Контрольные тесты
· один город
· несколько поселков
· город и поселок
· не менее пяти лет
· не менее одного года
· не менее трех лет
· один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями
· один город
· межселенные территории
· на местном референдуме
· вопросы местного значения
Избираемый непосредственно населением
· коллегией выборщиков
· не может
· муниципальные выборы
· опрос населения
· отзыв депутата
· местный референдум
· установленных законодательством субъекта Российской Федерации
· установленных уставом муниципального образования
· муниципальное образование
· территориальный коллектив
· на местном референдуме
· представительным органом муниципального образования
· из собственных доходов
· законами субъектов Российской Федерации
· допускается
· не допускается
· глава муниципального образования
· местная администрация
Контрольные тесты
1. B состав муниципальной собственности входят: 1) имущество субъекта Российской Федерации; 2) имущество муниципальных предприятий, учреждений и организаций, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; 3) муниципальные земли и другие природные ресурсы; 4) средства местного бюджета:
2. В границах городского поселения могут находиться:
· один город
· несколько поселков
· один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями
· город и поселок
3. В границах сельского поселения могут находиться:
· один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек
· один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 3000 человек
· несколько сельских населенных пунктов с любой численностью населения
· один сельский населенный пункт и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов
4. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования:
· не менее пяти лет
· и обладающие избирательным правом
· не менее одного года
· не менее трех лет
5. В опросе граждан могут участвовать:
· жители муниципального образования, достигшие возраста 16 лет
· все жители муниципального образования
· жители муниципального образования, обладающие избирательным правом
· жители городского или сельского поселения, обладающие избирательным правом
6. В состав городского округа могут входить:
· один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями
· город и межселенная территория
· один город
· несколько поселков и межселенная территория
7. В состав муниципального района входят:
· территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения межселенные территории
· территории всех поселений, находящихся в границах муниципального района
· межселенные территории
· все сельские населенные пункты, находящиеся в границах муниципального района
8. Вопросы местного значения муниципальных образований разных типов устанавливаются:
· Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
· представительным органом муниципального образования
· законами субъектов Российской Федерации
· на местном референдуме
9. Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно – это:
· полномочия представительного органа местного самоуправления
· полномочия главы муниципального образования
· предметы ведения местного самоуправления
· вопросы местного значения
10. Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения – это:
· все выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления
· глава муниципального образования, избираемый населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава
· представительный орган местного самоуправления
11. Глава местной администрации:
· назначается главой муниципального образования
· является главой муниципального образования, избираемым населением на муниципальных выборах, или назначается по контракту конкурсной комиссией
· избирается населением на муниципальных выборах
· назначается представительным органом муниципального образования
12. Глава муниципального образования избирается:
· гражданами непосредственно либо представительным органом местного самоуправления из своего состава
· коллегией выборщиков
· гражданами, проживающими на территории муниципального образования
· представительным органом местного самоуправления из своего состава
13. Глава муниципального образования назначаться органом государственной власти
· может, если это предусмотрено уставами муниципальных образований
· может, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации
· не может
14. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен:
· представительному органу местного самоуправления
· органам государственной власти субъектов Российской Федерации
· населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления
· населению муниципального образования
· муниципальные выборы
· опрос населения
· отзыв депутата
· местный референдум
· установленном уставом муниципального образования
· установленном законодательством о выборах
· изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и изменение границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений
· установленном законодательством субъекта Российской Федерации
· установленных законодательством субъекта Российской Федерации
· установленных уставом муниципального образования
· лишения его статуса городского округа
· наделения его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа
· установленных законодательством субъекта Российской Федерации
· установленных законодательством о выборах
· объединения двух и более поселений или разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений
· установленных уставом муниципального образования
19. Городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения – это:
· административное образование
· муниципальное образование
· территориальный коллектив
· административно-территориальное образование
20. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются:
· на местном референдуме
· представительным органом муниципального образования
· законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
· главой муниципального образования
21. Должностное лицо местного самоуправления – это:
· лицо, прошедшее по конкурсу на замещение вакантных должностей
· лицо, назначенное на должность главой администрации
· лицо, избранное на выборах в органы местного самоуправления
· выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления
22. Должность главы муниципального образования:
· должна быть установлена в городах численностью более 50000 жителей
· может быть предусмотрена уставом муниципального образования
· должна быть предусмотрена уставом муниципального образования в обязательном порядке
· должна быть установлена в городских и сельских поселениях, численность которых превышает 10000 жителей
23. Доходы бюджетов муниципальных образований формируются:
· из собственных доходов
· из собственных доходов и средств финансовой помощи из Федерального бюджета
· из собственных доходов и субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий
· из собственных доходов и средств финансовой помощи из Федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации
24. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов определяются:
· законами субъектов Российской Федерации
· ежегодно принимаемым Бюджетом Российской Федерации
· Постановлениями Правительства Российской Федерации
· Бюджетным кодексом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
25. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности:
· распределяются в равных долях между муниципальным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и Федеральным бюджетом
· в полном объеме поступают в местный бюджет
· поступают в Федеральный бюджет
· распределяются между бюджетами муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено муниципальное образование
26. Законодательством о местном самоуправлении подчиненность одного муниципального образования другому:
· допускается
· допускается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей
· допускается в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования
· не допускается
27. Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, - это:
· органы местного самоуправления
· представительные органы местного самоуправления
· глава муниципального образования
· местная администрация
К местным бюджетам относятся бюджеты
· сельских и городских поселений
· городских округов
· муниципальных образований
· муниципальных районов
29. К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
· установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления
· регулирование основ муниципальной службы
· установление порядка регистрации уставов муниципальных образований
· принятие и изменение уставов муниципальных образований, управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местного бюджета
30. Компетенция и порядок принятия решений сходов граждан устанавливаются:
· уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом
· главой муниципального образования
· представительным органом местного самоуправления
· законодательством о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации
31. Контрольный орган муниципального образования:
· формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации
· избирается на муниципальных выборах или формируется представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования
· формируется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
· формируется главой муниципального образования
32. Конференция граждан проводится в случаях, предусмотренных:
· уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления
· уставом муниципального образования
· федеральным законодательством
· уставом территориального общественного самоуправления
Местный бюджет - это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.
