегда приводят к снижению расходов.
  10. Оптимизация расходов должна вестись постоянно. Новые статьи расходов влияют на прибыль компании. Появившись внезапно и внезапно исчезнув незамеченными, они могут нанести бюджету предприятия весомый урон. Отслеживание расходов должно быть обязательной задачей, отчетность по выполнению которой подается генеральному руководству компании.

Оптимизация доходов и расходов - процедуры, идущие рука об руку. Неконтролируемые расходы не принесут компании прибыль, а рост прибыли напрямую связан с контролем затрат.

Путаница в понятиях

Программа оптимизации расходов, составляемая финансовым отделом, часто содержит пункты, которые к затратам не относятся.

Чтобы составить максимально эффективную программу, управленческий состав должен понимать разницу между видами издержек.

Например, контроль расходов, основанного на P&L (отчет о прибылях и убытках) не будет считаться управлением затратами.

Управление затратами - это область управленческой деятельности, средство достижения предприятием высокого экономического результата.

Оптимизация затрат - это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Оптимизация затрат позволит сократить издержки, повысить доходы, тем самым увеличить эффективность своего бизнеса, найти скрытые резервы компании.

Решение по оптимизации затрат может находиться в следующих направлениях:

1. Прямое снижение издержек производства за счет поиска внутренних ресурсов (например, сокращение управленческих расходов и штатов, снижение материальных затрат, повышение производительности труда и т.п.).

2. Относительное снижение издержек производства (главным образом в части условно-постоянных затрат) за счет увеличения объемов производства продукции. При этом на единицу готовой продукции будут затрачиваться существенно меньшие средства.

3. Проведение грамотных маркетинговых исследований для формирования конкурентоспособных предложений с целью стимулирования повышения объема закупок постоянными клиентами и привлечения новых покупателей.

Управление затратами на предприятии должно быть не бюджетным или автоматическим, когда выделяются статьи и доводятся лимиты, а «ручным», когда изучается целесообразность каждого платежа, эффективность всех издержек по отдельности. Управление затратами должно соизмерять тактические потребности и стратегические задачи, находя между ними золотую середину.

Рассмотрим возможные пути оптимизации затрат в ООО ТД «Контракт сервис».

Поскольку наибольший удельный вес в доходах от основной деятельности занимают доходы от регулярных грузоперевозках, за счет данных доходов и нужно увеличивать выручку от продажи, но не путем роста цен на перевозки, а путем роста объемов перевозок. Постоянный рост объемов перевозок необходимо обеспечивать за счет привлечения клиентов, пополнения парка новыми автомобилями воздушными судами, увеличения количества маршрутов, что соответственно приведет к увеличению грузоперевозок.

Увеличение объемов продаж предполагает использование маркетинговых стратегий. С этой целью стоит рассмотреть расходы на маркетинг и рекламу. До некоторого времени реклама у компании отсутствовала вообще, что привело к тактическим и стратегическим потерям и некоторое время оказывало негативное влияние на продажи.

ООО ТД «Контракт сервис» - национальный российский перевозчик, внутри страны у компании огромный потенциал для развития, поэтому в большей степени, компания должна уделить внимание развитию на внутреннем рынке.

Соответственно, приоритетное значение должны получить мероприятиям по продвижению бренда ООО ТД «Контракт сервис» внутри страны. Грамотная рекламная кампания приведет к росту продаж.

Rпрод план. = 66.834.704 / 104.071.404 * 100% = 64,2%

Помимо традиционных форм рекламной активности требуется увеличение расходов на интернет-маркетинг, и как цель - увеличение доли заключения постоянных договоров ООО ТД «Контракт сервис». Сайт - это отличный бизнес-инструмент, а создание сайта преследует собой четыре цели: укрепление общего имиджа предприятия, увеличение рекламной массы, размещение подробной информации о товарах и услугах и привлечение клиентов через всемирную сеть.

Информационные технологии - это один из основных факторов развития бизнеса. Информационные технологии являются надежным партером бизнеса, помогают решать многие актуальные задачи, такие как повышение эффективности организации бизнес-процессов и оптимизация расходов на их сопровождение, управление информацией, использование интеллектуального потенциала сотрудников для развития инноваций. В области информационных технологий в ООО ТД «Контракт сервис» в 2012-2013 годах были реализованы важные проекты, которые позволили получить высокий экономический эффект и внесли свой вклад в общее улучшение сервиса компании, что нашло свое отражение в ряде международных рейтингов.

Поэтому, особое внимание стоит уделить расходам по статье «информационные технологии», которые являются стратегическим фактором инновационного развития ведущей российской компании. На данный момент к ключевому направлению развития, которым занимается ООО ТД «Контракт сервис», относится внедрение новой системы учета доходов SIRAX. Благодаря оптимизации управления доходами прибыль компании повысится и в тоже время сократятся расходы.

Еще одна статья «информационных технологий», над которой стоит задуматься ООО ТД «Контракт сервис» - это введение системы «Банк-клиент» для осуществления расчетов в иностранной валюте. На данный момент платежные поручения создаются в программе SAP ERP, распечатываются на бумажном носителе и доставляются курьером в банки. Ввод системы «Банк-клиент» позволит значительно оптимизировать работу с банками, добиться экономии времени, высвобождения сотрудников и сокращения расходов.

Планируемое снижение расходов в связи с вводом системы «Банк-клиент» с учетом увеличения затрат на приобретение системы составит 2%.

Рассчитаем возможную рентабельность продаж:

Rпрод план. = 64.928.172 / 102.071.404 * 100% = 63,6%

При вводе системы «Банк-клиент» и снижении расходов на 2% возможный рост рентабельности продаж составит 0,2%.

Еще одним направлением оптимизации затрат может быть предоставление скидок на постоянные заказы перевозок. Рассмотрим рейс Москва - Сочи - Москва. На данный момент это направление востребовано у заказчиков. Средняя стоимость доставки груза по данному маршруту составляет 107.500 рублей. Если заказчикам предоставить скидку в размере 10%, то в таком случае заказы увеличатся.

В случае увеличения доли продаж путем предоставления скидок и увеличения выручки, возможный рост рентабельности продаж составит 0,3%.

Одна из самых существенных статей себестоимости компании - ГСМ. Стоит рассмотреть пути снижения данных затрат. Основная проблема затрат на ГСМ состоит в постоянном повышении цен.

Во многих аэропортах России работает единственный топливозаправочный комплекс и авиакомпании не имеют возможности выбора. В таких аэропортах отсутствует регулирование тарифов и керосин дорожает гораздо быстрее.

В московском авиационном узле речь идет о незначительном росте цен (на 1,5-1,8%). В тоже время, по данным «Аэрофьюэлз-групп», в красноярском аэропорте Емельяново в ближайшие дни топливо подорожает на 8%, в Нижневартовске - на 9%. Топливозаправочные комплексы (ТЗК) аэропортов Челябинска, Перми, Нижнего Новгорода будут продавать керосин на 4,6-4,8% дороже.

Сегодня авиакомпаниям разрешено самим закупать и отдавать на хранение в аэропорты керосин. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о хранении топлива в некоторых аэропортах. Такой вариант предполагает затраты на хранение, и в некоторых случаях доставку керосина к месту хранения. Но тем не менее, решение данного вопроса приведет к частичной минимизации затрат на заправку.

В аэропорту Шереметьево воздушные суда ООО ТД «Контракт сервис» заправляются авиационным керосином по средней цене 15.000 рублей за тонну. В тоже время средняя цена авиационного керосина в аэропорту Норильска составляет 35.000 рублей за тонну.

Стоимость авиационного керосина в Норильске в «Арктур-Альянс» составляет 27.000 рублей за тонну. Услуги по хранению обойдутся компании в 5.000 рублей за тонну. Таким образом, заправка в Норильске может составить 32.000 рублей за тонну.

В 2013 г. затраты на авиаГСМ составили 7.709.676 тыс. руб. За счет оптимизации затрат на авиаГСМ плановое снижение расходов составит 8%.

Рассчитаем возможную рентабельность продаж:

Rпрод план. = 65.351.478 / 102.071.404 * 100% = 64,0%

В случае снижения расходов на заправку и экономии расходов возможный рост рентабельности продаж составит 0,6%.

Еще одним направлением оптимизации расходов компании может быть сокращение расходов на содержание персонала. Сокращение численности - один из самых распространенных способов быстрого сокращения затрат на персонал.

В случае снижения расходов на содержание персонала возможный рост рентабельности продаж составит 0,4%.

Несмотря на некоторые дополнительные расходы, связанные с компенсационными выплатами при сокращении, этот способ дает быстрый и заметный эффект экономии фонда оплаты труда.

В основной статье расходов - лизинге воздушных судов ставка, по которой рассчитываются платежи по лизингу, является плавающей. Необходимо рассмотреть возможность перевода ставки из плавающей в фиксированную, либо достижением такой договоренности с лизинговой компанией, либо заключением соответствующей сделки с банком. В случае превышения фактического значения над фиксированной ставкой ООО ТД «Контракт сервис» избежит излишних расходов на лизинговые платежи.

Кроме того, компания имеет дополнительные резервы для сокращения расходов. К примеру, в июле 2012 г. перевозчик стал спонсором футбольного детского клуба ЦСКА. На это тратится порядка 300 млн. рублей в год, при этом дивиденды составляют лишь 250 млн. рублей. Данные расходы не нужны для компании.

Рассчитаем возможную рентабельность продаж:

Rпрод план. = 64.784.704 / 101.821.405 * 100% = 63,6%

В случае отказа от спонсорства футбольного детского клуба ЦСКА возможный рост рентабельности продаж составит 0,2%.

В таблице 3.6 приведены основные экономические показатели с учетом возможности оптимизации затрат.

Таблица 3.6. Анализ основных экономических показателей

В планируемом периоде выручка от продажи по сравнению с 2013 г. увеличится на 2.770.715 тыс. руб. и составит 104.842.119 тыс. руб. Темп прироста составит 2,71%. Затраты по плановым данным по сравнению с 2013 г. уменьшатся на 1.930.000 тыс. руб. и составят 35.406.701 тыс. руб. Темп прироста составит -5,17%. Прибыль от продаж в планируемом периоде по сравнению с 2013 г. увеличится на 4.700.715 тыс. руб. Темп прироста составит 7,26%. Планируемый рост показателя рентабельности продаж по сравнению с 2013 г. составит 2,7%.

Анализ является очень важной частью анализа организации. Именно выручка от продаж является целью существования коммерческого предприятия, так как ее положительное значение показывает социальную значимость вложенного в производство труда и материальных ресурсов. Доходы и расходы при рациональном использовании ресурсов, в свою очередь, создают определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. В дальнейшем они будут являться источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента услуг.