Население мира. Состав и структура населения. Списки стран по населению: численность, занятость и интересные факты

Население мира. Состав и структура населения. Списки стран по населению: численность, занятость и интересные факты

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Запол­ните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).

Работа выполняется по вариантам. По усмотрению учителя могут сравниваться две и более стран, в том числе те, для которых данные расчетов уже представлены в таблице 1.

Пример расчета для Японии:

а) доля населения среднего возраста:

100 % - (15 + 21) % = 64 %;

б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН:

2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возра­ста, постройте столбчатые диаграммы (если они отсутствуют) доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Запол­ните таблицу 2 (по образцу).

3. Отметьте причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран:

4. Используя диаграмму задания 2 и нижеприведенную диаграм­му, сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН одной из сравниваемых стран. Отметьте причины, влияющие на долю ЭАН, характерные для этой страны:

а) высокий уровень развития экономики;

б) значительная доля населения, не вовлеченного в обществен­ное производство;

в) низкий уровень развития экономики;

г) высокая доля населения среднего возраста;

д) высокий уровень безработицы.

5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу 3 для сравниваемых стран (по образцу).

6. Впишите недостающие звенья в цепочку причинно-следствен­ных связей:


Вывод 1.

Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ре­сурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более вы­сокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеоб­разовательной и профессиональной подготовки.

7. Назовите страны с наибольшей долей ЭАН, занятого:

а) в сельском хозяйстве;

б) в промышленности;

в) в непроизводственной сфере.

8. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах
хозяйства (в первую очередь в сельском), различают аграрные,
индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Заполните таблицу 4 (по образцу), используя дополни­тельные данные.



9. Отметьте правильное(ые) логическое(ие) выражение(я):

Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, уровнем экономического развития страны и ее типом.

Трудовые ресурсы мира

Определение 1

Трудовыми ресурсами являются люди, достигшие определенного возраста и обладающие необходимым физическим развитием, умственными способностями, дающими возможность принимать участие в общественно полезном труде.

К трудоспособному возрасту относят также работающих подростков до 16 лет и работающих пенсионеров.

Не все люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, принимают непосредственное участие в производственном процессе.

Определение 2

Та часть людей, которая в производственном процессе принимает непосредственное участие, получила название экономически активного населения.

К экономически активному населению не будут относиться люди, занятые домашним хозяйством, студенты, школьники, достигшие трудоспособного возраста.

Рисунок 1. Экономически активное население. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Численность трудовых ресурсов больше численности экономически активного населения. Оба понятия широко используются в международной статистике и являются важными для развития как национальных, так и мировой экономики.

В 1990 г. трудовые ресурсы мира составляли 61% тогдашнего населения планеты или 3,2 млрд. человек, причем среди мужского населения – 62%, среди женского – 60%.

В этом же году на долю экономически активного населения приходилось 45% мирового населения или 2360 млн. человек. При этом мужчины составляли 57%, женщины – 33%.

В 2000 г. экономически активное население превысило 3 млрд. человек. Специалисты объясняют этот рост демографическим взрывом в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Надо сказать и о том, что нужно учитывать число полностью безработных в это время, которое приблизилось к 100 млн. человек. Частично безработных было 300 млн. человек.

Международная организация труда к безработным относит лиц старше 15 лет, не имевших работы в рассматриваемый период, но занимавшихся её поиском и готовых к ней приступить.

В промышленно развитых странах уровень безработицы составлял:

  • 4,5% в США,
  • 4,3% в Японии,
  • 6,2% в Великобритании,
  • 10,9% в Германии,
  • 11,8% во Франции,
  • 12,0% в Италии,
  • 18,8% в Испании.

Трудовые ресурсы разных стран имеют различия, и зависят от воспроизводства населения и экономического развития страны. Исходя из этого, различия могут быть очень большими, и это относится, прежде всего, к абсолютным показателям занятости.

Лидерами в этом отношении были Китай – 750 млн. человек, Индия – около 400 млн. человек, Индонезия – 90 млн. человек, Бразилия – 70 млн. человек, Бангладеш – 60 млн. человек.

По абсолютным показателям занятости из развитых в экономическом плане стран в первую пятерку входили:

  • США – боле 140 млн. человек,
  • Япония – 85 млн. человек,
  • Россия – 67 млн. человек,
  • Германия – 38 млн. человек,
  • Великобритания – 27 млн. человек.

Относительные показатели тоже имеют свое значение.

