«Корабль на Тульской»: Дом длиною в эпоху (Мск). Корабль

«Корабль на Тульской»: Дом длиною в эпоху (Мск). Корабль

Дитя своего застойного времени — огромный и несуразный — дом № 2 на Большой Тульской улице традиционно лидирует в рейтингах на «самое уродливое здание столицы» или «дом, который надо снести». Задуманный архитекторами как «корабль», белоснежный круизный лайнер с палубами-балконами на верхних этажах, он и сейчас поражает своими размерами, но посерел, обрюзг и многим напоминает пенсионера. И как многие старики, «Корабль» живет воспоминаниями и бережно хранит тайны о замурованных в его стенах кладах и потайных комнатах КГБ.

Дитя своего застойного времени - огромный и несуразный - традиционно лидирует в рейтингах на «самое уродливое здание столицы» или «дом, который надо снести». Задуманный архитекторами как «корабль», белоснежный круизный лайнер с палубами-балконами на верхних этажах, он и сейчас поражает своими размерами, но посерел, обрюзг и многим напоминает пенсионера. И как многие старики, «Корабль» живет воспоминаниями и бережно хранит тайны о замурованных в его стенах кладах и потайных комнатах КГБ.

Гигантомания даже в названиях

Ни одно здание в Москве не получило за свою историю такого количества прозвищ, причем заслуженных - «Дом атомщика», «Большой дом», «Корабль», «Титаник», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб», «Длинный дом». Большинство из них отражает внешний облик здания. Девять подъездов, 18 фактических этажей, из которых первый - сам высотой с приличную пятиэтажку - занят инфраструктурой, от детского сада до супермаркета, и огромными арками, где гуляет ветер, три этажа технических и 14 жилых с 980 квартирами. Растянувшись на 400 метров вдоль доброй половины Большой Тульской улицы, «Дом-корабль» расположился около выхода из станции метро «Тульская». Но упаси вас бог искать здесь какую-нибудь контору, не зная номера подъезда! Можно проплутать около часа.

Что касается других прозвищ, то, например, «Домом холостяка» его называли из-за большого количества однокомнатных квартир, которые в годы застоя могли получить граждане, не успевшие обзавестись семьей. А у названия «Дом атомщика» даже три подтекста. С одной стороны, проект делали по заказу министерства машиностроения, и квартиры давали, в числе прочих, и тем, кто трудился на оборонную промышленность, «атомщикам». По второй версии, прораб этого здания раньше строил лишь атомные станции, поэтому внес в проект коррективы, позволяющие дому выстоять в любые катаклизмы - начиная от землетрясения и заканчивая ядерной войной. Впрочем, эта версия все же маловероятна, ибо слабо верится, чтобы прораб решал, каким должен быть фундамент, мог добавлять колонны для усиления сейсмоустойчивости, а также по собственной инициативе сделал все углы не по 90-градусов, а по 87 и 93, для препятствования складыванию.

Третья версия прозвища больше похожа на правду, так как конструкции - внешние и несущие стены, перекрытия и балки - действительно делали из очень прочного железобетона на оборонных заводах атомной энергетики. А вот «Титаником» дом стали все чаще называть уже в последние годы, после того, как за ним перестали следить, а жильцы застеклили окна и балконы разномастными рамами, да вывесили на всеобщее обозрение кондиционеры и антенны.

Конец эпохи конструктивизма

Для конца 60-х годов идея «Дома-корабля» была инновационной. Позаимствовав проект у почти дружественных финнов, советские архитекторы адаптировали его под отечественные реалии. Этим сложным и неблагодарным делом занимался авторский коллектив - В.Д. Бабад, В.Л. Воскресенский, Л.В. Смирнова и В.Ш. Барамидзе. Всеволод Воскресенский был руководителем мастерской № 5 в «Моспроекте», до этого много лет проработал в архитектурной мастерской другого известного архитектора - Ивана Жолтовского.

«Перу» Воскресенского принадлежат многие эпохальные строения в Москве, в том числе и самый длинный дом в столице, его еще называют «Дуга Воскресенского» (здание Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники, бывшего головного института Минрадиопрома по вычислительной технике, на Варшавском шоссе, длина около 600 м). Он считается мастером не только «долгих» домов, но и монотонных фасадов (например, фасад Монетного двора - тоже одна из работ Воскресенского).

