Методы и инструменты реализации антиинфляционной политики. Пути совершенствования антиинфляционной политики в рф. Виды и типы инфляции

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Для нахождения наиболее правильных путей преодоления инфляции необходимо знать и принимать во внимание исторический опыт борьбы с ней. Конкретные направления антиинфляционной политики зависят от причин, вызывающих инфляцию. Если причинами инфляции является факторы спроса, то проводится политика регулирования цен и доходов. Если инфляция имеет тип издержек, то применяется дефляционная политика. В рамках комплексного антиинфляционного регулирования применяются оба направления, как политика цен и доходов, так и дефляционная политика.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.

Конкретными методами антиинфляционной политики могут быть:

«шоковая терапия»;

Жесткое кредитное регулирование;

Регулирование ценообразования;

Совершенствование бюджетно-налоговой системы;

Регулирование валютного и финансового рынков;

Выпуск государственных ценных бумаг;

Замораживание и индексация вкладов населения и прочие мероприятия. При проведении шоковой терапии должны последовательно

осуществляться три основных этапа:

1. Разгосударствление собственности.

2. Создание конкурентной среды среди товаропроизводителей.

3. Либерализация цен.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет государственный банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на равновесное развитие экономики, а также смягчение ограничения денежной массы в обращении и улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста наименее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, также как и сокращение объема наличных денег. Улучшение структуры денежной массы предполагает более активное воздействие государства на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Под жестким кредитным регулированием подразумевается регулирование государством процесса выдачи кредита, направленное на его сокращение, за счет увеличения стоимости кредитных ресурсов, путем повышения размера учетной ставки и норм обязательных резервов по привлеченным средствам, хранимых в центральном банке.

В условиях борьбы с инфляцией одним из решающих фактором является наличие в руках у государства, в лице соответствующих структур, возможности управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при обязательном сохранении применения преимущественно свободных рыночных цен. В любой ситуации, и особенно в условиях инфляции, государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, товары первой необходимости, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию бюджетно-налоговой системы путем:

Сокращения количества взимаемых налогов;

Отказа от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

Пересмотра налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен;

Изменения методики налогообложения;

Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

Регулирования перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановки «бегства капитала» за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям.

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации руководителей государства и лидеров политических партий.

Несмотря на универсальный характер большинства методов антиинфляционной политики, на практике должны использоваться те из них, которые наиболее эффективно и точно отражают специфику инфляции в конкретной стране в конкретный момент времени.

Применительно к современной России следует помнить, что природа отечественной инфляции и причины, ее усугубляющие, весьма специфичны и не характерны для стран с классической рыночной экономикой. Здесь тесно переплетаются экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Специфика российской инфляции корнями уходит в то время, когда страна вступила на путь рыночных преобразований с инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов регулирования, соответствующих современным реалиям ее экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях затянувшегося финансового кризиса. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений, и безусловного выполнения существующего законодательства.


Похожая информация.


Сущность и виды антиинфляционной политики

Антиинфляционную политику можно разделить на активную и адаптивную:

  1. Активная антиинфляционная политика концентрируется на ликвидации причин, которые вызывают инфляцию.
  2. Адаптивная политика концентрируется на приспособлении к инфляционным условиям, значению ее негативных последствий.

Принято выделять несколько видов антиинфляционной политики, которые включают: фискальную, кредитно-денежную политику, гипотезу естественного уровня, монетаризм, фискальную политику, которая ориентируется на предложении.

Определение 1

Фискальная политика представляет собой политику манипулирования бюджетом, она включает правительственные расходы и налогообложение. Этот тип политики проводится для того чтобы достигнуть выдвинутых целей роста производства и занятости или уменьшить инфляцию.

Активная фискальная политика

Активная фискальная политика направлена на стабилизацию экономики, опирается на расширяющийся и сокращающийся сектор государства.