Среди стран выделяется общая закономерность, которая заключается в том, что доля лиц экономически активного населения в развивающихся странах меньше по сравнению с развитыми странами, что объясняется меньшей занятостью женщин особенно для арабо-мусульманских стран.

Наибольшая активность женщин в общественном производстве в развитых странах приходится на возрастную группу 20-24 года. Затем их доля постепенно начинает уменьшаться, в виду того, что у женщин появляются семейные обязанности по воспитанию детей.

Структура занятости населения мира

В отраслевой и профессиональной структуре занятости происходит снижение доли занятых в сельском, лесном хозяйстве, в рыболовстве, а доля занятых в сфере услуг быстро увеличивается.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в развитых странах мира.

Рисунок 2. Занятость населения по отраслям хозяйства. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Доля занятых в промышленном производстве по разным странам колеблется – от 13 до 25% в развитых странах, в новых индустриальных странах доля занятых составляет 20%, в развивающихся странах она несколько ниже, а в самых бедных странах эта доля не превышает 10%.

Что касается профессиональной занятости, то в развитых странах растет доля людей, обладающих знанием современных технологий и, прежде всего, информационных, растет доля менеджеров.

Существенное отличие по странам имеет качество трудовых ресурсов и интенсивность их использования. Промышленно развитые страны, начиная с середины XX века, начали переход к постиндустриальному обществу, который сопровождался структурными изменениями в занятости и качестве трудовых ресурсов.

В производственной сфере происходило высвобождение значительного количества трудовых ресурсов, которые пополняли третичный сектор. Сегодня в развитых странах мира 2/3 экономически активного населения заняты различного рода услугами – торговлей, банковским и страховым делом, государственным управлением, и др.

Сфера услуг требует от человека высокого образовательного и профессионального уровня. Путь периферийных стран – догоняющее развитие, т.е. они, находятся на стадии перехода от аграрной стадии к индустриальной.

На стадии перехода растет доля занятых в промышленном секторе экономики. Китай, например, превратился в мастерскую мира, в Индии идет интенсивная индустриализация.

Целый ряд аграрных государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в конце XX века превратились в центры индустриального развития. Это новые индустриальные страны (НИС) – Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Мексика, Бразилия, Аргентина, Таиланд, Малайзия и др.

Надо сказать, что качество трудовых ресурсов в большинстве развивающихся стран определяется просто уровнем грамотности, а не наличием специалистов с высшим образованием.

Международная трудовая миграция

Проявлением глобализации мирового хозяйства стала международная трудовая миграция.

Причины этой миграции имеют экономический характер, неравномерное развитие экономики стран мира, разная оплата труда.

Потоки трудовых мигрантов направлены в развитые страны мира, среди них США, Канада, Австралия, страны Западной Европы и Израиль, которые являются традиционными центрами миграций.

Самое большое количество трудовых мигрантов, по данным Фонда ООН в области народонаселения, в 2010 г. приняли США – 42,8 млн. человек, Россия – 12,3 млн. человек, Германия – 10,8 млн. человек, Саудовская Аравия – 7,3 млн. и Канада – 7,2 млн. человек.

Самое большое количество эмигрантов дает Китай, Индия, Филиппины, соответственно 35 млн., 20 млн., 7 млн. человек.

За счет иммиграции развитые страны решают проблемы дефицита трудовых ресурсов, а ряд отраслей промышленности Западной Европы не может функционировать без привлечения иностранцев.

Во Франции 70% иммигрантов заняты в сфере коммунального хозяйства, в Бельгии в добывающей промышленности работают 50% иммигрантов, а в Швейцарии 40% занято в строительстве.

Привлекая иностранных специалистов высокой квалификации, развитые страны не только омолаживают трудовые ресурсы, но и экономят на их обучении.

В наше время привлечение иностранных работников характерно и для развивающихся стран – это нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока, НИС, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Саудовской Аравии на нефтепромыслах трудится 40% иностранцев, в Кувейте – 58%, а в Объединенных Арабских Эмиратах их доля составляет 74%.

Угрозой национальной безопасности для любой страны является «утечка мозгов», от которой последние 30 лет прямые и косвенные потери развивающихся стран оценили в 30 млрд. долларов.

Россия в миграционных процессах принимает участие и как страна донор, и как страна, принимающая рабочую силу. Россия после США находится на втором месте по числу иммигрантов.

