Налог на прибыль в швеции. Общая характеристика налоговой системы Швеции. Структура и основные виды налогов

Налог на прибыль в швеции. Общая характеристика налоговой системы Швеции. Структура и основные виды налогов

Общие понятия о государствах и налоговых системах

Неотъемлемой частью развития нашей цивилизации есть возникновение государств. Это закономерный процесс общественного развития. Его причиной является трудовая деятельность человека и повышение ее эффективности. Появление излишков труда приводит к расслоению общества, появлению классов и каст и формированию государственности.

Определение 1

Государством называют форму и систему управления определенной территорией, населением и хозяйством этой территории.

Определение 2

Государство – это система политической власти в обществе.

Государственный аппарат нуждался в содержании. Поэтому появилась система сборов материальных ценностей (денег, натуральной продукции)на потребности властных структур и на нужды государства (содержание армии и чиновников, судебных органов, обустройство дорог и пр.). У разных народов и в разные времена эти сборы имели различные названия. Сегодня они называются налогами.

Определение 3

Налоги – это обязательные (принудительные) безусловные и безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством (государственными органами различных уровней) для обеспечения выполнения государством его функций.

Определение 4

Совокупность налогов, порядок их введения и отмены, принципы и методы начисления и взимания, органы по осуществлению контроля и сбора налогов, законодательная база, регулирующая эти процессы, образуют налоговую систему государства.

Характер и особенности налоговой системы каждой страны определяется ее законодательной базой и целями государственной политики. Но несмотря на разнообразие, все налоги и налоговые системы призваны выполнять одни и те же задачи. Таковыми являются:

  • формирование приходной части государственного бюджета (фискальная функция налогов);
  • перераспределение поступивших в бюджет средств (распределительная задача налоговой системы);
  • регулирование экономики с помощью налоговой политики (регуляторная задача налоговой системы);
  • контроль финансового состояния как государства, так и субъектов налогообложения (контролирующая функция налоговой системы).

Краткая характеристика Швеции

Швеция – это одна из крупнейших государств Европы. Она расположена на Скандинавском полуострове. По государственному устройству она является унитарным государством, конституционной монархией.

История формирования Шведского королевства восходит к началу $Х$ века. Тогда создавались союзы племен викингов, заслуживших себе славу непревзойденных воинов. Постепенно Швеция в ходе завоевательских воен расширила свои владения на весь Скандинавский полуостров и значительную часть побережья Балтийского моря.

Но поражение в Северной войне с Россией послужило началом длительного упадка в развитии страны. Поэтому на путь индустриализации Швеция встала несколько позже, чем ведущие страны Европы. Только в $ХХ$ веке, проводя политику нейтралитета, Швеция смогла активизировать развитие своей экономики.

В средине $ХХ$ века были заложены основы нынешней стабильности экономического развития страны. В настоящее время Швеция находится в группе стран-лидеров по индексу уровня человеческого развития (по условиям жизни и деятельности граждан). В стране уделяется серьезное внимание доступности образования и медицинского обслуживания всем гражданам. Важное место в государственной политике принадлежит усилиям по поддержанию благоприятной экологической обстановки.

Все это стало возможным в результате тщательно спланированной экономической политики правительства. Основной упор, начиная с $60$-х годов $ХХ$ века, делался на высокие технологии и продуманную социальную политику. Ведущими отраслями национальной экономики являются машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, радиотехника и радиоэлектроника, судостроение), электроэнергетика, легкая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Значительные доходы в бюджет государства поступает от туризма и сферы услуг.

Особенности шведской налоговой системы

Немаловажная роль в поддержании высоких жизненных стандартов принадлежит государственной налоговой системе Швеции. Она построена так, что высокий уровень заработной платы соответствует высоким налоговым ставкам. Они могут достигать $55$% заработка гражданина.

Основными видами налогов, обеспечивающими основные поступления в государственные бюджеты всех уровней в Швеции, являются:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

Замечание 1

Согласно действующему на сегодня налоговому законодательству Швеции, все коммерческие предприятия и организации (в том числен и их филиалы), которые ведут свою экономическую деятельность на территории государства, обязаны платить налог на прибыль (более $20$%). Налогообложению подлежит общемировой доход предприятий-резидентов и доход нерезидентов, полученный из шведских источников. Предприятие считается резидентом, если оно включено в Регистр предприятий Швеции.

Согласно шведскому налоговому законодательству налоговый период равен $12$ месяцам. Но его календарные границы могут не совпадать с календарным годом. Как правило, налоговый период (финансовый год) должен завершаться $30$ апреля или $31$ августа, или $31$ декабря.

Подоходный налог обязаны платить физические лица-резиденты страны. Кроме того налогообложению подоходным налогом подлежат физические лица, которые ранее проживали в Швеции, в случае наличия жилья или семьи в стране. Обязаны платить его и иностранцы, если они пребывали на территории государства более $183$ дней календарного года (или налогового периода). Подоходный налог делится на две части – муниципальную и национальную (общегосударственную).

Налог на добавленную стоимость в Швеции взимается со всех физических и юридических лиц, которые реализуют на территории страны свои товары и услуги. Причем, взимание налога может происходить на любом этапе реализации товара. Ставка налога бывает различной (от $6$% до $25$ %). Она зависит от характера товаров или услуг. В отдельных случаях предусмотрено освобождение от уплаты данного налога.

