Как россия переходит на мсфо? Переход на мсфо: стандартные страдания

стандарт финансовый отчетность международный

В Российской Федерации вопрос о применении МСФО при составлении отчетности был впервые поставлен в 1992 г. Среди первых компаний, применивших МСФО, были АвтоВАЗ, крупные нефтяные компании. Аналогичные процессы шли в банковском секторе, где сотрудничество с западными финансовыми институтами стало невозможным без составления отчетности по международным стандартам. Сегодня все крупнейшие российские банки составляют финансовую отчетность по МСФО Ковалев, В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект [Текст] // Бухгалтерский учет.- 2008.- №8.- С. 17..

Необходимо отметить, что применение МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. МСФО не являются сводом строгих, детальных правил, это, скорее, набор принципов и требований. Подход к их реализации определяется организацией самостоятельно исходя из конкретной экономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российской бухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетных регистров. МСФО - это стандарты отчетности, т.е. заключительного этапа бухгалтерской работы.

В Российской Федерации переход к обязательному использованию международных стандартов финансовой отчетности предполагается производить поэтапно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 №283 Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 26.12.2010.

Как мы уже говорили выше, утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Программа предусматривает формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями внедрения стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Предполагается совершенствование нормативного правового регулирования, формирование нормативной базы (стандартов), методическое обеспечение (издание инструкций, методических указаний, комментариев). В качестве первоочередных мер Программой указаны подготовка необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ ((ред. от 28.09.2010)) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 26.12.2010. ; разработка и утверждение положений по бухгалтерскому учету, включающих основные требования международных стандартов; пересмотр Плана счетов Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 26.12.2010. бухгалтерского учета.

После принятия Программы бухгалтерское законодательство было значительно адаптировано к МСФО (в Приложении А представлен перечень действующих МСФО и их аналогов в России) Ковалев, В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект [Текст] // Бухгалтерский учет.- 2008.- №8.- С. 18.

Так, приняты ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Порядок учета, установленный ПБУ 17/02, имеет как сходства, так и различия с порядком учета затрат на НИОКР, предусмотренным гл. 25 НК РФ. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» предложен порядок определения налога на прибыль, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль определяется путем корректировки данных бухгалтерского учета.

Пересмотрены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В соответствии с Официальным сообщением Банка России от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» переход всех кредитных организаций Российской Федерации на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО предусмотрен был с 2004 г. В Сообщении определено, что переход осуществляется в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.

Широкомасштабное применение МСФО в отчетности других российских организаций планируется с 2010 г Бендиков, М.О необходимости перехода российских предприятий к международным стандартам финансовой отчетности [Текст] // Финансовый менеджмент. - 2007. - № 3. - С. 8-9.

Уже сейчас очевидно, что сближение национального бухгалтерского учета с МСФО сопряжено с рядом трудностей. Например, МСФО требуют проведения оценки основных средств по так называемой справедливой стоимости, а не по первоначальной стоимости, как это предусмотрено российскими правилами. С одной стороны, использование принципа справедливой стоимости позволит более адекватно учесть экономические реалии. Однако применение в нашей стране этого принципа может привести к увеличению стоимости основных средств в несколько раз в некоторых отраслях, например в жилищно-коммунальной сфере. Следовательно, возрастет амортизация основных средств, увеличится себестоимость. Это повлечет рост тарифов, цен, неизбежное увеличение заработной платы. Дело усложняется также тем, что МСФО периодически обновляются.

Так же одной из основных проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. По словам Бориса Соколова, президента Аудиторской палаты России, на текущий момент есть около 30 тысяч аттестованных Минфином России аудиторов, часть которых могут консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО. Тем не менее, основную работу в этом направлении, по его мнению, должен вести персонал компаний. «В настоящее время в большинстве российских банков и компаний нет специалистов, имеющих необходимую квалификацию в области МСФО и опыт работы по составлению отчетности, - рассказывает Елена Копанева. - Такие сотрудники стоят достаточно дорого, и не каждая организация может себе позволить их нанять. Это должно мотивировать предприятия самостоятельно обучать специалистов» Афанасьев, А. Переход на МСФО: проблемы и перспективы. Причины перехода на МСФО [Текст] / Финансовый директор. - 2008-№ 3.- С. 19..