Странами поставщиками мигрантов в Россию являются Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Молдова, Таджикистан, Узбекистан – это не квалифицированная рабочая сила и часто не владеющая русским языком.

Российские эмигранты – дипломированные и опытные специалисты выбывают в развитые страны мира. Количество трудовых ресурсов, таким образом, увеличивается, а вот качество трудового потенциала страны ухудшается.

ВОЗРАСТНОЙ И ПОЛОВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ

Разные типы воспроизводства населения влияют на его возрастной и половой состав, от которого в свою очередь зависит обеспеченность страны трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы - все население, способное к труду. Включают в себя занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, учащихся, занятых и безработных.

ЭАН (экономически активное население) - часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере, а также активно ищущие работу (безработные). Другими словами, это все занятые и безработные.

Таблица 14. Возрастной состав и структура населения мира

Регион Доля групп населения разных возрастов в общей численности населения, %
дети (0-14 лет) взрослые (15-59 лет) пожилые (60 лет и старше)
Страны СНГ 25 61 14
Зарубежная Европа 22 61 17
Зарубежная Азия 36 57 7
Африка 45 50 5
Сев. Америка 23 62 15
Латинская Америка 39 55 6
Австралия и Океания 29 59 12
Мир в целом 34 58 8

В развитых странах доля детей во всем населении составляет в среднем 23%, пожилых людей 15%, а в развивающихся соответственно 43% и 6%.

Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется особый вид диаграммы: возрастно-половая пирамида.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения - трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения.

В среднем в мире к экономически активному можно отнести примерно 45% всего населения или около 2,7 млрд. человек. В России, странах зарубежной Европы, Северной Америки этот показатель (50-60% и более) выше среднемирового при высокой, а иногда и очень высокой занятости женщин. В странах Азии, Африки и Латинской Америки он обычно ниже среднемирового (40- 45%). Это объясняется их большей экономической отсталостью, очень высокой долей детских возрастов, хотя миллионы детей и подростков работают, значительно меньшим вовлечением женщин в общественное производство.

Возрастно-половая пирамида стран первого и второго типа воспроизводства.
(для увеличения изображения нажмите на рисунок)

ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Мужское и женское начала в природе равнозначны. Хотя в среднем на каждые 100 девочек рождается примерно 104-107 мальчиков, к 15 годам соотношение обоих полов выравнивается. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения в различных странах происходит неодинаково.

Примерно в половине стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке. Это объясняется прежде всего тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше, чем у мужчин (см. таблицу 7. "Средняя ожидаемая продолжительность жизни на конец 90-х годов ХХ века"). Во многих странах этих регионов превышение числа женщин связано с потерями мужского населения во время второй мировой войны. С вхождением в жизнь новых поколений разрыв в численности мужчин и женщин обычно выравнивается, но из этого правила есть и исключения.

В 1997 г. в России женщин было на 9 млн. больше, чем мужчин. По прогнозам, к 2010 г. этот разрыв возрастет до 10-11 млн., что связано, прежде всего, с повышенной смертностью среди мужского населения.

В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова.

А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Во многом это объясняется существовавшим долгое время приниженным положением женщины в семье и в обществе (ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты, голода и болезней). В последнее время на половой состав населения ряда стран Азии стали оказывать большое влияние внешние миграции населения.

В нефтедобывающих странах Персидского залива в результате большого притока мужской рабочей силы доля мужчин во всем населении составляет 55-65%. Такого превышения больше нигде в мире нет.

И все же на итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многонаселенных странах мира - Китае и Индии. Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.

РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки.

Состав и структура человеческих рас, (%).

Р А С Ы
ЕВРОПЕОИДНАЯ
42,9%
МОНГОЛОИДНАЯ (АЗИАТСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ВЕТВИ)
19,1%
НЕГРОИДНАЯ
7%
АВСТРАЛОИДНАЯ
0,3%
СМЕШАННЫЕ, КОНТАКТНЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РАСОВЫЕ ГРУППЫ
около 30%

Этносы (народы) - сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием и противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам.

Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Для географии населения наибольшее значение имеют классификации народов, во-первых, по численности и, во-вторых, по языку.

Классификация народов по численности свидетельствует прежде всего об исключительно больших различиях между ними: от китайцев, которых уже более 1,3 млрд., до племени веддов в Шри-Ланке или ботокудов в Бразилии, которые насчитывают менее 1 тыс. человек. Основную часть населения Земли составляют большие и в особенности самые большие народы, тогда как на долю многих сотен небольших народов приходится всего несколько процентов населения земного шара. Но свой вклад в мировую культуру вносили и вносят и большие, и малые народы.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.

Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них - индоевропейская семья.

На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 2,5 млрд. человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения.

Свыше 1 млрд. человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 250 млн. - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства ; больше всего их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства - Бельгия, Канада. Наряду с этими есть немало стран, которые представляют собой многонациональные государства ; в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное или конфедеративное административно-территориальное устройство.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.

  1. однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар);
  2. с резким преобладанием одной нации , но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);
  3. двунациональные (Бельгия, Канада);
  4. с более сложным национальным составом , но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке);
  5. многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений. В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения родственных племен в народности, а народностей в нации.

С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде всего с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них наций и народностей. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР.

В Канаде две основные нации - англо-канадцы и франко-канадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует "Французскую Канаду" в отличие от всех остальных провинций, составляющих "Английскую Канаду". Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Часть франко-канадцев выдвигает даже требование суверенного Квебека, т. е. создания самостоятельного франко-канадского государства.

С конца 80-х гг. сильно осложнились межнациональные отношения в России и в ряде других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, особенно в республиках бывшей Югославии.

Таблица 15. Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки, на начало 90-х годов

Расовая дискриминация - ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности. Крайняя степень расовой дискриминации, возведенная в ранг государственной политики - апартеид (ЮАР до середины 80-ых годов ХХ века).

РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

В зависимости от своего распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные .

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Наиболее распространенная из миро­вых религий - христианство (оно включает три ветви - католиче­скую, протестантскую и православ­ную), которое исповедуют примерно 2,4 млрд. человек, преимущественно в Европе, Америке и Австралии. Вто­рое место по числу верующих (1,3 млрд.) занимает ислам (мусуль­манство), который объявлен государ­ственной религией во многих странах мира, расположенных главным обра­зом в Азии и Африке. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 стран мира. В России ислам исповедует почти 20 млн. человек. Третье мес­то среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддиз­му (500 млн.), распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Вос­точной Азии.

В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах.

География мировых религий.

ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ БУДДИЗМ И ЛАМАИЗМ
Католицизм

Америка
Европа
Филиппины

Протестантизм

страны Европы, С. Америки
Австралия
Н. Зеландия
Африка (ЮАР и бывшие колонии Великобритании

Православие

Вост. Европа (Россия, Болгария, Сербия, Украина и др.)

страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии (преимущественно суннитского и лишь в Иране, отчасти Ираке и Йемене - шиитского толка), Северной Африки. Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува).

Наиболее крупные по числу жителей исламские государства - Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия (от 100 до 200 млн. верующих), Иран, Турция, Египет (от 50 до 70). В России ислам исповедуют почти 20 млн. человек; это вторая по значению и массовости после христианства религия в стране.

Само арабское слово "ислам" буквально означает "покорность". Однако именно с этой религией связаны многие острые политические и религиозные конфликты. За ним стоит исламский экстремизм , который стремится заменить гражданское общество исламским, устроенным по законам шариата. С другой стороны, умеренный ислам вполне может уживаться с гражданским обществом.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

  1. Индуизм - 750 млн чел. (Индия, Непал, Шри-Ланка)
  2. Конфуцианство - 200 млн чел. (Китай)
  3. Синтоизм (Япония)
  4. Местные традиционные религии (Африка, Ю. Америка, Океания, Китай, Индонезия).

Широкое распространение получил также иудаизм - одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством.

Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, религия продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье. В частности, она очень сильно влияет на воспроизводство населения.

В протестантских странах возраст вступления в брак, как правило, наиболее поздний, а оформление развода не представляет большой сложности. В некоторых католических странах (Испания, страны Латинской Америки) закон разрешает мужчинам вступать в брак с 14 лет, а женщинам с 12 лет. Получить развод католику теперь тоже значительно проще, чем лет 20-30 назад, когда он был фактически запрещен. Очень низок возраст вступления в брак в мусульманских странах, где религия поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и большей частью отрицательно относится к демографической политике. Индуизм также поощряет ранние и обязательные браки и многодетность, хотя в отличие от мусульманства запрещает разводы и вторичные браки. Раньше в Индии половина девочек-подростков до 14 лет была замужем. Но и теперь половина женщин вступает в брак до 18 лет. А конфуцианская мораль в Китае явно способствует осуществлению демографической политики.