Среди методов фискальной политики можно выделить:

  • изменение реального производственного объёма, который способен повысить доход от всех главных источников поступлений налога, в том числе подоходных налогов, отчислений по социальному страхованию, налогов на прибыль корпораций, налог с продаж и налог с оборота. Одновременно с этим рост реального производства способен сократить реальный расход правительства по трансфертным платежам. Это происходит в основном через увеличение реального производственного объёма, который естественно снижает уровень инфляции.
  • Метод изменения уровня цен, при котором их рост воздействует на обе части бюджета государства, включая расходную и доходную часть. Если уровень реального объема производства неизменен, то происходит рост цен на наращивание государственных доходов от налогов. Можно сказать, что рост уровня цен способен сократить номинальный объем дефицитного бюджета государства, в реальных переменных данное сокращение будет еще более существенным.
  • Изменение процентной ставки, рост которой способен увеличить реальный расход по погашению долга государства. Данное увеличение лишь частично может быть компенсировано через рост номинальных доходов органов государства в виде наращивания нормы процентной банковской учётной ставки. В целом рост номинальных процентных ставок наращивает, как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
  • Автоматическая стабилизация, при которой производители наблюдают оживление, реальный рост объема производства, рост уровня цен и сокращение безработицы.

Данные явления способствуют пополнению бюджета государства в его реальном исчислении. При наступлении определенного экономического темпа роста реального производства его объем может быть замедлен и происходит рост безработицы. В этом случае темп инфляции снижается, даже при сокращении деловой активности недостаточно масштабной для вызова снижения уровня цен.

Так как встроенные механизмы налоговой и бюджетной системы в экономике компенсируют изменение общего объема и структуры плановых затрат инвестиций, данные составляющие бюджета такие, как подоходный налог и пособие по безработице называют автоматическими стабилизаторами. Автоматические стабилизаторы являются средствами для смягчения реакции экономической системы по изменению объемов потребления плановых инвестиций в частном секторе и сальдо экспортных и импортных операций.

Денежно-кредитная политика ограничения предложения денег с целью снижения расходов и сдерживания инфляционных давлений использует политику дорогих денег.

Смысл данной антиинфляционной политики состоит в снижении резервов коммерческого банка. Традиционный инструмент денежно-кредитной политики, который влияет на размер и структуру денежной массы, представлен операциями на открытых рынках ценных бумаг, дисконтных ставок, учетной процентной политики, нормами обязательного резерва, валютной политикой, таргетированием инфляции.

Методы антиинфляционной политики

Методы антиинфляционной политики при борьбе с процессами инфляции могут быть представлены индексацией, которая подразумевает, что налоги, зарплата, долги, процентные ставки становятся к инфляции нечувствительными, когда в ответ на изменение цен происходит корректировка номинального денежного платежа.

Если это делается через установку более высоких номинальных зарплат, цен и процентных ставок, то моментальные контракты продолжают действовать в сторону роста издержек даже после того момента, когда в определенных частях экономики инфляция замедляется.

При этом если заработная плата, размер процентной ставки или цены в договоре или контрактах имеют отношение к темпу инфляции, то движение синхронизируется с изменением общего уровня цен. По этой причине, если индексация распространяется повсеместно, то темп инфляции быстро реагирует по линии роста совокупного спроса, а также замедлится сама инфляция.

В этом случае инфляционные процессы в экономике, которые вызываются резким нарушением предложения, а не избыточным положением спроса, процесс индексации ухудшает, а не способствует улучшению положения в стране.

Замечание 1

Индексация обладает тенденцией сведения всех цен и ставок зарплаты к средней величине и затрудняет корректировку относительной цены.

Если рассматривать такой метод, как таргетирование инфляции, то он заключается в установке целевых показателей. Центральный банк обязан последовать одному цифровому показатели инфляции или его установленному диапазону.