Однако архитектурные критики предполагали, что на самом деле «Дом на Тульской» - это продолжение идеи архитектора-конструктивиста Моисея Гинсбурга, создавшего в 1928-1930 годах знаменитый «Дом Наркомфина» на Новинском бульваре. Своеобразный ответ архитекторов эпохи застоя своим предшественникам. Пусть реалии изменились, в 60-70 годах уже было понятно, что никто не будет ходить разогревать еду на общую кухню (в «Доме Наркомфина», в частности, предполагалось, что жильцы будут питаться коллективно, также как и развлекаться, и стирать белье), но основная мысль осталась та же.

В доме должно быть много самых разноплановых квартир, от маленьких «однушек», до двухуровневых четырехкомнатных, и все остальное, необходимое для жизни - детский сад, прачечная, гастроном, кафе и прочая. Именно по этому пути пошли архитекторы, запроектировав в здании самые разные по планировкам и метражу квартиры. После этого современным девелоперам сложно утверждать, что жилые комплексы с качественной инфраструктурой - их инновация.

По задумке архитектора, «Дом-корабль» на Тульской не должен был оставаться в одиночестве, напротив он планировал реализовать такой же проект, но к окончанию строительства его широкие градостроительные замыслы уже некому было поддержать: началась перестройка. Фактически, на этом здании эпоха конструктивизма в Москве закончилась.

Стройка длинной в два десятилетия и ее последствия

Дом строили почти два десятилетия, строительство началось в начале 70-х, первых жильцов заселили в 1981 году, а последний подъезд с магазинами сдали в эксплуатацию уже после окончанием советской эпохи, в 1992-1993 годах. Любопытно, что сперва возвели крайние, южные подъезды, потом северные, а центральные дорабатывали уже в самом конце. То есть, в южной стороне здания люди уже много лет жили, а северная часть продолжала строиться. Причем достраивали его уже не профессиональные строители, а солдаты стройбата, что, естественно, не могло не отразиться на качестве.

Например, если жительница девятого подъезда, Анна Л., рассказала порталу ГдеЭтотДом.РУ, что никогда не испытывала проблем из-за качества строительства. «Ни с канализацией, ни с отоплением мы никаких забот не имели. Поставили пластиковые окна почти самыми последними, просто старые смотрелись несовременно совсем. А так и не дуло, и шума не было слышно», - объяснила она. Изначально окна ставили с толстыми, в 6 мм шириной, стеклами, их разделяли большими межрамными пространствами, а со стороны Большой Тульской улицы добавляли шумоподавляющие фрамуги. Для шумо- и теплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов в доме делали двойные стенки с пустотой внутри.

Но не всем жильцам так повезло. Ирина Г., недавно купившая квартиру в третьем подъезде, получила строительный брак по полной программе: когда стали менять окна, выяснилось, что держались они «на честном слове и одном гвозде», батареи не грели, а на выравнивание стен и пола потратили огромное количество материалов и т.д. «Да ладно, у нас еще нормально все получилось. А вот сосед стал ремонт делать, и вытащил из стены, вы не поверите, телогрейку! Ее строители, наверное, туда замуровали», - удивляется Ирина.

Но для своего времени у проекта было много интересных инженерных решений, пусть и оказались они в итоге не очень удобны для жильцов. Странно устроена система водоснабжения: в одной квартире может оказаться три стояка, причем, перекрыв свои стояки, жилец не знал, выключает он воду только в своей квартире, или еще у соседей. Отопление тоже было сделано не по уму, с одной стороны, батареи не портили внешний вид, так как были убраны в пилоны и за них, с другой стороны, в случае аварии и протечки последствия и сметы на ремонт могут быть непредсказуемы.

Никто не понимает, откуда в подвале магазинов, расположенных на первом этаже, появляется вода. По словам жильцов, там стоят насосы, которые ее постоянно откачивают. «Мы пытались это выяснить, но толковый ответ так никто и не дал. Сказали, что геологические изыскания показали отсутствие грунтовых вод, кто-то говорит, что здесь было какое-то подземное озеро, но нам кажется, это происходит из-за неправильно организованной системы водоснабжения», - рассказал Николай К.

Фантастика и грубая реальность от спецслужб

На странный дом не могли не обратить внимание и литераторы-фантасты. Антон Городецкий, герой «Дозоров» Сергея Лукьяненко, пытаясь отыскать следы девушки с черной воронкой «инферно», встреченной им в метро, очень нехорошо себя чувствует рядом с «Домом-кораблем». «Дурацкая станция, дурацкий район. Рынок, помпезный небоскреб налоговой полиции, огромный жилой дом. Темных эманаций вокруг было столько, что найти след черной воронки становилось проблематичным», - думает Городецкий.

Не обошел своим вниманием этот дом и Вадим Панов. В его «Наложницах ненависти» на крыше «Титаника» люды пытаются расправиться с хорошим, правильным вампиром Захаром Треми. Распятый, измученный Захар смотрит на прыгающие по синим окнам стоящей напротив высотки налоговой инспекции солнечные зайчики, и ждет рассвета, т.е. смерти. Вампира, конечно, спасли, но осадок остался. Ладно бы какую-то другую сцену на этой крыше придумали - про любовь, например. Но, видимо, эманации дома не настраивают литераторов на романтику.

Из слухов, к литературе отношение не имеющих, жители вспоминают клад, который якобы нашли на месте сносимых домов, где раньше стояла сберкасса. Впрочем, находка вряд ли принесла кому-то удачу, всего лишь много связок бумажных денег, после революции свою актуальность, увы, утративших. А вот истории о потайных комнатах, замурованных в недрах «Дома-корабля», скорее всего, являются правдой. Во всяком случае, об этом рассказывали все собеседники портала ГдеЭтотДом.РУ. Впрочем, никто из них лично таких комнат не видел. Говорят, что комнаты эти небольшие, с окнами, но без дверей.

У их происхождения тоже есть две версии. По первой, после строительства дома решили соблюсти нормативы выдачи квадратных метров на душу, и те помещения, которые не укладывалось в определенные советскими властями рамки, просто замуровали. Критики эта версия не выдерживает. По второй, замурованные комнаты - дело рук советских спецслужб, которые хотели контролировать жильцов дома, имеющих отношение к оборонной промышленности. Сперва там стояла звукозаписывающая аппаратура, которую в дальнейшем за ненадобностью изъяли. Ну, а помещения, стоящие на балансе КГБ и ее последователей, оказалось проще замуровать, чем как-то использовать.

Цены и предложения

Сегодня приобрести здесь квартиру несложно: на продажу в «Корабле» выставлено около десятка квартир, правда, только «однушки» и «двушки». Средняя стоимость квадратного метра - 187 000 рублей, цена однокомнатной варьируется от 5,8 до 7 млн рублей, двухкомнатная обойдется в 8-8,5 млн рублей. Однако, по словам брокера крупного риэлторского агентства, двухуровневые квартиры продают редко, и спросом действительно пользуются. Цена вполне соответствует месторасположению, в соседних дома квартиры продаются в этом же диапазоне. «10 квартир, выставленных на продажу из почти 1000 - это достаточно много, обычно пропорция - это 2-3 квартиры на 1000, - заметил брокер, который объясняет это спецификой дома. - Все-таки столь необычный дом не всем удобен. Обычно люди продают квартиры для того, чтобы разъехаться, купив себе две в отдаленных районах». Для аренды здесь сейчас предлагается всего четыре квартиры, снять «однушку» можно за 30-35 тысяч рублей, «двушку» - за 40-60 тысяч рублей в месяц.

Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Наталья Бессонова

Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. Во втором выпуске мы узнали у москвича Кирилла Банатина, как устроена жизнь в «Доме атомщиков» на «Тульской», который регулярно входит в списки самых некрасивых зданий Москвы.

В протянувшемся на полкилометра доме на Большой Тульской улице почти тысяча квартир. Необычный вид дома, за который местные жители прозвали его «кораблём», породил целую череду легенд. Согласно одной из них, здание возводилось по финскому проекту, а главный прораб до этого строил лишь атомные реакторы, поэтому железобетонный гигант получился настолько массивным и основательным. Здание и правда предназначалось для сотрудников министерства среднего машиностроения, занимавшегося атомной промышленностью СССР, однако за проект отвечала мастерская № 13 «Моспроекта» (архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский), работавшая над архитектурным решением Даниловской площади.

Строительство дома растянулось на все 1980-е годы, и пока первые жильцы заселяли крайние подъезды, в центральной части только возводили нижние этажи, поэтому качество строительства в разных частях дома разительно отличается. В здании девять подъездов, попарно связанных длинными коридорами, а на 12-м и 14-м этажах располагаются двухэтажные квартиры с просторными балконами. На момент строительства дом имел экспериментальную систему вентиляции, а массивные стены с внутренними пустотами и очень толстые оконные стёкла должны были защитить жильцов от шума и потери тепла. Наконец, стены в квартирах находятся под углами 87 градусов и 93 градуса, что делает здание сейсмоустойчивым. Городская легенда гласит, что дом выстоит даже в условиях атомной войны, и в это не то чтобы сложно поверить.



Кирилл Банатин: Наш дом в районе известен под именем «корабль», менее распространённые названия - «Титаник» и «атомная электростанция». И если в школе меня спрашивали, где я живу, то ответ «в корабле» не вызывал удивления. Среди жильцов ходит легенда, что это здание строили как гостиницу. Но потом выяснилось, что дом стоит в опасном месте, проседает грунт, и его было решено отдать обычным людям. Сюда несколько раз приезжали бетономешалки и укрепляли фундамент.

В доме необычная, местами странная планировка. Изначально на этаже планировалось делать четыре-пять квартир, но в итоге их оказалось в два раза больше. Рабочие перекраивали пространство как могли - получились выступающие из стен непонятные балки, короба вентиляций и коммуникаций. У нас практически полностью отсутствует прихожая, что лишний раз говорит в пользу теории про гостиницу.

Ходят слухи, что в доме якобы были замурованные помещения - целые комнаты с окнами, но без входа. Объясняют это тем, что советским людям не полагалось больших квартир, поэтому лишние помещения просто заложили. Думаю, что сейчас такого точно нет - все помещения распроданы или сдаются. Слишком удобное место для арендаторов. Первые два этажа дома занимают магазины, банки и кафе, поэтому в лифте после первого этажа сразу идёт третий. А после 12-го этажа – не 13-й, а сразу 14-й, потому что в доме есть двухэтажные квартиры.

Я сам живу в двухэтажной квартире и поэтому испытываю трудности, с которыми обычные люди не сталкиваются. Например, перемещение мебели или крупногабаритных вещей на второй этаж - это очень сложно, а иногда из-за узкого проёма лестницы попросту невозможно. Квартира, хоть и двухэтажная, на самом деле небольшая. На 12-м этаже гостиная и кухня, на следующем - жилые комнаты. Кухня тоже небольшая, и, если в ней находится больше четырёх человек, становится тесно. Зато на каждом этаже есть туалет, и для большой семьи это спасение. А ещё каждый день вы должны совершить с десяток подъёмов и спусков по лестнице, что неплохо для физической активности. Но для маленьких детей и старшего поколения всё-таки не очень удобно.





Высота потолка

265 сантиметров

Санузел

раздельный

Площадь кухни

9 м 2

Однокомнатная квартира

36 м 2

Двухкомнатная квартира

55 м 2

Трёхкомнатная квартира

72 м 2

Четырёхкомнатная квартира

87 м 2






Углы между стенами

87 градусов
и 93 градуса

Длина дома

400 метров

Наши окна выходят на Большую Тульскую улицу, которая переходит в Варшавское шоссе. Раньше улица была гораздо уже, напротив не было парковки, «Ереван-плаза», зданий налоговой инспекции и Верховного суда, вместо них располагался парк с деревьями. Сейчас в районе почти нет зелени, везде сплошной бетон и асфальт. Поэтому в окне с раннего утра и до позднего вечера можно наблюдать одну и ту же картину - пробку из машин и длинную вереницу из людей. А ночью приходится наслаждаться рёвом стритрейсеров, которым очень нравится гонять по Варшавке.

Наверное, не стоит даже говорить про невозможность открыть окна из-за шума и пыли. Если протереть подоконник, открыть окно на час-два, а потом снова протереть - тряпка будет чёрной. Ещё у нас особенные форточки: это огромный деревянный короб, набитый внутри чем-то типа тонкого поролона вперемешку с перфорированными листами оргалита. Со стороны квартиры в коробе есть узкий вертикальный проём, который можно закрыть. Через него и осуществляется вентиляция. Устройство предназначалось для фильтрации и шумопоглощения, но, к сожалению, за десятки лет поролон намертво пропитался пылью, а в некоторых местах прохудился. Так что эта система во всём доме, думаю, уже давно не работает. Капитального ремонта пока не было. Этим летом сделали косметический: покрасили и местами зашпаклевали внешние стены.

Двухэтажные квартиры в доме давали многодетным семьям - таким же, как и наша. Но со временем люди продавали жильё и переезжали в более тихие и зелёные районы. Сейчас на нашем этаже из десяти семей, заселившихся с момента постройки дома, осталось лишь четыре.

Средние цены аренды и продажи жилья основаны на предложениях ЦИАН


В Советском Союзе вышел фантастический мультипликационный фильм «Летучий корабль». А в Сингапуре старательно превращают эту фантастику в реальность. Ведь там сейчас строят необычное здание – огромный корабль, расположенный на трех высотных опорах.




Район Marina Bay в Сингапуре в скором времени станет одним из самых развитых в архитектурном и инновационном плане районов в мире. Настоящая визитная карточка Юго-Восточной Азии. Мы недавно рассказывали о проекте , который будет там создан. А сейчас хотим рассказать о необычном отельном комплексе, который вскоре откроется в Marina Bay.





Летающие корабли – это вовсе не фантастика. Вскоре в Сингапуре появится такой. Правда, это будет не транспортное средство, а архитектурный шедевр. Ведь это будет здание в виде корабля, покоящегося на трех 60-тиэтажных башнях. Расположится это необычное сооружение в сингапурском районе Marina Bay – будущем туристическом центре.



Строительство этого необычного сооружения началось в 2006-м году и велось настоящими стахановскими темпами. Ведь уже сейчас практически готовы три основных 60-тиэтажных здания, на которых, как на китах, и будет покоиться огромный корабль из монолитного железобетона.



В этих трех башнях будет находиться отель на 2600 номеров класса «люкс» и паркинг на 4000 мест. Ну а в верхней части, собственно, «корабле» расположится казино, магазины, ночные клубы, рестораны, кафе, SPA, музей, выставочный зал, конференц-зал, театр и даже парк на два акра на самой крыше.



Сейчас весь этот отельно-развлекательный комплекс находится на стадии окончания строительства. Ожидается, что он примет своих первых посетителей 23 июня этого года.

из поворотных блок-секций серии 1-ЛГ600А «корабль» Пионерстроя 7

Панельные дома в Красносельском, Кировском, Приморском районах, (1969-1982) возводились Авторским ДСК(ДСК-3)
5-15 этажности из газо/бетонных навесных панелей, жилое помещение высотой 250 см, 1-5-комнатные квартиры.

Общая информация

«Корабль» — типичный и узнаваемая 1970-х г. серия, третьи после хрущевских и брежневских поколений панельных домов. Сегодня самое доступном жильё.

В 70-х г. появились первые 1-ЛГ-6oo серии, Авторского ДК (ДСК-3), улучшенных качеств.

Небольшие Петербургские «корабли» обеспечивали семьи отдельным жильем. Дополнительные перегородки, проходные комнаты, раздельные узлы, встроенные шкафы и тесные прихожие, что уменьшало потребительское качество жилья.

В период дефицита жилых площадей, коммунальные квартиры сменили на меньшие габариты строения.

Планировочные решения

Представлялась общая комната и спальни небольших размеров (6-13 м2), одни перегородки, двери и никакого дизайнерского вдохновения.

Застройка первых домов серий «корабли» с кухнями до 6,3 м2, окна с подоконниками располагали высоко, в расчёте экономии площади и рационального размещения кухонной мебели. Такие окна устанавливали ещё в спальнях, которые были схожи с корабельными каютами. Лишь по этому «корабельные» из-за фасада и окраски, дома 600 серий назвали «корабли».

Высоко расположенные окна позаимствовали у европейцев. Для советских жителей версия европейских домов оказалось неприемлемым, неуютным и дешёвым жильём.

Отличительные особенности

Основными отличительными особенностями «кораблей» от жилья предыдущего поколения — блок-секции принципа проектирования. «Хрущевски» и «Корабли» разнятся – как 3-створчатые ждановские шкафы, и югoславские стенки.

1-Лг-600 серии

9-, 12- и 15-этажки 1-Лг-600 серии с различными секциями:

1-секционный (точечные) 54 квартирные, 4-е варианта 252-квартирных строения, т. е. 5-7-9 секций широтной и меридиональной ориентации, а также улучшенные планировки для ЖСК. Застраивались целыми кварталами.

Основные районы «дислокаций» «корабельной» застройки – Красносельский и Кировский 9-, 12-этажный «корабль», подобен элементам стенок, с соединением кирпичных вставок, непрямых углов. Что обернулось плюсом: увеличения площадей комнат, кухни, холл-прихожих.

Потребительские свойства

Минусы — «корабля»

  1. Не обновляются фасады;
  2. Недостаточная теплоизоляция, требует утепления наружных стен;
  3. Дополнительное утепление (входной двери,окон, установка ст/пакетов, остекления лоджии);
  4. Протечки по фасаду;
  5. Стены наружные из газо/бетонной панели не держащие никакого крепления (гвоздь, дюбель, само рез и т. п.);

Преимущества:

  • Прочные конструкции домов «корабли»;
  • Перепланировкам не поддается;
  • Высокое положение окон;
  • Протекающие наружных стены, требует своевременных обновлений (стыки и красочные покрытия фасада);
  • Газобетонные панели – способствут поддержания экологического микроклимата;
  • Ненавязчивые «Корабельные» лоджии;

Дом корабль серии 1-ЛГ-600

Дома 1-ЛГ-600 серии (70-х г прошлого века): 1-Лг-600 (1969-1978-1980 г.п) типовые и точечные многоподъездные модификации (1-ЛГ600А; 1-ЛГ600А-1; 1-ЛГ600А-8; 1-ЛГ600А/70)

7, 9, 12, 15 этажностью основными модификациями «корабли», строились в Фрунзенском, Приморском, Выборгском, Калининском, Кировском, Красносельском, районах и Горелово, Красном Селе(с большим количеством подъездов).

Разнообразные планировки, кухни – 6,2 м2, комнаты 6 – 18 м2.

В Выборгском районе Санкт-Петербурга выставлены на продажу в таких домах двухкомнатная квартира по ул. Композиторов 26/3, однокомнатные по ул. Руднева, 27 и на улице И.Фомина, а также комната в двухкомнатной квартире на проспекте Просвещения № 24.

Эти панельные девятиэтажные дома серии 1. 09. 1 были разработаны в 1993 году и строились в Петербурге и Гатчине. С 2002 года дома стали известны под официальной торговой маркой «Оптима», их этажность возросла до 15-ти.

Своего рода эти дома-корабли – панельный «люкс». Высота потолка в комнатах составляет 3 м. Трехслойные межэтажные перекрытия обеспечивают хорошую звукоизоляцию в квартирах, предусмотрено также трёхслойное остекление окон, препятствующее проникновению внутрь излишнего шума улиц. В 3-к.кв. два раздельных санузла и специально выделенное место под стиральную машину.

Надо ли лишний раз говорить о прекрасно развитой инфраструктуре Выборгского района, о хорошо продуманной транспортной развязке?

Дом-корабль на Тульскойэто, пожалуй, одно из самых несуразных, но в то же время интересных зданий Москвы. Помимо основного, у достопримечательности есть несколько дополнительных названий, а именно: «дом атомщиков», «дом холостяков», «Титаник», «большой дом», «лежачий небоскреб и т.д.». Неоднократно уже в столице поднимался вопрос о снесении этого здания, которое должно было стать украшением Москвы, ее жемчужиной, но в итоге является чуть ли не позором.

Дом-корабль Тульской: адрес

Расположено чудо архитектуры периода застоя по улице Большая Тульская, 2.

Описание

Дом на Тульской названный кораблем, представляет собой постройку высотой в 50 метров и длиной – почти в полкилометра. Изначально он был белым, и возводился на достаточно пустынной местности, что давало повод создателям мечтать об образе эдакого круизного лайнера на фоне голубого неба. Но сегодня дом от старости и грязи посерел, а вокруг него выросло много других построек. И на корабль в океане здание теперь уж точно не похоже.

Дом на Тульской фактически имеет 14 этажей, хотя если смотреть на него со стороны, кажется, что их 16. В 9 подъездах насчитывается около тысячи квартир самых разных габаритов и типов планировки (в том числе и двухуровневых).

Между подъездами и по краям дома оборудованы проходы с колоннами – это сделано для того чтобы людям не нужно было огибать почти полукилометровое здание. Качество внутренней и внешней отделки на разных участках «корабля» отличается друг от друга – а все потому что строилась махина много лет, и исполнители постоянно менялись.

Нижние этажи – не жилые: они изначально предназначались для размещения бытовых объектов (прачечной, обувной, часовой, слесарной и ювелирной мастерских, почты, ЖЭКа, сберкассы и т.д.). Дом имеет большую и интересную плоскую крышу. В нее «вмонтированы» системы вентиляции, помещения для их обслуживания и входы, ведущие на черные лестницы.

Во дворе дома на Тульской имеются школа, детский сад, бассейн, спортивные и игровая площадки, а также теплоузел. В состав здания входит большой гастроном, где жильцы могут запастись продуктами. Складские помещения его спрятаны под землей.

Дом-корабль на Тульской: плюсы и минусы

Согласно отзывам жильцов, у дома на Тульской есть масса достоинств. Но при этом и минусов немало. Так, например, к первым можно отнести добротные деревянные двери (и квартирные, и подъездные, и даже в щитовых); пожарную сигнализацию в каждом жилище; специальные балконы для эвакуации на последних этажах; паркетные полы; окна с толстыми стеклами и шумоизоляцией и т.д.

Среди недостатков – множество инженерно-строительных недоработок, доходящих до курьезов: запутанная система водоснабжения (в одной квартире может быть несколько стояков, и вентили, относящиеся к соседским кранам); помещения с окнами, но без дверей («ничейные» комнаты); брак отделки в более поздних частях здания и другие «проколы».

Дом-корабль на Тульской: история

Идея возведения гигантского дома на Тульской возникла в конце 60-х, и для того времени она была инновационной. За основу взяли финский проект, адаптированный под советские реалии. «Корректуру» осуществляла группа архитекторов во главе с Владимиром Бабадом, который до этого занимался созданием исключительно атомных объектов.

В качестве места под застройку был выбран достаточно пустынный и запущенный район Серпуховской заставы на окраине столицы. На тот момент здесь доживали свой век несколько дореволюционных зданий, а также стояли добротные 3-5-этажные домики, возведенные в 30-х годах. В конце 60-х территория была основательно расчищена, а на заре 70-х начато строительство «корабля».

Работы по возведению дома на Тульской продолжались два десятилетия. Когда в 1981-м в одну часть дома уже заселялись первые жильцы, другие пребывали еще только на стадии проекта. Примечательно, что сначала были построены и сданы крайние подъезды, а затем серединка дома, которую «доводили до ума» солдаты из стройотрядов, не отличающиеся особым мастерством и рвением к работе.

Согласно задумке архитекторов, дом-корабль характеризуется повышенной сейсмологической устойчивостью. Все его углы имеют не 90, а 87 или 93 градуса, что должно препятствовать складыванию здания в случае ядерных взрывов или землетрясений.

Предполагалось, что в будущем у дома появится «брат-близнец», стоящий напротив. Но началась перестройка, и эта идея была «похоронена». Строительство «корабля» было завершено в 1992-1993-м годах. Большое количество его квартир было выделено одиноким людям, а также работникам атомной промышленности (отсюда другие варианты названий дома).