Религиозные противоречия часто переплетаются с расовыми и национальными, приводя к возникновению долговременных "горячих точек". Уже много лет сохраняется политическая напряженность в Северной Ирландии (Ольстере), где не утихает религиозная рознь между католиками, составляющими коренную, но более обездоленную часть населения, и протестантами (потомками переселенцев из Англии и Шотландии), которые занимают ключевые позиции в экономической и политической жизни этой части Великобритании.
1

  • Размещение населения - Население Земли 7 класс
  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

    Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

    Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

    Возраст является главным критерием при определении трудовых ресурсов, т. е. части населения, обладающей физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для трудовой деятельности или, попросту, способной к труду (трудоспособное население). В международной статистике трудоспособным населением принято считать людей в возрасте 16-64 лет. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков (до 15 лет) и лиц пенсионного возраста. В разных странах границы трудоспособного возраста неодинаковы: в США и для мужчин, и для женщин он составляет 16-65 лет; в России - 16-54 (включительно) для женщин и 16--59 для мужчин; в Финляндии, Германии, Канаде, Японии и некоторых других странах его отсчет начинается с 15 лет.

    В целом верхняя граница рабочего возраста определяется средней продолжительностью жизни, а также материальными возможностями государства обеспечить пенсиями пожилых людей.

    О степени вовлечения трудовых ресурсов в производство свидетельствует показатель экономически активного населения. К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в общественном производстве и желают в нем участвовать, т. е. ищут работу. Таким образом, экономически активное население включает лишь часть трудовых ресурсов, а именно, лиц трудоспособного возраста, без занимающихся домашним хозяйством, учащихся и студентов очных форм обучения, рантье и всех других, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Экономически активное население составляет около половины всего населения мира. При этом основная его часть приходится на развивающиеся страны. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира.

    Уступая развивающимся странам по численности трудовых ресурсов, развитые страны превосходят их по качеству рабочей силы -- общеобразовательному уровню, уровню ее квалификации, численности специалистов с высшим и средним образованием и пр. В развивающихся странах низкий уровень грамотности населения, все еще велика доля неграмотных людей в трудоспособном возрасте. Это, вместе с другими факторами, обусловливает невысокую производительность труда в их хозяйстве.

    Определенная часть ресурсов труда в той или иной период времени оказывается невостребованной в общественном производстве, т. е. является безработной. Уровень безработицы, который определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения, имеет существенные различия по странам. Самые низкие показатели уровня безработицы в мире имеют новые индустриальные страны -- Таиланд (1,4%), Сингапур (1,9%), Республика Корея (2,4%) и др.

    Для сравнения, уровень безработицы в Японии -- 4,3%, в США - 4,5, в Чехии - 6,1, в Великобритании -6,2, в Румынии -- 8,7, в Венгрии -- 9,1, в России -- 9,3, в Польше -- 10, в Германии - 10,9, во Франции -- 11,8, в Италии - 12, в Испании - 18,8. Еще более значительна безработица в развивающихся странах -- в некоторых из них она достигает 45--55% ,

    Тенденции в отраслевой и профессиональной структуре занятости одинаковы во всем мире: снижается доля занятых в сельском и лесном хозяйствах и рыболовстве и увеличивается занятость в третичном секторе – в сфере услуг. Чем выше уровень развития страны, тем ярче проявляется эта тенденция. Занятость в промышленности колеблется по группам стран: в развитых она составляет от 13 до 25% занятых, в НИС – около 20%, а в остальных развивающихся странах она обычно ниже, причем в самых бедных не превышает 10%.

    Самые большие колебания характерны в занятости для первичного сектора хозяйства. Если в развитых странах в этом секторе занято от менее 2% (США, ФРГ) до 7% работающих, то в беднейших странах – до 80%.

    В отношении профессиональной занятости можно отметить такую тенденцию: в развитых странах сокращается доля так называемых "синих воротничков" и растет доля технологически ориентированных работников, т.е. людей, обладающих знанием современных технологий, прежде всего информационных, а также растет доля менеджеров.