Другая важная проблема - языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности - английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО Бутюгин, Е.В. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика [Текст]// Главбух.- 2006.- №6.- С. 15.. По словам Сергея Модерова, руководителя отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства, важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, но и заручиться согласием Комитета по международным стандартам финансовой отчетности на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок. Для осуществления технических переводов текстов МСФО и их своевременного обновления необходимо создать специальный орган. По мнению Михаила Киселёва, это должно быть негосударственное предприятие, которое будет решать технические вопросы, разрабатывать проекты стандартов и выносить их на рассмотрение в Правительство РФ. При этом важно так организовать работу, чтобы измененные стандарты вовремя доходили до пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения Там же. .

Одно из требований, предъявляемых к финансовой отчетности, - оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.

В современных условиях финансовый анализ деятельности предприятия приобретает особенно важное значение. Информационной базой для такого анализа являются данные бухгалтерского учета. Очевидно, что они становятся первоисточником для составления финансовой отчетности.

Финансовая отчетность может быть составлена по национальным стандартам (РСБУ). В этом случае она выполняет статистические функции, а ответственность за соблюдение стандартов устанавливается законом.

Иное дело отчетность по международным, то есть наднациональным стандартам (МСФО). Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой определенные правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово‑хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Они обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между организациями в общемировом масштабе, а также являются условием доступной отчетной информации для внешних пользователей.

Достоверность такой отчетности обеспечивается соблюдением всех стандартов, заключением аудитора и доверием инвесторов. При этом международные стандарты носят более общий, скорее концептуальный, чем технологичный, характер. МСФО могут быть использованы для разнообразных целей – прежде всего, конечно, для ознакомления с финансовым положением компании потенциальных, особенно иностранных, инвесторов, а также для постановки управленческого учета и улучшения системы сетевого управления, для повышения качества анализа и прогнозирования финансовых показателей.

В этой связи вопрос подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами приобретает первостепенную важность для российских компаний.

В каких случаях следует подумать о переходе на МСФО

Потребность в составлении финансовой отчетности по международным стандартам может возникнуть в следующих случаях.

Во‑первых, МСФО необходимы компаниям, нуждающимся в инвестициях. Основным препятствием для роста российских предприятий в настоящее время является нехватка денежных ресурсов или их дороговизна. Менеджмент российских компаний обращает свои взоры на западные рынки капитала, где традиционно существуют более низкие процентные ставки как по краткосрочным, так и по долгосрочным кредитам. Также это касается предприятий, которые уже имеют иностранные инвестиции, сотрудничают с иностранными банками и заинтересованы в снижении процентной ставки. Такое снижение возможно только в том случае, если инвестор имеет возможность объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту.

Во‑вторых, переход на МФСО целесообразен для компаний, работающих с зарубежными партнерами. В этом случае отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми стандартами, например МСФО, была бы большим подспорьем для облегчения взаимопонимания.

В‑третьих, предприятия составляют отчетность по МСФО по требованию владельца бизнеса. Собственнику необходим такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. Наиболее применима такая ситуация к компаниям, где владелец не участвует в повседневном руководстве компанией, но при этом заинтересован получать наиболее полную и объективную информацию о ее финансовом положении и результатах деятельности. Интерес к МСФО проявляют также предприятия, которые стремятся консолидироваться и стать более управляемыми.