Местный бюджет формируются за счет закрепленных законом источников для каждого уровня. В фонды бюджета поступают отчисления, передаваемые органами госвласти на исполнение определенных полномочий, доходы от приватизируемого имущества, сдачи в аренду муниципальных объектов собственности, субвенций, дотаций, транфертных платежей и др.
Отношения между бюджетами осуществляются путем передачи средств из фондов одних в фонды других: вышестоящие выделяют целевые средства нижестоящим и т.д. Целью такого регулирования является распределение источников между бюджетами разных уровней.
Местный бюджет может включать в себя целевые и средства которых могут передаваться для реализации различных социальных, экологических, экономических программ и т.п. Отношения между бюджетами регулируются либо закреплением их в нормативных актах, либо путем подписания соглашений о разделении полномочий государства и регионов.
Доходная и расходная части, которые предусматривает местный бюджет, отдельно отражают финансирование мероприятий местного значения и осуществление федеральных полномочий как субъектов РФ.
1. К местным бюджетам относятся бюджеты …
сельских, городских районов и приравненных к ним территориальных образований
муниципальных образований
муниципальных предприятий, учреждений
сельских районов, городов краевого или областного подчинения
2. Порядок управления муниципальной собственностью определяется …
федеральным законодательством
главой муниципального образования
представительным органом местного самоуправления
3. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности …
поступают в местный бюджет и внебюджетные муниципальные фонды
поступают в полном объеме в местный бюджет
распределяются между местным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено данное муниципальное образование
распределяются в равных долях между местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом
4. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется…
исполнительными органами местного самоуправления
в порядке, определяемом федеральным законодательством
органами местного самоуправления самостоятельно
в порядке, устанавливаемом законами субъекта Российской Федерации
5. Утверждение местного бюджета относится к компетенции …
субъекта Российской Федерации
представительного органа муниципального образования
главы муниципального образования
жителей муниципального образования
6. В состав муниципальной собственности могут входить …
только средства местного бюджета
имущество муниципальных предприятий и учреждений
недра и другие природные ресурсы
имущество субъекта Российской Федерации
7. Условия и порядок приватизации муниципальной собственности определяется …
населением муниципального образования
федеральным законодательством
населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления
законодательством субъектов Российской Федерации
8. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют …
комитеты по управлению муниципальным имуществом
главы муниципальных образований
представительные органы местного самоуправления
органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно
9. Различие государственной и муниципальной собственности по субъекту состоит в том, что …
право муниципальной собственности ограничено в отношении тех средств, которые переданы для выполнения отдельных государственных полномочий или являются государственной дотацией
собственником выступает население муниципального образования
в муниципальной собственности может находиться любое имущество, за исключением того, которое может находиться только в государственной собственности
приобретение или прекращение права муниципальной собственности наступает в более узком кругу случаев
10. Дефицит местного бюджета может быть запланирован представительными органами местного самоуправления в размере не более …
средств, поступающих в местный бюджет из бюджетов других уровней
всей совокупности доходов местного бюджета
10 % собственных доходов местного бюджета
суммы собственных доходов муниципального образования
Бюджет городской, региональный, федеральный - эти слова мы слышим часто, но всегда ли понимаем, что это за составляющие финансовой системы. Попробуем разобраться в том, что пополняет бюджет и как происходит распределение средств.
СПРАВКА
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системой и ролью бюджета в стране. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики, края, области, автономные округа.В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
Наиболее значим для нас последний уровень бюджета, на котором мы остановимся поподробнее.