    Продолжительность рабочей недели в развитых странах составляет 33–38 ч, т.е. близка к 7-часовому рабочему дню. Оплата труда в мире имеет тенденцию к росту: это связано и с ростом производительности труда, и с инфляцией. Уровень оплаты труда рассчитывается обычно в долларах за час, так удобнее для учета оплаты. МОТ рекомендует устанавливать почасовую оплату труда не ниже 3 долл. Однако далеко не все страны могут ее обеспечить. Так, в промышленности США в настоящее время минимальная зарплата колеблется от 5 до 8 долл. в час, а средняя составляет 18 долл., в Великобритании и Канаде – 22 долл., Японии – 12 долл., в России – 2 долл., в странах СНГ – до 0,5 долл. Во многих развивающихся странах оплата труда еще ниже.

    Качество трудовых ресурсов по странам и интенсивность их использования также имеют существенные отличия. В настоящее время наиболее значительными трудовыми ресурсами располагают крупные периферийные страны – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия. Среди развитых стран значительные трудовые ресурсы сосредоточены помимо США также в Японии (ЭАН – 66,9 млн чел. в 2007 г., что составило 52,2% общей численности населения) и ФРГ (ЭАН – 41,7 млн чел., или 50,7% общей численности населения) .

    Трудовой потенциал страны определяется физическим и психическим здоровьем населения, его общеобразовательной, культурной и профессиональной подготовкой, наличием производственного опыта.

    С середины XX в. в промышленно развитых странах начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Он сопровождался масштабными структурными изменениями в секторальной структуре занятости и качестве трудовых ресурсов. НТР с характерными для нее механизацией и автоматизацией производственных процессов привела к сокращению занятости населения в первичном секторе экономики (сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, добывающей промышленности, энергетике), а следом – и во вторичном (различных отраслях обрабатывающей промышленности). Если еще в 1960–1970-е гг. в развитых странах имел место небольшой прирост занятых в промышленном секторе экономики (на 1,4%), то уже в период 1970–1980-е гг. произошло их сокращение на 0,2% .

    Высвобождение значительной части трудовых ресурсов в материальном производстве означало одновременный рост занятости в третичном секторе (многочисленных отраслях сферы услуг). Если для индустриальной стадии развития были свойственны конвейерные способы производства массовой стандартизированной продукции, что требовало главным образом физической способности к труду, то постиндустриальная стадия, на которой преимущественное развитие получают отрасли услуг, характеризуется гораздо более высокими потребностями в использовании интеллектуальных способностей человека.

    Широкое использование дорогостоящего и технически сложного оборудования, промышленных роботов, автоматизация на базе компьютерной техники превратили многие производства в потенциально опасные. Современный работник должен обладать знаниями технологии, уметь читать показания приборов, знать иностранные языки, быть компьютерно грамотным, предприимчивым, обладать психологической устойчивостью, чтобы принимать ответственные решения в условиях ограниченного времени.

    И производство, и потребление на новой стадии развития общества сместились в пользу отраслей нематериальной сферы, где продукт полезной деятельности людей проявляется в полезном эффекте. Чем более развита экономика, тем большее значение имеет сфера услуг как в ВВП, так и в обеспечении рабочих мест.

    В постиндустриальной экономике в наиболее развитых странах мира в среднем 2/3 экономически активного населения (ЭАН) заняты в третичном секторе экономики – торговле, банковском и страховом деле, строительстве, связи и телекоммуникациях, здравоохранении, туризме, сфере культуры и развлечений, образовании, на транспорте, в государственном управлении, сфере информатики, бытовом и коммунальном обслуживании и др. Занятость в этих отраслях предъявляет еще более высокие требования к уровню образовательной и профессиональной подготовки работников.

    Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. В развитых странах, например, число выпускников средней школы практически сравнялось с числом абитуриентов вузов, растет доля работников с высшим образованием в их общей численности. В начале текущего пека взрослый человек в Индии имел за плечами 5 лет образования, в Китае – 6,5 года, Бразилии – 8,5, в Германии – 10,1, Японии – 11,7, в России – 13,7, в США – 13,8, в Канаде – 14,4 года. Растет значение профессий, связанных со сбором, анализом, обработкой, хранением и использованием информации, новых знаний.

    Повышение уровня жизни населения, сокращение продолжительности рабочего времени и увеличение свободного, рост образовательного уровня, успехи медицины, увеличение продолжительности жизни – все это свидетельствует о значительном улучшении качества трудовых ресурсов в развитых странах.

    Многие периферийные страны идут по пути догоняющего развития. В отличие от процессов, происходящих в развитых странах, большинство развивающихся стран пребывают в фазе перехода от аграрной к индустриальной стадии. Он сопровождается ростом занятости в промышленном секторе экономики, что в масштабах всего мирового хозяйства проявляется в росте абсолютной численности промышленных рабочих. Это следствие как быстрых темпов роста общей численности населения в этой группе стран, так и структурной перестройки их экономики. Так, крупнейшая по населению страна мирового хозяйства Китай фактически превратилась в мастерскую мира, идет интенсивная индустриализация Индии, мало уступающей ему по населению.

    В течение нескольких последних десятилетий XX в. из аграрных государств в центры промышленного развития превратился ряд стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Таиланд, Малайзия и др.). Во многом это следствие переноса трудоемких и ресурсоемких производств из западноевропейских стран, Японии и США в развивающиеся. В этих странах государство уделяет значительное внимание развитию общего и профессионального образования, что повышает качество и стоимость рабочей силы.

    Но в большинстве развивающихся стран качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием специалистов с высшим и средним образованием, сколько просто уровнем грамотности. Если для развитых стран задача состоит в том, чтобы дать всем выпускникам школы высшее образование, то для слаборазвитых – повысить уровень функциональной грамотности, так как во многих из них среди взрослого населения грамотных не более 20%.

    О качестве трудовых ресурсов можно также судить по продолжительности жизни. Если в развитых странах она составляет в среднем 79 лет, то в развивающихся сильно колеблется по регионам: от 46 лет в африканских странах южнее Сахары (в некоторых – не более 35 лет) до 72 лет в странах Латинской Америки.

    Серьезной проблемой во многих странах мира длительное время остается безработица. Она носит во многом не только циклический характер (усиливается в периоды кризисного падения производства и снижается в периоды экономического подъема), но и структурный, когда избыток трудовых ресурсов может сочетаться с нехваткой специалистов в определенных отраслях, а также застойный. Так, в первые послевоенные годы в Европе наблюдался большой избыток рабочих рук, но высокие темпы роста экономики во многих странах в 1950-е гг. привел практически к полной занятости и даже нехватке работников.

    На рубеже 1970–1980-х гг. в развитых странах под влиянием нового этапа НТР началась структурная перестройка экономики, и безработица во многом приобрела структурный характер: модернизация старых отраслей промышленности на базе автоматизации производства привела к вытеснению живого труда, в то же время быстро растущие новые отрасли испытывали дефицит квалифицированных кадров.

    В большинстве развивающихся стран безработица носит застойный и скрытый характер. Так, в Китае скрытая безработица составляет около 150 млн чел., большую часть таких безработных составляют крестьяне. В постсоциалистических странах Европы высокая безработица (от 6% в Венгрии до 19% в Польше) в 1990-е гг. была вызвана преимущественно структурными причинами. По оценкам МОТ, 200 млн чел. остались без работы в 2011 г. из-за сохраняющихся кризисных условий, кроме того, создание еще 40 млн рабочих мест в год (400 млн за 10 лет) необходимо для компенсации роста населения Земли и, следовательно, увеличения ее трудовых ресурсов .

    Около 900 млн чел., преимущественно в развивающихся странах, живут за чертой бедности, которую МОТ определяет как 2 долл. в сутки. Половина людей из этой группы вынуждена выживать на менее чем 1,25 долл. в сутки – уровень крайней нищеты по определению организации. К безработным относится та часть ЭАН, которая не имеет работы, но находится в поисках рабочего места и имеет физические, психические и интеллектуальные способности к труду. Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к величине ЭАН. В первой половине текущего десятилетия безработица в развитых странах в среднем была на уровне 6,5%, в том числе в США и Японии – 5, в странах зоны евро – до более 9%.

    Явный уровень безработицы в среднем по миру составлял в 2011 г. 6%, однако МОТ настаивает на необходимости включить в число официальных безработных тех людей, которые уже отчаялись найти работу, тогда этот показатель повысится до 6,9%. Для обеспечения необходимых темпов экономического роста в следующие 10 лет в мире должно быть создано около 600 млн рабочих мест, говорится в докладе Global Employment Trends 2012.

    Асимметрия в распределении трудовых ресурсов по группам стран частично компенсируется их международной миграцией. В условиях глобализации мирового хозяйства она довольно резко активизировалась.