В‑четвертых, полученная информация может использоваться и для управленческих целей. Применение МСФО оказывается полезным и для тех компаний, которые не планируют пока выходить на западные финансовые рынки. Составляя отчетность по МСФО не только для предоставления ее внешним пользователям, но и для внутренних управленческих целей, компания получает возможность обеспечить менеджеров информацией, которая повышает эффективность принятия решений, предоставляет возможность грамотно общаться с собственниками. Зачастую организации строят управленческий учет на основании принципов МСФО. Ошибочно полагать, что отчетность по МСФО нужна российским компаниям только для ее предоставления внешним пользователям, она необходима для более эффективного управления своей организацией. В этом случае нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций для целей управленческого учета, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета.

Способы получения отчетности по МСФО

В настоящий момент используются три способа получения финансовой отчетности по МСФО.

Первый из них – трансформация российской бухгалтерской отчетности. Данный способ не позволяет составить отчетность в короткие сроки, поскольку первоначально необходимо ее подготовить по российским стандартам, а также отсутствует возможность оперативного анализа показателей. Этот метод более экономичен и доступен, но с ним связаны довольно высокие риски, качество результата зависит от исполнителей.

Второй способ – ведение непрерывного учета всех хозяйственных операций для целей МСФО параллельно с учетом по РСБУ. Этот способ дает возможность оперативного обращения к аналитике любого уровня, что крайне важно для подготовки отчетности. Однако это достаточно сложная задача с методологической точки зрения, так как каждую хозяйственную операцию нужно отражать по двум разным стандартам. При этом необходимо постоянно сверять данные по РСБУ с МСФО на предмет полноты учета. Немаловажное значение имеет то, что при использовании этого метода есть возможность перехода от конкретного показателя отчетности до первичного документа. Сроки составления отчетности по МСФО практически совпадают со сроками составления отчетности по РСБУ. Этот метод самый дорогостоящий, однако он дает наиболее качественную, своевременную и точную информацию.

Третий способ – периодически переводить данные российского учета в отдельные регистры с последующими корректировками. Преобразования носят постепенный характер. При составлении отчетности методом трансформации процессы документооборота остаются практически без изменений, потребность в трудовых ресурсах минимальна. Однако сформировать отчетность на любую дату и проследить итоговые показатели до первичного документа невозможно. Этот метод позволяет избежать недостатков, присущих двум предыдущим способам. Неоспоримое преимущество его в том, что информацию можно получить, не дожидаясь окончания подготовки отчетности по РСБУ (как в случае, если применяется первый способ).

Таким образом, успех российских компаний в привлечении инвестиций напрямую зависит от степени понимания иностранными и отечественными инвесторами сложившейся экономической среды российской экономики, экономических условий, в которых работают компании.

При этом следует учитывать, что при переходе на МСФО последствия для компании могут стать как положительными, так и отрицательными. В качестве положительных аспектов можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности компании и, как следствие, облегчение доступа к международным рынкам капитала.

При этом сама по себе отчетность еще не гарантирует притока инвестиций. Как показывает практика, часто величина балансовой прибыли при переходе на международные стандарты может быть значительно ниже, чем по российскому учету. Кроме того, переход на МСФО потребует от компании выделения значительных трудовых, финансовых и временных ресурсов. Оценить положительные экономические последствия от перехода на МСФО на первоначальном этапе будет довольно трудно. Следует также иметь в виду, что основная проблема, от которой будет зависеть скорость внедрения международных стандартов, – сроки подготовки кадров соответствующей квалификации. Основные трудности при переходе на МСФО связаны с тем, что бухгалтеры не имеют опыта по раскрытию информации. Кроме того, руководители предприятий не всегда готовы к уровню открытости и прозрачности отчетной информации, заданному МСФО. Это во многом обусловлено налоговой направленностью российского бухучета.

В заключение следует отметить, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанной Минфином РФ, к 2010 году предусмотрен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Задачи реформирования

Создание общей системы стандартов отчетности и учета, обеспечивающих нужной информацией пользователей.

Приведение реформы российского бухучета в соответствие с главными мировыми тенденциями формирования общих международных стандартов.

Оказание необходимой помощи компаниям в понимании и введении обновленной модели бухгалтерского учета.

Главные направления перехода на МСФО

Усовершенствование нормативного и законодательного регулирования.

Создание нормативной базы

Обеспечение методическими пособиями (инструкциями, указаниями, комментариями).

Обучение и повышение рабочей квалификации специалистов с целью обеспечения бизнеса необходимыми кадрами.

Плодотворное международное сотрудничество: в первую очередь вступление в международные организации, а также взаимодействие с российскими организациями, разрабатывающими стандарты бухгалтерского учета и регулирования соответствующей деятельности.

Задачей нормативного регулирования бухгалтерского учета в России является обеспечение всех заинтересованных лиц возможностью доступа к бизнес-информации для получения объективного представления о финансовом положении и результатах работы того или иного предприятия.

Но для этого сначала понадобится решить следующие проблемы:

провести переориентацию существующего нормативного урегулирования с учетного процесса на отчетность;

отрегулировать финансовый учет;

эффективно использовать международные стандарты в российских реалиях.

Но самой главной задачей остается сохранение стабильного развития системы российского бухгалтерского учета. Необходимо создать благоприятные условия для успешного и рационального выполнения системой бухучета своих функций в конкретных экономических условиях.

С этой целью в нашей стране был выбран способ введения МСФО, предполагающий постепенное изменение и улучшение существующих норм учета и отчетности, направленный на создание совершенной системы в соответствии с требованиями действующих международных стандартов.

Эксперты полагают, что применение МСФО будет полезно в первую очередь предприятиям, работающим с иностранными партнерами. Те получат возможность быстро ознакомиться со всеми сведениями об интересующей их компании и принять решение о том, насколько целесообразным будет сотрудничество с представителями российского бизнеса. К тому же финансовая прозрачность повысит степень доверия между будущими или уже состоявшимися партнерами.

Для практического решения перехода на МСФО необходимо современное программное обеспечение, которое позволит компаниям работать по международным стандартам. По отзывам экспертов и руководителей предприятий, наибольшую эффективность своего применения доказали продукты, выпускаемые отечественным лидером в сфере бухгалтерского ПО «1С». Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) уже применяются в более чем ста странах. Теперь к этому "клубу" присоединилась и Россия. "Мы признали МСФО именно в том виде, в котором они используются во всем мире, - подчеркнул Леонид Шнейдман. - Никакого местного, русифицированного, варианта не будет. Это очень важно, поскольку любое отступление могло бы негативно сказаться на отечественном бизнесе". международный стандарт финансовый отчетность

Всего в России будет действовать 37 стандартов. Составлять отчетность по ним нужно будет на русском языке. Но за компаниями остается право дублировать документы и на иностранном.

Переход на новую систему стартует в 2012 году. В начале 2013-го уже появятся первые отчеты. Работать по новым правилам обязаны будут публичные компании, которые имеют большое значение для экономики страны, - их перечень определен в специальном законе. Это банки, страховые организации, компании, размещающие свои ценные бумаги на бирже. Интересно, что для компаний, выходящих на торги с акциями, новые правила вступят в силу в 2012 году. А для тех, которые размещают облигации, стандарты становятся обязательными с 2015 года. К этому времени переход на МСФО должен быть полностью завершен.

"Особенность отчетов, сформированных по международным стандартам, в том, что они содержат информацию не только о самом юридическом лице, но и обо всех контролируемых им организациях, - пояснил Шнейдман. - Это значит, что переход на новую систему сделает работу российского бизнеса более открытой и прозрачной".

От этого выиграют все, говорят эксперты. Инвесторы и акционеры смогут получать более полную информацию о финансовом самочувствии компаний. У самих предпринимателей появится возможность занимать деньги на рынке под более низкий процент, и российская экономика в целом получит приток так необходимых ей инвестиций. К тому же переход на новые стандарты финансовой отчетности приблизит перспективу создания в России Международного финансового центра.

Стоит сказать, что 65 процентов крупнейших отечественных компаний уже сегодня отчитываются по международным стандартам. "Но если раньше это было их правом, то теперь это обязанность", - отметил Шнейдман.

По его словам, для таких компаний переход на МСФО сложным не будет, а вот тем, кто раньше по этим правилам не отчитывался, предстоит потрудиться. Однако и у "новичков" серьезных проблем возникнуть не должно, заверяют в минфине. "У российского бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться, - поясняет Леонид Шнейдман. - В некоторых других странах реформа проходила по схеме: сегодня принимаем декрет, а завтра начинаем готовиться к его реализации. Мы пошли по другому пути: создали базу, инфраструктуру, подготовили специалистов и лишь на завершающем этапе закрепили переход законодательно".

Эксперты переход на международные стандарты финансовой отчетности приветствуют. "Это нужно было сделать давно, - констатировал в разговоре с корреспондентом "РГ" президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушка. - При этом важно, что за малым и средним бизнесом сохранили право отчитываться по упрощенной схеме. Для него переход на стандарты МСФО потребовал бы слишком больших расходов".

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО» можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформу послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы были приняты ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования в 1997 г. была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Данная Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В развитие Концепции Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Данная Программа определяет цель реформирования системы бухгалтерского учета -- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

За период действия Программы перехода на МСФО в российском законодательстве появились такие Положения по ведению бухгалтерского учета, как: "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010),

Существенно изменены: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Таким образом, на сегодняшний день, уже существуют положения по бухгалтерскому учету, разработанные на основе МСФО и приближенные к их содержанию. Некоторые из них приведены в приложении 1.

В конце 1990-х -- начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180)

Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу определяет, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Концепцией определены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной Концепции:

  • 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
  • 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Кирилл ПАРФЁНОВ, зам. главного редактора «Б&Б», президент Клуба банковских специалистов

Как же быстро меняется мир финансовых организаций, учёта и отчётности и мир технологий! Часть небанковских финансовых организаций с 2017 года перешла на единый (аналогичный банковскому) план счетов и отраслевые стандарты, приближенные к МСФО, часть ещё будет переходить. Ну а что же банки? А банки будут переходить на стандарты отчётности по МСФО с 2019 года. Мы уже писали о применении стандартов МСФО - 9 и 13 в предыдущих выпусках журнала.

В принципе, ситуация с переходом напоминает ту, которая сложилась в 2003 году, перед тем как Банк России обязал коммерческие банки сдавать отчётность по МСФО. А именно - можно видеть такое же непонимание сути дела у большинства переходящих на новые стандарты кредитных организаций, отсутствие необходимой информации для оценок и представление об этом процессе как о «волевом подходе ЦБ РФ».

Рискну высказать такое мнение: не очень понятно, как в маленьком кредитном кооперативе, состоящем из двух лиц, в котором проще вести отчётность в тетрадке, внедрять передовые методы МСФО. В принципе, и ломбарды бывают небольшими, где и руководитель, и бухгалтер - на полставки.

Какое это имеет отношение к банкам? Прямое. Ведь закладываемая методология учёта одна и та же, так как базируется на одинаковых принципах и требованиях к учёту и раскрытию информации. Можно предположить, что заложенные и уже работающие методологические решения могут также применяться и банками в их деятельности. Это ничему не противоречит. А ознакомиться с опытом уже внедрённых решений всегда полезно.

Но переходить - так переходить. Так что же у нас в части программного обеспечения (ПО), которое должно облегчить сотрудникам финансовых организаций ведение учёта и подготовку отчётности по новым требованиям?

Мы решили опросить разработчиков соответствующих программных продуктов и задали им несколько вопросов. Первый был посвящён проблемам при переходе небанковских организаций на единый план счетов. Второй - тому, удалось ли достичь необходимой аналитики при ведении учёта. И вот что получилось.

Банковско-консалтинговая группа (БКГ) «Информаудитсервис» («ИАС») (программа «1С:УПЦБ») является разработчиком типового отраслевого решения «1С: Учёт и управление для профессиональных участников рынка ценных бумаг КОРП и ПРОФ», решение разработано совместно с компанией «1С». Кроме того, БКГ «Информаудитсервис» является ассоциированным членом Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) и входит в экспертный совет НАУФОР по переходу на новый план счетов. Но даже компания с такой методологической поддержкой констатировала, что, к сожалению, разъяснения и инструкции Банка России выходили с задержкой и не всегда имели однозначную трактовку. Это тормозило как реакцию профучастников рынка, так и разработку программного обеспечения: некоторые настройки делались «в процессе» после получения корректировок и уточнений от регулятора.

Поскольку речь идёт об учёте по стандартам, отличным от российских стандартов бухгалтерского учёта (РСБУ), эксперты «Информаудитсервиса» особо отмечают, что для корректной работы по новому плану счетов кроме наличия специализированного ПО бухгалтеры должны методологически понимать учёт по новым стандартам, которые стали ближе к МСФО. К сожалению, далеко не все бухгалтеры в компаниях-профучастниках прошли специальные курсы или имели опыт работы с МСФО.

Чтобы помочь в решении этой проблемы, методологи БКГ «Информаудитсервис» организовали ряд курсов по особо важным вопросам перехода на новый план счетов и новые отраслевые стандарты Банка России в саморегулируемой организации (СРО) НАУФОР. Также разработчик проводит платные индивидуальные курсы по методологии учёта по новому плану счетов (НПС). Если же у компании-профучастника нет ресурсной возможности освоить НПС или участник рынка опасается из-за ошибки бухгалтеров получить серьёзный штраф со стороны ЦБ РФ, то разработчик рекомендует передавать ведение учёта по новому плану счетов на аутсорсинг.

Компания «АйТи Капитал» (программа «1С:БНФО») также обратила внимание на методологические трудности, возникающие у заказчиков. Например, многие из них стремились сохранить старую аналитику, что не всегда представляется возможным, так как учёт операций в разных организациях не всегда похож. В результате теперь учёт и отчётность стандартизируются. Кроме того, серьёзно поменялся синтетический и аналитический учёт в части объектов учёта и сроков привлечения и размещения денежных средств.

Поскольку ранее компания уже работала с банками и опыт решения подобных проблем у неё уже был, это, безусловно, помогло её специалистам успешно разработать варианты возможных решений новых трудностей.

Ещё одна сложность была связана с тем, что теперь всё, что не прописано в отраслевых стандартах, следует искать непосредственно в МСФО. Тут также нужна подготовка специалистов-пользователей. Но поскольку многие клиенты из числа крупных компаний ранее уже работали с учётом ценных бумаг по МСФО, то на этом участке проблем было меньше, чем на других участках учёта.

Меня лично порадовало, что после перехода на единый план счетов (ЕПС) должна произойти перестройка оперативных систем и документооборота между подразделениями.

Закончим обсуждение этих вопросов ответами компании «ПрограмБанк». Заметим, что эта компания одна из старейших на рынке банковских программных продуктов и, по логике, ей проще внедрять новые продукты. Возможно, поэтому её представителем было замечено, что переход на ЕПС для финансовых организаций немного был похож на переход банков на новый план счетов в 1998 году.

Эксперты подчеркнули, что переход на ЕПС и отраслевые стандарты привёл к изменениям процессов в компаниях, меняется технология учёта. К сожалению, разъяснения Банка России не всегда имеют однозначную трактовку и позиции разных департаментов ЦБ РФ порой противоречат друг другу.

Есть и ещё один серьёзный нюанс. Если финансовые организации переходят на ЕПС и отраслевые стандарты, то банки пока ведут учёт по РСБУ, а отчётность по МСФО для них дополнительная.

Ну и ещё следует учесть, что компания «ПрограмБанк» выпускает комплексные решения для автоматизации всех разделов учёта в банках. Этот опыт пригодился для подготовки форм отчётности, потому как в этом плане понятны подход и требования Банка России.

Пользователям сложно было в короткий срок перейти на новый программный продукт, новый план счетов и новые отраслевые стандарты. Соответственно опять же нужна профессиональная переподготовка сотрудников. Важна корректная организация работы команды, включающая и информационные технологии (ИТ), и учётные департаменты. Необходимо проведение онлайн-обучения по удалённым подразделениям, так как идея о том, что ключевые специалисты филиалов «съездят в голову» (головной банк) и потом всему научат остальных сотрудников, не работает. Онлайн-обучение позволяет потом провести и тестирование: в платформах для интернет-семинаров это есть.

Согласимся с мнением компании «АйТи Капитал», что нужна большая детализация документооборота между подразделениями. При этом есть вещи, которые поддаются формализации, весь вопрос только в техническом исполнении, и есть вещи, которые формализации не поддаются. То есть технически расчёты корректировок, а тем более всякая вариационная маржа, непросты, но тут всё понятно алгоритмически, и достаточно алгоритмы зафиксировать в учётной политике, корректно настроить в ПО (если есть разные варианты) и внедрить новые бизнес-процессы одновременно с программой.

Но количественно работы много. Так, проект в страховой компании «Ингосстрах» потребовал более 500 шаблонов проводок только по финансовым инструментам.

Итак, подведём некоторый промежуточный итог. Правило «Мы так делали всегда» больше не проходит. Требуются глубокое осмысление того, что происходит, овладение новой терминологией, новым пониманием движения денежных потоков и серьёзная поддержка, в том числе методическая, со стороны компаний - разработчиков программных продуктов. Следует отметить, что все опрошенные нами компании готовы оказывать поддержку и осуществлять консультирование на платной или бесплатной основе. Важно при этом, чтобы внутри компаний были классные специалисты, понимающие не только автоматизацию, но и методологию, требования МСФО и Банка России.

Последний вопрос касался того, насколько удалось автоматизировать процессы учёта корректировок, резервов, справедливой стоимости активов.

Здесь всё сложнее. Так, БКГ «Информаудитсервис» (продукт «1С:УПЦБ») заверила, что в её программном продукте в полной мере реализованы возможности учитывать финансовые инструменты в соответствии с положениями регулятора, в том числе полный функционал учёта стоимости ценных бумаг, включающий в себя расчёт корректировок по эффективной ставке процента (ЭСП), дисконтов, премий и переоценки. Причём в зависимости от настроек учётной политики эти расчёты могут производиться в различных вариантах (с учётом (без учёта) частичного погашения, с учётом (без учёта) существенности, с учётом (без учёта) изменения оферт и т. д.) или же вообще могут быть отключены. В части выбора котировок для переоценки по справедливой стоимости также реализована широкая опциональность. Поддерживаются алгоритмы для всех трёх уровней справедливой стоимости: проверки активности рынка, сравнения котировок, использования котировок прошлых периодов.

В программном продукте «1С:БНФО» (компания «АйТи Капитал») бухгалтерская система представляет собой комплекс разнородных систем учёта, связанных между собой и главной книгой интеграционными процессами, сквозными требованиями к аналитике учёта и регламентами по порядку и срокам отражения операций. Такой комплекс сохраняет гибкость оперативного учёта, служащего целям бизнеса, и единые требования положений регулятора по бухгалтерскому учёту и отчётности. Таким образом, «1С:БНФО» стала не просто коробочным решением для НФО, но и платформой для объединения всех видов учёта.

Подтверждает выполнение регуляторных требований и компания «ПрограмБанк».

Тогда почему же всё-таки сложнее? А потому, что мой опыт работы главным бухгалтером банка говорит о том, что при всех правильных наладках, корректной работе исходно запрограммированного ПО всё равно в процессе деятельности возникает много вопросов. И чем вопрос, скажем так, мельче, тем неудобнее он в решении. Если принципиальные вопросы решаются, то мелкие долго мешают работать, а с учётом изменений в части методологии и документооборота, взаимодействия подразделений они могут изрядно попортить нервы даже самым закалённым управленцам. Ну и не забываем, что часть разъяснений Банка России обладает неопределёнными трактовками.

А потому остаётся пожелать всем коллегам, уже перешедшим на ЕПС и новые стандарты, выдержки, а тем, кто ещё не перешёл, - удачи. Кроме того, есть некоторый шанс, что для совсем уж маленьких компаний могут отменить применение этих стандартов.

Понятно, что такой переход очень удобен Банку России для автоматизированной обработки, контроля и анализа информации. Только вот, может быть, МСФО применять всё же следует тем, кто в этом заинтересован и получает от этого выгоду, чего не скажешь про большинство «малышей».

В заключение хочется отметить: хорошо автоматизировать то, что просто поддаётся автоматизации. Сложнее с такими вопросами, как учёт бумаг, не имеющих рыночной котировки, кредитами и займами, где требуется профессиональное суждение. Почему-то это профессиональное суждение часто не совпадает с суждением представителей регулятора. Есть вопросы и по оценке активности рынка при учёте котируемых бумаг - тоже проблема, которая заключается в расхождении точек зрения финансовых организаций и регулятора.

Действующая система бухгалтерского учета в РФ существенно отличается от учета операций в соответствии с международными правилами учета. Российские методы учета не отражают всей информации согласно МСФО, а именно: различная степень детализации, по-разному отражается документарное признание задолженности и денежных средств, возможна также неоднозначная интерпретация данных по некоторым видам операций.

Проблема несовпадения российских принципов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности обсуждается в нашей стране уже давно. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой отчетности. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая составляется в соответствии с российской системой учета, используется главным образом органами государственного регулирования и статистики.

Основные различия заключаются в следующем:

одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, является приоритет содержания над формой.

В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. Российские принципы бухучета основываются исключительно на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают предпочтение форме, а международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание;

вторым основным отличием является схема учета затрат.

В соответствии с МСФО учет доходов и расходов ведется по принципу начислений, а РПБУ требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Согласно методу начисления результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Результаты операций отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность кредитных организаций тех периодов, к которым они относятся. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. Это различие в моменте учета операций вытекает также и из несоблюдения в РПБУ принципа преобладания сущности над формой.

Определив особенности российской учетной политики, можно определить основные условия перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности:

Первое условие. При переходе на МСФО следует учитывать тот факт, что российская система бухгалтерского учета базируется на жестких, однозначно трактуемых инструкциях, указаниях, положениях и иных нормативных актах, обязательных для выполнения. Создание таких регламентирующих документов обусловлено, в первую очередь, интересами государства в лице различных контролирующих органов. Поэтому очень часто говорят, что основной целью бухгалтерского учета является контроль.

Международные стандарты жестких нормативов не предполагают. Они устанавливают такие понятия, как «справедливая стоимость», «амортизированные затраты», «финансовые активы», «производные инструменты» и т.д., а кредитные организации самостоятельно в своей учетной политике «домысливают» эти понятия, превращая их в порядок ведения бухгалтерского учета тех или иных операций.

Второе условие. Применение банками таких принципов составления отчетности, как «метод начислений», «приоритет содержания над формой» приводит к существенным изменениям финансовых результатов деятельности банков, а также к изменениям размеров собственных средств (капиталов) банков.

Третье условие. Основное требование, предъявляемое к отчетности по МСФО, - прозрачность. Международные стандарты обязывают банки сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям информации. Например, выдача кредита инсайдеру должна быть отражена в отчетности или раскрыта в пояснительной записке к отчетности, а если банком учтен вексель дочерней компании, то банк должен указать этот факт в отчетности по МСФО.

Таким образом, переход российских банков на ведение учета и составление отчетности по МСФО можно разбить на два этапа. На первом этапе предполагается ведение учета в соответствии с российской учетной политикой, а для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО целесообразно использовать метод трансформации. На втором этапе следует изменить правила ведения бухгалтерского учета так, чтобы отчетность, составленная на основе данных бухгалтерского учета, в полной мере соответствовала требованиям МСФО.