Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.
28 марта Росстат представил в "Российской газете" предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года, об общей численности переписанного населения, о числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население. Впервые итоги переписи по численности населения и возрастно-половом составе будут получены по всем муниципальным образованиям.
По предварительным данным, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).
Сокращение происходило из-заестественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.
По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.
Россия остается высоко урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.
По данным переписи 2010 года, сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тысяч человек против 9956 тысяч человек в 2002 году. Переписью учтено 66 205 тысяч мужчин и 76 700,2 тысячи женщин, или 46,3 процента и 53,7 процента (в 2002 году — 46,6 процента и 53,4 процента). Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин.
На основе предварительных итогов будет осуществлен расчет оценки численности населения страны и регионов по состоянию на 1 января 2011 года, который будет использован при формировании межбюджетных отношений.
В настоящее время территориальные органы Росстата осуществляют сканирование переписных листов, а также формальный и логический контроль, автоматизированное кодирование записей. После этого будет сформирована база данных для получения окончательных итогов всероссийского опроса населения.
Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.
Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников.
Всероссийская перепись населения была проведена во исполнение Федерального закона от 25 января 2002 года "О Всероссийской переписи населения". В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги ранее срока, намеченного правительством России.
Начала свою деятельность рабочая группа по официальному опубликованию итогов Всероссийской переписи населения 2010 года под председательством министра экономического развития Э.С. Набиуллиной. В состав рабочей группы входят основные пользователи информации переписи — представители администрации президента РФ, Совета Федерации, аппарата правительства, Общественной палаты, министерств, экспертного сообщества, СМИ. Окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011-2013 годов по мере их подведения в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года":
до 30 июня 2012 года — в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;
до 31 декабря 2012 года — в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.
Кроме 11 томов официальных публикаций итоги будут представлены в популярных брошюрах и атласах, размещены в открытом доступе на сайте Росстата. Впервые на сайте будет размещена база обезличенных микроданных с применением средств защиты конфиденциальной информации.
"Российская газета": Александр Евгеньевич, судя по количеству вопросов, всем интересно, что же про нас посчитали? Но все же у общественности было много сомнений по поводу опубликованных цифр. Много говорилось о том, что студентов принуждали приписывать данные в переписных листах. Насколько можно верить переписи?
Александр Суринов: Когда мы проводим перепись в нашей стране, мы все свои действия совершаем в соответствии с законом. И по закону мы переписывать население можем следующим образом: или непосредственно опрашиваем человека, которого переписываем, или записываем информацию об этом человеке со слов того, кто с ним проживает. Кто-то из людей был в командировке, кто-то — в отпуске во время всего периода проведения переписи. Таких людей мы переписывали там, где они зарегистрированы — это ЖЭКи, ДЭЗы. И в этом случае мы не заполняли полностью переписной лист на этого человека, а записывали только пол и возраст. Все это позволяет делать закон. Таких людей у нас 3,6 миллиона людей. Это много. Количество этих людей по территории страны очень неравномерно распределено. Как правило, такие "отказники", которых сложно найти, проживают в крупных городах, и, прежде всего, в столице. Чем меньше населенный пункт, тем меньше таких людей. Поэтому, когда говорят, что "меня не переписали", тут надо разбираться — человека непосредственно не переписали, но могли рассказать про него жена, муж или ЖЭК.
Есть еще вариант, когда люди категорически отказываются принимать участие в переписи, они могут это делать, скажем так, заявляя устно. Можно письменно заявить. Таких у нас было более миллиона человек. Мы знали, что они точно отказываются от участия в переписи. Больше миллиона человек. Это много.
Кроме всего прочего, люди могут отказаться от переписи, не открывая двери, или делая вид, что их там нет.