  • 1.1 Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики
  • 1.1.1 Теория меркантилизма (т. Манн, а.Монкретьен)
  • 1.1.2 Экономический либерализм – классическая теория невмешательства в экономику (а. Смит)
  • 1.1.3 Кейнсианская концепция активного вмешательства государства в экономику
  • 1.1.4 Неоклассическая теория монетаристов (м.Фридман)
  • 1.1.5 Государственный дирижизм (французская школа ф.Перру)
  • 1.1.6 Неокейнсианцы
  • 1.2 Объективная необходимость государственного вмешательства в экономические процессы на макро- и микроуровне. Основные цели и направления макроэкономической политики государства.
  • 1.3 Основные понятия: государственное регулирование, государственное управление, государственное вмешательство
  • Тема 2. Экономические функции государства
  • 1. Федеральные органы власти:
  • 2. Региональные органы власти:
  • 3. Муниципальные органы власти:
  • 2.1 Организационная структура законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (правительство рф, Гос.Дума, Совет Федераций)
  • 2.2 Функциональные задачи блока экономических министерств и ведомств правительства рф. (Мин.Финансов, мин. Экономического развития и торговли, мин. Промышленности)
  • 2.3 Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов в народном хозяйстве
  • 1.2 Прямые (административные) методы
  • Система инструментов регулирования экономики
  • Тема 3. Модели государственного регулирования экономики XX века
  • 3.1 Система советского планирования, особенности, преимущества и недостатки
  • 3.2 Особенности европейской, азиатской и американской модели грэ. (опыт Франции, Швеции, Германии, ю.Кореи, сша, Канады и др)
  • Тема 4. Структура национального хозяйства и ее оптимизация
  • 4.1 Структуры в национальной экономики, виды структур, преобразование структуры хозяйства рф, структурная политика рф
  • 4.2 Межотраслевой баланс как инструмент обоснования структуры экономики.
  • 4.3 Анализ структуры внп – валового национального продукта рф и основных экономических показателей регионов России
  • Официальные данные Росстата о социально-экономическом положении субъектов в первом полугодии 2009 года.
  • Тема 5. Нтп и инновационная государственная политика
  • 5.1 Анализ научно-технической сферы в национальной экономике рф: технологические уклады
  • 5.2 Инновационная деятельность и ее показатели. Оценка научно-технического потенциала и показатели эффективности его использования в народном хозяйстве
  • Основные показатели инновационной деятельности России
  • Оценка по России научно-технического потенциала
  • 5.3 Инновационная политика в рф. Нормативно-правовая база в регулировании инновационной деятельности в рф, Нижегородской области
  • 2. Формирование государственной инновационной политики
  • 3. Государственная поддержка инновационной деятельности
  • 5.4 Функции ран, Министерства образования и науки рф
  • Тема 6. Регулирование инвестиционных процесов в народном хозяйстве
  • 6.1. Инвестиционный климат и его основные характеристики
  • 6.2. Инвестиционная деятельность: основные понятия и показатели, распределение инвестиций по отраслям и регионам России
  • 6.3. Инвестиционная политика в рф, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности
  • 6.4. Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
  • 6.5. Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам рф
  • 6.6. Методы оценки эффективности капитальных вложений в народном хозяйстве
  • Тема 7. Формирование конкурентной среды в национальной экономике
  • 7.1 Нормативно-правовая база регулирования монополий в народном хозяйстве Основные положения Федеральные законы, регулирующие монополии
  • Критика антимонопольного законодательства
  • 7.2 Органы государственного регулирования монополий
  • 7.3 Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в нх
  • 7.4 Критерии определения степени монополизации рынков
  • 7.5 Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (виды, законы, регулирующие деятельность). Государственная поддержка предпринимательства
  • Тема 8. Промышленные отходы и борьба с загрязнением окружающей среды
  • 8.1 Экологическое регулирование: методы и инструменты
  • 8.2 Органы государственного регулирования экологической сферы
  • 8.3 Экологическая экспертиза экономических проектов как инструмент регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
  • 8.4 Национальные проблемы захоронения вредных отходов производства
  • 8.5 Международная торговля «выбросами». Киотский протокол и его значение для России, другие нормативные акты
  • Тема 9. Экономическая интеграция хозяйствующих субъектов, регионов и национальных хозяйств
  • 9.1 Понятие и сущность внешнеэкономических связей и нешнеэкономической деятельности. Виды и формы внешнеэкономических связей
  • 9.2. Отличительные особенности развития внешнеэкономической деятельности в народном хозяйстве. Состояние внешнеэкономического комплекса народного хозяйства.
  • 9.3. Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
  • 9.5. Возможности вступления в вто: преимущества и недостатки
  • Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
  • 10.1 Кредитно-денежная политика и кредитно-денежный инструментарий
  • 10.2 Характеристика денежных агрегатов
  • Динамика денежной массы в экономике
  • Структура рублевой денежной массы на 01.07.2009
  • Динамика основных показателей денежной системы
  • 10.3 Роль и место Центробанка и Минфина рф в национальной экономике России
  • 10.4 Роль государства в регулировании валютных курсов Устойчивость национальной валюты, валютный курс рубля
  • 10.5 Антиинфляционная политика
  • 10.6 Регулирование банковского сектора
  • Тема 11. Налоги и государственные финансы
  • 11.1 Фискальная политика и ее инструменты
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф
  • 11.3 Отечественный и зарубежный опыт налогообложения Налоговая система России
  • Налогообложение в сша
  • Налогообложение в Германии
  • Налогообложение в Швеции
  • 11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции
  • 11.5 Федеральное казначейство и его роль в национальной экономике
  • 11.6 Ситуация в налоговой сфере, собираемость налогов
  • Тема 12. Бюджетная национальная система
  • 12.1 Бюджетная политика и ее инструменты
  • 12.2 Процедура подготовки проекта государственного бюджета, его согласования и утверждения, органы власти, участвующие в нем. (Функции Минфина России)
  • 12.3 Сбалансированность госбюджета. Анализ госбюджета России текущего года: структура, уровни и динамика основных статей. Сбалансированность бюджета
  • 12.4 Проблемы государственного долга и их решение в перспективе
  • Тема 13. Институциональная политика и управление государственной собственностью
  • 13.1 Понятие госсектора и госсобственности
  • 13.2 Органы в структуре исполнительной власти, регулирующие госсектор
  • 13.3 Роль государства в приватизации и национализации госимущества в рф и зарубежный опыт
  • Опыт ваучерной приватизации
  • Опыт платной приватизации
  • Приватизация во Франции
  • Тема 14. Народонаселение и государственная демографическая политика
  • 14.1 Демографическая ситуация в рф и ее регулирование
  • 14.2 Оценка уровня и динамики жизненного уровня населения рф. Методика «Программы развития оон»
  • 14.3 Социальная политика: методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
  • Германия
  • Тема 15. Политика занятости и доходов населения
  • 15.1 Состояние рынка труда в рф, регулирование занятости и безработицы
  • 15.2 Органы регулирования рынка труда
  • 15.3 Регулирование доходов и уровня жизни населения. Единая тарифная система оплаты труда для работников бюджетной сферы
  • Тема 16. Регулирование системы здравоохранения и образования
  • Система здравоохранения Российской Федерации
  • Система образования Российской Федерации
  • 16.1 Структура и развитие системы здравоохранения
  • Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение, физическую культуру и спорт19
  • 16.2 Политика в сфере здравоохранения: методы и инструменты регулирования, реформа системы здравоохранения в рф
  • 16.3 Органы, регулирующие систему здравоохранения (Функции Минздравоохранения и социального развития рф)
  • 16.4 Структура и развитие системы образования
  • 16.5 Политика в сфере образования: методы и инструменты регулирования
  • 16.6 Органы, регулирующие систему образования, реформа системы образования в рф
  • Тема 17. Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение населения
  • Социальное страхование работающего и пенсионное обеспечение неработающего населения
  • Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, как и в Российской Федерации, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству державы, хотя считается свободным от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

    Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и обеспечивают проведение выборов.

    Налоговая система Швеции включает большое количество прямых и косвенных налогов и сборов. Основными прямыми налогами считаются казенный и районный подоходные налоги и казенный налог на собственность. Прямыми налогами также облагается наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Каждый работодатель выплачивает в казну социальные вклады, равные приблизительно 30% заработка любого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных, врачебных затрат и других социальных выплат.

    Вся прибыль от косвенного налогообложения имеет 2 ключевых источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

    Важная роль отводится таким косвенным налогам, как акцизы на сигареты и спиртное. Есть годовой налог на пользование собственным автотранспортом и разовый налог на его приобретение. Любопытная особенность: на любой бензоколонке висят объявления, уведомляющие шофера, что приблизительно 80 % цены литра топлива составляет налог.

    Швеция имеет соглашения приблизительно с 60 государствами об избежании двойного налогообложения прибыли и собственности.

    Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

    41 % - казенный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с денежных средств; юридические лица - с выгоды от домашней деятельности);

    24 % - налог на добавленную стоимость;

    21 % - налог на заработную оплату (социальные вклады работодателей);

    3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность);

    Ежегодно в шведскую казну поступают в пределах 1000 млрд. шведских крон налоговых платежей.

    11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции

    Основным государственным органом, регулирующим налоговую систему в России, является Федеральная Налоговая Служба РФ (ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

    Согласно Положению о Федеральной Налоговой Службе от 30 сентября 2004 года ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

    Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

    ФНС РФ и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

    Структура Федеральной налоговой службы сложилась исходя из главной функциональной задачи всех уровней Службы - контроль за соблюдением налогового законодательства.

    Для реализации функции контроля за соблюдением налогового законодательства на всех уровнях системы ФНС созданы организационно-структурные подразделения, которые в зависимости от иерархии налоговых органов создаются в форме управлений или отделов.

    Анализ структуры налоговых органов позволяет выделить следующие группы подразделений в зависимости от функциональных задач в сфере налогового контроля. Первая группа - подразделения камеральных проверок - осуществляет камеральные налоговые проверки в отношении всех категорий налогоплательщиков. Таких подразделений в налоговых инспекциях может создаваться несколько. В отношении налогоплательщиков-организаций данные отделы осуществляют:

      камеральные налоговые проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления налогов и сборов по всем налогам;

      камеральные проверки правомерности применения ставки 0% по НДС и возмещения НДС;

      контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами;

      контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Основные функции подразделений камеральных проверок в отношении налогоплательщиков-физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) включают:

      проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц;

      исчисление имущественных налогов с физических лиц в случаях, когда действующим законодательством такое исчисление возложено на налоговые органы (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);

      осуществление контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам.

    В обязанности подразделений камеральных проверок входит анализ и обобщение результатов их деятельности в целях выявления схем уклонения от уплаты налогов и выработки предложений по их предотвращению, отбор налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, представления материалов другим подразделениям налогового органа.

    Вторая группа - подразделения выездных налоговых проверок, функциональные обязанности которых заключаются в осуществлении планирования, предпроверочной подготовке и проведении выездных налоговых проверок налогоплательщиков и налоговых агентов, оформление результатов проводимых ими проверок, подготовка материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах для передачи в правоохранительные органы.

    Третья группа - подразделения контроля за налогообложением физических лиц, которые осуществляют в полном объеме налоговый контроль в сфере налогообложения физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей), в том числе:

      проведение всех видов камеральных налоговых проверок (включая контроль за соответствием расходов физических лиц их доходам);

      проведение выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей;

      возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

      проведение проверок налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.

