Инфляции в переходной экономике. Тема работы: Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике

Инфляции в переходной экономике. Тема работы: Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике

Московский университет им. М.В. Ломоносова

экономический факультет

Реферат по предмету «Теория переходной экономики»

студентки 206 гр. Казимировой Светланы

«Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы

преодоления»

Декабрь 1997 г.

1. Причины инфляции в переходной экономике................................3

2. Природа Российской инфляции в переходной экономике............5

3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу..............8

Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы

преодоления.

Причины инфляции в переходной экономике.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при

наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и

предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной

экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения

субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия

законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к

рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или

либерализация цен.

Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо

рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система,

означающая централизованное установление государственных фиксированных цен

на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью

планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией

плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения

продукта от производителя к потребителю в цене производился

последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно

прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами

затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции

рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку

цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как

правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть

затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и

неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором

соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать

производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что

переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень

цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему

Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко

рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задач

правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем

продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение

производства и цен под контролем государства. Цены производителей были

скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В

среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались

налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.

Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что

позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.

розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%.

При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -

на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие

тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно

возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался

огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.

Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями.

Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от

90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой

необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под

контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все

остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае

резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами

сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса

рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных

цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые

цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост

цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других

восточноевропейских странах, проводящих реформу(табл.1).

|Страна, год |Рост цен, % |

|Россия(1992) |2501 |

|Болгария(1991) |457 |

|Чехословакия(1991) |54 |

|Венгрия(1991) |33 |

|Польша(1990) |249 |

|Румыния(1991) |252 |

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной

промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила

отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.

В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у

населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем

самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

Природа Российской инфляции в переходной экономике.

Однако на пути успешного проведения реформы, на пути перехода к

системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала

длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекает

очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если

либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко

дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных

отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения,

обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает

результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует

долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих

обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая

инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых

ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала,

приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты

иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой

инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%,

что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой

галопирующей инфляции.

После либерализации цен в России(а в 1995г. лишь небольшой перечень

цен на топливно-энергетические продукты, транспорт, связь и коммунальные

услуги регулируется по-прежнему государством) стало ясно, что на смену

государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика

фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание

которого направлены усилия современной экономической теории и экономической

политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности

макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения

инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны

появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и

специфику формирования рынков в постсоциалистических странах. Для

характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться

термин «инфляции издержек», связанный со структурными особенностями

постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать

сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что

феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и

природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических

и политических дискуссий.

Инфляция как таковая - это безусловно денежный феномен, означающий

снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного

ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен, в связи с чем

говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате

повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения

государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением

доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с

увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной

динамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Во всех

подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное

равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро

распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском

секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является

традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в

переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей

макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается

лишь названными процессами, получившие название «инфляцией спроса». В

результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики

становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При

использовании такой продукции для производства других товаров повышаются

издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства

при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей

технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким

образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать

тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной

массы(повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции

издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с

существующей структурой национального производства, определяющей структуру

и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем

инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

Проанализируем фактические данные о развитии инфляции в России после

либерализации цен. Этот анализ позволит ответить на вопрос о существовании

инфляции издержек в современной российской переходной экономике. Изучение

динамики российской инфляции за последние три года после либерализации цен

показывает наличие и постоянное воспроизведение значительных «ножниц» в

изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это

видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.

|Индекс |1992 |1993 |1994 |

|потребительских |2680 |1008 |312 |

|оптовых цен |6164 |1124 |335 |

|промышленности | | | |

Как следует из таблицы2, годовые индексы оптовых цен промышленности

постоянно опережают соответствующие индексы потребительских цен. Скорее

всего из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен.

Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись таблицей3. Видно

Что цены на потребляемые в промышленности ресурсы растут быстрее, чем на

выпускаемые ею товары. За январь-февраль превышение первых над последними

составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с

наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс.

|Месяц |Индекс оптовых цен |Индекс цен ресурсов |

|Декабрь1994 |1.13 |1.15 |

|Январь1995 |1.22 |1.26 |

|Февраль1995 |1.17 |1.18 |

В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-

энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской

экономике.

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в

недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом

экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует

вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость,

относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В

системе планового ценообразования(см. 1 стр.) была заложена концепция

дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические

ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая

конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в

этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.

Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен

начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на

экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые

ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая

децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс.

Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое

хозяйство и прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых

отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю

экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет

разницы между внутренними и мировыми ценами экспортноориентированные

топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал

повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей

необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует(пока

отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено

подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции.

Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается,

отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной

переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до

конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем

регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых

отраслей(путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).

Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей

либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции

базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа

экспортноориентированных отраслей останется основным генератором инфляции

издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской

экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также

довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано

говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной

перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет

способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно

подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

Контуры антиинфляционной политики на перспективу.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной

стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного»

уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и

падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении

эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть

достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.

В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически

острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации

намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия

«номинальных якорей»(в частности фиксированного валютного курса), усиление

протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут

способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные

ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию

инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей

антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны

Предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-

5% в среднем за месяц;

Создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения

инфляционного потенциала.

В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого

усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории

плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной

политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту

инвистиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач

необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и

регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и

денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий,

направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные

ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции,

превышение которого автоматически предполагает приостановку действий,

стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против

роста цен в отраслях-монополистах.

3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание

государственных инвестиций должно происходить параллельно с

расширением доходной базы бюджета.

4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно

превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с

целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы

проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через

уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в

спекулятивные операции на денежных рынках.

5. Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской

задолженности(стимулирующего инфляционные процессы) помогает

нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и

развития вексельного обращения.

6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах

потребительских товаров.

7. С тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального

валютного курса, в первое время целесообразно сохранить «валютный

коридор».

8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать

фьючерсную торговлю сезонными товарами.

В заключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики

должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2%

в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения

инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций,

структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского

комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает

возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на

реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Список используемой литературы

1. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления.

«Экономист». 1996г. №4.

2. Илларионов А. Природа российской инфляции. «Вопросы экономики». 1995г.

3. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления. «Экономист». 1995. №8.

4. Теория переходной экономики под ред. В.В. Герасименко. МГУ. 1997г.

-----------------------

Вопросы экономики. 1995г. №3. С.5.

Опыт показывает, что высокая инфляция является закономерностью начального этапа переходной экономики. Постоянная нестабильность цен приводит к разрыву экономических отношений во времени: сделки, совершаемые сегодня, реализуются в совершенно ином экономическом пространстве, с совершенно иными экономическими параметрами, чем сделки, которые будут совершены через месяц; накопление подрывается, ликвидность денег снижается, инвестиции становятся нереалистичными.

Причины инфляции в переходной России

Всякая инфляция есть следствие переполнения каналов обращения денежными знаками или их субститутами. И в этом смысле на поверхности - монетарная природа инфляции. Однако проблема заключается в определении глубинных причин переполнения каналов обращения деньгами и только ли излишней эмиссией объясняется рост цен в переходной экономике.

На начальной стадии перехода к рынку инфляция связана, прежде всего, с кризисом прежней дорыночной системы социально-экономических отношений. Внедрение свободного рынка в условиях неадекватной социально- экономической среды, когда не развита реальная обособленность производителей, когда не действуют институты рынка, когда ценовые сигналы оказываются слишком слабыми, привело к разрыву формально свободных цен и воспроизводственных процессов. Разложим эту общую социально-экономическую инфляцию по ряду факторов.

фактор - корпоративно-монополистическая структура переходной экономики.

В принципе любая монополия способна взвинчивать цены при сокращении производства. Но в экономике переходного общества, где монополизм имеет множество уровней, такая возможность усиливается. Монополизм, связанный с технологической структурой, структурой производственных отношений, с особым характером институциональных связей и законодательства, тем более не встречающий противодействия (отсутствие в переходной экономике госу-дарственного антимонопольного регулирования, контрмонополий в лице объе-динений потребителей, сильных профсоюзов) способствует развертыванию инфляции и сокращению производства.

фактор - противоречие между производственным и трансакционным сектором.

В трансакционном секторе существенно выше норма прибыли и скорость оборота капитала. В результате ликвидные ресурсы перетекли из производственного в трансакционный сектор. Повышенная скорость обращения, конечно, противодействует обесцениванию денег, но зато сверхприбыли не идут, как правило, в производственные инвестиции, и масса ликвидных ресурсов выка-чивается из сферы производства, провоцируя спад, неплатежи, сокращение налоговых поступлений, прогрессирующий дефицит бюджета и новый источник инфляции.

фактор - отношения собственности.

"Номенклатурная" приватизация разрушает мотивацию предпринимательской деятельности, что в целом весьма негативно воздействует на производство.

фактор - неразвитость рынка.

Фактически это означает, что в экономике сохраняется возможность игнорировать жесткие рыночные ограничения (в частности, бюджетные) и адекватно строить свое хозяйственное поведение. В условиях монополизма и "мягких бюджетных ограничений", когда можно обходиться без денег и жить на основе прямого продуктообмена, предприятия способны осуществлять свою воспроизводственную деятельность даже тогда, когда с финансовой точки зрения они на это должны быть абсолютно неспособны. Игнорирование денежных регуляторов позволяет избежать тех механизмов подавления инфляции, которые традиционно используются марксистскими моделями. При этом, однако, давление на предприятие по финансовым каналам приводит к свертыванию производства. Предприятия влезают в долги, идут по пути натурализации, но не реагируют на рыночный сигнал традиционно, т.е. не снижают цены при кризисе сбыта.

фактор - неразвитость кредитной и финансовой системы.

В переходной экономике еще со времен перестройки присутствовал огромный объем "полуденег" в виде безналичных финансовых ресурсов на счетах предприятий. В прежней экономической системе эти финансовые ресурсы были не столько всеобщим эквивалентом, сколько формой учета и контроля за централизованным снабжением. Их массовая перекачка в наличный оборот явилась первым толчком к развертыванию спирали инфляции. Затем этот толчок усилился и преумножился перекачиванием в легальное рыночное обращение "теневых денег". Третьим толчком оказалось неустойчивое положение национальной валюты в условиях низкой ликвидности.

Двумя дополнительными факторами стали механизмы кредитной инфляции и "сбои" в налоговой системе, вызывающие инфляционное бюджетное фи-нансирование.

В дальнейшем инфляционная спираль оказалась способна к самоинициированию и самомульплицированию.

фактор - недоиспользование потенциальных возможностей преодоления инфляции на пути развития пострыночных отношений. Среди них: общест- ввенные фонды и другие некоммерческие и негосударственные механизмы финансирования; создание объединений предприятий с взаимными соглашениями об уровне цен; формирование свободных ассоциаций производителей и потребителей и др.

Наконец, существуют неэкономические факторы, вызывающие инфля-цию в переходной экономике. Макроэкономические регуляторы не могут работать в условиях, когда ни государственные, ни общественные институты, ни институты частного бизнеса не выполняют регулирующих мероприятий госу-дарства, не подчиняются даже законодательным ограничениям. К числу неэко-номических причин, играющих огромную роль в переходной экономике, отно-сятся политические механизмы, связанные с наличием политического популизма и авантюризма.

Для осуществления антиинфляционных мероприятий необходимо резкое снижение объемов инфляционного финансирования и кредитования, свертывание социальных программ, других форм расходов из государственного бюджета, отказ от индексации и амортизационных отчислений и заработной платы, прекращение поддержки государственных предприятий.

В результате - либо массовое банкротство, либо массовая натурализация производства, т.е. снижение эффективности и производительности труда и все тот же экономический спад, т.к. экстенсивное наращивание ресурсов в современных условиях практически невозможно. Этот спад вызовет еще большее падение доходов госбюджета, что, с одной стороны, усугубляется действием мультиплицирующего эффекта, неплатежей при ухудшении финансового положения предприятий, с другой стороны, возможностью нарушения законодательства регионами по отчислению налогов в условиях нарастающего спада.

Таким образом, в условиях переходной экономики борьба со спадом с помощью антиинфляционных мер монетаристской модели приводит лишь к его нарастанию и, как следствие, к увеличению дефицитности бюджета, что ведет к необходимости использования инфляционных источников финансирования. Если экономику дефицита с характерной для нее деформированной структурой, специфическими типами предприятий, диспропорциями, в том числе в области издержек и цен, подгоняют под модель "свободного рынка" без продуманной стратегической программы, становятся характерными следующие явления:

массовая недогрузка производственных мощностей;

свертывание постиндустриального сектора, а затем и деиндустриализация экономики;

все более экстенсивное использование ресурсов;

"проедание" основного капитала;

снижение склонности к инвестированию и сбережениям;

ухудшение качества рабочей силы и регресс ее структуры (снижение уровня образования, квалификации и т.п.);

нарастание экологический напряженности;

снижение качества жизни.

Следствием этих процессов становится обострение социокультурных и политических проблем.

Однако все закономерности переходной экономики работают лишь в определенной мере. Поэтому она сталкивается с рядом контртенденций, таких как инерционность экономической системы, она во многом не поддается внеэкономическим преобразованиям, устойчивость крупных корпоративно- номенклатурных хозяйственных систем, которые способны противопоставлять экономической и правовой власти государства свою власть и способность к локальному регулированию. С другой стороны, внутри этой корпоративной системы происходит спонтанное саморазвитие рыночных отношений. Однако эти контртенденции не отменяют общей макроэкономической тенденции - при прочих равных условиях экономический спад и ухудшение качества жизни в ходе реформ тем больше, чем слабее институционально-политическая система, чем заметнее социальные, культурные, этнические особенности данной страны и ее народа по сравнению со стандартом человека экономического.

Для обоснования сформулированной выше макротенденции конкретизируем ее.

Для переходной экономики типичным становится дефицит ликвидных ресурсов, который приходит на смену дефицита товаров. Он, однако, не может быть компенсирован за счет эмиссии, т.к. она не восстанавливает сбалансиро-ванность товарной и денежной массы. С внешней стороны это выглядит как не-прерывное сужение внутреннего рынка, падение эффективного спроса и нарастание кризиса сбыта. Причиной дефицита ликвидных ресурсов является "дефицит рынка", т.е. недостаточное развитие "товарности производства", отставание в развитии рыночной инфраструктуры от объемов сохраняющегося производства. В силу этой неразвитости и выгодности спекулятивных операций происходит сокращение производства при гипертрофированном росте трансакцион- ного сектора. Сокращение производственных мощностей интенсифицирует спад и ускоряет процесс "свертывания" инвестиций, а разбухание трансакцион- ного сектора становится одним из инфляционных факторов.

Экономический спад в большинстве моделей переходной экономики сопровождается инфляцией, порождая стагфляцию как устойчивую характеристику переходной экономики. В переходной экономике действует не только принцип взаимопогашения инфляции и спада, как в обычной рыночной экономике, но и принцип их взаимной дополняемости. Инфляция усугубляет спад, а спад формирует дополнительные инфляционные тенденции, главным образом, через инфляцию издержек. Чем выше монополизм и чем радикальнее вариант преобразований переходной экономики, тем глубже "стагфляционная ловушка". Постепенное возрастание роли рыночной саморегуляции гасит колебания - от спада к инфляции, от дефляции к спаду, наступает депрессивная стабилизация экономики. Эта фаза может характеризоваться как умеренным ростом, так и умеренным спадом.

Возможности преодоления стагфляционной ловушки связаны с выбором из двух вариантов. Первый - постепенное развитие рыночных институтов и политическая стабилизация приведут к ослаблению корпоративной власти, а конкуренция и концентрация капитала в трансакционном секторе приведут к постепенному перетеканию капиталов в отрасли с "отверточной" технологией. В результате будет реализована модель догоняющего развития. Для таких крупных, слабо зависящих от внешнего рынка экономик, как российская, этот вариант обернется лишь стабилизацией кризисной экономики.

Особенности развития инфляционных процессов в переходной экономике

Инфляция - это дисбаланс спроса и предложения на рынке товаров и денег, проявляющийся в росте цен.

Причины инфляции:

чрезмерный спрос при полной занятости (Дж.М. Кейнс),

рост производственных издержек (неоклассическая школа), т.е. со стороны предложения.

Кроме того, причины инфляции связаны с денежной политикой государства, хроническим дефицитом госбюджета, милитаризацией экономики, монополизацией рынка, влиянием внешнеэкономических факторов.

В процессе инфляции растут цены на потребительские товары, реальная заработная плата снижается. Трудящиеся, профсоюзы добиваются повышения заработной платы, в результате издержки производства (себестоимость) увеличиваются, что приводит к очередному повышению цен. В итоге реальная заработная плата снижается и снова рабочие, профсоюзы добиваются повышения зарплаты, тем самым, увеличивая издержки, и снова растут цены. В экономике возникает инфляционная спираль "зарплата - цены", и имеет место инфляция издержек или инфляция предложения.

Рисунок 1 Классический механизм инфляции предложения

Инфляция спроса характеризуется тем, что рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса. В таком случае производители получают сигнал о возрастании спроса в тех или иных производствах, что побуждает их осуществлять инвестиции в эти отраслях. В итоге предложение товаров увеличивается и цена на них снижается. Но не всякое производство сможет оперативно среагировать на изменение спроса, и тогда неравновесие между спросом и предложением сохраняется, т.е. происходит инфляционный разрыв.

Рисунок 2 Классическая модель инфляции спроса

инфляция спрос деньги

Вывод: инфляция предложения (издержек) вторична по отношению к инфляции спроса. Рост издержек смещает линию предложения вверх - цена равновесия растет, но главная составляющая ее роста - дефицитный спрос.

Рисунок 3 Совокупный механизм инфляции

Налоговая инфляция возникает, когда государство устанавливает чрезмерно высокие налоговые ставки, подрываются стимулы к инвестициям, увеличивается инфляция. Наряду с этим государство может вызывать инфляцию ценовой накидки. В процессе преобразований в экономике оно посягает на часть прибыли предпринимателей, которые в ответ на это заблаговременно пытаются повысить цены, т.е. ввести ценовую накидку.

По темпам роста различают: ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию. При умеренной инфляции годовой темп роста цен не превышает 10%, при галопирующей - сотни процентов и при гиперинфляции - тысячи процентов.

В мировой экономике исторически инфляция развивалась следующими темпами: 1950-60 гг. - ползучая, 1960-70 гг. - галопирующая, 1980-е гг. - дезинфляция, 1990-е гг. - ползучая.

Кроме того, можно выделить сбалансированную и несбалансированную инфляцию, ожидаемую (предсказуемую) и неожидаемую, импортируемую (связанную с импортом инфляции из одной страны в другую через развитие внешнеэкономических связей), открытую и подавленную.

Подавленная инфляция характеризуется:

временным замораживанием цен и доходов;

установлением предельных цен на продукцию;

тотальным административным контролем над ценами;

хроническим дефицитом товаров и услуг.

Здесь надо иметь в виду, что если открытая инфляция деформирует рынок, то подавленная инфляция разрушает его.

Открытая инфляция характеризуется взаимосвязью между уровнем инфляции и безработицей. Эта взаимосвязь графически представляет кривая Филлипса в краткосрочной динамике.

Рисунок 4 Кривая Филлипса

Где - U - уровень безработицы; - темпы инфляции, U* - естественный уровень безработицы (5-6%).

На графике, где изображена кривая Филлипса, отрезок кривой, расположенный левее точки N, характеризует инфляцию спроса, которая может возникнуть, если государство искусственно старается обеспечить высокую занятость населения. Отрезок кривой, расположенный правее точки N, характеризует падение цен в период кризиса перепроизводства.

На микроуровне инфляция проявляется в росте цен, некомпенсированном ростом качества, на макроуровне - в обесценивании денежной единицы. В качестве показателей инфляции выступает общий уровень цен, в т.ч. индекс потребительских цен или индекс Ласпейреса и дефлятор ВВП или индекс Пааше. Когда индекс Пааше > 1, имеет место инфляция в данном году по сравнению с предыдущим. Если индекс Пааше = 1, это значит, что цены в текущем году по отношению к предыдущему не изменились. Если индекс Пааше < 1, то это свидетельствует о том, что цены снизились и имеет место дефляция.

Если в начале переходного периода инфляция характеризовалась как несбалансированная и неожидаемая, то сейчас все знают, что за год цены вырастут, т.е. она стала ожидаемой.

Несбалансированная инфляция губит бизнес: нет прогноза, уверенности в том, что цены-лидеры останутся лидерами, нельзя выбрать сферу приложения капитала, рассчитать доходность.

Вывод: Тактика выживания в условиях инфляции - многовариантность и скачкообразность торгово-производственных операций.

Причины инфляции в переходной экономике порождены не самим переходом к рынку, а наследием командно-административной системой:

  • - масштабность военно-промышленного комплекса,
  • - преобладание I подразделения в промышленности,
  • - высокий удельный вес незавершенного строительства,
  • - монополизм, для борьбы с которым была разработана госпрограмма демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ,
  • - завышенный уровень занятости.

Каждая из этих особенностей стартовых условий обрекает переходную экономику на инфляционность.

Особенности инфляции в переходной экономике:

открытая,

несбалансированная,

ожидаемая,

стагфляция,

галопирующая, перерастающая в гиперинфляцию (2680% в 1992г.).

Причины инфляции в первой половине 90-х годов:

дефицит госбюджета, финансируемый за счет денежной и кредитной эмиссии Центрального банка;

увеличение скорости обращения денежной массы;

скупка валюты Центральным банком за счет денежной эмиссии, превышающей установленные бюджетом лимиты.

снижение инфляции в 1992-2001гг. сделало реально положительной учетную ставку, но высокая ставка процента вела к снижению спроса на деньги и снижению инвестиций до 1999г.;

рост мультипликатора на основе снижения избыточных резервов КБ в ЦБ увеличил предложение денег;

несоблюдение требований к норме резервов - либо ниже (до 1998г.), либо выше с 1999г.

Инфляция характерна не только для переходной экономики, в плановой экономике существовала скрытая инфляция, подавленная, о чем свидетельствовали очереди, дефицит, т. е. недопроизводство в конце 80-х гг.

Одна из наиболее радикальных мер борьбы с инфляцией - это рост безработицы. Стабилизация инфляции ценой роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ: США, Великобритания, Польша, Венгрия и применима в СНГ и РФ, как следствие жесткой монетарной политики.

В экономической политике существует два варианта борьбы с инфляцией:

  • - активная стратегия - через спад деловой активности и рост безработицы,
  • - пассивная политика - адаптационные государственные меры (индексация доходов и их контроль).

Составляющими пассивной антиинфляционной политики выступают:

  • - политика доходов.
  • - контроль цен и окладов,
  • - государственные рекомендации по ценам и заработной платы,
  • - минимизация государственного вмешательства в рынок - налоговые льготы для тех фирм, которые не повышают цены.

Стратегия активной борьбы с инфляцией основана на компромиссной теории инфляции - через увеличение безработицы.

Итак, инфляция присуща современной экономике в силу ее конструктивных особенностей - бумажно-денежного обращения в условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом.

Антиинфляционная стратегия включает следующие меры длительного действия в переходной экономике:

  • - развитие рыночных механизмов,
  • - правительственная политика искоренения неуправляемой инфляцией (придерживать цены в рамках, определенных законом о бюджете),
  • - жесткие ограничения прироста денежной массы - только соответствующего приемлемому контролируемому уровню инфляции,
  • - сокращение бюджетного дефицита,
  • - повышение курса валюты (внешний фактор).

Тактические антиинфляционные меры в переходной экономике:

  • - государственная поддержка степени товарности народного хозяйства;
  • - льготное налогообложение предпринимателей, организующих свободную продажу побочных продуктов производства;
  • - повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности для сокращения текущего спроса;
  • - контроль доходов через налогообложение фонда заработной платы, превышающего нормируемый уровень до 1995г. (3 минимальных зарплаты на среднесписочного работника).

Государственные меры борьбы с инфляцией в тот период и на других временных интервалах повышения инфляции:

  • - выброс на рынок валюты,
  • - повышение процента для роста склонности населения к сбережениям,
  • - сжатие дефицита бюджета и кредитов правительству через секвестирование бюджета.

Но потом опять политика смягчилась: ЦБ выдал правительству кредиты, расширилась денежная эмиссия и темпы инфляции к началу 1994г. выросли.

Таким образом, в первой половине 90-х годов в России установился определенный (выматывающий экономику) инфляционный цикл: достижение положительных результатов (снижение темпов роста инфляции) давление отраслевых лоббистов, политические события (выборы) смягчение денежно-кредитной политики рост темпов инфляции (до гиперинфляции на уровне 30%-й инфляции в месяц) необходимость усиления борьбы с инфляцией.

Таким образом, монетарное регулирование снижает темпы инфляции - от гиперинфляции экономика перешла в стадию глубокой депрессии 1994-98гг. Но замена монетарных методов немонетарными (через ограничение цен на хлеб, 100%-ю продажу валютной выручки, государственно фиксируемый валютный курс через установление валютного коридора), а также свертывание политических и экономических реформ привело к разрушению финансовой системы государства в августе 1998г.

Сочетание мер по усилению государства и его позиций в экономике с созданием благоприятных конкурентных условий для отечественных производителей при проведении жесткого монетарного регулирования позволяло как контролировать инфляцию, так и обеспечить выход экономики России на траекторию экономического роста.

Финансовые аспекты переходной экономике

Фискальная политика - политика в области правительственных расходов и налогов, включает налоговую и бюджетную политики. По механизму действия различаются два ее вида:

  • 1. Автоматическая, осуществляется через встроенные стабилизаторы:
    • - автоматические изменения в налоговых платежах при постоянстве налоговых ставках - падают доходы, автоматически падают налоги. Прогрессивная налоговая шкала и обеспечивает это, являясь встроенным стабилизатором;
    • - совокупность пособий по безработице и социальных выплат - при потере работы - автоматически назначается пособие, при устройстве на работу оно автоматически прекращает выплачиваться. Аналогично действуют программы поддержки бедных.
  • 2. Дискреционная политика - это проведение правительственных программ:

поддержки занятости;

социальных программ;

изменение налоговых ставок.

Виды бюджетной политики:

если неполная занятость вследствие недостаточного совокупного спроса, то он должен повышаться через госрасходы - экспансионистская бюджетная политика;

если полная занятость при стабильных ценах, то госрасходы и доходы должны стабилизировать спрос - нейтральная бюджетная политика;

если повышение уровня цен (инфляция), то должно быть такое соотношение расходов и доходов бюджета, чтобы совокупный спрос снижался - контрактивная бюджетная политика.

Экспансионистская политика осуществляется за счет роста госрасходов, увеличения дефицита госбюджета, для покрытия которого государство берет кредиты, что увеличивает государственный долг. Контрактивная бюджетная политика осуществляется на основе сокращения расходов бюджета или повышения его доходов.

Для эффективной фискальной политики государство должно аккумулировать достаточно высокую долю НД - до 40% в развитых странах.

Налоговое регулирование осуществляется на микро- и макро- уровнях.

Налоги, помимо чисто фискальной функции (аккумуляция средств в госбюджет) выполняют еще распределительную (перераспределительную) функцию, стимулирующую и контролирующую. В силу этого они могут оказывать противоположное воздействие на производство и поэтому являются очень тонким инструментом госрегулирования.


Рисунок 5 Налоговый мультипликатор.

Основные группы налогов в рыночной экономике:

на доходы (на зарплату, на прибыль, подоходный);

на собственность (на имущество, землю, на капитал);

(эти две группы составляют прямые налоги)

на движение имущества (на наследство, на покупку земли, другой недвижимости);

на потребление (акциз, НДС) эти группы - косвенные налоги;

Налоговое регулирование включает:

увеличение, снижение ставок, их дифференциацию,

введение и отмену льгот,

отсрочку платежей по налогам,

изменение базы налогообложения через инвестиционные льготы.

А. Лаффер (советник в администрации Рейгана) показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета.

По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30% доходов.


Рисунок 6 Кривая Лаффера

Общие принципы построения налоговой системы в РФ определяет Налоговый кодекс, в соответствие с которым в РФ выделяются 3 вида налогов: федеральные, региональные и местные налоги.

Главная задача фискальной политики - не столько сбалансированность бюджета, сколько макроэкономическая сбалансированность.


Рисунок 6 Влияние госрасходов на ВВП

Движение госрасходов в переходной экономике осуществляется сложно и противоречиво.

Подобно инвестициям они обладают мультипликационным (множительным) эффектом.

Прежде всего, в условиях перехода от огосударствленной экономики к самостоятельному хозяйствованию экономических субъектов госрасходы сокращаются. Но в условиях инфляции растут государственные доходы, и еще быстрее растут госрасходы. Однако та их часть, которая оказывает мультипликационный эффект на ВВП - закупки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд и регулирования спроса, снижаются (относительно). Государство отказывается от закупок всего зерна, металла, нефти и т.д.

Финансы - это государственно-организованная система денежных отношений. Организатором денежных отношений может выступать только государство. Эта функция объективно отводит ему роль регулятора рыночной экономики. В узком смысле финансы - совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, т.е. госбюджет. Финансовая система РФ основывается на Конституции и Бюджетном кодексе. Образование и использование госбюджета - главный инструмент финансового регулирования.

Бюджетная система - это взаимосвязанная совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Источниками госбюджета являются налоги и предпринимательская деятельность государства: доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества, продажа лицензий, концессий, эмиссия государственных ценных бумаг, продажа драгоценных камней.

Особенностью госбюджета в переходной экономике является, прежде всего, то, что бюджетная политика выступает одной из наиболее острых точек политических дискуссий:

частые его корректировки;

наращивание госрасходов, но не закупок, а кредитов, дотаций, субсидий госаппарата;

завышение плановых поступлений в бюджет;

дефицитность бюджета до 2000г.;

недофинансирование плановых расходов (например, заработной платы работников бюджетной сферы), т.е. их секвестирование (пропорциональное снижение) в конце финансового года для обеспечения выполнения бюджета;

перераспределение доходов в пользу ниже стоящих уровней, иногда вопреки законодательству. Особенности формирования доходов бюджета в переходной экономике в основном выяснили при анализе системы налогообложения. Но помимо налогов источниками бюджета являются прибыль ЦБ и продажа драгоценных металлов и камней. Прибыль ЦБ - это форма изъятия в бюджет эмиссионного дохода (сеньоража), т.е. инфляционный налог. Направления бюджетных расходов:

  • 1. Народное хозяйство.
  • 2. Финансовая поддержка АПК.

Инвестиции.

Финансирование северного заказа.

Социальные расходы.

Реформа бюджетных отношений по уровням.

Финансирование дефицита правительственных расходов.

Обслуживание внутреннего долга.

Литература

  • 1. Налоговый кодекс. М., 2000.
  • 2. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. Раздел 3. Тема 13. С.278.
  • 3. Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2005 году. // Российская газета, 2006. №60(4026). 24 марта.
  • 4. Исполнение Федерального бюджета 2006. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. . www.vipgold.ru.
  • 5. Макроэкономика: теория и российская практика / под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. М.: КНОРУС, 2006. Раздел 2. Тема8.
  • 6. May В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007. №2.
  • 7. Трансформационная экономика России /под ред. Бузгалина А.В. М.: Финансы и статистика, 2006. Раздел 5. Глава 19. С.450.
  • 8. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики. 2006. №4.
  • 9. Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? // Вопросы экономики. 2006. №8.
  • 10. Экономическая теория /Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил -натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. На наш взгляд, определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские; особенно это было характерно для 1992-1996 гг.

Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.

4. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Вывод

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействуюших на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако для них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и большинстве других стран, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Особенности развития инфляционных процессов в переходной экономике План Введение Механизм инфляции и его особенности в переходной экономике Государственная система антиинфляционных мер Развитие инфляционных процессов в РФ Выведение кривой Филлипса с учетом ожидаемой инфляции ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ Инфляция ее причины и виды. Особенности инфляции в переходной экономике. Механизм инфляции спроса и предложения. Показатели инфляции.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

ТЕМА 12. Особенности развития инфляционных процессов в переходной экономике

План

Введение

  1. Механизм инфляции и его особенности в переходной экономике
  2. Государственная система антиинфляционных мер
  3. Развитие инфляционных процессов в РФ
  4. Выведение кривой Филлипса с учетом ожидаемой инфляции

ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ

Инфляция, ее причины и виды. Особенности инфляции в переходной экономике. Механизм инфляции спроса и предложения. Показатели инфляции. Выведение кривой Филлипса с учетом ожидаемой инфляции

ВВЕДЕНИЕ

Кейнс считал инфляцию макроэкономической проблемой. Монетаризм рассматривает ее как важнейшую составляющую макроэкономической теории. Фридмен, например, указывал, что инфляция – это устойчивый рост цен, выступающий как денежный феномен, вызванный избытком денег и отношений к выпуску продукции.

Цель лекции: выявить причины и механизм инфляции в переходной экономике, варианты ее регулирования и современные тенденции в ее развитии.

1. Механизм инфляции и его особенности в переходной экономике

Когда на денежном рынке наступает длительное неравновесие, предложение денег превышает спрос, деньги обесцениваются, падает их покупательная способность, цены растут. Такое явление в экономике называется инфляцией. Зарождаясь на денежном рынке, вирус инфляции поражает и другие части экономического организма - производство и потребление.

Инфляция – это дисбаланс спроса и предложения на рынке товаров и денег, проявляющийся в росте цен.

Причины инфляции:

  • чрезмерный спрос при полной занятости (Кейнс),
  • рост производственных издержек (неоклассическая школа), т.е. со стороны предложения.

Очевидно, что истина - в синтезе, т.е. инфляция объясняется как со стороны спроса, так и предложения. Кроме того, причины инфляции связаны с денежной политикой государства, хроническим дефицитом госбюджета, милитаризацией экономики, монополизацией рынка, влиянием внешнеэкономических факторов.

В процессе инфляции растут цены на потребительские товары, реальная заработная плата снижается. Трудящиеся, профсоюзы добиваются повышения заработной платы, в результате издержки производства (себестоимость) увеличиваются, что приводит к очередному повышению цен. В итоге реальная заработная плата снижается и снова рабочие, профсоюзы добиваются повышения зарплаты, тем самым, увеличивая издержки, и снова растут цены. В экономике возникает инфляционная спираль "зарплата - цены", и имеет место инфляция издержек.

Инфляция спроса характеризуется тем, что рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса. В таком случае производители получают сигнал о возрастании спроса в тех или иных производствах, что побуждает их осуществлять инвестиции в эти отраслях. В итоге предложение товаров увеличивается и цена на них снижается. Но не всякое производство сможет оперативно среагировать на изменение спроса, и тогда неравновесие между спросом и предложением сохраняется, т.е. происходит инфляционный разрыв.

Существует налоговая инфляция. Когда государство устанавливает чрезмерно высокие налоговые ставки, подрываются стимулы к инвестициям, увеличивается инфляция. Наряду с этим государство может вызывать инфляцию ценовой накидки. В процессе преобразований в экономике оно посягает на часть прибыли предпринимателей, которые в ответ на это заблаговременно пытаются повысить цены, т.е. ввести ценовую накидку.

По темпам роста различают: ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию. При умеренной инфляции годовой темп роста цен не превышает 10%, при галопирующей - сотни процентов и при гиперинфляции - тысячи процентов.

В мировой экономике исторически инфляция развивалась следующими темпами:

1950-60 гг. – ползучая,

1960-70 гг. – галопирующая,

1980-е гг. – дезинфляция,

1990-е гг. – ползучая.

Кроме того, можно выделить сбалансированную и несбалансированную инфляцию, ожидаемую (предсказуемую) и неожидаемую, импортируемую (связанную с импортом инфляции из одной страны в другую через развитие внешнеэкономических связей), открытую и подавленную.

Подавленная инфляция характеризуется:

  • временным замораживанием цен и доходов;
  • установлением предельных цен на продукцию;
  • тотальным административным контролем над ценами;
  • хроническим дефицитом товаров и услуг.

Здесь надо иметь в виду, что если открытая инфляция деформирует рынок, то подавленная инфляция разрушает его.

открытая инфляция характеризуется взаимосвязью между уровнем инфляции и безработицей. Эта взаимосвязь графически представляет кривая Филлипса в краткосрочной динамике. На графике, где изображена кривая Филлипса (рис.7), отрезок кривой, расположенный левее точки N , характеризует инфляцию спроса, которая может возникнуть, если государство искусственно старается обеспечить высокую занятость населения. Отрезок кривой, расположенный правее точки N, характеризует падение цен в период кризиса перепроизводства.

Рис. . Кривая Филлипса

На рис.7 U - уровень безработицы; - темпы инфляции, U * - естественный уровень безработицы (5-6%), Р - темп роста цен.

На микроуровне инфляция проявляется в росте цен, некомпенсированном ростом качества, на макроуровне – в обесценивании денежной единицы. В качестве показателей инфляции выступает общий уровень цен, в т.ч. индекс потребительских цен или индекс Ласпейреса и дефлятор ВВП или индекс Пааше.

где t+1 – текущий год, t – базовый год.

Когда индекс Пааше > 1, имеет место инфляция в данном году по сравнению с предыдущим. Если индекс Пааше = 1, это значит, что цены в текущем году по отношению к предыдущему не изменились. Если индекс Пааше < 1, то это свидетельствует о том, что цены снизились и имеет место дефляция.

В переходной экономике инфляция по темпам характеризуется как галопирующая (гиперинфляция в 1992-94гг.) и несбалансированная, при которой рост цен на сырье, комплектующие изделия опережает увеличение цен конечного продукта (например, комбайн Ростсельмаша и харьковский двигатель), ожидаемая, открытая. Как известно, открытая характеризуется:

- нарушением макроэкономического равновесия между спросом и предложением;

- постоянным повышением цен;

- действием механизма адаптивных инфляционных ожиданий (ожидания повышения цен).

Если в начале переходного периода инфляция характеризовалась как несбалансированная и неожидаемая, то сейчас все знают, что за год цены вырастут, т.е. она стала ожидаемой.

Несбалансированная инфляция губит бизнес: нет прогноза, уверенности в том, что цены-лидеры останутся лидерами, нельзя выбрать сферу приложения капитала, рассчитать доходность.

Таким образом, инфляция – это результат нарушения равновесия спроса и предложения.

1. Нарушения со стороны спроса или инфляции денежной массы.

Из уравнения Фишера MV = PQ следует, что сбалансированность между денежной массой с учетом скорости обращения и ее товарным покрытием достигается путем изменения цен - чем больше денег в обороте и меньше предложение товаров, тем выше цены.

Рис. . Классическая модель инфляции спроса

Инфляция спроса вызывается также постоянным ростом расходов государства на социальные программы.

2. Инфляция предложения или инфляция издержек - ее механизм обусловлен ростом зарплаты, цен на капитальные товары, сырье.

Рис. . Классический механизм инфляции предложения

Рост цен обуславливает снижение производства, т.е. инфляция развивается по типу стагнации.

В экономике дефицита логика проса перевернута: дефицитный рост цены в сочетании с инфляционными ожиданиями обусловливает рост спроса при росте цен. Логика предложения тоже перевернута: чем дороже товар, тем меньше его производят. Причинами в переходной экономике выступают накапливающаяся дефицитность отечественной экономики и унаследованный монополизм. Т. к. дефицитность спроса – первопричина инфляции, то темпы его роста опережают темпы роста предложения. Это делает невыгодным рост производства. Рациональнее ждать скачка цен и незначительно наращивать производство. Количество реализованной продукции падает, а цены растут - налицо инфляция дефицита.

Вывод : инфляция предложения (издержек) вторична по отношению к инфляции спроса. Рост издержек смещает линию предложения вверх - цена равновесия растет, но главная составляющая ее роста - дефицитный спрос.

Каково же было поведение предпринимателя в начале переходного периода, когда действовал дефицитный механизм инфляции? Это поведение водителя автомобиля, разогревающего мотор: ехать не знает куда, но мотор работает, расходы осуществляются, предприятие стоит, но осуществляются издержки на сохранение коллектива, поддержание технических параметров.

Диверсифицироваться,

Создать в своей структуре малые и посреднические фирмы,

Создать страховой фонд для риска.

Вывод: Тактика выживания в условиях инфляции - многовариантность и скачкообразность торгово-производственных операций.

Причины инфляции в переходной экономике порождены не самим переходом к рынку, а наследием командно-административной системой:

Масштабность военно-промышленного комплекса,

Преобладание I подразделения в промышленности,

Высокий удельный вес незавершеного строительства,

Монополизм, для борьбы с которым была разработана госпрограмма демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (Российская Газета, 1994 г, 14 апреля),

Завышенный уровень занятости.

Каждая из этих особенностей стартовых условий обрекает переходную экономику на инфляционность.

Экономические последствия инфляции:

  • перераспределение доходов и богатства, когда невыгодными становятся кредиты и инвестирование,
  • конфискация средств через налоги - все большее число налогоплптельщиков относятся к категории состоятельных только за счет инфляционного роста доходов и сохранения прогрессивной шкалы налогообложения,
  • ускоренная материализация денежных средств (затоваривание складов)
  • нестабильность экономической информации, прежде всего, о ценах, Самуэльсон сравнивает это с потерей телефонной книжки,
  • падение реального процента, который уменьшается на процент инфляции,
  • обратная пропорциональность уровня инфляции и безработицы.

Последнее - анализировали на фактических данных многие ученые. Наглядно представил взаимосвязь между нормой безработицы U и приростом заработной платы (%  W) англичанин О.В.Филлипс (1958 г.). Он проанализировал данные за 100 лет и обнаружил стойкую отрицательную связь. Т.к. рост заработной платы ведет к росту цен, то он построил инфляционную кривую: при 6% безработице уровень цен стабилен, т.к. темпы роста заработной платы равны скорости роста производительности труда, в условиях высокой безработицы будет наблюдаться дефляция,  P в процентах  0. Низкая безработица может быть обеспечена только за счет инфляции - общего роста цен: норма безработицы 5% достижима при уровне инфляции 1%, 4%-я безработица - 3%-я инфляция, 3%-я безработица - 7%-я инфляция.

Позже М.Фридмен, Э.Фелпс показали, что инфляционная кривая Филлипса применима для краткосрочных периодов. Если пытаться в долгосрочном периоде достичь величины безработицы (U), меньшей естественной нормы (6-7%), то это приведет к прогрессирующей инфляции.

Таким образом, инфляция – это здоровая реакция экономического организма на финансовые расстройства, стремление к равновесию товаров и денег.

Особенности инфляции в переходной экономике:

  • открытая,
  • несбалансированная,
  • ожидаемая,
  • стагфляция,
  • галопирующая, перерастающая в гиперинфляцию (2680% в 1992г.).

Инфляция характерна не только для переходной экономики, в плановой экономике существовала скрытая инфляция, подавленная, о чем свидетельствовали очереди, дефицит, т. е. недопроизводство в конце 80-х гг.

2. Государственная система антиинфляционных мер

Одна из наиболее радикальных мер борьбы с инфляцией - это рост безработицы. Стабилизация инфляции ценой роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ: США, Великобритания, Польша, Венгрия и применима в СНГ и РФ, как следствие жесткой монетарной политики.

Отдельное предприятие не может бороться с инфляцией. Это макроэкономическая задача, задача государства.

В экономической политике существует два варианта борьбы с инфляцией:

Активная стратегия - через спад деловой активности и рост безработицы,

Пассивная политика - адаптационные государственные меры (индексация доходов и их контроль).

Составляющими пассивной антиинфляционной политики выступают:

Политика доходов.

Контроль цен и окладов,

Минимизация государственного вмешательства в рынок - налоговые льготы для тех фирм, которые не повышают цены.

Стратегия активной борьбы с инфляцией основана на компромиссной теории инфляции - через увеличение безработицы.

Итак, инфляция присуща современной экономике в силу ее конструктивных особенностей - бумажно-денежного обращения в условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом.

Антиинфляционная стратегия включает следующие меры длительного действия в переходной экономике:

Развитие рыночных механизмов,

Правительственная политика искоренения неуправляемой инфляцией (придерживать цены в рамках, определенных законом о бюджете),

Жесткие ограничения прироста денежной массы - только соответствующего приемлемому контролируемому уровню инфляции,

Сокращение бюджетного дефицита,

Повышение курса валюты (внешний фактор).

Тактические антиинфляционные меры в переходной экономике:

Государственная поддержка степени товарности народного хозяйства - льготное налогообложение предпринимателей, организующих свободную продажу побочных продуктов производства,

Повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности для сокращения текущего спроса,

Контроль доходов через налогообложение фонда заработной платы, превышающего нормируемый уровень до 1995г. (3 минимальных зарплаты на среднесписочного работника).

3. Развитие инфляционных процессов в РФ

В связи с либерализацией в 1992 г. цены повысились в 26 раз, в 1993 г. прирост инфляции составил 1008%, в начале 1993 г. темпы роста цен вернулись к 1992г. и составили около 30% в месяц. Это было результатом временного лага после осенней накачки денег через взаимозачеты и сопровождалось ростом курса доллара и в целом долларизацией, т.е. бегством от рубля.

Государственные меры борьбы с инфляцией в этот период и на других временных интервалах повышения инфляции:

Выброс на рынок валюты,

Повышение процента для роста склонности населения к сбережениям,

Сжатие дефицита бюджета и кредитов правительству через секвестирование бюджета.

Но потом опять политика смягчилась: ЦБ выдал правительству кредиты, расширилась денежная эмиссия и темпы инфляции к началу 1994г. выросли.

Таким образом, в первой половине 90-х годов в России установился определенный (выматывающий экономику) инфляционный цикл: достижение положительных результатов (снижение темпов роста инфляции)  давление отраслевых лоббистов, политические события (выборы) смягчение денежно-кредитной политики рост темпов инфляции (до гиперинфляции на уровне 30%-й инфляции в месяц) необходимость усиления борьбы с инфляцией.

Причины инфляции в первой половине 90-х годов:

Дефицит госбюджета, финансируемый за счет денежной и кредитной эмиссии Центрального банка;

Увеличение скорости обращения денежной массы;

Скупка валюты Центральным банком за счет денежной эмиссии, превышающей установленные бюджетом лимиты.

Таблица. Кредиты, деньги, инфляция в 1992-2000гг.

(млрд.руб.) 1

1992 г.

1993 г.

1993 г.

1994 г.

2000 г.

Кредиты правительству

6320

9518

13104

25867.

Денежная база (М О +обязательные резервы.+средства на кор. счетах)

4284

6344

9304

21426

1842

Мультипликатор (М2/ден. базу)

1,68

1,73

1,78

Скорость обращения

Среднемесячные темпы инфляции

Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующие выводы:

  • снижение инфляции в 1992-2001гг. сделало реально положительной учетную ставку, но высокая ставка процента вела к снижению спроса на деньги и снижению инвестиций до 1999г.;
  • рост мультипликатора на основе снижения избыточных резервов КБ в ЦБ увеличил предложение денег;
  • несоблюдение требований к норме резервов – либо ниже (до 1998г.), либо выше с 1999г.

Таким образом, монетарное регулирование снижает темпы инфляции - от гиперинфляции экономика перешла в стадию глубокой депрессии 1994-98гг. Но замена монетарных методов немонетарными (через ограничение цен на хлеб, 100%-ю продажу валютной выручки, государственно фиксируемый валютный курс через установление валютного коридора), а также свертывание политических и экономических реформ привело к разрушению финансовой системы государства в августе 1998г.

Таблица. Индексы инфляции 2

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

2001 г.

(I полугодие)

ИПЦ (Госкомстат)

2680

1008

112,7

ИОЦ пром-ти

6164

1124

108,8

Сочетание мер по усилению государства и его позиций в экономике с созданием благоприятных конкурентных условий для отечественных производителей при проведении жесткого монетарного регулирования позволяло как контролировать инфляцию, так и обеспечить выход экономики России на траекторию экономического роста.

4. Выведение кривой Филлипса с учетом ожидаемой инфляции

Взаимосвязь инфляции и безработицы в экономической теории анализируется в краткосрочном периоде (SR ). В соответствии с неоклассической теорией доход устанавливается на равновесном, потенциально возможном в данной экономике уровне, а агрегированный спрос определяется уровнем цен Y d (Р). Но как устанавливаются в экономике цены? В плановой экономике директивные цены и контролируемая заработная плата позволяют гарантировать рабочие места, не подвергая экономику высокой инфляции. Но в рыночной экономике гарантировать стабильность цен и отсутствие забастовок невозможно. Значит, равновесный уровень экономической активности находится не там, где задействованы полностью все ресурсы. Чтобы удержать инфляцию на низком уровне, безработица должна быть достаточно высокой для предотвращения раскручивания спирали «зарплата-цена».

В результате равновесный уровень безработицы зависит от того:

Как зарплата реагирует на цену;

Как цена реагирует на зарплату.

Начнем с цен. Производитель устанавливает цены на уровне своих предельных издержек, если у него нет никакой монопольной власти над рынком. Если он является монополистом, то цена будет выше предельных издержек. Предположим, что издержки на 1 единицу продукции сводятся только к ожидаемой зарплате W e , деленной на выпуск на 1 рабочего Х, а издержки капитала учитываются через маржинальную прибыль. Тогда цена с учетом ожидаемой зарплаты составит: (1)

Следующим итерационным шагом анализа взаимосвязи «зарплата-цена» является механизм установления зарплаты. При формировании требований к зарплате рабочие учитывают свою производительность Х. Кроме того, чем выше занятость, тем выше реальная зарплата, которую могут получить рабочие, т. к.:

  • если легко найти новую работу, то рабочие уйдут с низкооплачиваемой;
  • если фирмам нелегко найти новых рабочих, то они будут привлекать их более высокой зарплатой.

Таким образом, зарплата основана на ожидаемых ценах: (2),

Спираль «заработная плата – цена» формируется в результате цены растут в ответ на рост зарплаты и наоборот, разделим (1) на (2):

Пусть фактическая инфляция цен  , а ожидаемая  е : , если темпы инфляции невысоки.

Это фактическая инфляции 1+  , - ожидаемая 1+  е . Тогда. Упростив, получим

В соответствии с теорией ожиданий есть два способа формирования ожиданий:

1. если цены стабильны, то ожидается, что они будут такими же, т. е.  е =0, тогда - это и есть кривая краткосрочная Филлипса, которая точно описывает динамику цен и безработицы в краткосрочном периоде.

До 60-х годов 20-го века инфляция не имела постоянного характера, а цены колебались в соответствии с процессом Маркова Р=Р -1 +е, где Р - цена с лагом в период, е- случайная переменная. В этом случае Р -1 - самое рациональное предсказание для Р, а ожидаемая инфляция  е =0.

2. Начиная с 60-х гг., с войны во Вьетнаме инфляция стала обычным явлением на западе. Она стала ожидаемой, т. е. люди стали ожидать той же инфляции, которая была в предыдущий период: , тогда. Инфляция, как и раньше, зависит от уровня занятости, но и от инфляции в предыдущий период. Это увеличенная кривая Филлипса, описывающая состояние экономики западных стран за последние 25 лет. Уровень занятости воздействует не на сам уровень инфляции, а на изменения в уровне инфляции.

Рис. . Увеличенная кривая Филлипса

Существует некоторый промежуточный уровень занятости (между) и полной занятостью (), при котором инфляция неизменна - L *, а соответствующий ей уровень безработицы - L *= U * - это неускоряющий инфляцию уровень безработицы (НУИУБ) или естественная безработица. В западной Европе он составляет сейчас 9 %, во времена Филлипса – 6%. Когда безработица ниже этого уровня, инфляция начинает расти. Уровень НУИУБ можно изменить формируя новые общественные институты. Но при любом их состоянии существует уровень безработицы, ниже которого инфляция начинает расти бесконечно.

Рис. . Установление цен и зарплаты

Кривая Филлипса – это не теоретическая абстракция, за последние 25 лет в европейских странах каждый подъем (повышение деловой активности и увеличение занятости) сопровождался растущей инфляцией, а экономический спад - спадающей инфляцией.

Конечно, даже увеличенная кривая Филлипса - это упрощение, т. к. на инфляцию воздействует не только занятость, но и изменения в занятости:

Уровень безработицы варьирует в разных странах Европы от 1,6% в Швеции до 16,2% в Испании Но во многих европейских странах он составляет 9%. Безработица тем ниже, чем:

  • ниже пособия по безработице;
  • больший объем программ переквалификации;
  • слабее профсоюзы;
  • лучше предприниматели координируют зарплату.

Если все эти переменные обозначить через Z , то увеличенная кривая Филлипса: , т. е. чем выше Z , тем ниже уровень занятости L *, соответствующий стабильной инфляции, т.е. тем выше уровень естественной безработицы, что и обусловило его рост за последние полвека с 6% до 9% (в Европе).

Контрольные вопросы.

  1. Инфляция предложения в Российской Федерации проявляется в:

а) сдвиге кривой совокупного спроса влево; б) сдвиге кривой совокупного спроса вправо; г) сдвиге кривой совокупного предложения влево; д) сдвиге кривой совокупного предложения вправо.

  1. Какой тип инфляции вызывает изменение подоходного налога до 13% в Российской Федерации в 2001г.?

а) спроса; б) предложения; в) несбалансированная; г) галопирующая; д) стагфляция.

  1. В краткосрочном периоде правительство России использовало следующие антиинфляционные меры:

а) стимулирование сбережений и индексация фиксированных доходов; б) меры, направленные на сокращение деловой активности и ведущие к росту безработицы; в) сокращение бюджетного дефицита; г) повышение курса национальной валюты.

  1. Какой вид принимает кривая Филипса в долгосрочном периоде при поддержании безработицы на уровне, меньше естественного?

а) прямая, параллельная оси ОХ; б) прямая, параллельная оси ОУ; в) сдвинутая вправо вверх кривая Филипса; г) сдвинутая влево кривая Филипса.

  1. Дополнительные причины безработицы, присущие переходной экономике России:

а) потребность производства в высококвалифицированных творческих кадров; б) падение производства и глобальная структурная перестройка; в) разделение рабочих мест; г) досрочный выход на пенсию.

1 www.gks.ru

2 См. Вопросы Экономики 1995. № 3 С. 5.; www.grs.ru.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3806. Теоретические основы инфляционных процессов в экономике 11.94 KB
Существуют теории относительно инфляции как одной из наиболее серьезных проблем препятствующих полноценному экономическому развитию. Проблема инфляции занимает одно из центральных мест и в монетаристской литературе где причинная зависимость между изменением количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая закономерность. Тем самым отвергается кейнсианская идея о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста жертвуя определенным повышением темпов инфляции.
6734. Экономический рост и его особенности в переходной экономике 36.48 KB
Экономический рост: модели и типы. Модель Роберта Солоу. Устойчивый уровень капиталовооруженности. “Золотое правило” накопления капитала. Трансформационный спад и перспективы экономического роста в экономике России. Типы экономической политики и экономический рост.
6733. Особенности международных экономических отношений в переходной экономике 30.14 KB
Государство для защиты отечественных производителей установливает барьеры на пути свободной торговли. Часто необходимость проведения одной протекционистской политики обосновывается...
6713. Рынок труда и особенности его становления в переходной экономике 128.75 KB
Рынок труда и особенности его становления в переходной экономике. Предложение труда: принятие решения о занятости. Рынки труда с несовершенной конкуренцией. Особенности рынка труда в переходной экономике.
17079. Институциональные особенности государственного регулирования корпоративного сектора в переходной экономике России 18.71 KB
Для того чтобы понять движущие силы такого развития необходимо рассмотреть глубинные причины определяющие поведение этих глобальных игроков. Поскольку само государство является значимым общественным институтом и принято считать что в рыночной экономике главное назначение государства состоит в создании предсказуемой институциональной среды для действий экономических агентов то необходимо выявить основные параметры институциональной среды которые определяют взаимодействие бизнеса и государства. Оценка соответствия существующих неформальных...
2705. Сущность и характерные особенности инновационных процессов в современной экономике 18.16 KB
Руководством Фраскати инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности прогрессивное новшество которое проявляется либо в виде продукта либо в виде технологических процессов новых методов организации и управления производством 1. Понятия инновация инновационная деятельность государственная инновационная политика венчурный инновационный фонд инфраструктура инновационной деятельности были внесены в проект Федерального закона Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике...
3742. Анализ инфляционных процессов в России 236.77 KB
В начале 2007 года повышение темпов инфляции в значительной мере было обусловлено аномальными погодными явлениями повлиявшими на рост издержек в сфере реализации и снижение предложения ряда товаров плодоовощная продукция а также ростом цен на импортируемый сахарсырец. В результате прирост цен на плодоовощную продукцию в I квартале составил 28 сахар подорожал на 488 что внесло в инфляцию 18 п. Существенно замедлились темпы роста цен на плодоовощную продукцию до 18 вследствие роста поставок по импорту особенно из стран СНГ. Цены...
1115. Исследование причин и особенностей инфляционных процессов в современной России 600.64 KB
Как и сами деньги процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. Она обесценивает результаты труда уничтожает сбережения юридических и физических лиц препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей который влияет на процентные ставки обменные курсы на потребительский и инвестиционный спрос на многие социальные аспекты в том числе на стоимость и качество жизни. Infltion –вздутие под которой...
6731. Фискальная политика в переходной экономике 49.37 KB
Фискальная политика - один из инструментов госрегулирования. В отличие от методов прямого (административного) регулирования, свойственных централизованно управляемой экономике в переходной экономике все шире используются косвенные методы госрегулирования...
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.