Что касается принуждения студентов, то такие случаи мы зафиксировали именно в Москве. У нас в Северном Тушино один из переписных участков "прогремел". Мы проводили проверки и, по сути дела, "вычищали" ту информацию, если мы были уверены, что она создана с нарушением, что записана в переписные листы неправильно. Это на этапе подготовки к автоматической обработке переписных листов. Затем еще раз "чистим" — по специальным технологиям проверки данных, т.е. ампутации данных, которые используются всеми национальными статистическими службами.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Перепись населения 2010 года
п. Архара - 2011 год
План
Введение
1. История переписи
2. Что такое перепись населения?
3. Проведение переписи в п. Архара
4. "Школьная перепись". Социологический опрос: "Что ты знаешь о переписи населения?"
Заключение и выводы
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Цель моей работ ы: узнать, что такое перепись населения, и как она проводится в п. Архара.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. Узнать историю переписи населения.
2. Изучить что такое перепись населения.
3. Побывать на открытии переписи в п. Архара.
4. Увидеть организацию работы на переписном участке.
5. Посмотреть работу переписчика.
6. Провести и проанализировать результаты социологического опроса по теме исследования.
7. Провести школьную перепись и проанализировать её результаты.
Практическая значимость . Материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе "Географии России", на уроках по географии и экономике в 8-11-х классах школы. Видео и фотоматериалы, собранные в ходе выполнения работы могут также представлять интерес для учреждений статистики, местных СМИ, архивных организаций.
Методы исследования определены общим направлением работы и поставленными задачами. Сформулированные задачи решаются с помощью методов описания, интервьюирования, анкетирования, социологического опроса, фото и видеосъёмки, наблюдения, анализа и обобщения.
В ходе выполнения работы посетила переписные пункты на территории п. Архара, собирала информацию в отделе статистики администрации Архаринского района, использовала материалы Интернет-сайтов, провела социологический опрос среди учащихся школы и общественности, "Школьную перепись" среди учащихся 4-11 классов.
Материалом для исследования переписи населения в п. Архара стало проведение с 14 по 25 октября 2010 года Всероссийской переписи.
Гипотеза исследования : является ли перепись населения основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся населения с целью определения перспектив социально-экономического развития страны, региона, района.
Сроки работы над проблемой : с октября 2010 года - по февраль 2011 года.
1. История переписи
Считается, что в России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств (Киевская Русь, Новгород) еще в IX веке переписывалось население для податного обложения. Данью в ту пору обкладывались дома или "дымы", затем объектом обложения в XIV веке становятся земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха (позднее - четверть, десятина). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета - подворные переписи.
В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…". Тяга императора к "сказкам" носила сугубо экономический характер - при пересмотре налоговой системы перешли к более прогрессивному подушному налогообложению, единицей которого была мужская душа. Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями податного населения" или просто "ревизиями". На протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права, ревизии были единственным источником сведений о населении страны.
После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские "народосчисления", при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В основном эти переписи проводились в столичных, крупных губерниях и некоторых уездных городах.
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году. Перепись была проведена по принципу однодневной переписи, что было настоящей революцией по сравнению с длившимися годами ревизиями. Признано, что перепись 1897 года представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.
Кстати, во время переписи император Николай II заполнил переписной лист, ответив на вопрос о роде занятий фразой, "Хозяин земли русской", чем, собственно и вошел в современную историю.
Первая всеобщая перепись населения после Октябрьской революции 1917 года была проведена в 1920 году по состоянию на 28 августа вместе с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом промышленных предприятий. Переписью было охвачено только 72 % населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия.
Следующая попытка описать население страны произошла в декабре 1926 года. Это была первая Всесоюзная перепись населения. Разработка материалов переписи населения была закончена в чрезвычайно короткий срок, к 1 сентября 1928 года. Программа разработки и публикации отличалась детальностью и многочисленными сочетаниями признаков; впервые очень подробно была изучена семья.
Следующая перепись проводилась в январе 1937 г. С точки зрения статистической науки, эта перепись стала большим шагом вперед. Во-первых, это была единственная послереволюционная перепись, проведенная как однодневная. Во-вторых, формулировки многих вопросов были упрощены, что позволяло получать достоверные ответы.