    Кроме этого, на данное подразделение возлагается проверка налогоплательщиков по единому социальному налогу, исчисление которого тесно связано с фондом оплаты труда, в связи с чем проверки налогоплательщиков по единому социальному налогу и проверки налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц имеют одну и ту же документальную базу.

  • Ну вот наконец дошли руки рассказать про шведские налоги поподробнее. Знающие люди, поправьте меня, если я где-то наврала.

    В Швеции прогрессивная система налогообложения. Это значит чем больше зарабатываешь, тем больше налогов платишь.

    Налоги для наемных работников

    В среднем по стране подоходный налог составляет 32% (на 2014 год в Гетеборге 33,225%). В него включены: церковный сбор 0,84%, похоронный сбор 0,135%, 11,13% окружной налог (думаю по аналогии с российским Северо-Западным округом, например), и 21,12% налог коммуне (у нас коммуна Гетеборг. По аналогии с Россией это были бы Санкт-Петербург, Всеволожск, Гатчина и прочие города Спб и Ленинградской области).

    Ни я, ни Себастиан не платим церковный сбор. Меня к церкви тут не приписывали, а Себастиан, вроде, был приписан автоматически, но сам пару лет назад отписался. Поэтому нам, скорее всего нельзя жениться, креститься и хорониться в церкви. Хотя достоверно неизвестно. Может быть просто церемония будет стоить гораздо дороже, чем, если бы мы платили этот церковный налог. Но нас это, в любом случае, мало волнует.

    Без церковного сбора месячный налог получается 32,385%.

    Налог платится «предварительно» в текущем году, а на следующий год пересчитывается, в зависимости от того, сколько вы заплатили и сколько доходов получили за предыдущий год.

    Объясню на своем примере.

    Весь 2013 год я работала в больнице, плюс я получила 2 зарплаты от Adecco. Весь год работодатель высчитывал из моей зарплаты около 30% налога. По истечении 2013 года все мои доходы суммировались и оказалось, что я заработала около 92 тысяч крон (нормальная годовая зарплата в среднем 450 тысяч), а налога заплатила 20 с лишним тысяч.

    Налог рассчитывается на годовой доход. На 2014 год не облагается налогом годовой доход до 18 782.

    Налог за предыдущий год платится в мае следующего года. Примерно в апреле вам из налоговой приходит бумага, где указаны все ваши доходы, информация о которых поступила в налоговую в течение года от работодателя и от вашего банка. Также прилагается брошюра с подробным объяснением разных нюансов.

    Вы должны проверить правильность информации. Если у вас были еще какие-то доходы (хобби, сдача в аренду, продажа акций/фондов и т.д.) нужно их дополнительно задекларировать. Хотя хобби, продажа вещей и сдача в аренду до 40000 в год налогом, вроде, не облагаются. Декларация должна быть подана либо через интернет, либо по почте, либо по телефону не позднее 5 мая.

    Вот таблица с сайта налоговой для примера того как облагается зарплата в 2014 году. (слева зарплата, в середине налог, справа процент)

    Как видите я заплатила налогов почти в 2 раза больше, чем должна была (около 11 тысяч переплаты вышло у меня за 2013 год), поэтому налоговая переплаченную разницу вернет мне обратно. Себастиан же, наоборот, заработал больше, чем заплатил налогов, поэтому ему пришлось доплачивать.

    Помимо налогов ваш работодатель еще и отчисляет социальные сборы – на пенсию, декреты, больничные и т.п.

    Кстати, когда вы будете получать пенсию, с нее тоже вычитается налог. Плюс вы всегда платите НДС, плюс налоги на машину и недвижимость.

    Если вы зарабатываете больше 33 или 35 (не помню точно) тысяч в месяц, то с каждой тысячи выше этого лимита вы платите уже 50% налога. Например, если вы зарабатываете 40 тысяч, то с 35 из них вы платите 33% налога, а с оставшихся 5000 – 50%. Это, по-моему, называется маргинальный налог.

    Вот примерно так, вкратце, обстоит ситуация с налогом для наемных работников. Это, конечно, только верхушка айсберга. На сайте налоговой skatteverket.se есть вся необходимая информация. ОЧЕНЬ много информации! В том числе и на разных языках (русского, правда, еще нет).


    Налог для индивидуальных предпринимателей.

    Поскольку вы сам себе начальник, то и ответственность за уплату собственных налогов и социальных сборов лежит на вас.

    Если вы одновременно ведете свой бизнес и подрабатываете будучи нанятым где-то, то с вашей подработки налог платит работодатель по схеме описанной выше, а ваш бизнес полностью на вас.

    Налог для индивидуальных предпринимателей платится так же «предварительно». Я упоминала, когда рассказывала о регистрации собственного бизнеса, что вы, когда регистрируетесь, прикидываете сколько вы заработаете в текущем году. Налоговая делит эту сумму на 12 месяцев и вы каждый месяц должны перечислять им на счет указанную сумму.

    В течение года, в зависимости от того как идут ваши дела, вы можете корректировать сумму, но для этого вам нужно отправить новый расчет в налоговую.

    Суть в том, чтобы ваш налог был максимально близок к реальной цифре, чтобы в следующем году, когда вы будете подавать декларацию вам не пришлось ни доплачивать, ни получать возврат переплаты. Но это в идеале. На практике, скорее всего, будет либо недоплата, либо переплата.

    Если очень грубо, то налог рассчитывается примерно так: ваши доходы от бизнеса минус издержки = прибыль. С прибыли вы платите социальные сборы – примерно 25% и налог около 30%. Но опять же зависит от вашей годовой прибыли – чем больше заработали, тем больше налогов заплатили.