Таргетирование концентрируется на укреплении доверия к этому финансовому рынку, поскольку отражает, что низкие уровни инфляции является главной целью политики регулирования финансовых рынков государства. При этом таргетирование инфляции не является эффективным в таких государствах, которые не обладают устойчивыми финансовыми рынками.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования

«Северокавказский государственный технический университет»

Кафедра «Финансы и кредит»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему «Формы и методы антиинфляционной политики »

Ставрополь 2007


Введение

1. Методы стабилизации денежного оборота

2. Денежные реформы

3. Основные направления российской антиинфляционной политики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Инфляция относится к системе общеэкономических категорий и проявляется в тех общественно-экономических формациях, в которых существуют товарно-денежные отношения. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Характер товарного производства оказывает влияние на проявление инфляции и ее социально-экономические последствия. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. Правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей.

Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.

Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:

– как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;

– как любое обесценение бумажных денег;

– как повышение общего уровня цен;

– как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Но если она выходит из-под контроля, это может привести к ужасным последствиям. Поэтому правительства всех государств с рыночной экономикой используют эффективную в том или ином случае антиинфляционную политику. То, какие формы и методы антиинфляционной политики существуют, мы рассмотрим в данной работе.

1. Методы стабилизации денежного оборота

Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию (например, сократить денежную массу). Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценения денег государство разрабатывает антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции путем регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики. Она способствует соблюдению равновесия государственного бюджета, взвешенности распределения доходов, целесообразности политики центрального банка и формированию инфляционных ожиданий у граждан страны.

Целью антиинфляционной политики является ослабление негативных социально-экономические следствий инфляции.

Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая).

Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводится путем разработки долговременной программы регулирования прироста денежной массы, снижения бюджетного дефицита, защиты национальной экономики от внешних инфляционных воздействий и т. д.

Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов влияния на рост цен и увеличение денежной массы.
Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти, хотя, по существу, значительную часть ее должно нести правительство. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно-кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствий гиперинфляции могут использоваться денежные реформы. Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции, вызванной ростом издержек, предполагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего привносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности неденежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования, через сокращение денежной массы относительно роста цен, также является стабилизация денежного оборота.

В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.

1. С точки зрения продолжительности и радикальности антиинфляционных мер, существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции, либо использования денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии как более радикального способа решения проблем.

2. Ориентация па постепенное снижение темпов инфляции предполагает небольшое, плавное снижение денежной массы с использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты, как обязательные резервы, учетная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность центрального банка на рынке валюты. По подсчетам специалистов, только снижение процентной ставки с 5 до 1 % теоретически должно привести к увеличению монетизации с 12,9 до 15 % ВВП. Десятипроцентное падение инфляции (с 15 до 5 %) при сохранении неизменных реальных равновесных ставок эквивалентно увеличению спроса на деньги на 1–2,5 % ВВП. Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержки предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры, что означает использование немонетарных факторов инфляции. В случае применения денежной реформы или варианта «шоковой терапии», денежно-кредитная система страны будет подвергнута жесткому, ускоренному изменению.

Варианты применения различных методов зависят от приоритетов антиинфляционной политики. Если она рассчитана на сокращение или увеличение денежной массы или государство старается управлять инфляционным процессом в соответствии с темпами инфляции, то и используемые методы будут рассматриваться в каждом из приведенных случав по особому.

3. Антиинфляционная политика, нацеленная на корректировку величины денежной массы, может брать за основу два возможных варианта действия центральных банков в сфере денежно-кредитной политики: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция – для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции.

4. Методы нейтрализации инфляции в зависимости от ее темпов
будут иметь другие приоритеты. Так, при ползучей инфляции оправданы меры, предупреждающие ее дальнейший рост. Во время галопирующей инфляции эффективным считается использование селективных (выборочных) методов соответствующих ее виду. Чтобы установить пропорции роста заработной платы и цен, применяется, например, индексация доходов. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь предполагает сочетание различных способов ее регулирования, учитывающих, что интенсивное ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблеем, например роста безработицы и спада производства.