Перепись населения 1939 года была проведена по состоянию на 17 января. Впервые по всей территории страны учитывалось не только наличное население, но и постоянное, счетчики проводили предварительный обход своих участков. Впервые в истории отечественной переписи был введен контрольный бланк, содержавший вопросы переписного листа и заполнявшийся на всех проживающих постоянно или временно в данном помещении. Кроме того, всем, переписанным в качестве временно проживающих или собирающихся уехать, выдавалась справка о прохождении переписи. Эти контрольные мероприятия сохранились и в последующих переписях населения.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны статистики поставили вопрос о необходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб, причиненный войной. Предполагалось, в частности, сделать это в 1949 году, но перепись прошла только в 1959 году. Изменение сроков проведения этой переписи, скорее всего, связано с вероятностью вскрытия истинных масштабов потерь в войне и не имеющий аналогов размах репрессий в 30-40-е годы.
Хотя перепись населения 1959 года пришлась на ту эпоху в истории нашей страны, которая известна под именем "хрущевской оттепели", она стала в сущности повторением переписи 1939 г. как в плане включенных в программу вопросов, так и в плане организационном. Но все же по сравнению с переписью 1939 года новым в переписи 1959 г. было установление единого срока ее проведения в городах и сельской местности, более подробное изучение образовательных характеристик, а также то, что впервые был применен выборочный метод (правда, не при опросе, а при разработке материалов о семьях). В дальнейшем применение выборочного метода было расширено, и, начиная с переписи 1970 г., он использовался уже непосредственно при опросе населения.
А еще одно значение переписи населения 1959 г. оценили только сейчас, анализируя взаимосвязь этого мероприятия с развитием общественных наук в СССР. И вот перепись 1959 г. внесла свой вклад в бум общественных наук шестидесятых. После переписи 1959 г. резко активизировались демографические исследования динамики и структуры населения и демографических процессов, расширились публикации научной демографической литературы. Это не могло не повлечь за собой развитие социологических исследований, сыгравших затем свою роль в формировании демократических настроений в обществе. Впервые разработка материалов была полностью механизирована и проводилась централизованно.
В 1970 году (по состоянию на 15 января) впервые в практике проведения отечественных переписей населения был применен выборочный метод при сборе сведений, когда ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25 % жителей. Данные переписи широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов.
Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. По сравнению с предыдущей переписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях.
Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом "Впиши себя в историю России". Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. Перепись-2002 проходила в условиях обновленной демократической России, когда из-за трансформации, произошедшей в обществе за последнее десятилетие, изменился уклад жизни людей, появились новые социальные группы. С одной стороны, возник слой богатых людей, имеющих несколько жилищ, а с другой стороны - увеличилось количество людей, которые не имеют жилья и нигде не зарегистрированы - бомжи, нелегальные мигранты, кочующие нации. Произошли серьезные сдвиги в структуре и составе населения страны.
В связи с этим перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта - Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 года №8-ФЗ. Законом определено, что перепись населения является общественной обязанностью человека и гражданина.
В отличие от прежних переписей, когда учету подлежало и наличное и постоянное население, в переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, как это принято в большинстве стран мира.
Сенсационное отличие от прошлых переписей: запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
В качестве единицы наблюдения вместо семьи впервые было введено домохозяйство, как это принято в большинстве стран. Домохозяйство - это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.
Новым в программе переписи населения 2002 года был вопрос о гражданстве. Включение этого вопроса в программу связано с принятием в 1991 году Закона о гражданстве. Впервые при переписи населения была получена численность граждан Российской Федерации, иностранных граждан (имеющих гражданство других государств), а также лиц с двойным гражданством. перепись население историческое всероссийская
Более подробно изучались вопросы грамотности и образования населения. Впервые при переписи получена численность лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру). Были получены новые данные о дошкольном обучении детей: число детей в возрасте 3-6 лет, посещающих дошкольные учреждения, и число детей в возрасте 6-9 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Перепись зафиксировала детей и подростков, которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения.