    Для примера, если ваша прибыль за год составила 250 тысяч крон, то налог с социальными сборами получится 74972 крон. Все оставшееся это ваши деньги. (информация с сайта verksamt.se)

    Вот такой примерно расклад со шведскими налогами

    Налоги в Швеции

    Подоходный налог юридических лиц

    Страховые взносы работодателя

    Ставка страховых взносов в 2015 году:
    0% от валовой заработной платы работников, родившихся в 1937 году и ранее;
    10,21% – для родившихся с 1938 по 1949 год;
    25,46% – для родившихся в 1990 году или позднее;
    31,42% – для всех остальных.

    Страховые взносы работодателя в 1970–2015 гг.

    Подоходный налог физических лиц

    Годовой совокупный доход ниже 18 824 крон подоходным налогом не облагается.

    При совокупном доходе в интервале от 18 824 до 443 300 крон нужно платить муниципальный налог. Ставки налога отличаются в разных муниципалитетах, обычно они составляют 29–35 процентов от брутто-зарплаты.

    Муниципальный налог в Швеции

    Минимальная ставка подоходного налога в 1930–2016 гг. (среднее значение)

    При доходе от 443 300 до 629 200 крон нужно также платить государственный налог. Он составляет 20 процентов от дохода свыше 443 300 крон.

    При доходе, превышающем 629 200 крон взимается дополнительный налог в размере 5 процентов от суммы, превышающей 629 200 крон.

    Указанные данные действительны на 2015 год.

    Доля налогов в ВВП в 1900–2015 гг.

    Предпринимательский налог

    Налог на добавленную стоимость

    Некоторые услуги не облагаются НДС, например: здравоохранение, стоматология и медико-социальное обслуживание, образование, банковские услуги, полисы частного страхования, арендная плата за жилье

    Акцизные налоги и сборы

    Вы платите акцизные налоги и сборы за следующие товары:
    топливо (бензин, нефтепродукты, уголь и жидкий газ)
    электроэнергия
    алкогольные напитки
    табак и табачные изделия

    Налоговая декларация

    Налоговая служба присылает декларацию на дом. Необходимо проверить правильность указанных в ней данных. Затем ее можно подписать, действуя различными способами:
    Поставить собственноручную подпись и послать декаларацию в Налоговую службу.
    Послать эсэмэску по мобильному телефону.
    Позвонить в Налоговую службу.
    Оформить декларацию через Интернет с помощью кода на бланке.
    Оформить декларацию через Интернет с помощью электронной подписи (e-legitimation).

    Налог на телеприёмник

    К телевизионным приёмникам относится оборудование, предназначенное для приёма телевизионного сигнала, вне зависимости от способа приёма. Например: телевизор, видеомагнитофон, DVD-рекордер и ресивер цифрового телевидения (до 14 июня 2014 года этот налог также платили пользователи компьютеров).

    В 2015 году лицензионный сбор за телеприёмник составил 2076 крон в год.

    Налоги в Швеции и перспективы развития бизнеса

    Устройство шведской налоговой системы

    Почему власти Швеции хотят много

    Как и в прошлые годы, многие рассчитывают в 2018 году устроиться на работу в перспективной европейской стране.За что взимают налоги в Швеции

    Как и в любой налоговой системе мира, в Королевстве Швеция взимание процентов с деятельности идёт по двум основным направлениям:

  • подоходный налог;
  • на недвижимость;
  • Основные источники дохода

    Если рассматривать все доходы относительно источников их получения, можно также выделить две весомые группы:

    Что почём в шведском налогообложении

    Сравнение ставки подоходного налога в Швеции с другими государствами

    НДС в Швеции приведён к общим требованиям, созданным для всех стран Евросоюза. В стандартном варианте он равен 25%. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта, медицинских товаров, авиатоплива и т. д. Сниженные ставки – 6 и 12% предусмотрены для средств массовой информации, ресторанного и гостиничного бизнеса и т. д.

    Другим видом выплат за недвижимое имущество являются отчисления, которые делает покупатель квадратных метров. Это 1,5 % от рыночной стоимости. В отличие от других стран, в Королевстве Швеция не так выгодно приобретать недвижимость для последующей сдачи её в аренду. Государство такой доход расценивает, как основной, а, следовательно, и взимает с него весьма приличную сумму. Целых 30%. То есть, в казну уйдёт едва ли не половина прибыли хозяина недвижимого имущества, что гражданам нашей страны, где добрая доля квартир сдаётся на чёрном, не облагаемом налогами, рынке, кажется совершенно несправедливым.


    По налогу за жильё владельцам приходится ежегодно отчислять в казну около 300 евро. Максимальная сумма – 650 евро в год.

    Как разобраться со шведскими налогами

    Несмотря на то что Швеция в плане налогов не столь привлекательна как её соседи, в 2018 году количество бизнес и трудовых эмигрантов в неё не уменьшится. Многие физические и юридические лица, облюбовавшие страну, как объект для жизни, трудоустройства и открытия бизнеса, поначалу нанимают специалистов, которые занимаются всеми вопросами, связанными с законодательством государства. Такой подход помогает исключить промахи, связанные с незнанием местных правил и законов.

    Практика показывает, что налоговая система Королевства для многих наших соотечественников стала непосильным ярмом и причиной финансового краха. Выживают сильнейшие. Прежде чем обосноваться в стране, нужно взвесить все за и против. Меньше рискуют те, кто изначально нанимает налогового бухгалтера, который ведёт дела предприятия.

    Несколько слов о двойном налогообложении

    Карта Швеции с обозначением городов и приграничных государств

    Резиденты и нерезиденты

    Если резиденты страны, каковыми являются все лица, имеющие тесные связи с Королевством или проживающие на его территории, должны отчислять в казну проценты со всех своих мировых доходов, то нерезиденты должны отчислять налоги только с того дохода, источник которого располагается на территории Швеции.

    Основные направления налоговой политики Швеции

    Большинство стран Европейского Союза стремятся к тому, чтобы сделать условия пребывания на территории государств более привлекательными. Но только не Швеция. Судя по той политике, которую ведёт её правительство, налоги будут не снижаться, а, наоборот, расти. Уже сегодня человек, зарабатывающий около 5 000 евро в месяц, должен отчислять государству 45%, то есть половину денег, ради которых он трудился целый месяц.


    Если пенсионер получает в год дохода более 12 000 евро, с него высчитывают проценты, как с заработной платы. Налоговые новшества Швеции по большей части направлены на увеличение сборов, а не на послабление бремени.

    Можно ли рассчитывать на открытие успешного бизнеса в Швеции

    В последние годы малый бизнес в Швеции начал сокращаться. Это связано с возрастающими рисками, связанными с развитием экономического кризиса. Не последнюю роль в перечне неблагоприятных факторов играют и налоги. Однако, если имеется хороший бизнес-план и реалистичные представления о шведском рынке, можно и при таком налоговом бремени рассчитывать на успех.

  • дизайн;
  • торговля;
  • IT-технологии и т. д.
  • Прежде чем отправиться в Швецию в качестве бизнес-эмигранта, нелишним будет узнать больше о налоговой системе страны. Налоги в Швеции – это сложная, и, как сказали бы наши соотечественники, мудрёная система. Некоторых она отталкивает, так как, если собрать все выплаты воедино, получается достаточно высокая процентная ставка, одна из самых крупных в Евросоюзе.

    Налоговая система Королевства Швеции полна нюансов, которые сложны для понимания не только русских, но и граждан других европейских государств. Однако если в ней разобраться, можно неплохо устроиться в стране и успешно развивать любой экономический сегмент. Особенностью налоговой службы Королевства является то, что она разветвлена на отделы, отвечающие за определённые направления.

    Структура шведских налоговых поступлений в бюджет

    К примеру, имеется отдел, занимающийся исключительно интернет-торговлей. Отдельное направление предусмотрено и для иностранного бизнеса. Со дня вступления в Европейский Союз шведские власти стремятся приблизить внутреннюю налоговую систему к евро-стандартам. Судя по всему, это не очень у них получается.

    Государственное устройство Королевства Швеции устроено таким образом, что большинство доходов страны складывается из взимаемых налогов. Таким образом, физические и юридические лица государства, являющиеся его резидентами, платят за бесплатное образование, отличную страховку, приличное пособие в случае попадания в число безработных и т. д.

    Высокий уровень жизни в Швеции обеспечивается непомерно большими налоговыми ставками. Это не пугает наших граждан, стремящихся открыть бизнес в Королевстве. Есть немало примеров успешного ведения нашими соотечественниками бизнеса в Швеции.

    Таблица сравнения налоговой нагрузки на шведскую экономику

    К двум основным направлениям можно также присовокупить и налоги на труд и капитал. Объектами прямого налогообложения являются все доходы и имущество. Тут раскошеливаться приходится как физическим, так и юридическим лицам. Взимание процентов осуществляется по трём направлениям:

  • на прибыль фирмы.
  • Что касается косвенного налогообложения, то оно имеет отношение к деловым людям. Его единственным объектом является оборот. В ход идут акцизы и НДС.

    Любая работа приносит доход, и именно он в данном случае является источником налогообложения. Это должны иметь в виду все, кто находится в поиске шведских вакансий. Отчисляются подоходный налог с заработной платы Швеции, НДС, если речь идёт о коммерческой деятельности, соц. выплаты, собственные отчисления. Налогообложение на капитал предполагает взимание процентов с состояния, недвижимости и прибыли. Предприятия обязаны делать отчисления подоходного налога от доходов с капитала.

    Налоговая система Королевства взимает с капитала всего 15% от общего налогообложения. Соответственно, остальные 85% в казну поставляет труд.

    Если говорить о физическом или юридическом лице, то в совокупности всех выплат его отчисления могут доходить до 45% от всех доходов. Есть и более высокий процент выплат – это 75%, которые взимаются с шоу-бизнеса. Тем не менее, на территории государства успешно функционируют тысячи предприятий шоу-бизнеса, и отрасль не считается бесперспективной.

    Подоходный налог с физических лиц начинает взиматься с 45 тыс. евро в год. Чьи заработки ниже, платят по нулевой ставке. Те, кто превзошёл указанную разницу, должны отдавать в казну 20%. И это не предел. Ставка растёт в зависимости от суммы и может достигать 57%. Дивиденды, получаемые физическими лицами, облагаются 10%.

    График сравнения шведских налогов на доход корпораций с налогами в других странах

    Налог на прибыль в стране равен 22%. Это базовый показатель. Если речь идёт о прибыли, получаемой паевыми инвестиционными фондами, он будет равен 30%. Тем, кто планирует обзавестись в стране недвижимым имуществом, важно узнать, что представляет собой налогообложение жилых и промышленных площадей.

    Недвижимость, подлежащая налогообложению

    Налоговое законодательство Королевства Швеция отталкивает многих желающих обзавестись жильём в стране. В цифрах сбор кажется не таким высоким. Всего 1,7%.