Важнейшими проблемами экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот (что верно для краткосрочного периода). Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политика, для повышения – предпочтение отдадут политике доходов.

Чтобы рассмотреть методы, используемые в этих случаях, необходимо проанализировать их противодействие инфляционным изменениям с позиций факторов инфляции спроса и инфляции издержек. Остановимся на этом более подробно, выделив следующие сферы регулирования:

2) доходы (издержки);

3) производство.

1. Регулирование спроса осуществляется путем проведения дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, использует денежно-кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения такой политики инфляция снижается за счет уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиления налогового бремени. Дефляционная политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, ограничение бюджетного дефицита и курса национальной валюты.

Историческим примером манипуляции с деньгами, намеренно осуществляемой федеральным правительством для искусственного ограничения расходов, является применение особых мер в первые годы правления администрации президента США Франклина Рузвельта. Главная задача стимулирования восстанавливаемой после Великой депрессия 1929–1932 гг. экономики заключалась в повышении общего уровня цен, для чего предусматривалось прекращение размена на золото, снижение золотого содержания денежной единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег, или гринбеков.

При регулировании денежной массы государство ограничивает или уменьшает количество денег в обращении и с помощью ужесточения условий эмиссии, а также в результате роста цен начинает замедлять и при прочих равных условиях регулировать инфляцию.

Кроме того, государство учитывает то, что рост цен находится в прямой зависимости от скорости оборота денег. Для того чтобы деньги стали дороже, и снизился инвестиционный спрос, государство должно замедлять оборот путем повышения ставки рефинансирования (величины процента), по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, и увеличивать норму обязательных резервов, которую коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Кроме того, замедляют скорость денежного оборота: «бегство» потребителей от дешевых денег, применение «валютного коридора», а также ревальвация национальной валюты.

Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов выступают: сокращение военных расходов, снижение затрат на содержание государственного аппарата и уменьшение финансирования социальных выплат. Чрезвычайно жесткая дефляционная политика, проведенная в России в период перехода к рыночным отношениям, привела к тому, что по итогам 1995 г. коэффициент монетизации составил всего 13,5 % вместо допустимого по российскому законодательству уровня – 50 %. Результатом искусственного сжатия денежного предложения стали задержки выплат заработной платы, пенсий и других социальных пособий. В рамках всеобщего платежного кризиса развилась система взаимозачетов и стагнация производства.

Основными отрицательными следствиями дефляционной политики является:

Замедление экономического роста, вызываемое сокращением инвестиций;

Расширение бартерных отношений во взаиморасчетах;

Усиление дефицита бюджета государства за счет снижения налоговых поступлений;

Развитие кризисных явлений в экономике страны;

Увеличение социальной напряженности общества,

Поэтому в 60–70‑х гг. ХХ века многие страны либо отказывались от антиинфляционной политики спроса, либо проводили ее весьма сдержанно.

2. Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или установление пределов роста доходов и цен сокращает денежную массу относительно возрастающих цен. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызываемое ими увеличение цен. Поскольку политика цен и доходов означает административную стратегию борьбы с инфляцией, ее вариантом можно считать известный истории способ борьбы с обесценением денег, проведенный Наполеоном. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше номинала цены в бумажных деньгах каралась тюремным заключениём на срок шесть лет, шесть месяцев спустя – 20 годами тюрьмы, а спустя еще два года любому французу, осуществлявшему инвестиции за рубежом, грозила гильотина.

Сгладить влияние инфляция на сокращение занятости населения в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом развития и только на короткие периоды позволяет также разработанная в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией позволяет выявленная закономерность: при превышения уровня безработицы более чем на 2,5–3 % происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливания безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы, при которой снижение инфляции на 1 % повышает безработицу в течение года на 2 % более своего естественного уровня, а реальный ВНП уменьшается на 4 % по сравнению с потенциальным. Показательно, что в 2004 г. инфляция в развитых странах мира усилилась, хотя и осталась умеренной, при этом уровень безработицы в США и Японии возрос.