Получено распределение населения на экономически активное и экономически неактивное, что значительно приблизило нас к международным стандартам. Впервые изучалось "положение в занятии" - нанимаемый вы работник, работающий в организации любой формы собственности, либо сами нанимаете людей, либо работаете единолично, занимаетесь частным предпринимательством.
Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых.
При изучении брачного состояния впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак).
Всероссийская перепись населения 2010 года прошла с 14 по 25 октября 2010 года. Цель переписной кампании - сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году. Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение будет осуществлена в 2010-2011 годах.
Как уже сказано, Россия не одинока в проведении переписи, существуют так называемые "раунды" ООН - годы, оканчивающиеся на 9, 0 и 1, а проходят они каждые 10 лет. Так, резолюцией Е/2005/24Е/CNJ/2005/27, принятой Экономическим Социальным Советом Организации Объединенных Наций, объявлен раунд переписей населения и жилищного фонда 2010 года (с 2005 по 2014гг.).
И, конечно же, перепись - это проверка самосознания современного человека и его социальной ответственности. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит - участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так - во всех сферах жизни.
По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность для каждого осознать себя частью единого целого. И участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей, и они осознают перепись как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание повинности. Поэтому и перепись 2010 проходила под девизом "России важен каждый".
2. Что такое перепись населения ?
Всероссийская перепись населения 2010 года - мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Основной тур переписи проведён с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводилась с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.
Цель переписной кампании - сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории РФ. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году. Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение будет осуществлена в 2010-2011 годах. Организатором переписи является Федеральная служба государственной статистики.
3 . Проведение переписи в п. Архара
С 14 октября по 25 октября 2010 года на территории нашего района и посёлка проводилась перепись населения. В ней приняли участие более 60 человек - это переписчики и руководители переписных участков.
14 октября состоялось торжественное открытие данного мероприятия. В здании поселковой администрации Манаева Е.П., глава нашего посёлка и Патрушева Н.С., руководитель отдела статистики администрации Архаринского района приветствовали переписчиков и пожелали им успешной работы на протяжении всей переписи. Затем на переписном участке №2 им были выданы портфели и переписчики отправились по своим участкам.
Побывав на переписном участке №1(РДК), взяла интервью у Рыжовой Н.К. Она рассказала об организации переписи на территории района, о важности данного мероприятия и ответила на все интересующие вопросы.
В один из дней вместе с переписчиком побывала у одного из жителей нашего посёлка. Во время переписи проводила видео и фотосъёмку. По итогам такой работы смонтировала фильм.
4 . "Школьная перепись". Социологический опрос: "Что ты знаешь о переписи населения?"
В рамках подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года в МОУ "СОШ №1 им. А.П. Гайдара" мы провели "Школьную перепись" и предложили поучаствовать в ней учащимся с 4-го по 11-ый класс.
Подготовительная работа к "Школьной переписи" состояла из выборов переписчиков из состава школьного парламента, согласования вопросника переписного листа, подготовки и выпуска переписных листов. Эмблемой школьной переписи стала Всероссийская эмблема, а девиз "Школе важен каждый" перекликался с девизом Всероссийской переписи населения 2010 года "России важен каждый".
Школьная перепись проходила с 1 по 7 октября в 4-11 классах. Заместитель директора по воспитательной работе рассказала о переписи населения и о "Школьной переписи", её задачах и значении для школы и ребят. Переписчики с бейджами на груди были собраны и ответственны. Они ознакомили учащихся с вопросами переписного листа, с правилами проведения переписи, раздали переписные листы, и течение всего времени заполнения переписного листа были активными консультантами ребят. После заполнения переписных листов переписчики обработали переписные листы и подвели итоги переписи по классам.
Также мы провели социологический опрос среди учащихся и общественности "Что ты знаешь о переписи населения?": знают ли, когда проходила последняя перепись населения, дату проведения переписи в этом году и вообще, для чего нужна перепись населения.