    Международная трудовая миграция стала и одним из проявлений глобализации мирового хозяйства наряду с интенсификацией международной торговли и трансграничным движением капитала и ее следствием, поскольку глобализирующееся мировое производство предъявляет требования более эффективного распределения в мировом масштабе планетарных трудовых ресурсов. Если в 1960 г. число нелегальных трудовых мигрантов составляло 0,5 млн чел. из общего числа 3,2 млн, то к 2000 г. общее число мигрантов выросло до 170 млн, трудовых – до 50 млн, а в 2009 г. общая численность мигрантов достигла 200 млн чел., в том числе нелегальных – 50 млн .

    Основные причины международной трудовой миграции носят экономический характер: неравномерность экономического развития стран, различия в уровне оплаты труда. Импортерами трудовых мигрантов являются главным образом развитые страны. Традиционными центрами привлечения иммигрантов являются США, Канада, Австралия, западноевропейские страны, Израиль.

    По данным Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) , в 2010 г. наибольшее число трудовых мигрантов приняли такие страны, как США – 42,8 млн чел., Россия – 12,3 млн, Германия – 10,8 млн, Саудовская Аравия – 7,3 млн, Канада – 7,2 млн чел. А наибольшее число эмигрантов приходится на Китай – 35 млн чел., Индию – 20 млн и Филиппины – 7 млн чел.

    Принимающие страны решают за счет иммиграции часть проблем, связанных с нехваткой рабочих рук в тех сегментах рынка труда, которые непривлекательны для коренного населения: это сферы транспорта, коммунального хозяйства, строительства, химической, металлургической, швейной промышленности и др. Многие отрасли западноевропейской промышленности и сферы услуг просто не могут функционировать без привлечения иностранцев. Иммигранты во Франции – это 70% занятых в сфере коммунального хозяйства, в Бельгии – 50% занятых в добывающей промышленности, в Швейцарии – 40% запятых в строительстве.

    Импортируя квалифицированных специалистов, развитые страны экономят на их обучении и омолаживают трудовые ресурсы. Сегодня часть развивающихся стран также стали привлекать иностранных работников. Это нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока, НИС Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Например, в Саудовской Аравии иностранцы составляют около 40% работников нефтепромыслов, в Кувейте – 58%, в ОАЭ – 74%. НИС привлекают главным образом высококвалифицированных специалистов, развивающиеся страны среднего уровня развития – преимущественно малообразованных иммигрантов. На труде иммигрантов базируются горнодобывающая промышленность ЮАР, сельское хозяйство в Доминиканской Республике, добыча натурального каучука в Малайзии.

    Донорами трудовых ресурсов выступают преимущественно развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. С одной стороны, выезд излишних работников смягчает остроту ситуации на рынке труда, но если речь идет о высококлассных специалистах, то страны эмиграции безвозвратно теряют средства, затраченные на их обучение. "Утечка мозгов" стала для ряда стран угрозой национальной безопасности. По данным МОТ, в ряде африканских стран работает меньше национальных кадров высшей квалификации, например врачей, чем за рубежом. Прямые и косвенные потери развивающихся стран от "утечки мозгов" в последние 30 лет оцениваются в 30 млрд долл. В то же время многие из этих стран получают значительные валютные доходы в виде переводов мигрантов из-за рубежа своим семьям. Например, в Таиланде еще в начале 1990-х гг. трансферты мигрантов примерно в три раза превышали приток внешнего капитала, а в Бангладеш – примерно в 1000 раз.

    Россия также участвует в миграционных процессах и как страна донор, и как страна, принимающая иностранную рабочую силу. По числу иммигрантов Россия находится на втором месте после США. По официальным данным, в начале текущего десятилетия численность работников-иностранцев в России составляла почти 13,5 млн чел. Основные страны, поставляющие мигрантов в Россию, – Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Молдова, Таджикистан, Узбекистан. Это в основном работники без квалификации, нередко даже не владеющие русским языком. А поток российских эмигрантов – преимущественно дипломированных специалистов с опытом работы, т.е. наиболее продуктивную часть трудовых ресурсов, – принимают главным образом развитые страны. Таким образом, участие России в миграционных процессах хоть и решает часть проблем, связанных с неблагоприятной демографической ситуацией, но ведет к ухудшению качества трудового потенциала страны.

    • Labour Force Statistics 1987-2007. Paris, 2008. P. 16-17.
    • Handbook of International Trade and Development Statistics / UN. N. Y., 1983. P. 479.
    • Global Employment Trends 2012 / International Labour Office. Geneva: ILO, 2012. P. 32.
    • URL: gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192
    • Народонаселение мира в 2011 г. ЮНФПА, 2011. С. 73.