При всех положительных факторах этого метода он не всегда является социально приемлемым, ибо при достижении естественного уровня безработицы инфляция как бы по инерции некоторое время еще продолжает усиливаться.

Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая их уровень в определенных пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Подобные способы контроля приемлемы для всех ведущих развитых стран. Так, в ФРГ примерно половина цен розничного товарооборота, включая продовольствие, испытывает на себе воздействие государства. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран, где она обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.

Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому контроль за ними необходим для создания конкурентной среды. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.
Опыт использования политики цен и доходов США, Скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводится в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960‑х гг. США пережили сначала инфляцию спроса, затем издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела, экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.

Политика цен и доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению неконтролируемого роста цен, а также адаптирует потребителей к определенному уровню инфляции.

3. Конкурентное стимулирование производства осуществляется путем проведения фискальной политики и воздействия на цены и спираль «заработная плата – цены». Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию, могут проводиться избирательно. В США, например, при администрации Р. Рейгана отрасли с низкой конкуренцией (черная металлургия, автомобилестроение, текстильная и обувная промышленность) были лишены государственной поддержки. Это привело к росту конкуренции, укрупнению компаний и ослаблению инфляционной спирали «заработная плата – цены».

Значительное снижение налогов на корпорации означает прямое стимулирование предпринимательства. Так, в результате сокращения налогов и огромного роста военных расходов дефицит бюджета США при работе администрации Рейгана достиг 200 млрд. долл. Перекрыть его инфляционное воздействие за счет денежного рынка (т. е. сбережений предприятий и населения) удалось благодаря взвинчиванию процентных ставок и привлечению иностранного капитала.

Уменьшение темпов инфляции путем параллельного применения различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня населения.

2. Денежные реформы

Денежные реформы так же являются формой антиинфляционной политики государства.

Денежные реформы – это упорядочение денежной системы путем изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран мира после войн, революций и других катаклизмов. Необходимость их проведения обусловливается расстройством денежной системы, изменением политического устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц.

Результативность денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы денежная реформа сопровождалась созданием условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной сферы страны (в том числе изменением порядка эмиссии, обеспечением банкнот и др.) В современных развитых странах антиинфляционные программы стабилизации и проводимые денежно-кредитные политики фактически заменяют денежные реформы.

Существующие денежные реформы подразделяются на четыре вида:

1. Нуллификация – аннулирование обесцененной обращающейся и введение новой денежной единицы. Например, в Германии 1920‑х гг. в результате послевоенной гиперинфляции значительно обесцененная рейхсмарка была аннулирована. Одна новая марка, введенная в обращение в 1924 г., обменивалась на 1 трлн. старых рейхсмарок. После Второй мировой войны в странах, проводивших денежные реформы (Бельгия – 1944 г., Франция, Дания, Голландия, Норвегия – 1945 г., Греция – 1944–1946, Япония – 1946, Австрия – 1947 г.), старые денежные знаки объявлялись недействительными и в ограниченных размерах обменивались на новые. Аргентина в конце 80 – начале 90‑х гг., прибегала к нуллификации практически ежегодно.

2. Ревальвация (реставрация) − восстановление стоимостного содержания денежной единицы до прежней величины. Так, повышение золотого содержания национальной валюты происходило в ходе денежных реформ 1821 и 1924 гг. в Великобритании и в 1879 г. в США. Неоднократные ревальвации ФРГ проводила в рамках как Бреттон-Вудской (1961, 1969 и 1971), так и Европейской валютной системы.

3. Девальвация – уменьшение стоимостного содержания денежной единицы. В 1949 г. была осуществлена одновременная девальвация 37 валют к доллару США на 12–30,5 %. Это резко усилило покупательную способность доллара в Европе и одновременно увеличило задолженность европейских стран Соединенным Штатам. Вторая массовая девальвация была проведена в конце 1967 г. Великобританией и 25 другими странами, когда курс валют понизился до 5 –25 %.