Результаты переписи огласили в конце первой учебной четверти перед учащимися школы. Для оглашения результатов переписи собрались переписчики: Лёушкина Анна, Сотникова Анна, Гаврикова Мария, Тюрина Арина ученицы 8 класса. Вместе с ними были педагог - организатор "Школьной переписи" Герасимова Марина Борисовна, заместитель директора по воспитательной работе.
В переписи приняли участие 152 учащихся - 47 % от общего числа учащихся 1-11 классов. От 12 до 15 вопросов переписного листа позволили сделать следующие выводы.
Ученики школы имеют 62 различных имени. Самыми популярными именами среди учащихся оказались: Анастасия и Анна по 5 человек, Александр, Иван, Сергей по 6 человек. Также широко распространены имена: Екатерина, Виктория, Мария, Дарья, Кристина, Алёна, Валерия, Алина, Яна, Марина, Дмитрий, Андрей, Влад, Артем, Максим, Алексей, Владимир. А вот 24 ученика школы ни с кем не спутать, у них единственные имена: Лейла, Виолетта, Герман, Руслан, Эшгин, Эдуард, Регина, Тамара, Арсен, Христина, Дошкун, Нина, Влада, Эльвира, Александра, Гриша, Вячеслав.
В Школьной переписи принимали участие ребята от 9 до 17 лет.
При обработке переписных листов выяснилось, что ученики школы имеют обширную географию мест своего рождения. Но 68 % школьников родились в п. Архара, 15 % в Благовещенске, 4 % в Хабаровске, по 2 % в Еврейской автономной области и Азербайджане.
Демографическая ситуация в нашей стране непростая. Но ребята выяснили, что 84 ученика школы, а это 55 %, имеет родных братьев, сестер. В школе в большинстве семей по два и более ребенка.
Вопрос о месте жительства позволил узнать, что 58 % учащихся проживают в районе школы: 88 школьников от 5 до 10 минут затрачивают на дорогу в школу. 42 % учащихся проживают далеко от школы. И 62 ученика добираются до школы за 20 и более минут. О чем можно сделать вывод, что этим ученикам нравиться школа, в противном случае они могли бы найти учебное заведение поближе к дому.
Только 10 % опрошенных отметили, что не посещали детский сад.
Один из вопросов переписи был: "Кем вы хотите стать в будущем по профессии?". Оказалось, что ученики хотят овладеть 25 различными профессиями. Самые популярные из них: юрист, дизайнер, врач, бизнесмен, водитель, милиционер, программист, военный, переводчик.
Не определились с будущей профессией 14 % опрошенных.
Вопрос о домашних животных показал, что большинство ребят - имеют домашнего питомца. Самые распространенные животные, которые становятся верными друзьями - это конечно, кошки и собаки. Но есть другие представители фауны - попугайчики, рыбки, черепаха, хомяки, кролики.
У 30 % опрошенных самый любимый предмет - физкультура, второй по популярности предмет 20 % - русский язык, на третьем месте 19 % - математика. И есть ряд учеников, которые так и не смогли из множества любимых предметов отдать предпочтение какому-то одному.
По завершении проекта "Школьная перепись" мы были уверены, что учащиеся МОУ "СОШ №1. П. Гайдара" обязательно расскажут своим родным и близким, соседям, друзьям, знакомым о важности и необходимости проведения Всероссийской переписи населения -2010 и призовут к активному участию в ней населения.
При проведении социологического опроса 14-ти учащимся школы в возрасте от 10 до 17 лет и 3-м представителям общественности нашего посёлка были заданы вопросы:
2. В каком году проходила последняя Всероссийская перепись населения?
3. Для чего в нашей стране проводится перепись населения?
Из 14 учащихся на первые два вопроса ответили 2 человека, 12 человек не знали ответы на вопросы. На третий вопрос ответили 5 человек, 9 человек не смогли дать ответы. Все учащиеся с интересом, а иногда с большим удивлением слушали о переписи населения.