    Причём речь идёт о процентах от общей стоимости, под которой понимается не первоначальная цена, по которой приобретается недвижимое имущество, а 75% от неё. То есть, если дом или квартира были куплены за 10 000 евро. Проценты будут сниматься с 7 500.

    Если наметили покупку жилья

    Если немного отступить от темы налогов и сосредоточиться на содержании недвижимости, то тут есть немало других нюансов, требующих значительных расходов со стороны домовладельцев. Первым делом речь идёт о коммунальных платежах.

    Львиная доля их уходит на оплату электричества, которым отапливается подавляющее большинство домов. В среднем на такое отопление уходит около 1 500 евро в год.

    Сравнение налоговых сборов в Швеции с другими странами


    Швецией подписано на сегодняшний день 84 соглашения, цель которых состоит в предотвращении двойного налогообложения граждан, которые являются резидентами сразу двух стран и в обеих имеют налоговые обязательства. В результате, если лицо уже уплатило налог на прибыль в одной из стран соглашения, в Королевстве Швеция ему остаётся отчислить в казну государства оставшуюся разницу.

    Если лицо доказало, что оно уже уплатило в одной из стран налог на какой-то определённый род деятельности, в Швеции эта деятельность не будет облагаться процентами. Это относится к соглашению с Данией, Финляндией, Исландией и Норвегией. Если речь идёт о странах, с которыми у Королевства нет никаких соглашений о двойном налогообложении, то и тут предпринимаются все меры для того, чтобы лицо не стало объектом двойного взимания налогов с одной и той же деятельности.

    Его частично или полностью освобождают от выплаты налогов.

    Наиболее привлекательными для открытия бизнеса являются следующие сферы:

    • прикладное творчество;
    • архитектура;
    • создание мобильных приложений;
    • транспортные перевозки;
    • Помимо высоких налогов, в Королевстве Швеция для предпринимателей из зарубежья есть и другие подводные камни.

      К ним относятся и законы, разрешающие иностранцам открывать на территории страны всего два вида предприятий: акционерное общество открытого типа или общество с ограниченной ответственностью. К тому же процедуры открытия бизнеса, а также его продажи могут значительно затянуться. Если выбор страны для открытия бизнеса не принципиален, стоит многократно подумать, прежде чем начать деятельность в Королевстве. Возможно, другие страны Европейского Союза покажутся более интересными.

    "Финансы", N 3, 2001

    Очередной этап проведения налоговой реформы в Российской Федерации, связанный с постепенным введением в действие Налогового кодекса РФ, стимулирует интерес к налоговым системам развитых зарубежных стран. Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, является одной из них.

    Единая налоговая служба Швеции, созданная в 1971 г., помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет не только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается только поставить свою подпись и лишь в случае несогласия прийти разбираться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной.

    Налоговая служба постоянно и на высоком уровне проводит широкую разъяснительную и консультационную работу с налогоплательщиками.

    Кратко рассмотрим основные налоги Швеции.

    Налог на прибыль корпораций составляет 28%. В сравнении с другими развитыми странами это не высокий показатель. Но до 1991 г. он доходил до уровня 52%, т.е. был одним из самых высоких в Европе, а затем до 1994 г. составлял 30%.

    При исчислении прибыли применяется метод ускоренной амортизации оборудования: в первый год списывается 30% его стоимости, во второй - 35% остаточной стоимости, в третий и последующие годы - по 30% остаточной стоимости. Это действительно ускоренный метод, особенно в первые годы. Но не трудно заметить, что так до полной амортизации дело никогда не дойдет, поэтому после пяти лет может происходить списание оборудования.

    Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 25%, что выше среднеевропейского. Помимо основной ставки действуют насколько льготных: для продовольственных товаров - 21%; для туристических услуг, гостиничных услуг, экскурсий - 12%; для товаров культурного обихода, газет, журналов - 7%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров, освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Льготы так же распространяются на некоторые виды оборудования.

    Налог на доход с капитала уплачивается по ставке 30%. В понятие капитала включается, кроме ценных бумаг, процентов по вкладам, также владение землей.

    Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Несколько раньше в круг подакцизных товаров входили ковры русской работы.

    Налог с личного дохода в качестве временной меры впервые ввел король Карл XII. В 1902 г. была введена система прогрессивного подоходного налога с обязательным представлением налоговой декларации. В настоящее время подоходный налог с физических лиц состоит из двух частей: федерального налога и муниципального налога. Федеральный подоходный налог имеет необлагаемый минимум в размере 245 000 крон (к его уплате привлекается только одна треть из числа работающих на полной ставке). Граждане с доходом от 245 000 до 389 000 крон платят федеральный налог по ставке 20%, а с доходов свыше 389 000 крон - 25%. До 1991 г. федеральный налог имел градуированную шкалу ставок от 5% до 45%.

    Подоходный налог коммун колеблется в пределах от 27% до 34%. Необлагаемый минимум составляет 8,7 тыс. крон. Но по пенсиям необлагаемый минимум - 50 000 крон, т.е. на уровне минимальной пенсии. Из суммы налогов 19% идет в бюджеты коммун, остальная часть направляется лэнам (Швеция состоит из 24 лэнов и 289 коммун). На местном уровне решаются вопросы финансирования школ, больниц, органов социального обеспечения.

    Налог на наследство и дарение ступенчатый - от 10% до 60%. Наследство (дарение) до 200 000 крон для супругов и по 50 000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн крон.

    Большой интерес для нас, особенно в связи с введением в Российской Федерации единого социального налога (гл.24 Налогового кодекса РФ), представляют социальные платежи. Кстати, их уровень один из наиболее высоких среди развитых государств. Социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда составляют одну из крупнейших доходных частей бюджета. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда.

    Начисления на заработную плату

    Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше, а именно 39,3%.

    Данные цифры уточняются при формировании бюджета. Социальные платежи уплачивают как работодатели, так и наемные работники. Но не в одинаковой мере. Обычно работодатели платят 33%, наемный работник - остальное.

    Острой и пока нерешенной проблемой в России является налогообложение имущества. Поэтому остановимся на этом вопросе поподробнее.

    В Швеции налогом на имущество облагаются только физические лица, поскольку преобладает точка зрения, что обложение данным налогом юридических лиц нецелесообразно, т.к. это будет сдерживать развитие производства. В России это мнение высказывал еще в 1818 г. Николай Тургенев.

    Налог на имущество в Швеции основывается на оценочной стоимости, которая равна 75% рыночной стоимости. Ставка налога составляет 1,5% от оценочной стоимости для жилых домов, 1% для коммерческой недвижимости и 0,5% для промышленной недвижимости. В отличие от большинства стран налог на собственность в Швеции является государственным налогом. Оценка недвижимости регулируется Законом об оценке недвижимости от 1979 г. Стандарт оценки представляет собой истинное значение рыночной стоимости, получаемой при наилучшем использовании объекта недвижимости.

    Стоимость земли и стоимость зданий, строений и сооружений устанавливается отдельно друг от друга. Освобождаются от налога такие объекты, как здания оборонных учреждений, общественного транспорта, больницы, школы, здания, используемые для отдыха и спорта, здания представляющие культурный интерес, административные здания государства, графства, муниципалитета и т.д.

    Ежегодно проводится индексация оценочной стоимости. Это означает, что базовая стоимость пересчитывается с учетом коэффициента, основанного на тенденциях изменения цен и данных об уровне цен на определенный тип недвижимости в данном регионе. Объект недвижимости идентичен единице оценки. Иногда он может состоять из двух или более единиц оценки. Например , объект недвижимости, который включает в себя жилой дом и мастерскую, где владелец занимается каким-либо бизнесом, делится на две, а иногда и более единицы оценки в зависимости от использования различных частей собственности. Когда речь идет о здании, построенном на арендуемом участке земли, то здание будет составлять одну единицу оценки, а участок земли - другую единицу оценки.

    Швеция поделена на стоимостные зоны, где стоимость аналогичной собственности приблизительно одинакова. Общее число стоимостных зон для одно- и двусемейных домов приблизительно равно 7500, для коммерческой недвижимости зон - около 1000. Для объектов недвижимости, которые имеют особенно хорошее местоположение, существуют поправочные коэффициенты. Например , коэффициент для объекта недвижимости, расположенного на берегу озера или моря, составляет 2,0. Участок с красивым видом будет иметь поправочный коэффициент 1,5. Существует коэффициент для участков, которые не имеют инфраструктуры, как водоснабжение и канализация. Стоимость участка без водоснабжения будет на 8000 крон меньше.

    Оценочная стоимость строений зависит от их размера, возраста и качества.

    Размер определяется как жилая площадь с прибавлением 20% вспомогательной площади, которой считается полуподвальный этаж или гараж. Качество определяется как сумма характеристик, например оборудование и строительные материалы, которые использовались для строительства. Если на одном участке земли находятся два дома, стоимость второго уменьшается на 50%.

    Оценочная стоимость сравнивается с ценой реальных продаж объектов собственности.

    Основным фактором при определении стоимости земли является разрешение на строительство. В центральных районах города больше ценится возможность строить магазины и офисы по сравнению с возможностью строить жилые дома. В других районах города больше может цениться возможность строить жилые дома.

    Строения оцениваются или методом доходности (чаще всего), или методом строительных затрат.

    Сельскохозяйственная недвижимость классифицируется по следующим группам: обрабатываемые земли и пастбища, земли лесного фонда и непродуктивные земли, сельскохозяйственные постройки, жилые дома и земля под этими домами.

    Изменения на рынке недвижимости как на местном, так и на региональном уровне происходят регулярно и меняют оценочные стоимости, что вызывает необходимость их постоянного отслеживания и актуализации банка данных, а также пересмотра границ стоимостных зон.

    Информация о недвижимости внесена в кадастровую систему и хранится и используется как база данных. Каждая единица недвижимости получает обозначение стоимостной зоны, к которой она принадлежит. В каждую декларацию недвижимости впечатывается это обозначение стоимостной зоны и другая информация. Налоговой службой определяется и сообщается владельцу недвижимости ее оценочная стоимость.

    Остается добавить, что имущество стоимостью менее 900 тыс. крон от налога освобождено. При налогообложении учитывается суммарное имущество семьи в отличие от подоходного налога, где каждый подает налоговую декларацию.

    В России мы вплотную подошли к необходимости создания государственного реестра недвижимости и единой методики оценки собственности, в чем нам может оказаться чрезвычайно полезным шведский опыт.

    Виды начислений % к заработной плате
    На пенсионное обеспечение 13,0
    На медицинское страхование 8,43
    На народную пенсию (для обеспечения тех, у
    кого нет выслуги лет)
    5,86
    На пенсионную страховку 0,2
    На страхование от производственного травма-
    тизма
    1,38
    На превентивную защиту сотрудников 0,17
    На выплату пособий по безработице, финанси-
    рование переквалификации потерявших работу
    2,12
    На гарантию заработной платы при банкротст-
    ве компании
    0,2
    На страхование жизни 0,61
    На групповую страховку 0,95
    На пособия при увольнении 0,28
    На дополнительную пенсию 3,1
    На страховку от травматизма 1,0
    В гарантийный фонд 0,06
    Налог на пенсионные платежи 0,6