4. Деноминация – увеличение стоимостного содержания денежной
единицы путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в
СССР в 1961 г., когда деньги обменивались в соотношении 1: 10, и в России в 1998 г., когда деньги обменивались как 1: 1000.

Исторически денежные реформы проводились как в условиях металлического денежного обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы использовались при переходе от одного денежного товара или типа денежной системы к другому: в 16 – 17 веках медные деньги заменялись серебряными. Первая мировая война и кризис 1929–1933 гг. привели страны мира к реформам, отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег.

В ходе исторического развития денежные реформы не только расширяли сферу охвата, но и принимали новые формы. Так, после Второй мировой войны во многих странах мира борьба с инфляцией проводилась с использованием метода «шоковой терапии», который означал, что обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги (с целью резкого уменьшения массы бумажных денег) сопровождается также временным (полным или частичным) замораживанием банковских вкладов населения и предпринимателей.

Показателен в этой связи пример использования «шоковой терапии» в Западной Германии, где в июне 1948 г. был совершен переход от карточной системы распределения продуктов к рыночному ценообразованию. Проведенная денежная реформа носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70 % их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие – 60 немецких марок. В результате реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, был ликвидирован государственный долг, снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок товаром, что и остановило инфляцию.

В 1949–1950 гг. «шоковая терапия» была использована в Японии. Переход на свободное ценообразование с проведением земельной реформы и разукрупнением монополистических гигантов сопровождался использованием таких антиинфляционных мер, как ликвидация дефицита государственного бюджета, отказ от субсидий убыточным предприятиям, замораживание части вкладов, ужесточении условий кредитования.

В советской истории в условиях нэпа был также применен свой вариант «шоковой терапии». Новая экономическая политики на фоне послевоенной разрухи привела к быстрому оздоровлению экономики и насыщению рынков потребительскими товарами, однако крайне жесткие экономические меры потребовали серьезных жертв со стороны бёднейших слоев населения. За 1922–1924 гг. была проведена денежная реформа (введен червонец), ликвидирован дефицит государственного бюджета, ограничен кредит и остановлена денежная эмиссия, сокращены государственные расходы. В результате с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. розничные цены снизились на 20 %, а в ряде отраслей закрылось до трети предприятий.

Новое применение метод «шоковой терапии» нашел при переходе части стран СЭВ от административной к рыночной экономике. Введение в административную экономику рыночных структур неизбежно приводило к появлению длительной и высокой инфляции. Рост цен принимал разрушительные формы. Правительства в этих условиях вынуждены были применять непопулярные меры замораживания заработной платы, проведения денежной реформы и т. д. Так, в Югославии в конце 1980‑х гг. обострился кризис системы, ориентированной на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника, что значительно ослабило инвестиции. Кризис вызвал рост безработицы, раздувание коллективами заработной платы и усиление инфляционных тенденций. Гиперинфляция 1989 г. в Югославии достигла четырехзначных цифр. С помощью «шоковой терапии» гиперинфляция была преодолена, увеличена конкурентоспособность экономики, национальная валюта стабилизировалась и стала первой в Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция вновь усилилась, заметно снизился жизненный уровень населения, возросла безработица и произошел распад государства. В Польше с конца 1989 г. было введено свободное ценообразование при временном замораживании заработной платы. После восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции, был преодолен товарный дефицит. Однако при этом жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10 %.

3. Основные направления российской антиинфляционной политики

Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутри российского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверх монополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займы и т. д.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

С 1992 г. проблемы высокой инфляции и меры борьбы с ней выдвинулись в финансово-экономической политике России на первое место. Очевидно, что резкий рост цен был вызван именно процессом их либерализации, так как к началу реформ российская экономика носила в основном монопольный характер.