А вот все опрошенные представители взрослой общественности подробно и точно дали ответы на поставленные вопросы.
При проведении социологического опроса среди учащихся и общественности выяснилось, что учащиеся не знают дату последней переписи населения и дату предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года узнали только от нас, а вот старшее поколение очень точно и подробно давало ответы на наши вопросы.
Заключение и выводы
Таким образом , в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы по работе:
1. Перепись населения проводится периодически, как правило, один раз в десятилетие для получения данных о численности, размещении и составе населения "по полу, возрасту, брачному состоянию, общественным группам, национальности и родному языку, по уровню образования, занятиям, о распределении его по отраслям народного хозяйства и т.п.
2. Проведению Всероссийской переписи населения предшествует очень большая, трудоёмкая, долговременная, достаточно затратная подготовительная работа и привлечение различных структур на разных уровнях власти. Организатором переписи является Федеральная служба государственной статистики.
3. Материалы переписи необходимы для текущей и перспективной экономической политики, являются уникальным источником разносторонних характеристик населения необходимых всем ветвям власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, в каждом районе и населенном пункте.
4. Проект "Школьная перепись"и социологический опрос "Что ты знаешь о переписи населения?" позволил познакомить учащихся школы с переписью населения и осознать важность и необходимость проведения Всероссийской переписи населения -2010 в нашей стране.
Список используемой литературы
1. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года - Москва, 2003. - 48 страниц, 8 цветных вкладок.
2. Всероссийская перепись населения: история и современность- Благовещенск, 2000. - 100 страниц.
3. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. - Амурское отделение Хабаровского книжного издательства,1989.
4. http://www.ru.wikipedia.org - Википедия.
5. http://www.perepis-2010.ru/.
6. http://www.perepis2002.ru/.
7. http://www.gks.ru/perepis/2010/vnp2010.html.
Приложение
Рис. Эмблема
Рис. Удостоверение заведующей переписным участком
Рис. Форма переписчика
Рис. Портфель переписчика
Рис. "Школьная перепись"
Рис. Работа переписчика
Размещено на Allbest.ru
...Обоснование необходимости и правил проведения всероссийской переписи населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории страны.
реферат , добавлен 21.03.2011
Отражение в статистических данных тенденций и закономерностей развития социальных и экономических процессов, связи и взаимозависимости между ними. Текущий учет населения, его механическое движение. Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года.
контрольная работа , добавлен 15.04.2010
Первые переписи населения в России. Подворные переписи и подушные переписи. Учетно-статистическое дело в России. Первая Всероссийская перепись организованная научно. Советские переписи населения. Микропереписи населения. Анализ переписей населения.
контрольная работа , добавлен 22.11.2008
Сущность, значение и основные моменты истории переписи населения в России. Основные принципы проведения переписей населения. Характеристика программы осуществления переписи населения, ее структура и требования к проведению и полученным материалам.
контрольная работа , добавлен 10.11.2010
Естественное движение населения. Данные всероссийской переписи населения за 2010 год. Численность и размещение населения на территории Российской Федерации. Состояние в браке, рождаемость. Уровень образования населения. Источники средств к существованию.
курсовая работа , добавлен 16.12.2012
История и основные этапы развития переписи населения в России, принципы ее реализации на сегодняшний день. Порядок составления программы переписи населения. Итоги переписи в России 2002 года, их анализ и выводы, определение динамики за последние годы.
курсовая работа , добавлен 08.01.2011
Основные источники информации о населении и перепись населения как один из них. Краткая история проведения учетов и переписей населения мира. Научные принципы и программа проведения переписей населения. Категории населения, учитываемые переписью.
курсовая работа , добавлен 12.02.2011
Основные принципы и ход переписи населения в 2002 и 2010 годах в России. Представление данных о численности, возрастно-половом составе и уровне образованности населения государства. Исследование демографической ситуации Сибирского федерального округа.
курсовая работа , добавлен 08.05.2011
История проведения всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Учёт демографической динамики населения в России. Увеличение продолжительности жизни и миграционный прирост по данным 2006-2010 гг. Плотность населения России по субъектам.
творческая работа , добавлен 19.05.2012
Требования к проведению переписи населения. Миграция как механическое движение населения. Факторы, влияющие на уровень рождаемости. Демография как наука о народонаселении в его общественно-историческом развитии. Причины проведения переписи населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» установлено, что с 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .
Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).
По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.
Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.
Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.
В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов. По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.
На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.
По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).
Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет)
Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%). Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).
Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.
При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.
В 2010 г.владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).
Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.
Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.
Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.
При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).
Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).
Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).
В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).
Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.
Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.
Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).
В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.
Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).
Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.
В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.
Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.
В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.
Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).
Социальная политика государства в структуре государственно-муниципального менеджмента: определение, генезис, цель, мера комплексности и набор ее объектов. Социальная политика в РФ и РТ.
В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).Название народа | Численность (человек) | Прирост (%) | Среднегодовой прирост (%) | ||||
1989 | 2002 | 2010 | 1989-2002 | 2002-2010 | 1989-2002 | 2002-2010 | |
Алеуты | 644 | 540 | 482 | -16,1 | -10,7 | -1,3 | -1,4 |
Алюторцы (*) | … | (12) | 0 | … | … | ||
Вепсы | 12142 | 8240 | 5936 | -32,1 | -28,0 | -2,8 | -4,0 |
Долганы | 6571 | 7261 | 7885 | 10,5 | 8,6 | 0,7 | 1,0 |
Ительмены | 2429 | 3180 | 3193 | 30,9 | 0,4 | 2,0 | 0,1 |
Камчадалы | … | 2293 | 1927 | … | -16,0 | … | -2,2 |
Кереки | 8 | 4 | … | -50,0 | … | -8,3 | |
Кеты | 1084 | 1494 | 1219 | 37,8 | -18,4 | 2,4 | -2,5 |
Коряки | 8942 | 8743 | 7953 | -2,2 | -9,0 | -0,2 | -1,2 |
Кумандинцы | … | 3114 | 2892 | … | -7,1 | … | -0,9 |
Манси | 8266 | 11432 | 12269 | 38,3 | 7,3 | 2,4 | 0,9 |
Нанайцы | 11883 | 12160 | 12003 | 2,3 | -1,3 | 0,2 | -0,2 |
Нганасаны | 1262 | 834 | 862 | -33,9 | 3,4 | -3,0 | 0,4 |
Негидальцы | 587 | 567 | 513 | -3,4 | -9,5 | -0,3 | -1,2 |
Ненцы | 34190 | 41302 | 44640 | 20,8 | 8,1 | 1,4 | 1,0 |
Нивхи | 4631 | 5162 | 4652 | 11,5 | -9,9 | 0,8 | -1,3 |
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] | 179 | 346 | 295 | 93,3 | -14,7 | 4,9 | -2,0 |
Орочи | 883 | 686 | 596 | -22,3 | -13,1 | -1,8 | -1,7 |
Саами | 1835 | 1991 | 1771 | 8,5 | -11,0 | 0,6 | -1,5 |
Селькупы | 3564 | 4249 | 3649 | 19,2 | -14,1 | 1,3 | -1,9 |
Сойоты | … | 2769 | 3608 | … | 30,3 | … | 3,4 |
Теленгиты (*) | … | 2399 | 3712 | … | 54,7 | … | -0,1 |
Тазы | … | 276 | 274 | … | -0,7 | … | 5,6 |
Телеуты | … | 2650 | 2643 | … | -0,3 | … | 0,0 |
Тофалары | 722 | 837 | 762 | 15,9 | -9,0 | 1,1 | -1,2 |
Тубалары (*) | … | 1565 | 1965 | 25,6 | … | 2,9 | |
Тувинцы-тоджинцы (*) | … | 4442 | 1858 | … | -58,2 | … | -10,3 |
Удэгейцы | 1902 | 1657 | 1496 | -12,9 | -9,7 | -1,0 | -1,3 |
Ульчи | 3173 | 2913 | 2765 | -8,2 | -5,1 | -0,6 | -0,6 |
Ханты | 22283 | 28678 | 30943 | 28,7 | 7,9 | 1,9 | 1,0 |
Челканцы (*) | … | 855 | 1181 | … | 38,1 | … | 4,1 |
Чуванцы | 1384 | 1087 | 1002 | -21,5 | -7,8 | -1,7 | -1,0 |
Чукчи | 15107 | 15767 | 15908 | 4,4 | 0,9 | 0,3 | 0,1 |
Чулымцы | … | 656 | 355 | … | -45,9 | … | -7,4 |
Шорцы | 15745 | 13975 | 12888 | -11,2 | -7,8 | -0,9 | -1,0 |
Эвенки | 29901 | 35527 | 38396 | 18,8 | 8,1 | 1,3 | 1,0 |
Эвены | 17055 | 19071 | 21830 | 11,8 | 14,5 | 0,8 | 1,7 |
Энцы | 198 | 237 | 227 | 19,7 | -4,2 | 1,3 | -0,5 |
Эскимосы | 1704 | 1750 | 1738 | 2,7 | -0,7 | 0,2 | -0,1 |
Юкагиры | 1112 | 1509 | 1603 | 35,7 | 6,2 | 2,2 | 0,8 |
Все КМНС | 209378 | 252222 | 257895 | … | 102,2 | 0,3 | |
Народы, учтенные в 1989 г. | 209378 | 231195 | 237476 | 110,4 | 102,7 | 0,7 | 0,3 |
Территория | Народы, которые учтены на этой территории | Их численность в … | при-рост (%) | |
2002 | 2010 | |||
Мурманская область | саами | 1769 | 1599 | -9,6 |
Республика Карелия | вепсы | 4870 | 3423 | -29,7 |
Ленинградская область | вепсы | 2019 | 1380 | -31,6 |
Вологодская область | вепсы | 426 | 412 | -3,3 |
Архангельская область | ненцы | 8326 | 8020 | -3,7 |
Республика Коми | ненцы, ханты, манси | 807 | 559 | -30,7 |
Свердловская область | манси | 259 | 251 | -3,1 |
Тюменская область | ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки | 67186 | 74664 | 11,1 |
Томская область | селькупы, ханты, чулымцы, эвенки | 3247 | 2198 | -32,3 |
Кемеровская область | шорцы, телеуты, кумандинцы | 14382 | 13417 | -6,7 |
Алтайский край | кумандинцы | 1663 | 1401 | -15,8 |
Республика Алтай | теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы | 5803 | 7801 | 34,4 |
Республика Хакасия | шорцы | 1078 | 1150 | 6,7 |
Республика Тыва | тувинцы-тоджинцы | 4435 | 1856 | -58,2 |
Красноярский край | долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы | 16409 | 16226 | -1,1 |
Иркутская область | эвенки, тофалары | 2154 | 1950 | -9,5 |
Республика Бурятия | сойоты, эвенки | 5073 | 6553 | 29,2 |
Забайкальский край | эвенки | 1492 | 1387 | -7,0 |
Амурская область | эвенки | 1501 | 1481 | -1,3 |
Хабаровский край | нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи | 23512 | 22549 | -4,1 |
Приморский край | удэгейцы, нанайцы, тазы | 1591 | 1429 | -10,2 |
Сахалинская область | нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи | 3192 | 2934 | -8,1 |
Камчатский край | коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы | 15236 | 14368 | -5,7 |
Магаданская область | эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры | 4738 | 4841 | 2,2 |
Республика Саха (Якутия) | эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи | 32860 | 39936 | 21,5 |
Чукотский автономный округ | чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки | 16757 | 16858 | 0,6 |
Дмитрий Богоявленский
Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.