Бюджетом города Салавата занимается не только администрация города. На ее работников ложится лишь этап разработки проекта бюджета и его исполнение. Татьяна Миллер, заместитель начальника финансового управления администрации города, рассказала, что такое бюджет города и исходя из каких принципов он
формируется:
- Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств на решение задач государства и муниципалитетов в том числе. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.
ДОХОД БЮДЖЕТА
Доходная часть состоит из налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.
Разберем по порядку. Уровень налоговых доходов прежде всего зависит от нас самих, от добросовестности всех жителей городского округа. В 2018 году доля налоговых доходов составила 27% (604,6 млн. рублей) от общей суммы доходов бюджета, в которые вошли доходы физических лиц (НДФЛ - 74%), налоги на совокупный доход (12,7% налоги от предпринимательской деятельности) и налоги на имущество (10,3%).
Наименьшая часть бюджета - это неналоговые поступления, которые составляют в общей структуре бюджета на 2018 год 16 % с суммой 348,4 млн. рублей (доходы от использования имущества - 69,1 %; доходы от продажи имущества - 25 %). Стоит отметить, что существует тенденция к увеличению неналоговых поступлений в бюджет города, и если рассматривать долгосрочный период, то с 2011 по 2017 года неналоговые доходы выросли на 8,7 %.
Следующим немаловажным уровнем дохода бюджета являются межбюджетные трансферты. Это средства, выделяемые из вышестоящих бюджетов: дотации, субсидии, субвенции и иные средства Республики Башкортостан и Российской Федерации. В общей структуре на 2018 год межбюджетные трансферты составили 57 %, то есть 1 280 млн. рублей (субсидии из бюджетов РБ и РФ – 13%; дотации – 14%; субвенции 72,5 %).
Субвенции - это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, предоставляемого на определенный срок и на определенные цели. Они подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки. Например, субвенция на заработную плату работникам учреждения образования.
Субсидии - предоставляются на определенные цели на условиях софинансирования (долевого финансирования) расходов. Например, из бюджета Республики Башкортостан бюджету города выделяются субсидии на софинансирование расходов по обеспечению питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дотации - предоставляются без целевого назначения (в качестве финансовой помощи) на безвозмездной, безвозвратной основе. Определение расходования определяет город в лице депутатов городского округа. Например, в 2018 году бюджету города были выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по сбалансированности в сумме 86, 144 млн. рублей.
С 2011 года межбюджетные трансферты (безвозмездные поступления) городу выросли на 122%, на ее размер влияет изменение законов и методик распределения поступлений. Если семь лет назад выделялось 639,5 млн. рублей, то в 2017 году администрации удалось добиться увеличения до 1 млрд. 400 млн. рублей.РАСХОД БЮДЖЕТА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Составление проекта бюджета осуществляет администрация города в лице финансового управления. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании президента Российской Федерации, на социально-экономическом прогнозе развития Республики Башкортостан, на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан, на социально-экономическом прогнозе развития городского округа на очередной финансовый год и на муниципальных программах.
Когда проект бюджета сформирован, наступает время городского совета и специальной комиссии. Финансовое управление представляет на рассмотрение совета депутатов проект бюджета. Затем следует регистрация проекта решения депутатского корпуса о бюджете, его передают председателю совета. Важный этап – публичные слушания по проекту бюджета, где о своей позиции могут заявить активные горожане, при условии что их позиция была обозначена ранее.
Далее председатель городского совета направляет проект-решение в контрольно-счетную палату, и уже она, в свою очередь, готовит и направляет заключение по проекту-решению в комиссию по бюджету.
Все эти этапы проверок нужны для того, чтобы усовершенствовать проект. Также в него могут вноситься поправки, их рассматривают на экспертизе в комиссии по бюджету. И наконец, проект-решение направляется сначала на заседание президиума совета,а потом на заседание городского совета. И здесь все депутаты принимают решение об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год. Далее начинается этап исполнения.
Бюджет Салавата социально ориентированный. И это свойство все заметнее: выросли затраты на материальную помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям - на льготные проезды в сады; молодым семьям для улучшения жилищных условий, родителям двойняшек. И это еще не все меры. Бюджет нужен, чтобы учителя получали заработную плату, чтобы работали предприятия, чтобы поддерживались инвалиды и малоимущие горожане, чтобы обновлялись дороги и работал общественный транспорт.
Жизнь города зависит
от его бюджета, а бюджет
во многом от нас самих.
Мы вместе наполняем
бюджет Салавата,
и на наши нужды направляются его
средства. Вы можете
помочь городу, ведь
от нас зависит,
каким он будет
и насколько приятно в нем будет жить.
Фото Павла Бизикина
Местный бюджет - структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета - обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.
Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1). Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют. Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.
В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.
Задача местных органов власти - сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным. Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.
Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).
Важная задача местных органов власти - периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.
В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.
Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию - решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.
Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.
Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.
К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.
В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.
Доходные поступления местного бюджета .