Основными направлениями российской антиинфляционной политики в этих условиях являются регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление высокой инфляции в России с помощью только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объеме появились платежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост и может вернуться на уровень гиперинфляции. Во-вторых, повышение государственных расходов при недостаточном уровне доходов вынуждает правительство прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке, что также приводит в итоге к увеличению денежной массы. Оба фактора означают возможность возрождения новых инфляционных скачков цен. Таким образом, высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что результативность мер борьбы с инфляцией неразрывно связана с выбором целей и путей их достижения. Здесь можно выделить два диаметрально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый связан с последовательным проведением в жизнь монетаристской программы финансовой стабилизации по рекомендациям Международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой
кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках называемой внутренней его конвертируемости.

Второй способ принципиально отличен от первого. Он обосновывает необходимость использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели. Кстати, именно второй способ подразумевает активное воздействие государства, включая временное замораживание или прямое сдерживание роста цен и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.

Анализ обоих вариантов показывает, что необходим набор методов, в котором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВНП), так и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики, играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восстановление банковской системы, для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это применяется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ).

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

Заключение

Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что наиболее серьезную угрозу для экономики представляет гиперинфляция, которая несет в себе разрушительные последствия вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, в результате идет массовое переключение на торгово-посредническую, деятельность, фирмам становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, а это, в свою очередь, ведет к усилению инфляционного давления. В итоге начинается общее сворачивание производства, при котором нормальные экономические отношения попросту разрушаются. В этих условиях неизвестно, какую цену необходимо назначить на товары, поэтому нарушаются и кредитные отношения. Заниженная реализация приводит к снижению налоговых поступлений, в результате растут дефицит бюджета и государственный долг и деньги фактически перестают выполнять свои функции. В конце концов наступает кризис в финансово-денежной сфере, при котором как производство, так и обмен попросту останавливается. И в итоге может наступить не только экономический, но и социальный хаос.

Следовательно, только действенная антиинфляционная политика может помочь снизить темпы роста инфляции и преодолеть все последствия инфляции. Инфляция-это закономерное и естественное явление, но когда начинается гиперинфляция, это явление превращается в бедствие. И только своевременная и качественная антиинфляционная политика государства сможет помочь.


Список использованной литературы

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебн. пособие‑М. Институт междунар. Права и экономики, 2003.

2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. Учебник, М. Финстатинформ, 2004.

3. Деньги, кредит, банки. Учебник для вузов ∕ Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Г. Литвиненко ∕ Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова – 3-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Деньги, кредит, банки. Учебник для вузов ∕ Под ред. Проф. О.И. Лаврушина, изд. 2‑е, М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Кассель Г. Инфляция и валютный курс. М., 2005.

6. Курс переходной экономики. ∕ Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 2004.

7. Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование. М.:Финансовая академия при Правительстве РФ. 2004.

8. Современный экономический словарь. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева М.: ИНФРА‑М, 2006.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2004.

10. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2005.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности, путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

конверсию военного производства;

развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Существуют два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспособного спроса;

политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.;

гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность;

совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования;

внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;

борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

по-новому строить бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода, например 3-5 лет;

понижение процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

проведение благоприятствующей рынку промышленной политики, поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип "чем меньше государства в экономике, тем лучше";

выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.

Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей :

привести в соответствие товарную и денежную массы и ввести новую национальную денежную единицу;

остановить сползание экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению введенной национальной денежной единицы;

ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано "замораживание" ее и, соответственно, потребительских цен;

установить жесткие пределы эмиссии новых денежных знаков, а также осуществить строжайший контроль за движением наличной и безналичной денежной массы;

стабилизировать экономическим путем валютный курс введенной национальной денежной единицы при условии, что на первом этапе реформы ее обменный курс будет относительно жестким по отношению к сильным валютам.


Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.
Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) при помощи жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции) регулированием сальдо платежного баланса и валютного курса.
Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер.
115 I
Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т.п.)
Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте - на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если та носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псев- доантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.
Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка, и соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.
Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать производство приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.
I 116
Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы - это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения, поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.
Кейнсианцы видят в умеренной инфляции обеспечение стабильного экономического роста. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного перегрева экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.
В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.
Опыт западных стран 60-х гг. XX в. свидетельствует, что целесообразно осуществлять не разрозненные меры по стабилизации денежного обращения, а планы стабилизации, основанные на координации основных методов регулирования экономики и денежного обращения, в частности с учетом специфики каждого государства.
Например, в странах СНГ инфляция существует в переходный период, когда еще не работает механизм цивилизованной рыночной экономики. При этом спад производства, политическая нестабильность, реальное отсутствие государственных и экономических границ подхлестывают инфляционные процессы.
Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К самым общим мерам сдерживания инфляции можно отнести:
  • оздоровление экономики;
  • наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования, основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора;
  • нормализацию торговли, так как повышение цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
  • активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп1 или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в стране по повышенным ценам;
  • конверсию военного производства;
  • развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.
Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:
  1. дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платеже-
1 Вид финансовых сделок, в которых покупатель (продавец) валюты, ценных бумаг в момент покупки (продажи) берет на себя обязательство через какое-то время продать (купить) эту валюту, ценные бумаги.
I 118 спобного спроса. Однако дефляционная политика применима только в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого перегрева экономики. Дефляционные меры часто вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;
  1. политика доходов, применяемая при стагфляции и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые рыночники, являющиеся сторонниками нерегулируемого рынка и не согласные с тем, что в рыночной экономике действуют два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.
К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:
  • ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;
  • оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых и финансовых компаний и т.п. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;
  • гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но
119 I
для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть направлена на то, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;
  • совершенствование денежного обращения на основе синтеза рыночного и государственного регулирования. Это достигается совершенствованием структуры денежной массы, внедрением безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использованием нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов (например, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм);
  • использование внешних факторов стабилизации национальной денежной единицы, в частности стабилизации торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;
  • борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.
Исходная база разработки антиинфляционной программы включает оздоровление денежного обращения - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Не случайно ведущие экономисты говорят, что цивилизованный свободный рынок имеет границы, определяемые законодательством.
В то же время различия во взглядах между научными школами по поводу стабилизации экономики остаются. Так, монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.
Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы. При этом ортодоксальные кейнсианцы полагают, что сокращение инфляции достижимо не путем контроля за денежным спросом и заработной платой, а за счет увеличения производственного импорта, что требует экспансионистской политики центральной власти, в особенности высокого бюджетного дефицита. Они считают, что увеличение правительственных расходов, а также социальных выплат ведет к росту прибылей
I 120 предприятий, что в свою очередь увеличивает инвестиции и ускоряет выход из спада.
В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующие положения (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Основные положения компромиссной программы монетаристов и кейнсианцев
Многие экономисты считают, что стабилизировать денежное обращение можно путем повышения оптовых и розничных цен, или так называемой либерализацией цен, а также посредством расширения объемов производства продукции и платных услуг.
Однако повышение оптовых цен ведет к возникновению у предприятий «лишних» денег (в безналичной форме), которые в дальнейшем начинают воздействовать на наличный денежный оборот. В свою очередь повышение розничных цен, так же как и рост объемов производства продукции, не ведет к устранению общего дефицита, если в государстве остаются «лишние» деньги. Характерно, что в развитой рыночной экономике денежное обращение регулируется путем использования учетной ставки центрального банка, операций на открытом рынке ценных бумаг, нормативов обязатель-
121 I
ных банковских резервов, установления стандартов банковской ликвидности.

Еще по теме Антиинфляционная политика: формы и методы:

  1. 11.3. Кредитно-денежная система\r\nи кредитно-денежная политика
  2. Антиинфляционная политика. Методы стабилизации денежного оборота
  3. Инфляция, ее социально-экономические последствия и антиинфляционная политика в условиях российской экономики.
  4. 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.
  5. 10. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -