Общая характеристика хозяйства испании. Общая характеристика хозайства испании

Общая характеристика хозяйства испании. Общая характеристика хозайства испании

Испания одна из немногих стран Европы, богатых ресурсами атомного сырья. Это стало стимулом развития атомной энергетики. Химическая промышленность традиционно специализируется на неорганической химии, что соответствует характеру сырьевой базы - крупные ресурсы пиритов, каменных солей. Однако в последние годы наиболее активно развиваются предприятия органической химии. Основные районы их сосредоточения - Северная индустриальная зо­на, Каталония, Столичный регион. Новым районом химической про­мышленности является Западная Андалусия. Наряду с близостью к «нефтяной дороге Европы» этому способствуют богатейшие место­рождения пиритов и другого горнохимического сырья. Основные центры - Севилья и Уэльва.

Испанская целлюлозно-бумажная промышленность по объемам вы­пускаемой продукции - вторая после Финляндии. Компания ENSE является крупнейшим в мире производителем бумажной массы из древесины эвкалипта, который специально выращивается для нужд бумажной индустрии.

Текстильная промышленность - старейшая в стране. Еще в Средние века в окрестностях Барселоны появились первые мануфактуры. Про­изводство тканей и пошив одежды традиционно были главными отрас­лями специализации хозяйства Каталонии. После вступления Испании в ЕС для отрасли наступили нелегкие времена. Экспансия в Европу текстиля из азиатских стран подорвала сложившийся рынок. Последние десятилетия производство тканей неуклонно сокращается, а вместе с ним и число рабочих мест.

Испанская обувная промышленность базируется в основном в Ката­лонии. По производству обуви Испания в Европе уступает только Ита­лии. Испанская обувь отличается хорошим качеством и экспортирует­ся в основном в Германию и во Францию.

Еще одна традиционная отрасль специализации - табачная про­мышленность. Испания входит в десятку крупнейших мировых произ­водителей сигарет. Государственная компания Tabacalera занимает 5-е место среди крупнейших табачных монополий мира. В последние годы компания стремится расширить свой рынок сбыта, прежде всего, за счет стран Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза.

Автомобильная промышленность - лицо современной экономики Испании. Как уже отмечалось, испанская автомобильная промышлен­ность была создана за кратчайшие сроки в 1960 - 1970-х гг. в рамках плана стабилизации экономики 1959 г. Ведущие позиции в отрасли из­начально занял западногерманский капитал, а главным производите­лем автомобилей стала компания «Фольксваген». Сегодня в Испании есть крупные филиалы не только немецких компаний, но и американ­ских («Дженерал Моторс», «Форд»), французских («Пежо», «Ситроен», «ФАСА-Рено»), японских («Ниссан»). Национальные автомо­бильные компании «Сеат» и «Енаса» помимо легковых автомобилей выпускают современные грузовики, фуры и рефрижераторы. Новым крупным центром ав­томобильной промышленности наряду с Мадридом и Барселоной ста­ла Валенсия.

Сельское хозяйство дает 5% ВВП, в нем занято менее 10% населе­ния - вдвое больше, чем в среднем по ЕС. Во многом благодаря разно­образию агроклиматических ресурсов Испания имеет самый широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции среди стран ЕС. В по­следние годы при значительной финансовой помощи комиссии по сельскому хозяйству ЕС происходит активное внедрение интенсивных форм хозяйствования. Разнообразие агроклиматических ресурсов, связанное во многом с характером рельефа, сыграло исключительно важную роль в формиро­вании территориальной структуры растениеводства. Эта традиционно главная отрасль сельского хозяйства страны дает более половины вало­вой стоимости сельскохозяйственной продукции. Особенности агроклиматических ресурсов привели к формированию субтропического земледелия, так называемой средиземноморской триады - пшеницы, оливковых насаждений и виноградников. Главные районы распространения пшеницы - неполивные земли Месеты, Арагона и Андалусии. Здесь же выращивают ячмень и овес. По­сле вступления Испании в ЕС площади посевов пшеницы в Се­верной Месете сократились.

Экономика Испании классифицируется как смешанная капиталистическая экономика. По объему ВВП Испания занимает 13-ое место в мире, а доход на душу населения примерно соответствует аналогичному показателю в Германии и Франции. Однако, после почти 15 лет экономического роста, темпы роста ВВП Испании начали замедляться в конце 2007 года, а во втором квартале 2008 года экономика страны вошла в период рецессии. В 2009 году ВВП Испании сократился на 3,7%, а в 2010 году - еще на 0,2% в 2010 году. Таким образом, Испания стала последней крупной промышленно-развитой страной, преодолевшей мировой финансовый кризис 2008-2009 годов.

Прекращение экономического роста в Испании повлекло за собой существенное снижение объемов строительства на фоне переизбытка жилья и уменьшения потребительских расходов, в то время как экспорт фактически стал расти. Усилия правительства, направленные на стабилизацию экономического положения в Испании посредством стимулирующих государственных расходов, расширенных пособий по безработице и поручительств по кредитам, не предотвратили резкого повышения уровня безработицы, который вырос с приблизительно 8% в От 2007 году до 20% в 2010 году.

Бюджетный дефицит увеличился с 3,8 % ВВП в 2008 году до 9,2 % ВВП в 2010 году и более чем в три раза превысил предел, установленный для стран Еврозоны. Большой бюджетный дефицит Испании и плохие перспективы экономического роста сделали страну уязвимой в финансовой плане, даже несмотря на усилия правительства по сокращению расходов, приватизацию в ряде отраслей промышленности и повышение конкурентоспособности путем проведения реформы рынка труда.

Высокая зависимость испанских банков от строительного сектора и рынка недвижимости свидетельствует о долгосрочном риске для финансового сектора. Правительство наблюдало за реструктуризацией сектора сберегательных банков в 2010 году и обеспечило участие в капитале различных финансовых учреждений приблизительно на $15 миллиардов. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы правительство поддержало наиболее проблемные банки. Банк Испании, однако, стремится повысить доверие к финансовому сектору, оказывая давление на банки, чтобы те раскрыли данные о потерях и объединились в более сильные группы.

История экономики Испании: переход на евро

Введение евро в Испании с одной стороны в конечном счете положительно сказалось на экономике страны, а с другой – усилило те некоторые внутренние проблемы, которые существовали в Испании и ранее. Среди таких внутренних проблем, в первую очередь, следует выделить высокий уровень безработицы и низкий уровень конкурентоспособности испанских товаров на рынке Европейского союза, а также доминирование преимущественно иностранных концернов в промышленности страны.

Несмотря на то, что Испания – относительно развитая европейская страна, адаптация экономики данного государства после перехода на евро затянулась. Основной причиной этому после перехода на евро для Испании стал такой негативный фактор, как охлаждение общехозяйственной конъюнктуры в странах Западной Европы. Его столь сильное влияние было вызвано внутренними проблемами в экономике страны, а также тем, что более половины испанского экспорта (70%) и импорта (65%) приходится на государства Евросоюза, крупнейшими торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия.

В связи с этим, продолжавшийся в Испании с середины 1990-х годов экономический подъем с темпами прироста примерно 4% ежегодно в конце 2001 – начале 2002 года пошел на убыль.

Охлаждение экономической конъюнктуры сказалось на занятости: в 2001 г. в Испании было создано только 320 тыс. новых рабочих мест, тогда как в предыдущие два года этот показатель составлял 500 тыс. ежегодно. В 2002 году было создано только примерно 150 тыс. рабочих мест. И это при том, что в Испании один из самых высоких уровней безработицы среди стран ЕС – около 13% в 2001 году и примерно 12% в 2002 году.

Основные показатели экономического развития Испании в 1999-2004 годах представлены в таблице.

Основные показатели экономического развития Испании

показатель

ВВП, % к предыдущему году

Баланс госбюджета, % к ВВП

Инфляция, %

Безработица, %

Ситуацию с безработицей отчасти облегчил и облегчает по настоящее время острый демографический кризис – в Испании наименьший показатель рождаемости в Европе. С другой стороны, снижению уровня безработицы среди местного населения препятствует привлечение дополнительной рабочей силы из-за рубежа. Привлечение дешевой иностранной рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность испанских товаров в мире, в особенности сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, наличие потребности экономики Испании в дополнительной дешевой рабочей силе вызывает приток не только легальных мигрантов, но и способствует увеличению нелегальной иммиграции, которая в настоящее время является весьма серьезной проблемой для страны. По имеющимся оценкам, число нелегальных мигрантов достигает в Испании 300 тыс. человек, большинство из которых прибывает в страну из Северной Африки.

Стоит правда отметить, что после вступления в Еврозону уровень безработицы в Испании стал медленно но неуклонно падать. Так, например, если в 1999 году безработными официально были признаны 15,9% экономически активного населения страны, то в 2004 году таких было уже только 10,5%.

Еще одной причиной замедления экономического роста в Испании в 2002 году стало сокращение потребительского спроса, который в предыдущие годы был важным стимулом развития экономики. Сокращение внутреннего спроса произошло несмотря на то, что на рынок в прошлом году, по оценке центрального банка, поступило около 15 млрд. евро «грязных» денег, которые в основном были потрачены на приобретение дорогих автомобилей. Главную роль в снижении потребления сыграл тот факт, что испанцы уже не столь оптимистично смотрели в будущее. В текущем году ожидается дальнейшее уменьшение потребительского спроса.

Более благоприятным до перехода на евро было положение с инфляцией. Так, в 2001 г. темпы роста цен по в пересчете на годовой уровень составили 2,7%, что значительно меньше, чем годом ранее. Правда, это снижение связано в основном с более низкими ценами на энергию, тогда как продовольствие и безалкогольные напитки в декабре подорожали почти на 6%, а услуги гостиниц и ресторанов – на 5%.

В первой половине 2002 года, также как и во многих других государствах Еврозоны, произошло существенное увеличение цен. Рост инфляции в Испании, подобного которому не было прецедентов вот уже 19 лет, был вызван последствиями перехода на евро. К такому выводу пришли эксперты влиятельной Организации потребителей и пользователей, опубликовавших результаты своего исследования. В данном отчете отмечалось, что правительство Испании не приняло обещанных мер против «округления цен» при переходе на евро и само повысило цены на некоторые контролируемые властями основные товары и услуги.

Крупнейшие испанские профсоюзы также винили во всплеске инфляции правительство, но делали упор на его экономической политике в целом, которая, по их мнению, всячески тормозила рост заработной платы и поощряла рост доходов предпринимателей. Как бы там ни было, но в 2002 году в целом темпы инфляции в Испании увеличились примерно на 0,8% и достигли 3,5%. Более чем на 7% подорожали обувь и одежда, на 6% – гостиницы, бары и рестораны, на без малого 5% – основные продукты питания, и особенно заметно - овощи. Такого резкого роста цен Испания не знала с начала 80-х годов, когда в стране происходил экономический кризис. Правительство Испании признало, что переход на евро сыграл свою роль в усилении инфляции.

В 2003-2004гг. стало ясно, что проблема инфляции, появившаяся в результате перехода на евро до конца так и не была решена. Так, в 2003 году средние темпы инфляции составили 2,9%, а в 2004 году – 3,0%. В октябре и ноябре 2004 года годовой уровень инфляции превысил 3,5%, и это при том, что по нормативам ЕС, являвшимся условием для допущения стран в зону евро, инфляция не должна быть больше 2,0%.

Серьезной проблемой как в 2000-х годах продолжал оставаться низкий уровень конкурентоспособности испанской промышленности, который стал еще ощутимее с момента перехода на евро. Главную роль в ней по-прежнему играли иностранные концерны. Например, им принадлежат почти все автомобильные заводы, производящие примерно 6% ВВП страны. Около 80% их продукции шло на экспорт. Лишь в немногих отраслях отечественные компании смогли занять ведущие позиции.

Несмотря на то, что при участии иностранного капитала в Испании было создано много рабочих мест, большое количество зарубежных инвесторов имело и существенные негативные стороны. Так, иностранные концерны проводили НИОКР, как правило, за пределами Испании, они не вкладывали капитал в разработки самих испанских производителей. Расширение Евросоюза на восток еще больше ухудшило ситуацию для отечественных продуцентов. Так же, как некогда Испания, новые члены ЕС привлекали иностранных инвесторов сравнительно дешевой рабочей силой и перспективами освоения новых рынков сбыта.

Промышленность Испании

По классификации Международного экономического форума, анализирующего конкретные позиции стран по 14 секторам производства, Испания находится в верхней пятёрке почти во всех секторах среднего технологического уровня, особо выделяясь как производитель автомобильных запчастей и аксессуаров (десятое место в мире), промышленных станков и оборудования (15 место), аудиовизуальных средств (17 место), продукции органической и неорганической химии (пятнадцатое место), изделий металлообработки (тринадцатое место) и обуви (третье место). Но по конкурентоспособности в области информационно-коммуникационных технологий и выпуска электронных компонентов она находится только в третьей десятке стран.

Среди 100 наиболее известных в мире брендов у Испании нет ни одного, хотя имеются отраслевые лидеры: «Фрейшенет» (шипучие вина), Chupa Chups, Telefonica (телекоммуникации), Repsol (энергия), «Проновиас» (подвенечные платья) и «Льядро» (фарфоровые фигурки), а также входящие в первую тройку Zara, в первую пятёрку - «Соль Мелья» (гостиничный бизнес). Обладание мировым брендом считается важным конкурентным преимуществом и одним из признаков высокого уровня развития экономики. Старейшая отрасль промышленности - горнодобывающая. Испания, богатая полезными ископаемыми, является одним из мировых лидеров по добыче ртути (около 1,5 тысяч тонн в год; главный центр - Альмаден) и пиритов (около 3 миллионов тонн в год; главным образом в районе Уэльвы); в Европе выделяется добычей полиметаллических и урановых руд, серебра. Добывают железные (1,4 миллионов тонн в 1996 году; пров. Бискайя, Сантандер, Луго, Овьедо, Гранада, Мурсия), свинцово-цинковые, вольфрамовые медные, титановые руды, кварц, золото, калийные соли и др. Нефть и газ импортируются. Ежегодная добыча нефти составляет около 30 млн т, и покрывает менее 10 процентов потребностей. Испания занимает девятое место в мире и первое среди стран ЕС по добыче металлосодержащего сырья. По энергоносителям - сороковое место в мире. Среди отраслей машиностроения выделяются судостроение (старые центры расположены на севере страны: Бильбао, Хихон, Сантандер; новые - на северо-западе: Эль-Ферроль, Виго, на востоке: Картахена, Валенсия, Барселона, и на юге: Севилья, Кадис) автомобилестроение (производство автомобилей, в том числе «Сеат» концерна «Фольксваген» 2,2 миллиона в 1996 году; центры: Барселона, Мадрид, Вальядолид, Витория, Памплона, Виго) и электротехническая промышленность. Развито также производство оборудования для химической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.

Из отраслей лёгкой промышленности наибольшее значение имеют текстильная и кожевенно-обувная промышленность (на долю Испании приходится 4 процента мирового экспорта обуви).

В пищевой промышленности выделяются виноделие (по производству виноградных вин Испания в Европе уступает лишь Франции и Италии), производство растительного масла (1,7 миллионов тонн в 1996 году; Испания - мировой лидер по производству оливкового масла (около 0,5 миллионов тонн в год), плодовоовощных и рыбных консервов. Испания входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров. Половина промышленного производства сосредоточено на северо-востоке (Каталония), севере страны (Астурия, Кантабрия, Страна Басков) и в Большом Мадриде.

Топливно-энергетический комплекс Испании

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) проблема заключается в том, что Испания не обеспечивает себя энергией самостоятельно и находится в зависимости от иностранных экспортёров. В 2004 году страна импортировала 78,9% потреблённых энергоносителей. В Испании имеются свои запасы нефти, разработка которых началась в 1964 году. На январь 2005 года количество доказанных запасов нефти составило 21,6 миллионов тонн. В 2004 году добыча нефти сократилась до 255 тысяч тонн, хотя в 1990 году она составляла 1,4 миллионов тонн. Данное сокращение является следствием недостатка инвестирования в разведку нефтяных и газовых запасов. Потребление нефти в 2009 году составило 63 673 тыс. т. Практически вся нефть была импортирована из-за рубежа. В стране эксплуатируется 7 нефтяных месторождений (Alga, Ayoluengo, Barracuda, Boqueron, Casablanca, Chipiron, Rodaballo). Самое крупное из них (Casablanca) расположено на средиземноморском шельфе страны. В последнее время испанское правительство уделяет большое внимание альтернативным источникам энергии и гидроэнергетике, входя в пятерку стран-инвесторов в альтернативную энергетику.

Сельское хозяйство Испании

Особое место в структуре экономики занимает сельское хозяйство. В нём занято 2.3% процента трудоспособного населения Испании. Небольшой группе землевладельцев принадлежат большие участки земли на юге страны. Основные показатели: Испания третья в мире по производству вина, четвёртая - цитрусовых, а также обеспечивает? мирового производства оливок и оливкового масла. Испания является также крупным производителем пшеницы (20 процентов посевных площадей), риса (самая высокая урожайность в мире), миндаля, табака и овощей (60 процентов посевной площади). Ей принадлежит самый большой в Европе рыболовный флот. По добыче и обработке морепродуктов и рыбы Испания держится в первой десятке. Успешно развивается животноводство: коз и овец разводят в засушливых районах, а на севере - крупный рогатый скот.

Испания входит в первую десятку стран мира по улову рыбы и морепродуктов (1,1 миллионов тонн в 1996 году) и их переработке, является крупным экспортером свежей рыбы и рыбных консервов. Основная часть промысла ведется у берегов Страны Басков и Галисии. Больше всего вылавливают сардин, хека, макрели, анчоусов и трески. Ежегодно 20-25 % всего улова перерабатывают на консервы.

Внешняя торговля Испании

Главными экономическими партнёрами Испании являются страны ЕС, прежде всего Великобритания, Франция, Германия и Польша. Испанский капитал в свою очередь также действует на Европейском пространстве через ТНК. «Эндеса» владеет мощностями по производству и распределению электроэнергии во всех странах Южной Европы, её присутствие особенно заметно в Италии (7 процентов генерирующих отраслей) и во Франции (15 процентов рынка). «Телефоника» обладает лицензиями на мобильную связь третьего поколения в Германии, Италии, Швейцарии и Австрии. Особенно удачно из-за географического положения идёт освоение португальского рынка: железнодорожные, энергетические и банковские системы обеих пиренейских стран всё более тесно переплетаются и приходят всё в более тесное взаимодействие.

Испанский «BSCH» является третьим по величине в банковских операциях в Португалии, контролируя 10 % кредитного рынка. Испанский капитал присутствует в текстильной и пищевой промышленности, в операциях с недвижимостью, в розничной торговле (крупнейшие сети «Корте Инглес», «Индитекс») и др. Также за рубежом часто ведут производство малые, иногда семейные, фирмы. Это, например, «Фикоса» - производитель автозапчастей, 70 % продукции которой выпускается на предприятиях, разбросанных по четырем континентам; парфюмерная компания «Антонио Пуиг», которая приобрела французскую «Нина Риччи»; кооперативный комплекс «Мондрагон» с дочерними и совместными предприятиями во Франции, Египте и Марроко; «Индо», выпускающая оправы для очков в Китае и др.

Особенно сильна концентрация испанского капитала в странах Латинской Америки. Это обусловлено как историческими, так и культурными причинами. Капитал в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и Перу сосредоточен в основном в стратегически важных областях - энергетике, телекоммуникациях, банковской системе. В сфере энергетики особенно заметно присутствие испанской «Репсоль», с зарубежными активами около 30 млрд долларов, а также испанских компаний «Эндеса» и «Ибердрола». «Телефоника», с капитализацией 86 млрд долларов, является крупнейшей телекоммуникационной компанией в испано- и португалоязычном мире, число её абонентов приближается к 100 млн. Испанские банки контролируют 45 % средств, аккумулированных в частных пенсионных системах восьми стран Латинской Америки. У двух ведущих банков «SCH» и «BBVA» в Латинской Америке работает намного больше персонала, чем на своей родине.

Транспорт Испании

Барселона-МадридИспанская дорожная сеть в основном централизованная с 6 шоссейными дорогами, соединяющих Мадрид со Страной Басков, Каталонией, Валенсией, Андалусией, Эстремадура и Галиcией. Кроме того, скоростные шоссе проходят вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

Первая железная дорога построена в 1848 году. Общая длина рельсового пути в 2004 году составляла 14781 км, из которых 8791 км электрифицировано - широкая колея (1665 мм) 11829 км (электрифицировано на постоянном токе 3 кВ 6950 км), стандартная колея (1435 мм) 998 км (все электрифицированы на переменном токе 25 кВ), узкая колея (1040 мм) 1926 км (электрифицировано 815 км), узкая колея (914 мм) 28 км (все электрифицированы).

Испания в настоящее время имеет 1272 км высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих Малага, Севилью, Мадрид, Барселону и Вальядолид. Если амбициозная программа испанских высокоскоростных железнодорожных линий будет выполнена, к 2020 году Испания будет иметь 7000 км (4300 миль) высокоскоростных железнодорожных линий, позволяющих добраться из провинции до Мадрида менее чем за 3 часа и до Барселоны в течение 4 часов.

Аэропорт Мадрида (Barajas) с пассажиропотоком 50,8 млн в 2008 году один из самых загруженных аэропортов в мире. Аэропорт Барселоны (El Prat) обслужил 30 млн пассажиров в 2008 году. Менее загруженные аэропорты находятся в Гран-Канария, Малага, Валенсии, Севильи, Мальорке, Аликанте и Бильбао.

Испания намерена иметь миллион электромобилей к 2014 году, как часть плана правительства по экономии энергии и улучшению экологии.

Долговой кризис Испании в 2010-2011 годах

Испания вскоре может пополнить список проблемных стран Еврозоны. Это произойдет, если страна не сможет достигнуть бюджетных целей в текущем году, что кажется вполне вероятным в свете вялого экономического роста, чрезмерных расходов и роста безработицы. Согласно опросу аналитиков 22 международных банков и исследовательских институтов, проведенного Focus Economics, бюджетный дефицит Испании в 2011 году составит 6,5% ВВП. Министерство финансов страны неоднократно обещала выйти к концу года на 6%.

Еще в 2010 году социалистическое правительство премьер-министра Сапатеро получало самые похвальные отзывы: сокращение бюджетного дефицита с 11% в 2009 году до 9% в 2010 году давало поводы для оптимизма. Кроме того, доверие инвесторов укреплялось реформой трудового законодательства и пенсионного фонда.

Испанские власти обещали уже к 2013 году прийти к дефициту бюджета в 3%, именно такой показатель является верхним пределом для стран ЕС. Но 2011 год привнес свои неприятные коррективы, вместо прогнозированного роста экономики на уровне 1,3%, Испания вероятнее всего закончит год с 0,8%.

Замедление роста экономики, высокая безработица, неприемлемый уровень задолженности в частном секторе и экономическое замедление у главных торговых партнеров Испании ставят под удар выполнение Мадридом взятых обязательств.

В октябре 2010 года агентство Standard and Poor"s сократило долгосрочный кредитный рейтинг Испании на одну ступень, до "AA-" с "AA" с негативным прогнозом. В Европе вновь выросли опасения относительно способности ЕС удержать распространения кризиса суверенного долга.

Аналитики сходятся во мнении, что огромные дыры в бюджете будут только увеличивать уровень долга, а связанное вместе с ними сокращение расходов может и вовсе усугубить кризис. Тем не менее, часть экономистов все же уверены, что испанскому правительству удастся уменьшить дефицит бюджета. Залогом уверенности являются шаги предпринимаемые властями по увеличению доходной части бюджета.

В частности испанским правительством уже приняты решения о введении налога на корпорации и временном восстановлении налога на роскошь, который был отменен в 2008 году. Однако и здесь существует высокая вероятность того, что центральное правительство будет не в силах покрыть перерасход бюджетных средств на других уровнях власти, что имело место в 2010 году, когда региональные власти и органы социальной защиты не достигли поставленных целей.

По мнению большинства аналитиков, дефицит бюджета Испании в 2001 году составит более 6% ВВП, а еще вероятней дефицит будет в районе 8% ВВП.

Тем временем, на фоне экономических проблем на досрочных выборах в Испании убедительную победу одержала Правоцентристская Народная партия. Она получит, по предварительным данным, абсолютное большинство в парламенте - 186 мест из 350. По мнению политологов, на смену социалистам, которые завели Испанию в кризис, пришла крепкая оппозиционная партия, а не популисты или радикалы. Новое правительство, сформированное по результатам выборов, будет искать варианты снижения дефицита уже в 2012 году.

Экономика Испании в глазах широких масс общественности подвержена стереотипам, связанным с испанским побережьем, удобными лежаками на нем, теплым морем и лояльным консульством, выдающим визы страждущим туристам. И еще Гауди… Чудесная туристическая страна на юге Европы, что бы они без нас делали…

А вот и не так. Без туристов Испания проживет. Дело в ее мощной промышленной экономике с серьезными технологиями, диверсифицированным сельским хозяйством, надежной банковской системой и другими неожиданными вещами, о которых многие даже не подозревают. Туристическая индустрия, конечно, тоже важна. Но рулит общим благосостоянием все-таки не она…

Главные проблемы современной экономики Испании можно перечислить быстро и по пальцам, их всего три: безработица, инфляция и высоченный государственный долг, во много раз превышающий годовой ВВП, об этом ниже.

Как все начиналось?

История испанской экономики необычная, неровная и чрезвычайно интересная. Если сказать коротко, то это история о быстром и эффективном «переобувании» экономики целой страны в ответ на политические изменения. Возьмем период, начиная с конца Второй мировой войны - политического и экономического рубежа для практически всех европейских стран. Испания тогда оказалась в числе настоящих изгоев - она была в экономической изоляции. Учитывая тот факт, что Испания входила в «страны оси» - гитлеровскую коалицию, она не получила никакой материальной или технологической поддержки в отличие от своих европейских соседок, получивших в рамках плана Маршала значительные субсидии.

Испания - гордая страна с гордым правительством - вместе они решили идти своим непроторенным путем. Особенностями экономики Испании того времени были повсеместные случаи вмешательства правительственных чиновников в частный бизнес - это была чрезвычайно высокая степень государственного контроля практически во всех секторах экономики. Поняв в итоге, что такая политика в экономике до добра не доведет, Испания решила в 60-х годах провести экономические реформы. В результате этого на свет появилось первое детище новой рыночной экономики Испании - «Испанское чудо». Так они сами назвали свой знаменитый стабилизационный план. Над названием сначала многие смеялись: «Какая экономика в Испании, такое и чудо». Потом смеяться перестали: на глазах у изумленной публики Испания обогнала все страны мира по росту экономических показателей. Такая скорость роста держалась вплоть до 1974 года, когда по всем странам ударил тяжелейший энергетический кризис. Не обошел он и Испанию с ее глубокой зависимостью от импортных энергоносителей.

Испания кризис преодолела быстрее других в Европе, но с этого момента начали проявляться две проблемы экономики Испании - во всей красе развернулась безработица и ее верная спутница инфляция. В общем-то, никаких сюрпризов не было - у всех такие проблемы. Но эта парочка больше не отстанет от страны: экономика Испании будет жить с ней бок о бок. В других странах тоже есть и инфляция, и безработица, но не в таких масштабах, и не так долго. 22-процентный уровень безработных ввел бы любую другую страну в шок. Но не Испанию, которая живет с такими цифрами давно и долго. Возможно, это олимпийское спокойствие объясняется значительным теневым сектором экономики, но снизить инфляцию не помогает даже это. «Сладкую парочку» испанских экономических проблем закольцевал присоединившийся к ней громадный государственный долг. Долг, удивительный по своей величине и во много раз превышающий годовой ВВП страны (самый большой долг у США, это всем известно, но он равен годовому ВВП страны, что говорит о высокой платежеспособности США). В испанском исполнении долг просто космический, и неизвестно, что испанцы собираются с ним делать дальше.

Несмотря на свою «вечную» проблемную тройку, Испании удалось стать одной из самых высокоразвитых стран Европы с развитой промышленностью в комбинации с мощным туристическим сектором. Развитие экономики в Испании было нестандартным. Интересно, что Испания занимает высокие рейтинги как производитель станков и промышленного оборудования, продуктов металлообработки, органической и неорганической химии, обуви, автомобильных аксессуаров - по всем перечисленным категориям у нее высокие места в первых десятках стран мира. А вот в области IT Испания находится намного ниже - она лишь в третьей десятке стран. Назовем этот факт еще одной характеристикой экономики Испании.

Апельсиновый чемпион Европы

Абсолютные хиты сегодняшнего испанского сельского хозяйства - это оливки и оливковое масло, цитрусовые, виноград и, само собой, виноградное вино очень неплохого качества.

Если все вышеперечисленное - общеизвестные статьи испанских сельскохозяйственных доходов, то о мощном и развитом рыбном хозяйстве знают не все. А между тем Испания находится в первой «рыболовной» мировой десятке. Если фруктов, овощей и рыбы хватает с излишком, и они с успехом экспортируются, то зерно и животноводческую продукцию приходится закупать. Налицо полное «переобувание» целой отрасли за короткий промежуток времени. Такую быструю и эффективную перезагрузку также можно отнести к особенностям экономики Испании. Судите сами, сельское хозяйство было изначально профильным сектором испанского народного хозяйства. Вплоть до 50-х годов двадцатого века Испания была чисто сельскохозяйственной страной, половина ее населения была занята в этой отрасли. Главными продуктами были ячмень и пшеница. На сегодняшний день сельское хозяйство не только резко сократило свою долю в общем испанском экономическом «пирожке», но и кардинально поменяла специализацию - еще одна иллюстрация развития экономики в Испании.

Фруктовая специализация по регионам четко разделена, в результате чего в разных районах проживают крупные и очень узкие «фруктовые» специалисты: апельсины и другие цитрусовые выращиваются в Андалузии и Валенсии. Валенсия с прилегающими предместьями специализируется также на миндале и гранатах. Груши и яблоки - удел северных территорий, ну а знаменитые испанские помидоры производятся в Аликанте и Мурсии. Канарские острова выращивают в огромных объемах манго, бананы и авокадо.

Что касается винной индустрии, то виноградники располагаются по все Испании, кроме северных регионов, что вполне понятно. Главные и самые ценные сорта винограда произрастают в Андалузии, Кастилии и Ла-Риохе. Испания - крупнейший производитель вина, третий в мире. Среднегодовой объем вина огромный для такой небольшой по площади страны - около четырех гектолитров. С качеством испанского вина тоже все в порядке.

А теперь «рисовые» новости: рис в Испании не просто выращивается, а имеет одну из самых высоких урожайностей в мире. При таком продуктовом местном изобилии Испания все равно не смогла бы прожить в автономном режиме (как в подводной лодке). Она ввозит пшеницу, часть рыбы, животноводческую продукцию. Оно и верно: при отличной сельскохозяйственной интеграции в странах ЕС можно заниматься производством того, что лучше всего растет или ловится. Налицо позитивное воздействие европейской интеграции на развитие экономики Испании. Оживленный импортно-экспортный процесс с примерно равными объемами продукции в ту и другую стороны - идеальная картина современной экономической интеграции.

Промышленность в экономике Испании

Мы уже знаем про стабилизационный план под названием «испанское чудо», благодаря которому Испания по-настоящему встала на промышленные ноги и превратилась из европейской сельскохозяйственной провинции в мощное индустриальное государство с солидным местом Испании в мировой экономике. В это же время на испанское побережье начали приезжать люди с целью отдохнуть и полежать на пляже, и к экономическим реформам добавилась стабильная и доходная туристическая отрасль.

Горная промышленность - пожалуй, единственный сектор экономики Испании, в котором мало что поменялось. Это понятно: полезные ископаемые на то и полезные ископаемые. Они никуда не делись и сейчас дают право Испании называться мировым лидером, например, в добыче ртути или пиритов. Урановая руда, серебро, кварц, золото и еще много чего… Одно плохо - этого «много чего» на самом деле очень мало - по крайней мере, для того, чтобы стать системообразующей отраслью экономики Испании как страны с хорошо развитым индустриальным сектором. В Испании есть даже своя нефть, но ее так мало, что она покрывает всего 10% потребностей в ней - около 30 млн тонн ежегодно. Если по металлосодержащим рудам Испания прочно держит первое место в Европе и девятое в мире, то по энергоносителям - всего лишь обидное сороковое место в мире.

Экономика Испании характеризуется также широким присутствием иностранного капитала. Компаниям из Франции, Великобритании, Швейцарии, Германии, включая, конечно, американские корпорации (куда без них?), принадлежит почти половина металлургических и машиностроительных предприятий. Местный олигархат тоже представлен неплохо - это восемь крупных финансовых групп, которые занимаются и промышленностью, и банковской деятельностью.

Заметную часть в экономике занимает портовое хозяйство: в Бильбао и Барселоне, специальные нефтяные порты в Таррагоне, Альхесирасе и Санта-Крус-де-Тенерифе, специальный угольный порт в Хихоне.

Транспортная автодорожная сеть объединяет целый десяток великолепных шоссейных дорог нового поколения, которые соединяют практически все регионы и города Испании. Специальные скоростные дороги проложены вдоль двух морских побережий - и со стороны Атлантического океана, и со стороны Средиземного моря.

Железнодорожная история этой страны богата событиями и достижениями. Испанским железным дорогам 170 лет, это одна из самых «заслуженных» дорог в Европе.

Этот факт не мешает Испании иметь великолепные современные электрифицированные железнодорожные пути с высокой пропускной способностью и приемом скоростных поездов. Испания не только запускает новые поезда, она их еще и строит. Знаменитые поезда "Тальго" можно встретить в любых уголках мира.

Испанская индустрия: тяжелая и легкая

Машиностроение в Испании по-настоящему серьезное. Это, прежде всего. судостроение (многовековая морская держава - это вам не шуточки) с огромными старыми верфями на севере страны в Бильбао, Хихоне и Сантандере.

Есть и новые верфи, построенные на северо-западе в Виго, Эль-Ферроле и на востоке в Барселоне, Валенсии и Картахене. Юг Испании никогда не был индустриальным регионом, но и там появились новые кораблестроительные верфи - в Севилье и Кадисе. Такие отрасли экономики Испании, как судостроение, являются предметом особого внимания правительства, какие бы политические силы не стояли у руля. Традиции есть традиции.

Автомобилестроение в стране имеет специфические черты. Индустриальная автомобильная экономика Испании характеризуется множеством центров по производству автомобилей, которые базируются в разных городах по всей стране - от Барселоны до Севильи. Но все они принадлежат иностранным компаниям и брендам, таким, например, как концерн "Фольксваген". Всего в стране 17 сборочных заводов, которые приносят стране весьма неплохой доход и генерируют около 6% от ВВП. Испания делает все: автобусы, автомобили всех типов, включая автофургоны и внедорожники, тягачи, тяжелые и легкие грузовики и даже колесные тракторы. Самые большие объемы выполняют заводы компаний "Рено", "Форд", "Опель", "Пежо". Есть и собственная национальная марка Seat.

Экспорт произведенных автомобилей - чрезвычайно важная статья общего национального экспорта, он составляет 16% его годового объема. Профильные «автомобильные» города с большими заводами следующие: Мадрид, Виго, Памплона, Барселона. У испанского правительства большие планы насчет строительства электромобилей. Но с этим нужно подождать и понаблюдать - не получилось бы, как с солнечной энергетикой…

Испания сильна в производстве станков и промышленного оборудования для легкой и пищевой промышленности. Строительные материалы, равно как оборудование для производства строительных материалов, также относится к стратегическим отраслям испанской промышленности.

Легкая промышленность в Испании имеет «хорошую наследственность». Здесь проживают потомки больших мастеров по производству обуви и тканей, что и вылилось в развитую текстильную промышленность с высочайшим качеством продукции. Про испанскую обувь говорить не нужно - у нее один из самых высоких «обувных» рейтингов в мире, и в мировом экспорте обуви Испания держит долю в четыре процента.

Свободные экономические зоны

Всего таких зон четыре, они функционируют с налоговыми, таможенными и разного рода экономическими льготами. Все они расположены в крупных морских портовых городах: Барселоне, Кадисе и Виго, на знаменитых Канарских островах. Самая известная и крупная из них - СЭЗ Барселона со своей разветвленной структурой:

  • промышленный полигон;
  • «свободный» склад;
  • зона свободной торговли.

Промышленный полигон Барселоны расположен вблизи от морского порта и аэропорта. Он является мощным коммуникационным узлом между автострадами Испании и Европы, имеет в своем составе специальную товарную станцию с железнодорожным контейнерным терминалом.

В Кадисе зона свободной торговли функционирует давно - с 1929 года. Ее назначение, равно как и все функциональные возможности, направлены на одно - экспорт. Атлантическое побережье - это морские связи со всеми странами мира. В СЭЗ Кадиса входят:

  • торговый центр международного значения;
  • офисный центр;
  • складские площадки;
  • промышленная и портовая зоны;
  • терминал для контейнеров - холодильников;
  • складские помещения с мощными промышленными холодильниками.

СЭЗ в Кадисе выполняет роль таможенной территории Европейского Союза, которая предоставляет таможенные и налоговые льготы для товаров третьих стран в виде освобождения от:

  • импортных пошлин на время нахождения товара в зоне;
  • специальных налогов на ввоз в зону;
  • НДС с его возвратом при ввозе в зону товаров и производстве услуг по обработке этих товаров;
  • освобождение от правил торговой политики ЕС;
  • легальный ввоз любого товара с неограниченным сроком его нахождения в зоне.

И многочисленность, и отличное техническое оснащение свободных экономических зон объясняется разнообразной структурой экономики Испании и ее высокой интеграцией в мировой экономический процесс.

Испанская энергетика

Как уже было замечено выше, экономические показатели Испании зависят от цен на нефть. Причина тому - бич большинства европейских стран - бедность с точки зрения полезных ископаемых. В Испании кое-что есть, но этого так мало, что объем запасов не играет практически никакой роли в развитии экономики страны. Налицо полная зависимость Испании в мировой экономике от иностранного экспорта энергетических носителей.

«Нет худа без добра» - вот уж точнейшая иллюстрация энергетической зависимости страны, которая вылилась в великолепную и перспективную отрасль промышленности с использованием высоких технологий. «Много солнца» + «мало угля» = развитие альтернативной энергетики и, в частности, солнечных батарей и станций. У испанской солнечной энергетики интересная и показательная история.

То, что в Испании очень жарко и много солнца, знают все. Понятно, что при таком климате сам бог велел заняться альтернативной энергетикой в виде солнечных станций. Что испанцы и сделали еще в 90-е годы. В этой инициативе принял горячее участие Европейский Союз - он был очень заинтересован в развитии такой энергетики по тем же причинам, что и сама Испания. Первые станции работали по принципу «фотовольтаики» - переработки солнечной энергии в электричество с помощью фотоэлементов. Все шло отлично, станции начали расти как грибы после дождя - на гигантских территориях, с батареями или зеркальными уловителями энергии солнца. В Андалусии появилась первая в мире круглосуточная солнечная станция.

Испанские социалисты и горячее испанское солнце

К сожалению, здесь не обошлось без политики: к солнечной индустрии приложили руку правящие тогда социалисты. Они позиционировали себя как ярые защитники окружающей среды и «для спасения природы» раздавали направо и налево щедрые денежные стимулы владельцам частных солнечных станций. В итоге эти владельцы начали получать государственные дотации в виде премий в дополнение к доходам после продажи электроэнергии потребителям. В течение нескольких лет они имели до 20% дополнительного чистого дохода - просто так, «за красивые глазки». Понятно, что в отрасль потянулись желающие быстро и легко заработать. В страну мощным потоком начал поступать и иностранный капитал. Возможно, все могло бы так и идти дальше, но в 2012 году случился очередной энергетический кризис, на фоне которого быстро закончились государственные премиальные. Власти были вынуждены пойти на весьма непопулярные и жесткие шаги: они установили очень низкий потолок на доходы солнечных компаний: не выше 7,5% в год. Такие цифры с другими жесткими ограничениями были введены в рамках энергетической реформы Испании.

Даже при этом вегетарианском режиме «солнечные» доходы покрываются государством: энергетика нового поколения пока слишком дорога и не по карману большинству жителей. Так что испанцы поторопились, даже их жаркое солнце не помогает новой энергетике быть рентабельной. Вдогонку социалисты подбавили проблем в энергетику в виде запрета строительства и использования атомных электростанций. Так что в ходу снова дорогое иностранное топливо. Вообще экономика и политика Испании постоянно идут бок о бок, и влияние политических режимов или реформ на экономику нельзя отнести к позитивным явлениям.

Банки

Банковской системой Испания может гордиться - она одна из самых стабильных в Европе и в мире. Главный регулятор - Центральный банк, в деятельности которого ничего «революционного» нет. Преимущество испанских банков заключается в нескольких особенностях:

  • большие валютные запасы;
  • высокая концентрация банковского капитала в целом;
  • небольшое число кредитных контор;
  • хорошо развития сеть государственных (наследие Франко);
  • хорошо разветвленные филиалы частных банков.

Лидируют на финансовых рынках национальные банки с чисто испанскими капиталами. Первая из них - финансовая группа «Банко Сантандер Сентраль Испано», ей всего 18 лет: юный возраст лидирующих испанских компаний - также одна из характерных черт этой экономики.

В Испании действует необычный финансовый институт - Sareb. Им интересуются многие иностранцы, потому что именно через Sareb предлагается большинство сделок по покупке испанской недвижимости. Дело в том, что это не банк, а компания, которой банки передали все токсичные активы в виде зависших квартир, домов и других видов недвижимости во время кризиса. Sareb должен распродать эту недвижимость вплоть до 2027 года, что и делает - продает оптом по сниженной цене инвестиционным фондам и частным лицам - уже не по оптовым ценам. Такой подход многие ругают, но экономика и политика в Испании продолжают быть в тесной связке - решения правительства никто отменить не может.

Прогнозы и перспективы

В 2018 году у экономики Испании очень неплохие перспективы. Агентство Fitch Ratings прогнозирует дальнейший рост, который составит +3,1%. Цифровой коридор на 2019 - 2020 годы определен на +2,5% и +2,2%. Прогнозируемые темпы роста могут быть выше, чем во Франции, Германии и Италии.

Испания будет выглядеть на мировом уровне более чем прилично, средний уровень ее показателей развития идет вровень со средними мировыми показателями. Порядок ожидается и с главным показателем - ВВП Испании, предполагается, что он вырастет на два пункта выше среднего.

Без рисков не обойтись: высокие цены на нефть и снижение роста занятости могут привести к падению доходов. Но в целом позитивные прогнозы значительно преобладают над негативными.

Факты и цифры

  • Еще семь лет назад трудовое законодательство Испании было кошмаром для владельцев бизнеса и потенциальных инвесторов. Испанских сотрудников практически невозможно было уволить, обязательными были высокие выходные пособия, которые не зависели от качества работы сотрудника и причин его увольнения из компании. Одинаковые заработные платы устанавливались сверху, наем новичков тоже был жестко лимитирован: владельцев бизнеса обязывали брать на работу не тех, кто был нужен, а тех, кто стоял в социальных очередях. Профсоюзы зверствовали и категорически сопротивлялись любым попыткам снизить государственные расходы. К счастью, парламент утвердил реформу рынка труда, что сразу же положительно сказалось на инвестиционном климате и общей динамике экономики Испании.
  • Соотношение импорта и экспорта в Испании идеальное - сколько продают за границу, ровно столько и покупают.
  • По количеству туристов, приезжающих в страну, Испания уступает только Франции.
  • В Испании насчитывается семнадцать регионов. Пятнадцать из них - на материке, два остальных - это две группы островов: Балеарские и Канарские.
  • По площади Испания занимает третье место в Европе после Украины и Франции. Ну а в мире - всего лишь 52-я…
  • очень отличаются друг от друга и музыкой, и кухней, и обычаями, и даже языком в некоторых случаях. Это наследие Испанской империи и «морского профиля» страны со множеством портовых городов: кто здесь только не жил…
  • Общая протяженность испанских пляжей больше 8000 км.
  • Испания - европейский банановый монополист, это единственная европейская страна, где выращивают бананы.
  • Ибица приносит Испании каждое лето около 1500 миллионов евро.

Современная территориальная структура хозяйства (ТСХ) Испании обладает рядом общих особенностей. Во-первых, это ярко выраженная территориальная концентрация производительных, сил в отдельных районах и центрах страны. В отличие от большинства экономически развитых стран, подавляющая часть промышленного потенциала Испании сконцентрирована на относительно небольшой площади, что до известной степени сходно с характером территориальной структуры хозяйства развивающихся стран и отражает трудности индустриализации страны, трансформации ее социально-экономического пространства. Восемь промышленно наиболее развитых провинций из 50 дают 46,3% суммарной добавленной стоимости . Большинство из них выделяется относительно более богатыми природными ресурсами и их выгодными территориальными сочетаниями.

Вторая особенность ТСХ страны - тяготение экономической активности к побережьям, наблюдавшееся и в прежние исторические периоды. Но если раньше это было связано с длительной ориентацией экономики страны на колонии, то в последние десятилетия решающую роль сыграли энергетический кризис, туристический «бум» и пр. Семь из восьми хозяйственно наиболее освоенных провинций - приморские. В 1990-х гг. приморские провинции в сумме давали около 2/3 ВВП страны .

Плотность населения в приморских провинциях примерно в два раза выше средней по стране. Здесь находится и большинство крупных городов (15 из 25 с населением более 100 тыс. жителей). Все возрастающую роль в развитии приморских провинций играет непроизводственная сфера. В перспективе рекреационные функции прибрежных провинций усилятся. В целом приморские регионы -- наиболее динамичные элементы ТСХ страны.

Северо-Западный Приморский регион. Этот регион охватывает большую часть «влажной» Испании от Галисийского побережья Атлантики до Пиренеев и является экономически наиболее освоенным. Горы способствовали длительной исторической изоляции этой территории от других частей страны. Крупные месторождения угля и железа стали базой для возникновения и развития главного индустриального пояса, включающего Астурию, Кантабрию и Страну Басков. Здесь производится около 68% испанской стали. Приморское положение значительно облегчило переориентацию промышленности на импортное сырье в последние десятилетия. Бывшая окраинная Галисия в настоящее время - один из наиболее динамично промышленно развивающихся регионов страны, прежде всего на базе местных электроэнергетических и топливных ресурсов. Наличие множества рек и удобных бухт издавна способствовало развитию рыболовства, а в последние десятилетия - формированию крупных портовых комплексов на побережье Бискайского залива (Бильбао, Хихон, Сантандер).

В Басконии недалеко от границы с Францией находится Сан-Себастьян - один из самых красивых городов-курортов Северной Испании (у басков - Доностия), место проведения престижного кинофестиваля.

Прибискайские провинции - юна высокопродуктивного животноводства, специализирующегося прежде всего на разведении крупного рогатого скота, мясомолочного и молочного направлений, Значительную часть кормов для небольших ферм дают богатые естественные высокотравные пастбища. В горах распространены преимущественно широколиственные леса из дуба, бука и каштана, здесь же находятся предприятия по лесозаготовке и деревообработке.

Климатические условия в значительной степени определили размещение населения по территории региона. Преобладают многочисленные хуторы (caserios), мелкие деревушки по склонам гор и небольшие городки вдоль коротких, но полноводных рек .

Средиземноморский регион. Средиземноморье включает в себя нижнее течение реки Эбро, отделенное от среднего и верхнего течений невысокими Каталонскими горами, часть Иберийских гор, обрамляющих Месету с востока, и большую часть массивной системы Кордильеры Бетики. Здесь выделяются природно-гетерогенный комплекс Каталонии и Валенсии, простирающийся от Восточных Пиренеев на юг до северовосточной оконечности Сьерры Бетики, естественным продолжением которой являются Балеарские острова.

Средиземноморский регион занимает 2-е место по общему уровню хозяйственного развития, освоенности территории . На Средиземноморском побережье сформировалось два крупных ППК - Барселонский и Валенсийский, с разнообразной перерабатывающей индустрией, значительным развитием высокоточных производств. Здесь выпускается более половины испанских легковых автомобилей, большая часть продукции электронной промышленности. Каталония -- крупнейший центр текстильной промышленности страны. Вдоль побережья разбросано Множество более мелких городов с высокой экономической активностью, которая во многом связана с индустрией туризма. Благодаря уникальной природе испанское Средиземноморье - обширная зона рекреации международного значения с высокоразвитым сервисом. Для Балеарских островов это главная отрасль хозяйства.

На узкой, но очень плодородной прибрежной полосе расположена зона высокопродуктивного, и разнообразного субтропического растениеводства. Кроме олив здесь выращиваются миндаль, рожковое дерево, а на орошаемых землях - апельсины и другие цитрусовые. Разнообразие агроклиматических ресурсов и возможности морской торговли стали предпосылками формирования средиземноморской поликультуры, продукция которой является важной статьей испанского экспорта, прежде всего в страны ЕС умеренного пояса.

Плотность населения в Средиземноморском регионе - самая высокая в стране (158,3 чел./кмІ) . Южнее климат становится все более жарким и сухим и в Альмерии, Аликанте и Мурсии достигает максимума аридности не только для Испании, но и для всей Европы (количество осадков менее 300 мм/год). Это обусловило концентрацию населения вокруг оросительных систем, а также длительную миграцию населения из этих провинций,

Юго-Западный Приморский регион. Три провинции Андалусии - Кадис, Севилья и Уэльва - со времен Великих географических открытий занимают исключительно выгодное стратегическое положение - отсюда начинаются кратчайшие морские пути из Европы в Новый Свет. Провинции расположены на расширении Андалусской низменности по обоим берегам Гвадалквивира в его нижнем течении. Эта территория с плодородными почвами и мягким океаническим климатом благоприятна для выращивания фруктов и винограда.

Исторический центр региона - Севилья. Великолепный по красоте город - памятник былого величия. Сегодня он значительно уступает по своему промышленному потенциалу многим городам Испании. Гордость современной Севильи - огромный выставочный центр, построенный для всемирной выставки 1992 г. В провинции Севилья сформировалась одна из важнейших в стране зон по переработке сельскохозяйственной продукции.

Важная отрасль специализации хозяйства региона - рыболовство (добыча сардины, анчоусов, морских моллюсков) и рыбоконсервное производство. Гидрологические особенности Атлантики (менее резкие, чем в Средиземном море, годовые амплитуды температуры, меньшая соленость) благоприятствуют развитию планктона - основы рыбного богатства. Продуктивность рыбной ловли здесь более чем в 10 раз выше, чем в Средиземном море. Главные рыболовные порты - Альгесирас и Уэльва .

Наиболее индустриально развита провинция Кадис, прежде всего благодаря близости Гибралтара и главного нефтяного пути в Европу. Центр провинции - крупный промышленный порт Кадис, занимающий ключевое положение в морских связях Испании с Америкой и Африкой. Грузооборот порта превышает 1 млн. т/год . Здесь расположены крупные судоверфи, военно-морская база. В Уэльве, до последнего времени экономически значительно отстававшей от двух других провинций региона, быстро развивается химическая промышленность на базе импортной нефти и местных пиритов. Плотность населения здесь в полтора раза ниже средней по стране, а в провинции Кадис в два раза превышает ее (44,4 и 148,2 чел./кмІ, соответственно ).

Мадрид (5 млн. жителей ) занимает особое место в территориальной структуре хозяйства Испании. Перенесение Филиппом II столицы государства в Мадрид привело к формированию крупного центра - не только экономического, но и политико-административного, культурного, научного и учебного. Мадридская промышленно-городская агломерация, резко контрастирующая с окружающими территориями, имеет диаметр более 100 км, здесь размещена большая часть промышленных предприятий региона. По уровню получаемой суммарной добавленной стоимости мадридский административный регион - лидер страны (более 50 млрд. долл. в год в начале 1990-х гг.) .

Мадридская промышленно-городская агломерация до настоящего времени в значительной степени остается оторванной от побережий, в том числе в системе внутриотраслевого разделения труда. Это наложило отпечаток на особенности формирования инфраструктуры страны, порайонную дифференциацию развития экономического потенциала и на ТСХ в целом. «Анклавное» положение столичного региона - одна из самых ярких черт территориальной структуры испанского хозяйства. Для преодоления инерционных последствий экономико-географического положения столичного региона, тормозящего прогрессивное развитие страны, стимулируется формирование четырех инфраструктурных линий: Мадрид - Сарагоса - Барселона, Мадрид - Бургос - Бильбао, Мадрид - Валенсия и Мадрид - Севилья. Эти инфраструктурные жгуты (термин И.М. Маергойза) могут стать «опорным каркасом» меняющейся географии обрабатывающей промышленности страны.

В Испании, отгороженной от Западной Европы Пиренеями, наблюдается тяготение экономической активности к выходам в центральную часть общеевропейского экономического пространства, прежде всего к западной и восточной оконечностям Пиренейских гор (Прибискайская и Каталонская промышленные зоны). Полоса Мадрид - Сарагоса - Барселона представляет собой важную и наиболее динамичную экономическую ось страны. Она формируется по типу полимагистральных коридоров и обеспечена железнодорожным сообщением, нефте- и газопроводами, линией электропередач. Ее значение возрастет с вводом в действие скоростной железнодорожной магистрали Париж - Барселона с европейской колеей (в Испании, как и в России, - более широкая колея). Вторая быстроразвивающаяся полоса - от Мадрида в сторону Прибискайской экономической зоны вдоль инфраструктурной линии Мадрид - Бильбао. Она также представлена полимагистралью -- электрифицированной железной дорогой, нефте- и газопроводами, серией мощных ЛЭП.

По решению и при финансовой поддержке ЕС построена новая скоростная автомагистраль Андай - Мадрид, а также мощный газопровод Лак - Серрабло для получения газа из Европы. В целом примыкающий к югу Франции треугольник Мадрид - Барселона - Бильбао в настоящее время является хозяйственно наиболее освоенной зоной испанской территории. В перспективе возможно его примыкание к формирующемуся межгосударственному экономическому макрорегиону «Солнечный треугольник» (Мюнхен - Милан - Барселона) .

Одна из серьезнейших проблем испанского хозяйства - наличие обширных внутренних экономически депрессивных зон, где индекс общего хозяйственного развития не превышает 7,9 . К ним относится большинство провинций Старой и Новой Кастилии, занимающих почти половину территории страны. Несмотря на то, что Месета стала ядром единого Испанского государства, в течение веков она была самой экономически отсталой частью страны. В отличие от индустриализированной периферии, этот регион - преимущественно сельскохозяйственный. Однако из-за изоляции от океанических ветров и общей приподнятости территории здесь часты резкие понижения температуры зимой, в силу чего Месета относится к зоне рискованного земледелия. Поэтому доля более стойких зерновых культур в сельскохозяйственных площадях здесь значительно выше, чем посадок олив и винограда, особенно в провинциях Северной Месеты.

Регион Северной Месеты. Северная Месета - главная житница страны . Равнины, покрытые до середины XIX в. склерофильными климаксовыми дубравами, в настоящее время заняты в основном полями пшеницы (80% сельскохозяйственных земель), которые дают четверть урожая зерна страны. Холодная и длительная для Средиземноморья зима на позволяет выращивать маслины, посадки которых занимают всего 0,3% сельскохозяйственных земель, сильно ограничивает виноградарство (5%). Только в восточных долинах верховий Дуэро и частично на юге с более мягкой зимой есть небольшие оливковые рощи и виноградники, в основном на относительно крутых склонах, непригодных для возделывания зерновых.

Несмотря на наличие разветвленной речной сети геологические условия территории, представляющей собой древнее антиклинальное поднятие, пронизанное гранитами, сильно затрудняют широкое использование орошения. На его развитие здесь требуется в несколько раз больше капитальных вложений, чем на востоке или юге страны. Орошаемые земли занимают только 5% сельскохозяйственных земель. Они заняты в основном сахарной свеклой, картофелем, а также разнообразными овощами. Главные заводы по переработке сахара размещены в провинции Вальядолид.

Индустрия в провинциях Северной Месеты развита слабо. Локальные индустриальные очаги созданы в Вальядолиде, Бургосе, Валенсии, Саморе, а также в Саламанке -- старейшем университетском центре Испании. Среди факторов, благоприятных для ее развития (положение между северной индустриальной зоной и столичным регионом, избыток дешевой рабочей силы, развитая транспортная сеть), - хорошая энергообеспеченностъ региона. На реке Дуэро построено шесть ГЭС общей мощностью более 400 тыс. кВт.

В целом Северная Месета - один из наименее экономически развитых регионов . Его 11 провинций сообща дают суммарной добавленной стоимости чуть больше, чем три провинции Юго-Западного Приморского региона. Уровень урбанизации регион имеет низкий: только 23,6% жителей живет в городах с населением более 10 тыс., человек. Почти половина работающих занята в коммерции. Сельское население размещено в хуторах и небольших городах, расположенных вокруг средневековых замков.

Регион Южной Месеты. Обширная Южная Месета занимает почти треть территории полуостровной Испании (128,8 тыс. кмІ, или 31% территории). В среднем она находится примерно на 100 м выше, чем Северная, и имеет более пересеченный рельеф. Две крупные реки - Тахо и Гвадиана отличаются меньшими, чем Дуэро, сезонными и годовыми амплитудами колебаний уровня воды, более спокойным течением, что связано с особенностями режима питания. Климат близок к Северной Месете, однако зима более короткая и мягкая, а лето жаркое и длинное. Осадков выпадает в среднем 300 - 400 мм/г. с максимумом в марте и ноябре. Некогда северная и западная части Южной Месеты, как и Северная, были заняты коренными дубравами, более аридная восточная и южная - степями. И те, и другие в настоящее время практически полностью превращены в сельскохозяйственные угодья.

Так же как и Северная, Южная Месета представляет собой преимущественно аграрный регион . Благодаря более благоприятному климату Южной Месеты в средиземноморской триаде доля маслин и винограда значительно выше, чем пшеницы. На орошаемых землях наряду с сахарной свеклой выращивают табак, хлопок и рис, а также кукурузу и другие культуры, ставшие кормовой базой крупных высокопродуктивных животноводческих хозяйств. Значительные площади заняты зимними пастбищами для овец. Провинция Бадахос занимает 1-е место в стране по поголовью овец (более 1,5 млн. голов в 1990-х гг.) . Это главная зона тонкорунного овцеводства страны.

К значимым индустриальным центрам Южной Месеты можно отнести провинцию Сьюдад Реаль, где развивается промышленный комплекс на базе каменноугольного месторождения Пуэртольяно в предгорьях Сьерры Морены, а также до недавнего времени разрабатывалось крупнейшее месторождение ртути в Альмадене. В размещении населения наблюдается четкое увеличение числа жителей в крупных населенных пунктах с севера на юг Месеты. На юге преобладают крупные поселки и города с населением около 10 тыс., жителей и выше.

Несколько более высокий уровень хозяйственного развития имеют регионы «Долина Эбро» и «Долина Гвадалквивира». Провинции, расположенные в долинах рек Эбро и Гвадалквивир, обладают рядом общих природных особенностей: здесь многочисленные межгорные долины спускаются к общей долине реки, литология, климатические условия, высотная поясность исключительно разнообразны, в поймах и на надпойменных террасах распространены плодородные почвы.

Регион «Долина Эбро». Провинции, расположенные между высокими Пиренеями и Иберийскими горами, образуют географическое единство, издревле известное в Испании под названием «Valle del Ebro». Вдоль р. Эбро проходит экономическая ось региона с основным промышленным фокусом в Сарагосе. Развитие индустрии стимулировали имеющиеся здесь крупные энергетические ресурсы (гидроэнергетические ресурсы Пиренеев и лигниты). В настоящее время регион дает пятую часть электроэнергии страны. «Долина Эбро» - традиционно важный сельскохозяйственный регион страны, хотя закрытость долины для североатлантических циклонов и господство в летний период сухих и жарких южных ветров bochonio осложняют сельскохозяйственное использование. Существенное значение для развития сельского хозяйства имеют крупные оросительные системы . В пяти провинциях «Долины Эбро» сосредоточено 20% орошаемых земель страны (360,5 тыс. га). На склонах гор находятся обширные пастбища (здесь сосредоточено 16,5% поголовья овец шерстяного направления).

Очень низкая плотность населения в горах компенсируется очагами высокой плотности в долине. В целом же плотность населения здесь примерно вдвое ниже средней по стране.

Регион «Долина Гвадалквивира». Общее устройство региона, в целом сходное с «Долиной Эбро», имеет ряд особенностей. Жаркий, но благоприятный для сельского хозяйства климат, прежде всего в силу смягчающего действия атлантических ветров со стороны Кадисского залива (осадки -- около 550 мм/год) способствовал развитию высокопродуктивного и разнообразного растениеводства.

В провинциях Кордова и Хаэн размещено около половины площадей посадок маслин. Большие площади заняты хлопчатником и цитрусовыми. На базе крупных месторождений полиметаллических руд в горах Сьерра Морена и Кордильера Бетика формируется Южный индустриальный пояс с крупными индустриальными центрами: Кордова, Хаэн, Дос-Эрманос, Линарес, Мендистар, Однако в целом этот регион пока относится к индустриально слаборазвитым. Одно из серьезных препятствий его развития - дефицит энергоресурсов.

Для региона характерна концентрация населения в городах и крупных сельских поселках. В провинции Кордова более половины жителей размещено в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек, что существенно выше, чем в других провинциях Андалусии. Значительная часть жителей городов занята в сельском хозяйстве, что характерно для субтропических стран и районов с сельскохозяйственной специализацией.